что такое рнб культура
Прошлое и настоящее R&B. Что нужно знать об этом стиле и что послушать сегодня
Давайте, наконец, поговорим о популярных жанрах. Если в «трудных» жанрах вопрос: как это воспринимать, — то в массовых тоже существуют свои проблемы коммуникации. Связанные с трудностями перевода, неясностями терминологии, которую каждый понимает, как хочет, и тому подобным. Сегодняшняя заметка посвящена казусу «стиля на три буквы» — то есть модного арэнби.
Главный стиль мейнстрима
В нашем веке R&B (Rhythm and blues, R’n’B или RnB) переживает расцвет. Еще десяток лет назад считалось, что R&B есть чисто американский продукт, никому, кроме самих американцев, не потребный. И вообще, это подделка под настоящую музыку.
Но настырность продюсеров все же дала свои плоды — в последнее время «ар-эн-би» и вправду становится «главным жанром массовой песни». Стиль этот оказывается весьма полноценным и продуктивным — хотя бы потому, что в нем появляется все больше и больше разноцветных парней и девушек с настоящими голосами, талантом и энергией. Правда, порой кажется, что термином R&B теперь называют все, что угодно. Насколько это правильно?
Некоторые конспирологи видят в подъеме R&B результат заговора продюсеров, рекорд-лейблов, глобалистов и черт-те знает кого еще. Новая мода порождает искренний восторг одних и глухое раздражение других. Стиль, который дюже раздражает именно своей гиперэмоциональностью, голосистостью, мелодичностью и откровенным гедонизмом. «Вся эта R&B-ия мне по барабану», — спела питерская альтернативная группа «Кирпичи». Намек на мажорскую тусовку некоего клуба, в котором герою песни «не хватает только шубы на голое тело».
У некоторых образованных людей (и у музыкальных журналистов) особенное раздражение вызывает само слово, настоящее трехбуквенное ругательство. R&B — это же ритм-энд-блюз! Черт возьми, мы же помним — это кто-то из старых рок-н-ролльщиков, чуть ли не Чак Берри. А теперь какие-то мулаты в шубах…
Тотальная переоценка ценностей! Куда катится мир, — нервно вопрошают нормальные вроде бы люди (и даже музыкальные журналисты). Но никто — а музыкальные журналисты тем более — не удосужились пока ответить на вопрос, где действительно это потерянное звено?
Наше исследование не претендует на глубину, всесторонность и какие-то особые изыскания. Мы лишь только, выражаясь модным новоязом, «суммировали» и «озвучили» некоторые факты из генеалогии R&B.
Зри в корень
Начнем плясать от печки. Приведем выдержку из авторитетного британского «Музыкального словаря Гроува»: «Ритм-энд-блюз. Музыкальный стиль, популярный главным образом среди афроамериканцев в период между поздними 1940-ми и ранними 1960-ми… Ведущие представители: Чак Берри, Литтл Ричард, Бо Диддли. Упрощенная «белая» разновидность р.-э.-б. — рок-н-ролл».
Скажи кому-нибудь сегодня, что великий рок-н-ролл — это всего лишь «упрощенный R&B», поймут неправильно. Хотя по сути все так: корень один, стволы разные.
В наше время термин «рок-н-ролл» обозначает любую драйвовую гитарную музыку. То же произошло и с ритм-энд-блюзом: жанр этот был настолько влиятелен и широко распространен, что чуть ли не всю послевоенную популярную музыку можно определять этим термином. Он долго развивался и в разные десятилетия выглядел по-разному.
Ритм-энд-блюз поднялся на невиданные высоты после… собственной кончины. А дело было так. Существенным катализатором процесса популяризации жанра выступил лейбл «Атлантик». Именно в его недрах ритм-н-блюз окончательно сформировался как стиль, а в скрижалях «Атлантик» навеки запечатлелись важные имена.
В том числе — Рэй Чарльз (Ray Charles). Последнего можно считать главным персонажем всей этой истории. Фигура Рэя и его сверхвлиятельное наследие — то звено, которое связывает и ритм-энд-блюз, и соул, и рок, и современный «ар-эн-би», и джаз, и все, что угодно. К началу 60-х сформировалось такое количество различных стилей, близких к ритм-н-блюзу, что его самого «задвинули». А «допинал» его не кто иной, как его же основной двигатель Рэй Чарльз, вознесший к звездам свое новое изобретение — соул.
