что такое рпц в религии расшифровка
Русская Православная Церковь: история, органы управления
Русская Православная Церковь — самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.
Русская Православная Церковь: история
Русская Православная Церковь: устройство и управление
Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:
Патриарх
Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.
Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)
В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.
Список митрополий Русской Православной Церкви:
Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия
Что такое рпц в религии расшифровка
радиолокатор подсвета цели
радиолокатор подсветки целей
Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Республиканский перинатальный центр
ОАО «Республиканский процессинговый центр»
Региональная партия центра
Санкт-Петербургское отделение объединения «Яблоко»
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Русская православная церковь
Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.
Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.
районный подростковый центр
например: РПЦ «Пушкинец», Санкт-Петербург
Русская пиратская церковь
религия РПЦ придерживается идей копимизма
Ресурсный правозащитный центр
Региональный поисковый центр
Полезное
Смотреть что такое «РПЦ» в других словарях:
РПЦ — РПЦ, см. Русская православная церковь (см. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ) … Энциклопедический словарь
РПЦ МП — Русская православная церковь Московского патриархата Москва, религ. РПЦ МП Русская пастафарианская церковь макаронного патриархата религиозная группа http://rpcmp.ru/ религ., РФ Источник: http://ari.ru/news/16f6e06a7 … Словарь сокращений и аббревиатур
РПЦ — нескл. ж. Русская православная церковь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
РПЦ — абревіатура Російська православна церква незмінювана словникова одиниця … Орфографічний словник української мови
РПЦ — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва … Википедия
РПЦ МП — Данная статья о современной Русской Православной Церкви (Московском Патриархате). Запрос «РПЦ» перенаправляется сюда. Для других расшифровок см. РПЦ (значения) Вид на резиденцию Святейшего Патриарха и Священного Синода. Данилов монастырь, Москва … Википедия
РПЦ — радиолокатор подсветки целей радиопеленгаторный центр расширяющийся портланд цемент Российская православная церковь Русская Православная церковь … Словарь сокращений русского языка
РПЦ (значения) — РПЦ: Радиолокатор подсвета цели зенитно ракетный комплекс дальнего радиуса действия Региональная партия Центра политическая партия, возникшая в Санкт Петербурге в 1992 году и в 1995 году вошедшая в партию Яблоко в качестве петербургского… … Википедия
РПЦ отмечает праздник в честь Казанской иконы Божией Матери — По православному календарю 4 ноября празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году). В 1579 году большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Поместный собор РПЦ 2009 — Открытие Поместного собора Поместный собор Русской православной церкви (2009) шестой в истории Русской православной церкви Поместный Собор во втором патриаршем периоде (с 1917 года), который прошёл 27 28 января 2009 года в московском храме… … Википедия
Русская Православная Церковь: вчера и сегодня
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Расшифровка аббревиатуры
Под ней скрывается официальное название – «Русская Православная Церковь».
Сама же практика сокращенного написания (и произнесения) названий появилась с начала XX в.У нас она особенно распространилась во время революционных событий, когда новые власти стремились «сбросить с корабля истории» все, что было связано с Российской империей, вплоть до создания новых слов, означающих наступление другой эпохи.
Что же до «РПЦ», то это сочетание букв не просто не является официальным именованием религиозной организации – постоянное употребление подобного «слова» может попросту внести путаницу.
Вот почему христиане предпочитают все же полное именование. А вот сокращенное «РПЦ» довольно часто употребляют противники, критики Церкви, как наименование, приравнивающее ее к прочим «организациям», будь то учреждение или предприятие. Между тем, это вовсе не так даже со стороны чисто человеческой, как обыкновенно смотрят на Церковь атеисты.
Год провозглашения автокефалии
Прежде всего, сейчас, видимо, нет «организации» более солидного возраста:
Особенности
Хотя для России православие – ведущая конфессия, из современных христиан мира православных – меньше всего, 220 млн. на фоне более миллиарда католиков, почти 900 млн. протестантов. Какова же специфика именно Православной Церкви?
Вероучения
Православные сохраняют догматы, принятые на Семи Вселенских Соборах с V по конец VIII в. – в отличие от католиков, принявших дополнение к Символу Веры об исхождении Святого Духа «и от Сына», а также некоторые другие не принятые Соборами догматы (например, о чистилище, Непорочном Зачатии). Это значит, что Православная Церковь хранит неповрежденной святоотеческую традицию, духовный опыт святых первых веков, их знание о Боге.
Второй Вселенский собор. Дионисий. Ферапонтов монастырь, собор Рождества Богородицы
Календарные
Русская Церковь строит богослужебную жизнь на основе так называемого Юлианского календаря. От введенного у католиков с XVI в. Григорианского (по имени проведшего реформу Папы Римского) календарь Церкви отстает сейчас на 13 дней. Попытка перейти на григорианский «стиль» была сделана в 1920-е гг., однако полнота Церкви ее не приняла, таким образом, календарь остался прежним.
