что такое румпельное управление лодочным мотором

Румпельное управление лодочным мотором это

Виды рулевого управления для лодочного мотора

В ряду наиболее важных систем любого судна, рулевая занимает лидирующую роль. Посудите сами, каким бы промыслом вам ни довелось заниматься с лодки, от того насколько она послушна рулю зависит очень многое. Иногда добыча рыболова-охотника, а иногда здоровье или даже жизнь. Поэтому крайне важно уделить максимум внимания выбору системы рулевого управления, а затем поддержанию ее в рабочем состоянии.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным мотором

Как выбрать рулевое управление для лодочного мотора

Сегодняшний рынок предлагает владельцам моторных лодок и катеров два типа рулевых систем управления:

В любом случае основными критериями при выборе системы рулевого управления, являются – мощность двигателя, размер судна и расстояние от руля до транца лодки. В последнее время, на рынке наблюдается существенный перевес продаж в пользу систем, основанных на принципах дистанционного управления, о них и хочется поговорить в этой статье.

Дистанционное рулевое управление лодочным мотором

Специалисты разделяют устройство дистанции на три основных типа, вот они:

Давайте теперь попробуем разобраться в каждой внимательнее, найти сильные и слабые стороны и выбрать, если конечно таковой найдется – лидера в номинации цена—качество.

Механическое рулевое управление

Набор стандартного механического рулевого устройства включает в себя следующие комплектующие:

Принцип действия механического рулевого управления следующий: поворот руля в левую или правую сторону приводит в движение шестерню рулевого редуктора, на которую наматывается рулевой трос, проложенный вдоль борта судна. К двигателю трос крепится посредством рулевых рычагов. Переключение передач, регулировка оборотов и угол наклона подъема двигателя также осуществляется через тросы, правда меньшего диаметра, так как нагрузка на них минимальна.

Плюсы механической дистанции:

Без минусов тоже не обошлось:

Цена среднего по качеству комплекта около 10 000 рублей.

Гидравлическое рулевое управление

Гидравлическая дистанционная система чаще всего монтируется в паре с моторами, мощность которых превышает 150 л.с. и состоит из следующих узлов и деталей:

Важнейшей составляющей гидравлического рулевого управления является масло. Такие его свойства как отсутствие способности к сжатию и минимальное трение, приводят к полному исключению люфта. Поэтому в точности передачи сигнала от руля к конечному механизму гидравлической дистанции нет равных.

К достоинствам гидравлического дистанционного управления можно отнести:

Электрическое рулевое управление

Рассматриваемый комплекс приборов и механизмов, это скорее дополнение к двум вышеописанным системам, чем самостоятельное рулевое управление. Поэтому логичным будет просто пройтись по основным моментам симбиоза трех этих систем.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным мотором

Рулевое управление для лодочных моторов различных производителей

Магазинов, продающих запчасти и аксессуары на лодки и катера тысячи. Не меньше и фирм производителей как лодочных моторов, так и комплектующих к ним. Поэтому мы попробуем составить среднюю картину по ценам на известные марки моторов и рулевых систем к ним.

Ямаха. Признанный гранд. Производит двигатели для различных климатических условий, мощностью от 30 л.с. до 350 л.с. Большая часть моторов Ямаха поставляется с дистанционным управлением в комплекте.

Неплохо справляются со своей ролью итальянцы, признанные мастера корабельных дел, цены на их продукцию расположены возле отметки 30 000 рублей. Бодро, впрочем, как и на остальной рынок в нишу лодочных аксессуаров входят азиаты: Китай, Тайвань. Их цены ниже, 10 000–15 000 рублей, но и качество, ставшее нарицательным, заставляет с придирчивостью относиться к выпускаемой ими продукции.

Моторы других популярных фирм, как Сузуки, Хонда, Тохацу, Меркурий можно не рассматривать отдельно. К ним применимы все вышеперечисленные правила и цены.

Итожа все сказанное, можно прийти к таким выводам: гидравлические системы управления двигателями, более надежны, универсальны, но и существенно дороже систем механической дистанции. Приличный комплект, да если с электронным тюнингом, потянет где-то на 150 000 рублей.

Вот такой ценовой диапазон. А что выбрать, решать только вам, владельцы лодок и катеров. Стоит только помнить о «золотой середине» и не забывать поговорку «Скупой платит дважды». Удачи и семь футов под килем!

Румпель

Румпель – это специальный рычаг, который является составляющей частью устройства лодочного управления. Другими словами — это поворотник баллера.

Источник

Управление подвесным лодочным мотором

Одна из основных приятных особенностей ПЛМ заключается в простоте управления. В подтверждение этих слов можно привести два факта, которые скажут сами за себя.

Во-первых, управление лодочным мотором осуществляется одной рукой. Во-вторых, для управления лодочными моторами малой и средней мощности(до 5 лошадиных сил) даже не нужно иметь права.

Не смотря на то, что управление может отличаться от модели к модели, отличаться оно будет лишь в мелких деталях, которые легко освоить самому даже на интуитивном уровне, в остальном же, базовые принципы управления едины практически для всех моделей ПЛМ.

Ниже я и рассмотрю эти самые базовые принципы.

Базовые принципы управления лодочным мотором.

Ручной стартер.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомПрежде всего, для того, чтоб управлять лодочным мотором, его нужно завести. Для этого медленно потяните ручку ручного стартера до тех пор пока не закончиться «свободный ход», пока не почувствуете сопротивление, затем резко дёрните ручку «на себя», чтобы запустить движок.

Если с первого раза не получилось – ничего страшного, просто повторите процедуру.

После того как движок завёлся – верните ручку в исходное положение.

Румпель.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомРумпель позволяет изменять направление движения судна. Для того, чтобы изменить направление движения достаточно повернуть ручку влево или вправо в зависимости от выбранного курса.

Если вы новичок, то первое время избегайте резких движений румпеля, по крайней мере до тех пор пока не научитесь «чувствовать» лодку. Так же хочу заметить, что при кардинальной смене курса, на достаточно «крутых» поворотах следует сбрасывать обороты двигателя во избежание опрокидывания судна.

Винт фиксатора рулевого управления позволяет регулировать усилие, необходимое для поворота ручки румпеля. Так же с помощью этого винта можно зафиксировать двигатель в одном положении, к примеру если вы собираетесь длительное время плыть вперёд.

Рукоятка дросселя.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомРукоятка дросселя служит для управления оборотами двигателя, скоростью вращения винта и соответственно скоростью движения судна.

Для увеличения скорости рукоятку следует повернуть против часовой стрелки, для уменьшения соответственно по часовой стрелке.

Здесь так же следует соблюдать осторожность если вы только осваиваетесь. Не следует слишком быстро набирать обороты или слишком быстро сбрасывать.

Рукоятка дросселя, так же как и ручка румпеля, имеет фиксатор, который позволяет либо зафиксировать рукоятку в нужном положении, для длительного движения в одном темпе, либо отрегулировать удобное для вас усилие, которое требуется для поворотов рукоятки.

Рычаг переключения передач.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомЕсли двигатель оборудован коробкой переключения передач, то первое, что стоит усвоить – это то, что при переключении передач обороты следует сбрасывать до минимума, то есть повернуть рукоять дросселя по часовой стрелке «до упора». А так же учесть то, что запуск двигателя необходимо осуществлять при включенной нейтральной передаче.

Остановочный линь.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомОстановочный линь вряд ли можно отнести к непосредственным органам управления лодочным мотором, но тем не менее от таковым является.

Суть этого приспособления в том, что при возникновении экстренной ситуации(если вы оказались за бортом судна) остановочный линь заглушит двигатель, тем самым убережёт вас от травмирования винтом двигателя и от самопроизвольного движения лодки.

Устройство и использование очень простое, это своеобразный ремешок, который с одной стороны крепиться к кнопке аварийной остановки двигателя, а с другой, крепиться к одежде или надевается на руку или ногу.

Так уж сложилось, что ввиду нашего менталитета многие пренебрегают использованием данного устройства, настоятельно рекомендую вам этого не делать.

Вот в принципе и всё, базовые принципы управления лодочным мотором мы рассмотрели, как и сами органы управления. Как видите всё действительно предельно просто. Усилий минимум, удовольствия море, как в прямом, так и в переносном смыслах.

Не смотря на то, что в рамки данной статьи не входит рассмотрение ничего кроме базовых принципов, я хочу рассказать вам об одном возможном и весьма удобном дополнении к вашему двигателю и лодке, такой занимательной вещи как дистанционное управление.

Дистанционное управление лодочным мотором.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомДа, когда я впервые об этом услышал у меня тоже округлились глаза в предвкушении увидеть пульт управления с антенкой и рычажками как у детской игрушки. Но мне придётся вас разочаровать, речь пойдёт немного о другом управлении, не таком захватывающем, но зато более практичном.

Вся суть заключается в том, чтоб перенести органы управления лодочным мотором на отдельный блок/консоль на лодке.

В некоторых случаях это делается для удобства управления судном и снижения утомляемости водителя, а в некоторых это делается из соображений безопасности, т.к. на достаточно габаритной лодке при управлении румпелем ухудшается обзор по курсу лодки, что может привести к столкновению с препятствием.

О правах.

Так же хочу вам напомнить, а для тех кто ещё не в курсе сообщить приятную информацию.

Согласно приказу министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 423, права на управление лодочными моторами мощностью до 5 лошадиных сил включительно, не требуются.

Источник

Как управлять румпельным мотором

Управление подвесным лодочным мотором

Одна из основных приятных особенностей ПЛМ заключается в простоте управления. В подтверждение этих слов можно привести два факта, которые скажут сами за себя.

Во-первых, управление лодочным мотором осуществляется одной рукой. Во-вторых, для управления лодочными моторами малой и средней мощности(до 5 лошадиных сил) даже не нужно иметь права.

Не смотря на то, что управление может отличаться от модели к модели, отличаться оно будет лишь в мелких деталях, которые легко освоить самому даже на интуитивном уровне, в остальном же, базовые принципы управления едины практически для всех моделей ПЛМ.

Ниже я и рассмотрю эти самые базовые принципы.

Базовые принципы управления лодочным мотором.

Ручной стартер.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомПрежде всего, для того, чтоб управлять лодочным мотором, его нужно завести. Для этого медленно потяните ручку ручного стартера до тех пор пока не закончиться «свободный ход», пока не почувствуете сопротивление, затем резко дёрните ручку «на себя», чтобы запустить движок.

Если с первого раза не получилось – ничего страшного, просто повторите процедуру.

После того как движок завёлся – верните ручку в исходное положение.

Румпель.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомРумпель позволяет изменять направление движения судна. Для того, чтобы изменить направление движения достаточно повернуть ручку влево или вправо в зависимости от выбранного курса.

Если вы новичок, то первое время избегайте резких движений румпеля, по крайней мере до тех пор пока не научитесь «чувствовать» лодку. Так же хочу заметить, что при кардинальной смене курса, на достаточно «крутых» поворотах следует сбрасывать обороты двигателя во избежание опрокидывания судна.

Винт фиксатора рулевого управления позволяет регулировать усилие, необходимое для поворота ручки румпеля. Так же с помощью этого винта можно зафиксировать двигатель в одном положении, к примеру если вы собираетесь длительное время плыть вперёд.

Рукоятка дросселя.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомРукоятка дросселя служит для управления оборотами двигателя, скоростью вращения винта и соответственно скоростью движения судна.

Для увеличения скорости рукоятку следует повернуть против часовой стрелки, для уменьшения соответственно по часовой стрелке.

Здесь так же следует соблюдать осторожность если вы только осваиваетесь. Не следует слишком быстро набирать обороты или слишком быстро сбрасывать.

Рукоятка дросселя, так же как и ручка румпеля, имеет фиксатор, который позволяет либо зафиксировать рукоятку в нужном положении, для длительного движения в одном темпе, либо отрегулировать удобное для вас усилие, которое требуется для поворотов рукоятки.

Рычаг переключения передач.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомЕсли двигатель оборудован коробкой переключения передач, то первое, что стоит усвоить – это то, что при переключении передач обороты следует сбрасывать до минимума, то есть повернуть рукоять дросселя по часовой стрелке «до упора». А так же учесть то, что запуск двигателя необходимо осуществлять при включенной нейтральной передаче.

В остальном же всё просто, достаточно следовать обозначениям указанным возле «флажка» переключения и переводить его в нужное вам положение. Обозначения у «флажка» трактуются следующим образом: F — движение вперед(винт вращается), N – нейтраль(двигатель работает, винт не вращается), R — задний ход(обратное вращение винта).

Остановочный линь.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомОстановочный линь вряд ли можно отнести к непосредственным органам управления лодочным мотором, но тем не менее от таковым является.

Суть этого приспособления в том, что при возникновении экстренной ситуации(если вы оказались за бортом судна) остановочный линь заглушит двигатель, тем самым убережёт вас от травмирования винтом двигателя и от самопроизвольного движения лодки.

Устройство и использование очень простое, это своеобразный ремешок, который с одной стороны крепиться к кнопке аварийной остановки двигателя, а с другой, крепиться к одежде или надевается на руку или ногу.

Так уж сложилось, что ввиду нашего менталитета многие пренебрегают использованием данного устройства, настоятельно рекомендую вам этого не делать.

Вот в принципе и всё, базовые принципы управления лодочным мотором мы рассмотрели, как и сами органы управления. Как видите всё действительно предельно просто. Усилий минимум, удовольствия море, как в прямом, так и в переносном смыслах.

Не смотря на то, что в рамки данной статьи не входит рассмотрение ничего кроме базовых принципов, я хочу рассказать вам об одном возможном и весьма удобном дополнении к вашему двигателю и лодке, такой занимательной вещи как дистанционное управление.

Дистанционное управление лодочным мотором.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным моторомДа, когда я впервые об этом услышал у меня тоже округлились глаза в предвкушении увидеть пульт управления с антенкой и рычажками как у детской игрушки. Но мне придётся вас разочаровать, речь пойдёт немного о другом управлении, не таком захватывающем, но зато более практичном.

Вся суть заключается в том, чтоб перенести органы управления лодочным мотором на отдельный блок/консоль на лодке.

В некоторых случаях это делается для удобства управления судном и снижения утомляемости водителя, а в некоторых это делается из соображений безопасности, т.к. на достаточно габаритной лодке при управлении румпелем ухудшается обзор по курсу лодки, что может привести к столкновению с препятствием.

О правах.

Так же хочу вам напомнить, а для тех кто ещё не в курсе сообщить приятную информацию.

Согласно приказу министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 423, права на управление лодочными моторами мощностью до 5 лошадиных сил включительно, не требуются.

Безопасное управление лодочным мотором

Безопасное управление лодочным мотором

Управление лодкой — это увлекательный и захватывающий процесс, однако он крайне опасен для новичков.

Если при управлении веслами риск невелик, то в случае с мотором могут быть серьезные последствия. Необходимо грамотно выбирать модель. Для новичка в управлении точно не стоит брать товары, которые обладают большой мощностью, ведь он рискует не справиться с ними.

Опытным пользователям также не стоит перебирать с количеством лошадиных сил. Мотор следует выбирать, исходя из тех целей, которые вы наметили. Выбрав компактное устройство, можно не только получить наслаждение от прогулок по воде, но и быть в безопасности. Даже относительно небольшое количество лошадиных сил (3-4) позволит развить немаленькую скорость, не подвергая себя угрозе.

Несмотря на то, есть ли опыт или нет, необходимо соблюдать правила поведения на воде.

Чтобы управлять устройством необходимо:

1. Располагаться ближе к мотору. При необходимости следует сидеть с расставленными ногами.

2. Нужно завести двигатель. Сожмите шарик зажигания, расположенный на топливном проводе. Делать это стоит до тех пор, пока не будет ощущаться сопротивление. Не стоит сдавливать шарик уже в процессе функционирования устройства.

3. Стоит удостовериться, что агрегат стоит на нейтральной скорости.

4. Дроссель следует установить на специальную позицию «старт». Зачастую ее отмечают разработчики. Если же таковой пометки не имеется, то его следует повернуть приблизительно на треть мощности.

5. Если мотор холодный, то необходимо достать ручку подсоса. Двигатель находится в таком температурном режиме, когда долгое время простаивает.

6. Нужно встать на ноги. Потом следует потянуть за ручку, осуществив быстрый и долгий рывок тросом. Велика вероятность, что сразу устройство не заведется, поэтому такую процедуру необходимо будетповторять до тех пор, пока не услышите характерный звук.

7. В том случае, если двигатель не запустился после 3-4 попыток, нужно нажать на подсос. После этого вновь повторите попытку. Если опять постигнет неудача, то необходимо чередовать включение и отключениеподсоса.

8. Когда мотор заработает, нужно вставить заслонку внутрь. Это обеспечит плавный и комфортный холостойход. Далее стоит отрегулировать работу заслонки и выставить небольшой показатель скорости.

9. Учитывая место нахождения, необходимо поставить мотор на переднюю или заднюю передачу.

10. Управление лодкой возможно с помощью специальной ручки. Если покрутить ее на себя, то скорость будет увеличиваться, а если от себя, то она станет уменьшаться.

Такие нехитрые правила позволят обеспечить приятную и безопасную прогулку по водоему. Находясь на таком устройстве впервые, лучше взять с собой того, кто уже обладает опытом его управления. Он будет помогать с этим, давать необходимые практические советы.

Очень полезно пройти курсы подготовки, получив соответствующий сертификат и права. Даже если ваша лодка обладает небольшим мотором и на ней просто невозможно развить большую скорость, такие занятия являются полезным навыком. После них можно будет себя чувствовать на воде гораздо увереннее.

Советы по эксплуатации:

1. На топливном баке установлен воздушный клапан. Его следует открыть. Это разрешает воздуху войти туда, сменив уже отработанное горючее. Если этого не сделать, то существует риск, что уже в ближайшее время двигатель заглохнет или возникнут проблемы с его запуском.

2. При отчаливании первым делом стоит отвязать корму, а затем носовую часть. Следует повернуть иотплывать на задней передаче, так как это минимизирует возможный риск получения царапин и повреждений.

3. Необходимо удостовериться, что топлива хватит на всю поездку. Лучше пусть будет небольшой запас, поскольку погодные условия и течение реки играют свою роль в расходе горючего. Профессионалы советуют иметь в резерве 1/3 от общего объема бака. Такого количества топлива хватит на небольшое путешествие. Убедитесь, что шланг плотно прилегает, он должен издать характерный звук (щелчок) на разъеме двигателя.

Чтобы избежать рисков:

1. Убедитесь, что все используемые детали являются качественными и сертифицированными.

2. Необходимо разместиться в лодке таким образом, чтобы поддерживался ее баланс.

3. Убедитесь, что масло и бензин используются в правильных пропорциях.

4. Переключаться стоит исключительно на низких скоростях.

Таким образом, приняв во внимание все вышеуказанные моменты, удастся сделать свою прогулку по водоему приятной и безопасной. Выбирая мотор, опирайтесь не только на свои желания, но и на советы профессионалов. Это позволит найти ту модель, которая полностью соответствует всем критериям и подарит радость и наслаждение от пребывания на воде.

Румпель лодочного мотора для управления с комфортом

Лодки с румпельным управлением вызывают усталость из-за постоянной «паразитной» нагрузки на румпель, возникающей от крутящего момента гребного винта. Более высокий крутящий момент современных четырехтактных двигателей, соответственно. увеличивает нагрузку на румпель. Хотя мощность таких двигателей, по сравнению с двухтактными, возможно, не изменилась, усталость судоводителя значительно выросла. Наличие системы, которая блокирует крутящий момент, когда лодка неактивно управляется, является полезной функцией, которая была реализована специалистами компании Uflex для мощных двигателей большинства производителей.

Система Uflex ZTF позволяет исключить негативное влияние крутящего момента гребного винта на румпель лодочного мотора, когда судоводитель активно не меняет направление движения, то есть его судно в течение длительного времени движется заданным им курсом. Это позволяет судоводителю поддерживать желаемое направление без чрезмерных физических усилий, то есть легче и комфортнее управлять своей лодкой. Система рулевого управления ZTF — это гидравлическое устройство, клапан которого не позволяет крутящему моменту от винта достигать рукоятки румпеля до тех пор, пока водитель не начнет маневрировать, после чего клапан сразу откроется для обеспечения обратной связи.

Система Uflex ZTF Tiller состоит из четырех основных компонентов: рукоятки самого румпеля, который поставляется изготовителем подвесного мотора, основного устройства, гидроцилиндра ZTF и набора гидравлических шлангов. Как работает система? Запатентованный гидравлический клапан и соответствующий цилиндр системы румпеля ZTF открываются, когда судоводитель нажимает или тянет ручку румпеля. То есть румпель поворачивается вокруг своего шарнира и перемещает соединительную штангу, которая управляет клапаном. Когда судоводитель не изменяет курс, гидравлический клапан закрывается, что блокирует «переход» нагрузок на румпель.

В настоящее время Ultraflex представляет комплекты нейтрализаторов крутящего момента ZTF Tiller для 4-тактных подвесных лодочных моторов Mercury, Yamaha и Suzuki мощностью от 90 л.с. При установке румпеля следует учитывать, что длина его рукоятки может увеличиться до 7,5 см по сравнению с первоначальным размером благодаря кронштейну, который устанавливается для модернизации.

Управление лодочным мотором

Прогулка на моторной лодке – увлекательное и захватывающее занятие, однако для неопытных водномоторников она может закончиться происшествием. Если при передвижении с помощью весел риск попасть в аварию достаточно невелик, то в случае неправильного управления лодкой с работающим подвешенным мотором могут быть серьезные последствия. Чтобы избежать трагедии необходимо соблюдать меры безопасности при эксплуатации лодки с мотором.

что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть фото что такое румпельное управление лодочным мотором. Смотреть картинку что такое румпельное управление лодочным мотором. Картинка про что такое румпельное управление лодочным мотором. Фото что такое румпельное управление лодочным мотором

Безопасное управление лодкой с мотором

Перед началом эксплуатации лодки с мотором необходимо проверить соответствие элементов комплекта. В прилагаемой к лодке документации указано, с мотором какой мощности она может эксплуатироваться. Бесспорно, что чем выше мощность мотора, тем большую скорость развивает лодка, однако установив на лодку длиной 250 – 300 см мотор мощностью 15 – 20 л.с. владелец вряд ли уплывет далеко. Мощный мотор почти мгновенно выведет лодку на глиссирующий режим, нос лодки поднимется вертикально и лодка опрокинется. На небольших лодках с выносным транцем установка мотора мощностью больше 3 – 4 л.с. приведет к сгибанию днища лодки, мотор будет затягивать под дно.

Во время передвижения под мотором на судоводителе и всех пассажирах должны быть одеты спасательные жилеты. Если лодка внезапно налетит на мель, большой камень или дерево, она может резко остановиться. Все находящиеся в лодке силой инерции могут вылететь за борт. Спасательные жилеты вытолкнут человека на поверхность воды, поднимут голову над водой, не дадут утонуть.

Все лодочные моторы укомплектованы системой аварийной остановки двигателя. Кнопка выключения зажигания находится на корпусе мотора или на румпеле. Для включения зажигания в кнопку вставляют чеку со шнурком. Во время движения шнурок чеки должен быть намотан на руку судоводителя или пристегнут к деталям его одежды. Чаще всего водномоторники надевают петлю шнурка на пуговицу клапана кармана спасательного жилета или пристегивают карабином к пришитому к жилету кольцу. Если лодка налетит на препятствие, резко остановится, и водитель будет сброшен со своего места, чека выдернется, мотор заглохнет. Выпавший за борт водитель и пассажиры не пострадают от лодочного винта.

Для безопасного управления лодкой важно положение водителя и пассажиров в лодке и порядок размещения груза. Лодочные скамейки (банки) должны крепко держаться на лик-тросах, кресла не должны болтаться в креплениях. Перед судоводителем должно быть пустое пространство, чтобы при резком ускорении или торможении груз не попал на него, заставив отвлечься и потерять контроль над управлением. Выносной бензобак должен быть привязан к дну или стенкам лодки, удилища, подсачек и спиннинги устанавливают в крепления по бортам или кладут в нос судна.

Ручное управление лодкой

Моторами мощностью до 50 л.с. управляют с помощью румпеля. Для движения на лодке с румпельной системой управления делают следующее:

• приехав на водоем лодку накачивают, устанавливают банки и жесткое дно, вставляют в уключины и прикручивают гайками весла;

• лодку спускают на воду, складывают в нее удочки, якорь, сумки и ящики с рыболовными и кемпинговыми принадлежностями;

• выносной бензобак привязывают ремнями к дну лодки или крепят к банке;

• мотор устанавливают на транец лодки, фиксируют струбцинами, дополнительно привязывают страховочным тросом к транцу;

• на бензобаке открывают воздушный клапан. Соединяют шлангом выносной бензобак и мотор;

• судоводитель и пассажиры садятся в лодку;

• лодку отталкивают от берега, отплывают не несколько метров;

• мотор опускают дейдвудом в воду, чеку вставляют в кнопку «стоп»;

• открывают (при наличии) топливный кран. Установленной на бензошланге «грушей» накачивают бензин в поплавковую камеру карбюратора;

• рычаг скорости устанавливают в положение «нейтраль»;

• вытягивают ручку подсоса, рычажок (или ручку) газа устанавливают на 1/3, румпель направляют вдоль лодки;

• несколько раз дергают за ручку стартера. Как правило, исправный двигатель заводится со второго – третьего рывка;

• несколько минут двигатель прогревают на холостом ходу, далее ручку подсоса ставят в режим рабочего хода, убавляют газ до минимума и включают необходимую передачу. На маломощных моторах для движения назад двигатель разворачивают на оси на 180°;

• прибавляя газ начинают движение лодки. Для изменения направления движения мотор румпелем поворачивают на оси. Для изменения скорости лодки двигают рычажок или поворачивают ручку газа.

Система дистанционного управления лодкой

Управление лодкой с помощью румпеля во время длительных переходов очень утомительно. У судоводителя устают руки и поясница, с кормы лодки сложно наблюдать за обстановкой впереди. Для облегчения длительных водных переходов на нос лодки устанавливают систему дистанционного управления.

Система дистанционного управления устанавливается на алюминиевые и полихлорвиниловые лодки, RIBы и пластиковые катера. Состоит она из следующих частей:

• консоль или рулевая стойка с штурвалом;

• система электрического запуска мотора;

• машинка газа-реверса и переключения скоростей.

Для подключения системы д/у пригодны лодочные моторы мощностью от 9 л.с. Мотор устанавливают на транец лодки, снимают румпель, устанавливают троса и рычаги системы д/у, электрический стартер и аккумулятор. Консоль устанавливают на нос лодки, крепят к баллонам бортов или к полу (в зависимости от ее конструкции).

Как правило, оборудованную системой д/у лодку сдувают только для зимнего хранения. Все лето лодка лежит накачанная с установленным мотором на прицепе. Приехав на водоем водномоторник заезжает прицепом в озеро или реку, спускает лодку на воду.

Для управления оборудованной системой дистанционного управления лодкой водномоторник ключом зажигания заводит лодку, несколько минут прогревает двигатель на холостом ходу, включает скорость, начинает движение. Для поворотов лодки судоводитель крутит штурвал, для изменения скорости и переключения передач передвигает рычаг машинки газ-реверса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *