что такое римский клуб в философии ответ
РИМСКИЙ КЛУБ
Полезное
Смотреть что такое «РИМСКИЙ КЛУБ» в других словарях:
Римский клуб — международная неправительственная научная организация, объединяющая ученых, политических и общественных деятелей многих стран. Деятельность Римского клуба направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных проблем. Римский клуб… … Финансовый словарь
Римский Клуб — международная неправительственная некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах бизнесменов, политических деятелей и ученых из нескольких десятков стран мира, занимающаяся обоснованием перспектив развития человечества. Основан в 1968… … Политология. Словарь.
РИМСКИЙ КЛУБ — РИМСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно технической революции. Сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам … Современная энциклопедия
РИМСКИЙ КЛУБ — международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно технической революции. Объединяет ок. 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в т. ч. России. Поощряет… … Большой Энциклопедический словарь
РИМСКИЙ КЛУБ — англ. club of Rome; нем. Romisch Klub. Международная обществ, организация (1968 г.), созданная с целью углубления понимания особенностей развития человечества в эпоху науч но техн. революции. Основные направления деятельности: обсуждение и… … Энциклопедия социологии
Римский клуб — неправительственное научно исследовательское международное объединение ученых и представителей политических деловых кругов (до 100 участников), изучающее сценарии будущего развития человечества в его взаимоотношениях с природой. Основан в 1968… … Словарь черезвычайных ситуаций
РИМСКИЙ КЛУБ — международная научная (неправительственная) организация. Создана в Риме (1968) по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи (первый президент клуба). Объединяет около 100 человек, в том числе несколько десятков выдающихся ученых,… … Экологический словарь
‘РИМСКИЙ КЛУБ’ — (The Club of Rome), междунар. неправительств. орг ция, занимающаяся исследованиями, в к рых предпринимаются попытки определить перспективы глобального развития человечества на основе совр. состояния и тенденций капиталистич. об ва. Осн. в 1968 в… … Демографический энциклопедический словарь
Римский клуб — РИМСКИЙ КЛУБ, международная общественная организация. Основан в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху научно технической революции. Сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Римский клуб — Римский клуб международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом) и генеральным директором по вопросам науки ОЭСР Александром Кингом 6 7 апреля 1968 года,… … Википедия
Римский и Бильдербергский клубы
Бильдербергский клуб, Бильдербергская группа, Бильдербергская конференция (англ. Bilderberg Group — Билдербергская группа) — неофициальная ежегодная конференция, состоящая примерно из 130 участников, большая часть которых являются влиятельными людьми в области политики, бизнеса и банковского дела, а также главами ведущих западных СМИ. Вход на конференцию возможен только по личным приглашениям.
Актив клуба объединяет 383 человека, из них 128, или одна треть, — американцы, а остальные — европейцы и азиаты (японцы, корейцы, сингапурцы). Как сообщает энциклопедия «Британника», «конференция предоставляет неофициальную, непринуждённую обстановку, в условиях которой те, кто оказывает влияние на национальную политику и международные дела, могут поближе познакомиться друг с другом и обсудить общие проблемы без взятия обязательств. После каждой конференции готовится неофициальный отчёт о встрече, распространяемый исключительно среди прошлых и нынешних участников. В отчёте докладчики обозначены только по своей стране. Международный оргкомитет каждый год обычно отбирает разных делегатов».
Заседания клуба проходят по особым приглашениям, не афишируются, даты их созыва в печати не оглашаются. Организацию совещаний и безопасность участников обеспечивает та страна, на территории которой собираются билдербергеры — так их стали именовать по названию отеля «Билдерберг» в голландском городе Остербеке, где в мае 1954 года состоялось первое заседание клуба. Любая встреча билдербергеров, несмотря на полную секретность, вызывает большой интерес мировой общественности. Невозможно скрыть приезд в одно место большого количества известных людей, среди которых — президенты, короли, принцы, канцлеры, премьер-министры, послы, банкиры, руководители крупнейших корпораций. Тем более, что каждый из них приезжает с целой свитой секретарей, поваров, официантов, телефонистов и телохранителей. Штаб-квартира Билдербергского клуба находится в Нью-Йорке, в помещении Фонда Карнеги. Тем не менее, о прошедшем заседании клуба широкой публике становится известно только после его завершения.
На встречи не допускаются посторонние, отсутствует пресса. Отчёты о проведённых встречах, обсуждаемых вопросах и принятых решениях не публикуются. На собраниях группы запрещено вести видео- и аудиозапись; запрещено делать заявления для прессы и разглашать содержание дискуссий, происходящих на этих встречах.
От Российской Федерации в разные годы заседания посещали Григорий Явлинский и Лилия Шевцова. Анатолий Чубайс посещал заседания дважды: с 14 по 17 мая 1998 года (заседание Бильдербергского клуба в Тернбэри, Шотландия) и в 2012 году. В 2011 году в работе клуба принимал участие Алексей Мордашов, глава ОАО «Северсталь». В 2015 году единственным россиянином, приглашённым на встречу, стал экономист Сергей Гуриев, с 2013 года живущий во Франции.
Из-за секретности заседаний различные группы конспирологов часто заявляют, что клуб тайно управляет миром.
Тьерри Мейсан 15 марта 2011 года опубликовал в газете «Комсомольская правда» журналистское расследование, в котором утверждал, что за организацией «Бильдербергский клуб» стоит НАТО.
В конспирологических источниках часто упоминают отрывок из речи Дэвида Рокфеллера, предположительно сказанную им на заседании Бильдербергского клуба в Баден-Бадене, Германия, в 1991 году:
Мы благодарны The Washington Post, The New York Times, Time Magazine и другим крупным изданиям, чьи директора посещали наши встречи и уважали своё обещание сохранить конфиденциальность на протяжении почти сорока лет. Нам было бы невозможно разработать наш план для всего мира, если бы он был предан огласке в те годы. Но теперь мир стал сложнее, и он готов идти к мировому правительству. Наднациональная верховная власть интеллектуальной элиты и банкиров мира, несомненно, более предпочтительна, чем национальное самоопределение, практиковавшееся в прошлые столетия.
Согласно журналистскому расследованию Чипа Берлета, основателем этой теории является праворадикальная американская активистка Филлис Шлафли. В своём репортаже 1994 года «Правые строят глазки левым» (англ. Right Woos Left), опубликованном исследовательской группой Political Research Associates, он пишет:
Взгляды Фреда Шварца на непрошибаемый безбожный коммунизм стали главной сюжетной линией трёх других бестселлеров, которые использовали для поддержки президентской избирательной кампании Голдуотера в 1964 году. Самой известной среди них была книга Филлис Шлафли «Выбор, а не эхо», излагавшая теорию заговора, согласно которой Республиканскую партию тайно контролирует группа интеллектуалов, преимущественно представителей Бильдербергского клуба, целью которых является подготовка к установлению всемирного коммунистического господства.
Римский клуб – организация открытая, Бильдербергский – закрытая. Но все тайное, как известно, становится явным. Однако, о результатах деятельности клубов, о их влиянии на нашу жизнь, нам надо знать больше, чем мы знаем сегодня.
Римский клуб
В этой работе речь пойдет о международном аналитическом центре «Римский Клуб», созданном известным итальянским предпринимателем и мыслителем Аурелио Печчеи (1908–1984), фигурантом серии «100 человек, которые изменили ход истории». Дабы понять масштаб личности этого человека, достаточно упомянуть его «соседей» по этому списку: Леонардо да Винчи, Лютер, Шекспир, Галилей, Дарвин, Толстой, Эдисон, Эйнштейн, Фрейд, Ганди и другие деятели, которые оказали значительное влияние на развитие самых различных сторон человеческой жизни и мира в целом. Талантливый организатор, видный общественный деятель и первый президент Римского клуба, Аурелио Печчеи не просто внес значительный вклад в развитие человечества второй половины ХХ столетия, но и наглядно продемонстрировал, какое влияние на политиков, экономистов, финансистов, промышленников, экологов, ученых может оказать неординарный и целеустремленный человек
В апреле 1968 г. по инициативе Печчеи в Национальной Академии деи Линчеи (Рим) собралось около тридцати европейских ученых, сформировавших независимую, неправительственную организацию Римский клуб, главной целью которой стал анализ глобальных проблем человечества и выработка рекомендаций по их преодолению. Президентом Римского клуба был избран Печчеи. А годом позже в знаменитом американском издательстве «Макмиллан» была опубликована книга Аурелио Печчеи «Перед бездной», в которой автор изучил угрожающие человечеству глобальные проблемы, важные для его выживания и дальнейшего развития. С тех пор главной целью созданной организации, в которую входили выдающиеся представители мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты, стал анализ мировой проблематики с помощью системного использования глобальных моделей. Тем самым было открыто новое направление в изучении и осмыслении будущего, получившее название глобального моделирования.
В 1972 г. мировой общественности был представлен первый доклад Римского клуба, получивший название «Пределы роста». Путем упомянутого глобального моделирования авторы пришли к выводу, что при наличных тенденциях быстрого роста в условиях ограниченных ресурсов планеты в начале ХХI столетия неизбежен глобальный кризис, который можно предотвратить лишь в том случае, если будут приняты меры по ограничению и регулированию роста, постановке и реализации новых целей, направленных на сохранение планеты. Изданная почти на тридцати языках работа «Пределы роста» стала мировым бестселлером и вызвала невиданные доселе дискуссии среди ученых, аналитиков и ученых.
С тех пор сам Печчеи, постоянно встречаясь с видными представителями бизнеса, политики, науки, культуры, стал настоящим генератором плодотворных идей по формированию новых стратегий и целей развития человечества. При его непосредственной поддержке в рамках Римского клуба было опубликовано тринадцать докладов, в которых исследовались наиболее важные аспекты глобального развития и предлагались рекомендации, направленные на изменение общего положения человеческой системы.
В 1977 г. была опубликована книга А.Печчеи «Человеческие качества», в которой автор высказал твердое убеждение в том, что предотвращение глобального кризиса возможно лишь при использовании главного ресурса — человеческих мозгов. Центральная идея автора состояла во «внутренних пределах», то есть в совершенствовании человека, раскрытии его потенциальных возможностей, умного планирования-моделирования. Автор писал: «Надо было сделать так, чтобы как можно больше людей смогли совершить этот резкий скачок в своем понимании действительности». Все усилия должны быть сконцентрированы на развитии в человеке желания и способности управлять собой и своим миром так, чтобы его жизненные силы были направлены на решение гуманистических задач: ключ к спасению человечества заложен в самом человеке, в его собственной внутренней трансформации по осознанию той ответственности, которая возлагается на него в эпоху глобальных изменений в мире. Самым большим желанием Печчеи было внести посильный вклад «в возрождение человеческого духа», ибо без этого вся человеческая система окажется в плену таких понятий или крайних обстоятельств, которые неминуемо приведут ее к деградации.
Регламент работы клуба включал выбор и финансирование генеральных тем, их глубокую разработку независимыми и свободными экспертами, рассмотрение и утверждение докладов на ежегодной конференции клуба, нередко в присутствии широкой публики — представителей общественности, науки, политических деятелей, прессы, а затем — распространение результатов исследования, публикуя доклады и проводя их обсуждение в разных аудиториях и странах мира.
После смерти первого председателя Римский клуб постоянно организует крупномасштабные исследования по самому широкому кругу вопросов, касающихся человечества в целом. Тематика докладов этой организации очень широка: построение компьютерных моделей мира, критика негативных тенденций развития, развенчание технократического мифа об экономическом росте как наиболее эффективном средстве решения всех проблем, прогнозирование социально-экономического развития отдельных стран, отраслей промышленности, корпораций и фирм, поиск путей гуманизации человека и мира, осуждение гонки вооружений, призыв к мировой общественности объединить усилия, прекратить межнациональные распри, сохранить окружающую среду, повысить благосостояние людей и улучшить качество жизни. Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках.
Например, модели Медоуза с сотрудниками заложили основу идеи ограничения потребления ресурсов за счет так называемых промышленно слаборазвитых стран. Предложенная учеными методика была востребована правительством США для прогнозирования и соответственно активного воздействия на процессы, происходящие в мире.
В докладе Эдуарда Пестеля «За пределами роста» (1987), посвященном памяти Аурелио Печчеи, обсуждаются актуальные проблемы «органического роста» и перспективы их решения, включая как микроэлектронику, биотехнологию, атомную энергетику, так и международную обстановку. «Только выработав общую точку зрения по этим фундаментальным вопросам, — а сделать это должны прежде всего богатые и сильные страны, — можно найти верную стратегию перехода к органическому росту, которую и передать потом своим партнерам на подсистемном уровне. Только тогда можно будет управлять мировой системой и управлять надежно». Доклад Пестеля подводит итоги пятнадцатилетним дебатам о пределах роста и делает вывод, что проблема заключается не в росте как таковом, а в качестве роста.
В 1991 г. Римский клуб опубликовал доклад «Первая глобальная революция». Подводя итоги двадцатипятилетней деятельности, Совет Клуба дал характеристику тогдашнего состояния глобальной проблематики в контексте новой ситуации в международных отношениях, возникших после окончания долгого противостояния Востока и Запада; новой экономической ситуации, складывающейся в результате создания новых блоков, появления новых геостратегических сил; новых приоритетов в таких глобальных проблемах, как народонаселение, окружающая среда, ресурсы, энергетика, технология, финансы и т. д. Авторы доклада провели системный анализ деятельности Римского клуба, обобщили материалы докладов, представленных клубом, проделали громадную исследовательскую работу и на этой основе предложили программу действий для решения мировой проблематики. Это наиболее весомый труд, описывающий основные направления деятельности Римского клуба.
В начале 2008 года секретариат Римского клуба был передислоцирован из Гамбурга, Германия в Винтертур, Швейцария (кантон Цюрих). В тесном сотрудничестве с множеством научных и образовательных организаций Римский клуб в мае 2008 года разработал новую трехгодичную программу «Новый путь мирового развития», в которой обозначены основные направления деятельности до 2012 года.
Тематику и авторов докладов Римского клуба можно посмотреть в следующем списке:
• 1972 — «Пределы роста», Деннис Медоуз и др.
• 1974 — «Человечество у поворотного пункта», Михайло Месарович и Эдуард Пестель
• 1975 — «Пересмотр международного порядка», Ян Тинберген
• 1976 — «За пределами века расточительства», Денис Гарбор и др.
• 1977 — «Цели для человечества», Эрвин Ласло и др.
• 1978 — «Энергия: обратный счет», Тьерри де Монбриаль
• 1979 — «Нет пределов обучению», Дж. Боткин, Э. Эльманджра, М. Малица
• 1980 — «Третий мир: три четверти мира», Морис Гернье
• 1980 — «Диалог о богатстве и благосостоянии», Орио Джириани
• 1980 — «Маршруты, ведущие в будущее», Богдан Гаврилишин
• 1981 — «Императивы сотрудничества Севера и Юга», Жан, Сен-Жур
• 1982 — «Микроэлектроника и общество», Г. Фридрихс, А. Шафф
• 1984 — «Третий мир способен себя прокормить», Рене Ленуар
• 1985 — «Революция босоногих», Бертран Шнайдер
• 1986 — «Будущее Океанов», Элизабет Манн-Боргезе
• 1989 — «Пределы определенности», Орио Джарини и Вальтер Штахель
• 1989 — «За пределами роста», Эдуард Пестель
• 1989 — «Африка, победившая голод», Аклилу Лемма и Пентти Маляска
• 1991 — «Первая глобальная революция», Александр Кинг и Бертран Шнайдер
• 1994 — «Способность управлять», Иезекииль Дрор
• 1995 — «Скандал и позор: бедность и экономическая отсталость», Бертран Шнайдер
• 1995 — «Считаться с природой», Ван Дирен
• 1997 — «Фактор четыре: Затрат — половина, отдача — двойная», Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л.
• 1997 — «Пределы социальной стабильности: конфликт и взаимопонимание в плюралистическом обществе», Бергер Петер
• 1998 — «Как мы будем работать», Джиарини Орио и Лидтке Патрик
• 1998 — «Океанический цикл: Использование морей как глобального ресурса», Элизабет Манн-Боргезе
• 1999 — «В сетях гипнотизирующего общества», Цебриан Хуан Луиз
• 2000 — «В выигрыше человечность», Мон Рейнхард
• 2001 — «Демографическая революция и информационное общество», С. П. Капица
• 2003 — «Двойная спираль учебы и труда», Орио Джиарини и Мирча Малица
• 2005 — «Пределы приватизации: как избежать чрезмерности хорошего?», Эрнст Ульрих фон Вайцзеккер и др.
• 2012 — «2052: Глобальный прогноз на ближайшие сорок лет», Йорген Рандерс
Последний по времени юбилейный доклад Римского клуба, вышедший к его полувековому юбилею, называется «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» написан двумя президентами Клуба — Эрнстом Вайцзеккером и Андерсом Вийкманом, при участии тридцати четырех других членов. Авторы декларируют, что главным вопросом станут «философские корни текущего состояния мира» и что мир находится в опасности и спасение лежит в изменении мировоззрения («Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!»). Это один из важнейших документов нашего времени, отличающийся от других жесткой критикой финансовых спекуляций, отказом от материализма и редукционизма, призывом к альтернативной экономике, «новому Просвещению», холистическому мировоззрению, планетарной цивилизации. Доклад состоит из трех частей: первая призвана продемонстрировать глубину нынешнего кризиса и тенденцию к его усугублению; вторая посвящена критике доминирующего мировоззрения и изложению альтернативной философии «нового Просвещения»; третья часть — практическим решениям.
В основе нынешнего кризиса капитализма, пишут авторы, является то, что мир вступил в эпоху, когда основным источником прибыли стала не прибавочная стоимость, а финансовые спекуляции. Это было одной из причин мирового финансового кризиса 2008-2009, но банкиры не только сохранили свои позиции, но и вышли победителями. 98% финансовых операций носят ныне спекулятивный характер. В оффшорных зонах спрятано от двадцать одного до тридцати двух триллионов долларов. «Представители корпораций, избегающих уплаты налогов, постоянно говорят, что не нарушают никаких законов. Часто так и есть — значит нужно изменить законы» — утверждают авторы. Существует переизбыток капитала в фиктивных, но доходных сферах, в то время как направления, от которых зависит будущее планеты, испытывают дефицит средств. Ученые-экономисты не в состоянии увидеть проблему, так как по-прежнему склонны рассматривать экологический, финансовый и промышленный капитал как эквиваленты: «пока финансовый капитал увеличивается — всё хорошо». Другими проблемами стало избыточное потребление, нарушающее устойчивые модели жизнедеятельности, слишком быстрый рост населения, урбанизация.
С начала прошлого века население выросло пятикратно, но экономический оборот — в сорок раз, потребление топлива — в шестнадцать, вылов рыбы — в тридцать пять. Имеет место глобальный сбой в распределении продовольствия. Восемьсот миллионов человек продолжают голодать, тогда как два миллиарда имеют лишний вес. Но вопрос не только в том, как производить достаточно еды для растущего населения, но и как не планету. Наибольший экологический урон наносит животноводство; это роскошь, непозволительная в перенаселенном мире.
Будущее человечества связано с городами. Двести лет назад существовал один город-миллионер — Лондон, сейчас таких три сотни, включая двадцать два с населением более десяти миллионов. Переезжая в города, люди начинают потреблять в четыре раза больше ресурсов.
Римский клуб осторожно относится к «экспоненциальным технологиям» и к обещаниям таких техноутопистов, как Рэймонд Курцвейл и Питер Диамандис. Есть реальная опасность неконтролируемого развития и неэтичного использования технологий и пока не ясно, как этого избежать. Кроме того, обещания техноутопистов демотивируют людей: если технологии решат все проблемы, нет нужды в поиске сложных, комплексных решений, требующих изменения образа жизни.
Особое неприятие авторов вызывает быстрый рост ВВП. Этот показатель стал фактором, оказывающим постоянное воздействие на политические решения, но в его структуре заложено стремление к неограниченному росту. Он отражает траты, а не благополучие или субъективное счастье, и не видит блага, существующие вне рынка. Единственное, что измеряет ВВП — скорость, с которой деньги движутся в экономике. Самое печальное, этот показатель приобрел столь большое влияние, что почти невозможно представить успешную политическую силу, заявляющую о желании уменьшить ВВП страны. Необходимые шаги требуют «иной политической и цивилизационной философии».
А чем заключается философия прежняя, опасная? В редукционистском мышлении и фрагментации знания. «Редукционистская философия неадекватна не только для понимания живых систем, но и для преодоления трагедии разрушительного социального и экономического роста». Авторы указывают на губительность перехода «от рассмотрения реальности как целого к ее разделению на множество мелких фрагментов». Наивный реализм и материализм несостоятельны в философском плане и попросту неверны в научном. Обращаясь к принципу неопределенности Гейзенберга и концепции комплементарности Бора, авторы напоминает, что «взаимодействие исследователя с его объектом — базовая составляющая акта познания».
В качестве альтернативы Римский клуб предлагает идею «нового Просвещения», то есть фундаментальной трансформации мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение. Гуманистическое, но свободное от антропоцентризма, открытое развитию, ценящее устойчивость и заботящееся о будущем. Наряду с комплементарностью, столпами «нового Просвещения» Римский клуб видит синергию — поиск мудрости, через примирение противоположностей, и баланс. Не претендуя на полноту списка, доклад выделяет несколько областей, в которых необходимо достичь баланса
Это:
В отношениях между человеком и природой — устойчивое развитие, экологическое сознание.
Между скоростью и стабильностью — изменения и прогресс не должны восприниматься в качестве самоценности.
Клуб призывает к балансу и учету общего блага; в экономике это означает, что государство (общество) должно устанавливать правила для рынков, а не наоборот.
Между равенством и справедливым вознаграждением — от государства требуется обеспечить механизмы, гарантирующие социальную справедливость.
Заключительная часть доклада «Новый мир» носит всецело прикладной характер. В ней обобщаются экспериментальные подходы к управлению, экономике, образованию, общественному развитию. Авторы приводят примеры их успешного претворения в жизнь. Обсуждаемые вопросы включают устойчивое сельское хозяйство, децентрализованную энергетику, регенеративную урбанизацию, круговую экономику, реформу финансового сектора, этичное инвестирование и т.д.
Авторы считают неизбежным появление глобальных правил, обязательных для всех страны. Отдельные государства не вправе делать всё что им заблагорассудится, тем более, когда речь идет о последствиях, затрагивающих целую планету. Доклад отмечает, что «Римский клуб видит себя защитником демократии, долгосрочного мышления, природы, молодого поколения и еще не родившихся поколений, которые лишены голоса в текущих политических дебатах». Клуб призывает правительства забыть о границах и объединять усилия, ради совместного процветания.
Конец нефти и альтернативная энергетика. Окончание эры ископаемого топлива предопределено. Весьма вероятно, что она закончится быстрее, чем предсказывалось ранее. Стоимость чистой (солнечной и ветряной) энергии уменьшается с каждым годом, а ее производство увеличивается в разы. Рост спроса на нефть замедлится к 2020 году, а, если прав стэнфордский исследователь Тони Себа, переход на возобновляемые источники может произойти уже к 2030. Некоторые аналитики и банковские структуры уже предупреждают клиентов о неприемлемых рисках вложения в подобные предприятия.
Удивительные изменения происходят в Китае — крупнейшем потребителе ресурсов. Компартия провозгласила курс на строительство «экологической цивилизации», что было зафиксировано в конституции и уже нашло отражение в планах тринадцатой (2016-2020) пятилетки. Китай на глазах становится лидером в области альтернативной энергетики: за четыре года производство солнечной энергии увеличилось в двадцать раз, к середине века страна намерена получать восемьдесят процентов энергии из возобновляемых источников.
Другая экономика. По словам Кейт Раворт, оксфордского экономиста и члена Римского клуба, сегодняшние студенты — которые будут определять политику в 2050 — учатся идеям из книг 1950 года, которые основаны на теориях 1850. Чтобы лучший мир стал реальностью, экономика может и должна функционировать иначе. Доклад рассматривает несколько альтернативных моделей экономики. При всех различиях в деталях, общая картина сводится к тому, что экономика будущего должна стремиться к устойчивости, а не к росту, и к увеличению общее благо, а не максимизации частной выгоды. Круговая логика заменит линейную — производимые предметы будут оптимизированы для ремонта и повторного использования. Даже в сфере недвижимости на смену эксклюзивному владению придет модель услуги и совместного использования.
Образование для будущего. Клуб видит задачу образования в формировании у молодежи «грамотности в отношении будущего». Образование, способное делать это, должно:
Основываться на «связанности» — отношения были и будут сутью обучения; использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми». Образование должно «вызывать интерес, освобождать энергию и активно задействовать способности каждого студента учиться для самого себя и помогать учиться другим». Носить ценностный характер, корениться в универсальных ценностях и уважении к культурным различиям. «Ценности — это квинтэссенция человеческой мудрости, накапливаемая веками» — на нынешнем этапе они воплощаются в акценте на благополучии всех живых существ и мира в целом. Еще — фокусироваться на устойчивости — большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и еще не стала частью общего культурного багажа; поэтому обучение новых поколений соответствующим дисциплинам и навыкам имеет принципиальное значение.
Следует культивировать интегральное мышление, а не ограничиваться аналитическим. Авторы отмечают, что обучение системному мышлению недостаточно, поскольку «в системном мышлении сохраняется тенденция рассматривать реальность в довольно механистических категориях, неспособных ухватить ее органическую интегральность». Интегральное же мышление способно «воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основополагающей реальности». Оно отличается от системного мышления, также как интеграция отличается от агрегации.
Необходимо исходить из плюрализма содержания. Клуб констатирует, что многие университеты продвигают конкретные школы мысли, вместо того, чтобы «давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив». Сегодняшние студенты нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие, а не исключали и отвергали их. Культурное разнообразие также необходимо для социальной эволюции, как генетическое — для биологической.
Членство в Римском клубе ограничено (100 человек). По правилам организации членами клуба не могут быть правительственные чиновники и даже представители государственных организаций. В 1989 году в СССР была создана Ассоциация содействия Римскому клубу. До 2012 года Россию в Римском клубе в качестве действительного члена представлял профессор С.П.Капица, а в разное время действительными членами клуба были академики РАН Д.М.Гвишиани, Е.К.Федоров, Е.М.Примаков, В.А.Садовничий, писатель Ч.Т.Айтматов. Почетными членами являлись М.С.Горбачев и Б.Е.Патон.