что такое риппинг аудио сд
Зачем я рипнул один компакт-диск 300 раз
Я коллекционирую музыку: покупаю компакт-диски, оцифровываю их программой Exact Audio Copy, сканирую обложки и вкладыши. Иногда это непросто, если CD издан ограниченным тиражом за рубежом 10 лет назад. Сложнее всего, если на компакте производственный дефект — и некоторые треки не читаются.
Альбом аранжировок для фортепиано 帰るべき城 от Altneuland вышел в 2005 году. Я нашёл его спустя три года (вероятно, на YouTube), скачал лучшую копию — и внёс диск в список будущих покупок. Последние достижения в технологиях международной почты позволили в прошлом году купить бэушный диск. К сожалению, ни один из моих CD-приводов не смог прочитать трек № 3. Такое часто бывает при покупке старых дисков, особенно когда они прошли через центр международной доставки USPS. Я отложил его и начал искать другой экземпляр, который нашёл в прошлом месяце. Он прибыл в пятницу — и я сразу же попытался его рипнуть. Но с толкнулся с точно такой же ошибкой. Похоже, тут дело не в износе или повреждении — вероятно, диск вышел дефективным прямо с завода.
ДОПОЛНЕНИЕ: После проведённого расследования я больше не считаю, что это заводской дефект. Когда я записываю начало или конец сбойной дорожки на пустой CD-R и копирую его, то риппер выдаёт ту же ошибку! Попробуйте сами с файлом minimal.flac.
Осталось два варианта: или попытаться когда-нибудь найти другую копию, которая будет успешно копироваться (маловероятно), или каким-то образом восстановить исходные звуковые данные c повреждённых дисков. Вы уже знаете, какой вариант я выбрал.
Как работает риппер
EAC не смог прочитать трек № 3 с диска [帰るべき城]
CD хранят цифровые данные, но между дисками, лазерами и оптическими диодами вполне аналоговый интерфейс. Ошибки чтения возникают по разным причинам: грязный носитель, царапины на защитном слое поликарбоната, вибрации самого привода. Примитивные коды коррекции ошибок в стандарте CDDA помогают минимизировать звуковые искажения на редко используемых дисках, но не способны полностью восстановить битовый поток на CD с большим количеством ошибок. Современные рипперы решают проблему с помощью двух важных методов обнаружения ошибок: избыточного чтения и AccurateRip.
На странице EAC: Extraction Technology описано, как EAC производит избыточное чтение:
В безопасном режиме программа считывает каждый сектор минимум дважды [. ] Если возникает ошибка (чтения или синхронизации), то программа продолжает считывать этот сектор до тех пор, пока 8 из 16 попыток не окажутся идентичными. Такая процедура проводится максимум один, три или пять раз (в соответствии с выбранным качеством восстановления ошибок). Так что в самом худшем случае плохие сектора считываются 82 раза!
Всё просто. Если запрос на чтение иногда возвращает неверные данные, прочитайте его ещё раз, а затем будьте особенно осторожны, если первые два чтения дают разный результат. AccurateRip использует тот же принцип, но распределённо: в этот сервис рипперы отправляют контрольные суммы скопированных аудиофайлов. Идея в том, что если тысяча людей скопировали трек с одинаковыми битами, вероятно, это правильный рип.
«Я миновал десять тысяч проходов, десять тысяч проходов, чтобы увидеть вас»
Оптические приводы Asus, LG, Lite-On, Pioneer и неизвестного OEM
Если CD не копируется, то логично использовать другой привод. Иногда конкретная модель более снисходительно относится к спецификациям CDDA или там лучшая прошивка для исправления ошибок, или что-то ещё. На форуме DBpoweramp есть рейтинг точности приводов CD/DVD, чтобы выбрать наиболее подходящий привод для рипа.
«Количество переходит в качество»
6900 байт при N=4 до
5000 байт при N=10. Выгода от каждого дополнительного рипа снижалась с течением времени, пока примерно на N=80 число неисправимых ошибок не стабилизировалось на уровне
3700. Я прекратил рипы при N=100.
Исправленные и неисправимые ошибки на количество rip
Затем я попытался 100 раз скопировать диск на втором приводе и использовать две карты коррекции, чтобы «заполнить» неисправимые позиции ошибок с первого привода. Но не получилось: на каждом приводе оказались тысячи исправлений, которые не соответствовали исправлениям на другом! Оказывается, нельзя устранить шум, совместив его с другим, но связанным источником шума.
То же самое, но для двух дисков с перекрёстной проверкой исправлений
Кустарное творчество
На сайте EAC есть ещё один хороший ресурс: тест качества DAE, который определяет качество прошивки привода по уровню исправляемых ошибок. Это более низкоуровневая обработка ошибок, когда привод исправляет ошибки чтения, а не просто сообщает о них. Загвоздка в том, что «безопасный режим» EAC доступен только при отключении этого встроенного кода коррекции ошибок, предполагая его неправильную работу.
Я протестировал всех приводы и получил два интересных результата:
Привод Lite-On я прежде использовал, чтобы обойти ошибки синхронизации. Он с удовольствием прожевал волшебный маркер, но его сильно смутили прямые линии на поверхности данных. Вы можете видеть, как вместо трёх раздельных пиков справа один гигантский сбойный блоб.
Total Test Result : 45.3 points (of 100.0 maximum)
Привод Pioneer получил самый высокий балл по тесту DAE. На мой взгляд, график не выглядит каким-то особенным, но инструмент анализа сказал, что это лучшая прошивка для исправления ошибок в моём маленьком наборе.
Total Test Result : 62.7 points (of 100.0 maximum)
«С определённого момента числа имеют значение»
После нескольких настроек конфигурации EAC и через сто рипов мы получаем такую красивую диаграмму.
Исправленные и неисправимые ошибки на количество рипов (Pioneer)
Что можно отметить:
0xA595BC09
Используя почти идеальную коррекцию ошибок от Pioneer, я сгенерировал файл «лучшее предположение» и начал сравнивать его с рипами Pioneer. Как и ожидалось, обнаружилось несколько некачественных участков, которые я исправил, сделав ещё 10 рипов:
Тем временем повторные рипы некачественных участков позволили завершить анализ с нулём неисправимых ошибок. И когда я проверил этот файл, там был точно такой же аудиоконтент, как и в «обычном» рипе! Этого достаточно, чтобы объявить победу.
Я на 99% уверен, что успешно скопировал этот проблемный компакт-диск, а 0xA595BC09 является правильной CRC-суммой для трека № 3.
Приложение A: compare.rs
Этот инструмент я использовал для вычисления вероятных ошибок байтов. Он не предназначен для долговременного использования, так что немного уродлив, но может быть интересен тем, кто наткнулся на эту страницу, решая такую же задачу.
1. В этой единственной записи AccurateRip к моему диску совпадают CRC для всех треков, кроме трека № 3: там указана сумма 0x84B9DD1A, а у меня 0xA595BC09. Подозреваю, что тот риппер не понял, что у него плохой диск. [вернуться]
2. Очевидный вопрос при покупке CD- или DVD-привода в 2018 году: «Блин, а где ж их купить?». И мне нужен был не один, а несколько от разных брендов. Я знаю только один магазин поблизости, у которых в наличии есть DVD-приводы 5,25″. Только один магазин достаточно большой, чтобы не пожалеть место на полках на такие приводы, и достаточно странный, чтобы они не казались там неуместными. Конечно, я говорю о Frys Electronics. [вернуться]
Разговор о риповании СД дисков, Обсуждение технологий рипования дисков
P.S. Самое забавное, что тема рипа уже практически не актуальна: будущее определённо за онлайном (без компрессии).
Вадим, я соглашусь про нишевость этого продукта. Я сам его не купил бы. Однако, спич больше идет о подходе в его создании и качестве итоговой работы. Не секрет, что есть много людей, которые боятся компьютера, а уж тем более компоновки и настройки его самостоятельно. Такой человек легче заплатит лишние деньги, лишь бы его освободили от этих проблем. Как бы рынок для этого блочка я вижу. Потому и стали обсуждать вопросы качества.
По поводу коллекции. Хранение копий дисков на HDD и прослушивание их через стрим не отменяет возможности параллельно взять в руки диск с коробочкой, если тактильные ощущения так важны. При этом, есть вероятность, что качество «считывания» с HDD будет выше, поскольку считывание выполнено ультимативно, а не он-лайн на первой скорости
Задумано интересно. Реализовано. к-хм, к-хм.
Ладно. первый блин, как всегда, комом. Что кроме этой непонятной коробочки можно предложить форуму по части рипа? В заголовке заявлено обсуждение технологий, предлагаю с них и начать. Меня прежде всего интересует гарантия считывания бит в бит.
Создание качественных рипов Audio-CD
Как известно, если немного поискать, то в Linux можно найти софт для решения практически любых задач. Странно, но в интернете не очень много информации по созданию качественных рипов аудиодисков в Linux. Постараюсь немного исправить эту ситуацию.
Начнём с того, что EAC — не панацея. Его можно запустить под Wine, но смысла в этом не сильно много. В Linux есть отличное родное средство для снятия рипов — cdparanoia. Многочисленные тесты многочисленных аудиофилов так и не смогли ответить на вопрос, что более качественно снимает рипы: EAC или cdparanoia. Поэтому совершенно спокойно можно считать, что cdparanoia и EAC обеспечивают абсолютно одинаковое качество и поэтому под Linux использовать родную утилиту, т.е. паранойю.
Кроме того, стоит также заметить, что практически все программы снятия рипов в Linux на самом деле являются просто обёрткой над cdparanoia. Поэтому я лично предпочитаю использовать эту утилиту напрямую, благо консоль у меня не вызывает негативных эмоций.
Использование cdparanoia
Для начала обязательно убедитесь, что у вас в системе стоит самая последняя версия cdparanoia. Если что, скачать её бинарник можно с официального сайта http://xiph.org/paranoia/. Да, паранойя давно не обновлялась. С другой стороны я ни разу и не видел упоминания каких-либо проблем в работе последней стабильной версии.
Теперь вам необходимо узнать смещение чтения для вашего привода (оффсет), без правильного его указания говорить о каком-то качестве рипа просто бессмысленно. Для этого во-первых нужно определить модель дисковода. Сделать это можно командой
Теперь идём на accuraterip.com и смотрим смещение. В моём случае оно равно +6.
Ну и наконец снимаем рип командой (не забудьте изменить оффсет!)
Возможны и другие опции, за подробностями обращайтесь в man, который есть и на официальном сайте.
Если всё прошло без ошибок — хорошо. Если же нет, то проверить точность рипа можно только сняв его несколько раз и сравнив полученные файлы. Сравнивать можно вычисляя контрольную сумму, например, командой
Если суммы не совпадают — значит файлы различаются, в этом случае обычно проще всего выбрать тот файл, который совпадает максимальное количество раз.
Итак, будем считать, что точный рип аудиоданных получен.
Получение разметки диска и CDTEXT
Теперь надо снять всю информацию о разметке дорожек и о композициях и авторе. Сохранять её будем в стандартный cue файл. Вам потребуется два пакета — cuetools и cdrdao. Теперь сначала снимите все метаданные с диска командой
А потом сконвертируйте полученный файл в cue командой
Всё что осталось — это вручную исправить cue, приведя его к желаемому виду.
Разрезание образа на треки и кодирование
Почему-то есть совершенно дурацкая тенденция хранить аудиодиски в виде единого образа с приложенным cue. Откуда она пошла — мне неизвестно, но против неё есть два весомейших аргумента:
Так что давайте разберёмся, как разрезать диск и потом закодировать дорожки в нужный формат. Вам потребуется ещё один пакет — shntool.
Теперь просто выполните
Получится куча файликов split-track**.wav. Теперь их нужно закодировать в нужный формат. Собственно вся эта морока с качественными рипами намекает на то, что формат этот должен быть lossless, хотя я кодирую и в OGG Vorbis для прослушивания на плеере. lossless — это однозначно flac, lossy — Vorbis, на всякий случай скажу и про mp3.
Итак, вам потребуется один или несколько из этих пакетов: flac, oggenc, lame.
Теперь для кодирования во flac можно использовать команду
Конечно, можно выставить и другие опции, эти просто самые оптимальные.
Прописывание тегов
Осталось только прописать теги в файлы и нужным образом их переименовать. Автоматически добавить информацию из cue в теги можно командой
Вместо flac конечно нужно подставить нужное расширение. Ну а переименовать файлы и заполнить оставшиеся теги можно с помощью очень удобной утилиты EasyTag.
Все приведённые выше команды можно объединить в один скрипт:
Ну или как-то так. Не забудьте выставить правильные опции в командах!
Вот и всё. Если сделать чуть более продвинутый скрипт, то можно легко осуществлять любую обработку аудиоданных с диска. Однако тут уже всё зависит от ваших задач.
UPD: Чтобы не пугались. Всё вышеописанное совершенно необязательно выполнять, существует прекрасная GUI программа Rubi Ripper, которая к тому же сама перечитывает несколько раз дорожки и корректирует по необходимости расхождения чтения, что важно при считывании повреждённого диска. Цель этого поста — рассказать как всё можно сделать по шагам с любыми настройками и манипуляциями на любом шаге.
Что такое риппинг
Всем привет! Сегодня попробуем разобраться, что такое риппинг и какие существуют форматы Rip. Тем, чья деятельность связана с обработкой видеоматериалов, эта информация давно уже известна, ну, а для новичков и любителей в этом деле предложенная ниже информация, надеюсь, будет интересна и полезна. Разбираемся.
Что такое риппинг
Часто, ознакамливаясь с описанием какого-либо видеоматериала, указывается качество видео в виде аббревиатуры. Например, DVD-Rip, PDTV-Rip или Cam-Rip. Зная обозначения этих букв, можно получить представление о качестве записи.
Для начала определим, что означает «Rip». Не нужно проводить аналогию с надписью на надгробии «rest in peace», что означает «покойся с миром». Rip в переводе означает «рвать» или «содранное с чего-либо».
Виды формата Rip
Cam-Rip. По-другому называют «экранка», «CAM» или «тряпка». Эту копию снимают на камеру с экрана кинотеатра. Экранка имеет отвратительное качество изображения и звука. Зачастую слышны переговоры зрителей, их кашель, чихание, смех. Иногда возникает силуэт проходящего вдоль экрана кинотеатра человека. Изображение может сниматься под углом и трястись.
DVD-Scr. Неполная версия. Такое видео производят для кинокритиков. Может иметь водяные знаки, ссылки, надписи. Качество как и у DVD-Rip.
TV-Rip. Такая видео-копия записывается с телевизионного сигнала, кабельного или антенного. Запись производится с помощью флеш-карт или DVD-проигрывателей. Качество видеозаписи зависит от записывающего оборудования. Как правило, копии получаются достойного качества.
Sat-Rip. Копия видео записывается со спутникового телевидения. Качество его зависит от сигнала видео и провайдера. При хорошем сигнале можно получить качественную запись.
PDTV-Rip. На английском «Pure Digital Television», что в переводе означает «чистое цифровое ТВ». Качество записанного материала получается хорошее. За счет того, что не производилась перекодировка сигнала из аналогового в цифровой. В этот Rip можно добавить SatRip и IPTV-запись. Качество записи хорошее.
Telecine. Копия снимается сотрудниками кинотеатра с проектора. Качество может быть разным.
WEBDL-Rip. Запись производится с интернет-трансляции. Качество отличное. Может конкурировать с BD-Rip.
HDTV-Rip. Запись производится с HDTV канала (High Definition Television). Поэтому присутствует логотип канала. Качество зависит от трансляции. Разрешение 1920×1080 или 1280×720.
BD-Rip. Это копия файлов с Blu-Ray диска. На сегодняшний день на BD записаны самые качественные фильмы. Их запись может производится в несколько слоев. На один слой помещается до 25 ГБ материалов. Часто объем фильма более 9 ГБ. Качество лучше, чем DVD-Rip.
BDRemux. Копия файлов с Blu-Ray диска, но уже очищенные от ненужных материалов (дубляж, субтитры, перевод и т.д.). BDRemux создается, чтобы уменьшить размер файлов оригинального диска.
А вы задумывались над тем, что нас окружает столько копий пиратского производства? Какие носители у вас дома?
Audio CD в «цифру» без потери качества
Современные портативные медиаустройства в угоду компактности лишены возможности воспроизводить Audio CD. Если у вас накоплена внушительная коллекция любимых дисков, имеет смысл перевести ее в «цифру», чтобы прослушивать на флеш-плеере. Мы расскажем, как сделать это без потери качества.
Современные портативные медиаустройства в угоду компактности лишены возможности воспроизводить Audio CD. Если у вас накоплена внушительная коллекция любимых дисков, имеет смысл перевести ее в «цифру», чтобы прослушивать на флеш-плеере. Мы расскажем, как сделать это без потери качества.
Современные портативные медиаустройства в угоду компактности лишены возможности воспроизводить Audio CD. Если у вас накоплена внушительная коллекция любимых дисков, имеет смысл перевести ее в «цифру», чтобы прослушивать на флеш-плеере. Мы расскажем, как сделать это без потери качества.
Лазерные аудиодиски еще долго не потеряют своей актуальности, но мы уже стоим на пороге эпохальной смены носителей информации. Домашние плееры, музыкальные центры и магнитолы в автомобилях пока еще оснащаются CD-приводами, но позволяют подключать и флеш-накопители. Сейчас эти средства воспроизведения тоже находятся на пороге кардинальных перемен: отечественный автопроизводитель уже заявил, что намерен комплектовать новые модели машин магнитолами только с разъемом USB-флеш. И если домашние High-End-аудиосистемы пока невозможно представить без лазерных дисков, то в портативных устройствах давно правит бал именно флеш-память. Да и производители постепенно переходят на цифровой контент, продавая альбомы и даже отдельные аудиотреки через Интернет.
Но как быть с любимой коллекцией дисков? Лучше всего оцифровать ее и сохранить на винчестере, чтобы затем копировать во флеш-плеер. При этом хочется, чтобы качество не пострадало. Наш практикум познакомит вас со всеми нюансами работы с lossless-форматами и лучшими программами для оцифровки аудио.
Теоретическая аудиоподготовка
Наиболее распространенными носителями аудиоданных являются диски формата CD-DA (Audio CD). Именно на них музыка попадает из звукозаписывающих студий в магазины, а оттуда к конечным потребителям. Чтобы создать резервную копию диска или просто записать треки с него на компьютер, потребуется специальная операция по конвертации аудиоданных в файлы. Если копия максимально соответствует оригиналу (в идеале — с точностью до бита), то ее называют копией без потерь, или lossless.
К сожалению, почти ни один CD-привод не способен считать аудиодиск со стопроцентной точностью в силу конструктивных ограничений: на проблемных участках поверхности он может давать сбои. В большинстве случаев ошибки незначительны, но некоторые воспринимаются на слух в виде щелчков и других нежелательных шумов.
Специальные сложные методы lossless-считывания дают гарантию 99%, что в копии не будет неточностей.
Существует два вида конвертации аудиодисков — копирование отдельных треков и копирование диска в образ с отдельным файлом, содержащим метаданные CUE. В файле метаданных находится информация об альбоме в целом (исполнитель, год выхода, жанр) и каждой композиции в отдельности (название, длительность и т. п.). Немногие программные проигрыватели поддерживают формат CUE, не говоря уже о портативных устройствах, таких как карманные плееры и мобильные телефоны. Поэтому более универсальной является потрековая оцифровка.
В случае с lossless-копиями принято использовать форматы сжатия файлов без потерь, работа которых аналогична обычному архиватору. Они специализируются именно на сжатии аудиоданных: высокая скорость декодирования, метки для быстрой перемотки, теги для хранения служебной информации.
Данные копируются с аудиодиска напрямую в несжатый PCM-поток с битрейтом 1411 кбит/с. После этого нужно сделать выбор — оставить файл без сжатия в формате WAV или все-таки немного ужать кодеком FLAC до битрейта 900–1000 кбит/с, что даст выигрыш в объеме в полтора раза. Причем lossless-композиции одинаковой длины могут занимать разный объем. Это обусловлено тем, что насыщенность звуковой гаммы пропорционально влияет на размер выходного файла. К примеру, мощная рок-композиция будет весить больше, чем спокойная музыка.
Как оценить качество оригинала
К сожалению, некоторые издатели дисков в погоне за прибылью выпускают аудиопродукцию, не соответствующую стандартам качества. Поэтому, прежде чем производить lossless-копирование, неплохо убедиться в целесообразности этой процедуры. Впрочем, даже для создания копий с потерями (lossy) в форматах MP3, OGG или WMA лучше предварительно оценить качество CD.
Чистая поверхность CD — залог качественной копии
Перед началом оцифровки рекомендуется внимательно рассмотреть поверхность аудиодиска. Если CD активно использовался, на его поверхности наверняка собралось немало отпечатков пальцев, пятен и мелких царапин. От жирных следов, в том числе отпечатков пальцев, спасает теплая вода и мыльный раствор (средство для мытья посуды). Для промокания хорошо подойдут салфетки из микрофибры, часто поставляемые в комплекте с жидкокристаллическими мониторами и ноутбуками.
Если на поверхности имеется множество царапин, приводящих к ошибкам чтения, можно попробовать отполировать диск, используя аэрозольную полироль для мебели. Растирать жидкость следует также микрофибровой салфеткой, строго от центра к краям, избегая круговых движений.
Инструменты и советы
Теперь перейдем от теории к практике. Программ для оцифровки дисков довольно много, причем как коммерческих (например, Easy CD-DA Extractor стоимостью около 30$), так и бесплатных.
Более того, эта функция предусмотрена и в самой Windows начиная с версии XP. Но настроек в ней немного, имена файлов не содержат названия композиций, есть ограничения по форматам (в частности, нет FLAC и CUE). Мы подобрали для вас бесплатные инструменты для копирования аудиодисков без потерь, оптимальные как по удобству использования, так и качеству выходных аудиофайлов, — Audiograbber и Freac.
Начнем с Audiograbber как наиболее простого в освоении, хотя он и предлагает меньше дополнительных возможностей. После запуска программа автоматически определит вставленный в привод диск как CD-DA и выведет на экран количество треков, а также ожидаемый размер выходных файлов.
Audiograbber способен быстро распознать диск и в случае необходимости обратиться к онлайн-базе за недостающей информацией Если вместо имен композиций перед вами отобразился список треков с названиями вроде «Track 1», «Track 2» и т. д., это значит, что данный аудиодиск не содержит текстовой информации о звуковых дорожках (CD-Text), так как производитель не посчитал нужным ее добавить. Но отчаиваться не стоит: треки не останутся безымянными. В Audiograbber встроена функция поиска данных об альбоме в Интернете. Для этого программа обращается к сервису www.freedb.org, где содержится база данных о треклистах многих аудиодисков. Соответствующая кнопка вынесена на панель инструментов. В мгновение ока будут найдены имя исполнителя, названия альбома и всех треков, а также дополнительная информация. Если CD-Text имеется на диске, а на www.freedb.org информации о нем не оказалось, то не поленитесь поделиться ею с сообществом — поставьте галочку в меню «CD | Submit to freedb…».
Для оцифровки в формат MP3 потребуется дополнительный плагин, но его лучше не использовать, так как он обуславливает заметную потерю в качестве, а это не в ваших интересах. По умолчанию Audiograbber сохраняет звуковые дорожки в несжатом виде (формат WAV), а другие кодеки, к сожалению, не поддерживает. Чтобы добиться максимального соответствия звучанию диска, не стоит активировать функцию нормализации громкости (кнопка «Norm.»). Итак, подготовка к копированию завершена — остается только нажать кнопку «Grab!» и ждать окончания процесса. Приготовьтесь к тому, что выходные файлы будут приличного размера: каждый трек может занимать 20–25 Мбайт.
Freac обладает неброским интерфейсом, зато в нем заложены возможности создания образов как FLAC, так и CUE. Разобраться во всем помогает меню на русском языке Второй инструмент — Freac (FREe Audio Converter) обладает более широким набором функций и к тому же полностью русифицирован.
Для начала работы с диском нажмите на тулбаре кнопку «Добавить содержимое Audio CD в список». После этого программа автоматически обращается к базе данных CDDB, чтобы узнать названия дорожек. Пользователь также может пополнять базу CDDB (меню «База данных | Переслать данные CDDB…»).
Ключевых отличий от Audiograbber у Freac два. Во-первых, эта программа умеет создавать не только потрековые lossless-копии, но и образы с файлом метаданных.
Во-вторых, она работает не только с WAV, а умеет сохранять музыку еще и в сжатом без потери качества формате FLAC. Для этого в меню «Настройки | Основные настройки | Кодеки | Кодек» необходимо выбрать «FLAC Audio Encoder». Нажатие кнопки «Старт процесса кодирования» запускает потрековую оцифровку аудиодиска.
Если нужно создать lossless-образ, то в настройках следует отметить галочками пункты «Создать cue sheet» и «Кодировать в один файл». В результате вместо десятка треков вы получите только два файла с названием альбома — образ с аудиоданными и список треков CUE. Качество выходных файлов заслуживает похвалы, как и скорость работы программы. Кстати, именно последним показателем не могут похвастаться профессиональные утилиты ввиду их чрезвычайной требовательности к качеству поверхности диска.
Инструменты для профи
99-процентную гарантию точности lossless-копий дают только два приложения — dbPoweramp (www.dbpoweramp.com) и Exact Audio Copy (www.exactaudiocopy.de).
Молодой проект dbPoweramp пока не завоевал особой популярности у пользователей в силу платности этой утилиты. Зато ЕАС высоко ценится среди экспертов. При этом многие профи даже не принимают в расчет те lossless-копии, которые не содержат лога этого приложения. Граббер тесно интегрирован с проектом AccurateRip — онлайн-базой данных контрольных сумм для треков на CD. Приложение сверяет полученную копию с информацией с этого сервера, чтобы гарантировать ее подлинность. ЕАС умеет сохранять данные не только в виде отдельных треков, но и как единый образ с метаданными CUE.
К сожалению, освоить все тонкости этой программы удается лишь немногим. Да и алгоритм двойного «пробега-копирования», а затем сравнения тестовой копии с оригиналом занимает слишком много времени, ввиду того что программа чересчур требовательна к качеству поверхности диска. Вам может просто не хватить терпения несколько раз подряд шлифовать аудиодиск, чтобы снова и снова пытаться скопировать его с помощью ЕАС.
Чем воспроизводить оцифрованное аудио?
Специальная сборка foobar2000 отлично справляется со специфическими форматами вроде FLAC, APE и WV С воспроизведением потрековых lossless-копий на персональном компьютере не возникает никаких проблем: с форматом WAV знакомы практически все плееры. А вот с копиями в виде образов все не так просто. Популярные проигрыватели Windows Media Player и iTunes не поддерживают CUE, поэтому не подходят для всех типов lossless-музыки. Плеерами универсального назначения являются AIMP, foobar2000 и Winamp.
AIMP (www.aimp.ru) можно назвать аудиоплеером с цельной структурой (хотя пара плагинов для него всеже существует). Он изначально поддерживает формат CUE, но не умеет создавать копии в виде lossless-образов.
Приложение foobar2000 (www.foobar2000.org), напротив, построено по модульному принципу: его функциональность расширяется за счет множества плагинов. Чтобы не тратить время на их установку и настройку плеера, мы рекомендуем сразу обратиться к одной из наиболее оптимальных сборок — foobar2000 Complex Ideas. Она содержит все необходимые дополнения, поэтому сможет воспроизводить FLAC, APE, WV и ISO.WV даже со встроенными непосредственно в образ метаданными (Embedded CUE).
Широко известный Winamp «подружится» с форматом CUE, если дополнить его специальным плагином Знакомый всем аудиоплеер Winamp также можно легко научить работать с lossless-форматами.
Для этого необходимо вручную скачать дополнения in_cue.dll, in_ape.dll и in_wv.dll и разместить их в директории C:Program FilesWinampPlugins. Плагин in_flac.dll входит в состав Winamp изначально.
В любом из упомянутых выше плееров нужно открывать именно файл CUE, исполняющий роль своеобразного плейлиста, при этом аудиоданные будут считываться плеером из файла образа.
Наслаждаемся качественным звуком в дороге
Плеер Winamp уже доступен для смартфонов на платформе Android. Мобильный вариант так же легко воспроизводит высококачественные аудиоформаты, как и десктопная версия Все без исключения современные карманные плееры и мобильные телефоны позволяют воспроизводить музыку в формате MP3, но lossless-файлы для многих из них могут быть неприемлемы из-за небольшого объема встроенной памяти. Однако прогресс не стоит на месте, и одновременно с увеличением флеш-памяти производители добавляют в свои устройства поддержку аудиоформатов без сжатия. Причем владельцам Android-смартфонов в этом отношении повезло больше других: они могут использовать то же приложение, что и на персональном компьютере, — Winamp.
Мобильная версия данного проигрывателя прекрасно справляется с форматами WAV и FLAC.
Для Symbian имеется другой плеер — Folder Play. Он поддерживает не только WAV, FLAC и APE, но и формат CUE.
Для устройств Apple iPhone и iPod был адаптирован медиаплеер VLC, поддерживающий практически все существующие аудио- и видеоформаты. К сожалению, совсем недавно компания в целях активного продвижения своих аудиосервисов изъяла его из списка приложений для App Store. Но пользователи этих устройств все равно не останутся без качественной музыки. Рассмотренные нами оцифровщики могут сохранять треки с Audio CD также в форматах ААС и Linear PCM. Первый, хоть и сжимает данные, обеспечивает очень высокое качество и по умолчанию поддерживается не только мобильными устройствами от Apple (в том числе iPod touch и shuffle), но и плеерами компании Sony. LPCM считается lossless-форматом, и его могут воспроизводить лишь топовые устройства этого производителя.