что такое санинструктор в армии
Значение слова «санинструктор»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Санинструкторы служат в войсковых подразделениях, медицинских подразделениях войсковых частей (ПМП), и военно-медицинских частях и учреждениях (МедСБ, госпитали). В военное время санинструктор организует медицинское обеспечение своего подразделения (роты, батареи), используя штатных (в мотострелковой роте), приданных или выделенных для этой цели из числа солдат так называемых боевых санитаров.
Санинструктор совместно с санитарами должен обеспечить розыск, вынос и вывоз пострадавших с поля боя и принимать меры к их эвакуации.
Санинструктор также выявляет больных военнослужащих, оказывает им первую медпомощь, контролирует соблюдение гигиенических требований, обучает правилам оказания медицинской само- и взаимопомощи, обеспечивает личный состав индивидуальными средствами первой медпомощи.
Санинструктор подчинен командиру (подразделения), а по специальности — фельдшеру батальона (каковой в мирное время служит в ПМП). На медпунктах и в военно-медицинских учреждениях санинструктор выполняет различные обязанности младшего медперсонала по указанию врача (фельдшера).
Во время Великой Отечественной войны в РККА женщины-санинструкторы и санитарки в действующей армии составляли 40 %.
Обязанности санитарного инструктора роты (батареи)
Медицинское обеспечение роты организует и осуществляет санитарный инструктор. Он подчиняется командиру роты, а в порядке внутренней службы – и старшие роты. По специальным вопросам он выполняет указания начальника МПБ.
Санитарный инструктор роты обязан:
— знать задачу роты, наличие раненых и больных в ее подразделениях, место МПБ и порядок его перемещения;
— организовывать и осуществлять розыск раненых и больных на поле боя, оказывать первую медицинскую помощь тяжело раненым и тяжело больным, проводить их сбор, укрытие и обозначение.
— контролировать своевременность и качество первой медицинской помощи, оказанной санитарами-стрелками и в порядке само- и взаимопомощи;
— обеспечить эффективное использование сил и средств сбора и вывоза раненых и больных, работающих на направлении роты;
— выявлять больных, оказывать им первую медицинскую помощь и с разрешения командира роты отправлять на МПБ или МПБр;
— проводить медицинскую разведку района расположения и боевых действий роты;
— по указанию начальника МПБ осуществлять наблюдение за состояние здоровья военнослужащих, подвергшихся воздействию ОМП, но сохранивших боеспособность и проводить им лечебно-профилактические мероприятия;
— проверять выполнение личным составом правил личной гигиены, санитарное состояние района расположения и действий роты;
— контролировать своевременность помывки л/с и смены белья, проводить телесные осмотры;
— обеспечивать л/с роты медицинскими средствами профилактики и оказания первой медицинской помощи, контролировать правильность их применения;
— обучить л/с роты приемам самопомощи и взаимопомощи при ранениях и заболеваниях, а также правилами личной гигиены;
— докладывать командиру роты и начальнику МПБ данные о количестве раненых и больных, подлежащих вывозу (выносу) с поля боя и места их размещения.
Для розыска и выноса раненых с поля боя распоряжением командира роты в помощь санитарному инструктору и стрелкам-санитарам в необходимых случаях могут выделяться солдаты из подразделений роты.
В каждом мотострелковом взводе имеется по одному стрелку-санитару, который помимо выполнения обязанностей стрелка, участвует в розыске, оказании первой медицинской помощи, сборе и выносе раненых с поля боя. Он должен непрерывно наблюдать за полем боя, запоминать места нахождения раненых, разыскивать их, возможно быстрее оказывать им медицинскую помощь, оттаскивать тяжело раненых в укрытие от огня противника.
Наиболее важная задача медицинской службы – своевременный розыск раненых, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация с поля боя. От качественного выполнения этих начальных мероприятий зависит спасение жизни раненых, излечение и возвращение их в строй. Это убедительно подтвердил опыт Великой Отечественной войны.
Сбор раненых, оказание им первой медицинской помощи и вынос (вывоз) с поля боя должны осуществляться непрерывно, независимо от условий обстановки.
— извлечение раненых из-под завалов, из танков, боевых машин;
— тушение горящего обмундирования;
— введение обезболивающего средства при помощи шприца-тюбика;
— устранение асфиксии путем освобождения верхних путей от слизи, крови и возможных инородных тел. При западении языка, рвоте, обильном носовом кровотечении пострадавшего укладывают на бок. При асфиксии вследствие западения языка последний прокалывают булавкой, которую фиксируют бинтом к шее или подбородку. В случае остановки дыхания производят искусственную вентиляцию легких с помощью S-образной трубки или методом «рот в рот» («нос в нос»);
— временную остановку наружного кровотечения всеми доступными средствами: наложение кровоостанавливающего жгута (стандартного или импровизированного), давящей повязки, пальцевое прижатие магистральных сосудов;
— наложение асептической повязки на рану и ожоговую поверхность, а при открытом пневмотораксе – окклюзионной повязки с использованием оболочки пакета перевязочного индивидуального (ППИ);
— иммобилизацию поврежденной конечности простейшими средствами;
— надевание противогаза при нахождении на зараженной местности;
— дегазацию зараженных участков кожи и прилегающих участков обмундирования жидкостью ИПП;
— дачу антибиотиков, противорвотных средств из аптечки индивидуальной (АИ);
— применение глазных лекарственных пленок (ГЛП) при повреждении глаз.
При оказании первой медицинской помощи в первую очередь должны использоваться медицинские средства, имеющиеся у раненого.
В каждом мотострелковом и танковом батальоне имеется медицинский пункт (МПБ).
На медицинский пункт батальона в бою возлагаются следующие задачи:
— розыск раненых и больных, оказание им первой медицинской помощи;
— сбор и вывоз (вынос) раненых и больных из рот, оказание им доврачебной помощи, укрытие и обозначение мест их сосредоточения;
— медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава батальона, организация и осуществление мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также мероприятий медицинской службы по защите личного состава батальона от ОМП;
— обеспечение подразделений батальона медицинскими средствами профилактики и оказания первой медицинской помощи;
— обеспечение санитарных инструкторов рот медицинским имуществом;
— медицинская разведка района расположения и боевых действий батальона.
Медицинский пункт батальона возглавляет начальник МПБ – фельдшер.
Что такое санинструктор в армии
Обязанности стрелка-санитара и санитарного инструктора. Их табельное оснащение, порядок его использования.
Санитарный инструктор роты и стрелок-санитар взвода являются низшим (первым) звеном медицинской службы механизированной бригады, но от качественного выполнения возложенных на них задач зависит дальнейший исход полученного военнослужащим ранения или заболевания и скорейшее возвращение их в строй.
В межбоевом периоде санитарный инструктор роты (стрелок-санитар взвода) осуществляет наблюдение за выполнением личным составом правил гигиены, контролирует своевременность помывки личного состава и смены белья, проводит телесные осмотры, санитарно-просветительную работу. При необходимости проводит дезинфекционные и другие санитарно-гигиенические мероприятия. Выявив больных, оказывает им первую медицинскую помощь и, с разрешения командира роты направляет их в МПБ. По указанию начальника МПБ наблюдает за состоянием здоровья военнослужащих, подвергшихся воздействию ОМП, но сохранивших боеспособность и проводит им назначенные лечебно-профилактические мероприятия.
При подготовке к бою санитарный инструктор обязан:
? провести медицинскую разведку района расположения и боевых действий роты для определения наиболее целесообразных путей приближения к раненым, их эвакуации с поля боя, мест укрытия раненых («гнезд раненых») и оборудования МПР;
? при необходимости доложить командиру роты перечень инженерных работ, которые надо осуществить для обеспечения своевременного выноса (вывоза) раненых (расширение траншей, устройство
мостиков через траншеи и ступенек, срез углов и др.);
? поставить задачи санитарам-стрелкам взводов, а также медицинскому составу, приданному для усиления (экипажам БММ и санитарных автомобилей, санитарам и санинструкторам из МПБ);
? через командира роты добиться выделения нештатных санитаров или санитаров-носильщиков из числа личного состава роты;
? поставить задачи нештатным санитарам (санитарам-носильщикам), обеспечить их дополнительными средствами оказания первой медицинской помощи и эвакуации;
? установить сигналы: «Требуется вынос», «Вызов санитарного инструктора», а также порядок обозначения «гнезд» раненых;
? организовать МПР (укрытие, где временно размещают раненых при затруднении (невозможности) эвакуации их из роты, до тех пор, пока не появится возможность эвакуировать их на МПБ или на ПСТ);
? проверить обеспечение личного состава роты предметами индивидуального медицинского оснащения и при необходимости обеспечить их ими;
? пополнить израсходованное медицинское имущество медицинских сумок;
? при необходимости обучить личный состава роты приемам оказания само- и взаимопомощи).
В бою стрелок-санитар обязан:
? знать задачу своего взвода и роты в бою, местонахождение командира своего взвода, санитарного инструктора роты, МПР, МПБ, ПСТ; в том случае, если МПБ работает «с ходу», стрелок-санитар должен знать маршрут его движения;
? находиться неотрывно при взводе, постоянно следить за полем боя, запоминать места нахождения раненых и докладывать о них командиру взвода;
? осуществлять розыск раненых на поле боя, оказывать первую медицинскую помощь тяжелораненым, уметь использовать защитные и маскирующие свойства местности для их укрытия, обозначать места нахождения раненых на поле боя;
? эвакуировать раненых из боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков;
? указывать раненым, которые способны самостоятельно передвигаться, наиболее короткий и безопасный путь к МПБ, ПСТ или к «гнезду раненых»;
? проверять и при необходимости исправлять первичные повязки, наложенные в порядке самопомощи и взаимопомощи;
? своевременно докладывать командиру взвода и санинструктору роты о своей работе и необходимой помощи (выделение вспомогательных санитаров, пополнение медицинской сумки), пользуясь для этого всеми доступными средствами связи.
Учитывая это, стрелок-санитар должен уметь : защитить раненых от повторного поражения; проводить активный розыск их на поле боя; правильно оценивать местность, боевую обстановку; находить скрытые от противника пути подхода к раненым; правильно применять медикаменты и перевязочные средства, которые находятся в сумке санитара и в АИ; извлекать раненых из боевых машин и танков; выносить раненых и больных на носилках, лямках и подручных средствах, вывозить их на БММ, волокушах, лыжноносилочных установках; готовить санитарный и приспосабливаемый войсковой транспорт к эвакуации раненых; производить погрузку и выгрузку раненых; во время перевозки осуществлять уход за ранеными и больными, чутко и бережно обращаться с ними, поддерживать их моральное состояние и вселять уверенность в выздоровлении.
Санитарный инструктор роты во время боя обязан:
? знать боевую задачу роты;
? знать место расположения МПБ, ось и порядок его перемещения, район развертывания омедо, порядок эвакуации раненых и больных, выделяемые для этого средства;
? организовать и осуществлять розыск раненых и пораженных на поле боя, оказывать первую мед. помощь тяжелораненым, проводить их сбор, укрытие и обозначение;
? контролировать своевременность и качество первой мед. помощи, оказываемой санитарами-стрелками и военнослужащими в порядке само- и взаимопомощи;
? обеспечивать эффективное использование сил и средств сбора и вывоза раненых, работающих на направлении роты.
Табельное оснащение санитара-стрелка и санитарного
инструктора
На оснащении стрелка-санитара, санитара-носильщика и води-теля-санитара имеется сумка санитара (СС). Она рассчитана на оказание помощи 30 раненым и больным. Содержит простейшие лекарственные средства и перевязочный материал. На оснащении санитарного инструктора имеется сумка медицинская войсковая (СМВ), рассчитанная на оказание первой медицинской помощи 2530 раненым, пораженным и больным. Она содержит перевязочный материал, обезболивающие средства, антидоты, жгут, воздуховод.
Кроме этого, санитарный инструктор, стрелок-санитар оснащены лямкой санитарной носилочной, шлемом для раненых в голову, накидкой медицинской. При необходимости они могут оснащаться носилками санитарными и ремнем привязным к носилкам санитарным.
Санинструктор
Санинструктор подчиняется фельдшеру или нет. и еси она не выполняет свои обязанности может ли фельдшер наказать санинструктора.
Я служил в СА с 09.05.1980 по 16.06.1982 г. в должности санинструктора (по диплому-фельдшер). Сейчас-врач скорой помощи. Собираю документы на досрочную льготную (трудовую) пенсию, но в ПФ говорят, что должность санинструктор не в перечне профессий. Стоит мне судиться? На какие документы ссылаться?
Нужно ли санинструктор сертификат или хватит диплома сестринский мед сестры.
Я санинструктор, могут ли меня ставить в наряды не по медицинскому пункту.
Входит ли служба по контракту, санинструктор 6 лет, в общий медицинский стаж? Спасибо.
Возможно ли с категорией в ограниченно годен служить в контрактной службе по специальности санинструктор.
Я санинструктор роты. Имеет ли право мой командир меня поставить в наряд по роте?
Санинструктор войсковой части, приказанием обязали готовить рабочие растворы хлор содержащих препаратов, равноправны ли действия?
Можно ли встать на должность санинструктора медицинского пункта без образования?
Служба в армии 1988 по 1990 призывник. Служба в Коми как рассчитать стаж. Идет ли льготный? Фельдшер (санинструктор)
Какие ограничения по зрению для службы по контракту женщинам в должности санинструктора? У меня правый-5,0, левый-6,0. Работаю медиком на гражданке, подвернулась работа по контракту. Что бы не рисковать, хочу уточнить пропустит ли меня военная комиссия на должность санинструктора, других заболеваний не имею, обследована.
Профессия фельдшер. Служба СА Коми АССР с 1988-1990 санинструктор роты в поселке. Как рассчитать стаж к пенсии трудовой и льготный? Заранее спасибо.
Хочу пойти служить на должность санинструктор во внутренние войска МВД, мед.образование есть, я девушка. Но у меня 2 крупные татуировки на бёдрах, возьмут ли меня?
Входит ли в медицинский стаж при назначении льготной пенсии прохождение службы в Советской Армии в должности санинструктора.
Я медицинский работник. Входит ли служба в армии в должности санинструктора в льготный стаж для выхода на пенсию.
Служба по контракту ВС в должности санинструктора Не вошла в стаж для назначении Досрочной пенсии. Служила в районах крайнего севера.
Я проходила военную службу в должности санинструктора период 1988-1990 год как засчитываются эти периоды в назначении льготной пенсии.
Льготная пенсия медиков
Здравствуйте! Я медик (медсестра), хотела оформить льготную пенсию Но работу после окончания мед. училища, начала со службы в рядах СА. В выписке из архива написано, что зачислена в списки личного состава в/ч приказом №.. :рядовая, ефрейтор, мл. сержант.-должность санинструктор. Все. служила с 05.1983 по 02.1985 гг. в ПМП, но это не указано в приказе. В пенсионном отделе говорят, что санинструктор никто для льготной пенсии Подскажите пожалуйста, верно ли это? Спасибо!
Входит ли срочная служба в СА 1986-88 гг. в специальный стаж для медработников. Служба в должности санинструктора в/ч.
Санинструктор бригады связи: «Армия была моей детской мечтой»
«Белорусская военная газета» продолжает рассказывать о девушках, которые разрывают стереотипы и выбирают для себя армейскую службу.
Контрактница гвардии сержант медицинской службы Марина Беланович несколько лет служит санитарным инструктором в узле связи (главном) 127-й гвардейской бригады связи.
После окончания Слонимского государственного медицинского колледжа девушка работала в одном из медицинских учреждений Барановичей медсестрой процедурного кабинета.
«Конечно, сразу после учебы было тяжело на новом месте: незнакомый коллектив… Но благодаря коллегам мне быстро удалось освоиться», — вспоминает девушка.
Спустя два года Марина решилась на то, чтобы сменить медицинскую специализацию.
«Одна моя знакомая в то время служила в узле связи — она и подсказала, что там есть вакансия санинструктора. Я, не раздумывая, согласилась. Хотелось в жизни чего-то нового, сменить обстановку. К тому же, если честно, армия была моей детской мечтой», — говорит санинструктор Беланович.
Марина прошла медкомиссию, собрала необходимые документы, сходила на собеседование к командованию бригады — и вскоре встала в армейский строй. Первые полгода службы были настоящим испытанием: обувь на высоком каблуке пришлось сменить на берцы, одежду ярких расцветок — на камуфлированную форму. Вместо модной прически — скромная коса. Жизнь по строгому распорядку…
Но у девушки, что самое главное, было огромное желание работать.
«Я благодарна всему нашему коллективу узла связи. Знаю, что в любое время могу обратиться за помощью — и мне не откажут, — поделилась Марина Беланович. — Точно так же охотно помогу и каждому обратившемуся ко мне за помощью: офицеру, прапорщику, солдату».
Особое внимание ей приходится уделять новобранцам. Многие из юношей нелегко переживают период армейской адаптации. Марина прекрасно понимает: тут нужнее нужного не лекарства, а беседа с понимающим, доброжелательным человеком.
Работая среди армейской молодежи, стройных и подтянутых ребят, нужно и самой всегда оставаться в отличной форме. Поэтому в свободное время девушка занимается легкой атлетикой, аэробикой, не упускает возможности поплавать в бассейне.
Нередко девушки одевают военную форму для того, чтобы продолжить военную династию.
«Пойти в Вооруженные силы меня побудил волевой характер плюс желание стать офицером, которое было детской мечтой», — рассказывает лейтенант Юлия Кот, психолог 259-го отдельного мобильно-восстановительного железнодорожного батальона 30-й отдельной Краснознаменной железнодорожной бригады.
Маленькая Юля наблюдала за службой отца, старшего прапорщика, и любила примерять отцовскую форму. Шаг за шагом шла она к исполнению детской мечты. Вначале девушка получила образование учителя начальных классов — дефектолога. Затем поступила в Институт правоведения на специальность «Юридическая психология». Службу начала во внутренних войсках, но вскоре стала психологом в 259-м отдельном мобильно-восстановительном железнодорожном батальоне. О своем выборе она абсолютно не жалеет.