что такое риск в смбд определение
Что такое риск в смбд определение
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Functional safety. Risk management on railway transport
Дата введения 2016-09-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) и Закрытым акционерным обществом «ИБТранс» (ЗАО «ИБТранс»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 августа 2015 г. N 79-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 декабря 2015 г. N 2108-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33433-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.
5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54505-2011*
7 ИЗДАНИЕ (май 2020 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает подход и общие правила управления рисками на железнодорожном транспорте, связанными с функциональной безопасностью объектов инфраструктуры и подвижного состава.
Настоящий стандарт распространяется на внутренние и внешние по отношению к субъектам деятельности в сфере железнодорожного транспорта (владельцам инфраструктуры, операторам железнодорожного подвижного состава, перевозчикам и пользователям услуг железнодорожного транспорта) риски.
Настоящий стандарт предназначен для применения субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 31539 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31539, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 анализ риска: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска.
3.2 безопасность: Отсутствие недопустимого риска.
3.3 вероятность: Мера того, что событие может произойти.
3.4 владелец инфраструктуры: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
3.5 внешний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на общество (социальный риск) и окружающую среду (экологический риск).
3.6 внутренний риск: Комплексный риск, связанный с влиянием функционирования железнодорожного транспорта на пассажиров, работников железнодорожного транспорта, с работой объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также с недополучением прибыли субъектами деятельности в сфере железнодорожного транспорта.
3.7 допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе.
3.8 железнодорожный подвижной состав (подвижной состав): Транспортные средства, предназначенные для обеспечения железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок и функционирования железнодорожной инфраструктуры.
3.9 жизненный цикл: Совокупность взаимосвязанных, последовательно осуществляемых процессов установления требований, создания, применения и утилизации объекта инфраструктуры и подвижного состава, происходящих в течение периода времени, который начинается с этапа создания концепции объекта инфраструктуры или подвижного состава и заканчивается после этапа утилизации объекта инфраструктуры или подвижного состава.
3.10 журнал учета опасностей: Документ, в котором регистрируются все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственные лица, принятые и утвержденные решения или же указываются ссылки на связанные с этим процессом документы.
3.11 идентификация риска: Процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска.
1 Элементы риска могут включать в себя источники или опасности, события, последствия и вероятность.
2 Идентификация риска может также отражать интересы причастных сторон.
3.12 инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
3.13 источник риска: Фактор, который может самостоятельно или в сочетании с другими факторами способствовать возникновению рисков.
3.14 критерии риска: Правила, по которым оценивают значимость риска.
3.15 матрица рисков: Инструмент, позволяющий ранжировать и отражать риски путем определения уровней частот и тяжести последствий.
3.16 мониторинг: Постоянная проверка, надзор, наблюдение и определение текущего состояния с целью выявления изменений по сравнению с ожидаемыми или требуемыми показателями.
3.17 неисправность: Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.18 обработка риска: Процесс выбора и выполнения мероприятий для изменения риска.
1 Термин «обработка риска» иногда используют для измерений риска.
2 К мероприятиям по обработке риска могут относиться исключение, оптимизация, передача или сохранение риска.
3 Обработка риска, направленная на устранение негативных последствий, часто называется «смягчением последствий риска» или «снижением риска».
3.19 объект: Любая функциональная единица, которую можно рассматривать в отдельности.
1 Примерами объектов могут быть система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент.
2 Объект может состоять из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и может также в частных случаях включать людей.
3 Группу объектов можно рассматривать как самостоятельный объект.
3.20 опасное событие: Событие, которое может причинить вред.
3.21 опасность: Потенциальный источник возникновения ущерба.
3.22 оператор железнодорожного подвижного состава: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров.
3.23 остаточный риск: Риск, остающийся после обработки риска.
3.24 оценивание риска: Процесс сравнения оцененного риска с данными критериями риска с целью определения значимости риска.
3.25 оценка величины риска: Процесс присвоения значений вероятности и последствий риска.
3.26 оценка риска: Общий процесс анализа риска и оценивания риска.
3.27 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж уполномоченному на его получение лицу (получателю).
3.28 пересмотр: Деятельность, направленная на установление соответствия, адекватности или эффективности предмета рассмотрения установленным целям.
3.29 пользователь услугами железнодорожного транспорта: Пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.
3.30 риск: Сочетание вероятности события и его последствий.
3.31 событие: Возникновение или изменение определенных обстоятельств.
Что такое риск в смбд определение
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПАСНОСТЕЙ И ОЦЕНКА РИСКОВ
Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems. Hazard and risks identification and estimation of risks
Дата введения 2011-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, состоящей из представителей Федерации независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО «Экожилсервис»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 251 «Безопасность труда»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.
Введение
Одной из целей системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда является снижение ущерба здоровью и жизни работника на основе управления рисками. Начальным этапом управления рисками является проведение их оценки. В общем случае оценка (расчет) рисков включает: выявление опасностей, определение (расчет) для каждой из них размеров возможных ущербов здоровью, вероятностей их наступления, проведение расчета значения показателя рисков.
Настоящий стандарт определяет порядок оценки рисков.
Косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работников используют показатели, характеризующие отклонение существующих (контролируемых) условий (параметров) от норм и имеющие причинно-следственную связь с рисками.
В настоящем стандарте представлены:
— показатели ущерба и рисков (наиболее применимые), порядок их использования для оценки рисков;
— порядок выявления опасностей, последствия проявления которых могут привести к возникновению ущерба здоровью и жизни работника;
— порядок расчета вероятностей возникновения ущерба.
1 Область применения
Настоящий стандарт применяют в целях:
— обеспечения конституционного права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены [1, статья 37, пункт 3];
— получения данных (об опасностях и рисках) для информирования работников о риске повреждения здоровья [2, статья 212];
— обоснования положенной социальной защиты работников, в том числе компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
— оценивания эффективности мер по совершенствованию охраны труда;
— принятия превентивных мер по защите здоровья работника;
— выяснения причинно-следственной связи состояния здоровья работников с условиями труда;
— обоснования положений трудового договора об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также по обеспечению других предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.
Настоящий стандарт может быть применен экспертными и страховыми организациями для обоснования размера страховых тарифов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.0.003 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 опасность: Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными.
3.2 определение опасности: Выявление (идентификация), описание и признание потенциального источника ущерба.
3.3 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
3.4 риск: Сочетание (произведение) вероятности (или частоты) нанесения ущерба и тяжести этого ущерба.
[ГОСТ Р 51898-2002, пункт 3.2, дополнено тем, что в скобках]
3.5 оценка риска: Количественное или качественное определение значения показателя риска.
3.6 ущерб: Нанесение физического повреждения или другого вреда здоровью людей, или вреда имуществу или окружающей среде.
3.7 вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
3.8 опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
3.9 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
3.10 организация: Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление.
3.13 гигиенический норматив: Установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.
4 Риск
Риск в общем случае рассчитывают суммированием произведений возможных дискретных значений ущерба здоровью и жизни работника на вероятности их наступления :
, (1)
. (2)
Характеристики случайных чисел, в том числе значения вероятности и ущерба, как правило, определяют по репрезентативной ограниченной по объему и времени выборке. В этом случае формула (1) приобретает следующий вид:
, (3)
— частота наступления ущерба здоровью и жизни работника.
4.1 Ущерб здоровью и жизни работника
управление рисками
Описание общей системы управления рисками
В 2019 году был начат проект по реформированию системы управления рисками АО «ФПК», направленный на построение интегрированной системы управления рисками, которая представляет собой непрерывный и системный процесс, протекающий на всех уровнях Компании, интегрированный не только с бизнес-процессами, но и с принятием решений и направленный на повышение уверенности в достижении целей.
Важной вехой в переходе на новый уровень управления рисками в АО «ФПК» стал подход, отражающий уже накопленный опыт и неразрывную связь системы управления рисками и внутреннего контроля. При таком подходе внутренний контроль рассматривается как составная и неотъемлемая часть системы управления рисками, а система управления рисками и внутреннего контроля, в свою очередь, как часть корпоративного управления. Это нашло отражение в принятой Политике по управлению рисками и внутреннему контролю (далее — Политика) (утверждена Советом директоров АО «ФПК», разработана в соответствии с Политикой по управлению рисками и внутреннему контролю ОАО «РЖД»).
В соответствии с Политикой основной целью управления рисками является обеспечение разумной уверенности в достижении целей Компании. Они включают (но не ограничиваются):
Организация и функционирование системы управления рисками и внутреннего контроля (далее – СУР и ВК) в АО «ФПК» осуществляются в соответствии с принципами, изложенными в ГОСТ Р ИСО 31000:2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»:
СУР и ВК в АО «ФПК» направлена на решение следующих задач:
Политика также определяет участников системы управления рисками, их компетенции и функции, основываясь на модели «трех линий защиты», предполагающей разделение ролей и обязанностей. Каждая линия защиты повышает вероятность успешного достижения АО «ФПК» своих целей.
Так, в соответствии с Политикой все подразделения АО «ФПК» вовлечены в процесс управления рисками по кругу ведения.
Координация, внедрение и совершенствование системы управления рисками входят в сферу ответственности специального подразделения по управлению рисками.
Оценка надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля возложена на подразделение внутреннего аудита.
Центрами принятия управленческих решений в части рисков в АО «ФПК» являются Совет директоров и Генеральный директор.
В целях разработки рекомендаций по принятию управленческих решений в Компании функционируют Комитет по аудиту и рискам Совета директоров и Комитет по управлению рисками.
Деятельность отдела управления рисками и отдела внутреннего аудита разграничена функционально, более того, обеспечена иерархическая независимость этих подразделений.
Распределение функций
Функция | Управление рисками | Внутренний аудит |
---|---|---|
Возложена на отдельное структурное подразделение | Отдел управления рисками | Отдел внутреннего аудита |
Находится в подчинении | Заместителя Генерального директора АО «ФПК», курирующего вопросы организации и функционирования системы управления рисками | В функциональном подчинении Совета директоров АО «ФПК» (Комитета по аудиту и рискам Совета директоров АО «ФПК»), в административном подчинении Генерального директора АО «ФПК» |
Ф. И. О. руководителя подразделения | Селищев Сергей Владимирович | Денисова Юлия Геннадьевна |
Модель «трех линий защиты»
Основные факторы рисков
В 2019 году отмечено влияние следующих основных факторов на риски, связанные с деятельностью АО «ФПК»:
Применяемые методы воздействия на риски
В части воздействия на риски и их факторы в 2019 году в АО «ФПК» применялся широкий спектр мер, предполагающий использование различных стратегий воздействия на риск, таких как:
Этапы процесса управления рисками
В соответствии с Политикой процесс управления рисками состоит из пяти этапов:
Реестр рисков
В 2019 году в АО «ФПК» идентифицирован 121 риск:
Связь ключевых рисков со стратегией Компании
Деятельность АО «ФПК» осуществляется в соответствии со Стратегией развития Компании до 2030 года, которая учитывает параметры утвержденных Правительством Российской Федерации документов: Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД» до 2025 года.
Все риски АО «ФПК» связаны со стратегией через ключевые индикаторы риска, основанные на целевых параметрах и показателях. Так, в соответствии с реестром ключевых рисков АО «ФПК» в 2019 году ключевыми индикаторами риска недостижения параметров стратегического развития являлись:
АО «ФПК» реализует мероприятия по воздействию на риски с целью минимизации, исключения их негативного воздействия на достижение стратегических целей, в том числе через удержание или снижение уровня ключевых рисков.
Карта рисков
Карта рисков формируется по результатам отображения уровня риска на матрице рисков АО «ФПК», строящейся путем сочетания тяжести последствий по оси Х и вероятности реализации риска по оси Y.
Модель карты рисков
Карта рисков является инструментом графического отображения уровня риска путем сочетания тяжести последствий по оси Y и вероятности реализации риска по оси X.
Что такое риск в смбд определение
Приложение
к Распоряжению ОАО «РЖД»
от 24.12.2013 г. N 2870p
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОАО «РЖД». УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
9. Центральная дирекция инфраструктуры в объеме пилотных структурных подразделений;
10. Центральная дирекции управления движением в объеме пилотных структурных подразделений;
11. Дирекция тяги в объеме пилотных структурных подразделений;
12. Центральная дирекция по ремонту пути.
1. РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (ОАО «НИИАС»)
2. ВНЕСЕН Департаментом охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД»
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает назначение и структуру системы управления профессиональными рисками, определяет порядок оценки уровня профессионального риска и порядок формирования мероприятий по его снижению для объектов железнодорожного транспорта.
Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными линейными предприятиями ОАО «РЖД».
Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 54505-2011 Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте
СТО РЖД 15.002-2012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения
СТО РЖД 15.012-2013* Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда
СТО РЖД 15.014-2012 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. аналогичные рабочие места: Рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: наличие профессий или должностей одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени опасности; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты [Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н (в редакции Приказа Минтруда России от 12.12.2012 N 590н), статья 12].
3.2. аттестация рабочих мест по условиям труда: Оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда [Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 209].
3.3. безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.4. вредные условия труда: Условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство [Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005), статья 4.2].
3.5. вредный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.6. допустимый уровень риска: Уровень риска, который приемлем при данных обстоятельствах, на основании существующих в текущий период времени ценностей в обществе [ГОСТ Р 54505-2011, статья 3.7].
3.7. идентификация вредных и опасных производственных факторов: Определение перечня вредных и опасных производственных факторов на рабочем месте.
3.8. оценка профессионального риска: Произведение вероятности воздействия вредных и опасных производственных факторов на работника и последствий воздействия вредных и опасных производственных факторов.
3.10. опасность: Фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельных факторов рабочей среды они могут стать опасными [ГОСТ 12.0.230-2007, статья 2.8].
3.11. опасные (экстремальные) условия труда (четвертый класс опасности): Условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течении рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений. [Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда, (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005)].
3.12. опасный производственный фактор: Производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.13 оценка уровня профилактики: Возможность опасного воздействия на работника из-за нарушений требований охраны труда на рабочем месте.
3.14 оценка уровня опасности на рабочем месте: Характеристика сочетания вероятности получения травмы, профессионального заболевания работником и последствий от травмы и профессионального заболевания на рабочем месте.
3.15 оценка уровня условий внешней среды на рабочем месте: Характеристика влияния внешних условий среды на вероятность опасного (вредного) воздействия на работника на рабочем месте.
3.16 последствие: Результат опасного (вредного) воздействия на работника на рабочем месте (травмы, профессиональные заболевания).
3.17 профессиональное заболевание: Хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. [Федеральный закон N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»].
3.18 профилактика: Комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. [Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской»* от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 23.07.2013)].
3.19 профессиональный риск: Вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209].
3.20 рабочее место: Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209]
3.21 структура системы управления профессиональными рисками: Совокупность уровней управления с описанием делегированных для них функций управления полномочий по их реализации (вертикальной децентрализации).
3.22 технологический процесс: Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда. К предметам труда относят заготовки и изделия. [ГОСТ 3.1109-82, статья 1].
3.23 требования безопасности труда (требования безопасности): Требования, установленные законодательными актами, нормативно-техническими и проектными документами, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасные условия труда и регламентирует поведение работающего. [ГОСТ 12.0.002-80, статья 5].
3.24 тяжелые работы: Работы, отражающие преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма, выполнение которых связано с вовлечением более чем 2/3 мышечной массы человека. [Пособие по охране труда дорожному мастеру (утв. Распоряжением Минтранса РФ от 29.01.2003 N ОС-37-р)].
3.25 управление профессиональными рисками: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. [Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 N 197-ФЗ, статья 209]
3.26. уровень риска: Масштаб риска или совокупности рисков, который характеризуется определенным сочетанием последствий и вероятности их возникновения. [ГОСТ Р 54505-2011, статья 3.32].
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения: