что такое рядовая катавасия
Катавасия
Катавасия (др.-греч. κατά-βᾰσις, καταβᾰσία — «схождение вниз, спуск, сошествие») в православном богослужении — песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Катавасия поётся по мелодико-ритмической модели ирмоса. В различное время богослужебного года положены определённые уставом катавасии.
Название происходит от византийской практики спускаться певчим с обоих клиросов и сходиться в центре храма для совместного пения катавасии.
В будние дни
Катавасия бывает рядовая, когда каждый ирмос канона повторяется в конце каждой песни его; но иногда Катавасия бывает лишь после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен канона.
В обычные будние дни, ирмосы повторяются в конце 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песен канона, как катавасия. Когда на утрени несколько канонов поются вместе, в качестве катавасии берётся ирмос последнего канона.
Праздничные катавасии
По воскресеньям и в праздничные дни, праздничная катавасия используются в конце каждой песни. Это не обязательно тот же самый ирмос с начала каждой песни канона. Использование праздничных катавасий зависит от периода Годового богослужебного круга. Праздничные катавасия используются в ожидании великого праздника, и на протяжении всего своего попразднства. В течение остальной части года в праздники поётся Богородичная катавасия.
В следующей таблице указывается пение катавасий по воскресеньям и в праздничные дни в течение года (в обычные будни используется ирмос от последнего канона этого дня.
от 1 (14) сентября (начала церковного года) до отдания Воздвижения 21 сентября (4 октября) включительно
Крест начерта́в Моисей
Крест начерта́в Моисей
Введению во храм Пресвятой Богородицы
Отве́рзу уста́ моя
с праздника Введения 21 ноября (4 декабря) до отдания Рождества Христова 31 декабря (13 января) включительно
Христос рождается, славите
от 1 (14) января до отдания Богоявления 14 (27) января включительно
Глубины́ открыл есть дно
по отдании Богоявления с 15 (28) января до отдания Сретения 9 (22) февраля включительно
Су́шу глубороди́тельную зе́млю
по отдании Сретения от 10 (23) февраля до праздника Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня 1 (14) августа, за исключением «недель» о блудном сыне, мясопустной, сыропустной, 1-й и 3-й Великого поста, Ваий и Страстной седмицы, а также «недель» Пасхи и следующих за нею до отдания Пятидесятницы
от 1 (14) августа до праздника Преображения 6 (19) августа включительно
Крест начертав Моисей
в попразднство Преображения до его отдания 13 (26) августа
с предпразднства Успения 14 (27) августа до его отдания 23 августа (5 сентября)
Преукраше́нная Боже́ственною сла́вою
по отдании Успения с 24 августа (6 сентября) до 1 (14) сентября
Крест начертав Моисей
В Великий пост и приготовительные к нему дни
в Неделю мытаря и фарисея:
если ранее 15 (28) января
если будет в срок 15 (28) января —9 (22) февраля
если будет 10 (23) февраля и позднее
Глубины́ открыл есть дно
Су́шу глубороди́тельную зе́млю
если будет ранее 10 (23) февраля
если 10 (23) февраля и позднее
Су́шу глубороди́тельную зе́млю
в субботы и Недели мясопустные, сыропустные, 1 и 3 Великого поста, Ваий и Страстную седмицу
В Недели и дни Пятидесятницы:
от Недели св. Пасхи до отдания, но не в само отдание
в день Преполовения и на отдание Преполовения
в Неделю 6-ю по Пасхе и на отдание Пасхи
на праздник Вознесения и его отдание
в попразднство Вознесения
в Неделю 7-ю по Пасхе св. Отцев
в Неделю Пятидесятницы и её отдание
в Неделю Всех святых
Просмотров: 1747
Создан: 2016-12-26
Источник: Википедия
В закладки: Добавить
Устав о катавасиях
Устав о катавасиях
Что такое катавасия и в чем отличие праздничной катавасии от бyдничного покрывающего ирмоса?
Во–первых, катавасия, согласно yставy, поется по каждой песни канона, а бyдничный покрывающий ирмос — только по 3,6,8 и 9 песни.
Во–вторых, покрывающий бyдничный ирмос поется на крылосах, а катавасия — на сходке. Собственно, этот образ пения и дал название катавасии (от греческого «катавено» — «сходиться»). По yставy оба лика сходились на середине храма и пели.
Третье, самое важное отличие — катавасия определяется периодом года, а бyдничный покрывающий ирмос только данным конкретным днем, и больше ничем. Напомню, что бyдничный покрывающий ирмос — это всегда ирмос соответствyющий песни последнего из читавшихся на данной yтрени канона. А катавасия зависит от того времени, в котором мы живем.
Когда поется катавасия? Во–первых, во все воскресные дни, а во–вторых, в дни с красным знаком Типикона (славословие, полиелей, бдение). Может катавасия по каждой песни канона петься и в некоторые дрyгие дни, но таких дней очень мало — мясопyстная и троицкая родительские сyбботы. Там славословие не поется (день не воскресный), тем не менее катавасия — по каждой песни. В остальные дни поются бyдничные покрывающие ирмосы.
От чего зависит, какyю петь катавасию? Только от периода года. Весь год разбит на периоды, не равные по протяженности, и в течение каждого из этих периодов поется вполне определенная катавасия.
От 1 по 21 сентября (даты по старомy стилю), т. е. до отдания Воздвижения, поется катавасия «Крест начертав» (Воздвиженская катавасия). 8 глас.
От 22 сентября до 20 ноября (от первого дня после отдания Воздвижения до предпразднства Введения во храм Пр. Богородицы) — «Отверзy yста моя». 4 глас.
От 21 ноября по 31 декабря (от предпразднства Введения до отдания Рождества Христова) — «Христос рождается». 1 глас.
От 1 по 14 января (от отдания Рождества до отдания Богоявления) — «Глyбины открыл еть дно» (Крещенская катавасия). 2 глас.
От 15 января до отдания Сретения Господня — «Сyшy, глyбородительнyю землю» (Сретенская катавасия). 3 глас.
Сретение Господне не всегда отдается в один и тот же день; отдание Сретения иногда попадает на тот период, когда yже может начаться Постная Триодь (Сырная седмица, 1–я седмица Великого поста). Но в обычной ситyации отдание Сретения бывает 9 февраля.
От отдания Сретения Господня до 1 авгyста, кроме воскресных дней Четыредесятницы и всей Пятидесятницы — «Отверзy yста моя». 4 глас.
От 1 до 6 авгyста включительно (от начала Успенского поста до праздника Преображения включительно) — «Крест начертав». Глас 8.
От 7 до 13 авгyста — «Лице Израильтистии». 4 глас.
От 14 до 23 авгyста (от предпразднства Успения до отдания Успения) — «Приyкрашенная Божественною славою». Глас 1.
От 24 авгyста до 1 сентября (от отдания Успения до отдания Воздвижения, до конца церковного года» — «Крест начертав».
Читайте также
Общежительный устав
Общежительный устав Мы еще не достигли такой степени, чтобы могли нести подвиги отцов, равно как и не подобает стремиться к тому, что выше силы. Ибо и внешние [мудрецы] говорят, что величайшая нужда – это неудовлетворенность потребностей[671]. И мы, со своей стороны, будем
Устав[1] (перевод)
Устав[1] (перевод) Преосвященнейший, Богом избранный и поставленный архипастырь и вы, боголюбивейшие архиереи, которых Бог поставил пасти церковь Свою в этой православной христианской молдовлахийской земле! Я, последнейший раб Преосвященств Ваших, стоя перед
2. Устав брака
2. Устав брака В законе Моисея даются наставления относительно брака. В Лев. 18 перечисляются запреты, имеющие отношение к браку: кровосмешение, скотоложство и гомосексуализм (см. также Лев. 20:17–21; Втор. 27:20–23). Лев. 18:18 можно даже понимать как косвенный совет против полигамии
1.3.13 Устав группы
1.3.13 Устав группы Вопрос:Где проходит грань между системой Каббалы и системой мусар (этики)?С одной стороны духовное, каббалистическое развитие человека должно быть осознанным, добровольным. Оно должно исходить из внутренней потребности самого человека. Ни в коем случае
1. Устав Студийский
1. Устав Студийский Основанный в 463 г. римским патрицием Студием в Константинополе монастырь при церкви Иоанна Предтечи стал очень скоро одним из самых замечательных монастырей столицы Близость к центру церковной, умственной, политической и общественной жизни Византии
3. Устав Святогорский
3. Устав Святогорский Значение св. Горы Афона столь велико в развитии восточного монашества, что этому Уделу Божией Матери должно было принадлежать и видное место в отношении богослужебного устава. Не будучи формально разделено на ордена, как на Западе, восточное
5. Евергетидский устав
5. Евергетидский устав Несколько особое место в ряду типиков занимает и так наз. Евергетидский устав. Это Типик монастыря Пресв. Богородицы Евергетиды или Благодетельницы. Основан был этот монастырь вблизи Константинополя в 1048 году. Сначала маленький монастырек, трудами
Устав о светильнах
Устав о светильнах В современном словоyпотреблении «экзапостиларий» и «светилен» — синонимы. Однако здесь есть некоторое разграничение: обычно экзапостиларием называется соответствyющее песнопение, относящееся к Октоихy, а светильном — относящееся к Минее. Давайте
Отшельнический устав
Отшельнический устав Таким образом во отношении и поста и молитвы или богослужения у св. отшельников постепенно выработалась более или менее однообразная практика, общие правила, один устав. Это не покажется удивительным, если принять во внимание то тесное и постоянное
3. Устав прп. Пахомия Великого
3. Устав прп. Пахомия Великого В прошлом году мы подробно изучали монастырскую жизнь, великих авв и их уставы. Поэтому сейчас сосредоточимся на одном только литургическом аспекте. Вот что было сказано об этом при получении медной дощечки:»Ангел положил совершать монахам в
…Устав, что нас от нас же ограждает [280]
…Устав, что нас от нас же ограждает [280] И на строгий Твой рай Силу сердцу подай… Е. Боратынский. Этот самый авва Паламон был учителем Пахомия Великого; вероятно, глядя на муки старца Господь и послал ангела дать преподобному устав, на медной дщице, с начертанием самых
Типикон, или Устав Эта книга содержит подробные указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Это необходимейшее
УСТАВ ЦЕРКОВНЫЙ
5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?
5. Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; 6. потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, 7. что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? Как в этом, так и во всяких других
Вера православная
СООБЩЕСТВО-СОЗДАНО ДЛЯ ЛЮБЫХ ПУБЛИКАЦИЙ.
Канон. Продолжение. Ирмосы, катавасии.
Ирмосом называется песнопение, которым начинается каждая песнь канона. Содержание свое и даже некоторые отдельные слова и характерные выражения ирмос заимствует из соответствующей песни Священного Писания. Самое слово «ирмос» — ειρμος — значит «связь» и показывает, что ирмос служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канона.
Вслед за ирмосом читаются тропари канона с припевами к ним и, наконец, в праздничные дни каждая песнь завершается снова ирмосом, носящим название катавасии, что значит «схождение», ибо для пения ирмоса уставом положено певцам обоих ликов (клиросов) сходиться вместе на середину храма.
Автором воскресных канонов несомненно является преподобный Иоанн Дамаскин (675—750).
На воскресном бдении канон обычно представляет собою соединение четырех канонов в один, который состоит из канона воскресного, канона крестовоскресного, канона богородичного (все три печатаются в Октоихе на ряду) и канона святому данного дня из Минеи. На бдениях двунадесятых праздников и великих святых бывает обычно по два канона, иногда только один канон данному празднику или святому. В праздничные дни канон поется обычно, по техническому выражению на 16 (на Пасху, на Рождество Христово) или на 14, как указано в уставе. Это выражение «на 16» или «на 14» не то значит, что в каноне находится непременно это число тропарей с ирмосами, а то, что тропари должны быть пропеты или прочитаны столько раз, чтобы составилось 16 или 14 в каждой песни. По уставу ирмосы и тропари канона должны петься на два лика, то есть двумя клиросами поочередно, причем ирмосы иногда указано петь по дважды (на Пасху четырежды). На Руси с середины XVII века постепенно от пения тропарей канона перешли к чтению, чтобы не очень удлинять богослужение. В настоящее время принято петь тропари Пасхального канона.
Каждая песнь канона на бдении, как и вообще на праздничной утрени, заключается катавасией. Катавасии бывают в разное время года разные. Чаще других поется катавасия «всего лета» oверзу уста моя: (Это ирмосы, употребляющиеся в богородичные праздники, хотя в дни двунадесятых Богородичных праздников некоторые из них приспособляются к праздничному событию и изменяются). Эта катавасия поется во все те периоды года, когда нет ни предпразднества, ни попразднества какого‑либо двунадесятого праздника. Кроме нее есть еще катавасии, которые поются в течение значительного периода времени. Таковы: Воскресения день; которая поется от Пасхи до отдания ее, кроме Преполовения с его отданием и 6–ой недели по Пасхе; Крест начертав Моисей: от 1 августа до отдания Воздвижения 21 сентября, исключая некоторые дни, связанные с праздником Преображения и праздником Успения; Христос раждается, славите: от 21 ноября, праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, до отдания Рождества Христова 31 декабря (даты указаны по ст.стилю). Есть и еще катавасии, которые поются менее продолжительное время, что всегда указывается в богослужебных книгах на ряду. Точные и полные данные о том, когда какая катавасия поется, помещены в 19–ой главе Типикона.
При пении канона, после 3–ей, 6–ой и 9–ой песен произносятся малая ектении, служащая для возбуждения внимания молящихся, при хвалении Господа и угодников Его, чтобы молиться и за себя. В этих ектениях мы просим Господа, чтобы Он заступил, спас, помиловал и сохранил нас Своею благодатью и, вспомянув всех святых и Матерь Божию, сами себя и весь живот наш Христу Богу предаем. Священник же, после каждой из этих ектений возглашает о том, почему мы предаем себя Богу. По 3–ей песни: Яко ты еси Бог наш; по 6–ой: Ты бо еси царь мира и спас душ наших; по 9–ой: Яко тя хвалят вся силы небесныя: И при каждом из сих возгласов воссылает славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Каждая из трех частей канона, заключаемая таким образом малой ектенией, сопровождается одним кратким песнопением, состоящим иногда из нескольких частей, которое следует непосредственно за малой ектенией.
Что такое рядовая катавасия
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Котовасия (этимология слова)
Катавасия (от греч. [katabasion]) Сходиться, спускаться
В русском языке приорело звучание как «котовасия», в значении «неразбериха», «суета». Предполагают, что значение «неразбериха» развилось в языке семинаристов в связи с тем, что при схождении клиросов возникала неразбериха.
в словаре Даля
КАТАВАСИЯ ж. ирмосы, которыми покрываются песни канона на утрени; они поются обоими клиросами, среди церкви. || В просторечии: суета или сумбур, бестолочь, перевороты, беспорядок; ссора, катава́сица; пск. драка, побои. Катава́сник м. катава́сница ж. суетливый, бестолковый человек, или вздорный сплетник, виновник беспорядков.
в словаре Ефремовой
катава́сия ж.
1) Песнопение, исполняемое обоими клиросами, выходящими для этого на середину церкви.
2) разг. Суматоха, беспорядок.
в словаре Макса Фасмера
катава́сия
«церковное пение во время утренней службы, при котором оба хора сходятся вместе на середину церкви», др.-русск. катавасиɪа (Проск. Арс. Сух. 242), отсюда семинаризм: «неразбериха, путаница, суматоха». Из ср.-греч. καταβάσιον «hymnus ecclesiasticus» (Дюканж); см. Зеленин, РФВ 54, 115; Фасмер, Гр.-сл. эт. 81; Преобр. I, 301; Корш у Когена, ИОРЯС 19, 2, 293.
катавасия
Смотреть что такое «катавасия» в других словарях:
КАТАВАСИЯ — (греч., от kata вниз, и bainein идти). 1) ирмос, для пения которого оба хора выходят на средину церкви. 2) в просторечии: суматоха, беспорядок, бестолочь. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАТАВАСИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка
катавасия — См … Словарь синонимов
КАТАВАСИЯ — КАТАВАСИЯ, катавасии, жен. (греч. katabasion нисхождение, суматоха). 1. Монастырское пение, исполняемое обоими клиросами, сидящими на середине церкви (церк.). 2. Беспорядок, суматоха, возня (прост.). «Пойдет все вверх дном, такая катавасия…, что… … Толковый словарь Ушакова
КАТАВАСИЯ — КАТАВАСИЯ, и, жен. (разг. шутл.). Беспорядок, суматоха. Из за тебя получилась вся эта к. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАТАВАСИЯ — жен. ирмосы, которыми покрываются песни канона на утрени; они поются обоими клиросами, среди церкви. | В просторечии: суета или сумбур, бестолочь, перевороты, беспорядок; ссора, катавасица; пск. драка, побои. Катавасник муж. ница жен. суетливый,… … Толковый словарь Даля
Катавасия — (греч. καταβασία схождение) в православном богослужении песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона; после каждой песни канона следует соответствующая катавасия. Катавасия поётся по мелодико ритмической … Википедия
Катавасия — (греч. «схождение») ирмос, который поется на утрене в праздничные и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая катавасия). Название происходит от византийской практики сходиться певцам левого и правого хоров в центр… … Православие. Словарь-справочник
КАТАВАСИЯ — и; ж. [от греч. katabasis нисхождение] 1. Церк. Песнопение, исполняемое обоими клиросами, выходящими на середину церкви. 2. Разг. Суматоха, суета, беспорядок. Из за пустяков вышла такая к. * * * КАТАВАСИЯ КАТАВАСИЯ (греч. katabasia схождение, от… … Энциклопедический словарь
Катавасия — (в переводе с греческого означает «схождение») ирмосы второго канона, которые положено петь на воскресной или праздничной утрени. На разных службах церковного года поют различные катавасии, что определяется церковным Уставом. Название… … Православная энциклопедия
Катавасия — (от греч. katabásion, буквально схождение вниз, спуск) 1) в православном богослужении специальный вид монастырского церковного пения, при котором ирмос (начальное песнопение) поётся не только в начале песни Канона, но и в конце её, для… … Большая советская энциклопедия