что такое садовое кольцо в москве на карте
Кольцо перемен, или История Садового от Скородома XVI века до видовых зон века XXI
Летом 1591 года хан Казы-Гирей собрал под стенами Москвы 150-тысячную крымско-ногайскую армию. Она потерпела поражение, но границу города решили все же укрепить. Иван Забелин в «Истории города Москвы» писал: «Годунов тотчас же по удалении хана в видах большей безопасности от нового такого нашествия занял московскую чернь постройкою вокруг всех посадов деревянного города». На его стенах сделали глухие и проездные башни, под ними насыпали земляной вал, а снаружи выкопали ров и заполнили его водой. Эта стена высотой около пяти метров протянулась больше чем на 15 километров.
Укрепления выросли всего за год (1591–1592 годы), за что в народе получили имя Скородум, или Скородом. Есть еще одна версия происхождения названия: на территории между Белым и Земляным городом дома порой строили на скорую руку, потому что эту часть города часто разрушал, сжигал неприятель.
Впрочем, разрядные книги и летописи сообщают, что Деревянный город существовал в Замоскворечье еще до набега татар. Это название упоминается в записи из разрядной книги о том, что Борису Годунову было поручено для обороны «обоз поставити за Москвою за рекою, за Деревянным городом, промеж Серпуховские и Калужские дороги». Но в этой же книге за май 1591-го можно найти и такую запись: «Тово же году делали на Москве за Москвою рекою деревяной город окольничей Ондрей Петрович Клешнин да с ним головы у городовова дела Василей Яковлев сын Щепин Волынской да Матвей Павлов сын Проестев». Вероятнее всего, сначала Деревянный город появился только в Замоскворечье, а весь город окружили укреплением только спустя три года.
Деревянный город в кольце пожаров
В 1611 году сгорела большая часть Деревянного города, кроме участков между Мясницкой и Покровкой, а также между Покровкой и Яузой. В 1638–1640 годах сгоревшие укрепления заменили новыми — Земляным валом, отодвинувшимся дальше от центра города. Перед мощным валом вырыли ров, а в 1659-м соорудили деревянную ограду. С 1638 по 1742 год вал служил таможенной границей Москвы.
В XVIII веке он окончательно утратил свое оборонительное значение: в одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них появились рынки. Строения по обеим сторонам Земляного города были в основном деревянными, и почти все они сгорели в пожаре 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона.
Палисадники и площади Садового
Комиссия для строений Москвы, организованная сразу после войны 1812 года, решила судьбу Земляного города. Вал разрушили, ров засыпали, а половину освободившегося пространства заняли мостовые и тротуары. Свободную землю озеленяли хозяева домов, которые сами решали, что именно сажать, — правда, вид этих насаждений не подчинялся никакому общему плану.
К 1830-му проект обновления бывшего вала воплотили в жизнь: без палисадников остались только участки в Замоскворечье и площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский — место народных гуляний — до 1877 года оставался широкой площадью.
От конки до «букашки»
Бульвары существовали недолго. В конце XIX века на кольце проложили рельсы для конки, движение которой запустили 25 июня (7 июля по новому стилю) 1872 года на временном участке от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала. Первая постоянная линия появилась в Москве к 1874-му и тянулась от Иверской часовни до Петровского парка через Страстную площадь и Тверскую Заставу. В 1912 году на смену конке пришли электрические трамваи. Маршрут получил литеру Б, и в народе его прозвали «букашкой». Четверть века спустя вместо трамваев запустили троллейбусы.
На начало ХХ века пришелся и строительный бум. Вместо малоэтажных зданий вдоль Садового кольца выросли коммерческие, административные и высотные жилые дома. После революции Садовое вновь начали застраивать жилыми и государственно-общественными зданиями. В это же время с карты Москвы исчез знаменитый Сухаревский рынок, а за ним и Смоленский.
Вместо садов — тоннели и эстакады
В 1930-х годах Садовое кольцо заасфальтировали, а потом, чтобы расширить проезжую часть, убрали почти все палисадники. В 1934 году снесли одну из главных достопримечательностей кольца — Сухареву башню, построенную в конце XVII века. На защиту красавицы, прозванной невестой колокольни Ивана Великого, вставали Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие деятели искусства. Но решающее слово осталось за Сталиным. В народе ходили слухи, что вождь мечтает отыскать Черную книгу графа Якова Брюса, который будто бы замуровал ее в одной из стен башни.
В 1937 году вся линия садов была снесена. В это же время через Москву-реку перебросили новые мосты — Крымский и Большой Краснохолмский. В 1948–1954-м на кольце выросли три из семи сталинских высоток: здание МИД на Смоленской площади, жилой дом на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) и административно-жилой комплекс на площади Красные Ворота. В начале 1950-х годов была построена Кольцевая линия метро, южная часть которой (от станции «Курская» до «Парка культуры») прошла под Садовым кольцом.
Транспортная нагрузка на магистраль продолжала расти, и довольно скоро городу пришлось сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно их строили в 1950–1960-х годах, когда столица наверстывала упущенное за время войны. Тоннели, развязки, эстакады и подземные переходы появлялись в самых загруженных местах: на Крымской, Самотечной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской площадях, площади Маяковского (сегодня — Триумфальной) и на пересечении с проспектом Калинина (сейчас — Новым Арбатом).
Новая жизнь кольца: сады, видовые зоны и скейт-парк под эстакадой
Сегодня программа «Моя улица» возвращает кольцу сады. В прошлом году Садовое украсили липы, клены, рябины, декоративные яблони и другие деревья, а в этом здесь высадят вязы, дубы, клены, липы, рябины, яблони и черемуху.
В 2017-м работы идут на участке от Долгоруковской улицы до Смоленской площади. Здесь создают скверы, приводят в порядок дворы, устанавливают уличную мебель, расширяют тротуары и укладывают новую плитку и асфальт. На участке кольца длиной 12,1 километра появится 14 видовых зон с павильонами, зеленью, местами для массовых мероприятий и выставок.
Вокруг Самотечной эстакады разобьют цветники и высадят деревья, установят деревянные скамейки и сделают дополнительное освещение. У торгового центра «Атриум» с помощью плитки «нарисуют» тропинки, а возле них сделают зоны отдыха с лавочками и деревьями. Территория возле станции метро «Добрынинская» из транзитной зоны превратится в место встреч и представлений.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Выбираем район: сколько стоит поселиться внутри Садового кольца
Садовое кольцо охватывает все десять районов в Центральном административном округе, представляя собой крупнейшую автомобильную магистраль в историческом центре Москвы. Риелторы выделяют эту территорию в отдельный субрынок жилья — самый дорогой в столице. По оценке сервиса «Яндекс.Недвижимость», в июне средняя стоимость жилья на вторичном рынке в границах Садового кольца составила 407 тыс. руб. за 1 кв. м, тогда как в целом по Москве — 190 тыс. руб.
Почти треть (31%) всего предложения жилья внутри Садового кольца — квартиры и апартаменты до 60 млн руб., еще 25% — объекты стоимостью от 60 млн до 100 млн руб. и 22% — стоимостью от 100 млн до 150 млн руб. Минимальную долю (8%) формируют лоты в диапазоне от 150 млн до 200 млн руб. На самое дорогое предложение в бюджете более 200 млн руб., основная часть которого представлена пентхаусами, многоуровневыми лотами или лотами с террасами, приходится не менее 14%, указывают в компании Knight Frank.
География Садового кольца
Садовое кольцо представляет собой магистральную последовательность из 17 улиц и бульваров и 15 площадей, которые образуют непрерывный круг общей протяженностью более 15 км. На рынке высокобюджетной недвижимости Садовое кольцо является своего рода водоразделом: внутри Садового расположены преимущественно элитные проекты, вне его пределов — премиальный и бизнес-класс.
«Например, Патриаршие пруды — территория Пресненского района, находящаяся в пределах Садового кольца, самый дорогой кластер с исключительно элитными проектами. За пределами кольца преобладает премиум-класс, — говорит директор департамента консалтинга и аналитики компании Knight Frank Ольга Широкова. — То же самое можно сказать и про кластер Остоженка — Пречистенка, выделенный из района Хамовники. Как у любого правила, у такого деления есть исключения — проекты, расположенные вблизи крупных парковых зон и водоемов в Юго-Западном направлении, могут относиться к элитному сегменту, так же как и объекты вблизи Садового кольца могут быть расположены на не самом удачном с точки зрения ближайшего окружения участке, что скажется на их стоимости».
Инфраструктура Садового кольца
Центральное расположение обеспечивает Садовому кольцу насыщенную и разнообразную инфраструктуру — от магазинов и ресторанов до объектов культуры. В частности, здесь находятся Московский зоопарк, Московский планетарий, Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова, Театр зверей им. В. Дурова («Уголок дедушки Дурова»), Московский академический театр сатиры, Московский государственный театр «Ленком», академический театр им. В. Маяковского, Концертный зал им. П. И. Чайковского, музеи, мемориальные квартиры, где жили известные писатели, композиторы и артисты.
Здесь расположены и парковые зоны: сад «Эрмитаж», Патриаршие пруды, парк им. Горького, парк «Музеон», множество небольших скверов и вся зеленая протяженность Бульварного кольца.
Среди множества общеобразовательных учреждений, находящихся неподалеку, самыми известными считаются Лингвистический лицей № 1555 МГЛУ, Центр образования № 1239, средняя общеобразовательная школа № 1262 им. А. Н. Островского с углубленным изучением английского языка с дошкольным отделением и другие. В локации Садового кольца также находятся НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского и знаменитая детская больница им. врача-педиатра Н. Ф. Филатова. При больнице действует домовая церковь святых мучениц Софии и Татианы (1897г.). Кроме того, здесь много других поликлиник и различных медицинских центров.
Вдоль Садового кольца проходит первая очередь Кольцевой линии метро, и на Садовое кольцо имеются выходы с шести из 12 станций этой линии, а также с некоторых станций радиальных линий. С 1950 года вдоль Садового кольца нет трамвайных путей, единственная линия пересекает кольцо в районе Павелецкой площади. Сейчас на Садовом кольце работают только автобусные маршруты.
Вторичный рынок Садового кольца
Стоимость жилья на Садовом кольце зависит от конкретного объекта, «вилка» возможных расценок очень широкая, особенно на вторичке, где можно найти «квадрат» за 250 тыс. руб., но есть объекты и по 650–700 тыс. руб. за 1 кв. м. На вторичном рынке предложение является насыщенным и разнообразным: можно приобрести как целый особняк, так и малогабаритную квартиру, лоты предлагаются в абсолютно разных по уровню качества и сроку строительства домах (от дореволюционных до самых современных).
Средняя цена составляет около 750 тыс. руб. за 1 кв. м, однако диапазон достаточно широкий: от 250 тыс. за 1 кв. м в домах довоенной постройки, максимальные же цены превышают 2 млн и даже 3 млн руб. за 1 кв. м, — за эти деньги можно приобрести эксклюзивные лоты в домах на тихих улочках с отличными видовыми характеристиками.
Новостройки Садового кольца
Первичный рынок жилья в пределах Садового кольца в настоящее время насчитывает 43 премиальных новостройки, в которых суммарно запроектировано 2,5 тыс. квартир и апартаментов. При этом в продаже, по данным Savills, сейчас находится 1,3 тыс. лотов, или 52% от общего объема жилых единиц. Минимальная цена составляет 412 тыс. руб. за 1 кв. м, максимальная — более 2 млн руб. за 1 кв. м.
«Входной билет» на рынок новостроек Садового кольца составляет всего 18 млн руб. — за такую сумму можно приобрести апартаменты в Тверском районе площадью 36,9 кв. м с отделкой. Стоимость самого дорогого лота на первичном рынке (пентхауса в районе Патриарших прудов) превышает 2 млрд руб. Жилье в пределах Садового кольца остается весьма востребованным среди покупателей элитной жилой недвижимости. По данным Savills, ежегодно более 20% всех сделок по покупке премиальных квартир и апартаментов заключается именно в пределах Садового кольца.
Спрос индивидуален для каждого проекта. Поскольку уровень цен здесь высок, хорошими для Садового кольца считаются темпы продаж порядка одной — пяти квартир в месяц для клубных проектов и от пяти до 15 лотов в масштабных и мультиформатных объектах, добавляет управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая.
Перспективные проекты Садового кольца
Садовое кольцо — исторический центр Москвы со сложившейся застройкой, поэтому площадок для нового строительства здесь немного. К тому же в этой части города действует множество ограничений, например по высотности, что также ограничивает возможности девелоперов. Проекты реконструкции имеют такие же объективные ограничения. И потом, запланировать полноценную инфраструктуру и благоустройство территории на базе старинных зданий непросто. Ресурс сохраняется лишь в виде устаревших административных зданий, которые будут постепенно заменяться новостройками, но их не так много, рассказала Ольга Широкова из Knight Frank.
История района
Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, насыпанный в конце XVI века. Он представлял собой замкнутое кольцо протяженностью около 16 км и служил главным форпостом Москвы. Однако уже через сто лет земляной вал утратил свое значение, превратившись в таможенную границу города. Перед въездами в город возникают рынки, из них наиболее известны Сухаревский и Смоленский. К концу XVIII века острог и вал постепенно разрушились, местами вал был срыт, в результате чего образовались просторные площади и проезды.
Свое современное название Садовое кольцо получило еще в XIX веке. В 1816 году появился проект создания в Москве кольцевой улицы, вымощенной булыжником. На прилегающей территории владельцев ближайших домов обязали высадить палисадники. К 1830 году проект был завершен, а самой улице местные жители дали имя Садовое кольцо, которое и сохранилось до наших дней. В 1937 году в рамках работ по расширению проезжей части все сады были вырублены, но название осталось. В современный период Садовое кольцо постепенно было застроено высотными административными зданиями и бизнес-центрами. Так, именно здесь расположены три из семи сталинских высоток.
Садовое кольцо: история, эстетика, мистика
Предыстория, написанная мечом и огнём
История Садового кольца во многом похожа на историю Бульварного: изначально это был оборонительный рубеж, четвёртый по счёту от Кремля. В конце XVI века здесь проходила граница города, и Борис Годунов распорядился её укрепить — насыпать валы, сверху поставить дубовые стены с глухими и проездными башнями, снаружи выкопать ров и заполнить его водой. Так Москва «ощетинилась» против набегов крымских татар.
По тогдашним меркам заграждение построили быстро — всего за год (1591–1592), поэтому в народе его окрестили Скородомом. Официальное название — Деревянный, или Земляной, город. Так же стали именовать и район, изнутри ограниченный Белгородской стеной и излучиной Москвы-реки; в нём жили в основном ремесленники, торговцы и крестьяне. В Замоскворечье селились стрельцы, поэтому его называли Стрелецкой слободой.
Столетие спустя линия обороны превратилась в таможенную границу. В одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них раскинулись бойкие рынки, например Смоленский и Сухаревский. Строения по обеим сторонам Земляного города были преимущественно деревянными, и почти все они сгорели в разрушительном пожаре 1812 года, когда столицу заняли войска Наполеона.
Где город был, там будет сад
Сразу после Отечественной войны 1812 года была организована «младшая коллега» Каменного приказа Екатерины II — Комиссия для строения Москвы. Её главной задачей стала помощь жителям, потерявшим свои дома. Работала комиссия эффективно: большинство строений восстановили в течение пяти лет.
Один из проектов учреждения, утверждённый в 1816 году, касался судьбы Земляного города. Вал окончательно разрушили, ров засыпали, получившуюся дорогу замостили булыжником, образовав широкие улицы. Дистанция между домами по обе стороны кольца составляла в среднем 60 метров, примерно половину отдали мостовым и тротуарам. Свободную землю поручили озеленить хозяевам домов — в обязательном порядке, но каждый решал сам, что именно сажать.
В последующие 15 лет кольцо честно заслужило звание Садового — насаждений не хватало лишь на площадях и некоторых замоскворецких улицах (то ли строптивыми оказались потомки стрельцов, то ли бедными). Некоторые участки кольца, например Смоленский и Зубовский Валы, превратились в общественные бульвары, а на просторной площади Новинского Вала почти до конца XIX века проходили народные гулянья.
Кольцо Б — без садов
Увы, палисадники просуществовали всего около века. Виной тому постоянно растущая интенсивность дорожного движения. Как и на Бульварном кольце, в конце XIX столетия на Садовом проложили рельсы для конки, а в 1912 году пустили электрические трамваи. Маршруту, а позже и всей магистрали, досталась литера Б (подходящего имени не нашлось, и в народе его звали «букашкой»). Четверть века спустя на смену трамваям пришли троллейбусы.
В 1930-х годах Садовое кольцо пережило своеобразную репрессию: сначала его заасфальтировали, а потом лишили почти всех палисадников, чтобы расширить проезжую часть. Но транспортная нагрузка продолжала увеличиваться, и довольно скоро пришлось выходить из плоскости — сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно строили развязки в 1950–1960-х годах, когда Москва навёрстывала упущенное за время Великой Отечественной.
Кстати, Кольцевая ветка столичного метро, открытая в 1950–1954 годах, была заложена ещё во время войны. Сначала эту линию планировали целиком провести под Садовым кольцом, но потом решили привязать её к наиболее напряжённым точкам пассажиропотоков, иначе говоря к вокзалам. В итоге под магистралью расположился только южный участок Кольцевой линии — от «Парка культуры» до «Курской».
Садовое кольцо — одна из самых востребованных и загруженных городских трасс. И зачастую это один из наиболее удобных контуров для перемещения по Москве. То и дело возникают предложения по его оптимизации, порой достаточно радикальные. Например, в начале 2000-х годов обсуждался проект, согласно которому движение по магистрали должно стать односторонним, причём направленным против часовой стрелки. План так и остался на бумаге: специалисты посчитали, что проезжая часть более шести полос будет сама себя тормозить. Так что сегодня Садовое по-прежнему едет в обе стороны.
Боевое прошлое, мирное настоящее, зелёное будущее
Садовое кольцо — свидетель и активный участник многих поворотных и трагических событий отечественной истории. Во время революций 1905 и 1917 годов на его площадях и улицах вырастали баррикады, противники устраивали яростные перестрелки и рукопашные схватки. В доме № 10 на Садовой-Триумфальной, где раньше размещалась губернская земская управа, в ноябре 1917 года представители Комитета общественной безопасности подписали акт о капитуляции, передав Москву в руки большевиков.
В начале Великой Отечественной войны кольцо Б, как и Бульварное, вновь стало рубежом обороны. А в июле 1944 года, после поражения фашистской группировки в Белоруссии, по Садовому провели колонну пленных немцев.
В наши дни Садовое нередко становится ареной шествий, но уже исключительно мирных. Несколько раз в год кольцо перекрывают частично или полностью, чтобы отдать его участникам марафонов, велопарадов или автопробегов.
Кроме того, магистраль является одним из приоритетных объектов городской программы реконструкции «Моя улица». Уже стартовал первый этап: обновляют и убирают под землю инженерные коммуникации — электрокабели, теплосети, газо- и водопроводы. Скоро начнется и второй этап: на всём протяжении Садового проезжую часть выровняют по ширине, организуют дополнительные парковки, обновят мостовые, разместят энергосберегающие фонари, удобные скамейки и остановки общественного транспорта. И самое главное — кольцу вернут сады: планируется высадить 1,5 тысячи деревьев. Реализация проекта рассчитана на три года.
Загадочная Сухарева башня
На Садовом кольце много интересных, так или иначе примечательных зданий. Но хорошо бы вспомнить и те сооружения, что не дожили до наших дней, хотя имели на это полное право. Наверное, самое знаменитое среди них — Сухарева (или Сухаревская) башня. Построенная в конце XVII века, она почти два с половиной века была одним из символов столицы — её упоминает и Лермонтов в очерке «Панорама Москвы», и Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».
За внушительный «рост» (60 метров) и пышность башню называли невестой Ивана Великого — кремлёвской колокольни, которая долго была самым высоким зданием города. А поскольку очертаниями готическое сооружение напоминало корабль, автором проекта народная молва упорно считала отца русского флота Петра I. Вопрос спорный, но форма дала себя знать: в начале XVIII века в башне действовала Навигацкая школа, чьи воспитанники стали прообразами героев киноэпопеи «Виват, гардемарины!».
С названием тоже не всё ясно. По идее, каменное строение должно было унаследовать имя своего предшественника — деревянных Сретенских ворот Земляного города. Наиболее распространенная версия гласит, что башню назвали в честь воеводы Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк остался на стороне молодого Петра во время спора за престол с царевной Софьей. Именно его подразделение охраняло сначала ворота, а потом и башню.
Вероятно, это одна из легенд, окружающих каменную красавицу. Другая связана со сподвижником Петра I, начальником Навигацкой школы графом Яковом Брюсом, видным военным деятелем и учёным. За обширные знания и замкнутый образ жизни его считали колдуном. По преданию, Брюс замуровал в одной из стен башни «чёрную книгу», в которой описаны различные магические секреты.
Сухарева башня сыграла множество ролей: московская контора Адмиралтейской коллегии использовала её как склад, в XIX веке здание переоборудовали в водонапорную башню, а в XX веке разместили в нём Московский коммунальный музей. Увы, ни статус культурного памятника петровской эпохи, ни «богатый репертуар» не спасли башню. Генеральный план реконструкции Москвы, разработка которого началась в 1931 году, подписал зданию приговор: снести, чтобы не мешало дорожному движению.
На защиту Сухаревой башни неоднократно вставали видные деятели искусства — Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие. Но решающее слово, как и в случае с памятниками Пушкину и Гоголю на Бульварном кольце, осталось за Сталиным. И в 1934 году башню разрушили. Почти два месяца ломали — крепко строили, на века. И вновь без легенд не обошлось: ходили слухи, будто вождь мечтает отыскать «чёрную книгу» знаменитого мага.
Совершенно уничтожить башню не удалось. Её мощный фундамент до сих пор прячется под Садовым кольцом, а на Большой Сухаревской площади в 2006 году установлен памятный знак. Башенные часы висят на Передних воротах Государева двора музея-заповедника «Коломенское». Сохранился и наличник одного из окон — его вмонтировали в стену Донского монастыря. Не исключено, что этим фрагментом любовался «угрюмый» памятник Гоголю, пребывавший здесь «в ссылке»…
В начале 1980-х Мосисполком проводил конкурс на проект восстановления Сухаревой башни, но мероприятие закончилось ничем. А вот писатель Кир Булычёв в одной из своих книг предсказал, что знаменитое сооружение будет возрождено в конце XXI века. Поживём — увидим?
…Садовое кольцо хранит множество удивительных загадок и невероятных историй. Хотите к ним прикоснуться? Нет ничего проще: садитесь в троллейбус Б, который до сих пор ходит по прежнему круговому маршруту. Внимательно смотрите по сторонам и слушайте — порой даже камни могут многое рассказать…