что такое резак в художественной школе
РЕЗАК
Смотреть что такое «РЕЗАК» в других словарях:
РЕЗАК — 1) инструмент для кислородной резки металлов, подающий горючий газ и кислород к месту резки.2) Приспособление для разрезки и обрезки фото и кинопленки, фотобумаги. Основу простейшего резака составляют 2 металлические пластины с режущими кромками… … Большой Энциклопедический словарь
РЕЗАК — кочегарный инструмент, служащий для прорезания спекшегося угля и шлака на колосниковой решетке из поддувала. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
резак — РЕЗАК, а, РЕЗАЧОК, чка, м. Тот, кто льстит, угождает начальству. От резаться … Словарь русского арго
Резак — Резак : Резак технический термин. Резак газовый Резак (в кино и фототехнике)[1] Буровой резак[2] Проволочный резак[3] Резак в пахоте[4] Резак для соломы[5] Картонажный резак[6] Переплетный резак[7] Резак с … Википедия
Резак — I Резак (Falcaria) род многолетних, дву или однолетних трав семейства зонтичных. Листья тройчатые, дваждытройчатые или цельные, кожистые, с хрящеватыми остропильчатыми режущими краями (отсюда название). Зубцы чашечки заметные; лепестки… … Большая советская энциклопедия
РЕЗАК — для термической резки 1) Р. для кислородной резки (см. рис.) устройство для подвода подогревающего пламени и режущей струи кислорода в зону резки (а также флюса при кислородно флюсовой резке). 2) Р. для плазменно дуговой резки устройство для… … Большой энциклопедический политехнический словарь
РЕЗАК — 1) устройство для подвода подогревающего пламени и режущей струи кислорода в зону резки [кислородная резка (рис. Р 5)], а также флюса (кислородно флюсовая резка); 2) устройство для подвода тока к электроду, а также подачи защитного и рабочего… … Металлургический словарь
Статья «Бумажная пластика в художественной школе»
БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Предмет скульптура в детских художественных школах и школах искусств не случайно выделен в отдельный предмет для изучения. Трудно переоценить значимость приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков на уроках скульптуры. Это и развитие моторных навыков, и развитие объемного видения и понимания объема. Развитие пространственного мышления, освоение пластичности, выразительности, декоративности, масштабности и еще многое, многое, многое, что характерно вообще для понимания искусства и привития любви к искусству.
Почему же именно на уроках скульптуры? Потому что именно скульптура является объемным видом искусства, а бумажная пластика в своей основе предполагает обязательное восприятие созданного произведения в объеме и пространстве. Как и на скульптуру, на выразительность изделий из бумаги большое влияние оказывает пространство, освещенность, пластичность. При этом большая схожесть применяемых приемов при выполнении классической скульптуры и изделий, например из листового металла. Вообще сам материал бумага по технологии работы очень близок к часто применяемым в скульптуре материалом, листовым железом. Многие приемы применяемые скульпторами с работой над листовым железом схожи с работой над бумагой.
Из опыта проведения занятий, бумага у ребенка вызывает большее количество положительных эмоций, в отличие от материалов которые липнут, марают в процессе применения. Ну и еще немало важной причиной включения работы в учебный процесс в художественной школе работы с бумагой является ее широкое применение. Бумага широко используется художниками при создании различных изделий, макетов, упаковок. Однако не всякий знает пластические возможности этого распространенного материала. Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре и могут быть очень полезны для начинающих художников, занимающихся в детских художественных школах. В отличие от традиционной лепки из глины или пластилина, где масса формы набирается постепенно, изделия из бумаги пустотелые и представляют собой как бы «скорлупку» изображаемого объекта. Такой вид творчества нисколько не исключает широких возможностей в изучении формы предмета, а в некоторых случаях, наоборот, помогает осмыслить ту или иную пластическую основу.
Естественно, работа с бумагой по своим техническим и технологическим качествам значительно отличается от работы в традиционных пластичных материалах. На работу с бумагой ввиду ее кропотливости требуется гораздо больше времени. Это и эскизно-графическая часть, подразумевающая стилизацию реальной формы к большей геометризации. Это и поиск специфических конструктивных элементов соединения. Это разработка и тщательное вычерчивание разверток и многое, многое другое. Порой подготовительная работа у учащегося может занять гораздо больше времени, чем непосредственное выполнение самой работы. Не следует забывать, что работа только тогда будет выразительной, когда будет выполнена качественно, грязь это враг бумажной пластики.
На выполнение всех этих требований необходимо много времени, а программа детской художественной школы подразумевает использование лишь одного часа в неделю. Поэтому изучение основ работы с бумагой должно стать своего рода этапом ознакомления и накопления первоначальных, определенных знаний и умений для дальнейшей творческой работы в данной технике. Предусмотренные задания не большие по своему объему, не очень сложные по творческому замыслу и в большей степени направлены на освоение технологии работы с бумагой, а в параллели с технологией идет и освоение закономерностей скульптуры.
Говоря о морфологических аспектах формообразования, следует отметить следующее. Обучение форме и объему должно строится постепенно. Изначально обучающимся необходимо осваивать форму от ее первоэлементов, как простую плоскую точку, линию и пятно, вырезанное из бумаги, перевести в объем, применив определенные приемы работы с бумагой (скручивание, сгибание, сминание и т.п.). Постепенно перевести на понимание того, как плоская определенная форма – развертка превращается в простую, объемную геометрическую форму, в дальнейшем работать с простой объемной геометрической формой, применяя к ней изученные приемы работы с бумагой, превращая в более сложную геометрическую форму.
Изучение пластической составляющей формы необходимо вести через освоение перевода простой плоской поверхности в ее пластику и в дальнейшем применение данного приема к сложной по форме поверхности.
Особое внимание уделяется к декору, как одному из важных элементов создания выразительности как плоской, так и объемной поверхности.
В отличие от малышей, при обучении подростков большое внимание начинает уделяться не только форме и объему, но и важной составляющей объемного вида искусства пространству на основе организации разных геометрических и иных форм.
Итогом обучения основам работы в бумажной пластике должно стать освоение и применение учащимися всего арсенала изученных знаний умений и навыков в создании сложных композиций как предметной, так и живой среды.
Можно по определенным образцам научить обучающегося выполнять подобие с некоторым изменением и повторением, но это в некоторой мере эффектный, но не самый эффективный путь. Необходимо планомерно и последовательно подготовить ученика к самостоятельному и осознанному выполнению работ в технике бумажной пластики. Это позволит ученику самостоятельно в дальнейшем при желании заниматься творчеством в бумагопластике, станет хорошей помощью, если ученик станет студентом ВУЗа с художественной направленностью.
Все вышеизложенное говорит об определенной актуальности применения в учебном процессе в детской художественной школе бумаги, как материала для понимания, освоения и создания скульптуры.
Поэтому в Невьянской детской художественной школе на определенном этапе было принято решение о введении в учебный процесс основ бумажной пластики на уроках скульптуры. Была разработана программа, успешно апробирована и принята к применению в учебном процессе.
Данная программа с успехом была представлена на первом межрегиональном конкурсе по учебно-методическому обеспечению деятельности детских школ искусств в г. Екатеринбурге в 2017 г., была отмечена дипломом 1 степени, получен сертификат как авторская программа и рекомендована к печати в издательстве «Союз художников» Санкт-Петербург, в 2018 была напечатана, что говорит о востребованности.
Масленников О.В.- преподаватель Невьянской детской художественной школы.
Инструмент для резьбы по дереву.
Единой классификации инструментов для резьбы по дереву, похоже, не существует. В разных книгах резаками, косяками, клюкарзами, штихелями, гейсмусами и царазиками называются самые разные инструменты. Да ещё попадаются всевозможные перлы изящной словесности, например «полукрутые стамески», или «резцовые угольники», не говоря уже о совсем вульгарном – «крутые косяки».
Не могу поручиться, что приведённая ниже классификация верная и единственно правильная во веки веков, аминь. И, конечно, не самая полная. Напишу только о тех инструментах, которыми умею пользоваться сам, и за которые могу поручиться. В дальнейшем, описывая подробно разные способы резьбы, рассмотрим каждый инструмент отдельно: где достать, как сделать, как пользоваться, и. т. д.
Резаки. Резчики, в разговоре, часто называют их просто ножами.Они бывают разных форм и размеров, но у всех у них режущий угол ровно тридцать пять градусов. Резаки – это самый важный инструмент среди ножей, и, наверно, среди всех остальных инструментов. У каждого резчика есть свой любимый резак. Им он и выполняет основную и самую тонкую работу.
Косяки. Это ножи, которые используются в плоскорельефной резьбе для прорезки длинных прямых линий, для заоваливания контура и для обработки боковых стенок пазов. Главная особенность косяков – режущий угол, величиной в шестьдесят градусов.
Вспомогательные ножи. Как называются эти ножи, я не знаю, что, правда, не мешаетпользоваться ими многие годы. В книгах их называют иногда резаками, а иногда – косяками. Придумывать, по примеру некоторых, очередной шедевр словесности не хочется. Номер первый служит для окончательной доводки криволинейных поверхностей в объёмной резьбе, а номер второй незаменим в резьбе прорезной.
Прямые стамески (плоские стамески). Их узнать легко и просто.
А служат прямые стамески для зачистки и выравнивания плоских поверхностей в резьбе на плоскости.
Бывают по размерам как очень большими, так и очень маленькими. Кроме того, у каждой полукруглой стамески есть высота и радиус загиба.
Если высота больше радиуса загиба, то стамеска называется крутой, если намного больше – то царазиком, если намного меньше – отлогой стамеской и, если равна – средней стамеской. Основное предназначение полукруглых стамесок – объемная классическая резьба. Применяются они и в плоскорельефной резьбе.
Клёпики бывают самых разных размеров, но форм заточки у них только три: листик, меч и ноготок.
Первые два так и называют: клёпик-листик и клёпик-меч. Применяют их в плоскорельефной и объёмной резьбе для зачистки фона в труднодоступных местах.
Ноготки. Ноготки отличаются от обычных клёпиков формой заточки.
Она у них напоминает ноготь, за что они и получили такое название. А вот назначение ноготков то же самое – зачистка в труднодоступных местах. Без ноготков, во многих случаях, не возможна красивая чистая резьба.
Так называется группа инструментов, имеющих два загиба по сто двадцать градусов. Это, как Вы, наверное, уже догадались, делается для того, чтобы, при резьбе, не задевать рукояткой обрабатываемую плоскость. По назначению же, клюкарзы бывают самые разные. Существует клюкарза-полукруглая стамеска, клюкарза-ноготок и. т. д.
Гейсмусы. Их часто называют уголками, но это не правильно.
Гейсмус – он и есть гейсмус. Самый лучший угол загиба – сорок пять градусов.
У штихелей всегда есть угол загиба в пятнадцать градусов. Рукоятки у них чаще всего в виде грибка. Все эти признаки верны только для инструмента для резьбы по дереву. Штихеля для резьбы по кости, или, например, по металлу выглядят совсем по другому. Служат штихеля для разных целей и применяются в разных видах резьбы.
Ложечники (ложечные ножи). Самый лучший ложечник – это заточенное колечко с приваренным к нему прутком. Существуют и другие варианты исполнения, но все они менее удобны в работе. Ложечники нужны для удаления большого объёма материала в углублениях и для обработки внутренних стенок при изготовлении посуды. Применяют их и в плоскорельефной резьбе.
А ещё во всех без исключения видах резьбы используются обычные свёрла, вставленные в рукоятки. Согласитесь, что не всегда удобно сверлить дрелью отверстия в поделке, которая уже на половину сделана. В тиски её не зажмёшь, да и точность не та.
Со стамесками тоже не всё понятно. Что за рукоятка такая, в пол ладони? К тому же, судя по рисунку, они все отлогие. Такие стамески, действительно, можно использовать для скульптурной резьбы, но, лучше, как вспомогательный инструмент. Иначе, процесс создания скульптуры грозит растянуться во времени до бесконечности. Для полноценной объёмной резьбы по дереву совершенно необходим набор крутых стамесок. К тому же, одними стамесками и ножом пользоваться, конечно, можно, но не желательно. Существует ещё множество инструментов, которые можно и нужно использовать в объёмной резьбе.
Хорошие клюкарзы (или клюкорезы, это уж как кому нравится), имеют два загиба ровно по сто двадцать градусов – ни больше, ни меньше. В магазинах же, чаще всего встречаются инструменты с загибами по девяносто градусов, или с разными углами загибов. Никогда не берите их, если только Вы не мазохист. Замучаетесь! Лезвие будет постоянно врезаться в глубь дерева, и оставлять неровные борозды, вместо того, чтобы тихо- мирно выбирать фон.
А ещё, бывает, встречаются клюкарзы с правильными загибами, но с настолько короткой перемычкой, что расстояние между основанием и режущей частью меньше, чем радиус рукоятки. Покупая клюкарзы, помните, что цель их существования на этой планете в том, чтобы можно было обрабатывать плоскость, не шкрябая рукояткой по дереву.
Современное художественное образование в России: виды и разница. Часть II.
5) Детские художественные школы.
ДХШ (детские художественные школы) и ДШИ (детские школы искусств) – первая ступень трёхуровневой системе художественного образования в России. Они относятся к учреждениям дополнительного образования и являются фундаментом будущей профессии.
Детские школы искусств бывают 2 типов: с монохудожественным подходом к образованию (углублённо изучается один вид искусства, например, изобразительное) и с полихудожественным подходом (ребёнок пробует себя в разных видах искусства и художественного творчества, например, музыка, изобразительное искусство, хореография, словесность и т.д.).
Классическая государственная художественная школа включает в образовательный процесс предметы художественно-эстетического цикла: рисунок, живопись, композицию, декоративно-прикладное искусство, историю искусств, скульптуру, пленэр (летняя практика) и другие. Обучение в такой художественной школе длится от 4 до 7 лет (в зависимости от возраста ученика, уровня владения им изобразительной грамотой и структуре образовательных уровней школы (классов)). Обычно, при государственной художественной школе имеется подготовительные курсы для поступающих или нулевой класс, для тех, кто ещё не достиг соответствующего возраста, а также вечерние курсы рисования для взрослых и для поступающих в Вуз или колледж.
Замечу, что процесс обучения художников, музыкантов, танцовщиков необходимо начинать именно в детском возрасте, и он ни в коем случае не может прерываться, так как в творческой профессии, помимо освоения теоретической грамоты, необходима практика, интеллектуально-чувственная деятельность и раскрытие психо-физических возможностей личности, а также целый ряд личностных психологических качеств личности (усидчивость, терпение, логика мышления, аналитические способности, особенности моторики и т.д. – для рисования).
Помимо профессиональной составляющей, художественная школа развивает у детей эстетические чувства, общительность, развивает коммуникативные навыки, формирует этические и нравственные идеалы, толерантность, креативность мышления.
6) Авторские художественные школы / личные студии художника-мастера.
Такие школы рисования известны с эпохи Возрождения. По своей организации и принципам обучения они могут быть абсолютно разными, в зависимости от творческих и педагогических идей и художественных техник и приёмов, которые исповедует мастер. Обычно, это экспериментальные студии, частично или в изменённой форме применяющие традиционные методы обучения реалистическому рисованию в сочетании с собственным творческим и техническим опытом наставника. Такие студии помогают взрослым ученикам-художникам освоить изобразительную грамоту и получить ценные советы мастера вкупе. Такой синтез сразу на практике позволяет понять для чего нужно то или иное упражнение, как выполняется конкретный приём для получения нужного изображения, эффекта, художественно-визуального образа.
Обучение рисованию в авторских студиях проходит индивидуально и в группах, в виде мастер-классов и длительных курсов. Обучающих программ в такой школе может не быть, поэтому сроки обучения и результат могут варьироваться. В отличие от традиционных художественных школ, в авторской студии можно наблюдать за тем, как мастер-художник ведёт рисунок или этюд от начала до конца, посмотреть подборку его картин разных лет создания, увидеть «рабочую кухню» мастера и попробовать свои силы в тех же условиях под руководством маэстро. Мастера живописи и рисунка глубоко погружены в активную творческую деятельность, поэтому могут дать ценные советы по выставочной деятельности, продаже и оформлению собственных работ и т. д. Кроме того, творчески активный профессиональных художник концентрирует своё внимание и творческие силы на конкретной специализации (живопись маслом, акварель, пастель, рисунок мягким материалом, карандашная графика, линогравюра, офорт и т. д.), что позволяет ученикам художественной студии освоить излюбленную технику полно, глубоко, со всеми тонкостями и нюансами, в сопровождении лично выработанных мастером советов, особенностей, приёмов.
7) Кружки и студии рисования, клубы при ДК, культурных центрах и т. д.
Кружки рисования рассчитаны на посещение взрослыми людьми в качестве хобби, для собственного удовольствия, интереса, развлечения, пробы собственных сил. Их цель не обучить рисованию, а привить любовь к живописи и рисунку, помочь сделать первые шаги в изобразительном искусстве, почувствовать удовольствие от создания чего-то своими руками, скрасить вечера и выходные. Именно поэтому, в таких кружках можно заниматься тем, чем хочется – писать маслом пейзажи, рисовать пастелью натюрморты или портреты по фотографии карандашом. Наставник даёт начинающим художникам советы, правит рисунки и помогает подобрать необходимый технический приём. Обучающих программ в клубах рисования нет, возраста учеников тоже разные. Руководит таким кружком, обычно, профессиональный художник или учитель ИЗО – он владеет основными художественными техниками на хорошем среднем уровне и может сориентироваться, чтобы помочь начинающему живописцу воплотить свою идею на листе бумаги – нарисовать портрет друга, любимую собаку в поле или прекрасный букет в вазе с натуры.
Научиться профессионально рисовать или освоить академическую грамоту рисунка, живописи, композиции в кружке рисования вряд ли удастся, так же как и постичь особенности конкретной техники во всех подробностях, но хорошо провести время и нарисовать первые свои рисунки, вообще понять, каково это – рисовать для души – запросто.
8) Online–обучение рисованию.
У нас тоже есть возможность обучаться рисованию онлайн. Самый популярный и результативный курс “Рисование с нуля до портрета” теперь представлен в удобном и бюджетном видео-формате: http://jotto8.ru/kursy-hudozhestvennogo-risovanija/videokursy
9) Учебники рисования и пособия по рисованию.
10) Поэтапное рисование и рисование по номерам.
Самодельный резак для бумаги
В данной статье мы будем рассматривать только прямолинейные резы одного листа бумаги.
Все, кто работает с бумагой и картоном, сталкивались с необходимостью резать эту самую бумагу или картон. Остановимся на основных способах.
Преимущества: дешевизна инструментов, простота использования
Недостатки: сложность получения качественной линии разреза большой длины.
Общие рекомендации по этому способу:
— Порезку нужно производить на подложке. Это может быть самовосстанавливающийся коврик, картон, старые журналы или лист стекла. Для бумаги небольшой толщины или кальки, стекло, по моему мнению, позволяет добиться наилучшего качества порезки. Для толстого переплетного картона в качестве подложки лучше использовать картон или бумагу.
Преимущества: дешевизна инструментов, относительная простота использования, возможность получения качественного разреза большой длины.
Недостатки: сложность фиксации линейки большой длины, повышенная опасность получения травм.
Таких резаков существует великое множество. Они различаются по типу (роликовые, сабельные, гильотинные), по размеру листов бумаги – от А4 до А1, по цене, и т.д.
Относительно недорогие резаки небольшого размера позволяют успешно решать задачи, встающие перед хэнд-мейдером при работе с листами бумаги небольшого размера и плотности. Но с ростом размеров бумаги цена резака будет стремительно возрастать. В конечном итоге, качественный резак для бумаги размером 70х100 см (стандартный размер листа дизайнерского картона или бумаги) окупится только при «промышленных» масштабах производства.
Преимущества: удобство использования, высокая производительность и качество разреза (при соответствующем качестве самого резака)
Недостатки: высокая цена (особенно для резаков с большой длиной реза).
К сожалению, этот способ, наряду с преимуществами, наследует и недостатки «комбинируемых» способов.
Самой распространенной причиной создания и применения самодельных резаков является нецелесообразность (невозможность) покупки «фирменного» резака. Эта причина побудила и меня создать собственный самодельный резак для бумаги.
При изготовлении фотоальбомов я использую переплетный картон, дизайнерский картон, дизайнерскую бумагу, кальку. Размеры листов всех этих материалов, в большинстве случаев, 70х100 см. Для порезки листов бумаги такого размера (после анализа преимуществ и недостатков приведенных выше способов резки) был выбран способ №5.
Теперь нужно было выбрать конструкцию самодельного резака. Резак должен был соответствовать следующим требованиям:
— возможность резки бумаги различной плотности размером 70х100 см.
— простота конструкции и отсутствие дорогостоящих комплектующих.
— приемлемое качество реза.
«Просерфив» Интернет, нашел интересный вариант резака из двух металлических линеек Кузнецова Евгения.
На создание более сложного резака я был вдохновлен другим приспособлением. К сожалению, автора этого устройства я не запомнил, а найти в сети теперь не могу.
За основу я взял старую доску для черчения, проведшую много лет в забвении на открытом воздухе. Края, пришедшие в негодность, пришлось отпилить.
В качестве направляющей линейки для ножа была взята стальная линейка длиной100 см. Она была укорочена до80 см. Для придания жесткости было куплено дюралюминиевое правило для строительных работ. Его я также укоротил до требуемых размеров.
Для закрепления стальной линейки на дюралевом правиле встал выбор способа крепления. Из-за разной степени расширения при изменении температуры, а также, по причине постоянных механических нагрузок, клеевой способ соединения был отклонен. Наиболее надежный способ в данных условиях – механический.
Так как стальная линейка довольно тонкая, то «утопить» заподлицо шляпки шурупов или болтов, крепящих линейку к правилу, было бы достаточно сложно (как и стачивать их впоследствии). Коллегой по работе мне был подарен десяток дюралюминиевых заклепок, оставшихся у него со времен Союза. С их помощью и удалось надежно закрепить линейку на правиле.
Для того чтобы легче было фиксировать линейку, были сделаны направляющие из болтов. Отверстия для болтов лучше сверлить чуть меньшего диаметра, чем сами болты, чтобы в доску они вкручивались, а не входили свободно. Болты дополнительно зафиксированы гайками со специальными втулками, препятствующими самопроизвольному откручиванию.
Сверху линейка притягивается гайками-барашками, которые удобно закручивать руками. Под линейкой на болтах надеты пружины. При откручивании барашков линейка приподнимается на пружинах и у нас высвобождаются руки для работы с бумагой.
Оговорюсь, что при данной длине линии реза даже правило толщиной2 см. после зажима винтов-барашков немного выгибается и для фиксации листа бумаги необходимо прижимать линейку рукой в центральной части.
Для удобства при позиционировании листа бумаги перпендикулярно линейке я закрепил алюминиевый уголок, купленный в магазине стройматериалов.
Для того же удобства на часть уголка, закрепленную со стороны рабочей части линейки я решил поместить алюминиевый угольник с упорами для листа бумаги. Закрепляя этот «упор» с помощью струбцины на уголке, можно с большей скоростью позиционировать лист бумаги перед фиксацией линейкой.
Испробовав разные варианты подложки для резки бумаги, я остановился на старом проверенном способе резки на стекле. В качестве стеклянной подложки использовалось стекло из мебельной стенки (лучше заказать в стекольной мастерской стекло требуемых размеров с обработанным краем). Для поддержания качества линии реза необходимо следить за состоянием режущей кромки ножа и регулярно подтачивать его либо обламывать сегменты полотна ножа с затупившейся кромкой.
На доске резака со стороны рабочей части линейки я приклеил листы ДВП для выравнивания «перепада высот» со стеклянной подложкой.
Для резки толстого переплетного картона в качестве подложки я использую листы гофрокартона, благо, длина направляющих болтов позволяет фиксировать линейкой довольно большой «бутерброд».
Недостаткам этого резака является небольшой люфт правила на болтах-направляющих. Этот люфт необходимо учитывать, закручивая винты-барашки для фиксации листа бумаги. Люфт появился по причине несоответствия диаметра болтов и диаметра посадочных отверстий под болты в правиле и является, скорее, недостатком конструкции, нежели недостатком технологии изготовления.
Мы имеем самодельный резак для бумаги, являющийся, по сути, модернизированным способом для резки бумаги №2, упомянутым выше. Он наследует все преимущества и позволяет избежать недостатков этого метода.
Это приспособление можно использовать как самостоятельный резак или в комбинации с резаком небольшого формата заводского изготовления (для наиболее точной подгонки размеров листов).
Надеюсь, данная статья пригодится «резчикам» листовых материалов.