Это ему пришло в голову скрестить риффы ритм-н-блюза и церковные песнопения госпел. Хотя многие сочли такое скрещение святотатством, но песни Чарлза «I Got A Woman» и «Hit The Road, Jack» стали сначала хитами, потом — классикой жанра, а сегодня — уже просто классикой прошлого века.
Soul: первая инкарнация
Расцвета соул достиг в творчестве певицы Ареты Франклин. В 1967 году на все той же вездесущей «Атлантик» вышла запись Франклин «I Never Loved A Man». Эта запись положила начало целой серии удачных дисков музыкантов стиля соул. И даже «умные» джазмены вроде трубача Фредди Хаббарда записывали альбомы легкого соул-джаза (см., например, альбом Хаббарда «A Soul Experiment» 1969 года).
Среди героев стиля есть такие имена, которые сегодня знает только отъявленный фанат и коллекционер. Но нельзя обойти вниманием таких музыкантов, как Клайд Макфаттер и Чак Уиллис. Творчество этих артистов приближается по своей значимости к деятельности Рэя Чарлза — они тоже немало потрудились на уже вовсю колосящейся соул-ниве, ставшей к началу 70-х классикой.
Или, например, Перси Следж — автор-исполнитель нетленки «When A Man Loves A Woman». В 1966 году эта песня, известная нам по интерпретации Саймона и Гарфанкела либо Майкла Болтона, в исполнении Следжа стала первой песней южного соула, попавшей на первое (!) место общего поп-чарта.
Причем произошло это чуть ли не случайно. Следж пел в группе The Esquires Combo, а сольную карьеру начал по наущению местного диск-жокея по имени Куин Айви. Куин Айви давал советы не просто так — он сам мечтал быть продюсером и искал себе подопечного, такого же зеленого, как и он сам. Он действительно сумел организовать Следжу запись нескольких песен.
Ту самую «When A Man Loves A Woman» выпустили синглом, который Айви издал самостоятельно. А потом быстренько продал права на сингл «Атлантику», который заодно подписал контракт с Перси Следжем. Айви обладал чутьем на артистов и конъюнктуру: в том же 1966 году голос Перси принес «Атлантику» (да и, в конце концов, всей музыке соул) еще несколько хитов в верхней десятке: «Warm and Tender Love» и «It Tears Me Up», а пару лет спустя вышла успешная «Take Time to Know Her».
Почему стиль «соул» ассоциируется с лейблом Motown?
Соул и R&B существовали, разумеется, не только на Юге. Например, в Чикаго действовал известный до сих пор лейбл Chess. На нем записывался легендарный человек, автор потрясающе трогательной и мудрой религиозной песни «People Get Ready» Кертис Мейфилд (нам, опять же, лучше известной по пошлой мейнстримовой версии тандема Род Стюарт – Джефф Бек).
А также — самородок с сочным голосом по имени Фонтелла Басс (кстати, вокалистка и супруга одного из участников авангардной джазовой группы Art Ensemble Of Chicago), Теола Килгор и Митти Калиер. На родине джаза, в Новом Орлеане, также культивировали местную разновидность соула — более фанковую и экспрессивную.
Все лейблы были достаточно активны, выпускали записи разнообразных артистов, но «лицом» соул и R&B в конце концов стал лейбл Motown, на котором записывались The Supremes, Дайана Росс, Стиви Уандер, Марвин Гэй. И даже — что теперь уже звучит как нонсенс — Майкл Джексон.
Правда, в составе группы Jackson 5, но все равно приятно. Поскольку артисты Motown добивались ошеломительного коммерческого успеха и известны до сих пор (причем не только Майкл Джексон), в сознании белого человека это именно тот лейбл, который сделал термины «соул/R&B» и «поп» — синонимами.
То, что мы сейчас называем R&B — безусловно, родственник и потомок того самого ритм-энд-блюза. Просто очень дальний. Мы увидели, как за несколько десятков лет ритм-энд-блюз менялся, развивался, сливался со старыми направлениями и расщеплялся на новые.
Посему на первый взгляд кажется, что существует неразрешимое эстетическое противоречие между милыми и наивными старыми певцами и новыми чуваками в пестрой одежде (либо, наоборот, между современными трепетными девами и чувственными большегубыми певицами позапрошлых десятилетий).
«Гламурные» восьмидесятые: в глубокой попсе
То, что сейчас мы огульно называем R&B — это одно из ответвлений, наиболее коммерчески успешное.
Творчество таких исполнителей, как Теренс Трент Д’Арби, Дженет Джексон, трио TLC и.т.п., в более узкой стилевой классификации именуется Urban Contemporary («современный городской»). Термин Urban Contemporary, или просто Urban, появился в 80-х, и с тех пор он собственно и применяется по отношению к ритм-энд-блюзу и соул 80-90-х.
Urban — очень мягкий, отполированный и идеально спродюсированный. Музыка действительно «современная» по качеству продакшн и «городская» по ощущениям. До конца 80-х urban был поп-ориентированным жанром. Большинство тогдашних звезд жанра — Дженет Джексон, Билли Оушн и Уитни Хьюстон — попадали не только в R’n’B/soul чарты, но и в общие поп-чарты. А с другой стороны, очень известный, ныне покойный, певец, лауреат «Грэмми» Лютер Вандрос никогда не классифицировался как попсовик.
Urban, как и почти любой песенный жанр 80–90-х, испытал влияние хип-хопа. Продюсер Тедди Райли соединил два этих стиля (с вкраплением рэпа), назвав свое изобретение New Jack Swing. Звездой этого стиля стал Бобби Браун. Примерно в то же время сложились продюсерско-авторские дуэты, чьи подопечные исполняли уже совсем привычный нам эмтивишный поп-R&B.
Продюсерский дуэт Джимми Джем и Терри Льюис занимались звучанием Дженет Джексон. Группу En Vogue довели до ума Дензил Фостер и Томас Макэлрой. Продуктивную команду образовали человек по прозвищу Бейбифейс (также заработавший популярность как певец) и Антонио «Элей» Рейд.
Самые влиятельные стили черной музыки последних десятилетий XX века — рэп и хип-хоп — повлияли на что угодно и, разумеется, не могли не повлиять на R&B. Так в 90-е народилась новая разновидность коммерческого R&B — «хип-хоп соул». В принципе, он похож на new jack, но с менее отполированным и гладким звучанием и более фанковыми и рваными ритмами. Вот как-то так все и сложилось.
Что слушать?
Из старенького. Марвин Гэй (Marvin Gaye). Удивительный мелодист. «Отец» кучи хитов. Его песни исполняют и рокеры, и джазмены. Слушать — все, что угодно. На худой конец, сборник лучших вещей. Половину этих песен вы наверняка узнаете — правда, наверняка слышали их «в каком-то другом исполнении».
Эл Грин (Al Green). Человек, в отличие от Гэя — не «трагической судьбы». Священник. Обладатель удивительного по красоте масляного голоса. Не записывался два десятка лет (церковная служба, знаете ли). Пару лет назад взялся за старое — за альбомы. Диск «I Can’t Stop» и, особенно, заглавная песня — шедевр.
Из средненького. 80-е родили массу звезд нео-соул, urban contemporary или как там еще это все называлось. Для меня же Человек Номер Один — Теренс Трент Д’Aрби (Terence Trent D’Arby). Кто не знает балладу «Sign Your Name»? Весь альбом «Introducing the Hardline According to Terence Trent d’Arby» (1987) — шедевр. Недаром он много месяцев провел на вершинах хит-парадов по обе стороны Атлантики.
И из новенького. Индиа Ари (India.Arie). Крайне популярная в США и Европе, увенчанная «Грэмми» Индиа Ари у нас известна не очень хорошо. А зря. Прекрасный голос, артистизм, мелодичные песни. Хотя и несколько тинейджерской направленности. Я сам не верил, пока не побывал на ее огромном концерте в Стокгольме.
Анастейша (Anastacia). Мейнстрим, хиты, альбомы-бестселлеры… Вроде бы совершенно попсовая история. Может, и так. Но главное: Анастейша — совершенно неправдоподобная вокалистка, виртуозный тонкий мастер. Настоящее искусство. Я сам не верил, пока не побывал на стопроцентно живом концерте певицы. Да, кстати — на Тину Тернер она совсем не похожа!
Джосс Стоун (Joss Stone). Феномен последних лет, белая британская девушка с феноменальным «черным» голосом. Рекомендуем феноменальную дебютную работу — «The Soul Sessions» (2003)
«Мы показываем то, чего нет в интернете». Как РНБ снимает тиктоки о старинных журналах, дореволюционном стендапе и драке в читальном зале в стиле Mortal Combat
В марте 2021 года у Российской национальной библиотеки появился аккаунт в TikTok. В коротких видео сотрудники РНБ рассказывают истории про дореволюционный стендап, британские карикатуры о России XIX века и редкие фото Максима Горького. Сейчас у аккаунта почти 40 тысяч подписчиков.
Заместитель руководителя пресс-службы РНБ Андрей Тарасов рассказал «Бумаге», зачем библиотеке вести блог в TikTok, как снимали ролик про драку в читальном зале в стиле Mortal Kombat и как на видео реагирует аудитория.
Как у библиотеки появился блог в TikTok
— В феврале 2021 года наш генеральный директор Владимир Гронский на форуме «Книжный маяк Петербурга» объявил, что библиотеке пора идти туда, где находится молодежь, — в TikTok. Сформулировал задачу, и мы вместе с его заместителем Валентином Сидориным за несколько дней разработали контент-план на месяц вперед.
За полгода до этого, в октябре, мы с коллегами уже обсуждали идею создания страницы в TikTok, но мнения разделились: лично я считал, что нам туда идти не надо и вообще TikTok надо в России запретить как соцсеть, отрицательно влияющую на молодежь. Но директор мыслил иначе, и когда мы туда все-таки пришли, то поняли, что нас там ждут.
Первый приветственный ролик с представлением библиотеки за несколько дней собрал более 200 тысяч просмотров. Для нас это был эксперимент, который оказался успешным: с марта по июнь наши ролики набрали более 5 миллионов просмотров. Другие соцсети мы также ведем, но такой популярности, как в TikTok, не снискали.
Все видео начинаются стандартно: «Здравствуйте, друзья!» — такая форма обращения была выбрана не случайно: сразу понятно, что мы открыты, рассказываем просто и без пафоса. Перебирались разные варианты: товарищи, господа, судари и сударыни нам не подходили, ведь библиотека объединяет людей всех политических взглядов и сословий.
Как в РНБ снимают видео о дореволюционных велосипедах, информационной войне в XIX веке и драке в читальном зале
— Над проектом работает команда из трех сотрудников пресс-службы и девяти специалистов из различных отделов библиотеки, занимающихся хранением и обработкой фондов. Отдельных специалистов мы не набирали: не было смысла, ведь для нас главное — это знания наших сотрудников.
Для обсуждения плана мы создали отдельный чат и там обмениваемся идеями. Все видео снимаем на телефон: чаще всего каждый записывает ролик сам или просит коллегу. Идею обсуждаем заранее — так же, как и текст. Перед съемкой обязательно репетируем, и снимаем, как правило, с трех-четырех дублей. Иногда получается и с первого.
Сотрудники библиотеки охотно соглашаются сниматься. Почти в каждом фонде библиотеки есть те, кто часто выступает публично, потому говорить на камеру у них получается легко. Бывают, увы, отказы, но мы не настаиваем. В таком случае рассказывает кто-то из сотрудников пресс-службы.
Идеи придумываем разные — важно находить интересные вещи в контексте информационной повестки. Например, проходит форум, на котором обсуждают профориентацию молодежи, и мы задаемся вопросом: а какие профессии были 150 лет назад и какие из них сохранились? Zoom изменил условия для российской науки — а знали ли вы, что первый скайп изобрели в СССР? Увеличилось количество ЧП с участием велосипедистов и самокатчиков — давайте мы вам расскажем о самых безумных моделях велосипедов конца XIX века?
Снять ролик «Это разборка питерская» про потасовку в одном из читальных залов предложил первый заместитель гендиректора Валентин Сидорин. Решили обыграть эту странную ситуацию с юмором, и я предложил изобразить ее через героев компьютерной игры Mortal Kombat. Видеоролик мгновенно стал виральным и волной прошел по социальным сетям, крупнейшим изданиям, блогерам-миллионникам и федеральным телеканалам. Было приятно, когда нашу отработку негативного инфоповода назвали блестящей. Но сама ситуация, конечно, печальная: устроить драку в библиотеке… Смех сквозь слезы.
Пока нам удается сохранять темп: со 2 марта мы каждый день публикуем по одному ролику. При подготовке, конечно, помогает опыт публичных выступлений. Мне помогает опыт работы на телевидении, коллегам — навык интервью телеканалам и участие в форумах, научных конференциях.
Как на видео реагирует аудитория и что библиотека отвечает на комментарии
— 99 % отзывов на наш блог — положительные и даже восторженные, люди соскучились по такому контенту. Часто зрители предлагают нам идеи, просят рассказать о каком-то событии, книге. Мы охотно идем навстречу.
Положительные комментарии, конечно, нас вдохновляют. Мои самые любимые такие: «Пожалуйста, оставьте меня на этой светлой стороне TikTok»,
«Хотел уже удалить TikTok, но тут появились вы, спасибо!», «Кто бы мог подумать, что лучшим аккаунтом в TT станет аккаунт библиотеки».
К ответам на комментарии стараюсь подходить вариативно. Например, к ролику о том, как певица Дора снимала клип к песне «Втюрилась» в зале эстампов (отдел, где хранятся гравюры, рисунки, альбомы, открытки — все, что связано с иллюстрациями — прим. «Бумаги», появилась такая ветка обмена комментариев со зрителем.
Недавно мы начали знакомить аудиторию с нашими экскурсоводами. Продолжим рассказывать о наших уникальных фондах, также расскажем про столовую и про мытье скульптур.
А еще вы знали, что известный многим поколениями советских детей Мурзилка в 1924 году был черно-белым щенком, а желтым пушистым существом стал в 1937 году? Но изначально мурзилками называли лесных человечков в цикле рассказов Анны Хвольсон «Задушевное слово» в 1887 году. Самих человечков нарисовал американский художник Палмер Кокс в 1883 году, и назывались они «брауни». Готовим ролик об этом.
Что в РНБ думает о своем успехе и о TikTok в целом
— Предполагаю, что успех аккаунта связан с тем, что мы показываем вещи, которые порою невозможно найти в интернете, — то есть всё дело в уникальном и великом культурном достоянии, которое хранится в Российской национальной библиотеке. Мы стараемся рассказывать о том, что нам самим интересно, и говорить естественно, будто нас и зрителя не разделяет экран смартфона. Словно делимся с друзьями: «О, знаешь, что я нашел? Сейчас я тебе такое расскажу!»
TikTok — очень удобный, современный и популярный инструмент общения с аудиторией. Но главное, что социальная сеть помогает нам реализовывать важную часть нашей миссии: просвещать граждан России. А еще так мы повышаем узнаваемость бренда Российской национальной библиотеки и популяризируем наши электронные ресурсы и события. Сейчас в TikTok появилось много аккаунтов различных учреждений культуры, в том числе библиотек, — коллеги четко улавливают тренды и к созданию роликов подходят творчески, нам нравится.
Сегодня мы убиваем время не перед телевизором, а листая ленты соцсетей. Фильмы или кафе выбираем по советам блогеров, а не критиков. Чтобы разобраться, как изменилась информационная реальность, «Бумага» и «7×7» при поддержке Европейского союза запускают проект «Все мы медиа». В нем мы рассказываем о региональных и нишевых авторах, ставших авторитетными медиа, проводим социологические исследования и серию фестивалей «Кампус»
Читайте интервью с петербургским студентом, который в своем блоге простым языком пересказывает научные исследования — о фэтфобии, мирных протестах и контрактной армии. А еще — историю девушки, которая уже 10 лет живет с сахарным диабетом первого типа, и снимает про это тиктоки.
Вдохновлялись популярной некогда видеоигрой Mortal Combat.
В TikTok Публички, как принято называть библиотеку (изначально она Императорская публичная библиотека) за минуту можно узнать и увидеть, например, как инфрмационную войну против России вели в Англии 170 лет назад и сравнить с информационной войной сегодня:
Зачем книги в читальном зале прикованы цепями:
Как и где живут библиотечные коты, наконец:
Подписчики и правда в восторге. Оставляют такие комментраии: «Это лучший тикток России!»; «Хотел уходить из тиктока, а тут вы»; «Рад оказаться на светлой стороне тиктока»; «Так историю должны преподавать в школе. Вот бы мой учитель так рассказывал!»
В пресс-службе РНБ 12 человек. Библиотечным TikTok постоянно занимаются пять человек. Процесс такой: нужно придумать тему, снять видео и смонтировать.
За полтора месяца у роликов РНБ в общей сложности 3 миллиона 700 тысяч просмотров. Без накруток и привлечения маркетинговых и коммуникационных агентств. В библиотеке говорят, что люди просто соскучились по интересной истории, которая подается понятным языком:
— Пляски, пропаганда простых решений и курс на дебилизацию надоел. Молодежь хочет знать историю. Да и взрослые тоже. Мы рассказываем подробности забытых событий. О том, как в Петербурге убили Александра II, как раньше в городе праздновали Вербное Воскресенье. И это интересно
Сейчас на страницу Российской национальной библиотеки в TikTok подписано почти 40 тысяч человек, они активно делятся видео. В пресс-службе РНБ амбициозная команда: тут хотят как минимум 100 тысяч подписчиков и 10 миллионов просмотров до конца года.
Все для того, чтобы просвещать. И чтобы молодежь приходила в библиотеку не только онлайн. Мест тут, несмотря на последние события, хватит всем.
Российская национальная библиотека сегодня
27 мая 2020 года исполнилось 225 лет со дня основания Российской национальной библиотеки (РНБ) – старейшей публичной и первой национальной библиотеки России, учрежденной в 1795 г. по Указу императрицы Екатерины Великой. Все эти годы Библиотека – ныне одна из крупнейших в мире и вторая по величине фондов в Российской Федерации – служит российской культуре и науке, хранит национальную память, способствует просвещению населяющих Россию народов и распространению идей гуманизма.
Миссия Библиотеки – собирание, сохранение и предоставление в общественное пользование универсального фонда документов, отражающих накопленные человечеством знания и имеющих отношение, прежде всего, к России и ее национальным интересам. Известная в мире как величайшая сокровищница письменности, РНБ занимает исключительное место в истории русской и мировой культуры.
В 1992 году Указом Президента РФ Библиотеке присвоен статус особо ценного объекта национального наследия, составляющего историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. Библиотека отнесена к учреждениям высшей категории охраны и учета, пользуется особыми формами государственной поддержки и включена в Государственный Свод особо ценных объектов национального культурного наследия народов Российской Федерации. На основании Федерального закона о библиотечном деле (1994 г.) РНБ является национальной библиотекой Российской Федерации, ее учредитель – Правительство Российской Федерации.
Размещенная в специально построенном комплексе зданий в историческом центре Санкт-Петербурга, Библиотека в своем архитектурном воплощении была и остается, наряду с Эрмитажем и Русским музеем, одним из ключевых символов национальной культуры.
В фондах Библиотеки хранится более 38,6 млн экз. произведений печати и иных информационных ресурсов, в том числе и на электронных носителях, доступных широкому кругу пользователей. Ежегодно РНБ посещает около 850 тыс. читателей, которым выдается до 5 млн изданий, к ее электронным ресурсам обращаются за год свыше 10 млн удаленных пользователей. В 2003 г. в Библиотеке был введен единый читательский билет, и отменены образовательные ограничения на посещение читальных залов всеми категориями читателей, которым обеспечена полная доступность информационных ресурсов.
