что такое сакля в рассказе кавказский пленник

Знакомство с жизнью татарского аула в рассказе Кавказский пленник

Классик русской литературы Л.Н.Толстого в рассказе “Кавказский пленник ”, знакомит читателей с офицером Жилиным, чудом спасшимся из плена. Подготавливая побег, главный герой присматривался к жизни татарского селения. В заточении, будучи энергичным и любознательным, он не сидел сложа руки, оказывал помощь местным людям. Он занимался починкой утвари, изготавливал глиняные фигурки и даже врачевал.

Автор представляет нам татарский аул глазами военного офицера. Терпимость русских к вере других народов позволяет увидеть жизнь горцев без предвзятости и реалистично.

Жилину относительно неплохо жилось в селении, он не обозлился, а лелеял надежду на свободу. За хороший характер, сердечность местные его уважали и ценили. Они стали Жилину понятными, некоторые – почти близкими. Он изучил их характер, наблюдал жизненные обычаи, устои, преломил с ними хлеб, а это являлось символом примирения. Народная мудрость гласит: ”Счастье объединяет людей ненадолго, тогда как несчастье, быть может, на всю жизнь”. Жилин видел в местных жителях ни противников, ни обидчиков – он видел в них обычный, понятный ему народ.

Герой замечает, что горцы — не безжалостные убийцы, а живущие соответственно своему закону люди, похожие на других. Татарки заняты хозяйством и воспитанием детей. Дети такие же непоседы и любопытные.

Пленный с интересом изучает уклад, привычки, обряды, одежду местных.

Живут горцы в саклях, содержат козьи и овечьи стада. Выпекают хлеб в тандыре и едят его с сыром. Некоторые обычаи у него вызывают удивление. Например, как они разуваются перед порогом дома и в другой обуви ходят в доме, на ополаскивание рук перед молитвой. Необычен и обряд погребения мертвых в саване и муллой читающим молитвы над покойником, а также поминки, где пьют бузу и употребляют конину.

Впечатлила офицера воинская доблесть кавказцев. В играх молодежи видно столько удальства, ловкости, сноровки. Горцы бесстрашны и отважны, благодаря чему совершают неожиданные налеты на русские заставы. При этом они славятся открытостью и гостеприимством к уставшим путникам.

Отношение к пленному уважительное. Все по достоинству оценили его мужество, отвагу и мастеровитость. Черный татарин, даже признается, что испытывает любовь к русскому.

В рассказе центральной мыслью проходит идея уважения традиций, веры и обычаев всех народов. Автор не делит нации на плохие и хорошие. Такими их делают люди, цвет глаз, волос, кожи не играют при этом никакой роли.

2 вариант

Рассказ Л. Толстого Кавказский пленник повествует о русском офицере Жилине, которому удалось спастись из плена. Но перед тем, как сбежать, Жилину удаётся ознакомиться с жизнью татарского аула.

Жилин замечает, что татары — не безжалостные злодеи, они просто живут по своим законам. Но при этом ничем не отличаются от других. Женщины занимаются хозяйством и воспитывают детей. Дети же носятся по улицам и балуются. Иногда, как и многих других детей, их любопытство берёт верх. Так, во второй главе, мальчишки берут хворостину и суют в щелку сарая, где Жилин сидит с Костылиным.

Русский офицер с интересом изучает образ жизни, наряды и обычаи жителей аула. Живут горцы в саклях, разводят скот, пекут блины и едят лепёшки из козьего сыра. Оказавшись в доме чёрного татара, Жилин обращает внимание на то, как они первые ботинки оставляют у порога, а в других садятся на ковры. Также он видит, как татары моют руки и молятся после еды.

Помимо всего этого, описываются некоторые обряды народа. Например, в четвёртой главе Жилин наблюдает, как горцы хоронят своего погибшего товарища: >. А потом устраивают поминки: пьют бузу и едят кобылу.

Жилина поражает воинственность татар. Так, наблюдая за игрой юношей, он восхищается их силой и удалостью. Татары наделены доблестью и стойкостью, что помогает им совершать грозные набеги на казачьи станицы. Но при этом они не лишены гостеприимства и принимают усталых путников, заблудившихся в горах.

Относятся горцы к офицеру довольно уважительно. Они ценят его смелость и талант мастера на все руки. Чёрный татар, Абдул-Марат, даже признаётся, что полюбил русского. Но есть и те, кто невзлюбил Жилина — это красный татар и старик. Они оба люто ненавидят русских и жаждут мести. Старик даже пролил кровь собственного сына, перешедшего на сторону русских. Он давно лишился человечности и порядочности.

За всё это время проведённое в плену Жилину удаётся подружиться с девочкой Диной — дочкой чёрного татара. Жилин проявляет к девочке доброту и делает ей кукол из глины. И, конечно же, Дина отвечает ему тем же: она помогает сбежать офицеру из плена.

Также читают:

Картинка к сочинению Знакомство с жизнью татарского аула в рассказе Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

О вредном воздействии курения на организм знает каждый. Но, несмотря на это, в каждом городе и в каждом населенном пункте нашей большой планеты большое количество курящих людей.

орький Максим – великий русский писатель, который подарил миру множество интересных произведений, таких, как «На дне», «Детство», а также такого персонажа как Старуха Изергиль. Многие люди любят его творчество, но не все из них знают о самом писателе.

С первых произведений Иван Сергеевич Тургенев прославился как писатель, одаренный необычайной чуткостью, внимательностью к природе, ее тончайшим изменениям, писатель, умеющий создать непревзойденные лирические картины природы

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Эта картина похожа больше на черновик, набросок, но главная фигура прорисована очень четко.

Источник

Значение слова «сакля»

что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть картинку что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Картинка про что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Древнейшие крымские сакли — простейшие однокомнатные сооружения без окон, с земляным полом и очагом посредине помещения. Дым в таких саклях выходил через отверстие в крыше. Современные сакли часто состоят из нескольких комнат, с крытым полом, оборудованы для комфортного проживания.

Совсем другого типа сакли в горах Кавказа. Нередко многоэтажные, каменные, с многочисленными бойницами, они представляли собой комфортное жилище и надёжную крепость в случае опасности. Художник Исаак Левитан зарисовал саклю в одной из своих картин (на репродукции). Саклю также изобразил в 1910 году на своей картине «Сакля в Крыму» другой русский художник — К. А. Коровин.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

са́кля

1. плетёное, каменное, глинобитное или саманное сооружение горцев Кавказа ◆ Уж мы различали почтовую станцию, кровли окружающих её саклей, и перед нами мелькали приветные огоньки, когда пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело, и пошёл мелкий дождь. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», 1839–1841 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть картинку что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Картинка про что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Фото что такое сакля в рассказе кавказский пленникПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кондиционер — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Сакля на Кавказе

Сакля – слово c грузинским корнем обозначающее дом. Но видимо оно так понравилось русскоязычному населению, что они стали так называть все дома жителей Кавказского региона и даже Крыма. Хотя сами дагестанцы так не называют свои дома. Такое восприятие сложилось из-за внешней схожести архитектуры.

что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть картинку что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Картинка про что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник

Как полагается, строят дом из того материала что есть под рукой. А в горах вокруг есть только камни и немного деревьев. Вот примерно в таком соотношении и использовались материалы при строительстве.

Грубо обработанные камни складывали в 2-3 ряда в каждом слое, промазывая их глиной с соломой в качестве связующего компонента. Более-менее обрабатывали только угловые камни и надоконные проёмы.

Иногда дом строился из самана – это кирпич, сделанный из глины с соломой, сбитый, высушенный. Они получались правильной прямоугольной формы, но не такие прочные, как камни, и значит, высокие стены не строили.

Фундаменты под стены не строили, так как склоны гор прочные и не сыпучие, они так же не подмываются грунтовыми водами. Основа твёрдая по своей природе. Если аул располагался на особенно скалистой местности, то скалы были частью стен. Это хорошо можно увидеть в Гамсутле – ауле призраке.

Село заброшено более 50 лет. Так вот, крыши почти нигде не сохранились, потому что были из наката земли. В стенах торчат скалы.

Этажные перекрытия делали из деревянных брусьев. Сверху засыпали землей, опять же соломой, и укатывали. Пол застилали циновками и коврами. На стенах тоже вешали ковры, благодаря чему сохраняли тепло в доме.

что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть картинку что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Картинка про что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник

В давние времена крыша тоже была плоской, из укатанной земли с соломой, а иногда сверху клали дёрн. В это время дома строили террасами, то есть крыша одного дома, это дворик дома стоящего выше по склону. Такие постройки еще можно увидеть в древних сёлах: Чох, Кубачи, Мукутль и так далее. На фотографиях начала 20 века в этих сёлах все крыши плоские, террасовые.

Крыши делали с большими выносами, чтобы дождь не вымывал глину, связующий материал, из стен.

Но такая крыша не служила долго, её периодически приходилось обновлять. А когда появлялись более практичные материалы, то каждый старался использовать его. Так земляные крыши почти нигде не сохранились, кое-где остались черепичные и шиферные крыши, а теперь повсеместно они из металлических листов с современными лакокрасочными покрытиями и наклонными плоскостями.

Источник

Кавказский пленник. На странице 297 – 298 28.12.2018 28.12.2018 admin Вопросы и ответы к учебнику «Литература» 5 клас Меркин

Иван Жилин – это главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник». Иван – это русский бравый офицер, отбывающий службу на Кавказе, где в тот момент шла война. Молодой человек был среднего роста, знатного, но не богатого рода, холост. У Ивана была пожилая мать, которой он постоянно отсылал деньги. Он не был женат, но когда в очередной раз получил письмо от матери о том, что она нашла ему подходящую невесту, очень обрадовался.

Очередной отпуск закончился для него и его товарища Костылина трагично – они попали в плен к татарам, желавшим получить крупный выкуп за русских офицеров.

Татары предложили написать Ивану письмо матери, в котором он просит за себя выкуп. Но когда он узнал сумму, честно ответил, что такие деньги за него никто не заплатит. У нее их нет.

Со временем, несмотря на сильную неприязнь татар к русским, они начинают уважать этого честного, сильного духом и искреннего человека. Татарская девочка по имени Дина сильно привязалась к Ивану, стала считать его своим близким другом и часто приносила ему еду.

Приходит время, и Жилин совершает побег вместе с Костылиным и другими пленниками. Но эта попытка оказалась неудачной, их догнали и посадили в деревянных кандалах в колодец.

С больными, окровавленными ногами, измученный тяжелой жизнью в плену, Иван снова решается на побег. В этот раз ему помогла его подруга Дина. Она бросила в колодец длинный кол, с помощью которого Иван выбрался наружу.

Татары погнались за ним и почти нагнали его у казацкой крепости, но сильные казаки отбили Ивана у врагов. Он остался у казаков до самого конца войны. Костылина отпустили из плена, так как за него заплатили крупный выкуп родственники.

В своем рассказе «Кавказский пленник» автор раскрывает лучшие качества человеческого характера в одном человеке – Иване Жилине. Это настоящий патриот своего времени, любящий свободу и верующий в силу духа и победу своего народа. Несмотря на вражду между собой, Иван остается честным и отзывчивым даже по отношению к своему врагу.

Смысл названия книги «Кавказский пленник»

Реалистичное произведение названо «Кавказский пленник» не случайно. Рассказ повествует о героях, которые оказались в плену у горцев. Главных персонажа два: Жилин и Костылин. Но как они поведут себя в нестандартных жизненных ситуациях, как проявят себя по отношению к друг другу и самим себе?

Л.Н Толстой рассказывает о быте горцев, об их обычаях и ценностях. Автор показывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Заглавие реалистичного произведения сразу наталкивает читателя на мысль, что героям предстоит пройти неимоверный путь, состоящий из лишений, неудач, сложностей. Оказавшись в плену, человек сам решает, как он будет справляться с этой проблемой. Будут ли победители этой невероятной битвы за выживание и какой исход ждёт наших героев? В заглавии рассказа Л.Н. Толстой лишь анонсирует о взятии в плен персонажей, но он ничего не говорит о дальнейшей судьбе героев.

Отзывы

Смысл произведения «Кавказский пленник»

Небольшой рассказ «Кавказский пленник» показывает быт, семейный уклад горцев. Бравый русский офицер Жилин — главное действующее лицо произведения — попадает в различные приключения. Отважный герой вместе с напарником направляется домой. Однако на их пути возникают неожиданные проблемы. Жилин и его сослуживец оказываются в плену у местных татар.

Невероятные испытания, трудности и лишения обличают личностные качества каждого персонажа. Жилин предстаёт перед читателем в образе честного, самоотверженного и добропорядочного воина, для которого слово «честь» — не простой звук. Его напарник — Костылин — напротив, показывает себя как подлого и трусливого предателя.

Метод контрастов — излюбленный приём Л.Н. Толстого. Даже самый маленький поступок, незначительное событие показывают, насколько герои противопоставлены друг другу. Их ценности, жизненные приоритеты, характеры — разница очень ощутима. Даже внешние облики героев созданы на контрасте.

Лев Николаевич в своём реалистичном произведении большое внимание уделяет описанию личностных качеств персонажей. Отважный офицер Жилин — рассудительный, честный и искренний воин. Его сослуживец Костылин создаёт впечатление недоброжелательного, мнительного, «скользкого» человека. Между характеристиками двух героев — пропасть.

Автор показывает, что на судьбы людей очень влияют их мировоззрения, взгляды на жизнь, поступки по отношению к окружающим и к себе.

Глубинный смысл произведения «Кавказский пленник» заключается в том, что Л.Н. Толстой показывает читателю, как человек может вести себя в тяжелых стрессовых ситуациях. Эти события крайне неожиданны для героев. Никто из персонажей и не подозревал, что окажется в плену. Но произошло то, что произошло. И как они будут приспосабливаться к непростым условиям, зависит от каждого из них.

Два характера. Две судьбы. Два варианта развития событий. Изначально Костылин сделал неверные шаги: он начал трусить и суетиться. Хотя именно трусость стала причиной того, что оба сослуживца попали в плен. Костылин «борется» только за себя. Ему безразлична жизнь напарника. Подлый герой попытался в одиночку убежать, однако, у него ничего не получилось. Теперь он вместе с бравым офицером оказался в тёмном сарае, выхода из которого нет.

После неудавшегося побега Костылина обидчики потребовали выкуп у персонажей. Мнительный и «скользкий» персонаж сразу же стал писать домой письмо. Он готов был беспрекословно исполнить любой приказ. Жилин же проявил смекалку и указал на конверте неверный адрес.

Для того, чтобы спастись из практически безвыходного положения нужно иметь силу воли, внутренний стержень, выдержку. Даже если с первого раза не получилось добиться желаемого результата, это не повод опускать руки и сдаваться.

Главы I–III

I вариант

II вариант

III вариант

IV вариант

Смысл финала «Кавказский пленник»

Что хотел сказать Л.Н. Толстой в финале своего произведения? Жилин благодаря силе духа, рассудительности и стойкости смог преодолеть неимоверные преграды и добраться до своих. Костылин же ждала несколько иная участь. Ослабленного, еле живого персонажа освободили только после того, как за него внесли огромный выкуп.

Смысл финала очевиден. Никогда не стоит даваться. Один неудачный день ещё не повод разочаровываться в жизни. Все сложности и трудности, встречающиеся на пути, лишь закаляют характер и дают дополнительный толчок, чтобы двигаться дальше.

Умение сохранять здравый смысл, не паниковать и не трусить — важные личностные качества, которые жизненно необходимо развивать каждому человеку. Если у отважного офицера есть цель, то он приложит все усилия, ни перед чем не остановится и добьётся своего. Так следует поступать всем людям. Уверенность в себе и своих силах никогда не должна ставиться под сомнения. Даже на самом тяжелом жизненном этапе.

Смотрите также:

Аудиопостановки

Существует несколько аудиоверсий рассказа:

Главные герои и их характеристика

Главными героями являются Жилин, Костылин, а второстепенными Дина и Абдул-Мурат. Иван Жилин — это главный персонаж «Кавказского пленника».

Кратко о нем можно сказать, что он настоящий русский офицер, ему присущи такие черты характера, как храбрость, бесстрашие.

Жилин упрямый, но в то же самое время он относится ко всем уважительно, в том числе и к себе.

Он требует уважения даже от пленивших его татар. Иван умеет хорошо чинить и, в отличие от Костылина, ему присуща сила воли.

Еще одним главным героем рассказа является Костылин. Эти персонажи противопоставляются. Главной чертой характера Костылина является трусость. Он полнотелый, медленный человек.

Одинаковый он и в поведении. Костылин грустный, все время жалуется. Этот герой даже к себе не имеет уважения. Из-за своего образа жизни он заболел. Костылин не может бороться за свободу.

Краткое содержание для читательского дневника

Вкратце сюжет повествует о временах Кавказской войны. Тут служит офицер Иван Жилин. Место проживания солдат — крепость.

Мать прислала Ивану письмо, с просьбой проведать ее. Вот Жилин и выезжает из крепости с обозом.

Поскольку обоз едет медленно, Жилин с другим офицером по имени Костыли решают поехать сами вперед. Они встречают горцев. Костылин бросает Жилина и уезжает. Горцы подстреливают лошадь Жилина и берут его в плен. Позже в плен попадает и Костылин. Они живут в сарае.

Цитата из рассказа описывает состояние героев: «Жил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется. — Твоя, Иван, хорош, — моя, Абдул, хорош. — А кормил плохо, — только и давал, что хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто непеченое».

По ночам Жилин делает подкоп, но затея оказалась провальной. В конце концов ему удалось сбежать с помощью дочки хозяина Дины. Он добрался до русских войск, а те впоследствии спасли Костылина.

В произведении показан быт горцев, их обычаи, рассказано, как они жили, и также присутствует описание природы, благодаря чему можно лучше понять переживания персонажей.

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть картинку что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Картинка про что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть картинку что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Картинка про что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Смотреть картинку что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Картинка про что такое сакля в рассказе кавказский пленник. Фото что такое сакля в рассказе кавказский пленник

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *