что такое самость в православии
О триединстве страстей
Чуждые нашей дерзости, святые отцы часто опасались обсуждать высокие богословские темы, но с готовностью рассуждали о борьбе со страстями. Когда пришедший отшельник пытался побеседовать со святым Пименом Великим «о предметах духовных и небесных», преподобный молчал. Когда же гость спросил старца: «Что мне делать, авва? Мной овладевают душевные страсти», тогда «старец с радостью посмотрел на него и сказал: “Теперь хорошо, что ты пришел; теперь отверзи свои уста, и я исполню их благ”».
Среди бесчисленного множества обуревающих человека страстей христианские подвижники благочестия выделяли ряд основных страстей, которые являлись причиной всех остальных. Источником же всех страстей, по святым отцам, является самолюбие, или, по определению святителя Феофана Затворника, самость: «Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость»: «Каждый из нас приходит в мир этот только с семенем всех страстей – самолюбием. Это семя потом жизнью и свободной деятельностью развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу…»
Страсть эта завладела первыми людьми еще до совершения преступления, когда они откликнулись на предложение искусителя стать «как боги», но – самостоятельно, без Бога. Узнать наличие этой страсти в себе мы можем по чувству собственной значительности: «Коренная прелесть есть думать и – еще хуже – чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей первым врагом своим. Не давайте ему засесть внутри – иначе он сгубит вас. Это апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает» (святитель Феофан Затворник).
Из корня страсти самолюбия на почве человеческого сердца вырастают, как три ствола, три основные страсти – чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, или, если привести эти понятия к единому корню, – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. На них, как на трех китах, основываются все существующие страсти, которые, словно темные тучи, заслоняют от человека солнце правды – Христа – и уже в этой земной жизни лишают человека радости. Именно эти три страсти завладели сердцем праматери человечества Евы, прежде чем она решилась преступить Божественную заповедь: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание…» (Быт. 3: 6). Самолюбивое стремление к автономному существованию сделали первозданных людей беззащитными перед чревоугодием («дерево хорошо для пищи»), сребролюбием («приятно для глаз») и тщеславием («вожделенно, потому что дает знание»). В этих страстях, как в трех соснах, доныне блуждает человечество. Почему и апостол Иоанн Богослов говорит: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2: 16), то есть всё те же три основные страсти, завладевшие падшим человеком со времен грехопадения Адама.
По этой причине Христос, пришедший освободить нас от греха и смерти, вынужден, прежде всего, победить искушение именно этими страстями, предваряющими любой грех. По окончании сорокадневного поста Спасителя сатана приступает к Нему, ища во Христе действие страсти чревоугодия: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4: 3). Затем падший херувим предлагает Господу власть над всеми земными царствами, надеясь увлечь воплощенного Сына Божия страстью сребролюбия: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4: 6). И как к последней надежде, диавол приступает ко Христу с предложением поступить по влечению к суетной славе, то есть по тщеславию, славолюбию: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Лк. 4: 9–11). В лице Господа нашего Иисуса Христа человечество впервые полностью побеждает те искушения, которые не смогли преодолеть наши прародители. Христос становится не только примером победы над страстями, но и Путем, по которому следует идти человеку, желающему освободиться от греха и страстей, и Путь этот открывается нам в Церкви, которая есть Тело Христово. Но пока человек не закончил свою земную жизнь, до тех пор как среди добродетелей главными «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13: 13), так и среди страстей нас обуревают, прежде всего, сластолюбие, сребролюбие и славолюбие.
Самость, своеволие
Т., Т., а ведь Вы капризничаете. Разве в Церковь к священнику ходят, а не к Богу?
Отец А. за Вас жить не может и не должен. А Вам еще долго-долго надо учиться христианскому восприятию жизни. Сейчас же враг истязает Вас, и надо быть очень внимательной к своему внутреннему человеку, ведь дело не в юбке и в платочке, а в душе ясной и светлой или омраченной и озлобленной. Начните свое восстание с благодарности Богу за все: за жизнь, за приход в Церковь, ведь всё это — дар Божий не за наши заслуги, а просто за то, что Господь любит и Т., и о. А., и Л.
Дорогая о Господе Валентина!
Вы сделали как большинство людей: сначала своеволие, а когда беда на порог — выручайте, отцы! Мы ничем, кроме молитвы, Вам помочь не можем, а помолиться обещаем, да и Вам советуем молиться святителю Спиридону о жилье, а о работе св. муч. Трифону. И уж коли дело уже сделано, живите там, куда приехали, да помолитесь и о своих родственниках, с которыми не складываются отношения. Помоги Вам Господь!
Дорогая о Господе М.!
У Вас нет терпения, и Вы, настаивая на исполнении своего желания, противитесь воле Божией.
Нет Вам благословения брать чужого ребенка, молитесь усердно, чтобы милость Божия даровала Вам своего.
Еще раз повторю — не тянитесь к самодельному Кресту. Он будет Вам не по силам.
Вторая часть Вашего письма как раз и есть то, чего Вы так боитесь.
Наше хромание духовное на оба колена: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу, — дает простор той печати, которой так все боятся. Но печать эта не внешняя, а ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божье уже не войдет в душу. А паспорта, карточки — это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево.
Храни и умудри Вас Господь!
Спаси Вас Господь и укрепи на труды во славу Божию. Но у Вас свое послушание, а у меня свое.
Поэтому не будем своеволием вторгаться в порученное нам. Я с радостью приму Ваш труд, когда он будет завершен, но рецензентом Вашим быть не могу. Это сделает тот, кому благословлено Вам помогать. А вот молиться за Вас — это мое дело, и я это делаю с радостью и без воздыханий.
Самость. Грехи и пороки, болезни души
ГОРДЫНЯ, САМОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ –
Самость – это концентрация внимания на себе, своей личности, на удовлетворении своих потребностей, воле своего эго. Это угождение себе, потакание своим греховным привычкам, желаниям, намерениям. Самость, как и гордыня, это – иллюзорный центр, который находится на сосредоточии земных проявлений человека и воспринимается им как «я», «моя личность». Самость характеризуется тем, что этот иллюзорный центр особо раздувается, его импульсы воспринимаются как руководящие. Самость подобна опухоли на центральном столпе существа человека.
Старцы говорят, что самость – это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией.
Это завышение значимости своего земного «я». Т.е. земная воля человека, его желания, его цели, достижения возводятся в высшую ценность и важность. Разрастаясь, самость подчиняет себе все сферы существования человека. Она, подобно раковой опухоли, разъедает Божественные структуры, все заполняя собой.
Проявляется самость как погружение в себя, замкнутость, некая закрытость, недоверие к людям, и недоверие Богу, характеризуется искажением или серьезным обрывом взаимосвязей и с Богом, и с людьми. Она возникает, как способ компенсировать неустойчивость человека из-за ухода от истинного центра и опоры на Бога, создаёт иллюзию самодостаточности и независимости, но на самом деле не даёт их. Самость это лишь способ спрятать внутреннюю уязвимость, уязвлённое самолюбие, обиды на людей, не пройденные уроки и ошибочные выводы. Самость противопоставляет себя окружающему миру. Ощущая внутренний диссонанс и неустроенность, самость считает, что основная причина этого находится извне. Блокируется духовное сердце человека, уходит радость и перекрывается чувствование.
Через определенное отделение от мира, человек часто не видит кроме себя никого. Он может быть при этом и внешне общительным, но внутри себя какой-то частью закрыт и потому слеповат душой. Даже если, являясь и верующим, такой человек старается помогать другим – часто в эти деяния вмешивается его самость, он может делать категоричные выводы, давать другим то, что им нужно по его мнению, а не по Божьей Воле. Из самости исходит обида, невозможность по-настоящему простить, потому что человеку кажется, что по значению того, что он делает и кем он является, люди с ним не расплатятся, присутствует чувство, что все вокруг ему должны, что все его деяния имеют огромную ценность и, в принципе, ничем не могут окупиться. Ему кажется, что его воля приоритетна над другими, дела важнее тех, что совершают окружающие, его движению не должны препятствовать и мешать, подобно полиции с проблесковыми маячками, перед которой все остальные машины должны расступаться. Будучи обращен к самому себе на процент его самости, человек разрастается самолюбием, самомнением, самонадеянностью, самообольщением, самолюбованием, самосудом и проч. При этом ему кажется, что любви и внимания по отношению к себе он получает недостаточно. Самость часто проявляется во властолюбии, желании подчинить своей воле волю других, указать им правильную дорогу, контролировать и ограничивать, поощрять и привязывать к себе. Все это самости кажется проявлением любви и заботы. Самости очень свойственно завязывать людей на себе, с чем переплетается грех кумирства. Добиваться привлечения к себе самость может разными путями – и рассыпаясь в благодеяниях, и жестко воздействуя деспотизмом. Воля высшего «Я» через раздутую самость сильно блокируется, и потому человеку не кажутся его действия чем-то аномальным. Он плохо видит себя и других, самость кажется ему естественным состоянием, проявлением его личности. Он может показывать это явно, выказывая всевозможные требования к окружающим, навязывая им чувство вины по отношению к нему, чувство неоплаченного долга, говоря о важном значении всего, где коснулась его рука, может говорить о своей незаменимости, уникальности. А может все это проецировать в пространство, но не показывать открыто, но окружающие будут чувствовать разрушительное воздействие его мыслей. Самость может проявляться во всех сферах одинаково, а может иметь какую-то избирательную направленность. Т.е. человек может в одних проявлениях быть мягким, уступчивым, смиренным, но в других сферах, которые он считает своим важным качеством, сметать движения воли других, если они в чем-то противоречат его движению. У человека, одержимого самостью может быть множество прекрасных дарований, умений, но проявляя их, он, большей частью, делает это во имя свое, считая все, чем обладает – своим имуществом, своей заслугой. Подобно проявлениям тщеславия, самость стремится подчеркнуть свое участие в чем-то. Ей кажется, что благодаря ее участию все буквально преображается, что только ей удается так все хорошо сделать, понять, решить проблемы. Никто другой так не сможет все успеть, так красиво сказать, так помочь. Конечно, остальные люди временами что-то и делают хорошее, но когда она, самость берется за дело – это не сравнить ни с чем. Если окружающие не хотят оценивать по заслугам его значимость, он начинает бунтовать, может испытывать гнев, обиду, зависть, возмущение. На самом деле во всех действиях самости виден недостаток настоящей жертвенной любви, которая, собственно и сжигает самость.
Самости не хватает настоящей простоты, скромности, смирения, бесстрастия, не хватает целостности. Чтобы победить самость, как и остальные ее проявления нужно перестать ее кормить – т.е. отказаться от всего, что ее питает, что питает значимость. Не брать ничего себе – ни восхищения людей, ни признания деяний – все отдавая Богу. Жить всем существом, стремясь к целостности духа, души и тела. Принести в жертву все свои страстные желания. Чем больше человек раздувает свою значимость – тем больше он соединяется с миром иллюзии и раскрывается в нем. Когда он ничего не приписывает себе, обретает смирение, становясь прозрачным для прохождения Божественных лучей – тогда он свободно проходит через «игольное ушко» и раскрывается в мире духовном, соединяясь с Богом. Не так просто разобраться и обнаружить в себе эти греховные болезни, но в любом случае, нужно стараться увидеть мотивы своих действий, мыслей, слов, понять во имя чего на самом деле мы это совершаем – во имя свое, для своей корысти или все же во Славу Бога.
Когда мы читаем в Новом Завете о том, что должны умереть со Христом, чтобы с Ним воскреснуть – речь идет о смерти самости и породившей ее гордыне, о полном исчезновении ложного центра, мешающего человеку быть воедино с Богом:
«. Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:6-8).
Свт.Феофан Затворник об этом говорит так: «Самость корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться как не на себе? и останавливается. Вот и самость. Смирение корень всего доброго, ибо все доброе от Бога; а Он гордым противится, смиренным же дает Благодать» («Собрание писем», т.8, п.1465).
Самость это и есть первородный грех. Само-угодие, т.е. угождение самости – есть корень всякого греха.
Если всякий грех, страсть раскопать до основания, то и увидим, что в основании их всех лежит самость, первородный грех.
Что такое страсть? – Это неоднократные проявления первородного греха, т.е. самости, – в желании, чувстве, мысли, и самим делом, – перешедшие в навык, привычку. В том же тщеславии ищется само-услаждение, т.е. угождение своей самости. И какую страсть или грех не возьми, в них все время ищется именно угождение своей самости.
Что такое самость, первородный грех? – Это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. В любом грехе или страсти и лежит движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. Вот и получается, что в основании всякого греха и страсти лежит дух самости.
Иногда Св.Отцы самость называют гордостью. А иногда гордость показывают в определенных оттенках, отличных от других страстей. К примеру, о сладострастии или чревоугодии мы не скажем, что это гордость. Но мы можем сказать, что в основании этих страстей лежит самость, т.к. через посредство их ищется само-услаждение. То есть, угождение своей самости, через посредство усладительного чувства, ощущения.
Или к примеру, чувства надмения, презрения, приносят удовлетворение гордому духу. Здесь образуется более тонкое чувство само-услаждения, которое опять ищет угождение своей самости.
Вот почему и говорится, что корень всякого греха есть само-угодие, т.е. искание угождения своей самости, первородному греху.
Дух хулы и сомнения
Как бороться с ним. Самость
Что вы не понимаете в приеме, каким следует истину проводить в сердце, – поймете, когда испытаете. Вот как делать надо! Берите истину какую-либо и полнее уясните ее в сознании, как она исповедуется, – и затем молитесь Господу, да напишет Он ее в сердце, как она Исповедуется. Это дело простое! Молитвы из истины же составлять тоже не мудрено. Молитвы наши все и исходят из догматов. Пришел Господь на землю ради нашего спасения. Исповедуя сию истину, молитесь: Господи! как тогда ходя по земле, Ты исцелял всякие недуги, прокаженных очищал, слепым даровал прозрение, прииди теперь и ко мне и просвети очи ума моего: и проказу грехов сними с меня.
Так в отношении ко всякой истине. Когда все истины войдут в сердце, тогда всем сомнениям конец. Они сами будут отскакивать, как стрелы от того, кто покрыт латами. Помоги вам, Господи, достигнуть сего.
О свободе
Как ни будь сильны возбуждения, все решение дела принадлежит лицу действующему, и всякий сознает момент, когда он внутри произносит: так и так надо сделать. В этом и есть существо свободы. И этого никакая сила исторгнуть у души не может.
Ваши сны очень утешительны. Они означают, что Господь блюдет вас и ведет дело к тому, чтобы отогнать от вас врага. Что дальше не пропустили, – это или означает степень, какой кто удостаивается, ибо не все одинаковы; или дано сие видеть в побуждение, что не надобно останавливаться на полдороге, а следует искать и искать, или, как Апостол, все гнать вперед. А что видевший сон сей принят в дом Божий, – это очевидно. Если бы не был принят, то от ворот бы отогнали слуги. Итак, милость Божия сретает вас и обнимает. Извольте благодушно стоять в истине и по ее указанию простираться вперед. Благослови вас, Господи. Что сказала вам Матерь Божия – это верх утешения и воодушевления! Она ведь Мать всех нас, христиан. И как Господу, за нас умершему, мы все дороги, так и Ей. Вращайте почаще в уме сии утешительные извещения свыше.
Что у вас другие недостатки есть, что дивного, и у кого их нет? Но дух хулы и сомнений, надо полагать, есть главный. Ибо он мешает заняться другими. Хула и сомнения – то же, что когда почва под ногами колеблется: почувствовавший тотчас падает от головокружения. Когда уже тут до другого чего? Вы этого-то потрудитесь одолеть и прогнать, тогда и прочие подадутся.
Самость – корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость – с излишками. Так начинайте зараз и ее бороть. Смирение – корень всего доброго, ибо все доброе от Бога, а Он гордым противится, смиренным же дает благодать.
Вот вам и осязательное удостоверение, что дух хулы в вас есть вражий. С какою неприязнию относится он ко Господу Спасителю?! Ему это натурально, ибо Господь разрушил власть их, так что одно имя Его страшно для них. А нам чего ради внимать этим насеяниям злых зелий вражеских!
Молитесь, да исторгнет Господь из сердца вашего самую возможность таких помышлений. (Вып. 8, пас. 1465, стр. 220–222)