что такое ротонда в архитектуре определение кратко и понятно
Ротонда
Из Википедии — свободной энциклопедии
В Древней Греции наряду с прямоугольными в плане периптерами сооружали толосы (фолосы) типа круглой хижины с кольцом стен внутри колоннады и конической крышей и моноптеры на колоннах, но без стен наоса. Такие здания служили жертвенниками и посвящались чаще всего хтоническим (подземным) божествам. Римляне использовали круглые постройки для усыпальниц — мавзолеев. Например, Гробница Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге. На римском Форуме частично сохранился круглый храм Весты типа толоса, а на Бычьем Форуме — храм Геркулеса, который позднее тоже стали называть храмом Весты. Круглый храм находится в Тиволи близ Рима. Остатки круглых храмов римского времени сохранились на юге Франции. Самая величественная римская постройка — Пантеон.
В форме ротонд строили в основном мартирии (святилища мучеников), баптистерии (крещальни), например Латеранский баптистерий в Риме в форме октогона (восьмигранника), построенный Константином. В IV—VI веках ротонды строили в Греции, Сирии, Палестине, Армении (Звартноц, 642—662) и в Грузии. Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (VI в.) также построена в форме ротонды. На основе ротонд в архитектуре Армении и Грузии формировался особый тип центрического храма тетраконх. В Италии, в Равенне в форме октогонов построены церковь Сан-Витале (526—547), арианский Баптистерий и Баптистерий православных (IV—VI в.). Мавзолей Галлы Плацидии (V в.) построен в виде тетраконха с небольшим удлинением главного нефа.
В форме ротонд и полуротонд строили парковые павильоны, беседки и бельведеры в императорских резиденциях и дворянских усадьбах. Чарлз Камерон возвёл в форме ротонды Храм дружбы в Павловске, как считается, по образцу Храма-Ротонды в английском парке Стоу.
Каждый сталкивался в разговоре с таким словом, как «ротонда». Значение этого термина связано с архитектурой, а именно с определенным типом строения. При этом существуют различные виды со своими отличиями. О значении слова «ротонда» и его особенностях подробно в статье.
Что указано в словарях
Так, например, форма ротонды имеется у различных построек. Это древнегреческие моноптеры и толосы, древнеримский храм Пантеон, расположенный в столице Италии, мавзолеи, некоторые христианские церкви эпохи Возрождения, романского стиля и классицизма, а также парковые беседки и павильоны для отдыха.
В зодчестве Древней Руси
Храмы, имевшие описываемую форму, возводились преимущественно на территории Южной Руси – в Галиче, Киеве, Львове, Перемышле и Владимире-Волынском. Следует сказать, что в некоторых местах остались фундаменты и руины церквей-ротонд в Черниховцах, Столпье и Ужгороде.
В начале 14 века в Москву довольно часто приглашали зодчих из Италии для возведения церквей. Известно, что, как и собор Высокопетровского монастыря (16 век), который сохранился до настоящего времени, итальянцы возводили и другие обители и храмы, имевшие форму ротонды.
Архитектура 18-20 веков
Продолжая рассматривать определение «ротонда», следует рассказать об архитектуре, которая распространилась после 18 века. В Санкт-Петербурге сохранился Троицкий храм, построенный в конце 18 века. Он имеет классическую форму ротонды с круглым куполом и колоннами вокруг самой постройки. В настоящее время церковь находится в отличном состоянии и является действующей.
Следует сказать, что такая архитектурная форма постройки нравилась многим архитекторам, благодаря чему они проектировали свои здания, ориентируясь на нее. Так, например, в Москве эту форму имеют наземные павильоны нескольких станций метро – Рижская, Парк культуры, Алексеевская и другие.
Во многих городах России существуют архитектурные памятники – ротонды, расположенные в парках, скверах и других местах отдыха. В Воронеже есть памятник, который рассказывает об ужасах Великой Отечественной войны – это остатки разбомбленного вестибюля областной детской больницы.
Другие значения
Название «ротонда» носит необычная женская накидка-плащ, которая получила его благодаря полукруглой форме. Как видно, значений у данного термина несколько, однако самое распространенное – это архитектурное. Здания-ротонды восхищают своей красотой, несмотря на то, что эта форма была придумана несколько тысяч лет назад.
Значение слова «ротонда»
1. Архит. Круглая постройка (здание, павильон, зал), обычно окруженная колоннами и увенчанная куполом. Всего сильнее дул ветер на ротонду городского сада. А. Н. Толстой, Барон. Около развалин ротонды для музыки возились мальчишки-китайчата. Степанов, Порт-Артур.
2. Верхняя женская теплая одежда в виде длинной накидки без рукавов, распространенная в 19 — начале 20 вв. Она была одета в бархатную ротонду с воротником черного меха. М. Горький, В людях.
[От лат. rotundus — круглый]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Форму ротонды имеют древнегреческие толосы и моноптеры, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки.
РОТО’НДА, ы, ж. [от латин. rotundus — круглый]. 1. Круглое или полукруглое небольшое здание с куполом (архит.) 2. Верхняя теплая женская одежда без рукавов. Меховая р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
рото́нда I
1. архит. круглая постройка (здание, павильон или зал), окруженная колоннами и увенчанная куполом (в архитектуре) ◆ Первая комната столовая, где из двух дельфинов бьёт вода и льется в обширный бассейн, окруженный зеленью; зеркала повторяют действие фонтана. Оттуда вход в большую ротонду, украшенную стёклами, барельефами, арабесками и разными аллегорическими фигурами. Н. М. Карамзин, «Письма русского путешественника», 1793 г. (цитата из НКРЯ)
2. любой член семейства диэдрально-симметричных многогранников
рото́нда II
1. истор. верхняя женская тёплая одежда в виде длинной накидки без рукавов (широко распространённая в XIX — начале XX в.) ◆ Войдя в переднюю, он увидал красавца лакея в галунах и медвежьей пелеринке, державшего белую ротонду из американской собаки. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г. ◆ Они ходят по магазинам во время распродаж и окончательных ликвидации и, пользуясь толкотнёй, всегда находят возможность прицепить к изнанке ротонды штуку материи или моток кружев. А. И. Куприн, «Киевские типы», 1895–1897 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: фокусница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ротонда
Форму ротонды имеют древнегреческие толосы и моноптеры, некоторые древнеримские храмы (например, Пантеон) и мавзолеи, баптистерии, отдельные христианские церкви (в основном, романского стиля, эпохи Возрождения и в стиле классицизма), залы, с XVIII в. — парковые павильоны и беседки.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).
Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано.
Ру́стовка (также ру́стика, от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными и плотно пригнанными один к другому камнями, передняя сторона которых оставлена неотёсанной или отёсана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную.
Лу́ковичная глава́ — разновидность купольного покрытия, имеющая форму луковицы. Отличается больши́м диаметром главы, превышающим диаметр барабана, а также преобладанием высоты над шириной. Наибольшее распространение имеет в русской и украинской храмовой архитектуре, но при этом используется также в некоторых католических церквях Баварии, встречается на Среднем Востоке и в Индии.
Ротонда в светской и сакральной архитектуре
Содержание статьи
По общему правилу, ротондой признают архитектурное сооружение, выполненное в виде круглой постройки, увенчанной куполом с колоннами по периметру. Ротонда — «круглый» (от итальянского rotonda, от латинского rotun-dus). Круглая форма воспринимается человеком, как идеальная, создающая впечатление цельности и законченности, гармонии и уравновешенного покоя. Поэтому развитие ротондальной архитектуры началось с создания круглых погребальных сооружений, призванных служить памяти и вечному покою усопших (мавзолеи, баптистерии, часовни, церкви). Первые античные храмы такого рода- древнегреческий толос и древнеримская фронтально-осевая ротонда. В эпоху Возрождения и барокко они поучили дальнейшее развитие в плане конструктивного и художественного исполнения. Наиболее активно строительство храмов-ротонд велось в исторические периоды расцвета гуманистических идей и творческого переосмысления классических образцов архитектурного наследия.
Сакральные круговые постройки
В ряду исторических памятников европейского сакрального зодчества есть несколько наиболее значимых.
Эти и многие другие религиозные сооружения зачастую возводились по образу и подобию Римского Пантеона, либо в своем архитектурном исполнении ориентировались на вид храма Гроба Господня на Святой земле.
Иерусалимская святыня в нынешнем виде представляет собой огромную (22 м в диаметре) ротонду, внутри которой находится кувуклия. Реликварии (сионы или иерусалимы) тоже изготавливают в виде миниатюрных ротонд, символически воспроизводящих этот храм.
Храм Гроба Господня стал прототипом для множества христианских построек. А ротонда, наряду с крестовидным зданием и октогоном (правильным восьмиугольником), заняла свое историческое место среди основных типов центрально-купольных культовых зданий.
Пришедшая к русичам от древних эллинов и жителей Византии любовь к круглым завершениям (куполам) и круглым (от основания) храмам выразилась в создании построек, которые стали уникальными для русской церковной архитектуры. Строительство ротондальных церквей в России началось с эксперимента по воспроизведению храма Гроба Господня в Новоиерусалимском монастыре под Москвой (г.Истра, 1658-1685гг.). В соборе, построенном по указу патриарха Никона в подражание храму на Святой земле, была и ротонда, увенчанная коническим шатром.
В допетровскую эпоху ротонды появились в московских монастырях. Русские архитекторы 18 века изучали труды Витрувия, А.Палладио, Дж.Б.Виньолы и др., применяли в культовом зодчестве европейский опыт. Но появлению цилиндрических церквей в центральных городах препятствовала трудность включения их в сетку кварталов (в те времена применялся прямоугольный принцип застройки). Поэтому круглые церкви стали возводить при малых приходах и в частных владениях. Это были небольшие по площади, не рассчитанные на толпы прихожан шатровые церкви, расположенные в дворянских усадьбах. В Подмосковье их насчитывается более 50-ти. Храм Рождества Богородицы, расположенный в имении Подмоклово под Серпуховом – жемчужина русского церковного ротондального зодчества.
В окрестностях Петербурга таких построек менее десятка. Первую круглую церковь спроектировал при стрельнинском дворце Николо Микетти. Другой итальянский зодчий Пьетро Трезини создал в Троице-Сергиевой пустыни круглый храм, напоминающий крепостную башню. В 1785 году в селе Александровском (что по дороге в Шлиссельбург) в загородной усадьбе светского вельможи А. А.Вяземского появился храм-ротонда. Это знаменитая Троицкая церковь, построенная архитектором Н. А.Львовым.
Ротонда в светской архитектуре
Интерпретация классических образцов архитектурного наследия коснулась не только религиозных сооружений, но и светских построек. В эпоху Возрождения архитектурные решения кругового типа стали применять при строительстве общественных зданий и частных домов, мест отдыха и развлечений.
Впечатлившись римским Пантеоном, талантливый мастер ренессанса Андреа Палладио спроектировал и построил первое некультовое здание, увенчанное куполом. Вилла Капра «Ла-Ротонда» была выполнена в форме античного храма, мало походила на уютное жилье и предназначалась для приемов и празднеств.
Почин итальянца подхватили английские и американские аристократы, построившие для себя роскошные усадьбы (Мереворт-касл, Чизик-хаус, Монтичелло и др.). По образу и подобию виллы Капра третий президент США Томас Джефферсон спроектировал не только собственные апартаменты, но и Капитолий. А главный корпус построенного им Виргинского университета до сей поры называется просто Ротонда.
Ярким примером стиля палладианства называют одно из зданий знаменитой Бодлианской библиотеки Oксофрде. Радклифф Камера – один из первых в мире образцов так называемых круговых библиотек. Возле Ротонды Радклиффа в 20 веке снималось несколько сцен из американских фильмов про Шерлок Холмса.
Примеров публичных и частных купольных зданий круговой планировки в современной зарубежной архитектуре достаточно много: новозеландский парламент (так называемый Улей) и главное федеральное учреждение Индии Samsad Bhavan, ротонда на Мэшем-Стрит в Лондоне и офисное здание в Бирмингеме, главный концертный зал Румынии и ирландский театр Ворот, замок Nereworth и жилой дом Ickworth в Англии и др.
В России историческим примером светской ротонды является нынешний экспонат Эрмитажа, считающийся в музее одним из самых дорогих. Речь идет о малахитовой беседке, которая была преподнесена Николаю I в качестве подарка уральским промышленником А.Демидовым.
Выполненная лучшими европейскими мастерами в Париже, каменная ротонда должна была украсить дворцовый парк. Но самодержец использовал её иначе. В «малахитовой сени», покрытой малиновым бархатным балдахином с изображением двуглавого орла, было его царское место во время богослужений в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Ротонда, не имеющая прямых аналогов в архитектуре, была построена в 1845 году под крышей Мариинского дворца. Это внутреннее сооружение возводилось на пересечении двух главных дворцовых анфилад, разделено на несколько ярусов и представляет собой сплошную колоннаду из 32-х колонн. Признанная шедевром с точки зрения необычности архитектурного решения Мариинка – традиционное место для пышных приёмов и роскошных балов.
А недавно открытая после реставрации Ротонда бывшей голландской церкви (в настоящее время здесь находится Центр искусства и музыки библиотеки им. Маяковского) функционирует как концертный и выставочный зал.
В советский период круглыми постройками с куполообразной крышей и цилиндрическими конструкциями становились места отдыха, клубы, рестораны и бани, вестибюли метро и морские вокзалы. В парках и на набережных появляются многолепестковые ротонды (архитектурный термин «октаконхи»).
Ротонде на Гороховой приписывают мистические свойства, она буквально «обросла» мифами и легендами о связи с потусторонним миром. А в 70-80-е годы прошлого столетия, на которые пришелся бум молодежного движения неформалов, здание стало культовым местом.
Эпоха модернизма, с его приверженностью к строгим планам, заимствовала из античности ротонду, как пантеон или часовню.В нашей стране в форме ротонд выполнены некоторые исторические памятники.
Ротонда как элемент садово-парковой архитектуры
В эпоху романтизма значение беседки заключалось в том, чтобы скрыть от любопытных глаз страстные поцелуи и пылкие признания в любви. Колонны романтических беседок для свиданий были увиты плющом и украшены цветами. У представителей дворянства ротонда считалась излюбленным местом отдыха и была неотъемлемым атрибутом усадьбы 18 века. Ставили садовые павильоны на высоких местах, позволяющих обозревать окрестности. Позже они приобрели вид гостевых домиков, ажурные конструкции которых позволяли демонстрировать во всей красе наряды гостей.
Двухъярусная ротонда «Миловида» в подмосковном Марфино стоит недалеко от музыкального павильона на крутом склоне холма перед спуском к большому нижнему пруду. Это один из хорошо сохранившихся до наших дней образцов усадебной садово-парковой архитектуры.
Беседка сегодня – обязательный элемент дачного участка или загородного дома. Также легкие и нарядные круговые конструкции используют в качестве атрибута при организации выездных торжественных бракосочетаний.
Ротонда присутствует в местах отдыха.
Существует даже арт-объект Ротонда. Он находится в интересном месте под названием Никола Ленивец. В Калужской области, недалеко от города Малоярославец расположен единственный в своем роде арт-парк с ландшафтными инсталляциями.
Пришедшая из античности Величественная Ротонда закрепила свои позиции во многих сферах современной жизни. Какими бы идеями не руководствовались зодчие, использующие ротондальную форму в архитектуре, нам остается только восхищаться их мастерством и любоваться идеальными формами круга и сферы, воплощенными в дереве или камне, бетоне или металле.