что такое самолеты судного дня

У России и США есть самолеты Судного дня: как и куда они полетят в случае конца света

Самолет Судного дня или конца света предназначен для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены. Рассказываем, какие страны его разрабатывают и что об этом известно.

Читайте «Хайтек» в

Что такое «самолет Судного дня»

Такие самолеты могут находиться в полёте целую неделю при условии воздушной дозаправки. Все оборудование на борту защищено от поражающих факторов ядерного взрыва. Каждая машина способна поднять в воздух сотню человек. Он всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут.

На самолете установлено оборудование для приёма топлива от самолетов-заправщиков. С периодическими дозаправками в воздухе самолёт может находиться в воздухе неделю (возможно, что и больше).

Срок его дежурства в воздухе ограничивается только рабочим сроком службы масла в маслосистемах двигателей.

Американский самолеты Судного дня

E-4B «Nightwatch» известные, как NEACP (National Emergency Airborne Command Post), произносится как [niːkæp], а с 1994 получившие второе название NAOC (National Airborne Operations Center) — воздушные командные пункты (ВКП).

E-4B называют «самолётами Судного дня», или «конца света». Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

Самолет получил большие рабочие помещения, площадь составляет 429,2 квадратных метра.

Что касается E-4, то изначально создали три E-4A и один E-4B: первые затем довели до уровня более поздней модификации. От старой версии и вообще практически от всех других существующих самолетов E-4B можно отличить по большому обтекателю, где находятся антенны спутниковой связи.

Если верить данным из открытых источников, самолет может находиться в полете неделю — конечно, при условии, что его будут дозаправлять. Чтобы полностью заправить E-4B в воздухе, нужны два самолета-заправщика KC-135.

В условиях ядерной войны никто не может гарантировать даже такого, однако если они условия будут соблюдены, то формально время нахождения в воздухе ограничивается лишь сроком службы масла в маслосистемах двигателей. Также, все имеющееся на борту оборудование имеет защиту от поражающих факторов ядерного взрыва. При всем при том на борту, в зависимости от ситуации, могут находиться 60-144 человека.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Конструкция американского самолета

Верхняя палуба находится над средней в надстройке в передней части фюзеляжа, где у обычных Boeing 747 находятся кабина экипажа и верхний салон.

Кабина экипажа и з она отдыха верхней палубы

Кабина экипажа включает в себя рабочие места командира экипажа, второго пилота, штурмана и бортинженера. Позади кабины экипажа расположены место отдыха и спальные места для лётного состава и других членов команды.

Средняя палуба расположена на месте основного пассажирского салона Boeing 747.

В передней зоне находятся кухня, лестницы на верхнюю палубу, на нижнюю палубу в переднюю техническую зону. Там установлены холодильники, морозильники, запасы продуктов, плиты и микроволновки, которые позволяют обеспечить горячим питанием всех членов команды в длительных многодневных полётах с дозаправками в воздухе. С левой стороны передней зоны имеются четыре места для стюардов и службы безопасности.

За передней зоной следует зона NCA (National Command Authority) которая служит для работы и отдыха президента США, министра обороны или лиц, которые в случае необходимости заменят их согласно закону. Она включает в себя рабочую зону, зону отдыха, спальные места, комнату для переодеваний. Телефонное оборудование позволяет установить надёжную и защищённую связь с помощью систем самолёта с любыми структурами управления и главами других государств.

Комната совещаний командования (NCA)

В комнате совещаний командования имеется стол для совещаний, три кресла для представителей командования (NCA), восемнадцать дополнительных кресел, кафедра и два проекционных экрана.

Зона коммуникаций и связи

Зона коммуникаций и связи делится на зоны голосовой связи и передачи данных. Зона голосовой связи, расположенная справа, состоит из рабочих мест оператора радиосвязи, оператора полуавтоматического коммутатора и офицера связи. Зона передачи данных расположена слева.

Зона авиационного оборудования

Зона авиационного оборудования содержит электрооборудование для питания систем самолёта, полётную авионику, кислородное оборудование, места хранения багажа и запчастей.

Комната совещаний и проекционная

Зона operations team

За проекционной расположена зона рабочих мест «operations team», содержащая 29 рабочих мест, оборудование обработки данных. Рабочие места обеспечивают доступ к данным, телефонным и радио каналам голосовой связи, прямым («hot») линиям связи, внутренней связи операторов и командования. Имеется звукозаписывающая аппаратура.

Техническая контрольная зона

В левой передней части пространства контрольной зоны находятся коммутатор, системы спутниковой связи SHF SATCOM, другое оборудование.

Нижняя передняя техническая зона и н ижняя задняя техническая зона

В нижней передней технической зоне установлены баки с водой, 1200-кВ·А электрооборудование, понижающие трансформаторы, сверхнизкочастотные передатчики, оборудование космической связи SHF SATCOM. В передней части нижней технической зоны справа у наружных дверей установлены электрические подъёмные трапы для входа и выхода из самолёта на землю.

В задней технической зоне имеется рабочее место оператора и другое оборудование для связи с командным пунктом Пентагона.

Зона буксируемой антенны

Зона буксируемой антенны содержит катушку 8-километровой буксируемой сверхдлинноволновой антенны для связи с подводными лодками, рабочее место оператора с приборами управления выпуском и втягиванием антенны и индикации состояния антенны.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Российские и советские самолеты Судного дня

В СССр было большое количество самолетов с подобным функционалом:

В 80-е был развернут серийный выпуск самолета Ил-86. Именно он стал основой для главного российского воздушного командного пункта — самолета Ил-80, или Ил-86ВзПУ. За все время было построено четыре Ил-80 и два Ил-76СК, которые должны были решать похожие задачи.

Обе машины можно сразу узнать по характерному «горбу», где расположено разное радиоэлектронное оборудование. Однако есть одно важное отличие: Ил-76СК создали не на основе Ил-80, а на базе транспортного Ил-76. И эта машина намного меньше.

Ил-80 концептуально близок к E-4 — и не только внешне. Изначально самолет разрабатывали для эвакуации высшего военного руководства страны при сохранении возможностей одновременного командования Вооруженными силами. Это касается в том числе ядерного конфликта. Само собой, машина имеет все необходимое, чтобы люди на борту чувствовали себя в безопасности. К сожалению, озвучить характеристики Ил-80 и Ил-76СК невозможно в силу секретности, которая сопровождает самолеты с самого их рождения.

Однако некоторые детали есть в открытом доступе. Известно, в частности, что Ил-80 должен иметь вероятность отказов в десять раз ниже, чем другие летательные аппараты военного назначения. Нужно полагать, что даже если это преувеличение, от истины оно недалеко.

Новейшие самолеты

В России разрабатывают новые воздушные командные пункты, более известные как самолеты «Судного дня». Создадут их на базе широкофюзеляжного лайнера Ил-96-400М, впоследствии как минимум два этих ВзПУ станут заменой Ил-80.

Проект называется «Звено-3С». Радиокомплекс самолета рассчитан на передачу приказов войскам в радиусе 6 тыс. километров, он сможет связываться со стратегической авиацией, подвижными и шахтными установками, подводными лодками.

По сравнению с предшественником — Ил-80, — дальность новых Ил-96-400М, представляющих собой глубокую модернизацию Ил-96-300, возрастет в два раза. Детальная характеристика самолетов «Судного дня» является государственной тайной.

Эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), кандидат политических наук Андрей Губин высказал предположение, что новые ВзПУ России нужны, поскольку это отвечает тенденциям времени. Он также подчеркнул, что в модернизированных Ил-96-400М все внутреннее оборудование будет отечественным.

В 2018 году Пентагон объявил конкурс на модернизацию Boeing E-4B. В рамках нее должны обновить бортовую электронику.

Работа охватывает: поддержку/модернизацию программного/аппаратного обеспечения систем национальной связи и связи с ядерными силами (N2CS), средства обеспечения полета, комплектацию службы технической поддержки, поддержку и модернизацию систем N2CS, проектирование систем и модификаций N2CS.

Заявление пресс-службы Пентагона

Начиная с 2021-го на программу модернизации планируют выделять до 100 млн долларов ежегодно

Ранее, 26 июля, Пентагон поделился кадрами своего воздушного командного пункта. Пресс-секретарь штаб-квартиры Минобороны США Джон Кирби опубликован в Twitter видео, на котором показана дозаправка E-4B в воздухе.

Источник

В России началось создание нового «самолета Судного дня» на случай ядерной войны

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

В Воронеже началось строительство «самолета Судного дня» — борта для управления войсками на случай ядерной войны на базе нового широкофюзеляжного Ил-96-400М. Об этом РИА Новости рассказал источник в оборонно-промышленном комплексе.

Материалы по теме

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Обратный отсчет

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Летающая смерть

По словам собеседника агентства, российские Воздушно-космические силы получат два таких самолета. В перспективе возможен заказ третьего воздушного пункта управления (ВзКП).

