что такое самость по юнгу
Самость- наш невидимый «агент» #АрхетипЕдиное
Добрый день. С Вами на связи Евгения Порошина, я психолог, коуч, также руководитель и преподаватель в Европейской Школе Коучинга.
Сегодня мы с Вами продолжим знакомство с аналитической психологией. Будем говорить о САМОСТИ. В предыдущих статьях мы двигались сверху вниз. Мы рассматривали ЭГО. Эго— это можно сказать наш Архетип Героя, далее мы рассматривали Персону, это та одежда, которую мы «одеваем» в социуме, можно так символически сказать. Это то, что мы хотим показать окружающим. Также мы рассматривали Тень— это то, что мы прячем(это зона нашего ближайшего развития). Также, если представить, что Герой отправляется в путешествие, в котором он преодолевает разных драконов, медуз и т д. Это можно сказать наши страхи, комплексы, травмы. Напомню, что комплексы- это не всегда про личный опыт, комплексы мы можем получить от семейной системы и т д. Далее мы рассматривали такие внутренние структуры как Анима и Анимус. Это мужские и женские качества в психики в бессознательном. У мужчины- это Анима, у женщины- это Анимус. Также Анима и Анимус- это мостик в коллективное бессознательное. Когда у мужчины хорошая связь с Анимой, а у женщины с Анимусом, также можно сказать, что у них хорошая связь с самостью. Есть энергия, творчество. То есть мужчину обогащают эмоции, а женщину- логическое мысление. То есть это можно назвать священным браком (соединение противоположностей). Это ведёт к связи с Самостью.
Как Юнг пришел к этому открытию? Он служил в армии во время первой мировой войны, это было непростое время. Он понял, что психика как бы лежит на ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ. Которая может выдержать: потрясение, отвержение, предательство и т д. Для Юнга,
Понять самость не просто. Вспомните проявление самости в действии. Так мы можем к ней прикоснуться.
Когда клиент приходит к психологу, коучу мы всегда смотрим на однобокость. Ищем всегда второй полюс. Соединение противоположностей дает новую энергию, новую жизнь и т д.
Ещё в этой статье немного затронем тему символов. Про самость. Символ самости- это четверица(мандала). Это про целостность. Во снах это может быть например, драгоценные камни, король, королева, змея, слон, лошадь, бык, медведь, рыба. Смотря какой контекст сна. Это также фигуры: круг или квадрат с центром внутри. Эти символы обозначают целостность. Наапример, всё, что мы пишем, рисуем, лепим и т д-это не случайно, это выражение того, что происходит в бессознательном. Это тоже проявление самости.
Ещё здесь рассмотрим такое понятие, как ось: ЭГО-САМОСТЬ. Если эта связь хорошо налажена, то это залог психического, физического здоровья. Как эту связь наладить? Это любая внутренняя работа. Мы таким образом можно сказать «прочищаем» эту связь.
Также с Архетипом Самости тесно связано поонятие ИНДИВИДУАЦИИ. Это развитие, которое происходит на протяжении всей жизни у каждого человека. Для Юнга, развитие- это непрерывный процесс. В противоположность тем, кто считает, что самые важные события происходят в младенцестве и самом раннем возрасте. Вторая половина жизни больше интересовала Юнга. Он считал что тут начинают происходить более интересные процессы. Такой подход даёт некую свободу от детства.
Это не привязано к возрасту. То есть сначало надо реализовать внешнее, а потом внутреннее. Да, например, если приходит клиент 23 лет и запрос про улучшение отношений, мы работаем с внутренним, но чтобы укрепить внешнее. Лжедуховное развитие(когда мы «перепрыгнули» сразу в духовное)- это тупиковый путь. То есть, есть точки, которые надо пройти. И тогда возвращаем чедовека во внешнее(балансируем).
Компенсация(путь развития)- это психологических механизм, благодаря которому существует индивидуация. Компенсаторная функция психики направляет человека на путь индивидуации. Основопологающие отношения между сознанием и бессознательным- это отношения компенсации. Функция компенсации обеспечивает баланс в психической системе. Там, где еть избыточный потенциал, напряжение, включаются силы компенсации. То есть задача системы прийти в равновесие, баланс. Если мы сознательно это регулируем, то эти процессы могут быть более мягкими. Если мы не обращаем на это внимание, то в жесткой форме компенсация может приходить в нашу жизнь. Где есть избыточный потенциал? Например, мы очень сильно чего-то хотим, сильно..сильно. Какую хорошую технику мы здесь можем применить, чтобы внутри произошел баланс? Представьте, что Вы будете делать, если этого не случится.
Бессознательное компенсирует Эго сознания разные путями: в оговорках, забывании, мистических открытиях, подстраивает несчастные случаи, влюбленности, нежданные удачи, вдохновляющие или ведущие к пропасти мысли и т д. В пожизненном самораскрытии(индивидуации) ведущей силой является самость. И механизм, с помощью которого она проявляется в жизни- это компенсация. Это верно и для первой и для второй половины жизни.
Когда мы сознательно задумываемся о балансе, компенсации, мы добровольно идем путем индивидуации. То есть, когда мы понимаем суть, любая техника работает в сотни раз эффективнее. Эксперимент с горничными(суть: те, кто знал, что от их физической работы улучшается здоровье и т д, те улучшили свои показатели, а те, кто не знали, но также работали- нет).
МЫ должны быть открыты для самости. Принимать её проявления. И тогда эти нежданные вторжения будут мягче.
С уважением, психолог Евгения Порошина. Приглашаю на онлайн-обучение в школу коучинга. Подробнее-здесь.
Также провожу индивидуальные консультации по скайпу и в Москве. Запись на консультацию в разделе-контакты.
Феномен самости личности Юнга и в чём его проявления в психологии
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
С точки зрения аналитической психологии, архетипы – это образы и идеалы коллективного бессознательного, которые оказывают колоссальное влияние на каждого из нас, хотя и существуют опосредованно от нас. Они устойчивы, встречаются у всех народов, рас и цивилизаций, часто выражаются в мифах и сказках, при этом вызывая у личности сильный эмоциональный отклик.
Карл Юнг выделял множество архетипов, но центральным и одним из самых значимых являлся архетип Самости.
Самость с точки зрения аналитической психологии Юнга
Самость – это важнейший, центральный архетип, через который развертываются все остальные архетипы. Самость парадоксальна и имеет следующие характерные черты:
Наша самость всегда стремиться к целостности, законченности, она имеет образ круга, мандалы, какой-то гармоничной, стройной, цикличной системы, где каждая часть не может существовать сама по себе.
Самость является неотъемлемой частью каждого человека. С одной стороны, ей свойственна постоянность. С другой стороны, самость постоянно меняется, развивается, порождая все новые и новые архетипы.
Самость – целостное ядро личности, хотя выражается в противоположностях каждого из нас: добро и зло, ум и глупость, пессимизм и оптимизм, смелость и трусость, мужское и женское и так далее. Все это есть в каждом из нас, оно как-то уживается, то распадается, то соединяется, но центр всего один – самость.
Самость — как усилить с ней связь?
Самость включает в себя наше сознание, то есть ту часть нашей личности, которую мы знаем о себе. Но также в самость входит и наше бессознательное, ведь оно – тоже часть нашей личности, оно влияет на наши поступки, мышление, решения, которые мы принимаем.
Таким образом в самости воплощается наша индивидуальность, наша неповторимость, самость – это суть нашей личности.
Значение самости для каждого из нас
В современной психологии понятие самости, как ядра, центра личности, часто связывают со многими процессами, требующими рефлексии и осознания себя настоящего, хотя по Юнгу полное осознание самости невозможно. К ней, а точнее, к себе, можно лишь приблизиться, ощутить, частично «подглядеть» и с помощью рефлексии понять о себе чуть больше, чем мы понимали до этого.
С помощью чего мы приближаемся к своей самости? Самопознание, саморазвитие, самоутверждение, самоощущение, самосовершенствование, самоактуализация. Последнее – это высшая потребность человека. По утверждению гуманистической психологии, только через самоактуализацию мы можем полностью реализовать свой потенциал. Стать тем, кем можем стать, а не тем, кем нам сказали быть. Это значит обрести смысл своей жизни.
Саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование – все эти процессы невозможны без ощущения своей самости. Если мы не принимаем себя, своих желаний, своих бессознательных, глубинных сторон, своих стремлений, в том числе к успеху, к счастью, к хорошей жизни, мы не сможем развиваться, не сможем достигать большего, не найдем смысл своей жизни.
Общество, в которым мы живем, наше ближайшее окружение, наша культура, воспитание, нормы морали и этики – все это дает нам много смыслов и много целей:
Мир вокруг нас пестрит общепризнанными в нашем окружении целями. Примеры людей, которые нас окружают, их образ жизни, их образ мыслей. Уклад, по которому жили наши родители, книги, которые мы читали в детстве и разбирались, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Каждая из целей, которые диктуют общество по-своему хороша и правильна. Но иногда человек оказывается в такой ситуации, что он много чего достиг, он играет много важных социальных ролей, у него хорошая профессия, стабильная работа и благополучная семья. Но в момент, когда цели достигнуты, когда закончилась «гонка», он останавливается и у него появляется странное, пугающее ощущение – как будто он живет не своей жизнью.
Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels
Жизнь есть, а его в этой жизни как бы и нет. Его настоящего. Так бывает, когда мы выбираем не свой путь, а точнее, когда кто-то другой выбирает это за нас. Мы не самостоятельно принимали решения. Реализовались и самоутверждались не в тех сферах, в которых действительно хотели.
Добивались целей, которые не соответствуют нашим истинным желаниям и потребностям. Отказывались или вытесняли те черты своей личности, которые наш социум считал неприемлемыми. Они могут быть самыми разными: лень, нескромность, нарциссизм, эгоизм, гнев, амбициозность или отсутствие амбиций, все, что угодно.
Как прожить свою жизнь?
Главной задачей в этом является познать себя, приблизиться к своей самости, к ядру нашей личности, в которой мы настоящие. Это схоже с осознанием и принятием Я-реального. Не Я-идеального, того, кем хочу быть и кем стремлюсь быть, не Я-социального, того, кем меня видят или хотят видеть окружающие, а себя настоящего.
Самость – это мы реальные.
С недостатками, с достоинствами, со слабостями и талантами, с высокой степенью осознанности и, в тоже время, принятием своего бессознательного не как враждебной «темной» стороны, которая мешает нам жить, а как ресурс, как помощника, как неотъемлемую часть себя.
Фото автора Sam Lion: Pexels
Принятие своей самости – это отказ от войны с самим собой, обретение себя целостного, любимого и значимого.
Принятие себя реального, помогает:
Только познакомившись с самим собой, человек сможет отказаться от навязанных внешним миром целей и понять, чего же он хочет на самом деле. Это понимание – путь к развитию. Чем лучше мы понимаем себя, тем выше качество нашей жизни. Осознавая и принимая свои недостатки, мы перестает от них убегать, а либо учимся с ними жить и любить себя «неидеального», либо растем над собой, занимаемся саморазвитием и становимся лучшей версией себя.
В своем саморазвитии мы не сравниваем себя с другими, с «дочерью маминой подруги», мы не сравниваем себя с родителями и нас уже не задевает их фраза «вот я в твои годы…». Потому что самосознание помогает нам жить своей жизнью, помогает осознать свою уникальность и научиться гордиться ей.
Фото автора Olha Ruskykh: Pexels
Самость подсказывает нам не только путь саморазвития, она открывает для нас те сферы, где мы хотим самоутвердится, тот социальный статус, который мы хотим приобрести.
Хочешь ли ты быть матерью, или директором крупной фирмы, или заниматься творчеством, или путешествовать по Гималаям. Разобравшись в себе, ты начнешь ставить только те цели, которое принадлежат лично тебе, которые удовлетворяют твои желания и потребности.
Лекция 10
СамостьДанная лекция посвящена одной из самых сложных тем в юнгианской традиции – архетипу Самости. За всю историю своей жизни Юнг в разных работах давал совершенно разные, а зачастую и противоположные определения Самости. Эта тема оказывается проблемой высочайшей сложности, изобилующей большим количеством парадоксов.
Самость
Данная лекция посвящена одной из самых сложных тем в юнгианской традиции – архетипу Самости. За всю историю своей жизни Юнг в разных работах давал совершенно разные, а зачастую и противоположные определения Самости. Эта тема оказывается проблемой высочайшей сложности, изобилующей большим количеством парадоксов.
«Психология не интересуется существованием Бога как объективно существующим творцом мира, но лишь неким психологическим опытом, который был понят и определён, как Бог», –пишет Герхард Адлер – один из самых верных учеников Юнга. Потому мы настоятельно рекомендуем быть максимально осторожными в обсуждении проблемы Самости и постараться сбалансировать на грани между религиозным видением (которое часто вытекает в философские спекуляции) и непосредственными истинами психологического опыта.
Опыт переживания Самости – это и есть то, что во всех традициях сформулировано как переживание Бога, и потому с некоторой долей огромного допущения можно поставить знак примерного равенства между этими понятиями, хотя понятие «бог» претендует на некую объективную внешнюю силу, а Самость является психологическим опытом самого глубинного уровня. Однако основную информацию о переживании Самости мы можем почерпнуть именно из древних мистических текстов, подвергнув их психологическому анализу.
Попробуем как-то систематизировать то, что нам известно об архетипе Самости. Прежде всего, как упоминал Юнг в «Мистерии объединения», предельную психологическую реальность, то есть Самость невозможно определить иначе, нежели с помощью парадокса. Подобные парадоксы являлись темой особого рода размышлений в дзенбуддизме, под названием коаны. Парадоксальные определения, похожие на коаны, также встречаются в алхимии. «Бескрылый ворон, летающий во тьме солнца» – пример подобного рода парадоксалий. Подобная парадоксальность определений обусловлена тем, что в Самости происходит финальное объединение всех противоположностей.
Мы можем найти немало параллелей данной позиции у древних мистиков. Например, Николай Кузанский определял бога, как предельное бытие, объединяющее в себе все противоположности. Согласно Якобу Бёме, «Бог – это круг, центр которого везде, а окружность нигде», а Дионисий Ареопагит доказывал, что ни одно позитивное утверждение о божестве не может быть верно, так как оно будет подразумевать противоположность, а бог стоит по ту сторону противоположностей.
Объединение противоположностей, согласно Юнгу, является предельной целью любой индивидуации, начавшейся с объединения эго и тени, проходящей через сизигию мужского и женского и проникающей в такие глубокие слои тончайших противоположностей, которые находят своё объединение только в переживании Самости. Однако не стоит забывать, что природа человека ограничена его эго (которое не может быть полностью растворено), из-за чего возникает ещё один парадокс, решаемый не умом, но переживанием: выходит, окончательная цель недостижима, но при этом у нас нет другого пути, кроме как стремиться к ней. Юнг советовал рассматривать образ Самости как вдохновляющий символ, но не конечную цель, ибо задачей является не окончательно разрушение эго, а установление связи между сознанием и бессознательным, эго и Самостью (кстати говоря, изначальная этимология слова «религия» происходит от «связь», «спряжение», из этого же слова происходит и восточное понятие йога. Однако на сегодняшний день религия не выполняет своей изначальной функции).
Одним из наиболее ярких образов Самости является архетип побеждающего дитя. В этом есть алхимический символизм (который будет подробно рассмотрен в следующей лекции) – противоположности в образе короля и королевы умирают, чтобы родилось нечто третье – дитя, имеющее в себе часть первого и второго.
Опыт переживания Самости характерен особым чувством нуминозного – непередаваемым ощущением восторга и ужаса, близким к тому, что Ницше определял как дионисийский экстаз. Переживание Самости напрямую, без посредства образов и символов, достигается крайне редко и неподготовленному индивиду грозит безумием – вспомним Амфалу, которая, возжелав видеть Зевса в его естественном величии, была заживо сожжена.
Потому в большинстве случаев Самость проявляется в психике через определённые образы и символы. Прежде всего, это особого рода числовые соответствия: формула Самости 3+1 часто встречается в сновидениях. То есть мы можем видеть три похожих или идентичных образа, а один иной, принципиально отличающийся от этих трёх. В зависимости от психологической ситуации это может проявляться по-разному – сновидец может увидеть трёх женщин и одного мужчину или трёх мужчин и одну женщину, трёх животных и одного человека или трёх человек и одно животное, трех роскошно одетых господ и одного оборванца – список можно продолжать до бесконечности. Формула тетрады 3+1 является первичной для понимания человеческой психологии: изучив мифологию, сновидения, литературу, мы сами легко можем в этом убедиться. К примеру, группы, организованные по принципу тетрады, являются наиболее устойчивыми и рождают у участников легкое чувство родства и единства.
Появление в сновидениях мотива 3+1 означает некую кристаллизацию, стабилизацию, центрирование психики. Это указывает на то, что период хаоса и метаний закончен, и эго заново кристаллизировалось. Однако это не значит, что появление любой тетрады автоматически означает позитивный исход – в некоторых случаях кристаллизация происходит неверно и индивид надолго зависает в своих невротических конструкциях. В моей практике анализа сновидений встречались крайне деструктивные тетрады, например, три огромные крысы, пожирающие кошку. Юнг прекрасно знал о теневой стороне бессознательного (Самости) и серьёзно об этом предупреждал.
Образами Самости являются любые симметричные сооружения, к примеру, дворцы с четырьмя входами (один из которых, как правило, оказывается особенным, тайным, запретным). В тибетском буддизме есть духовная практика – медитация на мандалу (санск. «круг»), представляющую собой круг с квадратом внутри, где каждая сторона квадрата является неким входом.
Еще один нуминозный образ самости – крест. Вопреки логике христианского мифа, которую так усиленно пытались навязать некоторые протестантские секты (может ли отец любить револьвер, из которого застрелили его сына?), крест является одним из центральных религиозных образов запада. Его особое очарование связано как раз с образом организующей и структурирующей Самости – четыре стороны, четыре стихии, на которых распято сознание. Скрытая символическая сторона христианского мифа имела огромную психологическую значимость, однако сейчас, когда мы вступили в другую эру, эта значимость перестаёт быть актуальной.
Таким образом, первым определением самости будет четверичный принцип бытия, являющийся организующим принципом психики. Индивида, помещённый в неправильные условия, с раннего детства формируется искаженно, и его Самость будет действовать против него – такова природа всех психозов. То, что одинаковое переживание одних погружает в пучину безумия, другим же даёт высочайшие откровения и силы, чётко ставит принцип Самости по ту сторону добра и зла.
Во всех серьёзных мистических учениях говорится, что бог не вовне, а внутри нас. Постулируется существование некой истинной природы, которая оказывается сокрыта в нас; все поиски, в конце концов, приводят к точке, из которой начались эти поиски, но на новом уровне понимания, на новом витке спирали. Таким образом, следующим определением Самости является архетипическая основа Эго – та точка, вокруг которой Эго-сознание формируется, обрастая самоидентификациями.
В итоге, третье определение Самости – истинный центр нашего сознания, точка в нуле. В этом контексте невозможно не вспомнить уже процитированное утверждёние Бёме: «Бог – это круг, центр которого везде, а окружность нигде». Иначе: Самость – это архетипическая основа эго, относящаяся к эго, как движитель к движимому.
Согласно Юнгу, классическая религиозная троица является неполноценной, потому что в ней нет четвёртого – женского, эротического элемента. Бог в классической религиозности отождествляется только с мужским началом, духом, что приводит к невротической диссоциации и отдаче всего материального фигуре Дьявола. Самым главным событием религиозной жизни двадцатого века Юнг считал догмат о вознесении Марии в Теле, принятый католической церковью в 1950 году. По мнению Юнга, этот догмат уравновешивает невротический христианский дуализм духа и плоти и позволяет хотя бы на догматическом уровне приблизиться к Самости.
Разумеется, даже это не спасает христианство, чей срок, согласно глубинным законам коллективного бессознательного, подходит к концу, однако принятие этого догмата позволило хоть как-то уравновесить существующее положение вещей. Сейчас новые ветры и новые Боги зажигают наш факел.
Следует достаточно чётко понимать разницу между архетипом Самости как таковым и теми образами, через которые Самость явит себя. Будучи переживанием высочайшей интенсивности, Самость проявляется в тех образах, коих на данный момент наиболее недостаёт индивиду. Скажем, для человека жестокого Самость будет представать в виде бога всемилости и всепрощения, а те, кто слишком слабы и сентиментальны, могут столкнуться с ужасающими образами гневных божеств.
Если процесс индивидуации идёт по верному пути, то эти компенсаторные образы будут лишь прелюдией перед рождением совершенного объединяющего символа Самости – божественного дитя, который является целью индивидуации. Понять этот символизм способен только тот, кто имеет опыт определённых мистических переживаний.
Однако часто бывает, что эти предварительные компенсаторные образы полностью ломают установку сознания, низвергая эго в пучину безумия. Самость – это не ничтожное порождение рабских умов современности, проецирующих на бога образ родителей. Анализируя евангелия с психологической точки зрения, Юнг указывал на любопытный и печальный опыт Иоанна – автора одного из евангелий и апокалипсиса. Ослеплённый богом Иоанн, без рефлексии и оглядки наивно полагал, что бог есть свет и нет в нём никакой тьмы. В конце жизни он, в соответствии с законом энантиодромии, оказался одержим тёмной, гневной, безжалостной стороной бога, и плодом сего одержания стал апокалипсис.
Таким образом, проблема объединения противоположностей – это проблема величайшей сложности, охватывающая все сферы деятельности человеческого духа. Она тесно связана с архетипом Самости.
Начиная исследовать тему Самости, мы на принципиально новом уровне сталкиваемся с проблемой тени. Работая с тенью ранее, мы имели дело преимущественно с личными вытесненными комплексами, и на этом уровне ещё можно дать какие-то приблизительные ориентиры. Вернувшись к этой проблеме на уровень божественных противоположностей Самости, мы подобны рыбаку, оказавшемуся в открытом море в эпицентре бури, и только предельная осознанность может спасти нас от погибели. История знает немало великих имён, столкнувшихся с проблемой божественных противоположностей и утонувших в этой неравной борьбе. Самым ярким представителем подобного является Фридрих Ницше, не понятый ни хулителями, ни последователями.
Тот, кто пройдет ночное плавание по бушующему океану Самости, кто дойдет до центра циклона, где находится точка абсолютного покоя; тот, кто сможет наблюдать, как противоположности добра и зла, света и тьмы, мужского и женского, духа и материи, подобно ястребиной паре, взаимодействуют в мире психического то в любовном, то в воинственном темпе; тот, кто сможет остаться наблюдателем и не отождествить себя ни с одной из пар противоположностей – тот поистине откроет философский камень, третьего сына алхимиков, великого примирителя, пресуществив себя в этом живом причастии Самости.
Рекомендуемая литература: Карл Юнг: «Aion», «Ответ Иову», «Феноменология Самости», «Попытка психологического обоснования догмата о троице», «Символы пресуществления в мессе», Алистер Кроули – всё.