что такое риторика в школе

Консультация для педагогов «Что такое риторика»

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школе татьяна голубева
Консультация для педагогов «Что такое риторика»

Здравствуйте, уважаемые коллеги. сегодня мы поговорим с вами о риторике. Часто педагогвыступает в роли оратора: перед родителями, учениками, воспитанниками, коллегами. Как сделать свое выступление доступным, интересным, запоминающимся? В этом Вам поможет РИТОРИКА.

Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается изучением ораторского искусства, красноречия, мировоззрения и правилам построения речи.

Самый первый профессор из Рима Квинитилиан назвал риторику как «искусство хорошо разговаривать». Однако Платон, который жил 500 лет до него, говорил, что риторика — это искусство убеждать.

3. Сподвигнуть публику на что-то

Виды риторики:

1. Политическая — это инструмент управления в политической системе. Обладает публицистической речью с функцией убеждения общества.

2. Юридическая — необходима юристам для произнесения публичной судебной речи и воздействия на правосознание людей. Также нужна для построения объективно аргументированного рассуждения в суде.

3. Военная — нужна для военной культуры и адаптации людей к службе. С ее помощью повышается качество выполнения поставленных задач при службе. Например, мотивация солдат к военной задаче.

4. Педагогическая — используется для оптимизации процесса передачи опыта. Например, хорошая речь преподавателя перед учениками. Она рождает любознательность и интерес к теме.

5. Дипломатическая — необходима дипломату в дипломатических миссиях. Это общение государств посредством своих представителей. Тут тоже нужно следить за речью и соблюдать важные правила.

Ораторское искусство перед публикой

Ораторское искусство предполагает, что оратор и его аудитория должны быть полностью совместимы друг с другом.

Если я говорю перед специалистами, мне стоит пользоваться более профессиональными фразами и терминами.

А если идет разговор перед неопытной аудиторией, тогда нужно более педагогически построить речь. Лучше начать с самых базовых концептов и только медленно продвигаться вперед.

Если это разговор перед молодой публикой (студенты и академики, то стоит выступать динамично и быть более смешным.

Но если выступаем перед профессорами и деканами, то нужно быть более серьезней и чуть меньше шутить.

И вот, что самое интересное в риторике! Одна и та же речь будет любимой и пользоваться огромным успехом перед одной аудиторией. Однако при этом будет полностью отвергнута другой.

Из этого следует, что хороший оратор всегда задаст себе вопрос — кто передо мной сидит? Кто моя публика и каковы особенности целевой аудитории? Что они знают и что им было бы интересно услышать?

Как научиться красиво говорить

Прочитанная речь гарантирует, что вас не будут слушать. Поэтому говорите свободно и не считывайте с листа.

Говори, как можно короче

Поэтому старайтесь делать свое выступление не более 20 минут.

Ораторское мастерство с эмоциями

Ораторское мастерство обязательно должно быть с эмоциями. Многие перед публикой хотят полностью казаться серьезными и значимыми. Они забывают, что говорить с эмоциями, это очень важно. Ведь эмоции сподвигают людей дальше слушать и запоминать.

Если вы эмоциональны- публика запомнит вас!

Структура выступления оратора

Чтобы главная мысль Вашего выступления запомнилась используйте в своей речи:

1. Повторение. Если есть главный аргумент, который мы повторяем на первой, двенадцатой и восемнадцатой минуте, то повышается вероятность, что аудитория запомнит именно то, что нужно.

Повтор, это очень простая особенность риторики. Все что нужно сделать, это просто повторить свою главную мысль

2. Пауза — это вторая риторическая фигура. Часто, когда нервничаем перед публикой, мы думаем о том, как побыстрее закончить. И склоняемся к тому, чтобы быстро разговаривать и вообще, не делать пауз.

3. Метафора — это третья риторическая фигура, которая визуализирует идею. К примеру, если сказать, что он боролся как лев, звучит более впечатляюще. Это лучше, чем просто сказать, что он очень сильно боролся.

Поэтому нужно найти метафору (картину) для своей главной мысли. Это отличная идея для любого оратора.

Подумайте, в каком месте нужно визуализировать главную идею. Что и какую картину нужно нарисовать публике, чтобы она запечатлелась в их памяти.

Именно голос оратора определяет настроение. голос должен быть достаточно громким, четким, внятным. По нему мы воспринимаем человека и можем представить, как он себя чувствует.в речи оратор использует:

В каждом предложении мы подсознательно ставим конкретное ударение. С его помощью полностью меняем значение предложения.

К примеру, давайте возьмем простое предложение.

Я это сейчас не хочу.

Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я».

Я ЭТО СЕЙЧАС НЕ ХОЧУ

Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это». Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу.

Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.

И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.

Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.

Стоит упомянуть и про мелодичность голоса. Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины.

Все идет в одном или двух тонах. Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает.

Женщины часто говорят слишком эмоционально. Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать.

Поэтому нужно найти баланс.

Практикуем искусство речи

Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух.

Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом. Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению.

Язык мимики и жестов

Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными.

Где и как стоять во время презентации

Стойте фронтально к публике.

Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный.

В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене.

Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему. Кажется, что он что-то прячет.

Как побороть боязнь сцены

Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией.

Почему у многих есть сценический страх?

Откуда возникает сценический страх?

• Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового или того, что редко делают.

• Вторая причина, почему люди боятся выступать перед публикой, это боязнь сделать ошибку. Рекомендую не обращать внимание на ошибки и относится к ним спокойно. Ошибка — это нормально. Из нее вы извлекаете урок.

Эффект компетентности — это первый совет против сценического страха. Если компетентны в теме, то будете чувствовать себя более уверенно во время презентации. Если ты владеешь темой, то слова автоматом будут следовать за тобой.

Поэтому если в своей теме вы не большой эксперт, то лучше заранее подготовится

Теперь вы знаете, что изучает риторика и для чего она нужна. Для этого мы рассмотрели важные основы и секреты ораторского искусства. Также знаем, как научиться правильно и красиво говорить на своих выступлениях перед публикой. Остается только соблюдать правила и практиковать упражнения для ораторов.

Прикреплённые файлы:

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школе«А небо над Ситцевой Страной такое разное». Консультация для педагогов. Часть 3 «Как сделать фон» «Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета вечер, Какого цвета ветер.» А действительно, какого цвета ветер? Вот ветер,.

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школеКонсультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школеКонсультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школеКонсультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школеКонсультация для педагогов и родителей «Роза ветров. Что это такое и для чего она служит?» Этот материал будет полезен педагогам и родителям для ознакомления и расширения знаний детей об окружающем мире. Одним из важнейших явлений.

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школеКонсультация для родителей, педагогов «Что такое православная сказка?» Сказки – это важная часть жизни ребёнка, но любят их и взрослые. Через волшебный и удивительный мир православных сказок дети могут познать.

Консультация «Что такое лэпбук» На сегодняшний день в России лэпбуки стали достаточно популярны. Педагоги со всех уголков нашей страны принялись за творчество: «Лэпбук.

Источник

Научная работа «Школьная риторика»

Отдел образования и молодежной политики Янтиковского района Чувашской Республики МБОУ «Яншихово – Норвашская СОШ».

что такое риторика в школе. Смотреть фото что такое риторика в школе. Смотреть картинку что такое риторика в школе. Картинка про что такое риторика в школе. Фото что такое риторика в школе

Методическая разработка, прикладная методическая продукция.

русского языка и литературы

МБОУ «Ян.-Норвашская СОШ»

Янтиковского района ЧР

Ахметова Анжелика Геннадьевна

Цель и задачи составления методической разработки с.3

Основная часть. с.5-6

Проблема. Затруднение в общении выпускников школ в разных жизненных

Цель: обучению успешному общению.

1. Проанализировать, в чём содержание школьной риторики как инновационного предмета.

2. Раскрыть понятие двух смысловых блоков «Общение» и «Речевой жанр».

3. Доказать, что нравственно- риторическая идея является важным компонентом

… Во всем мире при решении вопросов модернизации образования в центре

оказываются вопросы культуры человека, в частности то, как современные

люди умеют контактировать, понимать позицию другого человека,

находить согласованные решения…- то есть как человек умеет общаться.

Каково содержание школьной риторики как инновационного предмета? Почему школьная риторика не может быть компонентом курса русского языка? Ведь многие специалисты полагают, что риторика может стать таким компонентом.

В содержании предмета, которое нашло отражение в разработанной нами программе, можно выделить два смысловых блока:

Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.

(В данном случае мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в жизни, в реальной речевой практике: жанр просьбы, дискуссии, отзыва, информационного сообщения, резюме и т.д.)

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.

Для оптимального выбора речевого жанра большое значение имеет учет компонентов речевой ситуации. Так, побуждение может быть выражено в жанре команды, приказа, требования, просьбы. И выбор уместного жанра (что говорится и в какой форме) будет зависеть от адресата и самых различных обстоятельств общения.

Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы отобрали наиболее важные и актуальные для учеников и сделали их предметом обучения в школе. Мы стремимся показать как своеобразие жанров, так и их разнообразие, в том числе синтез жанров (например, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.


Выделяются коммуникативные, риторические умения двух типов:

— первые (У-1) умения анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

Многие риторические умения, такие как, например, умение выделять главное в тексте, обсуждать дискуссионные вопросы, выступать с докладами, являются общеучебными умениями.

Итак, риторику можно характеризовать как инновационный предмет с точки зрения ее содержания. Сейчас изобретаются самые разные методы и приемы обучения . Методы и приемы обучения на уроках риторики учитывают психологические особенности современных школьников. Как показывают наблюдения, школьники лучше усваивают учебный материал, если

они понимают его значимость в их жизни, будущей деятельности, карьере;

эта информация преподносится в запоминающейся, наглядной форме;

используется проблемно-диалогический метод, который помогает ученикам самим открывать знания;

учитываются индивидуальные особенности речевого развития каждого ученика и класса в целом.

Отметим такие инновационные методы и приемы преподавания, как:

Риторический анализ устных и письменных текстов;

Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (кто, кому, что, зачем, где, когда и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий (пишущий); что хотел сказать; что сказал ненамеренно.Обсуждение этих вопросов позволяет проанализировать не только то, что и как сказал говорящий (пишущий), но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

В риторических задачах дается описание нескольких значимых компонентов для определенной речевой ситуации, в их числе:

для чего, зачем (задача высказывания);

— о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

Требуется создать высказывание (речевой жанр) с учетом указанных компонентов, чтобы решить поставленную коммуникативную задачу.

Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Из вышесказанного очевидно, что основные методы и приемы обучения риторике носят инновационный характер.

Школьная риторика как дополнительный предмет представлена в инновационных учебных пособиях под научным руководством и редакцией Т.А. Ладыженской * (с 1 по 11 класс), которые получили грифы МО РФ «Рекомендовано» и «Допущено».

1) рисунки, которые изображают постоянных персонажей (Риторика, Олю, Колю, ритора из Древней Греции и т.д.); отражают и/или уточняют коммуникативную ситуацию; создают эмоциональный настрой для выполнения различных заданий;

2) фотографии, репродукции, кадры из фильмов, видеофильмов, телепередач для успешного выполнения различных риторических заданий;

3) таблицы, схемы, поясняющие некоторые сложные понятия, их соотнесенность друг с другом;

4) шрифтовые выделения (плашки, цвет, размер букв);

5) условные обозначения.

Кроме того, на уроках риторики широко используется:

Итак, у нас есть основания утверждать, что риторика общения является инновационным учебным предметом, который должен стать элементом дополнительного образования.

Заключение

Ни один из традиционных школьных предметов не учит эффективному общению, очень важным для жизни коммуникативным умениям. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе «Требования к уровню подготовки учеников» декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.

Риторика как дополнительный предмет восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях.

Таким образом, современную риторику с точки зрения цели обучения можно характеризовать как инновационный предмет, который выполняет важный социальный заказ настоящего времени. Ранее этот значимый социальный заказ не учитывался при разработке системы школьного образования.

Проведённое исследование подтвердило гипотезу об успешном речевом развитии учащихся классов, в которых была введена риторика. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные риторические фигуры и тропы. В их речи чётче прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Одним из наиболее ярких показателей эффективности предмета риторика в этих классах является объём слов, заключённых в высказывания и малая степень допуска лексических ошибок. Речь становится более грамотной и убедительной. Практически у всех учащихся преодолён страх публичного выступления, они более активны и раскованы, нежели учащиеся классов, где риторика не преподавалась.

Учителя отмечают, что учащиеся класса, где преподаётся риторика, стали более раскрепощены, они перестали бояться говорить, меньше стало “молчунов “. У детей даже появился какой – то блеск в глазах. Лучше они стали строить свои высказывания, сами ответы стали более объёмными.

Айдарова Л. И., Цукерман Г. А. Психологическая необходимость изучения поэтики в курсе русского языка // Вопросы психологии, № 1,1977.

Античные риторики. М., 1978.

Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983, с. 118 – 128.

Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999.

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 423.

Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: “Наука “, 1991.

Берхин Н. Б. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков // Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 99 – 107.

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов – на – Дону, 1996, с. 576.

Вербитская Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993, с. 143.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Гольдин В. Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзоко М. В., Шапова Л. А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.

Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.

Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

Зарифьян Н. А. Теория словесности. Библиография и комментарий. М., 1990.

Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М., 1975.

Зыбина Т. М. Ещё раз о риторике // Русский язык в школе, 1987, № 6.

Иванова С. Ф. Риторика завоёвывает место в школе // Русский язык в школе, 1991, № 2.

Интегрированный урок – игра “Сказка и речевой этикет “// Русский язык в школе, 1995, № 2.

Киселёва А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1989, № 3.

Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 1992.

Кохтев Н. Н. Риториа. М.: » Просвещение «, 1994.

Кохтев Н. Н. Риторика. Программа для VII – IX классов гимназий и лицеев гуманитарного направления // Русский язык в школе, 1993, № 3.

Ладанов И. Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 1995, с. 220 – 226,272 – 304.

Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986.

Ладыженская Т. А. Информационно – методическое письмо // Начальноя школа, 1997, № 8.

Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Новый комплекс “Детская риторика “// Начальная школа, 1995, № 5, с. 54 – 58.

Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И. Речь и культура общения // Начальная школа, 1990, № 8.

Леммерман Х. Учебник риторики. М., 1997.

Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М., 1977, с. 223 – 228.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. И., 1975.

Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.

Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1981.

Львова С. И. Язык в речевом общении. М., 1991.

Малышев А. А. Умение убедительно воздействовать речью. Ужгород, 1994.

Маркова А. К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 21 – 32.

Марченко О. И. Риториа как норма гуманитарной культуры. М., 1994.

Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1980.

Михайличенко Н. А. Риторика. М., 1994.

Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. М., 1996.

Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

Об ораторском искусстве. М., 1973. Общая риторика. М., 1986.

Пичугов Ю. С. Программа курса » Риторика » для Х классов // Русский язык в школе, 1993, № 2.

Платон. Федр // Собрание сочинений в 4 Томах, Т. 2, М., 1993.

Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. М., 1991.

Речь. Речь. Речь // Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1990.

Рождественский Н. С. Риторика публичной речи. М., 1989.

Русская риторика. Христоматия. М., 1996.

Смелкова З. С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.

Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995.

Сычёв О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М., 1991.

Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972, с. 103.

Источник

Что такое риторика в школе

Инновационный курс риторики для школы авторского коллектива под руководством доктора наук профессора Т. А. Ладыженской предназначен для обучения успешному общению в современных условиях. Такая задача ранее не ставилась в рамках школьного образования. Т. А. Ладыженской впервые были определены концепция, программа, технология обучения и созданы учебники, специально ориентированные для обучения речи. Этот предмет существенно дополняет предмет «Русский язык». Цели изучения «Риторики» можно сформулировать в виде содержательно-целевых линий развития средствами предмета.

Зачем же нужно изучать предмет «Риторика»

Чтобы эффективно общаться в различных ситуациях, решать разнообразные коммуникативные задачи, которые ставит перед человеком жизнь, в конечном счете для успешной самореализации человека.

Речь учащихся обогащается лексическими, грамматическими, интонационными и другими средствами связи, важными для устных и письменных высказываний;

Чтобы развивать интеллект, гибкость мышления, эмоциональную сферу, умения и навыки оценки и самооценки, совершенствовать креативные способности, воображение, речевой слух, речевую память, чувство языка. Это достигается реализацией 3-й линии развития, которая обеспечивается не только содержанием и направленностью курса, но и применением специальных методов, приемов, специфической организацией преподавания, обусловленной особенностями предмета. Среди них важное место занимают такие методы и приемы, как риторический анализ, риторические задачи, риторические игры.

Чтобы решать воспитательные задачи: помочь школьникам в осмыслении нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей, важности доброжелательного, уважительного отношения к людям, направленного на сотрудничество, взаимодействие. Это 4-я линия развития.

Каковы особенности понятийной основы этого нового курса

В программе школьной риторики выделяются два смысловых блока:

Как реализована технология обучения успешному общению в учебниках по школьной риторике

В учебниках (и на уроках) риторики важное место занимают специфические приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задачи, риторические игры.

Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (что, кому, зачем, где и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий (пишущий); что хотел сказать; что сказал ненамеренно. Обсуждение этих вопросов позволяет проанализировать не только то, что и как сказал (написал) коммуникант, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

При этом школьники учатся оценивать не только чужую речь, но и собственную. При формулировке риторических задач задаются значимые компоненты речевой ситуации, в том числе:

Риторические игры, в отличие от риторических задач, содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя. В отличие от словесных, речевых игр, риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета. Многие риторические задачи учебников могут быть проведены в форме риторических игр.

Для того чтобы научить школьников реализовывать речевые жанры, уместные в данной ситуации, в учебниках приводятся модели речевых жанров, характеризуются их особенности с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д. Школьники анализируют положительные образцы речевых жанров, а также жанры с типичными недочетами в структуре и речевом оформлении; создают отдельные фрагменты (части); и, наконец, самостоятельно создают жанры на предложенную или найденную тему. Многие задания учебника опираются на речевой опыт учеников, актуальны с точки зрения их насущных потребностей. Безусловно, приобретенные в курсе риторики знания и умения востребованы в учебной и внеучебной жизни школьников, создают базу для успешного применения этих знаний и умений будущими выпускниками.

Зарегистрируйтесть, чтобы принять участие в обсуждение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *