что такое самоопределение личности
Самоопределение: поиск своего места в жизни
У каждого человека есть свое место в жизни, но не каждому удается его найти. Как понять свое предназначение? Как определить основные жизненные цели и ценности? Все это происходит только в процессе самопознания, который также называют самоопределением. Важно ступить в этот процесс и попытаться разобраться полностью, так как этот путь ведет к счастью.
Основы самоопределения личности
Самоопределение – это сложный и многоступенчатый активный процесс понимания себя и своего предназначения, при котором проявляется сознательность и ответственность. Его результат – формирование жизненного пути.
Есть несколько основных видов самоопределения:
Каждый вид человек осваивает в определенный период жизни, и все они в итоге взаимодействуют друг с другом.
Личностное самоопределение
Личностное самоопределение – это необходимость найти собственную индивидуальность, одна из самых важных задач для любого человека. Личность должна осознать свою индивидуальность, уникальность, соотнести свои возможности и желания и сопоставить их с условиями окружающего мира. В итоге человек должен выбрать основные направления духовного и личностного роста.
Жизненное самоопределение личности
Человек должен определить смысл и цель собственной жизни, выявить главное содержание, понять, ради чего он живет. Цель жизни – это то, чего человек должен добиться, к чему он должен прийти в конце жизненного пути. Поиск смысла в жизни и цели – это сложный и достаточно длительный процесс, но необходимый.
Профессиональное самоопределение
Человек должен осознанно выбрать профессию. При этом нужно учитывать свои качества и особенности, возможности и требования к профессиональной деятельности. Бывает так, что человек понимает, что неправильно выбрал профессию. Но при этом не стоит опускать руки, всегда можно научиться чему-то новому, обрести ценные навыки и сменить профессиональную деятельность. Главное, чтобы это не превратилось в привычку и бесконечный бессознательный поиск себя в профессиональной среде.
Когда человек проходит первые три стадии самоопределения, наступают следующие. Определившись в профессии, с жизненными целями и собственной индивидуальностью, человек находит свое место в социуме. Далее он создает семью или не создает, если это противоречит его целям и принципам. Также существует религиозное самоопределение и еще несколько второстепенных видов.
Связь самоопределения и самореализации
Самоопределение – необходимый этап в процессе становления личности. Кроме того, без него человек не может самореализоваться. Ведь не понимая собственного предназначения, невозможно чего-то добиваться, показывать себя и применять свои умения и знания. Найдя свое место в жизни, человек становится успешным и счастливым, четко знает свои потребности и пытается их удовлетворить. И к этому необходимо стремиться.
Развитие самоопределения может занимать много времени. Чтобы ускорить процесс необходимо научиться разбираться в себе, в своих потребностях и возможностях, в эмоциях и отношениях, во взаимодействиях с окружающим миром. Для этого необходимо развивать мышление. Если человек верно мыслит, обладает осознанностью, он может правильно ставить цели и понимать свои потребности и желания. Научиться правильно мыслить помогает курс Викиум «Развитие мышления». Он станет отличным первым шагом на пути к самоопределению во всех аспектах.
Самоопределение личности
Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.
Что такое самоопределение личности
О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».
Какие виды самоопределения изучают исследователи
Самоопределение подростков
С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.
Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.
В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.
Что такое профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.
Если вы хотите больше узнать об истории профессионального самоопределения в России,
читайте нашу статью «История профориентации в России в инфографике» >>
В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.
Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.
- 1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:
- a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.
b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.
c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.
2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:
- a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.
b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.
c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.
3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:
- a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.
b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.
c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.
Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.
Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.
Самоопределение личности — как найти свою профессию?
В определенное время каждый из нас начинает задумываться над тем, как занять свое место в жизни, как осознать истинное предназначение, куда направить вектор основных жизненных целей и приоритетов.
Ответить на подобные вопросы можно только познав себя, свой внутренний мир, разобравшись в своих индивидуальных особенностях. Именно для этого так важно запустить процессы самопознания, самоутверждения, ведь от их эффективности зависит эмоциональная состоятельность и уровень жизни человека.
Общее понятие самоопределения
Что такое самоопределение личности? Самоопределение – способность человека найти свое место в жизни, следствием которого становится выбор жизненного пути, ценностей, нравственных норм, к которым он будет идти. В основе слова «самоопределение» лежит корень «сам», поэтому, как говорил советский философ П.Г. Щедровицкий: «Смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность».
Процесс самоопределения имеет сложную структуру. Он бывает профессиональным, гражданским, политическим, личностным, социальным, семейным, религиозным, жизненным, нравственным и т.д.
Но основными его видами считаются все же жизненное, личностное и профессиональное самоопределение. Причем каждый из этих видов относится к определенному этапу человеческой жизни. Поговорим о каждом из них.
Жизненное самоопределение
Жизненное самоопределение служит не просто одним из многочисленных видов самоопределения. На самом деле по своей сущности оно представляет основу других видов, поскольку выражает выбор человеком его жизненной позиции, позиции к миру, к окружающим, к своей личности. Именно от него зависит жизненная стратегия, выбранная индивидом, главный вектор его поведения, уровень активности и приоритеты.
Найти свой смысл жизни может далеко не каждый, однако без конкретного представления своей миссии в этом мире и, что важнее, жизненной цели, самоопределиться с профессиональной точки зрения, практически невозможно.
Примером жизненного самоопределения может служить момент, когда подростки встают перед выбором своей позиции по отношению к миру, собственной жизненной философии, которая и обуславливает его дальнейшее поведение, порядок мышления и, как следствие, жизненный путь.
Однако вопрос жизненного самоопределения имеет глобальное значение не только для подростков. В условиях современного общества, ежедневного развития новых технологий, передовых концепций управления, изменений социально-политических направлений меняются и сами люди, и их взгляды на этот мир и на самого себя. Эта вынужденная адаптация к возникающим преобразованиям заставляет людей искать свой путь в новых течениях, расти и совершенствоваться.
В этом контексте речь уже идет о профессиональном самоопределении.
Профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение – объективный и сознательный выбор человеком направления его профессиональной деятельности. Термин «профессиональное самоопределение» применяют как синоним к «профориентации», несмотря на то, что разница между ними все-таки есть. Эта разница в том, что, когда мы даем определение «профессиональной ориентации», человек смотрится безучастным, потому что к нему применяются специальные профдиагностические методики.
Профессиональное самоопределение – это субъективный выбор индивида, который он активно реализовывает в период самоопределения.
Еще учась в школе, дети начинают определяться с вариантами будущей профессиональной деятельности. Перед учениками старших классов стоит задача разобраться и понять для себя, чем он хочет заниматься в будущем.
Специалисты по профориентации употребляют понятие «готовность к профессиональному самоопределению». Уровень этой готовности в полном объеме анализируется посредством профдиагностических методик. При этом дается оценка следующим показателям:
Личностное самоопределение
Самоопределение личности — это непростой и довольно продолжительный процесс осмысления, трансформации и выстраивания ее целей и приоритетов.
Самоопределение личности берет свое начало еще в детстве, активно развивается в старшей школе и сопровождает человека в течении всей его жизни.
По причине того, что с возрастом личность обретает новые особенные черты и характеристики, а также меняются его жизненные условия и статус, индивид становится все более самодостаточным, свободным, способным ориентировать свою энергию на воплощение в жизнь своих устремлений и целей.
Гармоничному развитию личности в обычной жизни могут препятствовать внутренние конфликты, присущие любому нормальному человеку. В соотнесении с внутренними конфликтами человека, определили классификацию различных вариантов личностного самоопределения:
Самоопределение подростков
Подростковый возраст – один из самых серьезных и динамичных этапов в самоопределении и развитии индивида в целом. В этой ступени формируются личные качества, способствующие адаптации взрослеющих детей в социально-общественной сфере, развивается способность сопротивляться влиянию негативной социальной среды, ведь подростки, как известно, являются наиболее социально незащищенной группой общества.
На пороге самостоятельной жизни молодые люди должны подготовить целый сценарий, согласно которому будут идти по жизни. Этот сценарий уже содержит в себе и личностное, и профессиональное и социальное самоопределение. Именно период взросления человека зачастую становится основополагающим в поиске себя и своего будущего.
Личностное самоопределение взрослеющего ребенка находится в прямой зависимости от таких решающих факторов, как индивидуальные черты характера, особенности мировоззрения, самооценка его личности, обстановки, в которой он растет, атмосфере в его семье и отражается на следующих уровнях:
Общие проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи
Для любого индивида профессиональное самоопределение – один из основополагающих выборов, задающих направление всей его жизни. Поэтому этот выбор настолько важен. На профессиональное самоопределение молодежи влияет множество факторов. Приведем основные из них.
Родительское давление.
При выборе своей будущей профессии подростки нередко прибегают к помощи родителей. Однако порой вместо помощи получают давление, которое ограничивает свободу определения их будущей личности. Зачастую взрослые настаивают на пути, по которому в силу различных обстоятельств жизни не смогли пройти сами, забывая при этом, что главная их задача – помочь ребенку проанализировать свои наклонности, сильные стороны своего характера и личности. Подросток ждет поддержки и одобрения со стороны взрослых.
Социальное давление.
Современные дети отдают предпочтение высокооплачиваемым профессиям, обеспечивающим высокий уровень жизни и материальных благ.
Выбор друзей.
Дружеским связям в период взросления придается очень большое значение. Подросток, не совсем уверенный в том, что должно стать делом всей его жизни, зачастую идет учиться и работать «за компанию» с друзьями. Это не самый плохой вариант, но выбирать будущую профессию лучше, руководствуясь своими интересами.
Фактор здоровья.
Некоторые профессии и занятия имеют перечень медицинских противопоказаний, критериев, которые необходимо также учитывать при выборе своего профессионального пути, чтобы избежать нанесения вреда своему здоровью и чувства неудовлетворенности.
Отказ от профессии
Иногда создается впечатление, что профессия, которая нравится, не достаточно серьезная, не модная, не перспективная и человек отказывается от этой идеи. Однако следует помнить, что ненужных профессий не бывает. Любой профессионализм достоин уважения.
Устаревшее представление о профессии.
Под названием профессии давно подразумеваются другой функционал. Необходимо тщательно анализировать информацию о выбранной профессии, прежде чем принять решение связать свою жизнь с ней.
Географический фактор.
Существует такое понятие, как социально-географических особенностей субъекта: города, поселка, где человек планирует осуществлять свою трудовую деятельность и развитие.
Советы психологов
Несмотря на то, что многие не принимают всерьез тесты на профориентацию, они являются достаточно эффективным способом исследования своей личности на определение склонностей и способностей. Почему бы не попробовать?
Самоопределение личности в жизни как процесс и условия его формирования
Работаю психологом с 2013 года. Выбранная профессия позволила понять себя и.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Тема самоопределения как неизбежного этапа формирования личности и основы на пути к самореализации человека, вызывает среди ученых много дискуссий. Исследования этой проблемы проводились в разных направлениях. Ученые считают, что самоопределение стоит рассматривать в узком контексте каждой сферы жизни человека. Кто-то убеждён, что во главе всех векторов развития лежит личностное самоопределение.
Конечно, каждая теория имеет свои доказательства и право на существование, но все же без внутреннего ядра и самоопределения человека как личности невозможно безошибочно выбирать свое место в других сферах жизни.
Что такое самоопределение
Самоопределение – это четкое осознание собственной направленности по отношению к миру, своего положения в этом мире, а также жизненная позиция, которая формируется на ценностно-нравственных ориентациях. Проблема самоопределения ставит перед человеком две задачи:
Как правило, самоопределение, как форма психологического развития личности особенно остро ощущается в подростковом возрасте. Этот период является важным и переломным в жизни каждой личности. Словно внезапно повзрослевший ребенок стоит на перекрестке дорог и решает, какую ему выбрать. Каждая из них, как в сказке обещает блага и определенное вознаграждение, но на пути однозначно встретятся препятствия.
Еще каждый путь незримо определяет, кому он под силу, а кому и не стоит пытаться туда идти. Это конечно метафора, но она имеет место быть в жизни в форме предрассудков и предубеждений. В идеале каждый человек должен иметь свободу выбора и определять свой путь, и видеть себя, как уверенно идущего человека.
Осознанность и самосознание
Непосредственное влияние на самоопределение играет формирование экзистенциональных установок личности. Именно в этот период подросток задается вопросами о смысле жизни, о собственном бытии и о смерти. Самоопределение является психологическим аспектом и основой на пути самореализации человека в жизни. Иными словами, понимание того, кто «Я», и чего жду от жизни, уже является частью самоопределения личности.
Виды самоопределения
Стоит сказать, что самоопределение бывает разных видов и ученые проводят интересные исследования на тему этих психологических процессов. Наиболее важные и интересные аспекты выбора личности относят к следующим видам самоопределения:
Именно эти сферы жизни человека выделяют многие ученые и изучают выбор личности в том или ином направлении. Стоит сказать, что не все виды самоопределения сваливаются на юную подростковую голову в один момент. Определение происходит естественным путем, по мере поступления новой информации и вовлечения в новую сферу деятельности человека.
Так, например, подросток получает право голосовать с 18 лет, соответственно его общественно-политическое самоопределение не будет стоять остро в 13 или 15 лет. Но его формирование уже осуществляется путем накопления информации из микро- и макросоциума. Это значит, что личность обращает внимание на самоопределение в этом направлении своих родителей и родственников, друзей и даже своего народа.
Особенности нравственного самоопределения
Нравственное самоопределение проходит длительный процесс формирования. В его основу ложатся ценностно-смысловые ориентиры, которые ребенок уже имеет. Основа нравственности и духовной ценности закладывается в детской Душе её родителями.
Giphy
Личный пример родителей, доброжелательные беседы с ребенком на тему нравственности, морали и порядочности оказывают глубокое влияние на его ценностные ориентиры. Сензитивным возрастом для формирования нравственности у человека является, опять-таки, пубертатный период.
Исследования на данную тему особенно важны, так как нравственная направленность молодежи является будущим общества, а значит уже сейчас стоит обращать внимание, кто служит им идеалами и эталоном для подражания, какие ценности и ориентиры они выбирают.
Нравственность стоит рассматривать, как совокупность убеждений, эталонов, идеалов и смыслов, которые вырабатывают в личности потребность жить духовно-нравственно. В психологии этот процесс определяют, как нравственная ориентация человека на собственную систему ценностей и индивидуальный поиск самореализации в жизни, согласно с этой системой.
Особенностями нравственного самоопределения являются следующие факторы:
Поиски путей достижения этого образа.
Каждый фактор оказывает в совокупности влияние на конечный результат и даст свой «оттенок» на становление.
Профессиональное самоопределение
Выбор профессии и поиски себя в этом мире настегают подростка по окончанию школы. Несмотря на то, что уже в старших классах активно ведется работа по профессиональному самоопределению, многие дети все равно словно плывут по течению и делают свой выбор под давлением родителей или общества.
Фото автора Marcelo Chagas: Pexels
В психологии существуют разные тесты и методики, которые позволяют подростку лучше узнать себя и свою направленность. Профориентационные методики способны очертить определенные направления в деятельности, которые подходят человеку.
Свобода выбора должна быть всегда, но так как многие подростки не относятся серьезно к выбору профессии и пока еще не осознают, что пора делать свой выбор деятельности, который может повлиять на всю их жизнь, случаются проблемы.
Характеризует профессиональное самоопределение человека следующие аспекты:
Здесь наглядно показано, что в основе профессионального самоопределения лежит внутренняя потребность в самореализации, а она формируется исключительно на личностном самоопределении. Пока ребенок не осознает свои внутренние мотивы и побуждения. Пока он не будет действовать согласно своим ценностям. На его пути будут встречаться сложности с выбором профессии.
Роль самоопределения личности в обществе
Можно смело сказать, что все виды самореализации тесно связаны, словно пирамида, где во главе стоит личностная самореализация. Когда человек делает свой выбор и действует согласно внутренним ценностям и ориентирам, он не может не включать в свою систему внутреннюю направленность по отношению к окружающему миру.
Иными словами, если у ребенка с детства действует установка, что он хороший и мир хороший, то он будет определять себя в этом мире гармонично. Негативные установки: «Я хороший, а мир плохой» или «Я плохой, мир хороший», а может даже и такая установка: «Я плохой и мир плохой», то и самоопределение в обществе будет базироваться с этими установками.
Личность в процессе самоопределения себя в обществе, находится в поиске соответствующим её ценностным ориентирам социальных групп. Социальное самоопределение может проявиться, как в негативной форме, так и в позитивной.
Фото автора Ali Pazani: Pexels
Человек имеет свободу, и его внутренняя направленность и вовлеченность в деятельность может привести его в разные группировки, сообщества и коллективы.
Условия гармоничного самоопределения
Основными условиями для гармоничного самоопределения личности являются детско-родительские отношения, которые строятся на принятии, доверии и свободе выбора. Нельзя говорить, что для самоопределения стоит создавать необходимые условия только в подростковом возрасте.
Нет, первые кирпичики этого процесса закладываются еще в раннем детстве, когда мама обнимает ребенка и говорит, что она его любит просто за то, что он есть, без условностей, то у него формируется положительная установка, что он хороший.
Обязательным условием для развития самоопределения будет поддержка подростка в его выборе родителями. Помощь и принятие его ценностей и ориентаций в этом мире. Личный пример и отсутствие критики помогут изменить направленность, и сделать обдуманно выбор.