Проект носит название «Звено-3С». Начинка самолета позволит доводить приказы до наземных и подводных пусковых установок в радиусе шести тысяч километров.

Впервые о планах обновить российские ВзКП сообщалось в октябре 2020 года. Тогда собеседник агентства ТАСС утверждал, что новинка значительно повысит время боевого дежурства воздушного пункта управления в воздухе и увеличит зону охвата управления войсками.

Хорошо засекреченное старое

Сейчас в Воздушно-космических силах (ВКС) России имеется четыре воздушных командных пункта на базе Ил-80. Изделие «65с», по классификации НАТО, Maxdome было разработано еще в конце 1980-х годов. Помимо своей основной функции по управлению всеми видами войск, самолет предназначен для эвакуации высшего военного руководства. Его летные характеристики таковы, что он может функционировать в условиях ядерной войны. Детальная информация по этому самолету является государственной тайной.

Материалы по теме

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Проклятие команчи

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

«Противостояние было неизбежным»

Впрочем, секретность не помешала ворам проникнуть в один из таких самолетов, базирующийся в Таганроге. В декабре 2020 года неизвестные вынесли с Ил-80 более 30 установленных на борту радиостанций. «Самолет Судного дня» находился в Таганроге для плановых работ по модернизации. После их окончания основной вход, люк грузового отсека и три запасных выхода опечатали, однако воров это не остановило. На месте преступления были обнаружены отпечатки пальцев преступников и следы обуви.

Чем ответит вероятный противник

В мае 2019 года телеканал CNBC показал изнутри воздушный командный пункт Военно-воздушных сил (ВВС) США E-4B Nightwatch, который также называют «самолетом Судного дня» или «самолетом конца света». В строю находятся четыре таких самолета, построенных на базе пассажирского Boeing 747, они приписаны к авиабазе в штате Небраска. Они были приняты на вооружение в 1974 году. Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут и во время зарубежных поездок президента автоматически становится «бортом номер 1».

Практически одновременно с появлением новости о создании в России нового ВзКП пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби опубликовал твит с видео дозаправки E-4B в воздухе. На кадрах, сделанных из кабины пилотов, видно, как командный пункт соединяется с топливозаправщиком Boeing KC-135 Stratotanker и какое-то время самолеты летят с единой скоростью. «Боже, какая для этого нужна сноровка! Экипажи совершили отличный полет», — восхитился Кирби.

Источник

«Самолёт Судного дня» Boeing E-4B

На случай полномасштабного конфликта, в т.ч. с ракетно-ядерными ударами развитые страны имеют специализированные воздушные командные пункты для высшего политического и военного руководства. На вооружении ВВС США с начала семидесятых состоят четыре «самолета судного дня» Boeing E-4A/B. Несмотря на солидный возраст, они до сих пор остаются важным элементом национальной безопасности.

Ответ на угрозы

На пике Холодной войны в США разработали и построили воздушные командные пункты (ВКП) нескольких типов с разными задачами. В 1965 г. на вооружение поступил ВКП EC-135J NEACP (National Emergency Airborne Command Post), предназначенный для высшего руководства страны, но уже в начале семидесятых его решили заменить более новой и совершенной машиной.

В феврале 1973 г. компания «Боинг» и ряд производителей радиоэлектронной аппаратуры получили от Пентагона заказ на создание самолета с шифром «481B NEACP», впоследствии обозначенного как E-4A. Его предлагалось делать на базе широкофюзеляжного лайнера Boeing 747-200. На борту ВКП должна была размещаться аппаратура от более старого EC-135J. Получившийся командный пункт сохранял требуемые возможности, но по летным данным превосходил предшественника.

Первый заказ предусматривал строительство двух ВКП E-4A, затем появились новые заказы. К осени 1973 г. планировалось принять в строй шесть машин, еще одна предназначалась для испытаний. Однако в итоге заказали всего четыре ВКП, причем последняя должна была строиться уже по обновленному проекту E-4B. Его можно было отличить от самолетов «A» по характерному кожуху радиоантенн на верхней части фюзеляжа.

Первый из будущих E-4A поднялся в воздух в июле 1973 г. Уже в 1974-м его поставили на дежурство. Строительство следующих машин затянулось и завершилось только в 1978-м. Годом позже сдали четвертый ВКП, выполненный по новому проекту E-4B.

Любопытно, что проект E-4A/B оказался самым дорогим в истории ВВС США. Средняя стоимость одной машины достигла 250 млн долл. – более 1,3 млрд в нынешних ценах. Этот рекорд побили только в конце следующего десятилетия с появлением бомбардировщика B-2A.

В начале восьмидесятых технику отправили на ремонт и модернизацию. С этих процедур все самолеты вернулись в комплектации типа «B». В 1994 г. самолеты получили новое обозначение NAOC (National Airborne Operations Center). Кроме того, они получили неофициальное прозвище Nightwatch («Ночной дозор» – в честь известной картины Рембрандта).

Аппаратура судного дня

E-4B построен на базе серийного Boeing 747-200 и сохраняет основные его агрегаты, хотя при переоснащении пришлось переделать планер. Также под замену пошли силовая установка и ряд общесамолетных систем. Вследствие этого по своим летно-техническим характеристикам E-4B близок к базовой машине. Важным отличием в этом контексте является наличие аппаратуры дозаправки в полете. Благодаря ей E-4B может оставаться в воздухе до 7 суток, причем этот срок ограничен, главным образом, запасами ресурсов для экипажа.

E-4B сохранил трехпалубную компоновку фюзеляжа. Верхняя отдается летным экипажам; на ней находятся кабина и каюты для отдыха. На месте основного пассажирского салона «747-200» последовательно располагаются кухонный отсек, салон для первых лиц государства со всем необходимым оснащением, конференц-залом и залом для совещаний, отсек коммуникаций и операторские места. В хвосте расположены помещения для отдыха дежурных смен. Нижняя палуба выделена для размещения разнообразного оборудования и отдельных рабочих мест.

По известным данным, самолеты E-4B несут полный спектр радиоэлектронной аппаратуры для управления вооруженными силами и приспособлены к работе в самых сложных условиях. В частности, авионика до сих пор строится на «старых» компонентах и приборах, поскольку современные «стеклянные кабины» менее устойчивы к поражающим факторам ядерного взрыва и другим угрозам. Приняты и иные меры по повышению живучести и обеспечению безопасности экипажа и пассажиров.

Специальная аппаратура обеспечивает связь и прием данных от всех источников в вооруженных силах США и НАТО, а также обработку поступающей информации с последующей выдачей командованию. Затем осуществляется выработка и передача команд соединениям и частям. Особое внимание уделено связи и управлению стратегическими ядерными силами. В частности, для взаимодействия с подводными лодками предусмотрена выпускаемая антенна длиной 8 км. Для решения задач связи и обработки данных на борту «Ночного дозора» имеется 29 автоматизированных рабочих мест, используемых офицерами штаба.

В зависимости от поставленных задач, E-4B может принимать на борт от 60 до 100 человек – летный экипаж, технический состав, штаб и верховное командование. Для экипажа и пассажиров обеспечиваются достаточно комфортные условия. Возможно длительное пребывание в воздухе с обеспечением отдыха и питания.

Самолеты на дежурстве

Первый ВКП E-4A заступил на дежурство в 1974 г., и вскоре к нему присоединились новые. К началу восьмидесятых работу командования могли обеспечить три машины версии «A» и одна «B». Вскоре такую разунификацию исправили путем модернизации более старых бортов.

Самолеты NEACP / NAOC несли дежурство на разных авиабазах. Один из них постоянно присутствовал на аэродроме Эндрюс (г. Кэмп-Спрингс, шт. Мэриленд), в непосредственной близости от основных военных и гражданских центров США – 10 км от г. Вашингтон. По штату, один из ВКП должен был находиться в полной готовности в ожидании приказа на взлет. Сразу после прибытия высокопоставленных лиц можно было подниматься в воздух. Такой порядок сохранялся до 1994 г.

Также E-4B вместе с другими спецбортами участвуют в зарубежных поездках руководства страны. Благодаря этому президент или министр обороны могут в любой момент занять место на ВКП и принимать стратегические решения. Кроме того, использование NAOC в качестве транспорта для руководства Минобороны упрощает управление вооруженными силами.

С 1994 г. самолеты E-4B могут использоваться в качестве временных командных пунктов в гражданских сферах. Самолет может прибывать в зону стихийного бедствия или иной катастрофы и выполнять функции управления до развертывания полноценного наземного КП. Впрочем, такими возможностями пользовались лишь несколько раз.

Еще не конец

Самолеты Boeing E-4B отличаются достаточно большим возрастом, и даже постоянные ремонты не позволяют продолжать эксплуатацию вечно. В начале 2006 г. Минобороны США объявило о намерении списать устаревшие самолеты и заменить их новыми, в срок до 2009 г. Однако уже в феврале 2007-го планы сократили, и утилизации теперь подлежал только один.

Наконец, в мае 2007 г. новый министр обороны приказал оставить E-4B на службе. Причины такого решения были просты и понятны: ни один из новых ВКП не может выполнять все те же функции, что и «Ночной дозор». В дальнейшем тема списания E-4B не поднималась. Эксплуатация такой техники продолжается до сих пор и не прекратится в ближайшем будущем.

По известным данным, техническое состояние и регулярное обслуживание позволяют продолжать эксплуатацию E-4B без каких-либо ограничений. После 2020-22 гг. возможны некоторые незначительные ограничения. Ресурса планеров хватит для активной эксплуатации в течение еще 12-15 лет.

В 2015 г. начались работы по модернизации самолетов. Согласно открытым данным, комплекс средств связи дополнили современными системами. За счет этого обеспечены новые коммуникационные возможности, повышена устойчивость к различным воздействиям и т.д.

Ключевой элемент обороны

Воздушные командные пункты E-4A/B создавались в разгар Холодной войны с учетом основных угроз того времени. В условиях риска обмена ракетно-ядерными ударами вооруженные силы противостоящих государств нуждались в надежной и устойчивой системе управления армиями, в т.ч. СЯС. Ответом на это стало появление различных специализированных комплексов, систем и образцов техники – одним из них стал американский ВКП E-4A/B. В дальнейшем обстановка в мире изменилась, но воздушные командные пункты остались на службе.

С момента начала дежурства самолетов NEACP / NAOC прошло почти полвека, но они до сих пор сохраняют свое место в ВВС США – благодаря уникальным возможностям и фактическому отсутствию альтернатив. E-4B по-прежнему остаются важнейшим элементом систем стратегического управления вооруженными силами США, и их замена пока даже не предвидится.

Источник

Воздушные командные пункты. «Самолёты Судного дня»

Воздушные командные пункты предназначаются для управления стратегическими силами в случае выхода из строя наземных командных пунктов и для вывода из-под удара в случае ядерного конфликта высшего руководства страны.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Впервые такие самолёты появились в США, это были специализированные машины, с комплектом специального оборудования и средствами связи, переделанные из самолётов-заправщиков КС-135А, созданные в свою очередь на базе гражданского «Боинг-707».

В грузовой кабине KC-135B были оборудованы кабинет, узел связи и жилое помещение. В любое время в дежурстве находился минимум один такой самолет с представителем высшего командного состава на борту, чтобы обеспечить командование ядерными силами в случае нанесения ядерного удара по США, который мог вывести из строя наземные командные пункты.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

17 KC-135B были построены как таковые, в октябре 1964 года все они, кроме трех последних машин, были переименованы в ЕС-135С. Кроме того, по стандарту ЕС-135С были дополнительно переоборудованы пять KC-135A поздних серий.

Первоначально КС-135J выполняли роль самолетов главнокомандующего вооруженными силами США и действовали с авиабазы Эндрюс (штат Мэриленд), пока их не сменили в этом качестве три ВКП Боинг E-4A. Существовали также варианты для Европейского и Тихоокеанского ТВД.

Следующим шагом, стало создание самолёта такого назначения, на базе широкофюзеляжного «Боинг-747».

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

В 1973 г. военно-воздушные силы США объявили о начале работ по программе AABNCP (Advanced Airborne National Command Post), получившей шифр 481В. Эта программа предусматривала создание новых самолетов-воздушных командных пунктов стратегического звена, имеющих большие рабочие помещения, которые предполагалось впоследствии оснастить новейшей аппаратурой связи и обработки информации.

Было решено, что все самолеты Е-4 поступят в распоряжение комитета начальников штабов вооруженных сил США и будут служить в качестве резервного пункта управления высшего военного руководства страны в условиях чрезвычайной обстановки.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Основным исполнителем работ по разработке усовершенствованной радиоэлектронной аппаратуры для самолета Е-4В была назначена фирма «Е-Системз». Подрядчиками при разработке и поставке БРЭО выступали фирмы «Электроспейс Системз», «Коллинз» и RCA.

Е-4В отличался от предшествующей модификации усовершенствованным радиосвязным оборудованием, новыми системами обработки, отображения и передачи информации, а также наличием топливоприемника системы дозаправки топливом воздухе, расположенного в носовой части фюзеляжа самолета.
Наличие системы дозаправки топливом давало возможность самолету непрерывно находиться в воздухе в течение 72 часов.

Самолет Е-4В оснащен УКВ радиостанциями AN/ARC-89(V), AN/ARC-150, AN/ARC-164(V), AN/ARC-196 и AN/ARC-513. Кроме того, на борту имеются коротковолновая станция AN/ARC-58 и аппаратура резервной системы СДВ связи с передатчиком мощностью 200кВт, использующая буксируемую антенну длиной около 8 км.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

На борту ВКП Е-4В установлены оконечные устройства отображения системы предупреждения о ракетном нападении. Самолет оснащен также аппаратурой системы управления пуском МБР ALCS. Наличие этой аппаратуры позволяет производить пуски межконтинентальных баллистических ракет, а также перенацеливать их, непосредственно с борта самолета, минуя промежуточные пункты управления. Как и самолет, ВКП предыдущего поколения ЕС-135С, Е-4В оснащен аппаратурой AN/ASQ-121 HARDS.

Помимо несения боевого дежурства на земле, самолеты Е-4 привлекаются к сопровождению самолета президента США при совершении последним длительных перелетов. В период нахождения президента США за рубежом один из воздушных командных пунктов базируется на близлежащей американской авиабазе. Во всех этих случаях перед экипажем самолета- ВКП ставится задача поддержания постоянной связи между президентом и командными центрами вооруженных сил США, обеспечивая при необходимости через находящуюся на борту воздушного командного пункта оперативную группу Объединенного штаба КНШ доведение распоряжений президента до всех необходимых органов управления вооруженными силами.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

В январе 2006г. Дональд Рамсфилд объявил что весь флот E-4B будет постепенно выведен из эксплуатации. Они могут быть заменены на два Boeing C-32, модернизированных до уровня ВКП президента США на случай ядерной войны, стихийных бедствий и беспорядков.

ЛТХ:
Модификация E-4A
Размах крыла, м 59.64
Длина самолета,м 70.51
Высота самолета,м 19.33
Площадь крыла, м2 510.95
Масса, кг пустого
снаряженного самолета 148069
максимальная взлетная 364552
Внутренние топливо,кг 150395
Тип двигателя 4 ТРДД General Electric F103-GE-102 (CF6-80C2B1)
Тяга, кгс 4 х 252.44
Максимальная скорость, км/ч 969
Крейсерская скорость, км/ч 933
Практическая дальность, км 12601
Продолжительность полета, ч/мин
без дозаправки 12.0
с дозаправкой 72.0
Практический потолок, м 13715
Экипаж, чел 2-4

Самолёты — ВКП E-6B, одновременно выполняющие функции программ Looking Glass (ABNCP) и TACAMO, предназначены для высших офицеров вооружённых сил США — Стратегического Командования США USSTRATCOM и других командований. Они обеспечивают военное управление и связь со стратегической триадой США: установками МБР, подлодками с БРПЛ и бомбардировщиками и передачу на них приказов принятых политическим руководством США.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

В конце 80-х гг. военно-морские силы США приступили к модернизации резервной системы сверхдлинноволновой связи с атомными ракетными подводными лодками ТАСАМО (Take Charge and Move Oul). Её основу первоначально составляли 16 самолетов-ретрансляторов EC-130Q, сведенных в две авиаэскадрильи (3-ю и 4-ю). Программа модернизации предусматривала замену всех самолетов EC-130Q новыми самолетами Е-6А, получившими наименование «Hermes». Эти самолеты были спроектированы фирмой «Боинг» на основе планера самолета «Боинг-707-320С».

Первый опытный самолет типа Е-6А был построен в 1983 г., его летные испытания начались в 1987 г. (первый полет состоялся 19 февраля). С 1988 г. начались поставки серийных самолетов Е-6А в подразделения авиации ВМС, ранее эксплуатировавшие самолеты EC-130Q. В итоге, к 1992г. все старые самолеты-ретрансляторы были заменены новыми машинами Е-6А и отправлены на консервацию в ЦОВАТ. Обе эскадрильи самолетов-ретрансляторов системы ТАСАМО были затем перебазированы на авиабазу Тинкер в штате Оклахома.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Во второй половине девяностых годов американским военным руководством было принято решение о снятии с вооружения остававшихся к этому времени в 7-й эскадрилье ВКП 55-го авиакрыла 8-й воздушной армии БАК ВВС США самолетов-ВКП объединенного стратегического командования вооруженных сил США ЕС-135С, и передаче их функций самолетам двойного назначения Е-6В, в которые предполагалось переоборудовать все шестнадцать самолетов-ретрансляторов Е-6А,уже переименованных к этому моменту в «Меркурий» (Mercury).

Программа переоборудования предусматривала размещение на борту Е-6А специального радиооборудования, снятого с самолетов ЕС-135С. Тем самым самолеты-ретрансляторы превращались бы в машины двойного назначения, способные выполнять как свои прежние функции в рамках системы ТАСАМО, так и функции воздушного командного пункта ОСК и пункта управления пуском МБР «Минитмен».

Работы по переоборудованию самолетов Е-6А проводила фирма»Рейтеон Е-Системз». В ходе этих работ на самолетах были демонтированы: СДВ передатчик OG-127; дипольная СДВ антенна ОЕ-159; комплекс средств автоматизации самолета-ретранслятора; система передачи речевых сообщений; навигационная система Lilton Omega LTN-211; аналого-цифровая система управления полетом; антенна ОЕ-242.

В новый состав оборудования, установленного на модифицированных самолетах, вошли следующие устройства:
комплекс средств автоматизации самолета-ВКП AN/ASC-37;
аппаратура автоматической коммутации каналов радиосвязи AN/ASC-33(V) DAISS;
система управления пуском МБР ALCS;
УКВ-радиостанция AN/ARC-171 (V)3;
оконечная радиостанция системы спутниковой связи M1LSTAR AN/ARC-208 (V)2;
аппаратура управления антенной радиостанции системы связи AFSATC0M
СДВ радиостанция AN/ART-54, состоящая из передатчика G-187/ART-54 и буксируемой дипольной антенны 0E-456/ART-54;
аппаратура системы спутниковой навигации GPS, состоящая из навигационного приемника R-2332/AR GPS ЗА и антенного блока AS-3822/URN;
цифровая система управления полетом. Модернизированная система отображения полетной информации.

В состав БРЭО также включены три интерфейсные шины типа «Манчестер-2» (MIL-STD-1553B), используемые устройствами СНС и СДВ связи. Кроме того, эти шины призваны облегчить сопряжение с электронными устройствами, которые будут установлены на борту самолетов в будущем.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Самолет предназначается для перевозки особо важных персон, включая президента и его окружение. Первый самолет был выпущен на заводе Boeing в Сиэттле 19 июня 1998 года. Всего произведено 4 самолета. Самолет способен преодолеть расстояние от авиабазы Эндрюс до города Франкфурта в Германии. Четыре Boeing 757-200, заказанных ВВС США, поступили в 1-ю эскадрилью 89-го авиакрыла, авиабаза Эндрюс, в 1998 году.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Самолеты предназначались для выполнения специальных заданий — перевозки членов правительства США. Самолеты заменили VC-9 и VC-137, дополнив обладавшие меньшей дальностью VC-25 и менее вместительные С-20 и С-37С. Последний VC-137 списали в 1997 году, но эксплуатация VC-9 продолжается. Спецификация, выпущенная ВВС, требовала, чтобы С-32А был максимально унифицирован с гражданским Boeing 757, но самолеты получили совершенно новый интерьер салона, рассчитанного на перевозку всего 45 пассажиров. На С-32А установили новейшее радиосвязное
оборудование с аппаратурой засекречивания переговоров, приемники спутниковой навигационной системы GPS, систему предупреждения об опасном сближении в воздухе. Самолеты окрашены в голубой и белые цвета и несут надпись «United States of America». Расположенная около Вашингтона авиабаза Эндрюс идеально подходит для VIP-пассажиров.

В СССР работа по созданию аналогичных самолётов началась значительно позже. Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе транспортного самолета Ил-86 в 1992 году создан воздушно командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП, в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87,аналог американского ВКП Боинг E-4B).

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Выбор исходного типа машины обусловлен значительными внутренними объемами пассажирской кабины Ил-86,достаточными для размещения специальной аппаратуры. Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. Приняты меры по защите самолета от поражающих факторов ядерного взрыва. Среди других конструктивных особенностей: отсутствие окон (кроме фонаря кабины экипажа), а также уменьшенное количество входных люков в фюзеляже Ил-86.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Установленное оборудование:
— унифицированный комплекс средств, разработанный предприятием «Полет» — Звено-2;
— коротковолновая приемная антенна, выполненная как два гребня за центропланом;
— коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
— передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров.
— приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
— антенна релейной связи выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
— антенна ультракоротких волн выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
— антенна связи с подразделениями РВСН выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
В 2009-10 годах был проведен плановый ремонт Ил-86ВКП (86147), в ходе которого были внесены некоторые изменения в надфюзеляжное расположение антенн.

В середине 1990 года Ил-86ВКП (86146) совершил испытательный полет, в ходе которого совершил управление запуска МБР. Испытания признаны успешными.

Также в середине 1991 года был заключен договор на разработку комплекса средств «Звено-2». Стоимость договора по составила 1.1 миллиарда рублей. В 2005 году самолеты Ил-86ВКП начинают совершать первые интенсивные полеты в составе авиаподразделений ВС РФ. В 2010-11 годах основные испытания аппаратуры «9А9675». Вероятно, под этим названием скрывается унифицированный комплекс «Звено-2».

ЛТХ:
Модификация Ил-80(Ил-86ВКП)
Размах крыла, м 48.06
Длина самолета, м 59.54
Высота самолета, м 15.81
Площадь крыла,м2 320.0
Масса, кг
нормальная взлетная 208000
Тип двигателя 4 ТВД Кузнецов НК-86
Тяга, кгс 4 х 13000
Максимальная крейсерская скорость, км/ч 850
Практическая дальность, км 3600

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Выпустив антенну, самолет начинает описывать круги. Конус, потеряв скорость, сваливается, и пятикилометровая антенна повисает почти вертикально. Только при таком положении антенны радиосигнал может пробить толщу воды.

Наконец, под внешними консолями крыла крепятся на коротких пилонах небольшие овальные контейнеры с направленными вперед штыревыми антеннами УКВ связи.

По некоторым данным, оба борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский.

Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.

ЛТХ: Модификация Ил-82
Размах крыла, м 50.50
Длина самолета,м 46.59
Высота самолета,м 14.76
Площадь крыла,м2 300.00
Масса, кг
нормальная взлетная 190000
Тип двигателя 4 ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс 4 х 12000
Максимальная
крейсерская скорость, км/ч 780
Практическая дальность, км 6800
Практический потолок,м 12000

До 1956 года высшие руководители СССР летали на военных самолётах, пилотируемых офицерами ВВС. Эта традиция была прервана 13 апреля 1956 года: Постановлением Совета Министров СССР N496-295C Министерство обороны СССР было освобождено от обязанности по перевозки высших должностных лиц страны.

В советское время на специальный лётный отряд возлагались обязанности по перевозке не только высшего руководства партии и правительства СССР, но и глав и общественных деятелей стран дружественных СССР. С 1959 по 2009 год авиакомпания также, в целях предоставления налёта экипажам, осуществляла регулярные и чартерные пассажирские коммерческие авиаперевозки в СССР (России) и за рубеж.

С распадом СССР произошли изменения в воздушном парке его руководителей. В 1993 году Отдельный авиационный отряд № 235 был преобразован в «Государственную транспортную компанию «Россия».

В октябре 2006 года к ГТК «Россия» был присоединена авиакомпания «Пулково». Объединенная авиакомпания стала осуществлять полёты под флагом ГТК «Россия», и название авиакомпании сменилось на Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная транспортная компания «Россия».
31 января 2009 года авиаотряд выведен из ГТК «Россия» и относится к Управлению делами Президента РФ, осуществляя перевозку только ограниченного круга определённых распоряжению президента РФ лиц.

В 1995 году борт № 1 Ил-62, доставшийся Б.Н. Ельцину по наследству от М.С. Горбачёва, заменили новейшим Ил-96-300ПУ (ПУ — пункт управления), оборудованный швейцарской компанией «Джет Авиэйшн». С приходом в Кремль В.В. Путина в отряде появился второй такой самолёт, оснащённый в России, но под надзором и по технологиям британской компании «Dimonite Aircraft Furnishings».

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Специальный вариант Ил-96-300, разработанный для перевозки президента России. Отличий по лётно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет.
На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта. Внешне самолёт также не имеет отличий от базового варианта, за исключением характерного жёлоба в верхней части фюзеляжа.
В настоящий момент в распоряжении Управления делами президента РФ находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций.

что такое самолеты судного дня. Смотреть фото что такое самолеты судного дня. Смотреть картинку что такое самолеты судного дня. Картинка про что такое самолеты судного дня. Фото что такое самолеты судного дня

Под рукой у первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи.

Общая стоимость широкофюзеляжного самолета Ил-96-300ПУ, который считается самым дорогим из отечественных авиалайнеров, доходит до 300 млн долларов в ценах середины 2000-х. Салон самолета двухэтажный, с двумя спальнями, душевыми, залом для совещаний, комнатой отдыха и даже с кабинетом для реанимации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *