что такое рисунок графика
Графика
Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.
Литература: М. Клингер, Живопись и рисунок, (перевод с немецкого), СПБ., 1908; П. Кристеллер, История европейской гравюры. XV-XVIII в. (перевод с немецкого), М., 1939; А. А. Сидоров, Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.-Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917-1927. (Альбом), М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, М., 1961; (Е. Левитин), Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. (Альбом), М., 1959; Б. Р. Виппер, Графика, в его книге: Статьи об искусстве, М., 1970; А. Д. Чегодаев, Русская графика. 1928-1940, М., 1971; Р. В. Гараева, Н. Л. Мальцева, Пути развития советской графики, М., 1980; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst. В., 1930; Magnus G. H., DuMont’s Handbuch fьr Grafiker, Koln, 1980.
(греч. graphikḗ, от gráphoЇ – пишу, черчу, рисую), один из видов изобразительного искусства, включающий рисунки и печатные художественные произведения (гравюры). Слово «графика» долгое время обозначало письменность. Этот вид искусства и поныне сохраняет родовую общность со знаками, символами, древними письменами (например, египетскими иероглифами). Графика родилась из «прикладных», практических потребностей живописцев, архитекторов, скульпторов, использовавших рисунки в качестве подготовительных набросков, архитектурных планов и т. д. Первыми гравёрами были мастера, изготавливавшие печати.
М. А. Врубель. «Тамара и Демон». Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон». Чёрная акварель, белила. 1890—91 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Ф. Клуэ. «Портрет Маргариты Валуа». Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1560 г.
Понятие о графике как о виде изобразительного искусства появилось только в нач. 20 в. Это прежде всего искусство рисунка, изображение с помощью линий на плоскости бумаги. Её главное отличие от живописи состоит в следующем: живописец не использует плоскость холста как часть изображения, он полностью закрывает его красками; в то время как для графика белая или цветная бумага в процессе работы становится важным художественным средством – она «изображает» пространство и свет. Из способности бумаги создавать воздушную и световую среду художники извлекают различные эффекты. В графике, особенно чёрно-белой, невозможно добиться иллюзии реальности. Эта техника воздушна и бесплотна, зато позволяет передать самое главное, опуская детали: запечатлеть быстротечность событий и впечатлений. Иногда возможности графики больше, чем у живописи. Именно в этом виде искусства особенно выразительны преувеличение, гротеск, сатира; существует особый жанр – карикатура. Форму любого предмета, выразительность силуэта человеческой фигуры график умеет передать всего несколькими линиями или пятнами.
Э. Дега. «Четыре танцовщицы перед выходом на сцену». Пастель, гуашь. 1877—79 гг.
Все графические произведения можно разделить на две большие группы: рисунок и печатная графика. Рисунок – рукотворное изображение, выполненное художником на бумаге или другом материале. Он может быть подготовительным наброском или самостоятельным произведением искусства. Рисунок всегда уникален, существует только в одном экземпляре. Напротив, печатная графика – тиражное искусство, её произведения существуют во множестве экземпляров. Это гравюры всех разновидностей: на дереве, на металле, на линолеуме и т. д.
Ж. Фуке. «Строительство собора». Книжная миниатюра. Вторая пол. 15 в.
Графика часто служит различным прикладным целям. Например, иллюстрации художника украшают книгу, карикатуры встречаются в журналах и газетах, рекламные плакаты – на улицах и т. д. Ещё совсем недавно была распространена репродукционная графика: картину или скульптуру «переводили» в гравюру, и в таком виде с ней знакомилась вся читающая публика, так как фоторепродукций тогда не было. Произведения печатной графики, имеющие самостоятельное значение, называют эстампами. Эстампы экспонируются на выставках, украшают стены жилых и общественных зданий. Плакат – разновидность графики, которая по своему воздействию на зрителя сродни монументальной живописи. Плакат должен быть виден издалека, «кричать», призывать, властно останавливать спешащего прохожего, притягивая его взгляд, воздействовать быстро и ярко.
М. Б. Греков. «Тачанка». 1925 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
Акварель, гуашь и пастель занимают промежуточное положение между живописными и графическими техниками. Акварелист не рисует контуры, а работает красочным мазком, пятном, и в этом качестве акварель – скорее живопись, чем графика. Однако в ней присутствует главное свойство графики: использование белого листа бумаги для создания эффекта воздушной и световой среды. Не случайно в акварели так ценится прозрачность, когда сквозь красочный слой «просвечивает» бумага.
Крупнейшие коллекции рисунков и гравюр хранятся в библиотеке Британского музея в Лондоне, в парижском Лувре, в библиотеке Ватикана в Риме, венской Альбертине, Гравюрном кабинете Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Лекция по изобразительному искусству на тему: «ГРАФИКА»
ГРАФИКА. СВЕДЕНИЯ ПО ТЕОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.
Способы создания рисунка
Особенности техник выполнения рисунка.
На основе различных признаков искусства можно распределить по различным группам и видам.
Во-первых, графика относится к пространственным (пластическим) искусствам, то есть графическое художественное произведение имеет конкретный материальный носитель и не нуждается во временной компоненте как временные искусства, которые развиваются во времени (музыка, художественное слово).
Во-вторых, графика относится к изобразительным искусствам, то есть она отражает действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах, в которых узнаются формы самой действительности и благодаря методом обобщения, типизации, воображению художника получает возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли,взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи (в отличии от архитектуры, которая не изображает окружающий мир, а создает мир собственный, не похожий на действительность, данную нам природой).
Графика подразделена на три вида:
Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.
Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок.
Способы создания рисунка
Таким образом, в зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры.
Особенности техник выполнения рисунка.
Рассмотрим особенности различных техник рисунка: