что такое рок опера кратко
Рок-опера
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
Содержание
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F. Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Рок-оперы в России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:
а также современными произведениями:
Немного об Авторах
Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».
Вкратце всё, что ты хотел знать о рок-операх
Рок-опера — древний, но и по сей день экспериментальный формат современной музыки. По сути это подмножество концептуальных альбомов, основное отличие которых — наличие не только сюжета, но и расписанных по ролям песнопений. Некоторые рок-оперы замышлялись изначально как пригодные для сценических постановок, но это в самом деле не норма, большинство рок-опер существуют чисто в музыкальной форме.
Погруженные в тему специалисты (ты легко можешь стать одним из них) считают, что первым шагом к появлению рок-опер стал не альбом, а многочастный девятиминутный трек группы The Who «A Quick One, While He’s Away» 1966 года. Написанная целиком в рок-аранжировке история, для записи которой не нашлось денег даже на скрипки, из-за чего в соответствующей партии артистам пришлось петь «Cello cello cello cello».
Песня стала концертным стандартом для группы The Who и существует в изобильном множестве версий, но лучшей все признают ту, которая была отыграна для киношоу The Rolling Stones «Rock and Roll Circus» в 1968. Это надо видеть хотя бы раз в жизни, но на YouTube, как назло, этот ролик банят, он там обнаруживается лишь в ужасном неслушабельном виде.
В 1967 году британская группа Nirvana (да-да, та самая, которая потом успешно судилась с Куртом Кобейном) записала концептуальный альбом «The Story of Simon Simopath» который нередко называет первым прообразом уже полнометражной рок-оперы. Как несложно догадаться из названия, либретто оперы строится на истории жизни и смерти некоего Саймона Саймопата.
Точно таким же путем пошла другая британская рок-группа The Pretty Things, выпустившая в 1968 году лонгплей «S.F. Sorrow» о жизни вымышленного персонажа Себастьяна Ф. Сорроу. Получилась одна из самых прелестных никому неизвестных пластинок шестидесятых.
Оба этих психоделических концептуальных эксперимента прошли практически незамеченными, и лишь в 1969 году появилась рок-опера, перевернувшая людское сознание и впечатавшаяся в масс-культурное бытие и сознание. Это «Tommy» все тех же The Who. Любопытно, что сюжет либретто тоже чисто биографическая история о (по словам Пита Тауншенда) «глухом, недоразвитом и слепом парне». «Tommy» впоследствии пережил не одну сценическую постановку. Сам термин рок-опера возник все же именно в применении к этому двойному альбому.
Некоторые, правда, любят припомнить, что в те же времена — еще до «Tommy» в 1967 году появилась успешная театральная рок-постановка «Hair» («Волосы»). Её, правда, принято чаще звать рок-мьюзиклом. Музыка написана Гэлтом Макдермотом, слова — Джеймсом Рэдо и Джеромом Раньи.
Ни «Tommy», ни «Hair», однако не получили такой популярности у нас в России, как легендарный опус Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar», впервые записанный в 1970 году. Он с самого начала задумывался как театральное шоу, но так как денег на постановку быстро найти не получилось, авторы сперва выпустили пластиночную версию, наняв на главную партию вокалиста Deep Purple Иэна Гиллана. Мало кто знает, что на той же записи присутствует вокал Гари Глиттера, просто он значится в кастинге под именем Пол Рэйвен.
В 1973 году на сцене впервые поставлен культовый треш-культурный мьюзикл Ричарда О’Брайэна «Шоу Рокки Хоррора». У нас его лучше знают по кинофильму «The Rocky Horror Picture Show» 1975 года с Тимом Карри, Сьюзан Сарандон и певцом Митом Лоуфом в ролях. По совокупности достижений это один из самых легендарных и знаковых рок-н-ролльных спектаклей в истории, но на его примере как раз четко заметно, где проходит граница между рок-мьюзиклом и рок-оперой.
Поставленных на сцене и экране рок-мьюзиклов на самом деле в природе существует невообразимое количество — более ста в любом случае, большинство из которых ты наверняка не слышал, и нет уверенности в том, что все они этого заслуживают.
К числу рок-опер и мьюзиклов нередко причисляют фильм Алана Паркера «The Wall» по одноименному концептуальному альбому Pink Floyd. Вторая рок-опера The Who «Quadrophenia» также пережила несколько постановок.
Для металла рок-опера тоже стала нередким блюдом, есть даже люди, которые всю жизнь посвятили такой разновидности творчества, и мы тут вспомним старину Кинга Даймонда и его монументальные хоррор-концепты «Abigail», «Them» и «Conspiracy». Ну и Savatage, конечно, хотя на самом деле из имен можно целую простыню составить, имеются даже дэт-метал и блэк-метал оперы.
Что уж говорить, если до рок-опер добрались даже панки — в 2010 пресса активно обсуждала бродвейскую постановку «American Idiot» по мотивам пластинки Green Day с тем же названием. Пять лет спустя другой знаменитый панк-рокер Фэт Майк из NOFX написал свою рок-оперу и издал саундтрек к ней под названием «Home Street Home: Original Songs From the Shit Musical». Ценителям очень советую.
Напоследок вспомним о том, что в СССР этот жанр каким-то чудом смог себя проявить. В 1976 году фирма грамзаписи «Мелодия» издала легендарный концептуальный альбом Давида Тухманова «По волне моей памяти», хотя тут можно спорить, насколько полно он соответствует определению рок-оперы.
Рок-мюзикл
Содержание
История
Основоположником жанра и изобретателем самого термина rock opera считается Пит Тауншенд, лидер рок-группы The Who. Именно этот коллектив в 1969 г. выпустил альбом «Томми» (
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие.
Рок-оперы в России
Строго говоря, русские рок-оперы не являются роком в традиционном смысле. Исторически это связано со слабой вовлечённостью советской культуры в мировое пространство и гонениями на рок. Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы 2032: Легенда о несбывшемся грядущем как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева Преступление и наказание, которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
РОК-ОПЕРА
Смотреть что такое «РОК-ОПЕРА» в других словарях:
рок-опера — рок опера, ы … Русский орфографический словарь
Рок-опера — (англ. rock opera) это опера в жанре рок музыки. Рок оперы представляют собой музыкально сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в… … Википедия
рок-опера — музыкально драматическое произведение, стилистической основой которого является рок музыка. Возникла в конце 1960 х гг. в США как разновидность мюзикла. Среди рок опер выделяются: «Иисус Христос суперзвезда» Э. Ллойда Уэббера, «Стена» группы… … Энциклопедический словарь
рок-опера — сущ., кол во синонимов: 1 • опера (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
рок-опера — рок опера, рок оперы … Орфографический словарь-справочник
рок-опера — ж. Опера в стиле рок II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
рок-опера — рок о/пера, рок о/перы … Слитно. Раздельно. Через дефис.
рок-опера — іменник жіночого роду … Орфографічний словник української мови
рок-опера — рок/ опер/а … Морфемно-орфографический словарь
рок-опера — (1 ж), Р. рок о/перы … Орфографический словарь русского языка
Что такое рок опера кратко
Эклектичные жанры всегда с трудом поддавались четкому определению.
В отношении такого музыкального жанра как «рок-опера» дела обстоят еще сложнее. Несмотря на частое применение данного термина, где и к чему только возможно, наверное, любой музыкальный критик скажет, что в целом жанр рок-оперы потерпел неудачу, остались лишь единичные удачные образцы, да и то споры насчет их жанровой принадлежности не прекращаются.
Безусловно первым и основным признаком для рок-оперы является КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ, то есть, построение всего произведения на едином сюжете и единой идее. Конечно, концептуальные альбомы — не редкость в рок-музыке, но четкий связный СЮЖЕТ для них чаще всего не характерен.
Исходя из концептуальности строится и музыкальный характер произведения. Опера была одним из первых крупных жанров, который органично связал развитие сюжета в тексте с музыкальными акцентами. Поэтому, когда рок-музыка стала замахиваться на масштабные концептуальные произведения, ей поневоле пришлось использовать оперные традиции.
Во-первых, это постоянные репризы — повторяющиеся в течение всего произведения, музыкальные фрагменты. Например, во вступительной «Увертюре» «Иисуса Христа Суперзвезды» можно услышать зачатки музыкальных тем, которые затем разворачиваются в целые песни — «Heaven on Their minds», «Trial before Pilate» и «Superstar».
Второй оперный прием — это наличие лейтмотива — музыкального оборота, характеризующего определенного персонажа, эмоцию или событие. Так в «Иисусе…» толпа характеризуется мотивом, повторяющимся в песне торговцев из Храма, просьбах нищих и прокаженных, а также требованиях людей предать Христа суду; тема грусти и одиночества звучит как в Гефсиманской молитве, так и в эпилоге, когда Христос умирает на кресте. У основных персонажей, как и в классической опере, есть свои арии, свои кульминации.
Теперь о приставке «рок». В отношеннии рок-оперы — это прежде всего ставка на характерные для рок-музыки электрогитары, синтезаторы и ударные. А инструменты, соответственно, диктуют и приемы — использование риффов, жесткая ритмическая структура, чисто роковый драйв. При этом современной музыкальной аппаратуре обычно сопутствуют классические оркестровые инструменты, придающие произведению масштабность и глубину. Именно полифоничность — главный «козырь» любой более-менее удачной рок-оперы.
Ну, и напоследок отметим еще одну черту рок-оперы, о которой почему-то забывают почти все исследователи. Это характерные для рок-музыки вокал и манера исполнения. Допустим, ни в одной классической опере невозможен хриплый вокал Мюррей Хеда (Иуда из «Иисуса»), как невозможна и надрывная полуистерическая манера исполнения.
Доклад сделан по статье С. Курия из журнала «Твое Время» №1-2/2005
«В отношеннии рок-оперы — это прежде всего ставка на характерные для рок-музыки электрогитары, синтезаторы и ударные. А инструменты, соответственно, диктуют и приемы — использование риффов, жесткая ритмическая структура, чисто роковый драйв.»