что такое рынок социальных услуг
Что такое рынок социальных услуг
Статья 20. Виды социальных услуг
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
«Душевные поставщики»: кто выиграет от попадания НКО на рынок социальных услуг
Государство открывает для некоммерческих организаций рынок социальных услуг. Что это — попытка снять с себя часть ответственности за судьбу пожилых, больных и неимущих или шаг к развитию конкуренции?
Не обернется ли реформа социальной сферы полной коммерциализацией? Способны ли НКО обеспечить искомый баланс между «дешево и сердито» и «хорошо, но дорого»? Реформу социальной сферы и место в ней организаций третьего сектора обсудили на первой открытой дискуссии в медиацентре «АСИ-Благосфера». Дискуссия была организована Агентством социальной информации и центром «Благосфера».
«Социальная сфера по своему строению может занимать то или иное место между двумя полюсами: полного огосударствления и абсолютной конкуренции. И там, и там есть свои выгоды и издержки. Государственная система социального обслуживания (вроде той, что существовала в советское время) – это максимальный охват, унификация, гарантии. Расплачиваться за это приходится отсутствием индивидуального подхода к людям и низким качеством услуг… Тем не менее, противники конкуренции есть не только среди тех, кто глуп, плохо информирован или предвзят. Конкуренцию не любят – она стимулирует неравенство. Но надо осознавать: конкуренция нужна для развития. Она всегда «покупается» какими-то огрехами, неравенством, но дает возможность для инноваций. При этом надо понимать, что она предусматривает равные условия для всех: никаких преимуществ и никакой дискриминации, в том числе, для НКО», — сказал он.
Когда государство передает социальные услуги в частные руки или НКО, оно снимает с себя ответственность за них? Позицию госорганов на этот счет сформулировал советник министра труда и социальной защиты РФ Филипп Воронин:
«Речь идет не об отказе от обязательств, а о передаче части социальной работы тем организациям, которые могут выполнить ее более качественно и эффективно. Государство стремится стимулировать повышение качества социальных услуг – например, закон № 256-ФЗ запустил механизм независимой оценки качества услуг организаций социальной сферы. Все процессы по разгосударствлению этой области направлены на увеличение конкуренции, повышение качества услуг, появление их новых видов. Мы занимаемся этой работой на разных уровнях».
«Это Пермский край и Башкирия, — уточнил Шадрин. — На этот опыт стоит обратить внимание. В Башкирии превратили бюджетные социальные учреждения в автономные некоммерческие организации. В результате заметно вырос объем платных услуг, которые они стали оказывать. На мой взгляд, это замечательно: это показатель того, что мотивация этих организаций качественно изменилась, а граждане стали получать услуги сверх минимума, который им гарантировало государство. И эти организации не отнимают рынок у частного бизнеса и других НКО — они его формируют. Таким образом, государство получает возможность сэкономить, пустив сохраненные средства на оказание бесплатных услуг гражданам. Пермский же край передал на рынок все надомное обслуживание. Это привело к сокращению и полному исчезновению очередей в дома-интернаты для граждан пожилого возраста, которым предоставили освободившиеся помещения. Стоимость услуг по уходу за престарелыми людьми также снизилась: уход за пожилыми в семьях лучше и дешевле, чем в интернате. Таким образом, удалось высвободить порядка 200 млн рублей в год, направив их на программу сертификатов на оказание бесплатных услуг населению.»
Слева направо: Елена Тополева-Солдунова, Лев Якобсон, Елена Темичева. Фото: Благосфера
Тему сильных сторон НКО в социальной сфере продолжила директор Агентства социальной информации Елена Тополева. По ее мнению, главное преимущество в том, что некоммерческие организации могут предоставлять «душевные» услуги:
«НКО способны стать фабриками социальных инноваций. У них есть мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке. Они способны заполнить только образующиеся ниши, поскольку у них есть личная мотивация, заинтересованность, возможность и свобода для эксперимента. Поэтому именно они продвигают инновации, которые потом становятся обычной практикой. Горячие линии, телефоны доверия, иппотерапия – когда-то всего этого не существовало, сейчас это в порядке вещей».
Анна Битова и Филипп Воронин. Фото: Благосфера
«Государство жестко ограничивает возможность оказания социальных услуг перечнями, вписаться в которые практически невозможно, — рассказала Битова. — К примеру, в Оренбурге есть услуга «сопровождаемая занятость» для людей с аутизмом и психическими расстройствами: такие люди могут работать под присмотром. Но в перечне такой услуги нет, значит, и компенсацию получить невозможно. Другая проблема – НКО попадают в ситуацию, когда надо оформлять платную услугу: рассчитывать цену, заключать договор, подписывать акт. Такого опыта у них, как правило, нет. Более того, нет его и у центров социального обслуживания. В итоге дело тормозит на этапе оформления документов. Отдельная история — заниженные тарифы. В том же Оренбурге услуги психолога бюджет оценивал в 12 рублей в час. После скандала стало 24 рубля, но попробуйте найти психолога, который будет работать за 2 400 рублей в месяц… Это совершенно неправильный, никак экономически не обоснованный расчет тарифов. Кстати, получив от государства в прошлом году 100 тысяч рублей компенсации за оказанные социальные услуги, мы сразу попали в очередь на проверку контролирующими органами. Словом, пока никакого экономического эффекта от участия в реформе для НКО нет – в лучшем случае, будет через несколько лет».
Тем не менее, участники дискуссии пришли к выводу, что у реформы есть перспективы. При определенных условиях: устранении излишней зарегулированности, введении моратория на проверки (по аналогии с малым бизнесом), предоставлении НКО «подъемных» денег и обучении как самих поставщиков, так и госорганизаций, которые их регистрируют.
СПРАВКА
Механизмы доступа негосударственного сектора к социальным услугам прописаны в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 года. В реестр поставщиков социальных услуг, узаконенный этим нормативным актом, могут вступать все юридические лица, в том числе НКО. Поставщики получают от государства компенсацию за оказанные гражданам услуги трех типов: стационарные, полустационарные и надомные. Перечень видов услуг может насчитывать несколько десятков наименований, в него входят бытовые, юридические, психологические и другие услуги.
Правила вхождения в реестр и тарифы, по которым оказываются услуги, определяют региональные власти, хотя есть федеральные рекомендации на этот счет и требования по привлечению поставщиков.
С 1 января 2017 года появилась еще одна форма поддержки НКО на рынке услуг — статус «исполнителей общественно полезных услуг» (ИОПУ). Он введен в действие поправками в закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В ИОПУ открыт доступ бóльшему числу НКО. В основания для зачисления в реестр входит не только оказание бытовых услуг на дому, уход за больными в стационаре и полустационаре, но и помощь бездомным, социальная адаптация бывших заключенных, работа с инвалидами, детьми-сиротами. Включены в список также социальные услуги, связанные с трудовой занятостью, например трудоустройством инвалидов или обучением пенсионеров компьютерной грамотности.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» — это совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов.
Что такое рынок социальных услуг
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Рыночные механизмы и социальные услуги
Почему необходим рынок социальных услуг?
На рынке бюджетных социальных услуг (СУ) конкуренция развита крайне слабо (в некоторых его крупных сегментах она практически отсутствует): монопольными поставщиками услуг являются государственные или муниципальные учреждения. Слабая или нулевая конкуренция определяется отсутствием альтернативных поставщиков услуг, которыми потенциально являются коммерческие и некоммерческие организации.
По мнению эксперта направления ”Социальная политика” Фонда ”Институт экономики города” К.Чагина, степень конкуренции в области предоставления СУ зависит от конкретной отраслевой группы (видов) услуг и социально-экономических характеристик территории. Более успешно конкуренция развивается в тех отраслях, где существует платежеспособный спрос населения на услуги (медицина, образование, культура), позволяющий развиваться альтернативным поставщикам, не зависящим от бюджетных ресурсов. Конкуренция характерна для крупных городов, где некоммерческие и коммерческие структуры в большей или меньшей степени способны конкурировать с муниципальными и государственными учреждениями. На сельских территориях альтернативные поставщики практически полностью отсутствуют.
Вместе с тем существует ряд обстоятельств, затрудняющих формирование рынка СУ. Несовершенство нормативной правовой базы, а также непроработанность методик расчета количественных норм и нормативов в области социального обслуживания не позволяют, во-первых, осуществлять адекватный контроль за негосударственными организациями и предприятиями, а также частными лицами, деятельность которых связана с предоставлением СУ. Во-вторых, несмотря на накопленный отдельными регионами опыт, нерешенность проблем в рассматриваемой сфере препятствует широкому внедрению государственного заказа на конкретный объем предоставляемых СУ. Для развития предпринимательства в сфере социального обслуживания, на наш взгляд, требуется осуществить ряд мер, включающих:
Сказанное выше доказывает актуальность научных и практических исследований в области формирования рынка СУ как с методологической, так и с практикоориентированной точки зрения.
Концептуальный подход к проблеме
Одной из важнейших задач на нынешнем этапе социально-экономического реформирования является разработка концептуальных основ развития рынка СУ. Представляется, что выработка соответствующей концепции способствовала бы диверсификации ресурсов СУ, содействовала формированию рынка СУ и системы госзаказа на СУ (на конкурентной основе), в том числе за счет развития негосударственного сектора социального обслуживания.
Наиболее актуальными в настоящий момент направлениями научных исследований в данной области, по нашему мнению, являются:
Внедрение такой концепции и обеспечивающих ее реализацию механизмов в практику социальной политики способствовала бы повышению качества и доступности предоставляемых СУ, эффективности деятельности учреждений, действующих в сфере социальной поддержки населения.
Необходимо отметить, что разработка и реализация концепции развития рынка СУ должна производиться в адекватных правовых условиях, которые в настоящее время, к сожалению, до конца не сформированы. Законодательные акты, регламентирующие деятельность организаций социального обслуживания, не определяют рамочных условий функционирования рыночных механизмов в этой сфере. Поэтому параллельно с методологическими и практическими разработками должна активно формироваться и совершенствоваться соответствующая нормативно-правовая база.
Субъекты рынка социальных услуг
Наиболее реальным альтернативным поставщиком СУ могут быть общественные некоммерческие организации и автономные некоммерческие учреждения. Они не закладывают прибыль в стоимость услуг, финансирование которых определяется величиной выделяемых бюджетных ресурсов, которыми располагают регионы. Даже сейчас, когда возможности подобных некоммерческих организаций еще сильно ограничены, их преимущества перед действующими бюджетными государственными учреждениями достаточно существенны; они внедряют инновации, не имеющие аналогов в практике государственных и муниципальных учреждений (например, так называемые школы диабета, временные приемные семьи, особые программы реабилитации наркозависимых и т.д.). В отличие от государственных учреждений при получении финансирования посредством исключительно конкурсного распределения некоммерческие организации вынуждены демонстрировать результаты своей деятельности. В свою очередь, сотрудничество с некоммерческими организациями позволяет государству более рационально расходовать свои ресурсы.
На наш взгляд, коммерческие организации, выступающие в роли альтернативных поставщиков услуг, могут быть вполне конкурентоспособными участниками рынка СУ за счет более эффективного управления.
Из круга потенциальных конкурентов-поставщиков СУ нельзя исключать бюджетные государственные и муниципальные учреждения, обладающие огромным опытом в этой области. Однако конкурентоспособными они могут стать только при условии резкого повышения уровня и качества менеджмента.
Определенный опыт развития негосударственной системы социального обслуживания в регионах имеется. Эти вопросы отражены в нормативно-правовых документах Санкт-Петербурга, Вологодской, Ивановской, Псковской областей, Республики Татарстан. Однако в них не проработан организационно-экономический механизм функционирования негосударственных учреждений социального обслуживания, отсутствуют методические рекомендации по формированию в регионах системы негосударственного социального обслуживания и ее взаимодействия с соответствующими государственными учреждениями и органами регионального управления.
Автономные учреждения, без сомнения, имеют ряд преимуществ перед бюджетными учреждениями с точки зрения эффективности использования бюджетных средств, активного участия в рыночных взаимоотношениях и привлечения внебюджетных средств в сферу социального обслуживания. В этой связи создание и развитие автономных учреждений в сфере социального обслуживания можно рассматривать как фактор расширения числа потенциальных участников рынка СУ.
При отсутствии механизмов формирования и реализации социального заказа такие разработки, как методика формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг автономными учреждениями социального обслуживания населения и т.д., помогут создать прецедент и накопить положительный опыт в части формирования грамотных, научно обоснованных и реалистичных технических заданий и объемов бюджетного финансирования.
Задания с рассчитанной стоимостью и их отдельные блоки потенциально могут использоваться не только в отношении автономных учреждений, но и выставляться на конкурсы государственного или муниципального заказа. В последнем случае это означает, что учредитель формирует для автономного учреждения минимальное гарантированное задание и выделяет субсидию в том размере, который необходим для его выполнения. Задание же (или задания) на остальные услуги, которые ранее оказывало учреждение за счет бюджетных средств, размещается через открытый конкурс. При этом и само учреждение может участвовать в этом конкурсе, то есть оно не лишается доступа к бюджетным средствам, просто они перестают ему гарантироваться и становятся также доступными и для других поставщиков (других учреждений, негосударственных и немуниципальных организаций, частных предпринимателей и т.д.).
Это непростой вариант с разных точек зрения: в частности, учредитель должен либо быть уверенным в том, что если учреждение не получит конкурсного задания, оно сможет ”дозаработать” на содержание закрепленного за ним имущества учредителя другими способами (оказание платных услуг, выполнение других государственных или муниципальных заказов), либо закладывать в субсидию учреждению отдельные средства на содержание ”лишнего” имущества учредителя.
Цена милосердия
Споткнулись на полномочиях
Финансировать работу НКО государственным структурам позволил федеральный закон об основах социального обслуживания граждан в РФ, который вступил в силу в 2015 году. В реестр поставщиков соцуслуг, узаконенный этим нормативным актом, могут вступать все юридические лица, в том числе некоммерческие организации. Они вправе оказывать гражданам стационарные, полустационарные и надомные социальные услуги из фиксированного перечня, получая компенсации из бюджета.
Тариф минимальный
НКО, все-таки вышедшие на рынок, столкнулись с другими сложностями. Тарифы, по которым оказываются услуги, определяют региональные власти. И в некоторых областях работу государственных и муниципальных учреждений оценили в несколько раз дороже работы НКО, реализующих те же мероприятия. Так, в прошлом году власти одного из субъектов РФ за доставку нескольких килограммов продуктов готовы были платить некоммерческой организации 8,6 рубля. Для государственных учреждений норматив составил 23 рубля.
«Верю в чудо» тоже вошло в реестр поставщиков соцуслуг. Центр несколько лет на благотворительной основе работает на узком «рынке», на котором государ-ственные организации в Калининградской области попросту не представлены. Это оказание паллиативной помощи и психолого-социальная реабилитация семей с детьми, пережившими онкологические и другие жизнеугрожающие заболевания.
Сертифицированный помощник
Систему сертификатов уже сейчас используют власти в некоторых регионах РФ. Так, Вологодская область стала одной из пилотных площадок по персонифицированному финансированию образовательных услуг.
В прошлом году эксперимент прошел в 21 муниципальном районе Вологодчины. Родители получили сертификаты, с помощью которых они могли бесплатно выбрать программы дополнительного образования для своих детей. Образовательные услуги оказывали 45 организаций, при этом власти активно использовали ресурсы социально ориентированных НКО. Новая система охватила около 15 тысяч детей. Более 700 из них бесплатно обучались в негосударственных организациях.
Законопроект федерального минфина распространяется на несколько сфер услуг: образование, здравоохранение, соцзащита и занятость населения, физкультура и спорт, туризм. Однако сферу культуры разработчики из этого списка исключили.
София Лагутинская добавляет: в обсуждении должны участвовать не только НКО и представители органов власти, но и получатели услуг. Кроме того, законодателям следует задуматься о повышении квалификации сотрудников некоммерческих объединений.
Артем Голубев, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС:
— Выгода государства от передачи части социальных функций НКО заключается прежде всего в экономии бюджетных средств. Бюджету не придется тратить деньги на оплату труда госслужащих, которые сейчас оказывают эти услуги, аренду и содержание помещений госучреждений (текущий ремонт, обновление мебели и оргтехники и так далее). Высвободившееся имущество можно было бы реализовать или передать в аренду, что увеличило бы доходы государства на разных уровнях.
Потенциально любые услуги, которые до сих пор предоставляют исключительно государственные организации, могут быть переданы НКО. Большинство развитых стран давно пошли по такому пути. Главный вопрос заключается в том, готовы ли в РФ органы власти на местах делиться своей долей на рынке услуг?
Поэтому важно создать правовые механизмы, которые не позволят бюджетным поставщикам услуг ущемлять интересы своих «конкурентов» из числа НКО. Кроме того, при существующих нормативах времени предоставления госуслуг стоит позволить НКО брать повышенную плату за оперативность и оказывать дополнительные услуги на коммерческой основе для покрытия затрат. Система сертификатов также выглядит интересной с точки зрения формирования конкурентного рынка.
Что такое «Социальная услуга» основные термины и понятия
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (Федеральный закон N442-ФЗ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»)
Социальное обслуживание граждан (далее — социальное обслуживание) — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
Социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;
Получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;
Поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;
Стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;
Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или встационарной форме.
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания вопределенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 — 7 статьи 20 Федерального Закона №422 (см. «Виды социальных услуг»).
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг.
Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя:
Стандарт социальной услуги включает в себя: