что такое резерв универсального обслуживания
Что такое резерв универсального обслуживания
Статья 60. Источники формирования резерва универсального обслуживания
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 245-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) операторами сети связи общего пользования, а также иные не запрещенные законом источники.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 75-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в Российской Федерации порядке ведения бухгалтерского учета.
3. Ставка обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления (неналогового платежа) оператора сети связи общего пользования рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы сети связи общего пользования не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 75-ФЗ)
Платежи в резерв универсального обслуживания
Постановлением Правительства России от 24 января 2008 г. N 23 (далее – ППРФ №23) утверждены изменения, которые в перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи, утвержденные ППРФ от 18.02.05 г. N 87 ввели обязательное условие осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг связи Операторов связи сети связи Общего пользования: «Представление сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом исполнительной власти в области связи». Федеральное агентство связи (далее – «Россвязи») совместно с Роскомнадзором в рамках взаимодействияпроводится проверка своевременности предоставления отчетов и уплаты в РУО. Так, Россвязи отправляет в тер. управления Роскомнадзора списки должников, не предоставивших (даже нулевые) отчеты в РУО, не оплативших в соответствии с данными отчетов в срок.
При проверке деятельности Оператора связи ТУ Роскомнадзора проверяет наличие документов, подтверждающих предоставление в Россвязи сведений о базе расчета отчислений в РУО, а также платежки об оплате отчислений в РУО
Для большинства Операторов такие требования приходит как гром среди ясного неба. Зачастую Оператор вообще не знал, что надо сдавать отчеты и платить. В настоящей статье будет дана правовая оценка и комментарии юриста по теме.
За что платим? За «телефонизацию и интернетизацию» всей страны и отмену мобильного рабства.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЗоС принцип УО: в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам; а в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к сети «Интернет».
В соответствии с п.1 ст. 59 федерального закона № 126-ФЗ «О связи» (далее – «ЗоС»), РУО формируется в целях финансирования оказания универсальных услуг связи, а также создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров
Сколько, когда и куда платим? 1,2 % от доходов за услуги связи не позднее 30 дней со дня окончания квартала
Статья 60 ЗоС предусматривает:
1. Источниками формирования РУО являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования, пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений операторами ССОП, а также иные не запрещенные законом источники.
2. Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования в соответствии с законодательством России о налогах и сборах. Доходы определяются в порядке ведения бухгалтерского учета, установленном в России.
3. Ставка обязательного отчисления оператора устанавливается в размере 1,2 процента.
4. Размер обязательного отчисления оператора рассчитывается им самостоятельно как соответствующая указанной в пункте 3 настоящей статьи ставке процентная доля доходов, определяемых в соответствии с настоящей статьей.
5. Операторы не позднее тридцати дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы, обязаны осуществлять обязательные отчисления в РУО. Отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
6. В случае, если обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования в РУО не осуществлены в установленные сроки или осуществлены в неполном объеме, Россвязи, вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений (неналоговых платежей) в РУО.
На основании чего платим? На основании предоставленных Оператором сведений о доходах за услуги связи.
Бухгалтерский учет.
Отчисления в РУО являются фискальными сборами неналогового характера (см. п. п. 5, 5.1, 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2006 N 2-П) и НДС не облагаются.
Затраты в виде обязательных отчислений в РУО включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (п. п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).
Налогообложение по УСН: отчисления в РУО не могут быть учтены в составе расходов налогоплательщиком, применяющим УСН, поскольку не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством России о налогах и сборах (п.п. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), и не предусмотрены отдельно в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Аналогичная точка зрения высказана в Письме Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-04/2/175.
Некоторые операторы связи, в противоречие Порядку, предоставляют сведения о базе расчета обязательных отчислений нарастающим итогом, что является неверным и при автоматическом расчете в информационной системе приводит к формированию завышенной суммы отчислений и, как результата, — долга данных операторов связи перед резервом универсального обслуживания.
Налог на прибыль: В соответствии с пп. 46 п. 1 ст. 264 НК РФ отчисления налогоплательщиков, в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством России, регулирующим деятельность в области связи, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемые при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответственность и Судебная практика:
1) За не представление в Россвязи Сведений (декларации) о базе расчета отчислений в РУО в порядке и по форме, установленным законодательством, — наказывается предупреждением или штрафом на ИП: 1,5-2 т.р,; на юр. лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей и предписанием Роскомнадзора (ст. 14.1. КоАП РФ ). Даже при неосуществлении деятельности и не подаче отчетов судом налагается штраф
2) За просрочку уплаты:
Б) Иск Россвязи о взыскании дебиторской задолженности перед бюджетом и пени за каждый день просрочки в виде % от неуплаченной суммы отчислений в РУО. При этом процентная ставка пеней =1/300 ключевой ставки ЦБ РФ. Основание: п.6. ст. 60 ФЗ «О связи». Срок исковой давности: 3 года, следует заявлять о его пропуске, иначе не зачтут. Россвязи выигрывает в суде иски с требованием оплатить задолженность
Заключение
К дате истечения 30 дней с окончания квартала следует предоставить в Россвязи отчеты в РУО при ненулевых отчетах — оплатить.
Консультации по предоставлению в Россвязи информации в РУО от 5 тыс. руб.
Приложение. Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания
Порядок
предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 сентября 2008 г. N 41)
С изменениями и дополнениями от:
30 июня 2009 г., 4 мая 2010 г., 23 июля 2015 г.
Информация об изменениях:
Приказом Минкомсвязи России от 23 июля 2015 г. N 275 пункт 1 изложен в новой редакции
В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей.
Отсчет кварталов идет с начала календарного года.
Информация об изменениях:
Приказом Минкомсвязи России от 23 июля 2015 г. N 275 пункт 2 изложен в новой редакции
Регистрация и аутентификация лицензиата в Личном кабинете осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49 (часть 5), ст. 7284; 2012, N 39, ст. 5269; N 5, ст. 377; N 45, ст. 5807; N 50, ст. 6601).
Электронные документы, направляемые через Личный кабинет, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.
3. Оператор связи, деятельность которого по оказанию услуг связи осуществлялась неполный отчетный период, представляет Сведения за тот период времени, в течение которого эта деятельность осуществлялась.
В случае если оператор связи не оказывает услуги, перечисленные в Форме, то заполнение соответствующих строк не производится.
4. Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов.
5. Заголовочная часть Формы заполняется в следующем порядке:
В реквизите «Вид документа» ставится знак «V» в поле «первичный», если Сведения представляются впервые за отчетный период. В случае представления корректирующих Сведений взамен ранее предоставленных знак «V» ставится в поле «корректирующий».
В реквизите «Наименование организации» указывается полное наименование в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке.
Индивидуальный предприниматель заполняет реквизит «Фамилия, Имя, Отчество физического лица».
В реквизите «Адрес организации, физического лица» указывается почтовый адрес организации (физического лица). В случае если адрес местонахождения (места государственной регистрации юридического лица) отличается от почтового адреса (адреса фактического местонахождения оператора связи), указывается почтовый адрес.
В реквизите «Номер контактного телефона» указывается номер телефона лица, ответственного за представление Сведений, включая код города.
Информация об изменениях:
Приказом Минкомсвязи РФ от 4 мая 2010 г. N 67 в пункт 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Показатель по строке 010 должен содержать данные о выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).
В строках 030 и 040 указываются доходы, полученные от оказания услуг присоединения, услуг по пропуску трафика.
В строке 050 указывается сумма доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования.
Доходы от предоставления услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи, отражаются по строке 090.
В строке 051 указывается сумма доходов от предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставления местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) и предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.
В строке 100 указывается ставка отчислений в резерв универсального обслуживания.
Строки 120, 130 и 140 заполняются только в первичных Сведениях.
В строке 120 отражаются изменения, образовавшиеся в результате корректировки данных о доходах за периоды, предшествовавшие отчетному. Данные, указанные по строке 120, должны быть подтверждены корректирующими Сведениями за периоды, в отношении которых осуществлялась корректировка данных о доходах. Значение показателя по строке 120 в Сведениях за отчетный период должно равняться сумме показателей по строке 210 всех корректирующих Сведений за предшествовавшие отчетному периоды, представляемых в приложении к первичным Сведениям.
В строке 130 указывается сумма задолженности или переплаты денежных средств в резерв универсального обслуживания, образовавшаяся на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного периода, и не учитывающая проведение корректирующих расчетов за предыдущие отчетные периоды. Данные указываются без учета изменений, представленных в строке 120.
Показатель по строке 140 рассчитывается как сумма показателей по строкам 110, 120 и 130 и отражает сумму отчислений, подлежащую перечислению в резерв универсального обслуживания.
Показатели по строкам 200 и 210 заполняются только в Сведениях за периоды, предшествовавшие отчетному.
В строке 200 указывается исчисленная ранее сумма отчислений за корректируемый период.
Показатель по строке 210 отражает размер корректировки суммы отчислений в резерв универсального обслуживания и рассчитывается как разность показателей по строкам 200 и 110.
УСНО и отчисления в резерв универсального обслуживания
Отчисления в резерв универсального обслуживания не первый год предусмотрены для всех операторов сети связи общего пользования. При этом до сих пор у отдельных участников рынка появляются вопросы, связанные с исполнением этой обязанности. Сегодня в центре внимания не организационно-правовой, а именно бухгалтерский вопрос, который может возникнуть у компаний, рассчитывающихся с бюджетом в рамках специального налогового режима – «упрощенки». Что же затрудняет расчет отчислений в резерв универсального обслуживания? Попробуем разобраться.
В чем суть проблемы?
Для начала напомним нормы законодательства. Согласно п. 2 Закона о связи базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования. Доходы определяются в установленном в РФ порядке ведения бухгалтерского учета. Действующий Закон о бухгалтерском учете [1] освобождает организации, применяющие «упрощенку», от ведения бухгалтерского учета (за исключением учета ОС и НМА). Как оператору, находящемуся на указанном спецрежиме и не ведущему бухучет, определить доходы в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете? Налицо коллизия законодательства.
Обратимся к подзаконному акту, уточняющему и дополняющему требования Закона о связи. Речь идет о Порядке предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (утвержден Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41). Документом установлена форма предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений в резерв, которая хорошо знакома операторам связи. Бланк заполняется (внимание!) на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов.
Что первично, а что вторично в этом списке? Исходя из грамматики русского языка перечисление требований через запятую говорит об их одинаковой обязательности. Однако данные бухгалтерского учета, автоматизированных систем расчетов и «первичка» (в том числе акты) – это три разных источника информации, дополняющих друг друга. При этом основополагающими являются показания автоматизированных систем расчетов, по которым оформляются документы, используемые для отражения операций в бухгалтерском учете (то есть выстраивается следующая цепочка: данные оборудования – «первичка» – бухучет). Для оценки доходов достаточно первых двух звеньев, последнее звено ближе к синтетическим (систематизирующим информацию) регистрам. Но, согласитесь, рассчитать доходы проще по данным бухгалтерского учета, чем по «первичке», поэтому отсутствие бухучета серьезная, но отнюдь не неразрешимая проблема.
Как выйти из ситуации?
Для оценки доходов, с которых следует рассчитать отчисления в резерв универсального обслуживания, бухгалтер может воспользоваться данными автоматизированных систем расчетов (показаниями оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг). При этом потребуется не столько количественная, сколько стоимостная оценка услуг связи, оказанных абонентам и иным пользователям. Для этого как нельзя лучше подошли бы данные бухгалтерского учета, который оператор-«упрощенец» вправе до 2013 года не вести. Подтвердить показания оборудования связи об объеме и стоимости оказанных услуг может «первичка» (счета, акты оказанных услуг, акты проведения взаиморасчетов и т. д.). Но, согласитесь, расчет доходов по документам – крайне утомительное занятие, особенно когда абонентская база исчисляется сотнями или тысячами клиентов, а оператор оказывает различные виды услуг связи. Очевидно, что нужны данные некоего синтетического регистра, в котором обобщена и структурирована информация о доходах оператора-«упрощенца». У него не так много подобных документов, но все-таки они есть. В частности, обратим внимание на книгу учета доходов и расходов, которую ведут «спецрежимники» в целях исчисления единого налога при УСНО.
Сразу оговоримся: книга учета доходов и расходов «упрощенца» – это налоговый регистр и рассматривать его как замену бухгалтерского регистра по учету доходов не следует. Все-таки цели бухгалтерского и налогового учета различны. Но почему бы не воспользоваться налоговым регистром как подсказкой или дополнительным подтверждением показателя доходов по данным автоматизированных систем расчетов? Ведь многие «упрощенцы» относятся к субъектам малого предпринимательства, а, как мы знаем, «малышам» позволено упрощать применение действующих бухгалтерских стандартов, в частности ПБУ 9/99 «Доходы организации». Оно разрешает малому бизнесу, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). Если бухгалтерский учет организован таким образом, то момент признания в нем доходов совпадает с моментом признания налоговой выручки. Напомним, «упрощенцы» рассчитывают единый налог, руководствуясь кассовым методом признания доходов и расходов (ст. 346.17 НК РФ). Читатель может возразить: совпадение момента признания доходов в бухгалтерском и налоговом учете еще не означает, что они будут идентичны по составу. Автор согласен с этим, но давайте проверим данное замечание.
В статье 346.15 НК РФ поименованы учитываемые при расчете единого налога доходы: выручка от реализации товаров (работ, услуг), внереализационные доходы. При этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ, а также облагаемые по специальным ставкам налога на прибыль (дивиденды, доходы по ценным бумагам). Для сравнения: в бухгалтерском учете отражаются все доходы, причитающиеся (при использовании метода начисления) или полученные организацией (при кассовом методе). В рассматриваемом случае, применительно к расчету в резерв универсального обслуживания, нас интересуют доходы от оказания услуг связи, в частности (см. форму расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания [2] ):
Состав данных доходов в бухгалтерском и налоговом учете практически идентичен, в конце концов, это же не расходы, список которых для «упрощенца» установлен в ст. 346.16 НК РФ. Выручка по основной, приносящей доходы, деятельности признается в бухгалтерском и налоговом учете в полном объеме, что свидетельствует о возможности воспользоваться налоговым регистром (книгой учета доходов и расходов) для оценки выручки, полученной от оказания услуг связи.
На представление учредителям книги учета доходов и расходов «упрощенца» в качестве альтернативы бухгалтерской отчетности указано в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144.
Обратите внимание еще на один нюанс. Если признавать доходы кассовым методом на отчетную дату, их может оказаться меньше, чем если бы они были признаны методом начисления. Соответственно, и отчислений в резерв будет меньше… Правомерно ли это? В Приказе Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 на этот счет нет указаний. Однако в Законе о связи четко сказано, что доходы определяются исходя из порядка ведения бухгалтерского учета. Как сказано выше, бухгалтерским законодательством для малого бизнеса предусмотрено два метода признания доходов: начисления и кассовый. Если «упрощенец» относится к субъектам малого предпринимательства, то он вправе выбрать, как определить доходы и произвести расчет отчислений в резерв. Но если бухгалтерский учет ведется, то такого выбора уже нет и выручка определяется по факту так, как предусмотрено учетной политикой для целей бухгалтерского учета.
Несколько слов о перспективах
Не секрет, что с 2013 года согласно новому Закону о бухгалтерском учете [3] составлять финансовую отчетность и вести бухгалтерский учет должны все «упрощенцы». С чего начать? Очевидно, что с учетной политики, в которой прописываются все основные правила ведения учета у оператора связи. Сразу написать грамотно столь важный документ непросто, нужна практика применения его положений. В этом может помочь переходный период, например второе полугодие или последний квартал уходящего года, в течение которого будет осуществляться пробный учет исходя из чернового варианта учетной политики. А на начало следующего года уже можно будет утвердить окончательную редакцию данного документа с учетом всех поправок и доработок по итогам ведения бухгалтерского учета в переходном периоде.
Не будем останавливаться на учетной политике, скажем только, что «упрощенцы», которые относятся к субъектам малого предпринимательства, вправе разработать этот документ с учетом ненормативных разъяснений рекомендательного характера. Одно из последних – Информация Минфина РФ № ПЗ-3/2010. В ней сказано, что учетная политика представителей малого бизнеса должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Как этого можно достигнуть? Во-первых, не применять ряд сложных бухгалтерских стандартов. Во-вторых, руководствоваться упрощенными правилами учета и тех ПБУ, которые «малыши» применяют вместе со всеми, кто ведет бухучет. В-третьих, субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов и упростить регистры бухучета. В-четвертых, небольшие операторы вправе составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (баланс и отчет о прибылях и убытках), ограничиваясь указанием наиболее важной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности компании.
Но это еще не все. Для учета в переходном периоде одной учетной политики недостаточно. Ведь организация начнет вести учет в этот год не с нуля, поэтому для формирования достоверной информации о финансовом состоянии организации на основе данных бухучета нужно заполнить баланс на начало отчетного периода, за который «упрощенец» будет составлять отчетность. Проще говоря, нужны начальные остатки по активам и обязательствам на 01.01.2013. Восстанавливать учет за предыдущие годы совершенно необязательно, такого требования в новом Законе о бухгалтерском учете нет, поэтому отчет о прибылях и убытках бухгалтер может заполнить только по данным о доходах и расходах текущего периода. Как восстановить остатки по активам и обязательствам организации, которая раньше не вела бухучет?
Наиболее простой и доступный способ – провести инвентаризацию. Если бухгалтер решил начать вести учет в переходном периоде, то данное мероприятие следует приурочить к началу этого периода. Кстати, по отдельным активам и обязательствам у бухгалтера есть информация и без инвентаризации. На любую дату у «упрощенца» имеются данные по ОС и НМА, по которым он ведет бухучет в обязательном порядке на основании норм действующего Закона о бухгалтерском учете. Не составит труда определить остаток денежных средств по выпискам банков и кассовой книге организации. Если организация периодически проводит сверку по налогам, сборам и взносам, то это поможет оценить кредиторскую задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. По остальным обязательствам и активам целесообразно провести инвентаризацию, причем не только для оценки стоимости, но и для проверки фактического наличия имущества (запасов, товаров, капитальных, финансовых вложений).
Однако не все можно оценить в ходе ревизии активов и обязательств. Не получится определить этим способом такой важный показатель бухгалтерского баланса, как нераспределенная прибыль (убыток), без которого тоже не обойтись на 01.01.2013.
Один из практичных способов определения данного показателя – метод двойной записи. Все балансовые проводки в итоге должны дать равенство актива и пассива баланса. Поэтому если в нем по документам и в ходе инвентаризации определены все активы и обязательства, то методом подстановки и прямого вычисления несложно будет определить накопленную прибыль (убыток). На практике для корреспонденции с начальными остатками активов и пассивов выбирается некий вспомогательный счет. На нем подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, а их разница есть как раз сальдо счета 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)». Необходимость использования вспомогательного счета вызвана тем, что счет 84 корреспондирует не со всеми счетами, к тому же он используется для накопления и распределения прибыли, а не для формирования начальных остатков, поэтому и вводится вспомогательный счет, который по окончании оценки всех активов и обязательств закрывается на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Предположим, что на основании документов и по итогам инвентаризации выявлены основные средства на сумму 1 млн руб., по ним начислена амортизация в размере 600 тыс. руб. Запасы составляют 100 тыс. руб., денежные средства (на счетах в банках и в кассе) – 150 тыс. руб., дебиторская задолженность (по выданным авансам, оказанным услугам) – 250 тыс. руб., кредиторская задолженность (по полученным авансам, товарам, работам, услугам) – 100 тыс. руб., задолженность по зарплате – 150 тыс. руб., по взносам во внебюджетные фонды – 60 тыс. руб., по единому налогу – 40 тыс. руб. Уставный капитал равен 50 тыс. руб.
По кредиту вспомогательный счет корреспондирует с активами (ОС, запасы, денежные средства, дебиторская задолженность). Кредитовый оборот составит 1,5 млн руб. (1 000 000 + 100 000 + 150 000 + 250 000). По дебету вспомогательный счет корреспондирует с пассивами: 1 млн руб. (600 000 + 100 000 + 150 000 + 60 000 + 40 000 + 50 000). Разница в 500 тыс. руб. есть кредитовый остаток вспомогательного счета, иначе говоря, прибыль оператора связи, накопленная до отчетной даты. Показатель вписывается в разд. III пассива баланса на дату формирования остатков активов и обязательств. После проведения подготовительного мероприятия можно переходить непосредственно к бухучету, руководствуясь принятой учетной политикой.
Автор статьи постарался доказать: то, что «упрощенец» не ведет бухучет, не может помешать расчету отчислений в резерв универсального обслуживания. А вскоре и этого барьера не будет, но не исключено, что появятся иные нюансы, связанные с «упрощенным» бухучетом. Редакция журнала продолжит следить за этими и другими вопросами, возникающими в деятельности малых операторов связи.
[1] Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
[2] Утверждена Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41.
[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.