что такое риск ориентированный подход в контрольно надзорной деятельности
Что такое риск ориентированный подход в контрольно надзорной деятельности
Статья 8.1. Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
(введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)
1. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, определяется Правительством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
1.2. Перечень видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить виды регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
2. Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 277-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора) определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом или Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе определить общие требования к критериям отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности при организации регионального государственного контроля (надзора), а также к порядку их установления.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случае, если критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска предусматривают проведение органом государственного контроля (надзора) расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения, методики такого расчета утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности.
6. Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска или класса (категории) опасности.
7. В случае, если в соответствии с федеральным законом отнесение деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности осуществляется в рамках осуществляемых органом государственного контроля (надзора) полномочий по государственной регистрации, выдаче разрешения (специального права) или иных подобных полномочий, правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности определяются нормативным правовым актом, устанавливающим порядок осуществления указанных полномочий такого государственного органа.
8. Положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и подлежат размещению в сети «Интернет».
(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 316-ФЗ)
Риск-ориентированный подход при организации госконтроля
3 сентября 2016 года было выпущено Постановление №806 «О риск-ориентированном подходе». Оно регулирует нюансы установления классов риска для ИП и ЮЛ. В Постановлении же перечислены формы госконтроля, при использовании которых актуален риск-ориентированный подход.
Современная политика государства направлена на либерализацию взаимоотношений в сфере предпринимательства и оптимизацию деятельности контролирующих органов. Одним из направлений такой политики является применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля.
Что собой представляет риск-ориентированный подход
Риск-ориентированный подход (РОП) – это способ организации надзора, в рамках которого строгость осуществления контрольных мероприятий зависит от категории риска проверяемых субъектов. ЮЛ или ИП наделяются классом опасности контролирующими органами. При этом принимается во внимание тяжесть результатов несоблюдения правил безопасности. РОП используется со следующими целями:
С 1 июля 2021 г. (за исключением отдельных положений) действует Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.?
Использование риск-ориентированного подхода регулируется статьей ФЗ от 26.12.2008 г. №294, Постановлением Правительства от 05.07.2017 №801. В чем заключается суть РОП? При проведении проверок используется два подхода: полный и дифференцированный. Всеобъемлющие проверки отличаются тратой больших ресурсов, низкой эффективностью. Направленные проверки позволяют сконцентрировать усилия проверяющих органов на организациях, которые потенциально могут причинить вред. Одновременно с этим снижается нагрузка на организации, которые не несут никакой угрозы. То есть число проверок в отношении добросовестных учреждений уменьшается.
К СВЕДЕНИЮ! Риск-ориентированный подход используется при проверках медучреждений, при контроле пожарной безопасности. Это достаточно универсальный инструмент.
Базовые принципы риск-ориентированного подхода
Рассмотрим базовые принципы РОП:
Оценка должна выполняться непредвзято. Перед присуждением категории собирается вся необходимая информация о субъекте.
Как определяется класс риска?
Категория риска присуждается на основании двух факторов:
Порядок присуждения категории риска регламентирован Постановлением от 17 августа 2016 года №806. Проверка осуществляется в отношении медицинских учреждений. Конкретная категория присуждается на основании информации, которая содержится в едином реестре лицензий на медицинскую деятельность. Наделять субъекты определенным классом риска может только руководитель или заместитель руководителя Росздравнадзора. Осуществляется эта процедура на основании критериев, изложенных в приложении к Постановлению №801.
Категории риска
При определении категории используется показатель риска. Образуется он путем суммирования значений показателей, которые характерны для конкретного субъекта. Данные для расчетов приведены в приложении к Постановлению №801. Рассмотрим категории:
Пять категорий риска нужны для определения частоты проверок. Класс, присужденный учреждению, может меняться. Внесение изменений осуществляется на основании итогов предыдущих проверок.
Периодичность проверок
Чем более высокую категорию риска имеет субъект, тем чаще проводятся проверки:
Существуют также критерии вероятности несоблюдения субъектом требований, что может повлечь за собой негативные последствия. Оценка этой вероятности осуществляется на основании информации о результатах проверок, выполняемых ранее, назначенных наказаниях.
Структура системы риск-ориентированного подхода
Внедрение РОП предполагает прохождение ряда этапов. Рассмотрим основные этапы проверок:
После проведения проверок, если это требуется, категория риска субъекта изменяется.
Нюансы сбора информации о субъекте
В отношении компании перед проведением проверки обязательно выполняется сбор информации. В частности, собираются следующие данные:
При анализе компании во внимание принимается вся совокупность информации.
Нюансы проверки пожарной безопасности с применением риск-ориентированного подхода
При назначении категории, о чем было упомянуто ранее, принимается во внимание возможность нарушения требований субъектом. Если учреждение часто нарушает требования, назначается более высокий класс опасности. Возможность нарушений требований подразумевает анализ такой информация, как:
Регулярно проводится переоценка класса риска. Переход в другую категорию выполняется в соответствии со следующими условиями:
К примеру, в учреждении была проведена проверка, в результате которой не выявлены нарушения. В этом случае субъект вместо значительной категории риска приобретает средний класс риска. Переход из одной категории в другую должен быть обоснован. Если в учреждении ничего не поменялось, то и класс риска не будет изменяться.
Памятка Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)
1. Что такое риск-ориентированный подход?
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
2. Перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода и правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 №806.
В настоящее время риск-ориентированный подход распространен на 39 видов государственного контроля (надзора). Так, с августа 2016 года с применением риск-ориентированного подхода осуществляется государственный контроль (надзор) органами государственного пожарного надзора, надзора в области связи, санитарно-эпидемиологического надзора. В феврале 2017 года риск-ориентированпый подход распространен на федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.
4. Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются постановлениями Правительства Российской Федерации отдельно по каждому из видов государственного контроля (надзора).
5. Законодательством предусмотрены следующие категории риска и классы опасности.
Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно высокий риск
плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
плановая проверка проводится не чаще одного
раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
плановые проверки не проводятся
Присвоенная категория риска и класс опасности влияют на частоту проведения мероприятий государственного контроля (надзора). Чем выше категория риска (класс опасности), тем чаще проводятся плановые проверки.
Объекты контроля, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшей категории риска или классу опасности и плановые проверки в отношении таких объектов не проводятся.
6. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:
а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);
б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.
7. Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?
При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
8. Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).
Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявлепия юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.
Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.
В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.
Риск-ориентированный подход: что это и для чего нужен
С 1 января 2018 года Правительство РФ изменило порядок государственного (муниципального) надзора за работой организаций и ИП. Рассмотрим, что представляют собой новые проверки, каким сферам деятельности стало легче, а кто попал под тотальный контроль.
Что такое риск-ориентированный подход
До внедрения риск-ориентированного подхода надзорные органы проверяли все предприятия и ИП подряд с определенной периодичностью. Такая модель оказалась ресурсозатратной и недостаточно эффективной.
Дело в том, что количество проверяемых объектов существенно превышает трудовые, материальные и финансовые ресурсы надзорных органов. К примеру, при острой нехватке кадров контролерам сложно досконально проверить каждое предприятие в установленные сроки.
В связи с этим надзорные мероприятия проводились поверхностно и реже, а львиная доля нарушителей оставалась незамеченной. Как результат — плохое качество услуг, оказываемых потребителю, нерегулируемые цены, повышенная опасность для населения и т. п.
Чтобы повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности и снизить нагрузку на проверяющих, Правительство решило уйти от прежних тотальных проверок. В общей массе поднадзорных предприятий было немало ответственных фирм и ИП, которые не нуждаются в частом контроле, но зато отнимают уйму времени у проверяющих.
Новую модель проверок так и назвали — риск-ориентированный подход. А первое упоминание о нем появилось еще в 2015 году, когда в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» включили статью 8.1 «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора)».
Риск-ориентированный подход официально вступил в действие 1 января 2018 года и успешно применяется по сей день.
Классы и категории опасности: кому и зачем присваивают
По мнению Правительства, в глубоком и регулярном надзоре нуждаются, в первую очередь, те предприятия, которые могут причинить вред ценностям, охраняемым законом. А чтобы отделить опасную деятельность от безопасной, разработали специальную шкалу рисков.
В ст. 23 Закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ представлены категории, обозначающие степень вреда (ущерба), который могут нанести предприятия и предприниматели в ходе своей работы:
Теперь виду деятельности и (или) объектам, принадлежащим организациям и ИП, присваивают соответствующую категорию. Именно эта категория и будет влиять на интенсивность, продолжительность и периодичность будущих контрольных мероприятий.
Присваивается определенный класс (категория) опасности соответствующим контролирующим органом с учетом тяжести негативных последствий, которые могут наступить, если предприятие или ИП не будут соблюдать обязательные требования. А для присвоения определенной категории риска учитывают еще и оценку вероятности несоблюдения таких требований предприятиями и ИП.
При этом организации и предприниматели могут подать заявление об изменении присвоенных им категории риска или класса (категории) опасности (п. 6 ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ).
Частота проверок по риск-ориентированному подходу
Периодичность проведения плановых проверок при риск-ориентированном подходе указана в Приложении к Постановлению Правительства от 17.08.2016 № 806.
Категории риска | Классы (категории) опасности | Сроки проведения плановых проверок | |
Федеральный контроль | Региональный контроль | ||
Чрезвычайно высокий риск | 1 | 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности | 1 раз в год |
Высокий риск | 2 | 1 раз в 2 года | |
Значительный риск | 3 | 1 раз в 3 года | |
Средний риск | 4 | 1 раз в период, установленный положением о виде контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности | Не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет |
Умеренный риск | 5 | Не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет | |
Низкий риск | 6 | Не проводятся |
Согласно перечням, утв. Постановлением Правительства РФ от 17. 08.2016 № 806, применять риск-ориентированный подход могут разные ведомства, но для некоторых из них он обязателен.
Так, риск-ориентированный подход должны применять ведомства в области экологического, строительного, жилищного, ценового надзора, а также в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сохранности автомобильных дорог регионального значения, технического состояния самоходных машин, аттракционов и другой техники.
Применять риск-ориентированный подход вправе ведомства, контролирующие пожарную, медицинскую, санитарно-эпидемиологическую, транспортную, трудовую, энергетическую, ветеринарную деятельность, а также сферы связи, гражданской обороны и безопасности дорожного движения.
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806
«О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
16 февраля, 2, 30 марта, 22 июля 2017 г., 19 февраля, 12 октября 2018 г., 27 февраля, 21 марта, 9 октября 2019 г., 10 марта, 15 июля, 4, 23 сентября, 5 ноября 2020 г., 20 марта, 29, 30 июня, 24 августа, 6 октября 2021 г.
В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности;
перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход;
перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке;
изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представить до 1 февраля 2017 г. в Правительственную комиссию по проведению административной реформы доклады о результатах реализации настоящего постановления.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о включении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный настоящим постановлением.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2017 г. N 245 настоящее постановление дополнено пунктом 3.1
3.1. Федеральным органам исполнительной власти внести до 15 мая 2017 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности:
а) Министерству внутренних дел Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:
федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;
федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения;
б) Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:
федерального государственного экологического надзора (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ);
Информация об изменениях:
г) Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:
государственного земельного надзора, осуществляемого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
е) Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:
федерального государственного транспортного надзора;
федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
и) Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:
федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
государственного надзора в области гражданской обороны;
Информация об изменениях:
к) Министерству здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:
государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
государственного контроля за обращением медицинских изделий;
Информация об изменениях:
о) Федеральной антимонопольной службе по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти для:
государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемого Федеральной антимонопольной службой;
государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа;
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
4. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления представить в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения о критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности при осуществлении государственного регионального контроля (надзора).
5. Реализация настоящего постановления осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Правила
отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806)
С изменениями и дополнениями от:
2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
5. Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
8. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.
10. При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.
11. Объекты государственного контроля (надзора), которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.
12. При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.
Размещение информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
13. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
Информация об изменениях:
а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);
б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного законодательством Российской Федерации действия или события.
15. Плановые проверки, периодичность проведения которых определена Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», осуществляются с установленной периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.
Информация об изменениях:
18. Заявление содержит следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
19. К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
20. Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
б) отказ в удовлетворении заявления.
21. Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 20 настоящих Правил, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.
22. В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.
Информация об изменениях:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей и (или) используемых
ими производственных объектов
к определенной категории риска
или определенному классу
(категории) опасности
Категории риска и классы (категории) опасности
С изменениями и дополнениями от:
Классы (категории) опасности
Особенности проведения плановых проверок
для федерального государственного контроля (надзора)
для регионального государственного контроля (надзора) 1
Чрезвычайно высокий риск
плановая проверка проводится 1 раз в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности
плановая проверка проводится 1 раз в год
плановая проверка проводится 1 раз в 2 года
плановая проверка проводится 1 раз в 3 года
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в период, установленный положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
плановые проверки не проводятся 2
1 Кроме регионального государственного строительного надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», и регионального государственного экологического надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора».
2 Кроме федерального государственного транспортного надзора, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном транспортном надзоре», федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности», федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 93 «О критериях отнесения деятельности головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, к определенной категории риска и периодичности проведения плановых проверок при осуществлении Федеральной антимонопольной службой государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа» и федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, для которого особенности проведения плановых проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1162 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции».
Информация об изменениях:
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2016 г. N 806
Перечень
видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход
С изменениями и дополнениями от:
16 февраля, 2, 30 марта 2017 г., 19 февраля 2018 г., 27 февраля, 21 марта 2019 г., 10 марта, 15 июля, 4 сентября, 5 ноября 2020 г., 24 августа, 6 октября 2021 г.
2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
6. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения
7. Федеральный государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ)
12. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
13. Государственный надзор в области гражданской обороны
Информация об изменениях:
16. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств
17. Государственный контроль за обращением медицинских изделий
Информация об изменениях:
20. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации
21. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой
22. Государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа
23. Федеральный государственный метрологический надзор, осуществляемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
ГАРАНТ:
Пункт 24 вступает в силу с 1 января 2021 г.
25. Лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами
26. Государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов
Информация об изменениях:
27. Лицензионный контроль за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах
Информация об изменениях:
28. Лицензионный контроль за деятельностью по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции
Информация об изменениях:
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2016 г. N 806
Перечень
видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке
С изменениями и дополнениями от:
15 июля, 23 сентября 2020 г.
1. Региональный государственный экологический надзор
2. Региональный государственный строительный надзор