что такое рубежный контроль
Что такое рубежный контроль
Porta itineri longissima
Труден лишь первый шаг
1) соответствует политике, процедурам и правилам СМК;
2) целостно описывает все закономерности учебного процесса;
3) является инструментом для преподавателя и обучающегося;
4) гарантирует 100% достижение результата.
С 2005-2006 учебном году в КАСУ наряду с традиционной системой обучения, внедрена кредитная (КСО). Постепенно завоевывая прочные позиции, КСО становится, с одной стороны, методом конкуренции на рынке образовательных услуг, с другой стороны – инструментом повышения качества, перспективным направлением непрерывного образования. Большинство вузов Казахстана уже знакомы с концептуальными, содержательными и организационными основами кредитной системы обучения. Мы хотим обратить внимание на один из важных аспектов КСО – организацию контроля знаний обучающихся, а именно – на проведение рубежного контроля знаний студентов в течение семестра.
Рубежный контроль (Midterm examination) – контрольное мероприятие образовательного процесса, периодическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая преподавателем, ведущим учебные занятия, согласно утвержденному академическому календарю. В КАСУ рубежный контроль проводится дважды за семестр – на 7 и 14 неделе обучения. Руководствуясь основными принципами СМК в образовании преподавателями обобщен опыт, на основании которого в вузе будет создана система методического обеспечения и проведения рубежного контроля.
Рубежный контроль проводится по балльно–рейтинговой системе, которая предполагает суммирование оценок текущего контроля и контрольной работы за первый период обучения (6 недель). Рейтинговый бал первого и второго рубежного контроля (Р1) высчитывается по формуле, идентичной формуле расчета итоговой оценки
где Р –рубежный контроль;
ТК – текущий контроль (складывается из разных видов работ, проделанных обучающимися за этот период);
КР – контрольная работа за прошедший период (форма проведения устанавливается самим преподавателем). При подсчете итоговой оценки за весь курс изучения дисциплины учитывается Рср. = (Р1+Р2): 2.
Таким образом, весь комплекс контроля и оценки знаний обучающегося предполагает:
1) знание ППС теоретического материала по основным видам контроля;
2) разработку методических рекомендаций по проведению Р1, Р2;
3) знание методики посчета оценки текущего контроля и рейтингового балла.
Для уточнения образовательной и управленческой стратегии определены следующие задачи:
1) изучение готовности ППС и уровня их профессиональной компетенции.
2) выявление методических условий для проведения контроля;
3) разработка продуктивной модели организации Р1, Р2 в рамках КСО;
4) проверка продуктивности различных видов контроля на практике;
В ходе реализации названных задач ОМ и КО проведен инструктаж руководителей подразделений по организации и методическому обеспечению РК, анализ целеполагания, форм проведения РК, критериальной базы рейтинга. Поскольку преподаватель в процессе внедрения КСО в КАСУ является одновременно и субъектом и объектом деятельности, то ему принадлежит ведущая роль в реализации кредитного обучения, проведении рубежного контроля. Работа направлена, прежде всего, на диагностику уровня профессионально-педагогических умений (проектировочных, конструктивных, организаторских) и оказание преподавателям методической помощи в виде составления методических рекомендации. На основе оценки и самооценки ППС было выявлено, что у большей части преподавательского состава необходимые для осуществления контрольных мероприятий КСО профессионально-педагогические умения сформированы в достаточной степени.
Прежде, чем включать ППС в активную деятельность по разработке контрольно-измерительных средств, был проведен мониторинг форм и методов проведения рубежного контроля у студентов. Цель мониторинга:
1) выявления знаний ППС форм проведения Р1, Р 2;
2) анализ умений постановки целей;
3) отбор материала для сборника методических рекомендаций КИС КАСУ и создания базы данных КИМ (контрольно-измерительных материалов).
В таблице приведены основные формы проведения Р1, Р2 согласно представленных 44 методических разработок для проведения рубежного контроля:
Что такое рубежный контроль
Рубежный контроль является видом аттестации текущей учебной работы студентов
Рубежный контроль проходят студенты всех курсов очной и очно-заочной форм обучения. Студенты заочной формы обучения рубежный контроль не проходят.
Рубежному контролю подлежат все дисциплины учебного плана семестра за исключением дисциплин, относящихся к дополнительным видам подготовки.
Рубежный контроль проводится один раз в семестр по каждой дисциплине после изучения 50% учебного материала дисциплины, запланированного на семестр.
Рубежный контроль проводит преподаватель, заранее объявив о его дате и форме (как правило, на последнем учебном занятии перед рубежным контролем).
Рубежный контроль проводится в рамках лекционных и семинарских часов, отведенных на изучение дисциплины.
Студентам, не участвующим в рубежном контроле по уважительным причинам, сроки аттестации могут быть продлены.
Рубежный контроль может быть проведен в следующих формах:
Результаты рубежного контроля фиксируются в Ведомости балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы студентов, по результатам прохождения рубежного контроля студенту начисляются баллы балльно-рейтинговой системы.
В случае неаттестации студента по результатам рубежного контроля, баллы балльно-рейтинговой системы не начисляются (ставится 0).
Студенту может быть предоставлена возможность переаттестации рубежного контроля по дисциплине с выполнением дополнительного задания, определяемого преподавателем.
При переаттестации рубежного контроля баллы балльно-рейтинговой системы указываются в соответствующей колонке Ведомости БРС через «/».
Студенты, не аттестованные в установленные сроки в рамках рубежного контроля, не допускаются к промежуточной аттестации по дисциплине.
Тест минимальной компетентности (ТМК)
ТМК является формой проведения текущего контроля знаний, в том числе рубежного контроля.
Задачей проведение ТМК является установление уровня усвоения материала дисциплины, овладения основными понятиями, освоения компетенций по дисциплине.
ТМК может быть создан на основе глоссария, представленного в учебно-методическом комплексе (УМК) по дисциплине.
Формами проведения ТМК могут быть:
Требования к успеваемости по УМК определяются преподавателем и доводятся для сведения студентов на начала проведения теста.
Оренбургский государственный университет
от 06.06.2017 № 35-д, с изменениями № 1 от 21.07.2021, № 2 от 01.10.2021
1.1 (В ред. изм. № 1 от 21.07.2021.) Настоящее Положение разработано на основании:
1.3 Структура, последовательность и количество этапов текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов университета регламентируются учебным планом, графиком учебного процесса, рабочей программой учебной дисциплины.
1.4 Текущий, рубежный контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются составной частью системы оценивания качества подготовки студентов в университете.
1.5 Данные о результатах контроля успеваемости служат основой для оперативной коррекции образовательной деятельности, прогнозирования результатов промежуточной аттестации в соответствии с положениями о:
1.6 На первом учебном занятии студенты должны быть ознакомлены с содержанием рабочей программы дисциплины (модуля), планируемыми результатами обучения по учебной дисциплине и процедурами их оценивания.
1.7 Оценочные средства текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации по уровню сложности и форме предъявления разрабатываются педагогическим работником из числа профессорско-преподавательского состава (далее — педагогический работник) согласно Положению о формировании фонда оценочных средств.
1.8 Предпочтительными являются оценочные средства, допускающие использование компьютерных технологий проведения контрольного мероприятия и обработки его результатов.
1.9 Во время проведения текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации студенты имеют право использовать справочный материал, приведенный в рабочей программе и/или фонде оценочных средств по дисциплине.
1.10 Текущий, рубежный контроль успеваемости и промежуточная аттестация для студентов с ограниченными возможностями здоровья проводятся в соответствии с Положением об организации образовательного процесса для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1.11 По результатам текущего, рубежного контроля успеваемости и промежуточной аттестации студент имеет право на получение разъяснений допущенных им ошибок.
2 Текущий контроль успеваемости
2.1 Целью текущего контроля успеваемости служит постоянное и индивидуальное оценивание хода освоения дисциплин студентами, их стимулирование к демонстрации своих учебных/научных достижений, совершенствование методик проведения учебных занятий.
2.2 Текущий контроль успеваемости проводится в пределах аудиторного времени, отведённого на соответствующую учебную дисциплину.
2.3 Текущий контроль успеваемости включает фактическую оценку:
Уровень сложности и форма предъявления оценочных средств для текущего контроля успеваемости зафиксированы в рабочей программе дисциплины согласно Положению о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы высшего образования, а требования к их структуре, содержанию и оформлению в Положении о формировании фонда оценочных средств.
Текущий контроль успеваемости предполагает реализацию следующих принципов оценивания:
2.4 Составной частью текущего контроля успеваемости является контроль посещаемости студентом всех видов учебных занятий.
3 Рубежный контроль успеваемости
3.1 Целью рубежного контроля успеваемости служит периодическое обобщение и оценка индивидуальных результатов текущей успеваемости студентов очной формы обучения педагогическим работником, ведущим учебное занятие.
Рубежный контроль проводится в рамках лекционных, семинарских/практических или лабораторных часов, отведенных на изучение учебной дисциплины, или в дополнительное время по согласованию с учебно-методическим управлением.
Оценка успеваемости при рубежном контроле основывается на усредненном показателе текущей успеваемости конкретного студента по данной учебной дисциплине и выставляется согласно системе оценок:
На рубежном контроле успеваемости студент при желании имеет возможность повысить текущую оценку за счет демонстрации индивидуальных учебных/научных достижений согласно подразделу 2.3.
3.2 В каждом семестре проводятся два рубежных контроля успеваемости на восьмой и четырнадцатой учебной неделе.
Обобщение и оценка индивидуальных результатов текущей успеваемости студентов выпускных курсов в весеннем семестре проводится педагогическим работником один раз на шестой учебной неделе.
Сведения по итогам обобщения и оценки индивидуальных результатов текущей успеваемости выпускников педагогический работник представляет на восьмой учебной неделе.
Результаты рубежного контроля успеваемости и сведений о посещаемости студентами учебных занятий фиксируются педагогическим работником с использованием программной системы «Личный кабинет преподавателя» информационно-аналитической системы Оренбургского государственного университета (далее — ИАС ОГУ).
Итоги рубежного контроля успеваемости фиксируются в соответствии с Регламентом работы подразделений университета с программной системой «Ведение модульной и семестровой успеваемости студентов» подсистемы ИАС ОГУ «Деканат» (приложение 1).
3.3 Результаты рубежного контроля рассматриваются на деканском совещании, на совещаниях уполномоченных по качеству от факультетов и институтов, на заседаниях научно-методического совета университета с целью:
3.4 Студенты, получившие оценки «неудовлетворительно», «не аттестован» или «незачет», по факту предоставления письменного объяснения причины/причин проходят рубежный контроль успеваемости в сроки, установленные деканатом факультета/учебной частью института по согласованию с заведующим кафедрой, за которой закреплена дисциплина.
В этом случае изменения результатов рубежного контроля успеваемости в ИАС ОГУ вносятся начальником учебно-методического управления на основании служебной записки декана факультета/директора института с указанием причины переноса срока рубежного контроля студенту и результатов рубежного контроля его успеваемости.
4 Промежуточная аттестация
4.1 Целью промежуточной аттестации является оценка качества освоения студентами образовательных программ, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по итогам семестра и завершению отдельных этапов обучения.
4.2 Промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом по направлениям подготовки/специальностям, в строгом соответствии с утвержденными рабочими программами дисциплины (модуля), программами практик и настоящим Положением.
Промежуточная аттестация может проводиться в форме:
4.3 По результатам промежуточной аттестации студенту выставляется оценка, которая может быть дифференцированной, отражающей степень освоения учебного материала и/или достижения научных результатов, либо недифференцированной, отражающей только факт прохождения аттестации.
Оценки проставляются в зачетную книжку студента и аттестационную ведомость (приложение 2).
Система оценок успеваемости студента на промежуточной аттестации:
Основой для определения оценки служит уровень освоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой дисциплины (модуля).
Деканат факультета/учебная часть института в первый день зачетной недели педагогическим работникам, ведущим учебные дисциплины, предоставляет списки студентов, имеющих положительные оценки за два рубежных контроля текущего семестра и посещаемость учебной дисциплины не менее 70 %.
Педагогическим работником, ведущим учебную дисциплину, на основании указанных списков, а также с учетом результативности работы студента в период между вторым рубежным контролем и началом экзаменационной сессии, может быть принято решение о признании студента освоившим отдельную часть или весь объем учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) по итогам семестра и проставлении в зачетную книжку студента:
Студент, не выполнивший минимальный объем учебной работы по дисциплине, не допускается деканатом факультета/учебной частью института к сдаче зачета или экзамена, а в аттестационной ведомости указывается «не допущен».
Оценка «неудовлетворительно» или «незачет» в зачетную книжку студентов не проставляются.
При отсутствии студента на экзамене или зачете педагогический работник проставляет «неявка».
Студент по желанию может сдавать экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам с последующей записью результатов сдачи в ведомость, зачетную книжку и в приложение к диплому согласно Порядку формирования факультативных и элективных дисциплин (модулей).
Студенту, который не сдавал экзамены и зачеты по факультативным дисциплинам, в аттестационной ведомости указывается «не изучал».
4.4 (В ред. изм. № 1 от 21.07.2021.) Зачеты сдаются в последнюю неделю семестра в часы практических занятий, лабораторных работ и консультаций или в свободную от занятий неделю семестра (зачетную), предусмотренную графиком учебного процесса.
Проведение промежуточной аттестации (прием зачетов) по итогам практик осуществляется в соответствии с Положением о практической подготовке обучающихся на последней неделе практики или на ближайшей сессии (для обучающихся в заочной форме обучения).
4.5 Экзамены сдаются в периоды экзаменационных (лабораторно-экзаменационных) сессий в соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса.
Студенты по заочной форме обучения сдают зачеты и экзамены в период лабораторно-экзаменационной сессии.
По дисциплинам, изучаемым в течение двух и более семестров, итоговой является оценка, полученная на последнем экзамене. Педагогический работник имеет право выставлять итоговую оценку в аттестационную ведомость и зачетную книжку с учетом успеваемости студента по дисциплине в предыдущих семестрах.
Оценка по результатам промежуточной аттестации должна учитывать результаты рубежного контроля успеваемости.
4.6 (В ред. изм. № 1 от 21.07.2021.) Студенту, который не сдал зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, удостоверенной медицинским документом, или по другим уважительным причинам, имеющим соответствующее документальное подтверждение, деканатом факультета/учебной частью института устанавливаются индивидуальные сроки сдачи зачетов и экзаменов.
Продление экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии для указанных студентов оформляется распоряжением декана факультета/директора института.
Студентам очно-заочной и заочной форм обучения, выполнившим установленные программами дисциплин работы в семестре, до начала экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии деканатом факультета/учебной частью института выдаются справки-вызовы.
Выдача справок-вызовов и явка студентов очно-заочного и заочного обучения на экзамены подлежит строгому учету.
4.7 Экзамены проводятся строго в соответствии с расписанием, составленным учебно-методическим управлением университета.
Расписание экзаменов доводится до сведения педагогических работников и студентов не позднее чем за две недели до начала экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии (информация размещается в личном кабинете преподавателя и студента, на официальном сайте университета в разделе «Расписание»).
4.8 Промежуточная аттестация может проводиться как в устной, так и в письменной форме.
Уровень сложности и форма предъявления оценочных средств для промежуточной аттестации зафиксированы в рабочей программе дисциплины, согласно Положению о рабочей программе дисциплины (модуля) образовательной программы высшего образования, а требования к их структуре, содержанию и оформлению в Положении о формировании фонда оценочных средств.
Экзамены проводятся по билетам, подписанным составителем билетов и утвержденным заведующим кафедрой, или тестовым заданиям, утвержденным в установленном порядке.
Педагогическому работнику предоставляется право задавать студентам дополнительные вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать для решения задачи и примеры, связанные с курсом. Для проведения экзаменов и зачетов могут использоваться технические средства.
Во время проведения экзаменов в аудитории должны находиться: рабочая программа дисциплины (модуля), аттестационная ведомость, утвержденные заведующим кафедрой билеты.
При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, а в необходимых случаях, определяемых кафедрами, и выполненные работы. Студенты по заочной обучения форме кроме этого должны иметь при себе проверенные контрольные работы, которые после сдачи экзамена передаются на хранение на кафедру, за которой закреплена дисциплина.
В случае невозможности приема экзамена лектором данного потока (группы) заведующим кафедрой из числа педагогических работников кафедры назначается педагогический работник, компетентный в данной дисциплине (модулю).
Назначение другого педагогического работника для проведения экзамена оформляется служебной запиской на имя начальника учебно-методического управления, копия которой предоставляется декану факультета/директору института.
Присутствие на экзаменах или зачетах посторонних лиц, за исключением лиц, имеющих право осуществлять контроль за проведением экзаменов и зачетов, без разрешения проректора по учебной работе или декана факультета/директора института не допускается.
Во время экзамена и зачета студенты обязаны соблюдать установленные университетом правила поведения и выполнения экзаменационных заданий. При нарушении правил студент удаляется с экзамена или зачета и считается не сдавшим экзамен или зачет.
4.9 (В ред. изм. № 2 от 01.10.2021.) Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким дисциплинам (модулям), практике образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
Университетом для обучающихся, имеющих академическую задолженность, устанавливаются сроки повторной промежуточной аттестации по каждой дисциплине (модулю), практике в пределах установленного в университете срока ликвидации академической задолженности.
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности:
В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
Графики ликвидации задолженностей подготавливаются заведующими кафедрами, за которыми закреплена соответствующая дисциплина (модуль), практика, и размещаются на официальном сайте университета в сети Интернет www.osu.ru, а также на информационных стендах деканата факультета (учебной части института), в состав которого входит соответствующая кафедра.
Обучающийся, имеющий академическую задолженность и намеренный ее ликвидировать, обязан обратиться в деканат факультета (учебную часть института) за получением аттестационного листа.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся на следующий курс условно.
Если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз (далее — первая повторная промежуточная аттестация), ему предоставляется возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз (далее — вторая повторная промежуточная аттестация) с проведением указанной аттестации комиссией, созданной распоряжением декана факультета (директора института), за которым закреплена учебная группа обучающегося.
Допускается проведение первой повторной промежуточной аттестации комиссией на основании распорядительного документа.
Состав комиссии для проведения повторной промежуточной аттестации, включая ее председателя, утверждается распорядительным документом в количестве не менее трех человек.
В состав комиссии могут входить:
Проведение первой повторной промежуточной аттестации и (или) второй повторной промежуточной аттестации возможно в период каникул. В этом случае устанавливается несколько сроков для проведения соответствующей повторной промежуточной аттестации как в период каникул, так и в период реализации дисциплин (модулей).
Повторная промежуточная аттестация не может проводиться в период проведения практики, а также в период проведения промежуточной аттестации, за исключением периода проведения промежуточной аттестации при реализации образовательной программы в заочной форме обучения.
Время проведения повторной промежуточной аттестации не должно совпадать со временем проведения учебных занятий в форме контактной работы.
Обучающиеся, не согласные с результатами промежуточной аттестации (в том числе и повторной промежуточной аттестации), в течение двух рабочих дней после дня объявления результатов могут подать апелляцию заведующему кафедрой, за которой закреплена соответствующая дисциплина (модуль), практика.
Заведующий кафедрой организует апелляционную комиссию из педагогических работников структурного подразделения, которая, руководствуясь действующим законодательством в сфере образования и локальными нормативными актами университета, рассматривает апелляцию и вправе, при необходимости, повторно провести промежуточную аттестацию обучающегося, подавшего апелляцию.
Апелляция на повторное проведение промежуточной аттестации обучающегося, подавшего апелляцию, не принимается.
Педагогическим работникам, относящимся к профессорско-преподавательскому составу, проводящим промежуточную аттестацию, рекомендуется сохранять записи обучающихся по итогам экзамена или зачета не менее двух рабочих дней после объявления обучающимся результатов промежуточной аттестации в целях подтверждения или исправления результатов промежуточной аттестации.
4.10 Ведение документации экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии возлагается на деканат факультета / учебную часть института.
Основными документами о результатах сдачи экзаменов и зачетов являются:
Аттестационные ведомости для проставления результатов зачетов кафедры получают в деканате факультета / в учебной части института за неделю до начала сессии.
После проставления результатов зачетов аттестационные ведомости возвращаются в деканат факультета / в учебную часть института не позднее последнего дня зачетной недели семестра.
Аттестационные ведомости для проставления результатов экзамена кафедры получают в деканате факультета / в учебной части института в предшествующий экзамену рабочий день.
Заполненные аттестационные ведомости педагогические работники сдает в деканат факультета / в учебную часть института лично в день экзамена или не позднее 12 часов следующего после проведения экзамена дня.
Аттестационные ведомости, как и аттестационные листы, подшиваются в папки по группам и семестрам и хранятся в деканате факультета/в учебной части института как документы строгой отчетности.
Аттестационный лист используется взамен аттестационной ведомости в случае сдачи студентом экзамена или зачета вне срока.
Аттестационный лист выдается студенту на руки. Педагогический работник возвращает аттестационный лист в деканат факультета / в учебную часть института лично в день экзамена (зачета) или не позднее 12 часов следующего после проведения экзамена (зачета) дня.
В зачетную книжку обязательно заносятся результаты всех промежуточных аттестаций (экзамены и зачеты), а также результаты сдачи государственных экзаменов и защиты выпускных квалификационных работ за подписями лиц, проводящих испытания. Все записи в зачетной книжке производятся обязательно шариковой (не гелевой) ручкой синего или фиолетового цвета, все исправления должны быть точно оговорены за подписью лиц, вносящих исправления.
Учебная карточка студента хранится в деканате факультета / в учебной части института как документ строгой отчетности. После окончания экзаменационной сессии все оценки из аттестационных ведомостей и аттестационных листов заносятся в учебную карточку студента работником деканата факультета/учебной части института. Исправления в учебной карточке должны быть оговорены и заверены подписью декана факультета / директора института.
Для оперативной работы со студентами (контроль за успеваемостью, выдача аттестационных листов, назначение стипендии, перевод на следующий курс и т. д.) в деканате факультета/в учебной части института ведется сводная ведомость учета успеваемости. Сводные ведомости заполняются заместителем декана факультета / директора института по единой форме.
Итоги сессии фиксируются в соответствии с Регламентом работы подразделений университета с программной системой «Ведение модульной и семестровой успеваемости студентов» подсистемы ИАС ОГУ «Деканат» (приложение 1).
4.11 После завершения промежуточной аттестации студентов по дисциплине ведущий педагогический работник анализирует результаты образовательного процесса, выделяет как положительные, так и отрицательные факторы и готовит отчет для рассмотрения на заседании кафедры и методической комиссии по направлению подготовки, специальности.
Уполномоченные по качеству от факультетов и институтов в течение недели после завершения экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии проводят анализ результатов и передают отчет об итогах экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии в учебно-методическое управление.
Учебно-методическое управление в течение двух недель после завершения экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии готовит сводный анализ результатов и представляет отчет об итогах сессии проректору по учебной работе.
Итоги экзаменационной (лабораторно-экзаменационной) сессии рассматриваются на заседаниях кафедры, методической комиссии по направлению подготовки, специальности, ученого совета факультета/института, ученого совета университета. По итогам заседаний вырабатываются предложения по совершенствованию образовательного процесса и повышению качества подготовки студентов.