Вместе с Русской Церковью юлианский календарь принимают сейчас Грузинская, Иерусалимская, Сербская, Польская Церкви, а также св. гора Афон. Его также держатся католики так называемого «восточного обряда» («греко-католики»), некоторые протестантские деноминации.
Монастырь Самтавро. Грузия, Мцхета, основан в 11 веке
Литургические
Они хорошо видны всякому, входящему в православный храм, резко отличая его от католического костела, лютеранской кирхи, молитвенного дома, например, баптистов или меннонитов.
Лютеранский храм в республике Словакия. Евангелическая церковь в городе Жилина (Evanjelický kostol v Žiline).1934-1936гг.,арх.Милан Михал Харминц
В устройстве храма
Русские церкви сейчас обычно имеют иконостас – особую алтарную преграду, составленную из образов Бога, святых, тогда как у католиков, лютеран самое священное место храма доступно для взора.
Кроме того, православный храм, как правило, скромно украшен со стороны фасада, но поражает богатством внутреннего убранства. А вот выглядящие аскетично внутри католические костелы, как правило, имеют обильный декор снаружи. Современные культурологи иногда говорят, что это связано с глубинными установками восточных и западных христиан: первые стремятся, прежде всего, работать над собственной душой, вторые – ориентированы на миссионерство, распространение веры.
Фото Собора Парижской Богоматери. Ночь в Париже, Франция
Наконец, важная особенность православной церкви – отсутствие скамей, привычных католику или протестанту. Присесть во время службы можно, но лишь по телесной немощи.
Предстояние же Богу – на то и предстояние, что не совершается сидя.
Богослужение
У православных оно – более продолжительно, чем у других конфессий. Впрочем, богослужебный Устав сейчас сполна не соблюдается – согласно ему, только всенощная должна продолжаться около 8 часов, литургия – около 3. Ныне же длительность бдения – не более 2-3 ч., литургии – полутора часов.
Еще одна важная особенность – то, что за службой не принято использовать какие бы то ни было музыкальные инструменты, возможно лишь пение а-капелла. Само же оно не предполагает, подобно католическим, протестантским гимнам, воздействия на эмоции человека, без того измученного мирскими бурями, но наоборот – утишает его дух, помогает сосредоточиться на молитве. Известен также принцип так называемой «строки», то есть ровного, безэмоционального чтения, пения, отрешающего от мира.
Другие
Еще одна особенность православия – его неподверженность ни «духу времени», ни политической конъюнктуре. Ему чужды попытки «подстроиться» под человека – напротив, это он, верующий, ищет Истину, явленную людям более 2000 лет назад, Христос же «вчера, сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Поэтому, в отличие от католиков, Русская Церковь принципиально никогда не участвовала в политической борьбе, не вставала на сторону каких-либо партий или иных политических сил. Именно это давало ей возможность около 1000 лет оставаться духовным лидером страны, к голосу которого прислушивались.
Первые русские святые, сколько всего
Прославленные угодники Божии появляются уже с первых десятилетий по принятии Русью христианства. К их числу относятся:
Всего же с именем «равноапостольных» прославлено только 6 угодников Божиих.
Среди святых более раннего времени:
История
Она насчитывает более 1000 лет – с X в. по XXI вв. Можно выделить следующие этапы жизни Церкви:
До 1917 года
Это самый большой период истории, который насчитывает почти 1000 лет – от появления первых христианских общин на Русской земле до серьезного духовного кризиса начала XX в. Это время дало множество подвижников, духовные взлеты, но также – трагедии расколов, разделений, вражеских атак на православие, без которых никогда не обходится жизнь христианина.
До и после Крещения
Считается, что с христианством славяне могли познакомиться, возможно, даже в Апостольский век, ведь тогда их племена жили на территории Европы.
Апостольская проповедь?
Русские летописцы приводят предание, согласно которому на будущей территории Руси еще в I в. проповедовал Апостол Андрей Первозванный. По словам прп. Нестора, автора «Повести временных лет», он дошел до места, где позже будет Киев, водрузил здесь крест, предрек, что на этой земле просияет истинная вера. А потом отправился на север, к землям будущего Новгорода.
Апостол Андрей Первозванный, икона XVI века.
Хотя многие историки ставят под сомнение историческую достоверность «легенды об ап. Андрее», к тому же она прямо не подтверждается документами, сведения церковных историков первых веков, данные археологии свидетельствуют:
Итак, на будущей территории России издревле действовали христианские общины, подвизались иноки.
Почаевская Успенская Лавра. В пещерке св. прп. Иова
Первые христиане из славян
Были ли среди подвижников Крыма, Скифии славяне? Вполне возможно. Видимо, немало было последователей Христа даже среди «мирских людей». Некоторые из них даже вошли в историю.
«Фотиево Крещение»
Под таким названием известно первое более или менее массовое Крещение восточных славян – наших предков, во 2 пол. IX в. Оно поименовано так по имени Патриарха Константинопольского, при котором дружины славянских князей Аскольда и Дира, сами князья, приняли Крещение. Случилось же это после их безуспешной атаки на Константинополь около 860 г., когда, по погружении в воды Босфора Ризы Богородицы внезапная буря разметала корабли славян. Считается, что именно тогда на Руси появляются первые христианские общины. Но было их немного.
От Ольги до Владимира
Около 957 г. крестилась Ольга – вдова князя Игоря, мать воителя Святослава. Но новая попытка Крещения страны не смогла состояться – слишком сильным было сопротивление язычников, дошедшее даже до мятежа. Категорически отказывался креститься даже родной сын княгини, Святослав. Но, как показало время, Ольге удалось заронить семя веры в сердца своих внуков – Олега, Ярополка, Владимира.
Древняя Русь. Княгиня Ольга. Успение. Художник Сергей Николаевич Ерошкин, XXI век
Какое-то время казалось, что ростки правды заглушены терниями мира сего, так что останутся без плода: после гибели Святослава братья начали усобицу. Победил Владимир, заявлявший себя как ярого сторонника язычества. Однако уже в 986 г. происходит поворот: под этим годом летопись сообщает, что князь решил креститься вместе с дружиной. До сих пор точно не известно, что подвигло его на столь серьезный шаг. Понятно лишь:
«Первые христианские мученики при Святом Владимире»Картина Павла Сорокина. 1852, 1852г. Холст, масло. Размер: 179,5 x 225 см. Третьяковская галерея
Достоверно известно лишь, что в 988 г. князь принял веру в Херсонесе, месте подвигов многих угодников Божиих. Двухлетнее ожидание было вызвано опасениями князя, что Византия усилит свое влияние на Руси – так что он ждал благоприятного политического момента, чтобы креститься на своих условиях.
Молодая Церковь
Известно, что церковная организация появилась на Руси при Владимире, когда на Русь был назначен митрополит. А вот о том, был ли он из Константинополя, есть мнения самые разные:
Много неясностей также по вопросу духовной жизни юной Русской Церкви первых веков христианства.
Такой противоречивой страной духовных контрастов, сочетавшей грубое язычество со взлетами духа, была Русь c ередины XIII в., когда Церкви вместе со страной предстояло пережить серьезнейшее испытание.
Монгольское иго
К Крещению русичей миновала эпоха Вселенских Соборов, когда Церковь сотрясали еретические движения. Русь приняла христианство как уже сложившееся вероучение, можно сказать, «в готовом виде». Но, как не раз сокрушались летописцы, не смогла оценить великого дара Божия – наряду с великими подвижниками, чьи молитвы хранили эту землю, были среди христиан полуязычники, грешники, поддававшиеся искушению властью.
Картина «Князь Михаил Всеволодович перед ставкой Батыя», художник Василий Смирнов (1858–1890)
Особенно гибельны были для страны усобицы, непрерывно с конца XI в., сотрясавшие вроде бы христианский княжеский род правителей страны. Они стали причиной сначала развала Руси на самостоятельные княжества, а потом – конечной гибели многих из них под ударами попущенного Богом врага – монголов.
Настало время скорби для всех, включая Церковь.
Один из первых документов о духовных последствиях походов Батыя (1237, 1240 гг.) – так называемое «Правило митрополита Кирилла», принятое Поместным Собором во Владимире 1274 г. Отцы Собора с тревогой говорят:
Документы свидетельствуют: русские митрополиты тех лет практически не жили в разоренном Киеве, да и во Владимире, новой русской столице, тоже. Владыки неустанно объезжали страну, буквально «в ручном режиме» пытаясь хоть как-то наладить богослужение, духовную жизнь, продержать ее «на плаву» до того времени, когда, по слову блгв. князя Александра Невского «Орда переменится».
Блгв. кн. Александр Невский
Духовное возрождение
Постепенно Русь залечивала духовные раны. А XIV в. дал Церкви множество подвижников, среди которых первый – «игумен всея Руси» прп. Сергий Радонежский. Только его ученики основали 70 иноческих обителей, а сколько было основано учениками учеников, то есть духовными внуками, правнуками святого!
Хотя она не смогла покончить с ненавистным господством врагов, монголы существенно снизили давление на страну – хотя сама зависимость от них продолжалась еще ровно 100 лет. Между тем, предстояли новые испытания.
Илья Глазунов. Канун. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской перед Куликовской битвой. Из цикла «Поле Куликово». Вариант-повторение. 2004
Уния и Русская Церковь
Пока Русь мучительно переживала монгольское нашествие, последовавшие духовные нестроения, пыталась найти силы выстоять, ситуацию в Византии, откуда русичи получили христианство, оказалась катастрофической.
В 1439 г., желая заручиться поддержкой самой большой митрополии, Русской, греки поставили архиереем ярого сторонника унии Исидора. Именно он подписал документ об унии 5 июля 1439 г. во Флоренции. А после – сослужил Римскому Папе, получил сан кардинала. Исидор был совершенно уверен: Русская Церковь – всего 6 епархий! – безропотно примет новую ситуацию. Совершенно неожиданно дело обернулось иным образом:
Живущая в условиях монгольского господства, представляющая собой лишь шесть епархий, Русская Церковь противостала Флорентийскому собору из 11 кардиналов, 150 епископов, представлявших, как они считали, весь христианский мир. Но именно благодаря этому «малому стаду» учеников Спасителя православная вера тогда сохранилась: лишь через 3 года унию публично отвергли восточные Патриархи.
Полнота Константинопольской Церкви с унией тоже не согласилась – но то было тоже через несколько лет бестрепетного стояния в вере шести русских владык…
Именно здесь – корни идеи о «Москве – Третьем Риме», последнем на земле православном царстве.
Разделение на митрополии
С установлением на Руси монгольского господства ее юго-западная часть со временем оказалась захваченной новым государственным образованием у границ бывшей Киевской державы: Великим княжеством Литовским. Еще с конца XIII в. его правители не раз пытались добиться от Константинополя поставления собственного митрополита, тем более что Киев – кафедральный город – также был частью Литвы.
Однако успехом они увенчались лишь после того, как Константинопольский Патриарх-униат Григорий Мамма (после падения Константинополя 1453 г. живший в Риме!) в 1458 г. рукоположил Киевским митрополитом сподвижника униата Исидора, Григория Балабана. Понятно, что признание такого «митрополита» для Русской Церкви оказалось неприемлемым.
Оно не было преодолено даже после того, как оказалось, что уния не признается абсолютным большинством верующих. Впоследствии Киевская митрополия вернулась к православию, но разделение не было преодолено до конца XVII в.
Титул главы РПЦ до 1589 года
В первые столетия по Крещении он звучал как «митрополит Киевский». Хотя впоследствии этот город был разорен монголами, а затем – стал частью Великого княжества Литовского, русский Владыка продолжал именоваться «Киевским и всея Руси». Последним предстоятелем с этим титулом суждено было стать свт. Ионе – именно при нем, уже спустя 10 лет после автокефалии, Русская митрополия разделилась на Киевскую и Московскую. С тех пор вплоть до учреждения Патриаршества, предстоятель Русской Церкви именовался «митрополитом Московским и всея Руси».
Ереси
Русская Церковь, принявшая христианство уже как устоявшуюся религию с догматами, установленными Вселенскими Соборами, практически не знала серьезных еретических движений, а те, что появлялись, приходили, как правило, извне:
Но наиболее опасным движением оказалась так называемая «ересь жидовствующих», появившаяся в Новгороде с XV в. Само ее название, содержавшее понятие «жидовства», не имело тогда негативного звучания, означая просто «иудейство». Учение, появившееся среди новгородцев благодаря некоему Схарии, отрицало Божество Христа, все таинства, иерархию Церкви. Современный церковный историк В.Я.Петрушко даже считает определение движения как еретического неправильным: по сути, оно представляло собой не искажение христианства, как другие ереси, а просто учение иудаизма, то есть вообще другую религию.
Преодолеть последствия духовного влияния «жидовствующих» удалось только благодаря бескомпромиссной позиции свт. Геннадия Новгородского, прп. Иосифа Волоцкого, автора полемической книги «Просветитель».
16 век: Соборы и опричнина
К началу XVI в. можно говорить о появлении так называемой «Святой Руси», где православие определяет всю жизнь абсолютного большинства населения. Вместе с тем, духовный подъем XIV в. давно остался позади, и, кроме последствий ересей, Церковь подвержена различным «нестроениям»: это нарушения богослужебного устава, недостаточная образованность священников, к тому же – все еще остающиеся в сознании многих верующих языческие пережитки.
Однако, кропотливая работа по налаживанию духовной жизни осложнилась после введения Иваном IV так называемой опричнины (1565-1572 гг.). Одержимый идеей наказать «непокорных» бояр, царь разделил страну на две части, опричнину («удел» самого государя) и земщину. Начались репрессии, казни, не одних бояр, но также простых людей, как было во время разорительного похода опричников на Новгород. Против беззаконий возвысил голос митрополит Филипп (Колычев), в миру бывший боярином, с детства знавший царя.
Прямо во время службы в Успенском соборе он во всеуслышание сказал царю, пытавшемуся подойти под архиерейское благословение:
Противостояние со светской властью закончилось судом, отрешением Владыки от кафедры. Позже святитель был убит главой опричного войска Малютой Скуратовым.
Смута
За правлением Ивана IV – кровавым, жестоким, сопровождавшимся военными поражениями, последовало прерывание династии Рюриковичей, затем более чем десятилетний кризис, именуемый историками Смутой:
Казалось, вот-вот падет последний «бастион» сопротивления хаосу, безбожию – вера. У части боярства уже появилась идея передать престол сыну польского короля, католику Владиславу. Шли переговоры, тем временем в Москве уже разместились польские войска.
Историки до сих пор не могут дать ответа, каким образом происходящее было остановлено… по сути, одним человеком, уже престарелым Патриархом Русской Церкви, Ермогеном. Он твердо потребовал от будущего «царя» прежде принять православие. И рассылал грамоты во все концы России, призывая стоять за веру.
Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси
Когда же польские военачальники потребовали от него повелеть ополчению, пришедшему освобождать столицу, отступить, священномученик бестрепетно ответил:
И благословил. Но сам до освобождения Москвы, утверждения новой династии – Романовых, не дожил, уморенный голодом.
Причина раскола в 17 веке
Следующий серьезный кризис ожидал Церковь спустя лишь несколько десятилетий после Смуты. Она серьезно пошатнула основы «Третьего Рима», «Святой Руси». Идеалы их оказались трудно совместимы с реальностью страны, где элита готова, подобно византийцам, торговать верой, а народ ввергнут в братоубийственные усобицы. К тому же растет «обмирщение» общества, влияние европейской культуры, по сути своей католической и протестантской.
Направленность этой работы неожиданно меняется с 1653 г., когда Патриархом становится бывший Новгородский митрополит Никон, решивший провести масштабную реформу богослужения:
Масштаб, резкость изменений, репрессии против всех, кто пытался возражать – все это спровоцировало отход от Церкви значительного числа верующих. С 1666 г. Поместный Собор отлучил от церковного общения всех «крестящихся двоеперстно», признав их еретиками. Решение это было отменено лишь в 1971 г., ныне Русская Церковь признает «старые» и «новые» обряды «равноспасительными».
Патриарх Никон. репродукция
Однако уврачевания раны раскола не произошло до наших дней.
«Государственная Церковь»
Резкое падение авторитета после раскола ослабило позиции Церкви – после Патриарха Никона ее все больше начинает контролировать государство. А царская власть с середины XVII в. движется к абсолютной монархии – не терпящей рядом «конкурента», духовного лидера – Патриарха.
В 1721 г. царь Петр I не только провозглашает себя императором, но также – отменяет Патриаршество. С этого времени до революционных событий начала XX в. Церковью руководит Священный Синод, куда входят архиереи наиболее значимых епархий, но который возглавляет светский, подчиненный царю чиновник.
Возможно ли сохранить веру под таким прессингом? Казалось, что нет. Однако сложная Синодальная эпоха – время, когда подвизались великие угодники Божии. Среди них:
Все это лишь немногие из сотен святых XVIII — XIX вв., просиявших на церковном небосклоне. Нет сомнений – ради них Господь долго отлагал суд над постепенно теряющей веру страной. Но к началу XX в. духовный кризис приводит к политическому – революционные события сметают сначала монархию, а затем – приводят к власти воинствующих безбожников.
Приемная старца Амвросия Оптинского в Шамордино
В годы Советской власти
Ко времени переворота октября 1917 г. Поместный Собор, работавший с августа 1917 г. уже принял решение восстановить Патриаршество.
Сам он говорил, что, получив решение о Собора о своем избрании, вспомнил свиток, данный Богом прор. Иезеккиилю, который «…исписан был внутри и снаружи, и написано на нем: «плач, и стон, и горе» (Иез. 2:10). То, что начало открытых репрессий – просто вопрос времени, было совершенно очевидно.
Иоанн Кочуров с игуменом Севастианом (Дабовичем) и епископом Тихоном (Беллавиным, будущим Патриархом). 8 ноября 1900 года. Все прославлены в лике святых
Причины гонений на Церковь в СССР
Российский атеизм имеет корни:
Но именно в России «просто» безверие к началу XX в. переросло в ненависть к религии, агрессию. Одно из лучших объяснений этого явления дает С.Л.Франк в работе
Он всем существом своим ощущает, что нужно не «просто жить», а жить для чего-то. Но именно типичный русский интеллигент думает, что «жить для чего-то» значит для соучастия в каком-то великом общем деле, которое совершенствует мир и ведет его к конечному спасению…
Для огромного большинства русских интеллигентов… вплоть до катастрофы 1917 года – вопрос: «что делать?» в этом смысле получил один, вполне определенный ответ: улучшать политические и социальные условия жизни народа, устранить тот социально-политический строй, от несовершенств которого гибнет мир, и вводить новый строй, обеспечивающий царство правды и счастия на земле и тем вносящий в жизнь истинный смысл».
Парадоксальным образом, жажда «спасения мира» привита русской интеллигенции… христианством, составлявшим духовную основу России. Вот только без настоящей веры желание «облагодетельствовать человечество» само стало «религией», земной, лишенной духовных основ – но зато фанатично отстаивавшей свои «ценности», и, конечно, не терпевшей никакой иной веры.
«Ночь будет длинная, темная-темная»
Так, говорят, пророчествовал о судьбе Русской Церкви Патриарх Тихон, пред своей кончиной. Действительно, гонения, подобно Вавилонскому плену Израильского народа, продолжались 70 лет:
К началу 2 мировой войны осталось:
Советский историк-атеист Н.М. Никольский в 1940 г. победно писал:
За годы гонений можно назвать лишь несколько периодов, когда антирелигиозный настрой власти немного, ненадолго, но все же ослаблялся:
1991—2018
Этот период обычно характеризуется как «религиозное возрождение». Якобы «вступившая, – по словам советского историка, – в полосу окончательного разложения» Церковь не оправдала надежд атеистов:
Современность: устройство и управление
Сейчас Церковь определяется как «многонациональная Поместная автокефальная Церковь, находящаяся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами».
Патриаршая резиденция в Чистом переулке. бывшая городская усадьба Офросимовых, расположенная по адресу Чистый переулок, дом 5, в районе Хамовники Центрального административного округа Москвы. Является памятником архитектуры федерального значения.
С 1943 года здесь располагаются учреждения Московской патриархии, в том числе рабочая резиденция Патриарха Московского и всея Руси, канцелярия и управление делами Московской патриархии. В 1922—1941 годах здесь проживали главы дипломатической миссии Германии в СССР.
Устав
С 1991 г. Русская Церковь имеет так называемый «Гражданский устав», положенный религиозным организациям России. Он определяет внутреннее административное устройство, систему принятия важнейших решений.
Современная его редакция относится к 1998 г., последние изменения вносились Архиерейсим Собором 2017 г.
Глава
В отличие от католиков, православие не имеет учения о «видимом главе Церкви», которым у западных христиан является Папа Римский, тогда как «невидимый Глава Церкви» – Сам Христос. В гражданском Уставе Русской Церкви слово термин «Глава Церкви» вообще не встречается, так как не относится к человеческой организации – истинным Главой, Руководителем Своих чад является Сам Господь.
С человеческой же стороны Церковь управляется:
Патриарх
Он определяется как имеющий первенство «по чести» среди епископов, имеет титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».
Патриарх Кирилл (настоящее имя Владимир Михайлович Гундяев; род. 20 ноября 1946, Ленинград, СССР) — епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009 года.
Архиерейский Собор
По Уставу, он созывается по крайней мере раз в 4 года, а также для подготовки Поместных Соборов. Его составляют все епископы. Тот же Собор является церковным судом высшей инстанции, принимая решения о лишении сана, запрещении клириков, совершивших канонические правонарушения.
Архиерейский собор 8 сентября 1943 года.
Священный Синод
Он работает между Архиерейскими Соборами, него входят Патриарх, а также 9 постоянных, 5 временных членов из числа архиереев.
Заседания и решения Синода сегодня
Чаще всего все собрания этого церковного органа власти – закрытые, решение принимается простым большинством голосов.
Синодальные учреждения
Это разного рода отделы, создаваемые по решению Синода, Архиерейского Собора. Важнейшие из них на сегодняшний день – отделы:
Поместный Собор
Это собрание иерархов, духовенства, мирян, представляющих полноту Церкви. Поместный Собор созывается «по мере необходимости». Он принимает решения по вопросам:
Структура
Сейчас она довольно сложна, включая:
Кафедральный собор Воскресения Христова в Токио
Сколько епархий и чем они отличаются от митрополий
При Патриархе Кирилле была проведена реформа управления, увеличившая количество епархий. Ранее оно примерно соответствовало количеству областей, краев страны, а некоторые епархии объединяли несколько гражданских административных единиц. Духовное окормление столь больших территорий оказывалось затруднительным, поэтому большие епархии были разделены на несколько. К концу 2018 г. их было 309. Несколько епархий (обычно 2-3) образуют митрополию, более крупное церковное объединение. К настоящему времени их более 60.
Русская зарубежная Православная Церковь
С советских времен существовал раскол между Московским Патриархатом и Русской Церковью заграницей, возникший по инициативе последней. Ему способствовали:
Раскол был уврачеван с 2007 г., когда Патриарх Алексий II с митрополитом Русской Зарубежной Церкви Лавром отслужили литургию в Храме Христа Спасителя, а затем подписали Акт о каноническом общении. Сейчас РПЦЗ находится в составе Московского Патриархата на началах самоуправления.
Разрыв отношений с другими Православными церквями
Он произошел в связи с инспирированным как властями, так политическими силами извне церковным расколом на Украине. Здесь образована так называемая «Православная церковь Украины», раскольническая структура, получившая, однако, «автокефалию» от Патриарха Константинопольского, что невозможно по церковному праву, так как Украина – каноническая территория Русской церкви. Поэтому евхаристическое общение с Константинополем было прервано. Кроме того, Русская Церковь не имеет его с некоторыми другими Церквями, признавшими ПЦУ: это Элладская, Кипрская, Александрийская.
Московская Патриархия и другие религиозные объединения в России
Церковь – самая большая религиозная организация страны. Она взаимодействует как на уровне церковного руководства, так отдельных приходов с другими религиозными конфессиями, однако, не имеет с ними молитвенного общения.
Экономическая деятельность
Современные экономисты затрудняются оценить экономическую деятельность Церкви, так как последние обнародованные данные такого рода относятся еще к 1997 г. Это порождает разного рода спекуляции о якобы имеющихся «сверходоходах», баснословных прибылях. Однако отсутствие информации объясняется не тем, что она скрывается, а сложностью учета ввиду его неналаженности:
Платит ли Церковь налоги
Религиозные организации освобождены от имущественного, земельного налогов, а также налога на прибыль. Однако Церковь платит:
Общественная деятельность
2 февраля 2011 г. Архиерейский Собор утвердил документ «Общественная деятельность православных христиан». В нем:
Сейчас существует более 20 общественных организаций, работающих непосредственно под эгидой церковного священноначалия. Это грантовые фонды (например, «Православная инициатива», для поддержки социальных проектов), организации духовно-патриотической (Всемирный Русский народный собор), антисектантской (консультационный центр свт. Ирине Лионского) направленности, другие.
Благотворительность
На этом поприще работают как благотворительные фонды, связанные с Московской Патриархией, так местные благотворительные организации. Кроме того, на каждом приходе имеется социальная служба помощи малоимущим.
Миссионерская деятельность
Традиция миссионерства идет еще с первых веков по Крещении Руси. После 1991 г. она возрождена. Сейчас работают миссии:
Между тем за последние годы все более очевидной становится проблема внутреннего миссионерства, то есть разъяснения истин веры жителям самой России, включая даже крещенных христиан.
Современные проблемы
Среди вопросов, с которыми сталкивается Церковь сегодня:
Если на вопросы первого рода во многом был дан ответ в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых еще в августе 2000 г., то вторая группа «вызовов» требует многолетней, кропотливой работы.
Документ «Основы социальной концепции РПЦ»
Современный мир меняется быстро, чаще всего – не в лучшую, с точки зрения христианства, сторону. С 1990-х гг. церковное священноначалие не раз должно было отвечать на вопросы христиан, желающих сохранить веру среди нарастающего безбожия, секуляризации.
Наконец «Основы социальной концепции» были приняты на Архиерейском Соборе 2000 г. Документ включает 16 разделов, где дается церковный ответ на важнейшие вопросы – от богословских до проблем международных отношений, экологии, биоэтики.
Отношение к политике и власти
Оно, по сути, не изменилось за последнюю 1000 лет. Позиция Церкви состоит:
Что такое «права человека»?
Это «права на веру, на жизнь, на семью», которые «являются защитой сокровенных оснований человеческой свободы от произвола посторонних сил». Церковь отвергает современные концепции «прав человека», которые, исказив христианское учение о свободе человеческой воли, начали защищать своеволие, вседозволенность, безнравственность.
Церковь и семья
Сейчас, в эпоху «второго Крещения Руси» часто бывает, что супруги приходят к Церкви не одновременно, либо один из них вовсе остается неверующим. Поэтому потребовалось определиться, как относиться к бракам, не венчанным в силу разности убеждений мужа и жены, но имеющим государственную регистрацию.
«Основы социальной концепции» говорят, что брак, не венчанный, но заключенный по гражданским законам, считается действительным, хотя не освященным церковно.
Венчание с инославными
Церковь считает возможным совершение таинства, если один из супругов католик или протестант, при условии воспитания детей в православии. Церковные браки с нехристианами невозможны, но государственно зарегистрированный брак признается действительным. Однако, Церковь все же призывает православных создавать семьи с единомысленными им.
Основания для развода
Они установлены Поместным Собором 1917-1918 гг., включая прелюбодеяние, отпадение одного из супругов от веры, «противоестественные пороки», душевные болезни, безвестное отсутствие, некоторые другие. С 2000 г. к ним добавились:
Отношение РПЦ к ЭКО
Так называемое «экстракорпоральное оплодотворение» признается Церковью деянием греховным. Само желание супругов иметь дитя вполне естественно, однако способ зачатия, когда уничтожается часть эмбрионов, с момента зачатия имеющих живую душу, по сути, сопряжен с убийством.
Об экологии
Проблемы состояния природы вызваны духовным повреждением человека, понявшего заповеданное ему Богом «владычество» над землей как вседозволенность. Решение проблем экологии без преодоления духовного кризиса невозможно, все другие принимаемые меры могут дать только временный, непрочный эффект.
Другие вопросы
Церковное священноначалие также выражает свою позицию по вопросам современности, которые не были отражены «Основами социальной концепции».
К кремации
Сейчас кремирование усопших все больше распространяется в больших городах, где есть недостаток мест на кладбищах. Кроме того, есть общины, находящиеся там, где кремация является общепринятой традицией (например, Япония).
Архиерейский собор сентября 2013 г. высказался о практике кремации, признав что она:
Таким образом при препятствиях к традиционному погребению кремация тела почившего христианина возможна. К сказанному Собором многие современные пастыри добавляют, что сама по себе кремация «не назидательна» для родственников почившего, травмирует их.
РПЦ о мигрантах
В своей позиции Церковь исходит из христианских традиций странноприимства, активно принимает участие в адаптации приезжающих, включая принадлежащих к нехристианским конфессиям. При этом обращается внимание на необходимость, вне зависимости от конфессии, знакомства мигрантов с религиозными особенностями, культурным своеобразием России.
Позиция РПЦ: вакцинация, тест на коронавирус, OR-код
Внутренние проблемы
Именно они, будучи вынесены в публичное поле, что неизбежно при современном информационном обществе, порождают антицерковные настроения значительной части жителей страны.
Сколько в стране православных?
Согласно одному из последних исследований ВЦИОМ, с 2017 г., количество жителей страны, говорящих о своей принадлежности к Церкви, сократилось на 9%, ныне составляя чуть более 66%. При этом собственно церковной жизнью живут, по разным данным от 5 (регулярно приступают к Таинствам) до 29 % (в той или иной степени соблюдают посты) считающих себя православными. За те же 4 года количество атеистов увеличилось четырехкратно.
Известный церковный историк, протоиерей Георгий Митрофанов обращает внимание на то, что «Святая Русь» начала XX в. представляла собой живую иллюстрацию слов Н.С.Лескова о том, что «Русь крещена, но не просвещена». Масштабные репрессии, уничтожившие сотни тысяч верующих, были бы невозможны, если бы большая часть общества действительно исповедовала Христа, а не была православной номинально.
Между тем, в массовом сознании сложился своего рода миф, который о. Георгий описывает так:
И когда сняли внешние запреты, у многих представителей духовенства было ощущение, что нашему, оставшемуся православным в глубинах своей души, народу нужно просто дать возможность выразить свою религиозность в открывавшихся храмах и монастырях. Мы не отдавали себе отчета в том, что за предшествующие десятилетия наш народ стал еще более отчужден от Церкви, чем в начале ХХ века».
Проблема утраты духовных ориентиров оказалась намного глубже, серьезнее, чем это представлялось, а духовное возрождение не сводится просто к увеличению количества храмов.
Даже современные «духовные поиски» наших соотечественников часто сводятся к своего рода магическому подходу к вере – поиску «сильных молитв» (которые многие не отличают от магического заговора), «старцев», «святынь».
Отсюда распространение в интернете такого множества псевдоправославных ресурсов, что Церковь была вынуждена создать их «черный список» – который, увы, далеко не полон.
Кадровая: сколько всего священников
По состоянию на 2019 г. количество священников составляет около 40000 человек. Это примерно на 10000 меньше, чем было на 1915 г., то есть дореволюционный уровень количества пастырей почти достигнут.
При этом священноначалие признает, что качество их подготовки часто оставляет желать лучшего:
Наконец, семинарии испытывают дефицит студентов, который связан как с низким качеством образования, непризнанием государством дипломов, так падением авторитета Церкви среди молодежи.
Снятие сана и отлучение от Церкви
Придя к священству с идеалистическими представлениями о Церкви – которая, по слову святых отцов, не сообщество святых, а лечебница грешников – некоторые пастыри не выдерживают груза реальных проблем, отказываются от сана. Статистики количества священников, снявших сан по различным причинам, не ведется, однако подобные случаи нередко можно найти в документах Св. Синода, публикуемых на сайте Патриархии.
Нередки также ситуации запрета или даже отлучения по факту скандальных высказываний, несовместимых с саном (самый известный случай – протодиакона Андрея Кураева), или создания своего рода «православных сект» вокруг какого-либо известного пастыря (прот. Владимир Головин, схиигумен Сергий (Романов))
Ни один из десяти веков существования Церкви не был ни спокойным, ни благостным. Не будет по-другому и ныне: Христос обещал Своим ученикам Царство Небесное – а не земное, радость с Богом, а не в мире, сказав: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Хотя современному верующему происходящее может казаться даже поражением, да не унываем: не может быть побежден Господь, истинно пребывающий со Своей Церковью.