что такое самурайский меч

Самурайский меч

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

Содержание

Терминология

В литературе часто используются японские названия для обозначения разновидностей японского меча и его деталей. Краткий словарь наиболее часто используемых понятий:

Сравнительная таблица японских мечей

История японского меча

Древние мечи. До IX века.

Первые железные мечи были завезены на Японские острова во 2-й половине III века китайскими торговцами с материка. Этот период японской истории носит название Кофун (букв. «курганы», III—VI вв.). В могилах курганного типа сохранились, хотя и сильно повреждённые ржавчиной, мечи того периода, разделяемые археологами на японские, корейские и наиболее частые китайские образцы. Китайские мечи обладали прямым узким однолезвийным клинком с крупным кольцеобразным навершием на хвостовике. Японские образцы были короче, с более широким прямым обоюдоострым клинком и массивным навершием. В период Асука (538—710 гг.) с помощью корейских и китайских кузнецов в Японии начали производить собственное железо, а к VII веку освоили композитную технологию. В отличие от прежних образцов, выкованных из цельной железной полосы, мечи стали изготавливать методом ковки из железных и стальных пластин.

На рубеже VII—VIII вв. у японских мечей появился изгиб. Легенда связывает появление одного из первых таких мечей с именем кузнеца Амакуни (англ.) из провинции Ямато. Амакуни будто бы выковал известный меч Когарасу-Мару (Маленькая Ворона) в 703 году, и, хотя точная датировка отсутствует, этот меч считается самым древним изогнутым японским мечом. [8]

Старые мечи Кото. IX—XVI вв.

Период Хэйан. IX—XII вв.

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

История собственно японского меча начинается в период Хэйан (794—1185 гг.). В результате клановых междоусобиц Япония самоизолировалась от внешнего мира, централизованная власть государства ослабла, реальная власть перешла от императора к крупным феодалам. В X веке окончательно сформировался класс самураев, профессиональных воинов, сражавшихся в то время преимущественно на коне. Мечи этого периода характеризуются длинным клинком с маленькой вершиной.

Прямые мечи заменяются изогнутыми, причём, если вначале изгиб делался в районе рукояти при почти прямом клинке, то к концу периода максимальный прогиб сместился в область 1/3 общей длины от конца хвостовика («поясничный изгиб»). [9] В соответствии с изгибом оформляется характерным образом вершина меча, киссаки. Киссаки включает в себя остриё с прилегающей областью, отделённой от тела клинка поперечным прямым ребром. Кромка лезвия в области киссаки принимает дугообразный вид (ранние образцы киссаки имели наклонный срез кромки в виде прямой линии).

Классическое сечение японского клинка представляет собой синоги-дзукури: ребро (острая боковая грань — синоги) тянется вдоль всего клинка до вершины. Благодаря ребру жёсткости клинок оптимально сочетает прочность и сравнительно малый вес, а чтобы боковые грани клинка сходились к режущей кромке лезвия под как можно более острым углом, ребро синоги смещено от центра клинка к обуху. Сечение в районе обуха выглядит как тупой угол. [10] Наибольшей толщины (касанэ) клинок достигает вблизи хвостовика: 5,5—8,5 мм, типичное касанэ около 7 мм.

К концу периода Хэйан сложились как японская технология изготовления меча, так и его внешний вид. Описание меча-тати по сертификату:

Клинок с ребром, сильно сужающийся по длине от основания к маленькой вершине киссаки; выраженный «поясничный изгиб»; длина клинка 80 см; текстура поверхности стали подобная распилу древесины; волнистая линия хамон вдоль клинка; хвостовик с подписью мастера. [11]

В XI веке японские мечи стали высоко цениться и завозиться в Китай.

Период Камакура. XII—XIV вв.

В период Камакура (1185—1333 гг.) Япония столкнулась с монгольскими нашествиями. Новый противник, а также улучшение доспехов вызвали изменение пропорций меча, направленное на усиление ударной мощи. Вершина меча (киссаки) увеличилась в размерах, стала массивнее, клинок расширился и иногда сохранял ширину по всей длине. Тяжёлым мечом стало невозможно управлять одной рукой, что также явилось следствием постепенного перехода тактики ближнего боя к пешим поединкам. Самым популярным узором хамон стал неравномерный гребёнчатый рисунок тёдзи, который хотя и не выглядел столь эстетично как элегантные волнистые линии, зато лучше предохранял лезвие от разрастания трещин при ударных нагрузках.

Период Камакура считается золотым веком японского меча, клинки достигают своего наивысшего совершенства, которое не удалось повторить в более поздние времена, включая попытки современных кузнецов восстановить утраченные технологии. Самый известный кузнец этого периода был Масамунэ (англ.) из провинции Сагами. Легенда гласит, что Масамунэ отказывался подписывать свои клинки, потому что их невозможно было подделать. В этом есть доля правды, так как из 59 известных клинков подписаны только несколько кинжалов, однако установление авторства не вызывает споров среди экспертов.

Период Муромати. XIV—XVI вв.

Начало периода Муромати (1336—1573 гг.) — подпериод Намбокутё — отмечено появлением очень длинных мечей. Так, в святилище Яхико хранится меч длиной 2,25 м, причём длина лезвия 1,75 м. Это скорее исключение, хотя большую популярность стала приобретать нагината, которую рассматривают как вид длинного меча. В XV веке в результате длительной междоусобной войны пали прежние влиятельные кланы, на их место заступали новые семьи. Социальные сдвиги в японском обществе сказались на ремесленном деле, многие известные школы кузнецов исчезли. Смутное время требовало больше боевых мечей даже в ущерб их качеству, а с другой стороны, обнищание населения и упадок знати снизил спрос на высококачественные, но очень дорогие мечи. Изменилась технология выплавки стали, печи-татара позволяли выплавить больше металла, однако его качество изменилось, что требовало новых приёмов его обработки. Традиции передачи мастерства кузнецами прерывались, зато появились потомственные династии ювелиров-мечников. Мечи богато украшались, часто использовалась гравировка клинка.

Класс самураев оторвался от земли, избрав службу у крупного феодала единственным источником существования. К этому периоду относятся поединки между самураями, популяризованные в кинофильмах. Известный боец Цукахара Бокудэн с 1512 по 1571 годы провёл 49 поединков и принял участие в 39 сражениях, убив 212 человек. [12] В таких поединках решающую роль играла скорость нанесения первого удара. Этим объясняют распространение катан — мечей, носимых лезвием вверх, благодаря чему появилась возможность совместить извлечение клинка из ножен и одновременно нанесение секущего удара противнику. Катана по манере ношения относится к оружию пешего воина, её баланс более приспособлен для фехтования двумя руками, чем тати. Тем не менее длинные тати ещё производились для высшей знати, принимавшей участие в сражениях на коне.

Период Момояма. XVI век.

В период Момояма (1568—1603 гг.) стали появляться новые кузнечные школы, оторванные от преемственности прежних школ. С одной стороны это было вызвано утерей старых технологий, с другой — появлением нового сырья, завозного европейского железа. Развивая собственные технологии, кузнецы копировали внешне лучшие старые мечи, иногда довольно успешно.

Появилась тенденция укорачивания старых мечей. Тактика боя требовала спрямлённых мечей средней длины, поэтому владельцы тати обрезали хвостовик и вершину, доводя длину клинка до 60—65 см. Такие укороченные кото теряли имя кузнеца, в результате чего в настоящее время невозможно идентифицировать многие качественные образцы. Тати окончательно вышли из употребления, характерным вооружением самураев стала пара дайсё: меч катана и сопутствующий ему более короткий меч вакидзаси. Оба меча носились за поясом с небольшим перекрещиванием относительно друг друга.

Новые мечи «синто». XVII—XIX вв.

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

Начало XIX века выделяется в истории японского меча как период синсинто (новый-новый меч). Кузнецы, изготавливая длинные элегантные тати, возрождали забытые традиции периода Камакура. Ренессанс японского меча длился недолго. В 1841 году правительство в интересах обедневшего в условиях мирного времени класса самураев заставило кузнецов снизить цены на свою продукцию, что привело к угасанию энтузиазма по возрождению древнего искусства. В 1868 году настала эпоха Мэйдзи, промышленная революция разрушила феодальный уклад общества и, соответственно, поставила точку в истории мечей синто. Мечи, изготовленные методом ручной ковки после 1868 года, называются гэндай-то. Армейские мечи стали производить промышленным способом, что уже не имело никакого отношения к тысячелетним традициям изготовления настоящего японского меча.

Технология изготовления меча

Кузнецы-оружейники

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

Кузнецы обладали высоким социальным статусом в японском обществе, множество из них известно по именам благодаря спискам. Списки древних кузнецов начинаются именем Амакуни из провинции Ямато, жившем, по легенде, в начале VIII века в правление императора Тайхо (701—704 гг.).

В старые времена (период мечей кото, около 900—1596 гг.) существовало примерно 120 кузнечных школ, которые на протяжении веков производили мечи с характерными устойчивыми признаками, выработанными мастером-основателем школы. [13] В новые времена (период мечей синто, 1596—1868 гг.) известно 80 школ. Насчитывают около 1000 выдающихся мастеров кузнечного ремесла, a всего на протяжении тысячи лет истории японского меча зафиксировано более 23 тыс. кузнецов-оружейников, из них больше всего (4 тыс.) в период кото (старых мечей) проживало в провинции Бидзэн (современная префектура Окаяма). [14]

С X века мастера выбивали своё имя на хвостовике клинка — мэи, часто дополняя надпись датой изготовления и названием своей провинции. Самый ранний известный датированный меч изготовлен мастером по имени Юкимаса в 1159 году. [13] Об уважении к мастерам свидетельствует следующий факт: когда устаревшие длинные мечи-тати укорачивались (до длины катаны) за счёт обрезки хвостовика, то часто надпись с именем мастера переносилась на новый хвостовик.

Выплавка стали

В Японии продукт эрозии естественных залежей железной руды часто обнаруживается рядом с руслами рек, смешанный с илом и другими отложениями. Железо в этой песчаной смеси составляет только около 1 %. Железный песок добывали благодаря его большей плотности, вымывая лёгкие примеси обильным потоком воды.

Ранняя технология выплавки не отличалась совершенством: рудный песок загружали в небольшую яму и плавили на древесном угле, приготовленном из особых пород древесины для выжигания вредных серо- и фосфоросодержащих примесей в железе и насыщения его углеродом. Из-за невысокой температуры не удавалось полностью отделить расплавленное железо от примесей в шлаке, результат получался в виде слитков губчатого железа (тамахаганэ) на дне ямы. Более мощные и производительные печи татара (татара-буки), сохраняя в целом сам метод плавки, появились в XV веке.

Слитки железа расплющивались в тонкие пластины, резко охлаждались в воде и затем разбивались на куски размером с монету. После этого производилась селекция кусочков, отбрасывались куски с крупными вкраплениями шлака, по цвету и гранулярной структуре разлома сортировались остальные. [15] Такой метод позволял кузнецу отбирать сталь с предсказуемым содержанием углерода в диапазоне от 0,6 до 1,5 %.

Дальнейшее выделение остатков шлака в стали и уменьшение содержания углерода осуществлялось в процессе ковки — соединения отдельных мелких кусочков в заготовку для меча. [16]

Ковка клинка

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

Кусочки стали с примерно одинаковым содержанием углерода насыпались на пластину из того же металла, в едином блоке всё нагревается до 1300°С и ударами молота сваривается вместе. Начинается процесс проковки заготовки. Заготовка плющится и сворачивается вдвое, затем снова плющится и сворачивается вдвое в другом направлении. В результате многократной проковки получается многослоистая сталь, окончательно очищенная от шлаков. Легко подсчитать, что при 15-кратном сворачивании заготовки образуются почти 33 тысячи слоёв стали — типичная плотность дамаска для японских мечей.

Шлаки всё же остаются микроскопическим слоем на поверхности слоя стали, формируя своеобразную текстуру (хада), напоминающую рисунок на поверхности древесины. [17]

Для изготовления заготовки меча кузнец выковывает как минимум два бруска, из твёрдой высокоуглеродистой стали (каваганэ) и более мягкой низкоуглеродистой (синганэ). Из первого формируется U-образный профиль длиной примерно 30 см, внутрь которого вкладывается брусок синганэ, не доходя до той части, которая станет вершиной и которая сделана из лучшей и самой твердой стали каваганэ. Затем кузнец нагревает блок в горне и сваривает проковкой составные части, после чего ковкой увеличивает при 700—1100°С длину заготовки до размеров меча.

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

При более сложной технологии свариваются до 4 брусков: из самой твёрдой стали (хаганэ) формируют режущее лезвие и вершину, 2 бруска из менее твёрдой стали идут на боковые стороны, а брусок из относительно мягкой стали формирует сердцевину. Композитная структура клинка может быть ещё сложнее с отдельным привариванием обуха.

Ковкой формируется лезвие клинка до толщины около 2,5 мм (в районе режущей кромки) и его грани. Верхний кончик также выправляется ковкой, для чего по диагонали срезается конец заготовки. Затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), в результате чего структура металла в вершине обеспечивает повышенную прочность в ударной зоне меча, сохраняя при этом твёрдость и тем самым возможность очень острой заточки.

Закалка лезвия и полировка

Следующим важным этапом изготовления меча является термообработка лезвия для укрепления режущей кромки, в результате которой на поверхности меча появляется узор хамон, специфический именно для японских мечей. До половины заготовок в руках среднего кузнеца так и не становятся настоящими мечами в результате неудавшейся закалки. [18]

Для термообработки клинок покрывается неравномерным слоем термостойкой пасты — смеси из глины, золы и каменной пудры. Точный состав пасты держался мастером в секрете. Тонким слоем покрывалось лезвие, наиболее толстый слой пасты наносился на среднюю по ширине часть клинка, где закалка была нежелательна. Жидкая смесь разравнивалась и после высыхания царапалась в определённом порядке в области ближе к лезвию, благодаря чему подготавливался рисунок узора хамон. Клинок с засохшей пастой нагревают равномерно вдоль длины до ок. 770°С (контролируется по цвету раскалённого металла), затем погружают в емкость с водой лезвием вниз. Резкое охлаждение меняет структуру металла около лезвия, где толщина металла и термозащитной пасты наименьшие. Затем клинок повторно нагревается до 160°С и снова охлаждается. Данная процедура помогает снизить напряжения в металле, возникшие при закалке.

Закалённая область лезвия имеет почти белый оттенок по сравнению с остальной более тёмной серо-голубоватой поверхностью клинка. Граница между ними чётко видна в виде узорной линии хамон, который представляет собой вкрапления блестящих кристалликов мартенсита в железо. В древности хамон выглядел как прямая линия [19] вдоль клинка, в период Камакура линия стала волнистой, с причудливыми завитушками и поперечными черточками. [20] Считается, что кроме эстетичного внешнего вида, волнистая неоднородная линия хамона позволяет клинку лучше противостоять ударным нагрузкам, демпфируя резкие напряжения в металле.

При соблюдении процедуры как показатель качества закалки обух клинка приобретает белёсый оттенок, уцури (букв. отражение). Уцури напоминает хамон, но его появление является не следствием образования мартенсита, а оптическим эффектом в результате слабого изменения структуры металла в этой зоне по сравнению с близлежащим телом клинка. Уцури не является обязательным атрибутом качественного меча, но свидетельствует об успешно проведённой термообработке для некоторых технологий.

При нагреве лезвия в процессе закалки до температуры более 770° его поверхность приобретает насыщенность оттенков и богатство деталей узора. Однако при этом может пострадать прочность меча. Совместить боевые качества меча с роскошным оформлением поверхности металла удалось только кузнецам провинции Сагами в период Камакура, [21] высококачественные мечи других школ отличаются скорее строгой манерой оформления клинка.

Окончательную доводку меча осуществляет уже не кузнец, а ремесленник-полировщик, мастерство которого также высоко ценилось. Используя серию полировальных камней разной зернистости и воду, полировщик доводил клинок до идеального состояния, после чего кузнец выбивал своё имя и другие сведения на неотшлифованном хвостовике. Меч считался готовым, остальные операции по креплению рукояти (цуки), гарды (цубы), нанесению украшений относились к разряду вспомогательных процедур, не требовавших магического мастерства.

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч

Боевые качества

Современная оценка японских мечей

После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (NBTHK), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча. В 1950 году в Японии вышел закон «О культурном достоянии», который, в частности, определил порядок сохранения японских мечей как части культурного достояния нации.

Система оценки меча многоступенчатая, начинается с присвоения низшей категории и заканчивается присуждением высших титулов (два верхних титула находятся в компетенции министерства культуры Японии):

Источники

Статья написана по материалам следующих изданий:

Источник

Японские мечи

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч Существует несколько типов традиционно изготавляемых в Японии мечей (日本刀, «нихонто»). Эти традиционные мечи производились еще в период Кофун, однако изогнутую форму клинка «понские мечи, предположительно, начинают приобретать только после периода Хэйан. Существует множество видов нихонто, которые отличаются: размерами, формой, областью применения и способом изготовления. Вот некоторые из наиболее широко известных типов японских мечей: катана, вакидзаси, одати, тати.

Классификация

Классификация типов японских мечей в основном основывается на комбинации клинков и их рукоятей, так как это определяет стиль использования клинка. Неподписанный и укороченный клинок, который когда-то был изготовлен и предназначен для использования как тати, может попеременно устанавливаться в тати кошире и катана кошире. Таким образом, он хорошо различим по стилю крепления клинка в рукояти. Длинный танто может быть классифицирован и как вакидзаси, если его длина превышает 30 см, однако первоначально клинок был установлен и использовался в качестве танто, (различия в длине для танто несколько произвольны, но необходимы, если рассматривается короткий клинок без эфеса). Когда клинки изъяты из рукоятей, танто и вакидзаси будут определяться лишь по длине (не более 30 см для танто), если только их предполагаемое использование не могло быть абсолютно определено или же предполагающий выносит своё мнение о возможном использовании клинка. Таким образом, клинок, формально именуемый как вакидзаси, из-за длины может неофициально обсуждаться между людьми как танто, потому что этот клинок мог быть изготовлен в эпоху, когда танто были популярными нихонто, а вакидзаси, как меч-компаньон для катаны, еще не существовал.

Виды японских мечей

Описание

Производство различных видов мечей в Японии делится на определенные периоды времени:

Этимология термина

Слово «катана» часто использовалось в древней Японии и используется до сих пор, в то время как старое употребление слова «нихонто» встречается реже, к примеру в поэме «Песня нихонто» поэта династии Сун Оуян Сю. Слово «нихонто» стало более распространенным в Японии в конце сёгуната Токугава. Из-за импорта западных мечей слово «нихонто» было принято, чтобы отличать японские мечи от западных (洋刀, «йото»).

Анатомия японского меча

Клинок

Каждый клинок имеет уникальный профиль, в основном зависящий от кузнеца и метода производства. Самая выдающаяся часть – средняя часть сечения клинка, или синоги. На более ранних изображениях синоги были плоскими, и сужались к острию клинка. Однако мечи могут и полностью сужаться от синоги, дальше к краю клинка или даже расширяться от синоги, а затем сжиматься к лезвию (создавая трапециевидную форму). Плоский или сужающийся синоги называется синоги-хикуси, а плоский клинок называется синоги-такуши.

Синоги могут быть размещены около задней части клинка для более длинного, острого, но и более хрупкого лезвия или более умеренные синоги около центра клинка.

Мечи также могут имеет различные формы острия, что считается чрезвычайно важной характеристикой: остриё может быть длинным (окиссаки), средним (чукисаки), коротким (кокисаки) или даже загнутым назад (икури-окисаки). Кроме того, также важно, является ли передний край острия более изогнутым (фукура-цуку) или (относительно) прямым (фукура-кареру).

Киссаки (острие) не является видом «стамеско-подобного острия». Вид западной интерпретации ножа «танто» иногда встречается в реальных японских репликах. У прямого наклонного острия есть преимущество в том, что его легко шлифовать, но такая стркуктура имеет лишь поверхностное сходство с традиционными японскими киссаки. У киссаки изогнутый профиль и гладкая равномерная кривизна по всей поверхности до острия, ограничением со стороны лезвия служит прямая линия, называемая йокоте, которая имеет четкий вид с обеих сторон.

Хотя это не является общеизвестным, киссаки «острие стамески» возникло в Японии. Примеры этого термина приведены в книге Канзана Сато «Японский меч». Поскольку американские клинки широко используют данную конструкцию, есть распространенное заблуждение, что данный дизайн возник в Америке.

В хвостовиках «накаго» проделывают отверстия(одно или несколько), которые называются «мекуги-ано». Эти отверстия используются для закрепления клинка с помощью мекуги, небольшого бамбукового колышка, который вставляется в другую полость в рукояти цука через мекуги-ано, таким образом предотвращая выпадение клинка. Чтобы снять рукоять, нужно убрать мекуги. Подпись «мэй» кузнеца вырезается на хвостовике.

Ножны и эфес

На японском языке ножны упоминаются как «сая», а защита для рук «цуба». Зачастую, особенно в поздние годы периода Эдо, цубы изготовливали используя замысловатые формы, практически как отдельное произведение искусства. Другие аспекты креплений (кошаре), такие как менуки (декоративная нижняя часть рукояти), хабаки (держатель клинка в ножнах), фучи (втулка между цубой и рукоятью), кашира (навершие), козука (небольшой декоративный элемент), когайте (декоративное украшение), сая (ножны), и цука-ито (традиционная обертка рукояти, состоящая из переплетённых шнуров, также называется тсукамаки). Все эти составные части производятся на высоким уровне мастерства и сейчас.

Подпись и дата

Классификация

Длина

Обычно основное различие японских мечей связано с длиной их клинков. Японские мечи измеряются в единицах «сяку». С 1891 года современный японский сяку, приблизительно равняется 30.3 см.

Однако исторический сяку был немного длиннее (около 35 см). Таким образом, иногда может возникать путаница относительно длины клинков, в зависимости от того, какое значение сяку предполагается при преобразовании в метрические.
Три основных градации длины японского клинка:

Клинок, который короче одного сяку, считается танто (ножом). Клинок более одного сяку, но менее двух считается сёто (коротким мечом). В этой категории находятся вакидзаси и кодати. Длина измеряется по прямой линии, проходящей поперек задней части клинка от кончика до манемачи (места где клинок соединяется с гардой). Большинство клинков, попадающих в диапазон размеров «сёто», являются вакидзаси. Тем не менее, некоторые дайто были разработаны с клинками, немного короче, чем 2 сяку. Они назывались кодати и находятся где-то посередине между дайто и вакидзаси. Сёто и дайто вместе называются дайсё (буквально, «большой маленький»). Дайсё стало символическим самурайским вооружением парного типа в период Эдо.

Клинок длиннее двух сяку считается дайто, или «длинный меч». Чтобы считаться дайто, клинок меча должен быть длиной более 2 сяку (приблизительно 60 сантиметров) по прямой линии. В то время как существует четко определенный нижний предел длины дайто, их верхнего предела не существует. Ряд современных историков, кузнецов и т. д. говорят, про мечи с длиной клинка более 3 сяку «длиннее, чем нормальный дайто», и обычно их называли или называют одати. Слово «дайто» часто используется для объяснения связанных терминов сёто (короткий меч) и дайсё (набор большого и малого меча). Миямото Мусаси пишет про длинные мечи в «Книге пяти колец». В этом произведении он ссылается на катану и называет нодачи и одачи «удлиненными мечами».

Аномально длинные клинки (длиной более 3-х сяку), которые обычно носили через спину, называются одати или нодати. Слово «дати» также иногда используется как синоним для нихонто. Одати означает «большой меч», а нодати переводится как «полевой меч». Эти длинные мечи активно использовались пехотой во время войн, так как длинный меч давал определённое преимущество обычному солдату. В данное время в Японии эти мечи незаконны. Гражданам не разрешается владеть одати, если только эти мечи не предназначены для церемониальных целей.

Вот список длин для различных типов клинков:

Клинки, длина которых находится рядом с другим типом классификации, описываются с префиксом «O-» (для больших) или «Ko-» (для меньших), например, вакидзаси длиной 59 см называется «О-вакидзаси» («почти катана»), тогда как катана с клинком в 61 см называется ко-катана («маленькая катана») однако стоит обратить внимание, что маленький аксессуарный клинок, иногда находящийся в ножнах длинного меча, также является «когатана» (小刀).

С 1867 года ограничения и/или демонтирование класса самураев означали, что большинство клинков стали носить в стиле «дзиндачи-дзукури», как офицеры западных военно-морских сил. С 1953 года произошло возрождение стиля буке-дзукури, разрешенного только для демонстрационных целей.

Школы мастерства

Большинство старых школ, где изучается владение японскими мечами, находятся в пяти провинциях, в каждой из которых, помимо самих школ, были свои традиции и «отличительные знаки» (например, мечи из провинции Мино «с самого начала славились своей остротой»). Эти школы известны как Гокаден (Пять Традиций). Выделяют следующие традиции и провинции:

В эпоху Кото было несколько других школ, которые не вписывались в Пять Традиций или были известны тем, что смешивали элементы каждого Гокадена, и их называли вакимоно («маленькая школа»). Обычно упоминалось 19 различных вакимоно.

История

Производство мечей в Японии делится на определенные периоды времени: джокото («древние мечи», примерно до 900 г. н.э.), кото («старые мечи» примерно с 900-1596 гг.), Синто («новые мечи» 1596-1780 гг.), Синсинто («новейшие новые мечи» 1781-1876) гг., гендаито («современные мечи», 1876-1945 гг.), и синсакуто («недавно изготовленные мечи» с 1953 г. по настоящее время).

Ранняя история

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч Ранними примерами мечей были прямые тёкуто или джокуто и другие с необычными формами, некоторые из стилей и элементов конструкции, вероятно, были заимствованы от китайских мечей, а некоторые из них были напрямую импортированы через торговые связи.

Мечи, выкованные между 987 и 1597 годами, называются кото (古刀 букв. «старые мечи»), они считаются вершиной японского мечепроизводства. Ранние модели имели неровное искривление с самой изогнутой частью клинка в рукояти. В более поздние эпохи, центр кривизны имел тенденцию смещаться вверх по клинку.

Предшественник японского меча назывался «меч варабит ( 蕨手刀)», он был изготовлен народностью Эмишей в регионе Тхоку. В середине периода Хэйан самураи усовершенствовали варабит, создав кенукигататати (毛抜形太刀) – ранний японский меч.

При ношении в полном доспехе тати сопровождается более коротким клинком в форме, известной как кошигатана («меч на поясе»). Обычно это был танто, тип короткого меча, где рукоять и ножны образуют стиль крепления, называемый айкучи («встречающий рот»). Кинжалы (танто) использовались как для ведения ближнего боя, так и для личной защиты.

Монгольские нашествия на Японию в 13-м веке стимулировали дальнейшее развитие японского меча. Часто самураи были вынуждены вместо традиционной конной стрельбы из лука переходить к рукопашной схватке, и многие воины обнаружили, что их мечи малоэффективны и склонны к повреждениям при использовании против толстых кожаных доспехов захватчиков. В связи с этим японские мечники стали адаптировать тонкие и упрощенные формы клинка мечей. Некоторые японские мечники этого периода в ответ на монгольскую угрозу стали изготавливать клинки с более толстой спинкой и более выраженными остриями.

Новые мечи

Со временем появилось мнение, что солдаты всё же должны были быть вооружены мечами, и в течение десятилетий (с начала 20-го века) мечники снова активно принялись за работу. Эти мечи, насмешливо называемые «гунто», часто закаливались в масле или просто штамповались из стали, им давали серийный номер, а не резную подпись. Серийно выпускаемые гунто часто напоминали западные кавалерийские сабли, а не традиционные нихонто, с клинками, немного короче аналогов относящихся к периодам синто или синсинто. Военные мечи, сделанные вручную традиционным способом, часто называют гендейтами. Мастерство изготовления мечей поддерживалось благодаря усилиям нескольких людей, в частности Гассана Садакадзу (月 山 貞 一, 1836–1918 гг.) и Гассана Садакацу (月 山 貞 勝, 1869–1943 гг.), которые работали в качестве имперских ремесленников. Эти кузнецы производили прекрасные образцы, которые изготавливались на основе традиций лучших старых клинков для Императоров и других высокопоставленных чиновников. Ученики Садакацу были названы «Нематериальными культурными активами», «Живыми национальными сокровищами», поскольку они воплощали знания, которые считались фундаментально важными для японской самобытности. В 1934 году японское правительство вводит военную классификацию нового армейского меча «син гунто» (первой версией которого была катана «тип 94»), а так же многих других мечей, изготовленных машинным способом, либо вручную, для использования в боях Второй мировой войны.

Новейшая история и современное использование

Из-за популярности в современных СМИ копии традиционных нихонто получили широкое распространение на рынке мечей, и обычно предназначенны, в данное время только для показа. Есть множество разнообразных экземпляров, начиная от небольших вскрывателей писем до масштабных «настенных» образцов. Эти изделия обычно изготавливаются из нержавеющей стали, что делает их либо ломкими (если они изготовлены из нержавеющей стали серии 400, которая предназначена для столовых приборов), либо плохо удерживающими заточку (если произведены из 300 серии нержавеющей стали) поэтому их лезвие либо очень грубое и ломкое, либо абсолютно тупое. Есть свидетельства об качественных образцах нихонто из нержавеющей стали, однако, в лучшем случае, это очень редкие экземпляры. Некоторые реплики нихонто использовались в относительно недавних вооруженных ограблениях, что способствовало принятию запрета на продажу, импорт и аренду самурайских мечей в Великобритании. Зачастую, в рамках маркетингового хода, современные неисторические клинки и материалы часто называют традиционными тем самым дезинформируя покупателей древности.

В Японии подлинные японские мечи ручной работы, с острыми лезвиями, будь то старинные или современные образцы, классифицируются как предметы искусства (а не оружие) и должны иметь соответствующую сертификацию, для того чтобы собственник владел ими законно. Некоторые компании и независимые кузнецы за пределами Японии также изготавливают японские мечи, различного уровня качества.

Производство

что такое самурайский меч. Смотреть фото что такое самурайский меч. Смотреть картинку что такое самурайский меч. Картинка про что такое самурайский меч. Фото что такое самурайский меч Японские мечи часто изготавливались с различными профилями, толщиной клинка и степенью заточки лезвия. Например, вакидзаси были не просто уменьшенной версией катаны, они часто выковывались в хира-дзукури, или других подобных формах, которые очень редко применялись в других мечах.

Дайсё не всегда ковали одинаково. Если самурай мог позволить себе дайсё, то, для определённого удобства в использовании, оба этих меча иногда приобретались у разных кузнецов и в разных стилях. Даже если в дайсё состоит из пары мечей одного и того же кузнеца, они не всегда ковались для совместного использования или изготовливались в одном стиле. Отсюда мечи в дайсё, изготовленные конкретно друг под друга, органично смонтированные и принадлежащие/носимые как пара, являются необычными и считаются очень ценными, особенно если они все еще сохраняют свои первоначальные крепления (в отличие от более поздних креплений, даже если образцы с более поздними креплениями так же произведены как пара).

Традиционное изготовление японского клинка обычно занимало недели или даже месяцы и считалось священным искусством. Как и во многих сложных начинаниях, это было делом не одного мастера, а целой группы, в том числе и нескольких художников. Обычно один кузнец выковывал грубую форму (часто это был подмастерье или ученик), чтобы подготовить металл, который, в последствии, дорабатывали мастер, специализированный полировщик (так называемый тоги), а также различные ремесленники, которые изготавливали кошира (различные детали, используемые для украшения готового клинка), сайя (ножны), цуку (рукоять), фучи («воротник» или втулка на рукоять между цукой и цубой), кашира (навершие) и цуба (своеобразная гарда). Считается, что процесс заточки и полировки занимал столько же времени, сколько и ковка самого клинка.

Традиционный японский меч производится из определенным образом изгототовленной японской стали «тамагаган». Наиболее распространенный метод изготавления клинка японского меча – ламинирование. Это комбинация из двух различных сталей: более жесткой (внешней оболочки) обернутой вокруг более мягкой внутренней сердцевины. Это создает клинок, который имеет твердое и острое, как бритва, лезвие, со способностью поглощать удары таким образом, чтобы уменьшить вероятность поломки клинка, при использовании его в бою. Кавагане (твёрдая сталь), для наружной оболочки лезвия, производится путём нагревания блока из сырой стали, который затем расплющивают до состояния стержня с плоской задней частью. Затем эта сталь охлаждается и разбивается на более мелкие блоки, которые проверяются на наличие примесей, после чего куски вновь собирается воедино, и повторно куются. Во время этого процесса стальные заготовки нагревают и расплющивают, практически распластывают, а затем, складывая друг на друга, повторно сваривают (кузнечной сваркой) для создания сложной структуры из многих тысяч слоев. Каждая отдельная сталь складывается по-разному, чтобы обеспечить необходимую прочность и гибкость, которые обеспечивают разные виды сталей. Точный способ складывания, ковки и повторной сварки стали определяет характерный рисунок клинка, «джихада» (также называемый «джиган» применительно к фактической поверхности стального клинка), особенность, которая указывает на период, место изготовления и фактического производителя клинка. Практика складывания также обеспечивает более однородный клинок, при этом углерод в стали равномерно распределяется, и сталь освобождается от пустот, которые могут привести к трещинам и поломке клинка в бою.

Синганэ (внутренняя сердцевина клинка) изготавливается из относительно мягкой стали, с более низким содержанием углерода, чем кавагане. Для этого стальной блок так же расплющивают, складывают и сваривают, аналогично хадагану, но с меньшим количеством сгибов. После чего блок хадагана снова нагревают, выковывают и складывают в U-образную форму, в которую синган вставляется до упора, ограничение располагается чуть ниже острия клинка. Затем новую композитную стальную заготовку нагревают и проковывают, чтобы не допустить остатков воздуха или грязи между двумя слоями стали. Во время этого процесса формируется длина заготовки, пока она не приблизится к окончательному размеру и форме готового меча. Для формирования острия от кончика заготовки отрезается треугольная секция, затем длинный конец (со стороны лезвия) диагонального среза ковкой подгибается к короткому (обуху), таким образом создаётся киссаки. На данном этапе процесса заготовка для лезвия имеет прямоугольное сечение.

Заготовка снова нагревается и куётся, до создания формы и структуры уже практически готового клинка. Это: толстая спинка (муне), более тонкий край (ха), изогнутый кончик (киссаки), а так же выемки по лезвию (хамачи) и спина хвостовика (мунемачи), которые отделяют клинок от хвостовика (накаго). Такие детали, как линия хребта (синоги), еще это одна отличительная особенность японского меча, которая формируется на этой стадии процесса. В этот момент вступаю в игру умения кузнеца, так как процесс ковки заставляет клинок естественным образом изгибаться неустойчивым образом, более толстая спинка имеет тенденцию изгибаться к более тонкому краю, и мастер должен умело контролировать форму, чтобы придать ей необходимую кривизну, обращённую вверх. Ковка завершается процессом доводки спусков и первичной обработки лезвия, после которых все физические характеристики и форма клинка становятся узнаваемыми. Поверхность лезвия оставляется в относительно шероховатом состоянии, готовая к процессам закалки. Затем заготовку полностью покрывают глиняной смесью, которая наносится более плотно вдоль задней части и боков клинка, относительно области кромки. Полосу оставляют сохнуть, пока кузнец готовит кузницу для окончательной термической обработки клинка, яки-яра, закалки режущей кромки.

Этот процесс происходит в затемненной кузнице, традиционно ночью, чтобы кузнец мог определить, на глаз по цвету и, следовательно, по температуре степень готовности клинка, пропуская его снова и снова через пылающий уголь. Когда считается, что степень готовности клинка наилучшая (традиционно лезвие должно быть «цвета луны в феврале или августе», кстати, эти месяца чаще всего встречается в датах на надписях хвостовиков), клинок, лезвием вниз, направляется в резервуар с водой. Точное время, необходимое для нагрева меча, температура клинка и воды, в которую он погружается, индивидуальны для каждого кузнеца и, как правило, являются тщательно охраняемыми секретами. Одна из легенд рассказывает о кузнеце, который отрезал руку своего ученика для проверки температуры воды, которую он использовал в процессе закалки. Нанесение глины различной толщины на лезвие позволяет стали быстрее охлаждаться вдоль более тонкого покрытого края при погружении в резервуар с водой и, таким образом, закаляться до более твердой стали, называемой мартенсит, такую сталь можно утончить до остроты бритвы. Толстая задняя спинка охлаждается медленнее, сохраняя характеристики перлитной стали в плане относительной мягкости и гибкости. Соблюдение сложного метода, при котором глина наносится на клинок и частично соскребается по лезвию, является определяющей технологией в формировании формы и особенностей кристаллической структуры, известной как хамон. Эта отличительная линия закалки, проходящая около края лезвия, является одной из основных характеристик, которые должны оцениваться при исследовании лезвия.

Почти все лезвия имеют уникальные украшения в виде хамона, хотя не все украшения располагаются только на видимой части лезвия. Как только клинок остывает, а глина соскабливается, на нем могут быть вырезаны долы (хи или бо-хи). Кроме того, на данном этапе выполняется нанесение одной из самых важных отметок на мече: подписи на хвостовике. Она врезается в часть хвостовика, на месте где эти иероглифы будут позже закрыты рукоятью. Хвостовик никогда не должен быть заполирован, это может уменьшить ценность меча вдвое или более. Цель демонстрации первозданного хвостовика состоит в том, чтобы показать, насколько хорошо стареет сталь.

Некоторые другие знаки на лезвии имеют эстетический символизм: посвящения (написанные иероглифами кандзи) а так же гравюры, называемые «хоримоно». Гравюры харимоно обычно изображали богов, драконов или других мистических существ. Некоторые из дополнительных элементов более практичны. К примеру, дол (самый базовый тип называется «хи») уменьшает вес меча, сохраняя при этом его структурную целостность и прочность.

Использование

Испытание мечей на их основные характеристики, называется тамэсигири. Практиковалось тамэсигири на различных материалах: бамбуке, циновке, шлемах, и даже на людях (часто на телах преступников которым была назначена казнь, однако некоторые самураи использовали для тестирования попавшихся им бродяг). Практики тамэсигири позволяли отработать технику ударов, а так же проверить целостность, остроту, и мастерство изготовления меча.

Кроме того для отточки ударов существовала особая техника, называемая Тен-уси. Тен-уси обучает организованному движению рук и запястий во время нисходящего удара. Когда меч уже почти опускается вниз, локтевой сустав резко сгибается в последний момент, возвращая меч в исходное положение. Это движение приводит к тому, что возникает ощущение фехтовальщиком легкого изгиба рукояти, и, если все сделано правильно, говорят, что вы чувствуете, будто «выжимаете полотенце». Само по себе это движение заставляет лезвие меча поражать цель остротой и силой веса меча. Оно используется, чтобы сломить начальное сопротивление при вхождении клинка в тело. После первого движения начинается давление, с помощью которого меч как бы протаскивается сквозь цель. Поскольку нихонто, по сути, разрезает, а не рубит, именно это «протаскивание» позволяет оружию наносить максимальный урон и, таким образом, улучшает технику удара. Удары практикуемые тен-уси проходят через целевые объекты практически на полной скорости. Колебания объектов, на которые приложено воздействие, практически не видны, если вообще видны. Предполагается, что целью является, к примеру, человеческий торс. С помощью тен-учи ломается начальное сопротивление, оказываемое мышцами плеча и ключицей. При правильном выполнении режущее движение будет продолжаться, какие бы кости ни встретились, до тех пор, пока клинок не выйдет из тела. Это происходит благодаря комбинированному воздействию правильного наложения силы и изогнутой форме меча.

Почти все стили кендзюцу имеют одинаковые пять основных защитных поз. Это следующие позы: тудан-но-камаэ («средняя поза»), джадан-но-камаэ («высокая поза»), гедан-но-камаэ («низкая поза»), хасо-но-камаэ («восьмисторонняя поза») и ваки-гамаэ («боковая поза»).

Острое лезвие нихонто настолько жесткое, что на нём могут образоваться сколы при ударе о такой же твердый или ещё более твердый объект, к примеру, при ударе о лезвие другого меча. Таким образом, блокирования встречного удара лезвия о лезвие, как правило, избегали. Фактически, уклончивые маневры тела были более предпочтительными, чем контакт с лезвием, однако, если иная защита была невозможна, то для блокирования меча противника во многих стилях использовали всё же не хрупкое лезвие, а гарду или обух клинка. Популярным методом защиты от нисходящих ударов было простое отбивание меча в сторону. В некоторых случаях использовался «зонтичный блок», который представлял собой диагонально расположенный клинок над головой (острие указывает на землю, навершие на небо), что создает эффективный щит от нисходящего удара. Если угол блока был достаточно острым, благодаря изгибу лезвия меча можно было осуществить нападение.

Ношение

На протяжении всей истории японские мечи носили несколькими различными способами. Стиль, наиболее часто встречающийся в фильмах о самураях, называется «буке-дзукури», с катаной (и вакидзаси, если этот меч также присутствует), повёрнутой изгибом вверх, с ножнами, протянутыми через оби (пояс).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *