что такое рифма 2 класс определение
Значение слова «рифма»
[От греч. ‛ρυθμός — соразмерность, согласованность]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
РИ’ФМА, ы, ж. [греч. rhythmos] (лит.). В стихосложении — созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге), женская р. (на предпоследнем), дактилическая р. (на третьем от конца). Богатая, бедная р.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ри́фма
1. созвучие в окончании двух или нескольких стихов
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова полиомиелит (существительное):
Ассоциации к слову «рифма»
Синонимы к слову «рифма»
Предложения со словом «рифма»
Цитаты из русской классики со словом «рифма»
Сочетаемость слова «рифма»
Какой бывает «рифма»
Понятия со словом «рифма»
Афоризмы русских писателей со словом «рифма»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «рифма»
По ночам я писала стихи, по правде сказать, писала их и раньше, но тогда я старалась тщательно подбирать рифмы, каждую, как мне казалось, мудрую мысль непременно обрамляла в тонкие словесные кружева.
До примитивности просто, к тому же автор позволяет себе глагольные рифмы и тавтологию – а по спине мурашки бегут.
– Придётся поискать рифму, – сказал фукрукец. – У города уже есть название.
Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе
Когда стихотворные строки заканчиваются одинаково.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк:
Выхожу один я на дороГУ,
Сквозь туман кремнистый путь блестИТ.
Ночь тиха, пустыня внемлет БоГУ,
И звезда с звездою говорИТ.
Типы рифмы
Мужская – когда ударение падает на последний слог в строке:
Я в каморку вошЁл,
На колени упАл,
И всю ночь напролЁт,
Безутешно рыдАл.
Женская – ударение падает на предпоследний слог – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова как раз женская рифма.
Дактилическая – ударение падает на третий слог с конца, два последующих – безударные. У Бунина, например, дактилическая рифма вот здесь в первой и третьей строках:
Желтые ржи, далеко озарЁнные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусОнные,
Колосом спелым шуршат.
Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог с конца. Пример – из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах:
Я слышу, как в гнездо уклАдываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрАдываются,
Роняя голубые капли…
Открытая – когда последний звук в строке – гласный. Закрытая – когда последний звук – согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа:
Манит, манит, манит карусель.
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель.
То надежду, то досадную разлуку.
Точная – когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная – когда совпадают частично. Вот приблизительная рифма из песни GAYAZOV$ BROTHER$:
Иду под пьяным туманом, пинаю воздух найкАМИ,
Душа летит и пролетает над ЯмайкОЙ.
Под пьяным туманом авки твои я лайкАЮ,
Ты рядом с ним, а на тебе моя майкА.
Бедная – когда совпадают только последние гласные: «веснЫ» – «водЫ». Сюда же относятся глагольные рифмы. Они считаются бедными, потому что рифмовать глаголы проще пареной репы: «молчишь» – «грустишь», «поешь» – «зовешь», «проснуться» – «вернуться».
Богатая – когда совпадают гласный и согласный или даже несколько гласных и согласных. Из Пушкина:
Волхвы не боятся могучих владЫК,
И княжеский дар им не нуЖЕН.
Вещает свободно их вещий язЫК,
И с волей небесною друЖЕН.
Составная – когда рифма получается на стыке двух слов. Из песни Трофимова:
А ты стоишь на берегу в синем пЛАТЬЕ,
Пейзажа краше не могу пожеЛАТЬ Я.
Перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой. Из Ахматовой:
Мы знаем, что ныне лежит на веСАХ,
И что совершается ныНЕ.
Час мужества пробил на наших чаСАХ,
И мужество нас не покиНЕТ.
Смежная – первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой. Тоже из Ахматовой:
Как за ужином сидеЛА,
В очи темные глядеЛА,
Как не ела, не пилА
У дубового столА.
Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой и образует как бы кольцо, в которое вписываются вторая и третья строки, срифмованные друг с другом. Из Северянина:
Счастье жизни — в искрах аЛЫХ;
В просветленьях мимолетНЫХ,
В грёзах ярких, но бесплотНЫХ,
И в твоих очах устаЛЫХ.
Может ли быть стих без рифмы
Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:
Есть остров; он скалою одинокой
Подъемлется из бездны океана;
Вокруг него все пусто: беспредельность
Вод и беспредельность неба.
Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках. Пример – из Уитмена:
Прощай, мое Вдохновенье!
Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!
Я ухожу, а куда — и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —
Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.
P. S. Яндекс, не накладывай, пожалуйста, фильтр на статью из-за низкой уникальности. В ней виноваты стихи, а не я.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
узнать, что такое рифма.
научиться работать с рифмованными строками;
научиться подбирать рифмующиеся слова.
составлять рифмованные строки;
сочинить свои стихи на заданные рифмы.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов. Стихотворения поэтессы Цветаевой обладают особым ритмом.
Стих – одна стихотворная строка.
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Скороговорка, чистоговорка – короткое юмористическое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении.
Созвучие – совпадение, сходство звуков.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 8–9.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 29.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что такое рифма? Обратимся к толковому словарю. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Ещё в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни. Рифмы встречаются в стихах, песнях, загадках, пословицах, потешках, баснях, в скороговорках. Первый раз мы встречаемся с рифмой в детстве, когда слушаем колыбельную песню.
В стихотворении каждая строка, как бы перетекает из одной в другую, создаёт определённый ритм. Чтобы уловить и почувствовать ритм стиха, нужно при прочтении прислушаться к звучанию стихотворения. Развивать чувство ритма помогают скороговорки и чистоговорки – рифмованные стихотворные строчки для работы над произношением трудных слов и звукосочетаний.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Важно, чтобы правильно подобрать рифму к слову, нужно точно определить его последние звуки. Затем подобрать слова схожие по звучанию. Примеры рифмующихся слов: речка – свечка, печка, аптечка, гречка и другие. Сочиняя стихи, помните, что слова нужно подбирать так, чтобы выразить свою мысль, соблюсти ритм и рифму. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи, можно познакомиться со стихотворениями известных поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Сергея Александровича Есенина и другими. Если вас заинтересовала тема урока, то советуем прочитать замечательную сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифма».
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Рифмующиеся слова.
Найдите в стихотворении рифмующиеся слова.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Подсказка: если вы нашли слово правильно, то оно изменит цвет.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Вставьте недостающие по смыслу слова в скороговорку.
Вёз корабль __________,
Наскочил корабль на ____.
И матросы три __________
Карамель на мели _______.
мель ели карамель недели
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
узнать, что такое рифма.
научиться работать с рифмованными строками;
научиться подбирать рифмующиеся слова.
составлять рифмованные строки;
сочинить свои стихи на заданные рифмы.
Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов. Стихотворения поэтессы Цветаевой обладают особым ритмом.
Стих – одна стихотворная строка.
Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Скороговорка, чистоговорка – короткое юмористическое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении.
Созвучие – совпадение, сходство звуков.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 8–9.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 29.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Что такое рифма? Обратимся к толковому словарю. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Ещё в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни. Рифмы встречаются в стихах, песнях, загадках, пословицах, потешках, баснях, в скороговорках. Первый раз мы встречаемся с рифмой в детстве, когда слушаем колыбельную песню.
В стихотворении каждая строка, как бы перетекает из одной в другую, создаёт определённый ритм. Чтобы уловить и почувствовать ритм стиха, нужно при прочтении прислушаться к звучанию стихотворения. Развивать чувство ритма помогают скороговорки и чистоговорки – рифмованные стихотворные строчки для работы над произношением трудных слов и звукосочетаний.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Важно, чтобы правильно подобрать рифму к слову, нужно точно определить его последние звуки. Затем подобрать слова схожие по звучанию. Примеры рифмующихся слов: речка – свечка, печка, аптечка, гречка и другие. Сочиняя стихи, помните, что слова нужно подбирать так, чтобы выразить свою мысль, соблюсти ритм и рифму. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи, можно познакомиться со стихотворениями известных поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Сергея Александровича Есенина и другими. Если вас заинтересовала тема урока, то советуем прочитать замечательную сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифма».
Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль
Задание. Рифмующиеся слова.
Найдите в стихотворении рифмующиеся слова.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Подсказка: если вы нашли слово правильно, то оно изменит цвет.
Я раскрашу над собой
Зонт, как небо, голубой,
Дождь увидит – удивится
И сейчас же прекратится.
Вставьте недостающие по смыслу слова в скороговорку.
Вёз корабль __________,
Наскочил корабль на ____.
И матросы три __________
Карамель на мели _______.
мель ели карамель недели
Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.
Презентация»РИФМА» к уроку литературного чтения 2 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Ри́фма (др.-греч. «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма так: Рифма – это когда слова в конце стихотворных строчек заканчиваются одинаково.
Например: Утка Зуб Белка Том Шутка Дуб Куб Суп Грелка Дом Гном Сом
Скажу я гармошка, а ты мне… картошка
Держу я рубашку, ты видишь… букашку
Взяла я корзину, купил ты… картину
Я вижу: на поле пасётся баран, А маленький мальчик несёт – барабан
С тростинкой по тропке ползёт муравей А следом за ним летит… Воробей
Концерты на « Бис» даёт нам скрипач Детей веселит в цирке Циркач
Весной прилетают с юга грачи Детишек всех лечат наши… врачи
У Мартышки День рождения, Все приносят поздравления: Петушок принёс ей пушку А лошадка —
Белый мишка — шоколад А Ежонок…
Игра «Подбери рифму». В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала…
Капризуля наша Маша, У неё в тарелке…
Тёмная настала ночка, Засыпает моя…
Я поэт, Зовусь я – Цветик! От меня вам всем – ПРИВЕТИК!
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-962354
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.