что такое самолюбование в исламе
Что такое самолюбование в исламе
Любовь к себе начинается со слов «Я…», она напрочь исключает такие понятия как «семья», «сопереживание близким», «стремление оказать помощь» и всё то, что направлено на улучшение этого мира, на его строительство. Ислам как гуманная религия отрицает и порицает эгоизм.
Мусульмане строго следуют правилу создания, сохранения и укрепления семьи. Человек, образующий такую ячейку общества, должен заботиться о домашних и не пытаться осчастливить одного себя. Эгоизм разрушает любые отношения.
Любовь к себе – это…
В хадисе Кудси сказано, что любовь (наивысшая степень её проявления) есть не что иное как уважение.
А что такое любовь к себе в нашем понимании?
Таких людей Аллах попросту лишил возможности постичь веру. Тому свидетельствует хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!), говорящий о том, что неверующий тот, кто не желает близкому того, чего желает для себя. Изречений, подобных этому, множество. Нарциссы и самолюбцы сами наказывают себя, отрезают путь спасения.
Человек, влюблённый в свою внешность, тело, интеллект, не видит недостатков и дурных поступков. Он ни в чём не раскаивается и тем самым отдаляет себя от Аллаха. Мусульманин, принимающий себя как есть и стремящийся измениться, признаёт ошибки и движется к покаянию. А это, как мы знаем, ведёт к божьему благословению.
Эгоизм как грех
Эгоизм влечёт за собой нарушение многих заповедей Корана, среди которых:
Любовь к самому себе в исламе имеет место быть, если она тождественна уважению, здравому принятию себя «таким, какой я есть». Только эта дорога способна привести человека к свету и Богу.
Интересы общества, своей Родины, своей семьи – вот что должно быть в приоритете у мусульманина. Ни одна страна не добьётся успеха и процветания, если её граждане станут думать лишь о себе.
Себялюбие – грех перед ближним, а значит, и перед Аллахом.
В списке грехов исламской веры этот стоит далеко не на первом месте и относится к списку «малых», которые искупляются раскаянием. Но главное – то, что маленькое неповиновение влечёт за собой большое. Эгоизм – только начало долгого нисхождения.
Человек, повторяющий слово «Я», подобен Люциферу. Обычно вспоминаются слова последнего о том, что он («Я!») сотворён из огня, а человек – всего лишь из глины.
Статья показалась интересной? Будем благодарны за репост!
Что такое самолюбование в исламе
Как избавится от любования собой.
В Исламе запрещено быть самовлюбленным, гордиться собой за совершенные поклонения или какие-либо другие хорошие дела. Такое состояние называют Уджб. Но дозволяется радоваться от осознания того что это благость ниспосланная Аллахом. Опасность угрожает тогда, когда человек думает что все это он сделал сам, что это его собственная заслуга.
Никто из нас не удостаивается благ своими руками, проявляя большое рвение. Мы должны понять, что это, милость ниспосланная Аллахом. Думать так является мустахабом, но станет фарзом, если есть опасность впасть в состояние уджб.
Невежество и беспечность, влекут человека к высокомерию за совершенные собой дела. Чтобы избавиться от этого, нельзя забывать что все что случается, происходит потому что так пожелал Аллах и Он это создает. Нужно помнить, что такие блага как знания, разум, поклонения, имущество, потомство, жилище у нас есть только по милости и доброте Аллаху тааля.
Все что полезно для человека, все что ему приятно, называют ни′мет – благо которое ему дает конечно же Аллаху тааля. Создает и дает только Всевышний Аллах.
В битве при Хунейне, некоторые мусульмане увидев количество своего отряда, сказали «Теперь то нас не победить.»
Об этом стало известно пророку (алейхиссалям) и он очень расстроился. И в самом деле, в начале сражения войска посланника Аллаха, начали терпеть поражение, помощь Аллаха все не приходила. Позже Аллаху тааля послал свою милость в виде помощи при сражений.
Пророк Дауд (алейхиссалям), совершал дуа: О мой Аллах! Не проходит ночи чтобы некоторые из моих детей не совершали бы поклонения, не бывает дня чтобы они не постились. На что Всевышний Аллах ответил ему:
Высокомерие – показывать людям свое превосходство, а уджб – считать себя выше других. Человек может оставаться владельцем состояния уджб когда никого рядом нет. Но когда он один, то ему некому показать свое высокомерие.
Чтобы избавиться от кибра (высокомерие) и уджба, нужен тавазу (смиренность). От высокомерия спасется тот, кто поймет что все что у него есть, не от него самого. Скажем, что есть красивый и симпатичный человек. Если он думает что стал таким благодаря самому себе, то это уджб. А если он признает что красота дана ему Всевышним Аллахом, будет благодарным Ему за это, то получит большое количество савабов (вознаграждений).
Нельзя уважать и любить грешников, но так же нельзя себя считать выше грешников. Нельзя считать себя обитателем Рая и считать что грешники непременно окажутся в Аду. Даже про кафира нельзя так думать. Кафир может оказаться в Раю произнеся только шахаду, а мусульманин может оказаться в Аду, произнеся одно запрещенное слово!
Насколько опасны кибр и уджб говорит Имам Газали (рахметуллахи алейх) в книге «Ихийа-улумуддин»:
«Как-то пророк Иса шел по своим делам с одним из своих сподвижников (хавари). Их увидел вор и раскаявшись за свои делишки пожелал приблизиться к этим людям надеясь получить от них благость. Апостол увидев его подумал ′′ну откуда он взялся, пусть держится от нас подальше!′′ и прибавил шагу. Увидев это, бывший вор подумал: ′′Наверное я недостоин находиться рядом с такими благородными людьми» и отстал от них′′.
В это время, Аллаху тааля ниспослал пророку Исе (алейхиссалям) откровение:
′′Скажи им! Я вычистил книги записей этих людей. У твоего сподвижника за то что так залюбовался собой, я стер все его поклонения. Книгу вора полные грехов стер за то, что он посчитал себя ниже вас. Теперь их книги чисты и записи начнутся с чистого листа.′′»
У матери всех мусульман Айшы (радиаллаху анха) спросили:
— Когда человек делает плохое?
— С того момента когда начинает думать что он хороший и делает благие дела!
Жил когда-то человек который совершал много поклонений (абид). Был очень внимателен к своим поклонениям, все свои намазы совершал без ошибок и недочетов. Один из молодых людей все не прекращал им восхищаться. На что, абид ему ответил:
— Послушай меня сынок! Шайтан тоже долгие годы совершал поклонения. Все знают его нынешнее состояние. Важно что будет в конце. Неизвестно, примутся или нет наши поклонения. А если и примутся, то их не хватит чтобы возблагодарить Аллаха хотя бы за один глаз!
Поэтому, наши учителя сказали: Грех, за который в конце концов раскаялись лучше чем поклонение которое завершилось любованием собой.
В хадисе сказано: «Если бы вы не грешили, то я боялся бы что вы будете любоваться собой, что гораздо страшнее».
Самолюбование или реальная жизнь?
Она повернулась и судорожно заворочалась во сне… Она так и не обновила свой статус в Instagram, забыв выложить туда такие классные фотографии с приготовленным ею салатом, когда заходила туда в пятницу, какой ужас! А друзья с нетерпением ждали обновления ее статуса, и теперь у Аиши будет больше лайков, чем у нее…
Ну ничего, зато у нее есть такое красивое селфи с прошлой джума, где она была с подругами. Этот снимок был просто супер, ни у кого из ее друзей никогда не получалось ничего подобного. Она улыбнулась во сне и задремала, в ее голове начали появляться приятные мысли о том, как бы получить побольше лайков в Твиттере, и с этими мыслями она погрузилась в сон…
Утром она пошла в кафе и в торговый центр, где встретилась с друзьями. Во время этих встреч все они занимались примерно одним и тем же – сидели, уставившись в свой телефон, обновляя свои статусы в соцсетях, или фотографировались в одиночку или вместе с подругами.
На следующей неделе… Она вела машину, когда ей на телефон пришло уведомление о том, что Фатима уже выложила в Фейсбуке свои свадебные фотографии. Отвлекшись на это сообщение, она не увидела встречного грузовика.
Она лежала на погребальных носилках, завернутая в белый саван. Над ней склонились плачущие родители. Но где были все ее друзья? Те, ради которых она забывала все и сидела с ними в чате, и для которых выкладывала фотографии о всех своих событиях и действиях?
Ах, конечно, они выложили в Фейсбук свои соболезнования — так мило с их стороны. И они даже написали сообщение в watsapp о достоинствах чтения Корана за умерших и выложили несколько хадисов.
О умма Пророка! Давайте, наконец, остановим этот бесконечный самопиар в соцсетях, давайте прекратим раздувать свой нафс и уничтожать тем самым нашу реальную жизнь. Прекратите все эти селфи, прекратите эту бесконечную болтовню, перестаньте постить каждый момент своей жизни. Таким образом у нас появится больше времени, чтобы совершить то, что действительно имеет значение. Аллах призывает нас жить полноценной жизнью – совершая угодные Ему поступки. Читайте Коран и религиозную литературу больше, чем это у вас получается в Интернете. Стройте реальные отношения с людьми, это поможет вам найти настоящих, а не виртуальных друзей. Это относится ко мне первому.
Что значит любовь к себе с точки зрения Ислама?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Наши больные места больны именно потому,
что никто, в особенности мы сами, их не любит»
Дж. Холлис
С другой стороны, любить себя не значит возносить себе хвалу, преувеличивать достоинства и скрывать недостатки. Для верующего это в первую очередь проявление милосердия к самому себе. В одном из хадисов сказано: «Будь милосерден к себе и к рабам Аллаха!» А что значит быть милосердным к себе? Милосердие к себе проявляется в оберегании себя от грехов, по причине которых человека может постигнуть мучительное наказание. Однажды Умар, да будет доволен им Аллах, спросил у Убайи бин Каъба, что значит богобоязненность. Убай в ответ спросил у Умара:
— Приходилось ли тебе когда-нибудь ходить по дороге, заросшей колючками, о Умар?
— И как ты проходил по такой дороге?
— Я подобрал свою одежду и старался идти так, чтобы колючки не задели меня.
Иные считают, что любить себя значит потакать своим страстям и желаниям, предоставлять себе удовольствия разного рода. Но это заблуждение. Потому что не все желания человека благостны, не все его устремления ведут к добру. В Коране говорится: «Ведь душа человека повелевает зло…» Тот, кто любит себя, удерживает себя от того, что принесет ему вред или наказание. Подобно тому как любящий родитель удерживает своего ребенка от опасностей. Если ребенок хочет играть на улице, не надевая шапки и теплой одежды, где к тому же активное автомобильное движение, то какой родитель позволит ему сделать это? Только нерадивый, равнодушный, безответственный. Также и человек. Он должен заботиться о себе, как родитель заботится о ребенке. Любить себя также как и любить ребенка, не значит сюсюкаться с собой, а значит, что где-то можно дать поблажку, где-то – сделать себе порицание, где-то – удержать силой, а где-то – дать волю. В зависимости от ситуации. Однако это не значит, что нужно себя оскорблять, обесценивать, унижать, морально казнить и т.д.
Однако для верующего более справедливым, высоким, чем любовь к себе является любовь к Всевышнему и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. в хадисе, рассказанном аль-Бухари от Абдуллаха ибн Хишама, говорится: «Однажды, когда мы были с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он взял за руку Умара, да будет доволен им Аллах, после чего Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Посланник Аллаха! Я люблю тебя больше всего и всех, кроме самого себя». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, о Умар! Клянусь Аллахом, в Чьей власти моя душа, ты не поднимешься до высокого, полноценного уровня веры, пока не полюбишь меня больше себя». Умар, да будет доволен им Аллах, ответид: «Клянусь Аллахом, я поистине тебя люблю больше самого себя». И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Теперь – да, о Умар!»
Любовь с точки зрения психологии определяется как активная заинтересованность в развитии и жизни любимого. А что может служить гарантом этого самого развития и счастья человека, кроме как не искренне служение Всевышнему, покорность Его заветам и следование Посланнику Аллаха? Как сказал Всевышний в Коране: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный».
Самодовольство
Знай, кто познал всю низость своего нафса (эго), не увидит на земле человека хуже и презреннее, чем он сам. Нет ничего более обязательного для сына Адама (мир ему), чем познание своей сокровенной сущности. Следовательно, человеку нельзя довольствоваться собой, своим нафсом. Ведь насколько раб познает себя, настолько и улучшится его духовное состояние и возвысится его степень перед Всевышним Аллахом.
Воспитание нафса, в свою очередь, происходит путём избавления от порочных качеств и приобретения похвальных. А корнем всех порочных качеств является самодовольство (уджб). (Уджб – наличие высокого мнения о себе, самолюбие, восхищение собой, гордыня. – Ред.)
Значит, первое, что необходимо оставить человеку – это самодовольство, которое служит преградой для приобретения достоинств. Поэтому главным условием для наличия похвальных качеств является отсутствие самолюбия. И тот, у кого нет высокого мнения о себе, приближается к обретению благих нравов и очищению своего нафса.
Ведь человеку по природе своей свойственно стремление к совершенству и порицание недостатков. Когда же человек избавляется от чувства самовосхищения, очищаясь от пороков, он стремится приобрести похвальные качества. Осознав свои недостатки, человек не испытывает ни чувства самолюбия, ни гордыни. Напротив, если в таком состоянии его побудить к самосовершенствованию, то он проявит искреннее стремление к нему.
Таким образом, под воздействием божественных напоминаний и благодаря своей природной сущности нрав будет исправляться до тех пор, пока не достигнет того совершенства, которое ему предопределено. Известно, что одной из бед нафса является его склонность к наслаждению похвалой. Так, если нафс лишить похвалы, то он становится ленивым и впадает в уныние. Довольство своим нафсом и наличие высокого мнения о себе – факторы, влекущие гнев Всевышнего Аллаха.
Ибн Атаиллаха (да будет свята его душа) спросили: «Что быстрее всего вызывает гнев Всевышнего Аллаха?» Он ответил: «Это восхищение собой и своими духовными качествами. Всевышний Аллах гневается тогда, когда за свои деяния раб ожидает вознаграждение».
Недостатки своего нафса способен заметить только тот, кто постоянно контролирует и призывает его к отчету. Знай, Всевышний не возвысил Своего раба большим образом, чем указав ему на низость его нафса, и не подверг Своего раба большему унижению, чем сокрыв от него низость его нафса.
Как же разумный человек может довольствоваться своим эго? Ведь сам Пророк Юсуф (мир ему)сказал (смысл): «Я не оправдываю свой нафс, ибо нафс повелевает зло, если только мой Господь не смилостивится надо мной. Поистине, мой Господь прощающий и милостивый» (сура «Юсуф», аят 53).
Толкователи Корана пишут: «Это означает: я не считаю, что мой нафс чист от зла сам по себе. То есть я не приписываю ему этого достоинства, основываясь на его природной сущности, а целиком и полностью полагаюсь на поддержку Всевышнего Аллаха. В словах «ибо нафс» подразумеваются все нафсы, в том числе и нафс самого Пророка Юсуфа (мир ему). Далее сказано, что нафс по своей природе «повелевает зло». Это значит, что он призывает к ослушанию и мерзким поступкам».
Нафс больше всего наслаждается страстями и предпочитает бесполезное и пустое, постоянно склоняясь к различным порицаемым поступкам. Ведь если бы было иначе, то нафсы большинства людей не подчинялись бы своим страстям, выдумывая всякие ухищрения для удовлетворения своего эго, и тогда от них не исходило бы зло. Потому и говорят, что чем разумнее сын Адама (мир ему), тем выше его степень перед Всевышним Аллахом и тем лучше человек видит недостатки своего нафса. А кто постоянно замечает недостатки своего нафса, тот в ещё большей степени подозревает и обвиняет свой нафс, сводя на нет свое высокое мнение о себе.
В книге «Ат-Тавилат ан-наджмийя» говорится: «Нафс сотворён по своей природе повелевающим зло. И если ему предоставить волю, то от него не выйдет ничего, кроме дурного, потому что он велит совершать только зло. Но если Аллах смилостивится над ним и обратит на него взор заботы Своей, то Он полностью изменит характер этого нафса, заменив порицаемые качества на благие. Тогда нафс, который повелевал совершать зло, становится приказывающим благое. То есть злостность меняется на благость. Потому Пророк (мир ему и благословение) и обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Господи, не вверяй меня моему нафсу ни на миг и даже меньше этого».
Великое завещание
В книге «Аль-Бахжа» есть два завещания нашего господина, имама Бахауддина Мухаммада ан-Накшубанди (да будет свята его душа), которые он оставил своему мюриду. Приведем эти завещания, столь драгоценные для думающих и размышляющих.
Первое: «До какой бы степени не дошёл истинный мюрид суфийского пути, он должен видеть себя лишь начинающим, совершающим первый шаг».
Второе: «Если даже на пути самосовершенствования (сулук) мюрид поднимется на самую высокую ступень, он всё равно должен считать себя во сто крат хуже, чем фараон».
Разумный человек всегда должен контролировать себя, даже если его нафс поднялся на самую высокую ступень успокоения (итмиънан). Ведь и в этом случае он не может быть защищен от козней и интриг своего же нафса. И как мы, простые люди, подверженные эгоизму и любви к высокому положению, можем уберечься от нафса?! Один Аллах – Обладатель помощи.
Действительно, избавиться от козней нафса мы не сможем самостоятельно, если только Господь не облагодетельствует нас Своей заботой. И нет сомнения в том, что именно пороки подталкивают человека к нечестию и ослушанию. Поэтому дурные нравы – это болезнь, лекарством от которой является тарикат.
Порицаемые качества, как духовная нечисть, а тарикат словно вода. А для очищения от нечисти необходимо использовать воду. Всевышний Аллах Всезнающ. И нет сил для совершения благого и мощи для оставления порицаемого, кроме как с помощью Великого и Всемогущего.