что такое риторика по сократу

Риторика Сократа

Список используемой литературы………………………………………….

Вера людей в слово и его силу уходит далеко в глубь времен. Родилась риторика как дисциплина в Древней Греции, хотя ораторское искусство знали в Египте, Ассирии, Вавилоне, Индии. Это была эпоху Афинской демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, народный суд, Совет пятисот. Публично решались политические вопросы, вершился суд. Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора.

Начало риторики принято возводить к 460-м годам до н.э. и связывать с деятельностью старших софистов[1] Коракса, Тисия, Протагора (ок. 481-411 до н.э.) и Горгия (ок. 480-380 до н.э.). Именно софисты положили начало культивирования устного слова, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству.

На основе развивающегося ораторского искусства стали делаться попытки теоретически осмыслить принципы и методы ораторской речи. Так зародилась теория красноречия – риторика. Наибольший вклад в теорию красноречия внесли Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.), Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

Целями данной работы являются стремление изучить риторику Сократа, Платона и Аристотеля, и проанализировать, в чём отличие риторического идеала указанных древнегреческих мыслителей от риторики софистов.

В данной работе я постараюсь осветить такие вопросы как: в чём заключается риторика Сократа, какими особенностями обладает риторика Платона, какие черты присущи риторике Аристотеля, и в чём различие между риторическим идеалом Сократа, Платона и Аристотеля от риторики софистов.

1. Риторика Сократа

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову».

2. Риторика Платона

Платон (ок. 428-348 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа.

Особенности философских взглядов Платона отразились и в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его философских работах.

Платон совершенствовал искусство диалога. Сам Платон, будучи учеником Сократа, в наибольшей степени способствовал развитию и пропаганде диалога как нового метода аргументации, который в большой мере соответствовал ищущему, творческому духу античной мысли. По сути дела, ему мы и обязаны знакомством с этим методом аргументации, которым широко пользовался Сократ. Платоновские диалоги остроумные, логично построенные, по внешнему впечатлению загадочные, возбуждали интерес к предмету спора или беседы. Платон обогатил живую публичную речь приемами и формами полемики, с помощью иносказаний и метафор сделал ее язык ярким и выразительным. В диалоге «Теэтет» высказываются различные соображения об ораторском искусстве в связи с вопросами о мудрости и постижении истины. Философ осуждал «пустословие» тех, кто своей речью заискивает перед народом, не стремясь к истине. По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А прилагать такую сноровку можно с различными целями – добрыми и злыми.

Как считает Платон (диалог «Федр»), оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить.

По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.

Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах „решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность». Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.

Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. И в этом недостаток теории Платона.

Платон отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве.

Но идею софистов о том, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами, Платон поддерживает. Считая, что риторика, как и всякое подлинное искусство, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.

Рассуждения Платона свидетельствуют о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А. Ф. Лосевым, который писал: „Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематична».

3. Риторика Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и учёный, родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках. Многие идеи он перенял от своего учителя Платона, и значительно развил его учение об ораторском искусстве.

Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм („идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, хотя, по словам В. И. Ленина, „Аристотель вплотную подходит к материализму».

Он подвел итог развитию классического греческого красноречия, завершил превращение риторики в научную дисциплину. Он установил неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и среди важнейших черт риторики выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Поэтому риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.

Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежат такие произведеня, как «Топика» и «О софистических опровержениях», посвященные риторике, и конечно же авторитетный античный трактат «Риторика», написанный около 330 г. до н.э. Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения прекрасного в области словесного творчества.

Аристотель указал место риторики в системе наук античности и подробно охарактеризовал все то, что составляло ядро риторического учения на протяжении последующих столетий (виды аргументов, разряды слушателей, роды риторических речей и их коммуникативные цели, этос, логос и пафос, требования к стилю, тропы, синонимы и омонимы, композиционные блоки речи, способы доказательства и опровержения, правила спора и др.). Определяя риторику как вспомогательную дисциплину, связанную с политикой, Аристотель установил общие законы красноречия, независимо от содержания речи.

Риторика определяется как искусство убеждения, способность находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Аристотель рассматривает средства убеждения, которые разделяет на: 1) логические; 2) нравственные; 3) эмоциональные.

Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.

В построении речи философ выделял четыре части: предисловие, рассказ, доказательство, заключение.

Что же касается самого оратора, то Аристотель считает, что такие личные качества и особенности как разум, добропорядочность и твердое состояние духа необходимы для того, чтобы, он мог вызвать доверие у слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.

4. Риторика софистов

В предыдущих главах я рассмотрела взгляды на риторику древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Эти три человека являлись учениками и последователями. Безусловно в их учениях прослеживается единая обобщающая их нить, но при этом во взглядах каждого присутствует и индивидуальное видение риторики.

На основании вышеизложенного формируется риторический идеал[4] Сократа, Платона, Аристотеля. Его можно определить как:

1. Диалогический: не манипулирование людьми, а побуждение их мысли – вот цель речевого общения и деятельности говорящего;

2. Гармонизирующий: главная цель разговора – не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;

3. Смысловой: цель разговора между людьми, как и цель речи – поиск и обнаружение истины.

А теперь я хочу вернуться к истокам риторики, которые связаны с деятельностью софистов. Для того, чтобы понять, в чём же она заключалась, я дам небольшую характеристику.

Привлекательной чертой софистической риторики был демократический дух, стремление помочь всякому, желающему научиться искусству красноречия, умению убедительно и аргументированно спорить со своими противниками. Софисты обращали также внимание на воспитание у своих учеников стремления к свободе высказывания своих мнений и умения их защищать, невзирая на какие–либо авторитеты. Много занимались они и специальными вопросами произнесения и построения речей.

Однако со временем софистическая риторика выродилась в своего рода словесное фехтование, задачей ее стало не искание и обоснование истины, а достижение победы в словесном состязании любой ценой. Для этой цели использовались любые приемы и средства, начиная от преднамеренного нарушения законов и правил логики, получивших впоследствии название логических софизмов, и кончая различными психологическими уловками и недопустимыми с нравственной точки зрения методами ведения полемики. Заманчивая цель — выйти победителем в любом споре–привлекала в многочисленные школы риторики большое число учеников, что давало возможность организаторам и учителям школы зарабатывать большие деньги. Таким образом, несмотря на известные заслуги в распространении и пропаганде знаний о приемах ведения полемики и искусстве красноречия, софистическая риторика к концу V в. до н.э. пришла в упадок и сошла с исторической сцены. Это и неудивительно, ибо она не стала анализировать и разрабатывать те приемы, методы и традиции, которые сформировались в реальной практике ведения полемики в публичных выступлениях лучших ораторов своего времени. В то время как эти ораторы, выступая в народных собраниях, общественных форумах и судах, стремились найти истину и тем самым убедить своих слушателей, в школах риторической софистики старались научить находить такие приемы и уловки в ведении полемики, с помощью которых можно было победить в споре ценой различных логических ухищрений, подтасовки фактов, психологического воздействия на оппонента и т.п. некорректных и недопустимых способов. Такая риторика поэтому вряд ли имеет что–либо общее с подлинным искусством красноречия, которое ставит своей главной целью с помощью хорошо аргументированной, эмоционально окрашенной и стилистически безупречной речи прежде всего убедить слушателей в истинности выдвигаемых в ней положений.

Говоря о риторическом идеале софистов можно выделить следующие особенности:

1. Риторика софистов была «манипулирующей», монологической. Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами;

3. Целью спора софистов была не истина, а победа любой ценой, поэтому господствует не содержание в речи, а «внешняя форма».

Итак, проводя сравнительный анализ риторического идеала древнегреческих философов и риторического идеала софистов, особенности которых имеют однородные основания, я могу сделать вывод о том, что указанные риторические идеалы являются абсолютно противоположными: диалогическая, гармонизирующая, направленная на поиск и обнаружение истины риторика Сократа, Платона и Аристотеля, и монологическая, направленная обязательно на победу одного и поражение другого участника, на победу любой ценой риторика софистов.

Сократ, Платон и Аристотель – великие люди. Их имена звучат в историях многих наук. К их числу относится и риторика.

Проанализировав свою работу, рассмотрев поставленные в ней задачи, я могу сделать следующие выводы.

Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову»

По мнению Платона – риторика есть сноровка, умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе. А основой красноречия служат эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение и эмоциональное внушение.

Но как бы там ни было, и те и другие смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

Список используемой литературы

[1] Софисты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э.

[2] Ирония (греческое eironeia — притворство) – способ критического отношения к догматике, прием Сократа, который прикидывался незнающим с тем, чтобы поймать и уличить своего собеседника в незнании.

[3] Майевтика (греч. maieutike — повивальное искусство) – метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.

Источник

Что такое риторика по сократу

Тема 1. ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ: ОТ АНТИЧНОЙ ДО НЕОРИТОРИКИ

Основные этапы развития риторики – от древности до наших дней. Роды и жанры красноречия: где, о чем и как говорить. Античный риторический канон: публичная речь по «рецепту» древних.

Что такое риторика? Что включает в себя понятие античная риторика, почему называется классической? Почему риторика была одной из первых наук в Древней Греции? В чем особенности риторики Древнего Рима? Что характерно для средневековой риторики? Когда возникла риторика в России и кто ее разрабатывал? Что такое неориторика? Каковы особенности деловой риторики? Каковы роды и жанры красноречия? Как подготовить и произнести публичную речь?

Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме.

Канон правило, положение какого-нибудь направления, учения.

Комментарий – рассуждения, пояснительные и критические замечания.

«Коммуникативное самоубийство» – грубая речевая ошибка оратора, которая приводит к неэффективному общению (цель не достигается).

Концепция – взгляд или система взглядов на что-либо.

Неориторика – обновленная классическая риторика, разрабатывающая эффективные формы, варианты и алгоритмы речи в современных условиях и ситуациях общения.

Оратор – (от лат. orare – говорить) – 1) лицо, произносящее речь; 2) красноречивый человек, владеющий мастерством слова.

Публичное выступление – официальная монологическая речь оратора перед непосредственно присутствующей аудиторией.

Рефлексия – размышление о деятельности; анализ цели, шагов и способов ее достижения.

Риторика – 1) наука и искусство о красноречии, о способах убеждения; 2) исследование теоретических основ ораторского искусства; 3) курс обучения красноречию.

Риторический канон – учение об этапах создания речи.

Софист – человек, который в своих рассуждениях прибегает к софизмам. В Древней Греции – платный учитель философии, ораторского искусства, а также философ, принадлежащий к сложившейся в V в. до н.э. в Афинах школе философов-просветителей.

Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь; изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

Еще в античные времена люди видели убеждающую силу живого слова, использовали речь как эффективный способ подчинения сограждан своей воле. Считалось необходимым овладеть искусством красноречия, научиться словом достигать своей цели. Этому учила риторика, которая появилась более 25 веков назад. Риторика является наукой (свод законов и правил, которые следует знать и соблюдать любому оратору) и искусством (индивидуальный стиль оратора, его мастерство). Понятия риторика, ораторское искусство, красноречие используются как синонимы. Основные положения, которые выработали ораторы еще в древние времена, актуальны и в наши дни.

Древняя Греция. Древнегреческая демократия предполагала активное участие всех граждан в социально-политической жизни страны: выступление в народном собрании, совете пятисот, народном суде. Человек мог живым словом убедить в своей правоте и разгромить оппонента, защитить себя и доказать вину другого, раскрыть суть дела и способствовать его успешному решению, выиграть дело, повести полки за собой. В V в. до н.э. был составлен учебник по риторике.

Первыми учителями-профессионалами в Древней Греции были софисты, которых называли учителями мудрости и красноречия (V в до н.э.). Они готовили молодежь к общественной жизни, к проведению дискуссий, развивали у учеников умение использовать приемы доказательства и опровержения, отстаивать свое мнение, используя софизмы. Для доказательства истинности ложного высказывания софисты использовали рассуждение, построенное на логических уловках, т.е. умышленно ошибочных рассуждениях. Софизм строится на внешнем сходстве явлений, преднамеренно неправильном подборе исходных положений, на двусмысленности слов и подмене понятий.

1.Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

2.Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

Софисты все истины подвергали сомнению, считали, что каждый человек имеет свою особую истину (Протагор); нет истинных высказываний, все высказывания людей – ложны (Ксениад). Уловки в доказательстве, разработанные софистами, используются и в современной риторической практике, но в более скрытой форме, поэтому их сложно сразу обнаружить.

Софисты справедливо утверждали, что для владения живым словом необходимо не только развивать логическое мышление, но и совершенствовать технику речи (четкое произношение, достаточная громкость, определенный темп) и культуру речи (правильность, качественность). И это положение в риторике осталось незыблемым.

Демосфен (384-322 гг. до н.э.) – древнегреческий оратор, который собственным примером показал, что ораторами не рождаются – ими становятся, т.е. оратором может стать каждый, кто не пожалеет времени и труда. Первые выступления были неудачны и привели к полному разорению, поскольку он не мог доказать свое право на имущество, принадлежащее его умершим родителям. Он не владел техникой и культурой речи, не учел аргументы оппонентов, не готовил выступление. Кроме того, у него была нарушена дикция, из-за физической слабости тихо говорил. Демосфен сделал из себя оратора: ежедневно упражнялся в технике речи, заучивал наизусть выступления известных ораторов, использовал их приемы, постоянно работал над совершенствованием формы и содержания своих текстов. Вскоре он был признан одним из главных риторов (ораторов) в Древней Греции. Благодаря его речам против царя Македонии Филиппа во всех языках мира известно слово «филиппика» – гневная, обличительная речь.

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), ученик Платона, сформулировал всеохватывающий характер риторики: она необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни человека, так и в делах государственного значения; в профессиональных делах; определил искусство красноречия «как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.»

В своем труде «Риторика» он рассматривал три основные ее составляющие, которые актуальны и сейчас:

1. Оратор. Определенные личные качества и особенности оратора вызывают доверие слушателей, что помогает ему вернее достичь своей цели.

2. Речь. Технические стороны риторики: способы выражения мысли, а также построение речи (предисловие, рассказ, доказательство, заключение). Аристотель справедливо утверждал: «Ясность – главное достоинство речи».

3. Аудитория. Выявил принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.

Древний Рим. С III в до н. э. под влиянием греческой начинает развиваться римская риторика. Владение живым словом в республиканском Риме было важным условием для активной политической и социальной жизни свободного гражданина: все дела решались дебатами в народном собрании, сенате, суде, где каждый мог выступать. Выдающийся древнеримский ритор, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) писал: « Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно искусство – искусство полководца, другое – искусство хорошего оратора». Он отмечал, что на человека, владеющего словом, в Риме смотрели как на бога.

Свой практический опыт Цицерон обобщил в трех книгах по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор»). Основные положения важны и для современного оратора:

1. Речь оратора должна быть «способна убеждать, услаждать, увлекать. Первое вытекает из необходимости, второе служит удовольствию, третье ведет к победе – ибо в нем больше всего средств к тому, чтобы выиграть дело».

2.«Поэтами рождаются, ораторами делаются (становятся. – Т.Б.)» (лат. Poetae nascuntur, oratores fiunt). Оратор должен иметь широкое образование, эрудицию, знать теорию ораторского искусства; постоянно практиковаться в речи, выполнять разнообразные упражнения.

3.Для действенности речи необходимо сочетать рациональное и эмоциональное; учитывать интересы и особенности аудитории.

Древнеримский оратор Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) в трактате «Образование оратора», основываясь на опыте предшественников и своей риторической практике, изложил систему обучения ораторскому мастерству ребенка с самого раннего возраста. Его советы и наставления используются в большинстве современных учебников по риторике:

1. Развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием.

3. Успех оратора обеспечивают жесты, мимика, осанка, телодвижения, дыхание, голос.

4. Каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента, а не слепо подражать ораторам, манера которых чужда его личности.

После гибели республиканского Рима, где была актуальной, как и в Древней Греции, социально-политическая и судебная риторика, на первый план начинает выдвигаться эпидейктическое (парадное, торжественное) красноречие. Внимание уделяется не столько содержанию, сколько пышности формы.

В античности красноречие рассматривалось и как наука, и как искусство. Античная риторика является классической риторикой, поскольку ею были выработаны основные понятия, правила и законы, которые использовались и развивались во все последующие времена, включая современную риторику: правила построения речи, риторический канон (этапы речи – от замысла до произнесения), учение о 3-х составляющих красноречия (оратор, речь, аудитория), учение об этосе, логосе и пафосе.

Этос. Оратор и слушатели должны руководствоваться общими этическими нормами (правовыми: «справедливо-несправедливо»; моральными: «достойно-недостойно»; нравственными: «хорошо-плохо»). Это создает благоприятные условия общения.

Логос. Необходимо использовать логические средства убеждения. Речь должна быть логична. Издревле была дилемма: воздействовать на слушателей аргументами, которые им близки и они их разделяют, или выдвигать доводы, которые правильны для оратора, но неприемлемы для аудитории. Некоторые древние ораторы пострадали за открытое высказывание своих убеждений, которые шли вразрез с убеждениями правящих: Платон был продан в рабство, Сократ был приговорен к смерти и отравлен, Аристотель отравлен в изгнании, Цицерон казнен.

Пафос в отличие от этоса и логоса должен влиять не на разум, а на чувства слушателей, чтобы настроить их на принятие нужного решения и совершение конкретного действия.

2. Риторика в эпоху Средневековья

Античная риторика была усвоена европейской культурой, входила в число избранных наук. Социально-экономические изменения повлияли на требования к оратору и ораторскому искусству. Красноречие в это время развивается в двух социальных областях – религии и образовании.

Особенностью религиозной риторики (начинает формироваться в период появления первых христиан), которая культивируется в церквях и монастырях, является особая аргументация: о чем бы ни говорил проповедник, все свои суждения и выводы основывал и доказывал одним непререкаемым источником – Библией. Риторика продолжает развиваться особенно в период еретических движений (выступления против догматов церкви).

Начало формирования церковно-богословского красноречия связано с именем византийского проповедника Иоанна Златоуста (ок.347 – 407 гг.н.э.), в прозвище которого выражено не только уважение и почитание людей, умеющих воздействовать на слушателей живым словом, но и признание Иоанна великим оратором.

Гомилетику – теорию церковного красноречия – разрабатывал Фома Аквинский (1224-1274 гг.).Каковы же особенности гомилетики?

1. Внимание форме – напыщенность, внешняя красивость.

2. Главное – не убеждать, а внушать.

Церковное красноречие внесло в риторику приемы овладения чувствами и сознанием слушателей, влияния на психику и воображение.

Академическое красноречие формировалось на основе университетской лекции. В первое время лекции читались (лат. lectio – чтение, lector – чтец) по книге. Важным было обращение к научным знаниям, где отражались реальные явления и факты в отличие от богословского красноречия. С развитием книгопечатания читаемая лекция начинает вытесняться устной, в которой использовались приемы риторики.

3. Риторика в эпоху Нового времени

В эпоху Возрождения, а позже и Просвещения светское мировоззрение постепенно вытесняет богословское. В красноречие проникают светские мотивы, оно развивается в гуманистическом и демократическом направлении. В основе – античная риторика: гармония содержания и формы, внимание к технике речи, манере оратора, жестикуляции, мимике. Риторику активно используют, разрабатывают ее теоретические аспекты европейские писатели, ученые, мыслители (Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете и др.).

Известный французский физик и философ Блез Паскаль предлагает программу действий оратора, в основе которой положения античной риторики.

Леонардо да Винчи считал, что «хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями».

С древних времен сохранились образцы ораторского искусства, дошедшие в памятниках древнерусской литературы: духовное красноречие («Слово о законе и благодати» Иллариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.); воинские речи-призывы (обращение князя Игоря к дружине в «Слове о полку Игореве»).

В XVII в. учение о красноречии проникает в Россию. В 1748 г. появляется «Риторика» М.В. Ломоносова. Автор считает, что оратор должен:

— иметь природные качества: душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка);

— знать элементы и структуру публичной речи.

По Ломоносову, речь должна состоять из 4-х частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Он рассматривает задачи каждой части и дает советы по ее произнесению. Как и античные ораторы, М.В. Ломоносов пишет о важности влияния на разум (рассматривает логическую значимость аргументов) и чувства слушателя (для этого нужно знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол; «возбуждению страстей» способствует образность речи, выразительность стиля и убежденность оратора).

В XIX в. особой популярностью пользуется учебник «Общая риторика» Н. Кошанского (преподавал риторику А.С. Пушкину). Автор разграничивает понятия красноречие и декламация:

«Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются. Это называется декламация. Она не заслуживает имени красноречия, ибо холодна для слушателей и тягостна для самого декламатора, но часто поддерживается мыслью будущих успехов, а иногда мечтою жалкого самолюбия».

В это время активно развиваются 3 направления в риторике:

судебное (после судебной реформы 1864 г.: Ф.Н.Плевако, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони);

академическое (В.О. Ключевский, К.А. Тимирязев, Т.Н. Грановский и др.).

В советское время риторика почти не преподается в учебных заведениях. В трудные периоды жизни страны (например, в годы Великой Отечественной войны) активизируется социально-политическое красноречие (речи-призывы).

На современном этапе в России в связи с демократическими преобразованиями вновь появляется потребность граждан в овладении ораторским искусством. Современному человеку необходимо уметь убеждать, отстаивать свою позицию, воздействуя живым словом на разум и чувства слушателей.

В 50-х гг. XX в. возникает неориторика (термин ввел проф. Брюссельского университета Х. Перельман), или новая риторика, разрабатывается на стыке разных наук (психологии, психолингвистики, лингвистики, культуры речи, теории литературы, логики, философии, теории коммуникации, деловой коммуникации, коммуникационных технологий, и др. ), постоянно обогащается различными концепциями.

Неориторика разрабатывает два основных направления:

1) аргументативная риторика исследует способы аргументации в современных публичных выступлениях;

2) лингвистическая риторика изучает средства выразительности и убедительности современных речевых сообщений.

Понятие риторики сейчас рассматривают в двух значениях:

Деловая риторика – разновидность неориторики, наука об убедительной и эффективной речи в процессе делового общения: в сфере производственных, торговых, профессиональных отношений.

Деловая риторика имеет свои особенности, а именно:

2) «как лучше, как эффективнее» (речевое воздействие) в типичных ситуациях деловой коммуникации (защита своей позиции на совещании, в дискуссии, сообщение информации в деловой беседе, на переговорах, презентации и др.).

1.2. Роды и жанры красноречия: где, о чем и как говорить

Традиционно выделяют в риторике 5 родов красноречия (социально-политическое, судебное, академическое, церковно-богословское, социально-бытовое), каждый их которых подразделяется на виды красноречия и реализуется в определенных видах, жанрах.

1. Социально-политическое красноречие включает:

2. Судебное красноречие используется для целенаправленного и эффективного воздействия на суд, а также формирования убеждений судей, присяжных и других лиц, присутствующих на процессе. На судебном заседании произносятся:

1. Обвинительные речи, направленные на обличение, осуждение:

а) прокурорская (произносится официальным обвинителем);

б) общественно-обвинительная (произносится представителем общественности);

2. Защитительные речи, доказывающие невиновность подзащитного; при убеждении больше рассчитана на эмоции слушателей:

а) адвокатская (произносится официальным защитником подсудимого);

б) общественно-защитительная (произносится представителем общественности);

в) самозащитительная (произносится обвиняемым).

3. Академическое красноречие используется в области науки и образования: рассматриваются новые или известные факты, явления, резюмируются проведенные исследования. Выделяются:

а) вузовская (цикловая, курсовая, единовременная) предназначена для будущих специалистов; используется учебно-научный подстиль научного стиля; ее разновидность – школьная лекция;

слушателей; используется научно-публицистический подстиль научного стиля.

4. Церковно-богословское (духовное) красноречие используется в сфере религиозной деятельности. Выделяются:

а) на соборе – произносится в торжественных случаях, на соборах, которые проводятся представителями духовенства для решения жизненно важных для верующих и церкви вопросов;

б) официальная – адресуется служителям церкви или официальным лицам.

Деловая риторика (разновидность неориторики) используется в сфере производственных, торговых, профессиональных отношений, в деятельности государственных служащих министерств, муниципалитетов и департаментов. Виды деловой риторики: контактный и дистантный.

1. Контактные формы – деловая беседа, деловые переговоры, собрание, совещание, презентация, пресс-конференция и др.;

2. Дистантные формы – разговор/переговоры/собеседование по телефону; собеседование/разговор по скайпу; он-лайн совещание.

1.3. Античный риторический канон: публичная речь по «рецепту» древних

Еще в античные времена был разработан риторический канон, который предусматривал последовательность действий оратора в процессе работы над публичной (монологической) речью от подготовки до произнесения включительно: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.

I. Изобретение, нахождение (инвенция) или оформление общего замысла речи включает:

1. Выбор темы (если тема не обозначена) и определение ее аспекта.

О чем будем говорить? Что будет интересно нам и аудитории? Владеем ли в достаточной мере этим аспектом темы?

2. Формулировка аспекта темы.

Формулируем тему кратко, чтобы ее могли запомнить и воспроизвести.

3. Определение цели.

Зачем будем говорить об этом слушателями. Например: чтобы купили товар, о пользе и необходимости которого сообщаем; поддержали нашу позицию в дискуссии; увидели ошибки, которые допускает наш оппонент; выступили против нашего оппонента; помогли нам достичь определенной материальной цели и пр.

4. Работа над информацией:

сбор материалапо выбранному аспекту темы. Используем два вида источников:

1) опубликованные: официальные документы; научная, научно-популярная и справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, каталоги); СМИ, которые представляют энциклопедическую основу выступления;

2) неопубликованные: собственные знания и опыт; личные контакты, беседы; размышления и наблюдения. Это оригинальная часть выступления.

На фоне энциклопедических знаний оформляем замысел оригинальной части выступления:

а) абсолютно неизвестной слушателям, т.к. они не смогут ее понять;

б) полностью общеизвестной, поскольку аудитории будет неинтересно слушать;

проблемное – не проблемное.

— выделяем ключевые слова;

— определяем понятия и термины;

— выявляем многозначные слова и уточняем значения, в которых они будут использоваться;

— окончательно формулируем тему;

— выделяем основные и второстепенные аспекты выступления.

Способы организации работы

В центре листа обозначаем тему или проблему (пишем слово/словосочетание) и заключаем в овал. Предлагаемые идеи (слова/словосочетания) располагаем вокруг темы и тоже заключаем в овал. Стрелочками обозначаем связь между темой и идеями, между идеями.

что такое риторика по сократу. Смотреть фото что такое риторика по сократу. Смотреть картинку что такое риторика по сократу. Картинка про что такое риторика по сократу. Фото что такое риторика по сократу

2.При работе с информацией возникают комментарии к ней: пояснения, сравнения, аналогии, аргументы «за» и «против» и др., которые фиксируем для создания оригинальной части выступления. Используем карточки (с одной стороны записываем цитату, а с другой – свои комментарии) или двухчастную таблицу. Например:

Комментарии к ним (к ней)

Аристотель «Ясность – главное достоинство речи».

Древнегреческий оратор Аристотель лаконично определил одно из качеств речи. В эпоху Просвещения эту мысль развивает французский поэт Н. Буало: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает» …

Итак, инвенция отвечает на вопрос «Что сказать?»

Платон писал: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому».

Составляем подробный план речи, который постепенно совершенствуем.

С древних времен определена трехчастная структура публичного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Вступление = обращение + зачин + завязка

1. Обращение должно быть максимально уместным, т.е. соответствующим самооценке, социальному статусу и традициям сообщества, к которому слушатели принадлежат.

Для формального обращения используем слова: «граждане», «дамы и господа», а также оставшееся с советских времен «товарищи». В деловом общении к слушателям обращаемся со словами: коллеги, друзья; педагоги, преподаватели, юристы (называем людей по их профессиональной деятельности); москвичи, (по месту жительства) и др. Добавляем слова: уважаемые (в официальной ситуации) или дорогие (в менее официальной и неофициальной ситуациях), например: уважаемые коллеги, дорогие друзья, уважаемые участники собрания, дорогие соотечественники; уважаемые преподаватели/ дорогие преподаватели; уважаемые москвичи/дорогие москвичи.

2. Зачин долженподготовить аудиторию к восприятию речи, привлечь внимание, расположить для слушания. Для этого используем:

саморекламу с целью установления доброжелательных отношений.

( «Я попросил разрешения выступить, потому что..», « Я хотел бы поделиться с вами мыслями….» и др).;

интересный пример («Вчера я был свидетелем интересного события в жизни…»);

-юмористическое замечание (но не по отношению к себе или аудитории);

— рассказ о значительном для аудитории событии.

3. В завязке важно показать актуальность обсуждения вопроса, проблемность темы выступления; заинтриговать постановкой проблемы; кратко сформулировать тезис (ясное и определенное суждение, содержащее мысль, истинность которой требуется доказать).

Требования к вступлению:

-умеренность в эмоциональном отношении;

-информативность (выразить суть предстоящего выступления; дать как можно больше сведений о предстоящей речи немногими словами).

В основной части раскрывается содержание тезиса, излагаются основные положения, строится система доказательств. Все собранные факты, наблюдения, доводы должны быть подчинены одной цели – доказательству истинности суждений.

Формулируем главную мысль в виде отдельного предложения.

Повторяем ее в выступлении не менее трех раз.

Выстраивая речь, следуем законам формальной логики.

Основная часть = изложение + аргументация (тезис + доводы)

В изложении раскрываем перед слушателями свое восприятие и понимание предмета речи, используя разные формы: описание, повествование, рассуждение.

В аргументации,используя сильные доводы, убеждаем аудиторию в том, что суждение является правильным и истинным. Подробное изложение тезиса нуждается в обосновании или аргументации. Без сильных аргументов самое яркое изложение не будет убедительным. Аргумент – отдельная законченная мысль, истинность которой проверена и доказана практикой. Подбирая аргументы, учитываем особенности аудитории: их намерения, интересы, ценности и др.

Выстраивая аргументы, помним о «законе края»: первый и последний аргумент должны быть сильными, о чем предупреждали еще античные ораторы.

Заключение = выводы + побуждение/призыв к действию

Аудитория хорошо запоминает заключение («закон края»),

· связываем заключение с началом выступления;

· повторяем главную мысль;

· направляем на реализацию цели выступления;

· призываем аудиторию к действию/бездействию.

Последнюю фразу выступления слушатели запоминают почти дословно, поэтому сформулируем ее сообразно цели выступления.

Для перехода от основной части к заключению используем слова:

Итак, в начале своего выступления я говорил…

Завершая свое выступление, я хотел бы обратить ваше внимание на…,

Переходя к заключению, хочу …

В заключение я хотел бы сделать следующие выводы…

Теперь я хочу обобщить сказанное…

Подводя итоги, следует сказать…

Итак, диспозиция отвечает на вопрос:«В какой последовательности сказать?»

-определяем, какие конкретно слова, выражения, речевые обороты, изобразительно-выразительные средства будут оптимальными для выражения содержания речи, эффективными для достижения цели;

-решаем, какой функциональный стиль (обиходно-разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный), какую стилевую тональность (высокую, нейтральную, низкую) следует использовать;

-уточняем ключевые слова;

2-3 варианта вступления и заключения;

основные положения выступления;

— редактируем весь текст согласно требованиям культуры речи: правильность, коммуникативные качества речи, этикетность.

Требования к выражению мысли

Реализация требований на практике

Значения всех слов и выражений должны быть определены и понятны слушателям, т.к.

«человек слышит только то, что понимает». (Гете).

Объясняем слушателям научные понятия и термины, уместно их употребляем.

Мысль выражать фразами, начало и конец которых слушатели смогут представить наглядно; такое построение облегчит запоминание, воспроизведение по памяти и построение на ее основе собственных высказываний.

Используем небольшие по объему предложения, построенные по общепринятым схемам, например, подлежащее + сказуемое + второстепенные члены предложения.

Между словами и мыслью должно быть максимальное соответствие:

сложные мысли, понятия представления, идеи не упрощать; простые – не усложнять.

Используем для выражения сложной мысли дополнительные речевые средства, например, применяем метод аналогий;

простые мысли не усложняем терминами, иностранными словами, пространными рассуждениями.

Словесное выражение мысли должно соответствовать ожиданиям аудитории.

Используем слова и фразеологизмы согласно их стилевой принадлежности: научную лексику и книжные фразеологизмы в академической аудитории при чтении доклада; разговорную лексику и фразеологизмы в ситуации личной беседы; общепринятую лексику в любой ситуации общения.

Манера изложения должна отличаться живостью, гармоничностью и связанностью.

— слова, которые способствуютдинамичному развитию мысли, ее движению от простых форм к сложным;

— специальные слова-связки, которые обеспечат логико-смысловые отношения между частями выступления: «следовательно», «наконец», «затем», «итак», «с одной стороны», «с другой стороны» и др.

Не используем в роли слов-связок слова-паразиты (вот, так сказать, значит, ну, как бы).

По возможности составляем фразы, равные по объему и сложности (гармоничность);

чередуем фразы, равномерные и неравномерные по объему (живость).

Речь должна быть выразительной и достаточно эмоциональной.

(метафору, метонимию, аллегорию, сравнение, олицетворение и др.);

(антитезу, инверсию, анафору, эпифору и др.);

— пословицы и поговорки;

— приемы привлечения внимания (во вступительной части);

— приемы удержания внимания (в основной части);

— приемы диалогизации монологической речи (для привлечения и удержания внимания);

— приемы завершения выступления.

Используем изобразительно-выразительные средства:

Приемы привлечения внимания:

-событию, месту и времени;

-конфликту, столкновению между мнениями, людьми («столкновение и борьба вызывают невольный интерес». П. Сопер);

-неизвестному аудитории факту;

-личному опыту, случаю из жизни;

-жизненным интересам слушателей;

-общеизвестный источник (СМИ);

-свое эмоциональное состояние;

-фрагментов из произведений.

-сообщения, что вы не оратор;

— сообщения, что вы не займете много времени у слушателей;

Приемы поддержания внимания во второй половине выступления:

-дискуссию (выявляем в подобранном материале спорные моменты и заостряем на них внимание);

-провокацию (определяем, какую информацию можно дать для провокации);

-«неожиданное» краткое отвлечение от темы;

— шутки, анекдот, забавный случай;

-драматизацию (яркое и эмоциональное описание картины, ситуации)

-авансирование(затягивание момента сообщения интересного для слушателей: «Позже мы поговорим об этом», «Я вам обязательно расскажу об этом»).

Приемы диалогизации монологической речи:

· риторические вопросы, заостряющие внимание на проблеме и не требующие ответа;

· вопросно-ответный ход, когда оратор:

-цитирует какой-либо диалог;

Средством диалогизации монологической речи является использование частиц: не правда ли, так ли, правда ли.

Последними словами заключительной части выступления могут быть:

1. Заканчивать выступление шуткой, не относящейся к теме.

2. Высказываться негативно о своем выступлении (о чем-то не успел сказать, сильно утомил аудиторию, не очень интересная тема и др.) и извиняться перед аудиторией.

3. Сообщать дополнительную информацию после вывода.

4. Завершать речь без заключения.

5. Оставлять аудиторию в растерянности.

Итак, элокуция отвечает на вопрос «Какие речевые средства использовать?»

На начальном этапе овладения красноречием:

1. Пишем полностью текст выступления.

2. Конспектируем основные положения речи.

3. Составляем развернутый план выступления на карточках.

4. Составляем краткий план выступления.

5. Учим наизусть полный текст речи, овладеваем одновременно невербальными средствами: паузы, интонация, темп речи, жесты, мимика.

6. Репетируем перед зеркалом речь до полного овладения ею на вербальном и невербальном уровнях.

По мере овладения красноречием:

1. Составляем развернутый план речи и фиксируем его на карточки: на каждой по одному аспекту выступления.

3. Готовим карточки с информацией, которую будем цитировать.

Речь можно считать подготовленной, если вы сумеете ее развернуть и свернуть без ущерба для содержания.

Итак, меморио отвечает на вопрос«Как овладеть текстом выступления

— заранее знакомимся с помещением и решаем, где лучше находиться во время выступления и как можно будет передвигаться по аудитории;

— выходим уверенной походкой (поднимаем голову, расправляем плечи, энергично шагаем); держим паузу, окидывая взглядом всю аудиторию, и улыбаемся; замечаем доброжелательные лица и устанавливаем с ними зрительный контакт;

— приветствуем в соответствии с ситуацией общения;

— произносим слова, которые привлекут внимание и настроят аудиторию на восприятие темы (зачин);

— сосредоточим внимание слушателей дальнейшими словами вступления (завязка);

— используем вербальные приемы привлечения внимания аудитории во время всего выступления («посмотрите», «послушайте», «обратите внимание», «как вы успели заметить»);

-постоянно напоминаем главную мысль сообщения («хочу напомнить», «то, о чем я говорю»; «как вы помните», «еще раз вспомним нашу задачу»; «не забывайте главный момент»);

— держим позитивный зрительный контакт на протяжении всего выступления, постепенно переводя взгляд с одной части аудитории на другую;

— читаем взгляды слушателей: все ли им понятно, не устали ли они и соответственно реагируем, например, поясняем непонятное;

— следим за последовательностью речи;

— вовремя предлагаем наглядные материалы;

-используем разнообразные паузы для выделения главного, уяснения слушателями сложного аспекта речи, организации ожидания, провокации;

— приближаемся к аудитории, проходим до середины аудитории;

-используем вербальные приемы удержания внимания (диалогизация монологической речи, драматизация и др.);

— провоцируем слушателей, если замечаем, что внимание ослабевает: сообщаем то, с чем они не согласны, а затем обсуждаем это;

— стимулируем непроизвольное внимание при первых признаках утомления слушателей: делаем паузу, меняем звучание голоса (интонацию, силу звука, темп речи, тембр);

— рассказываем анекдот или забавную историю (они заготовлены заранее), если аудитория утомилась;

— подчеркиваем главное в выступлении вербальными средствами («это важно», «это позволит вам решить проблему…»; «это поможет вам..» и др.);

-используем изобразительно-выразительные средства, которые заранее подготовлены;

— разделяем информацию на части, используя слова-опоры («итак», «следовательно», «мы видим», «значит», « с одной стороны», «во-первых»…);

— периодически обращаемся к отдельным слушателям;

— используем доверительный тон, говоря о своем опыте и наблюдении, своих размышлениях;

— непринужденно общаемся, используя открытые жесты, доброжелательную мимику, естественный тембр голоса;

— говорим убежденно и эмоционально, чтобы слушатели могли поверить и увлечься идеей;

— завершаем выступление минутой раньше, чем запланировано,

помня: лучше оставить аудиторию, которая еще хотела бы слушать, чем ту, которая все узнала и устала;

-выражаем удовлетворение от общения со слушателями. Например: «Приятно было работать с такой понимающей (компетентной, любознательной, заинтересованной) аудиторией»;

— энергично прощаемся и покидаем аудиторию.

1. Начинать выступление с опозданием, даже если по вине некоторых слушателей.

2. Не сокращать подготовленную речь, даже если она выходит за рамки регламента.

3. Четко следовать регламенту выступления вопреки просьбе аудитории закончить раньше.

4. Увеличивать темп речи, чтобы успеть.

5. Отвечать на вопрос более 1,5 минут.

6. Заканчивать речь позже обозначенного времени.

Итак, акцио отвечает на вопрос«Как произнести речь убедительно и красиво?»

Специалисты по деловой риторике справедливо предлагают включить в риторический канон 6-й пункт – рефлексию, размышление. После выступления необходимо его проанализировать, задавая себе вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *