что такое самоприкорм для детей до года
BLW, или самоприкорм: что нужно знать и как не стоит делать
.Много ли вам приходилось видеть трехлеток, которые едят с удовольствием? А детей, которых не надо докармливать? Родители, отдавшие предпочтение прикорму по системе BLW, не только знают, что такие дети существуют, а и утверждают, что видят их ежедневно по несколько раз — за семейной трапезой.
Что такое BLW и что в нем хорошего, Promum выяснял на примере тех самых смелых и прогрессивных родителей. А подводные камни самоприкорма с нами разбирали эксперты:
Что особенного в самоприкорме?
BLW (baby-led weaning, или самоприкорм ) отличается от традиционных методов прикорма тем, что ребенок сам решает, когда, что и сколько есть. Более того, он кормит себя сам. Главная задача самоприкорма — не накормить, а познакомить ребенка с разнообразными продуктами, вкусами и консистенциями.
В BLW на первый план выходит внимание ко вкусу, текстуре, цвету и запаху пищи. А основой питания малыша на начальном этапе остается грудное молоко или смесь. Считается, что со временем, когда ребенок поймет, что твердая пища его насыщает, количество молочных кормлений в естественном для ребенка темпе сократится.
Принципы BLW
Ребенок на самоприкорме может обращаться с едой так, как сам посчитает нужным. Свобода действий поощряется и расценивается как познавательная активность. Соответственно, играть с едой тоже разрешается.
«Принципы BLW позволяют и родителям быть более расслабленными относительно прикорма. Не пытаться контролировать/навязывать объемы съеденного и ориентироваться на малыша. Это принципы естественного прикорма, когда мы учитываем потребности и возможности ребенка. Так, родители создают необходимые ребенку условия для того, чтобы он освоил новый способ получения энергии и научился получать удовольствие от еды», — комментирует психолог Ксения Соловей.
Правила и ошибки при соблюдении BLW
Несмотря на всю свободу действий, существующую в BLW, в этой системе есть несколько правил, обязательных к соблюдению.
Формат подачи еды. В начале прикорма следует предлагать мягкие фрукты и овощи. А твердые подавать в «слегка приготовленном» виде, настолько, чтобы их можно было жевать деснами. Продукты нужно нарезать кусочками размером с палец, чтобы малышу было удобно держать их в руке, или натирать на крупной терке.
Не нужно торопить ребенка во время приема пищи. Не стоит навязывать ему свой темп кормления. Следует предлагать еду в то время, когда родители тоже едят, чтобы показать пример и помочь в обучении посредством отзеркаливания. И, конечно, чтобы обеспечить безопасность. Ведь детей ни в коем случае нельзя оставлять с едой наедине.
«Что я бы добавила к идеям BLW — это совместные трапезы, когда ребенку не просто предлагается еда и он выбирает ее по своему желанию. Нужно создать условия, в которых малыш мог бы наблюдать за взрослыми, подражать им, есть вместе с другими взрослыми или детьми. Это главный обучающий момент в прикорме — подражание», — комментирует Ксения Соловей.
Чем не угодила ложка?
Итак, почему же в BLW нет места кормлению с ложки родителем? Во-первых, это противоречит самой философии подхода. При кормлении с ложки именно взрослый выбирает темп кормления и объем пищи, которая оказывается во рту ребенка. А также, момент, когда вложить ложку в рот. Иногда даже несмотря на то, что в этот момент ребенок открыл его с другой целью. Все эти факторы определяют «атмосферу» кормления. В ней нет места идее прислушиваться к своим «пищевым» желаниям.
Во-вторых, считается, что когда ребенок ест сам, он развивает соответствующие возрасту навыки мелкой моторики. Также он учится справляться с твердой пищей, порезанной на кусочки. Жевание стимулирует развитие мышц лица, что в дальнейшем полезно для развития речи.
А что говорят о BLW педиатры?
Не исключено, что степень вовлечения взрослого в традиционное кормление слегка преувеличена с точки зрения BLW. Если только не рассматривать классический прикорм «дегуманизированным» предписаниями касательно объемов пищи.
«На практике в современной педиатрии уже долгое время не делают акцент на количестве граммов в порциях блюд для прикорма», — комментирует педиатр Татьяна Гавриленко.
Соответственно, никакой нормальный детский врач не может рекомендовать кормить ребенка больше его собственной нормы — будь-то с привлечением мультиков, танцев с бубнами или любых других отвлекающих маневров.
Как объяснила нам Татьяна Гавриленко, прогрессивные доктора на сегодняшний день рекомендуют ориентироваться в первую очередь на следующее :
«Проявляйте чуткость при кормлении ребенка (например, непосредственно кормите детей грудного возраста и помогайте детям более старшего возраста). Кормите медленно и терпеливо, поощряйте, но не принуждайте, разговаривайте с ребенком и сохраняйте с ним зрительный контакт», — рекомендует ВОЗ.
Играть с едой точно можно?
Бывает и так, что, получив право заниматься едой самостоятельно, ребенок просто начинает с ней играть. Поскольку зачастую на BLW дети едят руками, процесс приема пищи нередко превращается в разбрасывание и размазывание ее по поверхностям.
«Безусловно, ребенок познает мир, и размять банан (к примеру) — это опыт. Если банан ребенок размял рукой, а потом его съел — это ок. А если он его размял, раскидал, взялся за следующий и снова мнет — это уже про игру. И к еде этот опыт отношения не имеет, — комментирует Ксения Соловей. — Хорошо бы, чтобы родители формировали опыт в положительном ключе, чтобы принятие пищи не превращалось в игру и безудержное веселье с разбрасыванием еды. Ведь задача родителя — направлять познавательную энергию ребенка в нужное русло. И если малыш потерял интерес к еде и начинает ею играть — можно предложить ему игрушки и закончить с едой на этот раз».
А как насчет пюрешки?
В BLW нет специально приготовленных пюре для ребенка, равно как и нет ниблеров и паучей. Сторонники идеи самоприкорма аргументируют это так: приучая ребенка к пище в состоянии пюре, мы лишаем его возможности обучаться правильным жевательным движениям. И тем самым оттягиваем его переход на питание с общего стола.
Вместе с тем опыт родителей показывает, что смешанный прикорм (традиционный + BLW) все же не так страшен. Его выбирают в качестве компромиссного варианта те родители, которые хоть и разделяют философию самоприкорма, но все же могут быть обеспокоены количеством получаемых малышом нутриентов и не прочь частично повлиять на процесс.
Почему родители выбирают BLW?
Мы расспросили у родителей, почему они в свое время отдали предпочтение BLW, и вот что они нам ответили.
«Еще до знакомства с BLW традиционный прикорм настораживал, если не пугал, количеством правил и манипуляций. Была внутренняя уверенность, что естественный процесс не может быть таким сложным», — делится опытом мама София, которая выбрала BLW.
«Вначале мы, как и все, кормили ребенка пюре, но оно вообще не пошло. Спустя пару недель я дала малышке подержать овощи, и вот, держа их целиком, она начала есть! Так я поняла, что дело не во вкусе продукта, а в форме подачи. Таким образом дочка сама выбрала свой вид прикорма», — рассказывает мама Юлия.
«Мой сынуля отказывался есть пюре (начинали с педиатрического прикорма). Впихивать насильно или танцевать с ложкой я не смогла. Ничего тогда не знала о здоровых/нездоровых пищевых привычках. Но я чувствовала, что это неправильно, и не могу так с ним поступить. Процесс питания не должен быть противоестественным. Переживала, стала искать альтернативные варианты прикорма и узнала о BLW от подруги», — рассказывает мама Полина.
«Для меня BLW — это ниточка из клубочка про не-контроль и не-перфекционизм. И про свой пищевой интерес! Я себя заново открываю, изучаю. И про уверенность. Приемы первой помощи (в случае, если ребенок начнет давиться, — ред.) я изучила сразу. И вот именно здесь я совсем не боюсь. Это его работа — учиться есть. Отсюда, возможно, я расту как нетревожная мама. Для меня это развитие», — делится с нами Анастасия — мама, отдавшая предпочтение BLW.
Наука о BLW
Исследования в области самостоятельного прикорма хоть и не отличаются многочисленностью, тем не менее приводят нас к оптимистичным выводам. Научные данные свидетельствуют о том, что BLW повышает уровень саморегуляции и даже помогает детям больше любить приключения в дальнейшей жизни.
Исследование №1
Например, в пользу BLW говорит актуальное исследование Бирмингемского университета. Ученые подтвердили, что от того, когда знакомить ребенка с твердой пищей (кусочками), зависит его пищевое поведение в будущем. Психологи анализировали особенности питания у трех групп детей, которым в качестве прикорма вводили твердую пищу. Возраст их отмечался в нескольких категориях: до 6 месяцев, 6–9 месяцев и после 9 месяцев. Ученые доказали, что дети, которые впервые попробовали пищу кусочками в возрасте после 9 месяцев, спустя семь лет имеют некоторые трудности с кормлением. А также у них более скудный рацион и они чаще отказываются есть овощи и фрукты, чем дети, которых знакомили с пищей кусочками раньше.
Исследование №2
Исследование №3
Вместе с тем другие данные говорят о том, что существенных различий в потреблении железосодержащих продуктов в группах детей, прикармливаемых традиционно и методом BLW, не обнаруживалось.
Педиатр Татьяна Гавриленко объясняет, что потребление ребенком в пищу продуктов, богатых важными питательными веществами, — важный вопрос, который может возникать независимо от стиля введения прикорма. Ведь если в BLW ребенок сам может съедать слишком мало полезной еды, то в традиционном прикорме его также никто не будет насильно кормить нелюбимой пищей. И даже с высоким содержанием витаминов. Это идет вразнобой с принципом чуткости кормления. Поэтому если у ребенка, к примеру, низкий гемоглобин, его коррекцию, как правило, проводят медикаментозно.
Так или иначе, BLW — это всего лишь один из способов воспитывать ребенка довольным, счастливым и свободным. Да, это прикорм с очевидным духом авантюризма. Но в то же время — без излишнего педантизма, за что отдаем ему должное. И пусть у каждой мамы найдется минутка неторопливо подумать об этом. Бон апети!
«Ешь сам!»: почему мамы отказываются от детских пюре в пользу самоприкорма
В последнее время среди мам набирает популярность новый метод детского прикорма — самоприкорм. Ребенок с самого начала питается самостоятельно с общего семейного стола, минуя этап детских пюре. «Но как же малыш будет жевать? Он же может подавиться?» — эти и другие вопросы мы задали педиатру.
Зрелище не для впечатлительных родителей и уж точно не для особо тревожных бабушек — мамы в «Инстаграме» выкладывают видео с детьми, которые уже в полгода уплетают за обе щеки твердую пищу наравне со взрослыми.
Никаких пюре и жидких кашек. Малыши едят руками, сами выбирая себе еду. Просто берут с тарелки то, что больше понравилось: овощи, фрукты, кусочки мяса, макароны. А называется это явление — самоприкорм.
Техника безопасности
Консультант по прикорму и автор блога @shkola_samoprikorma Полина Казимирова уверяет: риск подавиться у ребенка при самоприкорме не выше, чем с обычным пюре. Главное, соблюдать безопасную подачу продуктов.
«Чтобы определить, безопасно ли давать ребенку продукт, — попробуйте раздавить его подушечками пальцев, — учит в своем блоге Полина. — Получается раздавить — можно давать крупными кусками. Не получается — нарезаем тонкой соломкой или трем на терке. Это правило применимо как к детям, у которых уже есть зубы, так и к тем, у которых зубов еще нет.
С 6 месяцев можно как сырые фрукты и овощи, так и термически обработанные. Однако никакой сырой моркови или огурцов целиком, чтобы «почесать зубки»! Ребенок может подавиться твердым куском. Зубки чешем прорезывателями. Твердые овощи и фрукты можно будет давать детям целиком после 3-4 лет, когда у них будет полный набор жевательных зубов».
Эксперт успокаивает: не страшно, если малыш откусит слишком большой кусок от мягкого овоща или фрукта.
«На его защите стоит рвотный рефлекс и кашель. То, что ребенок не сможет прожевать и проглотить, он выплюнет.
Никогда не лезьте руками в рот к ребенку. Так вы можете напугать малыша, и это повысит риск удушья. Кроме того, пальцами вы можете протолкнуть кусок, который пытаетесь достать, глубоко в горло, что тоже очень опасно.
Если ребенок закашлялся, никогда не стучите ему по спине. Когда ребенок кашляет, он в безопасности. Значит, воздух поступает в дыхательные пути, и жизни ребенка ничто не угрожает. Нет ничего более эффективного, чем кашель, чтобы освободить дыхательные пути».
Тем не менее, эксперт настоятельно советует хорошенько изучить правила первой помощи при удушье.
⠀
«Самоприкорм безопасен, если вы соблюдаете правила безопасности. Но вы всегда должны быть готовы спасти вашего ребенка. Ведь подавиться можно и пуговицей, которую ребенок достанет из-под дивана», — говорит Полина.
Читайте также
А что нельзя:
все продукты, приготовленные или сырые, нарезанные кружочками размером с помидор черри до 4-5 лет. Такие продукты нужно обязательно разрезать на полумесяцы из-за высокого риска удушья. Никакой моркови или огурца, нарезанных колечками. Никакой черешни, разрезанной лишь пополам — режем на дольки, чтобы исключить круглый срез.
Круглый срез — «идеальный» формат, чтобы перекрыть дыхательные пути. Круглая черешня, например, полностью заблокирует гортань или трахею. Извлечь ее, скорее всего, можно будет только хирургическим путем».
мед до 1 года жизни;
сырые и полусырые продукты животного происхождения до 5 лет (яичница-глазунья, суши, икра, селедка, сырое сало, непастеризованное или некипяченое молоко и продукты из него и т.д.);
мелкие, круглые, гладкие и твердые продукты, которыми можно подавиться: орехи, оливки, виноград, карамельки. Риск сохраняется до 4-5 лет. Такие продукты нужно измельчать или разрезать.
ростки или пророщенные семена без термической обработки;
поп-корн до 4-5 лет из-за риска удушья.
Зачем нужен самоприкорм
Меньше капризов в выборе еды. Эксперт по прикорму ссылается на исследования о том, что длительное кормление детей пюреобразной пищей (дольше 14 месяцев) может привести к избирательности в еде в дальнейшем. При классическом прикорме родители вводят один новый продукт в течение недели. И это способно испортить пищевой интерес детей.
После пюре сложнее приучить к твердой пище. «Чем позже мы начинаем знакомить ребенка с кусочками, тем сложнее ввести их в рацион и тем выше риска удушья, — говорит эксперт. — ВОЗ рекомендует ввести в рацион ребенка пищу кусочками не позднее 10 месяцев, а лучше уже в 8».
Самоконтроль. При самоприкорме дети учатся сами контролировать количество съеденной еды. Они чувствуют сигналы насыщения и способы остановиться, когда наелись. А значит в будущем с большей вероятностью не будут переедать и страдать от ожирения.
А как относятся к самоприкорму педиатры?
Анна Журавлева
Медицина
Врач-педиатр, главный врач клиники «Территория Здоровья», мама троих детей
— Прикормы играют важную роль в получении микроэлементов и витаминов для развития мозга малыша. Считается, что идеальное время для начала прикормов, когда ребенку 4-6 месяцев. Причем прикорм у детей, находящихся на смеси, обычно вводится в 4 месяца, а на грудном — в 6 месяцев.
Один из способов естественного введения прикорма, это самоприкорм. Обычно это происходит, когда у малыша просыпается пищевой интерес и уже есть 2 или 4 передних зуба. Мама предлагает ребенку сидеть со всей семьей за столом, малыш сам тянется за понравившимся ему блюдом и пробует его.
Умные мамы готовят на стол вареные овощи, печеные фрукты, либо фрукты, потертые на терке. В будущем у таких детишек нет проблем с «кусочками». А вот мамы, которые вводили новую еду исключительно в виде пюре, при переходе на взрослый стол отмечают эту проблему чаще всего. Ребенок не может глотать кусочки, давится ими. Знаю не одну семью, где кормят пюрешками и кашами из пачки до 5 лет.
Есть, конечно, опасность, в том, что ребенок может не справиться с предлагаемой пищей и подавиться. Поэтому мамам надо наблюдать за малышом при его контакте с пищей, чтоб не пропустить момент, если он вдруг подавится.
Считаю, что самоприкорм — допустимый способ введения прикорма. Он более естественный по законам природы. Малыш сам учится кушать обычную еду. Рацион таких малышей становится шире намного быстрее, чем у тех, кто ест прикормы в виде пюре.
Как вводить прикорм?
В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.
В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.
1 шаг – каша или пюре из надземных овощей
2 шаг – пюре из подземных овощей или каша
3 шаг – мясное пюре
4 шаг – масло растительное
5 шаг – кисломолочный продукт
6 шаг – сливочное масло
7 шаг – творог
8 шаг – желток яйца
9 шаг – рыбное пюре
10 шаг – фруктовое пюре
11 шаг – хлебобулочные изделия
Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.
Признаки готовности к введению первого прикорма:
Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.
После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.
Основания для первого прикорма кашей:
Основания для первого прикорма овощами:
Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.
После выбора типа продукта определяем вид и форму.
Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси
Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное
Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.
Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.
Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.
Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.
Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.
В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.
На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.
При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:
При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.
При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.
Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.
Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.
Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.
Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.
Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.
Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).
Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.
Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).
Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.
И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.
Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.
Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.
С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.
С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.
Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.
Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.
Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.
Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.
Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.
Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.
На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.
Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.
Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.
Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.
Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.
Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.
Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.
На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.
На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.
Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.
Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.
На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.
Ребенок питается по режиму
завтрак: молочная каша+масло+компот
2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир
обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот
полдник: фрукты и творог+сушка/печенье
ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты
Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.
Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.