что такое родовая община 5 класс история
Что такое родовая община?
Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?
Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.
Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.
Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.
Власть и управление
А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.
Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.
Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.
Признаки, правила и структура родовой общины
Признаки родовой общины:
Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.
По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.
У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.
Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.
Виды родовых общин
История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.
Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.
Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.
Родовая община
Родова́я общи́на (Род) — исторически первая форма общественной организации людей — (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.
Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.
У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.
См. также
В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.
Полезное
Смотреть что такое «Родовая община» в других словарях:
Родовая община — см. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия
Община — (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия
ОБЩИНА — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь
ОБЩИНА (форма социальной организации) — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь
Община (традиционная) — У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия
община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений
Община — Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия
ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история
ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь
Презентация по Всеобщей истории 5 класс. Тема: «Родовая община»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Постепенное расселение древнейших людей.
Описание слайда:
Описание слайда:
Охота шла как правило на крупного зверя – диких лошадей, а также зверей, которых ныне нет на земле – шерстистых носорогов, мамонтов и пещерных медведей.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Около 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как и люди нашего времени и его назвали человеком разумным.
Люди разумные жили родовыми общинами.
Все близкие и дальние родственники считались сородичами.
Описание слайда:
Около 10 000 тысяч лет на зад
мамонты исчезли.
Это привело к появлению лука и стрел.
Как это изобретение повлияло
на жизнь людей?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по Всеобщей истории 5 класс. Тема? «Древнейшие люди».
Презентация по истории «В поисках путей модернизации» (8 класс)
Презентация по истории «Европейское чудо» (8 класс)
Презентация по истории «Великие идеологии» (9 класс)
Разработка урока по всеобщей истории на тему: «Война, изменившая карту Европы»
Презентация к уроку истории 6 кл. «Новый мир»
Презентация «Расцвет Византии» 6 класс
Презентация «Рождение королевства франков»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5333340 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Конспект урока 5 класс тема: Родовые общины охотников и собирателей.
ИСТОРИЯ 5 КЛАСС УЧИТЕЛЬ: УМЕРОВА Э.Ю.
ТЕМА: « Родовые общины охотников и собирателей»
Цель урока: выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;
— что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди
— подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни
— Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний: Устный опрос
-Когда появились на Земле первобытные люди?
Где жили древние люди?
Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом современного человека.)
Чем отличались древние люди от животных?
Какие занятия существовали у первобытных людей?
Как первобытные люди познакомились с огнем?
Что огонь дал людям?
Задания на доске на логику
Палка- копалка, дубина, лук. Выберите лишнее и объясните свой выбор.
Подберите к каждому прилагательному из левой колонки, соответсвующее существительное из правой колонки.
Каменное а) человек
— сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.
— Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
IV. Изучение нового материала
Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.
Охота стала важнейшим занятием. Лук и стрелы.
— Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.
Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.
Люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?
Прочитать пп. 1 § 2 на с. 13-14
Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным наконечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)
Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем :
2) изобретение новых орудий труда
3) научились шить одежду из шкур
4) пещеры и землянки стали использовать под жилище
2. Охота стала важнейшим занятием.
Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.
Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.
— В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.
В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи. Власть в первобытных община принадлежала женщине.
5.Закрепление изученного материала
— Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жилищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)
6. Домашнее задание:
Параграф2 стр. 13, вопросы на стр. 17
Родовые общины охотников и собирателей
Урок 3. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Родовые общины охотников и собирателей»
· Жизнь первобытных людей
· Льюис Генри Морган
Около сорока тысяч лет назад на Земле наступило очередное похолодание. На огромных просторах Европы и Северной Азии тянулись тундры и холодные степи. Северные олени проникали на Пиренейский и Апеннинский полуостров. Мамонты обитали вплоть до территории современного Рима.
В таком суровом климате и жил кроманьонец, последний, известный науке, древний человек. Его останки впервые были обнаружены в 1867 году во Франции в пещере Кро-Маньон. Она то и дала название людям, жившим около сорока – двенадцати тысяч лет назад. По своему внешнему виду кроманьонцы уже ничем не напоминали обезьяну и были похожи на нас с вами – людей современного типа. Их рост достигал ста семидесяти – ста девяноста сантиметров, походка была прямая.
Они проникли на территорию Европы и далее расселились по всей Земле.
Природные условия в разных точках Земли были неодинаковы. Сильные морозы, большое количество солнечных дней или их недостаток, резкие ветры, песчаные бури отразились на внешнем виде людей. По цвету кожи и внешнему виду они разделились на три расы: европеоидную, негроидную и монголоидную.
За сотни тысяч лет эволюции менялась не только внешность человека, но и его лицо, рост, походка. Развивались руки людей. Особенно важным было развитие большого пальца, который помогал крепко держать и тяжелое копье, и тонкую иглу.
Обратите внимание на свою ладонь: большой палец как бы противопоставлен остальным пальцам. Это и является основой хватательной функции руки. Попробуйте поднять со стола небольшой предмет, например ручку, без участия большого пальца. Ну как? Сложно? А при помощи большого пальца и еще одного? Получилось!
Произошли изменения и в охотничьем оружии. Появились разнообразные копья, дротики и гарпуны с каменными и костяными наконечниками, копьеметалки.
Свыше десяти тысяч лет назад на Земле началось постепенное потепление. Из-за перемены климата или по каким-то другим причинам навсегда исчезли мамонты и шерстистые носороги. Теперь основными объектами охоты становятся более мелкие животные: олени, лошади и другие. Все более заметной становится роль рыболовства.
В пятом тысячелетии до нашей эры человек изобрел топор. Топор использовался для обработки дерева, для изготовления лодок, строительства хижин. Вначале это было массивное, длинное орудие труда из кремня. Затем человек научился шлифовать камень путем трения его о смоченный песок. Это был довольно трудоемкий процесс, и первоначально шлифовалась только рабочая часть. Позже стали шлифовать полностью все орудие труда и научились сверлить отверстия. Сверлом служила полая кость, которую вращали, подсыпая на камень смоченный водой кварцевый песок.
Совместный труд, борьба с хищниками, общие жилье и огонь тесно сплачивали людей друг с другом. Человеческие стада постепенно превращались в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом или родовой общиной.
В родовой общине не было неравенства. Мужчины сообща охотились и ловили рыбу, изготавливали орудия труда. Женщины собирали съедобные растения, шили одежду их шкур, ухаживали за маленькими детьми, готовили пищу.
Появляются специалисты по изготовлению некоторых изделий, требующих особого навыка, продолжительного опыта, сноровки. Например, мастера по изготовлению лодок, наконечников стрел, резчики по дереву и кости. Эти мастера работали на общину: отдавали свои изделия в распоряжение общины, получая взамен продукты питания, так же как и остальные члены рода.
Дети уже с трех-четырех лет помогали взрослым. Девочки обучались у матерей готовить пищу, шить. Мальчики с возрастом учились охотиться, создавать орудия труда.
Пища, добытая мужчинами и женщинами, шкуры, рога и другие продукты труда принадлежали всему роду.
Привычка к равному дележу глубоко укоренилась у первобытных людей. Чарльз Дарвин во время кругосветного путешествия почти двести лет назад познакомился с обычаями племен, живших на Огненной Земле. Он рассказывает такую историю: когда огнеземельцам подарили кусок холста, то они, не задумываясь над тем, что испортят вещь, разорвали холст на совершенно равные лоскутики и распределили между собой.
Все вопросы, которые возникали внутри рода, решали на собрании всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины имели равные права. Окончательное решение вопросов часто зависело от мнения женщин.
На собрании избирался старейшина – наиболее старый и опытный член рода. Это мог быть мужчина, но при материнской родовой общине чаще всего старейшиной рода становилась женщина. Старейшина занимался решением мирных вопросов: руководил хозяйственной жизнью рода, разрешал споры внутри общины. Выбирался также и вождь для ведения войны. Но если не было необходимости, то эта должность могла быть незанятой.
Все члены общины были равны. Вождь рода жил подобно простому человеку и мог отличаться от своих сородичей лишь украшением. За провинность его могли сместить в любую минуту.
Внутри рода сородичи обязаны были оказывать друг другу защиту и помощь. Возникавшие между сородичами ссоры разрешались общественным судом. Обиды же, причиненные кому-либо представителем другого рода, вызывали вражду. На защиту обиженного сородича выступал весь род. Но война возникала в исключительных случаях, и она не была продолжительной. Спор стремились разрешить мирным путем.
Если было достаточно запасов пищи, то община могла состоять из ста и более человек. Но если община сильно разрасталась или не хватало продуктов питания, то от первых материнских родов отходили коллективы близких родственников, которые давали начало новым родам.
Несколько родов образовывали племя. Вожди родов входили в совет старейшин племени. Совет племени мог сместить вождей родов, регулировал отношения с другими племенами, объявлял войну, заключал мир. Племена образовывали союзы племен.
До сегодняшнего времени ученые так и не пришли к единому мнению, как образовался род. Этот вопрос является одним из самых трудных в науке о первобытном обществе. Все сведения, которые изложены в учебниках, о жизни людей в родовой общине основаны на изучении учеными-этнографами так называемых диких племен. Помните, на первом уроке мы говорили об ученых, которые поселяются в таких племенах и описывают жизнь и обычаи туземцев?
Однако, первым европейцем, кто близко узнал жизнь диких племен, был вовсе не ученый. Это был англичанин Вильям Бакли. В 1803 году он был осужден на каторжные работы и его вместе с другими заключенными привезли из Англии в Австралию: здесь тогда находилась одна из каторжных тюрем, выстроенных английскими властями.
Через три месяца Вильям Бакли бежал. Несколько недель он скитался по лесам, пока его, обессиленного, не встретили аборигены. Они спасли беглого каторжанина от голодной смерти. Бакли прожил среди аборигенов тридцать два года. Шестого июля 1835 года он вернулся в цивилизованный мир и подробно рассказал о жизни среди туземцев. Его рассказ был записан и издан в 1935.
В книге мы читаем: в поисках пищи аборигены все время кочевали, не задерживаясь подолгу на одном месте. Только если пищи было много, аборигены разбивали лагерь и оставались в нем несколько месяцев.
Жили аборигены небольшими общинами. Между общинами обычно царил мир. Общины дружили между собой, приглашали друг друга в гости, устраивали шумные пиры, вместе охотились и ловили рыбу, обменивались пищей и изделиями своего труда.
Крупный вклад в изучение первобытного общества внес выдающийся американский ученый Льюис Генри Морган.
Он родился и вырос среди американских племен ирокезов. Морган исследовал общественное устройство этих племен и узнал, что каждый род у ирокезов имел свое имя, например: Олень, Волк, Черепаха, Медведь и так далее.
Все члены рода обязаны были помогать друг другу. И если кто-нибудь из членов рода совершал преступление, то весь род нес за это ответственность.
Во главе рода стоял родовой совет. Он занимался вопросами внутри рода и отношениями с другими родами. В родовой совет входили все мужчины и женщины.
Несколько родов образовывали племя. Каждое племя имело свою территорию. Все члены племени говорили на одном языке.
Проводя свои исследования, Морган выяснил, что такие порядки были заведены и у остальных американских племен. И ученый задумался: а как обстоит дело у других народов мира? Во все концы земли Морган разослал письма. И оказалось, что все далекие от цивилизации народы жили родовым строем. Значит, решил Морган, и у ныне цивилизованных народов Европы и Азии в далеком прошлом существовал такой же общественный строй! Чтобы доказать эту гипотезу, Морган погрузился в изучение прошлого народов Греции, римлян, германцев.
Результаты исследования превзошли все ожидания. В 1877 году в своем труде «Древнее общество» Морган нарисовал величественную картину истории первобытности. С течением времени некоторые гипотезы, изложенные Морганом в его труде, были опровергнуты другими учеными, но в целом его идеи о жизни и устройстве родовой общины стали общепризнанными.