что такое ротация песни на радио
Значение слова ротация в музыке
Каждый из музыкантов или вольных слушателей, не раз в своей жизни слышал слово ротация, а какого его значение? Поскольку слово происхождения не русского, то дать ему определение с первого раза (по крайней мере у незнающего человека), не получится. И так. Ротация – это допуск в эфир на радио станции и телевиденье, песен и клипов музыкантов. По количеству ротаций на различных радиостанциях и телеканал, отображает насколько та или иная группа (артист, сольный проект и т.д.) популярен.
Также имеет значение, где именно дается ротация, т.е. если это едущие телеканал и радио, то само собой с творчеством группы ознакомиться масса народу, да и престиж (рейтинг) самой группы пойдет вверх. Как не крути, а без поддержки СМИ, заявить о себе, а значит начать собирать народ на свои концерты (стать коммерчески выгодным в глазах организаторов концертов или администрации клубов), просто навсего не представляется возможным.
В наше время существует масса различных интернет-передач, радио и телепрограмм, но как не крути, только ведущие (популярные шоу), дают всплеск популярности группе. Конечно, мало известные интернет радиостанции и каналы в виртуальной сети тоже дают эффект, но если сопоставить его с настоящими («реальными») проектами, то это мизер, но опять таки с другой стороны все лучше чем ничего.
И так, значение слово ротация, определяется, как популярность группы в данных момент в массах. Когда песню или клип слушаю миллионы человек, она практически автоматически становится хитом, в противном случае иметь в своем арсенале проверенную песню, которую знают от начала и до конца большинства людей, не возможно. С другой стороны благодаря интернету. Многие песни расходятся весьма внушительными количествами, хотя эффект далеко не тот.
Если раньше ротации выдавали по достоинству (так как конкуренции почти не было, музыкальная сфера была практически свободна), то в данный момент за саму ротацию нужно платить. Расценки колеблются в первую очередь от популярности радио или телеканалов, ну и соответственно дополняется временем, когда транслируется сама песни или клип. Тут существует два вида покупки ротации, либо поминутно, либо по личной договоренности (именно этот вариант доступен далеко не каждым, тут нужны связи и далеко не слабые).
Можно продолжать развивать эту тему и дальше, но какой смысл, если основное значение (понятие, определение), было дано в максимально подробном и развернутом виде.
Как проходит ротация на радио
Содержание статьи
Что такое ротация?
На коммерческих радиостанциях ротация происходит следующим образом: заключается спонсорская сделка со студией звукозаписи, композитором, исполнителем и т.д., затем музыкальный директор радиостанции добавляет трек в плей-лист. Радиоротация для коммерческого радио таким образом заключается в результате постановки трека в эфире. У студенческих радио, где музыкальную программу подбирает диск-жокей, исходя из собственных музыкальных предпочтений, ситуация с ротацией отличается.
Практически во всех странах существуют так называемые радиочарты. Благодаря им слушатели узнают о самых последних музыкальных хитах. В США, Германии, Японии, Великобритании, Австралии и Бразилии есть несколько радиочартов, которые градуируются по музыкальным жанрам и территориям страны. В России радиочарт представлен компанией Tophit. Она не только составляет российский национальный радиочарт, но и работает со странами СНГ. Некоторые синглы пользовались огромной популярностью в радиочартах, а вот продажи шли из рук вон плохо. Такие треки до сих пор на западе называются «магнитофонными хитами», потому что их проигрывали на радио разве что на виниловых пластинках.
Какое значение радиоротация имеет для музыкантов
Каждый музыкант мечтает попасть в хит-парад, ведь наличие песни-хита – это признание, популярность, прибыль в конце концов. В определении понятия «хит» ротация на радио играет не последнюю роль. Продвижение музыкального продукта с помощью радиоротации до сих пор остается популярным и эффективным способом раскрутки артиста, наряду с использованием социальных сетей.
Ротацию на радио также называют просто «прокруткой». Смысл ротации в том, что песню определенного исполнителя «крутят» в эфире, причем чем чаще крутят, тем популярнее и известнее она становится. Когда музыканты говорят между собой о «попадании в ротацию», это означает успешную раскрутку. Впрочем, как правило, успех приходит как раз потому, что песня попадает в высокую ротацию. Так или иначе, ротация на радио способна принести исполнителю всеобщую популярность. Иногда достаточно нескольких дней, чтобы артист стал известен и любим во всей стране. Кроме того, ротации на радио не требуют крупных капиталовложений. Единственный нюанс – аудиозапись должна быть хорошего качества, чтобы прослушивание трека было приятно слушателям.
«Опять одно и то же»: как формируют плейлист на радиостанциях
Почти к каждому нашему материалу о том, как работают радиостанции (они здесь: 1, 2, 3) можно найти гневные комментарии о том, что современное радио «крутит» одну и ту же музыку, которая повторяется из часа в час, а в перерывах между надоевшими песнями играет раздражающая реклама.
В этом посте расскажем о том, как строится плейлист современной радиостанции и почему авторы комментариев правы, но не совсем.
Всё зависит от формата
Формат радиостанции — это такой «камень преткновения», о котором спорят и профессора журналистики, и сами работники эфиров. Кто-то считает, что формат радиостанции — слишком размытое явление, кто-то уверен, что это основа эфирного вещания. Тем не менее, есть классическое деление радиостанций по форматам и именно от того, какого из них придерживается та или иная станция, зависит её контент, в том числе музыкальный.
Итак, форматы радиостанций:
Как песни попадают на радио
Теперь, после того, как мы разобрались с форматами, важно понять, как для эфира отбираются песни. На каждой радиостанции есть человек (а чаще несколько), которые выбирают, подходит та или иная композиция для эфира или нет. Это программный директор, продюсер эфира, часто в процессе «отслушки» принимают участие все топы, которые работают с эфиром.
То есть, вопреки распространённому мнению, диджей не может просто так взять, открыть стриминговый сервис и запустить с него песню, которая ему нравится и вроде бы подходит под формат радиостанции, в эфир (хотя самые смелые иногда так делают и часто получают немаленькие штрафы). Каждая композиция проходит строгий отбор и должна быть утверждена. Кроме того, следует помнить о соблюдении авторских прав. Правообладатель должен дать согласие на ротацию песни в эфире радиостанции.
Есть несколько ключевых правил, которые увеличивают шанс песни попасть в эфир (следуют им не все, на каждой станции свои критерии отбора, но соблюдение этих моментов пойдёт в плюс при отборе). Во-первых композиция должна быть «потенциальным хитом» (а это значит, что ни количество скачиваний на самых популярных стриминговых сервисах, ни миллионные просмотры клипа на youtube, ни успешные концертные туры ещё не делают песню «радийной»).
Лучше всего, если песня будет не слишком длинной (не больше 4 минут). Если послушать известные радиостанции, можно пронаблюдать, что даже длинные песни самых легендарных исполнителей «режутся» в конце.
Особенности построения сетки вещания вообще дают больше шансов коротким песням, ими очень удобно «затыкать» дыры между выходом рекламы или новостей и переходом на региональный блок.
В песне не должно быть моментов с полной тишиной, потому что тишина в эфире приводит к микроинфаркту всей радиостанции. Никто не любит долгих инструментальных вступлений, лучше, чтобы вокалист начал петь как можно раньше, а припев пошёл не позже первой минуты песни.
Как выстраивается плейлист
Для этого существует специальное программное обеспечение (например Power Gold). После того, как фонотека отобрана, вся музыка делится на категории. У каждой станции своё деление, но, как правило, это хиты, «золотой фонд», быстрая, медленная, музыка для вечера, музыка для выходного дня, музыка для траура, ночной плейлист и так далее. В программе можно задать правила воспроизведения — например, треки из каких категории могут стоять рядом, а из каких не могут. Для каждой категории можно также задать время суток для ротации, частоту и другие параметры.
Есть ещё несколько негласных правил по поводу сочетаемости песен в эфире: нельзя ставить несколько песен подряд с мужским или женским вокалом (проще говоря, мальчиков разбавляем девочками и наоборот), «музыкальная картинка» должна сочетаться по атмосфере, поэтому утром лучше «бодрить», а вечером, релаксировать, а вот поставленные рядом две песни из этих категорий сильно резанут слух.
А причём здесь то, что на радио играют одни и те же песни?
А теперь, если сопоставить всю эту информацию, «затёртый» плейлист очень легко объяснить. Во-первых, CHR радиостанции (которые чаще всего слушаются молодёжью) не рассчитаны на длительное прослушивание. Из-за жёсткой привязки к хит-парадам плейлист на них довольно скудный, и одни и те же песни можно услышать в рамках двух-трёх часов. Это нормальная практика.
Что касается радиостанций с более богатой фонотекой — даже они однажды становятся скучными для постоянного слушателя, потому что любая новая песня, прежде чем попасть в ротацию и стать постоянным резидентом радиофонотеки, проходит множество проверок и утверждений, в то время, как музыкальный «золотой фонд» радиостанции остаётся неизменным. Вот и получается, что песни начинают повторяться, хотя новые треки всё же попадают в плейлист.
На некоторых радиостанциях практикуется «отслушка» с помощью своей аудитории (кто-то прямо в эфире предлагает выбрать путём голосования, что должно попасть в плейлист, кто-то собирает фокус-группу вне эфира).
И всё же, единственный совет, который можно дать людям, мечтающим о новой музыке в эфире — это сменить волну. Хотя бы на время, а ещё лучше, выбрать для себя несколько радиостанций и переключаться между ними. Желательно расширить формат, пусть это будет, например, CHR, news/talk и jazz.
Кстати, особое внимание следует уделять радиостанциям разговорного формата — из-за того, что музыка там не занимает большую часть эфира, она не так быстро надоедает.
Гарантированное размещение треков
на любых музыкальных радио России
Эксклюзивная услуга от «РУ-КОНЦЕРТ Менеджмент» для начинающих и уже состоявшихся артистов, позволяет на самом качественном и главное конкретном уровне продвинуть ваш новый творческий материал.
По какой-то причине бытует расхожее заблуждение, что отправив музыкальный трек на e-mail радиостанции, дает хотя бы малейший шанс быть услышанным. А личное знакомство с главным редактором радиостанции — гарантирует качественную ротацию присланного материала. Можно и дальше верить в Деда Мороза, а можно не тратить попросту время и послушать наконец профессиональных музыкальных менеджеров о том как в действительности функционирует медиапространство в сегодняшнем времени. Безусловно данная услуга «пакетная» и не может стоить дёшево и требует значительных вложений сопоставимых с покупкой поддержанной иномарки.
Мы призываем к открытому диалогу артистов и профессионалов музыкального бизнеса и приглашаем всех заинтересовавшихся данной возможностью на чашечку чая или кофе к нам в офис. Также можете связаться с нами в WhatsApp: +7 (916) 450-86-66.
Как попасть на радио со своей песней
Ротация песни на радио — шаг, способствующий продвижению творчества молодого и начинающего музыкального коллектива. Это возможность расширить рамки популярности, охватить слушателей разных площадок и заявить о себе как об успешном исполнителе. Для состоявшихся артистов звучание треков на популярных радиостанциях — это развитие карьеры, раскрутка и получение признания. Международное концертное агентство «РУ-КОНЦЕРТ Менеджмент» поможет вам попасть в радиоротацию и продвинуть ваш новый музыкальный материал.
Конечно, можно найти свою аудиторию, добившись миллионных просмотров на YouTube и набрав лайков в социальных сетях, но радио по-прежнему не теряет своей актуальности в раскрутке артистов. Многие слушают музыку на FM-волнах в автомобиле, на работе, подключаются к эфиру через интернет. Для исполнителей это реальный шанс повысить узнаваемость в медиапространстве, завоевать аудиторию и, возможно, попасть в топ.
Для того чтобы добиться ротации на радио и быть услышанным, недостаточно отправить свой трек на e-mail радиостанции, так как редакторы ежедневно получают большое количество аудиоконтента, не всегда соответствующего формату. Но в радиоэфире ежеминутно звучат песни как топовых, так и малоизвестных артистов, только набирающих популярность, а это значит, что шанс есть у каждого.
Начинающие исполнители часто интересуются вопросом: как попасть на радио со своей песней? Если ждать, пока ваш трек прослушает и отберет музыкальный редактор, можно никогда не достичь успеха и не выйти на новый уровень. Гораздо эффективнее довериться компании, заинтересованной в открытии новых имен, развитии музыки разных жанров и раскрутке исполнителей. Ваш трек будет добавлен в плейлист и будет прокручиваться в эфире радиостанции часто или редко — в зависимости от условий заключенного контракта. Это «пакетная» услуга, которая требует существенных финансовых вложений, однако при грамотном подходе профессиональных музыкальных менеджеров все затраты окупятся.
Раскрутка песен
Для любого музыканта возможность поставить трек на радио — это новые перспективы. Песня может стать хитом, попасть в топ чартов, принести популярность, признание и прибыль. Частая прокрутка сингла определенного исполнителя в эфире топовой радиостанции сделает его известным и популярным у слушателей всей страны. Для этого требуется аудиозапись, сделанная в хорошем качестве, чтобы прослушивание трека вызывало приятные эмоции. Начало композиции должно быть ярким, припев запоминающимся, а звучание чистым.
Хотите купить ротации на радио? Даже если ваша работа интересная и оригинальная, нет никаких гарантий, что музыкальный директор добавит ее в плейлист радиостанции. Попасть в эфир простому исполнителю без профессиональной помощи менеджеров сложно. Мы предоставляем консалтинг для артистов, заинтересованных в продвижении своей музыки на радио. Обращайтесь к нам — мы знаем, как открыть для вас дорогу в шоу-бизнес!
Какие песни попадают в эфир на радио?
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, какие именно песни попадают на радио, какие существуют правила и ограничения.
И второй, самый главный критерий, по которому оценивается песня на радио и определяется, попадает или не попадает она в итоге в эфир, — редакция каждой радиостанции всегда решает для себя один-единственный вопрос: является ли предлагаемая песня форматным радиосинглом и станет ли она в эфире данной конкретной радиостанции хитом. То есть будет ли песня при каждом следующем прослушивании нравиться слушателям все больше и больше. Остальные критерии — хронометраж, темп, уровень компрессии — не принципиальны. Количество скачиваний на популярных музыкальных интернет-сервисах тоже не может служить ориентиром для радио. Поэтому первые места в iTunes для нас не показатель.
Некоторые из музыкантов, давно старающиеся пробить стену непонимания со стороны большинства наших радиодеятелей, уже начинают потихоньку понимать, какой материал нужно приносить на радио, чтобы он попадал в эфир. Например, Нэш из известной среди клубной московской публики группы Blast много лет успешно концертирует в Москве и регионах, но только в этом году в Англии ему удалось записать действительно прекрасный с нашей точки зрения альбом, на котором мы с коллегами обнаружили сразу два потенциальных хита, и оба попали в эфир, а один из них, «Hold On», уже второй месяц звучит на Moscow FM по 5 раз в сутки. И сколько копий было сломано, прежде чем артист вместе с грамотными продюсерами записал действительно настоящие радиосинглы! Мы со своей стороны очень им за это благодарны, потому что, чем больше такого качественного материала создается у нас, тем интереснее и разностороннее звучит наш эфир. А вот как донести до молодых музыкантов то, что просто выбирать из массы записанного материала песню, наиболее подходящую на их вкус для эфира, и отправлять ее нам, — это ну просто категорически недостаточно, я пока не знаю. Радиосинглы нужно создавать специально для радио»
На другую песню Blast Unit Moscow — «Footsteps in the Snow» — даже сняли клип, но в горячую ротацию все равнопопала «Hold On»
«Музыку для эфира «Серебряного дождя» отслушивают три человека: генеральный директор Дмитрий Савицкий, директор музыкальных программ Владимир Орлов и я. Главное условие попадания песни в эфир — чтобы она безоговорочно понравилась всем троим (поэтому наш «худсовет» нечетный) и не была русскоязычной, так как пару лет назад мы кардинально поменяли формат. Но молодые отечественные исполнители, поющие на английском, в нашем эфире звучат. Например, талантливый питерский музыкант Антон Малинен.
Песня Антона Малинена «Violet», которая звучит в эфире «Серебряного дождя»
Также во внимание принимается хронометраж песни. Желательно, чтобы он был в районе 4:30–4:40. Чем меньше хронометраж, тем больше шансов, что песня попадет в ротацию, потому что песни небольшого хронометража удобно ставить после окончания новостей, между рекламными блоками. Это, конечно, особенности технологий радио и построения регионального вещания, но факт остается фактом — песни Элвиса Пресли и The Beatles остаются незаменимыми благодаря своему хронометражу. Их 1 минуту 30 секунд сейчас практически не встретишь — современные песни длинные и развернутые. Поэтому короткие песни, но при этом не из 60-х, для нас всегда находка и счастье. Дальше обсуждается так называемая доступность песни для слушателей. По поводу этого пункта разгораются всегда очень и очень жаркие споры. Например, после десятиминутной ругани, чуть не дошедшей до драки, мы взяли в вечерний эфир трек Bot’ox «Blue Steel». А горячо любимые мной Röyksopp с гениальным треком «Monument» для эфира уже не подошли: хронометраж композиции — 9 минут (а radio edit больше 7 минут), и на фоне остальных треков она выглядит примерно как 39-летний полицейский под прикрытием, внедренный в школьную банду, чтобы найти убийцу сестры».