Сохраняя культурную и историческую преемственность, верность библиотечным традициям, заложенным еще в Императорской Публичной библиотеке, РНБ сегодня — современное информационное учреждение, оснащенное новейшим оборудованием и своевременно отвечающее на насущные вызовы времени. В области информационных технологий Библиотека выступила одним из инициаторов создания первой корпоративной библиотечной системы в России ЛИБНЕТ, совместно с другими библиотеками участвовала в разработке стандарта библиографического описания в национальном коммуникативном формате RUSMARC. Был создан электронный каталог, электронная библиотека, обеспечен удаленный доступ к библиотечным ресурсам, реализованы другие инновационные проекты, поднявшие обслуживание на качественно новый уровень. РНБ приняла активное участие в формировании Национальной электронной библиотеки, разработке и реализации проектов, Европейской цифровой библиотеки и Мировой цифровой библиотеки – электронных библиотек, отражающих важнейшие документы отечественной, европейской и мировой культуры. Дальнейшее внедрение новых средств доставки и доступа к информации не только сделает удобным пользование многомиллионными фондами РНБ, но и приблизит национальную библиотеку к читателям в любом уголке земного шара.
Совершенствуя обслуживание, РНБ развивается также как современное научно-информационное, научно-исследовательское, научно-методическое, образовательное, культурно-просветительное учреждение федерального значения в области библиотечного дела, библиографии и книговедения, организационно-методический центр для библиотек РФ.
РНБ играет важную роль в жизни российского и мирового библиотечного сообщества: в Библиотеке находится штаб-квартира Российской библиотечной ассоциации, регулярно происходят встречи представителей библиотек России и стран СНГ, ежегодно проходят научные конференции и другие мероприятия национального и международного масштаба, Библиотека участвует в работе международных библиотечных объединений – IFLA, LIBER, CERL, СENL, Bibliotheca Baltica и др.
Основные перспективы развития РНБ связаны с дальнейшим пополнением фондов национальной печатной продукцией и изданиями на электронных носителях и обеспечением все более свободного и полного доступа к фондам. Для выполнения этой задачи Библиотека ставит и решает проблемы, связанные с совершенствованием управления и оптимизацией деятельности: разрабатывает общую стратегию развития Библиотеки в XXI веке, совершенствует структуру и организацию работы, модернизирует производственные процессы и осваивает новые технологии, обновляет политику формирования библиотечных фондов и разрабатывает новые модели обслуживания в современном информационном пространстве, реализует Национальную программу сохранности библиотечных фондов, осваивает новые методы раскрытия фондов и информирования читателей, участвует в формировании и осуществлении государственной библиотечной политики в Российской Федерации.
В настоящее время многоплановая деятельность Библиотеки ведется на нескольких территориально разделенных площадках: исторический комплекс зданий Императорской Публичной библиотеки в центре Санкт-Петербурга (пл. Островского, д. 1-3, Невский пр., д.37, Садовая ул., д.18-20), Новое здание по адресу: Московский пр., д. 165, корп. 2, а так же филиалы по адресам: наб. р. Фонтанки, д. 36, 4-я Красноармейская ул., д. 1/33 и др.).
На комплекс Нового здания приходится основной акцент развития РНБ, здесь размещаются основные ресурсы (фонды, поисковые системы, обслуживающие отделы, читальные залы). В комплексе Главного здания сосредоточены фонды старопечатной книги и рукописей, отдельные коллекции, фонды изоискусства, картографических изданий, а также отделы, сочетающие научно-производственную и научно-исследовательскую деятельность, издательство РНБ, книжный салон, учебный центр РНБ, Центр генеалогии, административно-хозяйственные подразделения, дирекция РНБ и др.
Библиотека опирается на поддержку и содействие со стороны общественности. Известные ученые и деятели культуры, другие добровольные помощники, дарители и меценаты, способствуют процветанию РНБ, обогащению ее фондов и созданию благоприятных условий для реализации уникальных возможностей Библиотеки. Их бескорыстная деятельность направлена на формирование положительного имиджа Библиотеки как многофункционального библиотечно-информационного и культурно-просветительного комплекса XXI века, осуществляющего свою деятельность в интересах развития общества.