что такое рыбьи глаза в подвеске автомобиля
Передняя камера — «рыбий глаз» 🐟🎥
Расскажу о реализации одной моей давней задумки.
2 камеры (перед — зад) у меня стоят уже очень давно, как это всё подключено и как работает, подробно описано вот тут www.drive2.ru/l/457380345554187450/
Напомню в двух словах: к магнитоле обе камеры подключены через специальный блочёк и включаются и выключаются они сами автоматически, когда это надо, т.е. никакие кнопки тыкать не надо! Кроме этого, переднюю камеру, при желании, можно включить принудительно с кнопки.
В целом всё удобно, но мне изначально не очень нравилась передняя камера — угол обзора маловат, бампера не видно, за угол не заглянешь((
Кто не понимает зачем нужна передняя камера, объясню.
— В первую очередь она нужна для парковки, чтобы чётко видеть расстояние между своей машиной и препятствием, а для это крайне важно видеть свой бампер!
— Второе назначение — это видеть что происходить справа или слева от машины, когда например выезжаешь на дорогу из-за препятствия, и с места водителя не видно, что там творится за ним. Очень актуально, если учитывать длину «морды» ленд крузера!))
Поэтому всякие там варианты смотрящие тупо вперёд или вообще в облака в качестве передней камеры абсолютно бесполезны!
Чтобы исправить ситуацию прикупил новую камеру — «рыбий глаз», с углом обзора в целых 180°!
Кому интересно, брал вот тут s.click.aliexpress.com/e/p6lhY0Rm. Пришло быстро работает шикарно (об этом ниже), в общем рекомендую.
Когда взял камеру в руки и приложил к решётке, оказалась, что она заметно крупнее, чем предыдущая! При заказе я на это не обратил внимание, а когда получил, сначала даже засомневался, что она тупо не поместится в рамке решётки.
Пришлось повозиться, доработать камеру и решётку фрезой и напильником, но я её туда всё-таки воткнул 🤘
Чтобы проверить куда же она достаёт, расставил перед машиной в качестве маркеров баллончики:
В общем, могу констатировать, что угол у неё отличный, по ощущениям близкий к 180°. На самом деле он конечно же чуть меньше заявленных 180°, но за рулём, глядя в монитор кажется, что она видет чут-ли не за угол машины)))
И ещё раз продемонстрирую, зачем мне всё это нужно))
Ночные картинки тоже норм, на мониторе картинка светлее, чем через стекло! В общем вечером можно ездить без фар — по камере 😁
И ещё для понимания угла по горизонту:
В общем, цель достигнута, камера помогает не только парковаться почти до касания, но и прекрасно заглядывает за угол, видит она почти так же широко, как штатные «двухглазые» камеры на новых крузаках! Только там картинка меньше искажена, но ничего, для оценки ситуации вокруг и так норм))
Осталось ещё перенести повыше заднюю камеру, а там можно и о круговом обзоре подумать))
Рыбьи глаза
На эту тему, вероятно, написать надо было уже давно — все же эмблемой моей страницы является слегка модифицированный глаз кальмара. Конечно, кальмар это не рыба, но все равно подводный житель. А тут ко мне в руки попали два оптических прибора, на которых, несмотря на славянское происхождение, было гордо выведено «Fish-eye» (в российском варианте) и «Fisheye» (без черточки — в белорусском). Ну, с их английским я с грехом пополам справился, и посему в дальнейшем речь пойдет о рыбьих глазах.
Человек, если будет рассматривать какой-нибудь объект, не перемещая зрачок, может охватить угол зрения не более 60 градусов. Отсюда следует, что не перемещая зрачка, можно рассматривать картину размером, приблизительно равным расстоянию до нее. Следовательно, если мы хотим охватить одним взглядом фотографию с расстояния наилучшего зрения 25 см, то она должна быть примерно формата А4. Исходя из этих соображений и проектируются нормальные объективы, используемые для большинства видов съемки. Они имеют фокусное расстояние, близкое к диагонали кадра, и, соответственно, угол поля зрения 4050 градусов. Если с подобным объективом мы попытаемся снимать сквозь поверхность воды или через плоское стекло бокса для подводной съемки, то угол поля зрения, по закону Снеллиуса, уменьшится с 50 градусов до 37. (По закону Снеллиуса, отношение синуса угла падающего света к синусу угла преломленного света равно относительному показателю преломления среды. Относительный показатель преломления воздух:вода равен 1,33.) Для того чтобы при подводной съемке поле зрения не становилось столь узким, были разработаны специальные объективы для подводной съемки, одним из блестящих представителей которых является Гидроруссар. Не знаю, под каким углом смотрят на мир рыбы и другие подводные жители, но если предположить, что видят они все те же 50 градусов, то, взглянув из-под воды на наш мир, они смогут охватить 68 градусов.
Сверхширокоугольными объективами называются объективы с углом поля зрения больше 83 градусов. Попытались сделать подобные объективы и для подводной съемки. Если эти объективы использовать в нашем воздушном мире, то их угол зрения увеличится с 83 до 123 градусов. Если же угол поля зрения объектива под водой приближается к 100 градусам, то, вынырнув на поверхность, он сможет зараз охватить почти полусферу, то есть 180 градусов. Конечно, если подобную фотографию рассматривать всю целиком, она будет выглядеть очень неестественно. Чтобы получить хоть сколько-нибудь близкое к реальному восприятие, нужно было бы рассматривать эту фотографию по частям. Однако любовь к острым ощущениям, в отличие от рыб, видимо, у нас в крови, и фотографам очень понравилось использовать именно такие объективы для съемки на воздухе. Полагаю, что рассматриваемые мной объективы — как «МС Зенитар-М» 2,8/16 производства «Красногорского завода им. С.А.Зверева», так и «МС Пеленг» 3,5/8А производства белорусского ГП «ММЗ им. С.И.Вавилова» — предназначены для сухопутного использования и как таковые и разрабатывались. Оба указанных объектива по паспорту позволяют при фотографировании на пленку с размером кадра 24×36 мм получить угол охвата 180 градусов. Но если Зенитар позволяет получить искомые 180 градусов только по диагонали кадра, то у Пеленга поле изображения меньше размера кадра, и он вписывает круглое изображение в кадр, в результате чего на пленке мы видим экспонированный круг диаметром 24 мм. Характерной особенностью оптической конструкции всех подобных объективов является линза менискообразной формы, с вогнутой поверхностью, направленной к объективу.
Оптическая схема объектива МС Зенитар-М
Рассматриваемые нами объективы предназначены для зеркальных камер. У подобных аппаратов нельзя приблизить объектив вплотную к пленке, поскольку между оправой объектива и пленкой должно оставаться место для зеркала. Оптическая схема получается существенно более сложной, чем классическая у Руссара, а задняя главная точка, от которой отсчитывается фокусное расстояние, расположена позади самой задней линзы объектива. Так, рабочий отрезок объективов при резьбовом присоединении резьбой М42 составляет 45,5 мм, а фокусное расстояние у Пеленга — 8 мм, а у Зенитара, соответственно, 16. Здесь следует отметить, что объективы «Рыбий глаз» имеют качественное отличие от сверхширокоугольников, и для них не сохраняется привычное соотношение между фокусным расстоянием и углом поля зрения. Так, аналогичный Зенитару объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye имеет угол поля зрения 180 градусов, а сверхширокоугольный объектив той же фирмы с фокусным расстоянием 14 мм (EF 14 mm f/2,8l USM) имеет диагональный угол поля зрения всего 114 градусов.
Еще одной конструктивной особенностью подобных объективов является то, что фильтры располагаются не перед объективом, а за последней его линзой вместо специального компенсатора. Эти фильтры идут в комплекте с объективом и предназначены исключительно для черно-белой съемки: желто-зеленый ЖЗ-2х, желтый Ж-1,4х, красный К-8х для Зенитара и желто-зеленый ЖЗ-1,8x, оранжевый О-2,8x, ультрафиолетовый УФ-1х для Пеленга. Широкоугольные объективы отличаются существенными хроматическими аберрациями, и цветные фильтры позволяют несколько уменьшить их влияние.
Объективы, конечно, занимательные, и могут оказаться очень полезными многим фотографам, работающим с пленкой. Но в мои обзоры они попали потому, что, на мой взгляд, еще более значительную роль они способны сыграть в цифровой фотографии. В последнее время цифровые зеркальные аппараты со сменной оптикой из разряда недоступной экзотики с заоблачными ценами перешли в разряд пока еще очень дорогой, но все же уже довольно массовой продукции. Они построены на базе стандартных 35 мм камер и предназначены для использования соответствующей оптики. Наиболее известными являются аппараты Canon EOS D-30, EOS-1D, Nikon D1 и его модификации D 1X и D 1H, а также камера FujiFilm FinePix S1 Pro, построенная на базе пленочной камеры Nikon N 60, и уже давно известные по заоблачным ценам цифровые аппараты Kodak DCS, построенные на основе пленочных камер Canon и Nikon. Чтобы подсоединить наших героев к камерам Canon, можно воспользоваться переходником EOS-M42, который сейчас выпускают многие российские и зарубежные фирмы (Jolos, Поиск-Фото, hama). Именно этот вариант я и тестировал. Что касается подсоединения к Nikon, то объектив Зенитар выпускается как в исполнении с резьбой М42, так и с байонетом «F» Nikon. Объектив же Пеленг изначально комплектуется сменным хвостовиком с резьбой М42 и байонетом Nikon. Правда, судя по некоторым статьям в прессе, без дополнительной обработки напильником этот адаптер в Nikon не всунешь. Прилагаемую в комплекте специальную крышку мне на этот адаптер надеть не удалось.
Слева адаптеры Пеленг — Nikon F, справа М42 — Canon EOS
Революционность рассматриваемых объективов заключается в том, что поскольку площадь матрицы чувствительных элементов меньше площади стандартного кадра, в среднем, в полтора раза, то хотя широкоугольные объективы и можно было подсоединить к цифровым камерам, однако большого угла охвата получить не удавалось. И уж об угле в 180 градусов не приходилось и мечтать. Фирма Canon круговых объективов «Рыбий глаз» не выпускает, а выпускаемый ею вышеупомянутый объектив Canon EF 15 mm f/2,8 Fisheye при размере матрицы EOS D-30 шириной в 22 мм даст угол охвата примерно в 110 градусов. С использованием же объектива Пеленг с камерой EOS D-30 мы получаем уже не круговой, а вполне стандартный объектив «Рыбий глаз» с углом охвата по диагонали 180 градусов. От круга останется только небольшое виньетирование углов кадра. Цены славянских объективов тоже вполне революционные: 140 у.е. за Пеленг и 90 у.е. за Зенитар против 820 за фирменный от Canon. В минусе — отсутствие автофокусировки и прыгающей диафрагмы. Точнее, у Зенитара прыгающая диафрагма есть, но воспользоваться ей можно, только вкрутив этот объектив в Зенит. Объектив Пеленг имеет механизм предварительной установки диафрагмы с двумя кольцами, аналогичный по конструкции старому Гелиосу 44 или объективу Мир1В. Что касается автоматической фокусировки, то для объективов этой конструкции это не самое важное, поскольку в большинстве случаев объектив достаточно раз и навсегда установить на бесконечность. Глубина резкости этих объективов такова, что при диафрагме 5,6 резким у Зенитара будет изображение от 1 м до бесконечности, а у Пеленга от 0,4 м до бесконечности. Даже если вы снимаете близко расположенные предметы, необходимую точность фокусировки легко получить по шкале расстояний. Фото
При создании нижеприведенных снимков использованы все доступные сегодня в цифровой фотографии способы получения кадров с большим углом охвата. Итак, есть две основные возможности:
1) использование афокальных насадок, уменьшающих фокусное расстояние, вместе с несменными объективами;
2) использование объективов «Рыбий глаз» для пленочных камер.
Снимки набережной сделаны с одной точки: Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм. Слева уменьшенное изображение всего кадра, справа фрагмент 1:1
Casio QV 3000, фокусное расстояние объектива 7 мм + на объектив установлена афокальная насадка фирмы hama х0,65. Наблюдается виньетирование углов, но это явление необязательное. Можно воспользоваться более дорогими насадками той же кратности, имеющими больший диаметр линз, или придвинуть эту насадку чуть ближе к объективу. В последнем случае есть одно «но». Вы не должны случайно задеть рычаг изменения фокусного расстояния, поскольку перемещаясь, объектив упрется в насадку, что может его повредить
Canon EOS D30 с объективом Зенитар
Canon EOS D30 с объективом Пеленг
Вторая серия снимков позволяет сравнить взгляд через «Рыбьи глаза» со штатным пленочным объективом Canon 28-80.
Как видите, если на снимок, сделанный Пеленгом, влезает все здание музыкального театра, Зенитаром — большая его часть, то при съемке, в общем-то, вполне широкоугольным для пленки объективом с фокусным расстоянием 28 мм мне пришлось повернуть аппарат на 90 градусов только для того, чтобы здание вошло в кадр по высоте.
Особенность конструкции объективов «Рыбий глаз» не позволяет использовать при съемке бленды. Поэтому важным фактором является то, как объектив справляется с источниками света в кадре. Как видно на приведенном снимке, с фонарями Пеленг справляется вполне достойно.
При поле зрения в 180 градусов в кадр могут попасть нежелательные объекты, например, рука фотографа, когда он держится за оправу объектива. В отличие от точечных источников света, рассеивающие светлые поверхности вблизи объектива дают существенный ореол на границе кадра и значительно ухудшают восприятие. В идеале объект съемки должен быть ярко освещен по центру, края же желательно поместить в тень. Подобное освещение легко осуществить в павильоне, при натурной же съемке это практически невозможно, да и диапазон яркостей в кадре превысит возможности как пленки, так и матрицы. Поэтому с самого начала надо решить, какие детали вы хотите проработать, а какими придется пренебречь. Нельзя объять необъятное.
Хотя подобная оптика и позволяет получать классические панорамные снимки, ее возможности в этом плане уступают как специализированным панорамным аппаратам, так и цифровой склейке панорам из серии снимков.
В основном подобная оптика рассчитана на получение художественных эффектов от вольного обращения с перспективой и искривления системы координат.
Фотографии сделаны камерой Canon EOS D30 с объективом Пеленг. Фото, сделанные с объективом Зенитар, можно найти в статье «Техника в руках дикаря».Результаты тестов
Зависимость амплитуды сигнала от частоты штрихов кольцевой миры отображена на графиках. Приведены значения для зеленого канала. Для удобства сравнения можно выбрать только интересующие вас кривые, отметив соответствующие позиции. Все снимки сделаны при диафрагме 5,6. Диаметр миры 125 мм. Амплитуда при минимальной частоте штрихов принята за единицу. Для оценки разрешения на краях кадра мира располагалась по центру кадра и проводилась фокусировка, а затем аппарат поворачивался таким образом, чтобы изображение миры оказалось с краю.
По оси абсцисс отложено число черных и белых полос, приходящихся на 100 пикселей. У матрицы камеры Canon EOS D30 100 пикселей приходятся примерно на один миллиметр, а у матрицы SONY ICX252AQ, установленной в камере Casio QV 3000, это около трети миллиметра. 100 черных штрихов на миллиметр, которые должен обеспечить объектив Canon, установленный в Casio — это очень непростая задача. Камера старается ему помочь, подчеркивая резкость на краях. Именно этим определяется горб на графиках. Пока ширина штрихов велика, эффект подчеркивания границы не сказывается на результатах, поскольку мы выбираем значения в середине полосы. Когда же понятия полосы и границы совпадают, мы получаем парадоксальное, с точки зрения оптики, усиление контраста с частотой. У EOS D30 подчеркивание границ, при установках по умолчанию, не носит столь ярко выраженного характера. Хроматические аберрации у насадки hama практически не исправлены, и именно из-за них мы имеем существенное ухудшение ЧКХ при измерениях вдоль линии, лежащей в меридиональной плоскости.
Желающие ознакомиться с исходными снимками мир могут посмотреть их здесь.
Для оценки хроматических аберраций рассмотрим изменение яркости в каждом из каналов при пересечении белой полосы. Диапазон, представленный на рисунках, составляет 15 пикселей.
Casio QV3000
Аппарат Casio QV3000 + hama 0,65
При проектировании объективов добиваются максимального совмещения в одной точке на оптической оси лучей двух цветов: с длиной волны 480 или 435,8 нм и 643,8 нм. Такие объективы называются ахроматами. Если же совмещаются лучи трех цветов: 435,8 нм, 546,1 нм, 643,8 нм — то такие объективы называются апохроматами. Как видно из наших тестов, объектив Canon, установленный на камере Casio QV 3000, можно отнести к ахроматам, поскольку синий и красный лучи сведены, а зеленый дает ореол на границе черного штриха.
Сравнение цифровых снимков, снятых объективом Пеленг с использованием оранжевого фильтра, показало, что результат эквивалентен выключению синего канала и никаких преимуществ его использование не дает. К-8х в основном применяется при съемке на инфракрасную пленку, и для большинства цифровых камер неприменим, поскольку пропускает то, что отсекает фильтр, расположенный перед матрицей.Заключение
Свершилось. Существующая линейка объективов позволяет на существующих сегодня матрицах получить тот же угол охвата, что и в пленочной фотографии.
Зенитар может рассматриваться как сверхширокоугольный объектив с приемлемой дисторсией. Конечно, объектив Canon EF 14 mm f/2,8l USM имеет существенно лучшие характеристики, но и цена в 2,5 тысячи зеленых представляется чрезмерной, особенно с учетом того, что существуют компьютерные способы уменьшения дисторсии, которые можно применить к сделанным Зенитаром снимкам без существенного ухудшения качества. Пеленг же — это настоящий «Рыбий глаз» для камер типа Canon EOS D30 за очень и очень умеренную цену.
Дальнейшее увеличение линейного размера матрицы теперь вопрос комфорта, а не расширения возможностей цифровой фотографии. Интегральное разрешение матриц тоже уже превосходит возможности объективов. Если по центру кадра пока чувствительных элементов не хватает, то по краю их явный избыток. Возможно, настало время подумать о создании матриц с переменной плотностью чувствительных элементов — по центру больше, по краям меньше.
Я по-прежнему считаю, что зеркальные цифровые камеры — несколько искусственное образование, и будущее за цифровыми аппаратами типа ФЭД (Leica) с экраном на спине. Если уже есть объективы для зеркальных камер с рабочим отрезком 45 мм, обеспечивающие угол охвата 180 градусов на матрице шириной 22 мм, то создание цифровых камер на базе дальномерных аппаратов с рабочим отрезком 28,8 мм позволит использовать более простые по конструкции и более качественные объективы. При этом сохранится возможность задействовать с помощью переходных колец и всю линейку объективов, разработанных для самых разных зеркальных камер, используя как видоискатель ЖК экран. Наблюдаемый сейчас ренессанс пленочных дальномерных камер (аппараты Bessa и оптика Voigtlander фирмы Cosina) делает подобное развитие событий еще более вероятным и желанным.
Что такое объектив «Рыбий глаз» (fish-eye)
В фотографической технике применяются разные виды объективов. Одна оптика позволяет увидеть отдалённые предметы так, как будто они находятся рядом. Другие объективы имеют необычайно большой угол зрения. В них используются линзы большой кривизны, поэтому прямые линии на фотографиях сильно искажаются. Поскольку с точки зрения биологов именно так видят надводное пространство рыбы, объектив с зоной захвата от 90° получил название «рыбий глаз». Что такое объектив рыбий глаз (fish-eye), его преимущества и недостатки и для каких фотосъёмок он используется – тема данной статьи.
Конструкция сверхширокоугольного объектива
Объектив «Рыбий глаз» или в русской транскрипции английского названия «фишай», представляет собой короткофокусную оптику, которая обладает естественной дисторсией, поэтому его можно назвать «дисторсирующим». На фотографии присутствуют сильные геометрические искажения, связанные с искривлением прямых линий. Схема объектива «рыбий глаз» включает в себя вогнутый мениск и линзы с положительными диоптриями в задней части оптики. Для увеличения угла обзора в передней части могут быть установлены до трёх отрицательных менисков. Такая схема используется в семействе отечественных короткофокусников «Зодиак» и «Руссар». Оригинальная оптическая схема «рыбий глаз», отличающаяся от ортоскопической оптики, предполагает определённые достоинства и некоторые недостатки.
Сверхширокоугольники позволяют вместить на изображение больше информации, чем обычная оптика. Например, получить на одной фотографии панораму небольшого помещения возможно только применив «рыбий глаз». Оптика с очень большим углом захвата допускает съёмку широкого плана без необходимости удаления от объекта съёмки. Короткофокусники с изменяемым фокусом намного расширяют возможности фотографа и позволяют получить уникальные панорамные фотографии с близкого расстояния. Fish-eye обладает следующими недостатками:
При фотосъёмке с использованием сверхширокоугольной оптики избежать сильной дисторсии на изображении невозможно. Фотографии с искривлением прямых линий могут использоваться в рекламных целях, в прикладной съёмке и как специальное наглядное пособие. Если дисторсия нарушает творческий замысел фотографа, то её можно исправить в фоторедакторе. Для этого открывается раздел «Фильтр» и вызывается пункт «Исправление дисторсии». Виньетирование так же можно убрать в редакторе фотографий. Кроме того большой диаметр передней линзы делает невозможным процесс установки светофильтров и солнечных бленд. Оптические фильтры устанавливаются за задней линзой, что делает очень сложной оперативную смену фильтров. Применение специальных оптических фильтров исключает их вращение, которое требуется для получения нужного эффекта. Некоторые модели fish-eye оборудованы встроенной солнечной блендой, но она обычно малоэффективна.
Разновидности объективов «рыбий глаз»
Короткофокусная оптика включает в себя две разновидности объективов «рыбий глаз»:
Первый тип проецирует на светочувствительный материал круг, который заполняет поле кадра только частично. Он даёт угол зрения 180° по всем направлениям. Фокус составляет 6-8 мм и при нормальном освещении, за счёт гиперфокального эффекта, он обеспечивает резкое изображение на всю глубину изображения. При необходимости фотографию можно обрезать в фоторедакторе, чтобы убрать нежелательное виньетирование. Циркулярные объективы «рыбий глаз» имеют очень большой размер передней линзы, поэтому оптика такого типа редко применяется в любительской фотографии. Основная область их применения — это метеорология и аэрофотосъёмка. Они позволяют получить на одном снимке всю видимую картину неба и облаков, что необходимо для составления карт погоды. Для того, чтобы при панорамной аэрофотосъёмке получить неискажённое изображение большой площади, снимок выводят на экран или фотобумагу через объектив с обратно пропорциональной дисторсией.
Диагональный fish-eye называют полнокадровым, так как картинка, полученная через эту оптику, занимает всё поле кадра. Эта конструкция обеспечивает горизонтальный угол около 150° и вертикальный угол немного больше 90°. Такой fish-eye является наиболее востребованным в любительской и профессиональной съёмке.
Применение дисторсирующих объективов
История создания объективов «рыбий глаз» насчитывает более 100 лет. Тогда впервые были изготовлены наборы линз, создающие сильную геометрическую аберрацию. Практическое применение началось в середине 20-х годов прошлого века. Тогда возникла необходимость получить на фотографии изображение всего небесного свода из одной точки. Сейчас такая оптика широко применяется во многих сферах деятельности:
В метеорологии, аэрофотосъёмке и с космических аппаратов очень важно получить на одной фотографии как можно большую площадь. Такие изображения можно получить специальным панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом или склейкой отдельных изображений в одно целое, но это более сложный и дорогостоящий процесс. Если фоторепортёру потребуются фотографии важного совещания, которое происходит в небольшом помещении, то помочь может «рыбий глаз». Дисторсия впоследствии исправляется и фотография готова к печати. Применение fish-eye в рекламных целях позволяет получать гротескные и гипертрофированные изображения рекламируемого предмета, что может привлечь к нему повышенное внимание. Дверные глазки в домашних охранных системах используют схему «рыбий глаз». Благодаря большому углу зрения они позволяют увидеть всю зону перед входной дверью. Кроме того, fish-eye используются в планетариях для проецирования картины звёздного неба и в тренажёрах для подготовки лётчиков и космонавтов.
В фотолюбительской практике диагональный «рыбий глаз» применяется для самых различных целей. Если при съёмке линия горизонта будет проходить через центр, то в результате получаются хорошие пейзажные фотографии. Чтобы попасть в «золотое сечение», изображение можно обрезать снизу или сверху. Интересные фотографии получаются при съёмке архитектурных объектов. При этом следует помнить, что максимальные искривления приходятся на периферическую зону кадра. Предметная съёмка позволяет снимать большие объекты с очень близкого расстояния. Если объектив фотоаппарата будет нацелен точно в зенит, то на фотографии получится изображение неба, обрамлённое по краям кадра домами или деревьями. С помощью такой оптики можно снимать дружеские шаржи близких и знакомых.