что такое рейтинговая оценка

Рейтинговая оценка банков

Рейтинговая оценка банков – система комплексного исследования и сравнения кредитных организаций по основным финансовым показателям. Кроме того, встречаются рейтинги, базирующиеся на экспертных заключениях, например о качестве менеджмента.

Чаще всего для построения рейтингов используются данные баланса и счета прибыли и убытков. Главный предмет изучения – определение кредитной надежности.

Существует несколько видов рейтинговой оценки банков. Основные из них указаны ниже.

Линейные списки, или ренкинги, – перечни кредитных организаций, составленные на основе ряда финансовых показателей. Данные для исследований берутся из официальной отчетности банков или других источников, в том числе передаются самими участниками.

Как правило, такие рейтинги составляются либо рейтинговыми агентствами, либо средствами массовой информации, в частности порталом Банки.ру, который дает возможность сравнить кредитные организации по объему нетто-активов, чистой прибыли, капиталу, кредитному портфелю и еще нескольким десяткам показателей. В их основе – база данных, обычно в электронном виде.

Многомерные списки и комплексные оценки на базе финансовых и иных показателей – разбивка банков на группы в соответствии с заданными критериями, такими, например, как надежность, устойчивость, валюта баланса и проч.

Этот вид рейтингов, как правило, составляется специализированными агентствами, консультационными компаниями и др. Иногда исследования такого рода проводят и информационные агентства, а также печатные издания, например журналы «Эксперт», «Деньги», «Профиль» и др.

Собственно рейтинги, которые представляют собой комплексную оценку банков международными или национальными рейтинговыми агентствами, такими как Standard & Poors, Moody’s, Fitch Ratings, а в нашей стране – «Эксперт РА», Moody’s Interfax Rating Agency, Национальным рейтинговым агентством, АК&M.

Агентства дают заключение прежде всего о кредитоспособности того или иного банка. Исследования проводятся на коммерческой основе, заказываются и оплачиваются самими кредитными организациями. При этом рейтинг присваивается в зависимости от срока возможных заимствований финансового учреждения и может быть краткосрочным и долгосрочным.

Методика составления рейтинга банков основана на разных подходах. В ряде случаев это система сопоставления определенных финансовых показателей. Но существуют и более сложные варианты, например, когда различным критериям присваивается тот или иной удельный вес, а окончательная оценка выставляется в баллах.

Примечательно, что рейтинг банков определяет и орган надзора – ЦБ РФ. Согласно указанию Банка России от 31.03.2000 № 766-У, все кредитные организации делятся на две категории, а каждая из них – на две группы.

Первая категория – это финансово стабильные кредитные организации. К их числу относятся банки группы 1 – «кредитные организации без недостатков в деятельности», а также группы 2 – «кредитные организации, имеющие отдельные недостатки».

Вторая категория – проблемные кредитные организации: «банки, испытывающие серьезные финансовые трудности» (группа 3) и «банки, находящиеся в критическом финансовом положении» (группа 4).

Следует отметить, что оценка Банком России – прежде всего констатация текущей, сложившейся ситуации в той или иной кредитной организации. А независимые рейтинги банков составляются для того, чтобы можно было прогнозировать их будущее.

Рейтинговую оценку банков полезно знать инвесторам и вкладчикам – она позволяет определить финансовое состояние кредитной организации и выбрать наиболее надежную из них. От присвоения рейтингов в выигрыше остаются и сами финансовые учреждения: высокие оценки открывают им доступ к рынку капиталов, позволяют привлекать денежные средства более дешево.

Помимо финансовых рейтинговых оценок банков существуют и другие, не имеющие прямого отношения к денежным средствам, но зачастую не менее важные для клиентов. Так, например, на портале Банки.ру есть разделы, в которых кредитные организации оцениваются не экспертами или агентствами, а клиентами ( за качество обслуживания) или сотрудниками, действующими и бывшими (за внутренний климат и отношение к людям).

Источник

Кредитный рейтинг банка: что это и как его читать

что такое рейтинговая оценка. Смотреть фото что такое рейтинговая оценка. Смотреть картинку что такое рейтинговая оценка. Картинка про что такое рейтинговая оценка. Фото что такое рейтинговая оценка

Кредитный рейтинг – это оценка банка по ряду параметров. На кредитный рейтинг стоит обращать внимание, выбирая банк, чтобы открыть там вклад или, к примеру, брокерский счёт.

Что такое кредитный рейтинг?

Рейтинг банка – это оценка способности организации вовремя и в полном объёме исполнять финансовые обязательства. Иначе говоря – оценка кредитоспособности. Она даётся на основании финансовой отчётности, открытых сведений, информации госорганов и Банка России. По сути кредитный рейтинг – это инструмент анализа качества банка. По нему судят, насколько организации могут доверять заёмщики и есть ли вероятность дефолта. Оценку банкам дают незаинтересованные компании.

Рейтингами пользуются рядовые заёмщики, опытные инвесторы и даже госучреждения. Последние по качеству работы банка определяют, можно ли доверить организации бюджетные деньги.

У некоторых финансовых организаций рейтинга может и не быть. Для клиента это тревожный сигнал. Банк может вести незаконную или непрозрачную деятельность, а также иметь нестабильное финансовое состояние.

Кто рассчитывает рейтинги

Расчётом рейтингов занимаются аккредитованные рейтинговые агентства. В реестре ЦБ четыре российские компании – Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА), агентство «Эксперт РА», Национальное рейтинговое агентство (НРА) и агентство «Национальные кредитные рейтинги» (НКР). Кроме того, в реестре три иностранные компании – Fitch Ratings, Moody’s и Standard & Poor’s. Если агентство не аккредитовано, присваивать банкам рейтинги компания не может.

На какой рейтинг ориентироваться? Эксперты рекомендуют смотреть оценку нескольких агентств для полной картины ситуации в банке.

По каким критериям оценивают банки

Агентства берут общую информацию о банке, его организационной структуре, в том числе используют информацию, полученную напрямую от кредитной организации. Также источником сведений выступает отчётность: годовая, квартальная, эмиссионные документы, отчёты об оценке стоимости активов. В ход идут и публичные данные. Это сведения, которые раскрывает Банк России, информация из СМИ и т.д. Также используются макроэкономические, отраслевые прогнозы и прочие оценки агентства. У каждой компании своя методология.

Вот что оценивают агентства. Это рыночные позиции банка: деловая репутация, специализация и кэптивность, конкурентные позиции. Помимо этого анализируют финансовые риски: достаточность и качество капитала, устойчивость капитала к реализации кредитных и рыночных рисков, концентрация кредитных рисков на клиентах, качество активов и внебалансовых обязательств под риском. Также оценивают качество ссудного портфеля, качество портфеля ценных бумаг, качество выданных гарантий и поручительств. Помимо этого учитывают прибыльность операций, ликвидность, рыночные риски. Ещё оценивают управление и риск-менеджмент: корпоративное управление, бизнес-процессы и информационная прозрачность, структуру собственности, управление рисками, стратегическое обеспечение.

От «A» до «D»

Шкалы могут быть разными в зависимости от агентства. Но формируются они по похожему принципу. Категории рейтинга обозначают буквами: «A» – отлично, «B» – хорошо, «C» – плохо, «D» – очень плохо.

Помимо букв в рейтинге можно увидеть знаки «+» или «-». Они обозначают промежуточную оценку.

Чем больше букв в рейтинге, тем оценка выше. Например, ААА – максимальный уровень кредитоспособности, А – умеренный.

Вот национальная рейтинговая шкала «Эксперта РА» для российских банков:

Примеры

Рейтинги постоянно меняются. Это происходит из-за экономической ситуации, а также из-за событий внутри банка. Следить за изменениями можно на сайте банка, а также на сайтах агентств. В рейтинге виден не только буквенный показатель, но и расшифровка. Рассмотрим на примере. В конце февраля 2020 года НКР присвоило банку «Уралсиб» кредитный рейтинг ВВВ+.

В 2019 году активы банка чуть снизились – с 504 до 500 млрд руб. Капитал вырос до 95 млрд. Чистая прибыль удвоилась – с 6,1 до 13,4 млрд руб.

Банк отличает высокая степень диверсификации активов и операционного дохода, поскольку помимо корпоративного кредитования к ключевым направлениям бизнеса относится потребительское кредитование, включая ипотеку и автокредитование. Объём кредитов с просроченными платежами составляет 111% капитала банка, а непосредственно сумма просрочки по кредитам – 63% капитала.

Увеличить рейтинг может помочь дальнейшее повышение достаточности капитала и улучшение показателей рентабельности. К снижению показателей, согласно анализу НКР, приведёт увеличение доли новых проблемных кредитов.

Вот на что рекомендуют обращать особое внимание в рейтингах: состав и структура кредитного портфеля, динамика просроченной задолженности в кредитном портфеле, динамика достаточности капитала и число проверок со стороны регулятора. Также следует учитывать прогнозы агентств. В рейтинге компании пишут, каков прогноз для конкретного банка: «негативный», «позитивный», «стабильный» или «развивающийся».

Источник

Кредитный рейтинг: как устроен один из главных инструментов инвестора

что такое рейтинговая оценка. Смотреть фото что такое рейтинговая оценка. Смотреть картинку что такое рейтинговая оценка. Картинка про что такое рейтинговая оценка. Фото что такое рейтинговая оценка

Инвестору, который хочет оценить кредитное качество компании, банка или органа власти, понять, насколько они надежны как заемщики, не обойтись без кредитных рейтингов. Их используют и госорганы — например, при размещении в банках бюджетных средств или при разработке правил инвестирования средств пенсионных фондов. При этом полезно не только различать уровни рейтингов, но и иметь некоторое представление о том, как они присваиваются и как построена работа рейтинговых агентств.

Рейтинг может быть присвоен по международной или по национальной шкале. Международная шкала позволяет сопоставлять рейтинги компаний из разных стран, однако рейтинг компании, как правило, не может быть выше рейтинга страны, где она работает. В национальной же шкале этого барьера нет.

В России работают четыре российских рейтинговых агентства и три зарубежных (так называемая «большая тройка»). Но в регулирующих документах внутри страны применяют только рейтинги российских агентств. Компании, которым необходим доступ к зарубежному фондированию, используют также рейтинги агентств «большой тройки».

что такое рейтинговая оценка. Смотреть фото что такое рейтинговая оценка. Смотреть картинку что такое рейтинговая оценка. Картинка про что такое рейтинговая оценка. Фото что такое рейтинговая оценка

Более точному пониманию рейтинга конкретной компании, банка или выпуска долговых бумаг поможет пресс-релиз агентства, который обязательно сопровождает присвоение рейтинга. В нем излагаются факторы, обосновывающие уровень рейтинга, в том числе, как правило, указываются основные «болевые точки» рейтингуемого лица. Например, стоит посмотреть, где находится компания с точки зрения оценки собственной кредитоспособности (ОСК), то есть без учета возможной поддержки со стороны государства и собственников.

Достаточная точность кредитных рейтингов обеспечивается тем, что агентство получает доступ не только к публичным документам и публикуемой финансовой отчетности, но и к данным, которые, как правило, скрыты от широкой аудитории. Кроме того, присвоение рейтингов осуществляется на основании собственных методологий агентств, качество которых обеспечивает эффективная система многоуровневого контроля. К разработке методологий привлекаются профильные рейтинговые аналитики, перед утверждением их проверяет независимая служба валидации. Методологии утверждаются методологическим комитетом, в который входит не менее трех человек. Уже после утверждения методология отправляется в ЦБ для проверки на соответствие требованиям законодательства. Корректность ее применения строго отслеживается как членами рейтингового комитета, так и методологами и сотрудниками службы внутреннего контроля. Выявленные отступления от методологии фиксируются и публично раскрываются.

Комплексная процедура присвоения рейтинга включает в себя анализ первичных финансовых документов, встречи рейтинговых аналитиков с представителями рейтингуемой компании или банка, построение финансовых моделей. Если речь идет о нефинансовой компании, то оценивается целый ряд дополнительных факторов, иногда неочевидных. Например, возможность оперативно заменить поставщика, география продаж и прогноз развития рынка, на котором работает компания.

Рейтинговое агентство пристально следит за своей репутацией, ведь это основной актив, обеспечивающий успех на рынке. Работа агентства построена на жестком разграничении процессов присвоения рейтингов и бизнес-процессов, при этом рейтинговые аналитики физически отделены от других департаментов, не имеющих непосредственного отношения к процессу рейтингования.

Пересмотр рейтинга происходит, как правило, раз в год — это плановая процедура. Если это происходит чаще, то инвестору стоит внимательнее посмотреть на компанию, оценить ее перспективы и, возможно, пересмотреть свою стратегию.

Все российские рейтинговые агентства обязательно должны быть включены в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России и поднадзорны ЦБ. Однако между ними есть различия. Одно из главных — это степень готовности раскрывать содержание своих действий и в нюансах объяснять, почему принято то или иное решение и как тот или иной показатель повлиял на уровень рейтинга. Но при этом, с учетом схожести шкал, рейтинги можно сопоставлять между собой, что позволяет инвестору принимать взвешенное решение о готовности принять на себя риски.

Нередко компании и банки имеют рейтинги сразу от нескольких агентств. В силу различия в методологиях это позволяет им получить более полную независимую оценку. Для инвестора наличие у компании нескольких рейтингов — серьезное подтверждение ее открытости и устойчивости.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с позицией редакции

Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее

Источник

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Каландарова Н.Н. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия / Н.Н. Каландарова, М.Т. Амирдинова // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – №5. – С. 114-117

Р ЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ташкентский финансовый институт

Рейтинговая оценка финансового с о стояния предприятия основана на метод и ке и теории финансового анализа орган и зации при использовании рейтинговых значений. Назначение такой оценки, к примеру, может состоять в распределении компаний по уровню риска взаимодейс т вия с ними банка. В этом случае наде ж ность финансового состояния организации характеризуется ее способностью удовл е творять платежные требования по догов о рам, возвращать суммы по кредитам и процентам, выполнять обязанности по н а логообложению, выплачивать заработную плату работникам. При этом все обяз а тельства должны совершаться своевр е м енно. Это и есть основа платеже и кред и тоспособности компании.

Комплексная сравнительная рейтинг о вая оценка финансового состояния пре д приятия включает следующие этапы:

– сбор и аналитическую обработку и с ходной информации за оцениваемый п е риод врем е ни;

– обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки финансового состояния предприятия и их классификацию;

– расчет итогового показателя рейти н говой оценки;

– классификацию (ранжирование) пре д приятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка учитывает все важнейшие параметры финансовой и операционной деятельности компании, т.е. хозяйственной деятельности в целом. При ее построении используются данные о производственном потенциале предпр и ятия, рентабельности его продукции, э ф фективности использования финансовых ресурсов, состоянии и размещении средств, их источниках и другие показат е ли. Точная и объективная оценка финанс о вого состояния не может базироваться на произвольном наборе показателей. Поэт о му выбор и обоснование исходных показ а телей деятельности должны осуществлят ь ся согласно положениям теории финансов предприятия, исходить из целей оценки, потребностей субъектов управления в ан а литической оценке.

Следует отметить, что в отличие от нормативных значений показателей пе р вой группы, рекомендуемых официальн ы ми органами, нормативы третьей и четве р той групп не имеют официального статуса и трактуются в отдельных исследованиях по-разному. Нормативные значения пок а зателей рентабельности могут быть сфо р мированы в соотве т ствии со следующими позициями:

– любое положительное значение коэ ф фициентов рентабельности следует сч и тать положительным моментом в экон о мическом развитии предприятия, а след о вательно, нижняя граница диапазона но р мативных значений показателей рент а бельности может быть принята равной н у лю;

– среднее значение показателей рент а бельности за период, который можно оц е нить как удовлетворительный в развитии экономики страны.

Таблица 1. Нормативные значения финансово-экономических показателей

Источник

Рейтинговая оценка как фактор повышения эффективности обучения и воспитания

Перед современной школой остро стоят вопросы мотивации обучения, объективности оценивания учащихся, а также подготовки детей к жизни в реальных конкурентных условиях социума. Модернизация содержания школьного образования, профилизация старших классов, современные педагогические технологии, основанные на идеях личностно-ориентированного и развивающего обучения, требуют использования новых теоретических подходов и технологий оценки качества знаний обучающихся.

Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей работы. При отсутствии такого контроля в процессе усвоения учебного материала ученики не могут объективно судить о подлинном уровне своих знаний, слабо представляют свои недоработки.

2. РЕЙТИНГ (Рейтинговая система)

Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-либо качества человека. Следовательно, рейтинг обучения ученика- это количественная оценка результатов педагогического воздействия на человека. Дадим следующее определение рейтинга ученика:

рейтинг — это сумма баллов, набранная учеником в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.

Слово «рейтинг» происходит от английского «to rate» (оценивать) и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся некоторой дисциплине основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения практикуемых в школе видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на конференциях, и т.д.

4. НАЧИСЛЕНИЕ БАЛЛОВ, ШКАЛЫ

Рейтинговая система позволяет каждому учащемуся рассчитать суммарное количество баллов и определить место, которое занимает ученик в классе, на параллели, в школе.

Проблемным вопросом в реализации рейтинговой системы оценки знаний остаётся шкала оценок. При формировании рейтинговой системы крайне важно методически точно оценить каждый вид учебной работы соответствующим числом баллов и установить рейтинг, соответствующий тому или иному уровню знаний.

Можно встретить разные шкалы использования рейтинговой системы. Так в ряде вузов используется 500 балльная шкала оценивания. В других вузах используют 100 балльную шкалу.

Педагоги школ сетуют на то, что пятибалльная система оценки знаний не позволяет им предельно точно определить уровень знаний ребят. Выходом из сложившейся ситуации может стать увеличение шкалы отметок. В последние годы этой проблеме уделяется самое пристальное внимание в педагогической литературе. Пока официально признанной остается пятибалльная система. Но уже сейчас некоторые учителя внедряют в практику новые подходы к оценке знаний учащихся. Следует отметить, что в ходе эксперимента по проведению единого государственного экзамена выпускники школ получают результаты по стобалльной системе.

Текущий рейтинг учащегося слагается из следующих компонентов:

а) оценок по различным предметам

б) баллов за контрольные мероприятия

в) баллов призового фонда

г) баллов за самостоятельную и учебно-исследовательскую работу.

За каждый вид работ начисляется определенное количество баллов, которое заранее оговаривается с учениками.

Работы могут быть как обязательными, так и дополнительными.

Обязательно в баллах оценивается посещение уроков, выполнение контрольных работ, рефератов, проекты, предусмотренных программой или учебным планом.

Кроме баллов, выставляемых ученику за те или иные виды работ, предусматривается система премиальных (дополнительных) или бонусных баллов.

Участие в олимпиаде, во внеклассных мероприятиях, самостоятельная исследовательская работа позволяют ученику компенсировать часть «потерянных» баллов с помощью дополнительных.

Общий (рейтинговый) балл состоит из совокупности баллов за все виды работ.

5. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА В ШКОЛЕ

Школе необходима новая система оценивания, так как существующая ныне уже не отражает объективных возможностей учащихся и не является стимулом для развития познавательной активности детей. Проблему может решить использование накопительной, многобалльной системы оценивания (ее обычно называют рейтинговой).

Базовым документом, определяющим работу преподавателя и учащихся в учебном году, является рейтинг-план, который наиболее опытные методисты разрабатывают по дисциплине на весь учебный год. Основной принцип таков. Изучаемая тема разбивается на определенные разделы, в которых учитель выделяет основные виды работ. За каждый из них начисляется определенное количество баллов. А в начале изучения раздела учитель обязательно обсуждает с учениками тот минимум и максимум баллов, который можно заработать в том или ином разделе. Но школа пока остается в рамках пятибалльной системы и в журнал должны выставлять традиционные оценки. Для этого разработан критерий, по которому учителя должны переводить баллы рейтинговой системы в пятибалльную шкалу.

Подсчёт баллов может осуществляться и классным руководителем и учащимися. Каждый любит считать свою зарплату сам. Я обучила этому своих помощников и смело выставляла вычисленный ими балл.

Полезно на классных собраниях обращать внимание учащихся на их индивидуальные изменения и на динамику среднего балла по классу за определенный период.

Место учащегося в классе определял так называемый хит-парад: список учащихся в порядке убывания их рейтинга.

Копия вывешивалась на доске объявлений. По такому хит-параду сразу можно было выявить лидеров и отстающих. Лучшие поощрялись призами, льготами и наградами.

Так, например, мною использовалось право дать ученику «надбавку-бонус» за отсутствие пропусков, активность на занятиях, участие во внеклассных мероприятиях.

Бывало и так, что лидер постоянно держался на первом месте и никому не удавалось его достать. Чтобы преодолеть это, я предложила учащимся побороться за следующие «конфетки»:

а) лучший по предмету;

б) обладатель наибольшего количества баллов призового фонда;

г) самый дисциплинированный;

д) самый трудолюбивый и т.д.

Чтобы поддерживать интерес у учеников: «Как там мои результаты?» можно просто вывесить хит-парад для ознакомления. Однако, гораздо полезнее, когда педагог говорит: «Посмотри, ты на 20-м месте в хит-параде, но твой темп роста выше, чем у лидера. Старайся, и ты достигнешь вершины». Или: «Друзья, я рад за Иванова. Он заметно продвигается вверх по рейтингу. Если он не потеряет темпа, то скоро будет в десятке лучших».

Как же работать с аутсайдерами? Рейтинговая система допускает использование баллов со знаком минус в виде наказания за различные провинности (штрафы). Например, в нашей гимназии введена сменная обувь и деловой стиль одежды. С целью привития эстетического вкуса учащимся и создания здоровьесберегающей среды в школе, эти критерии являются составляющими рейтинговой системы класса. Назначаются штрафы (вычитаются баллы) за отсутствие сменной обуви, пропуски без причин и т.д. Но метод кнута не может не вызвать раздражения у тех, кого наказывают. Значит, возникают отрицательные эмоции к самому процессу обучения и к преподавателю.

Совсем иное дело, когда преподаватель говорит: «Смотри, хит-парад показывает, что ты падаешь в рейтинге. У тебя еще есть время, соберись с силами, поработай».

Здесь отрицательный балл (будущий, а не сегодняшний) не вызовет неприятных эмоций, но послужит стимулом к работе.

Здесь же общий балл месяца сравнивался с результатом предыдущего и определялся рост среднего балла по классу.

Можно вычислить средний рейтинг по классу, по предмету, проследить развитие индивидуально каждого ученика за определенный период времени. Зачем нужен такой анализ?

а) чтобы проследить индивидуальные тенденции в развитии каждого ученика;

б) постоянно держать в поле зрения ситуацию в классе;

в) давать преподавателям, классному руководителю «пищу для размышлений» и возможность гибко корректировать свою деятельность, имея точные сведения о реакции учащихся на применение тех или иных методов.

При общешкольном подведении итогов определялся рейтинг класса. Определяющим фактором здесь также должно выступать не только общее количество баллов, но и динамика среднего балла по классу.

Возможности рейтинговой системы достаточно велики. Сравнительно быстро обнаружилось, что в условиях рейтинговой системы весьма существенно снизилось количество немотивированных пропусков занятий.

К положительным результатам внедрения рейтинга можно отнести и интенсификацию научно-исследовательской и внеклассной работы. Приведу только некоторые оценки самих учащихся данной системе: «легче учиться»; «обеспечивает стабильность работы в четверти»; «даёт чёткое представление о результатах работы в четверти»; «возникает стимул к учёбе» и т.п. И даже аргументы «противников» применения рейтинговой системы на всех дисциплинах (таковых оказалось 34,3%) звучат, скорее, как аргументы в её защиту. По сути, все высказывания можно свести к одному: «мы против, так как придётся много работать».

Я рассматриваю рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления развитием учащихся. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний. Следовательно, растёт заинтересованность и успешность ученика, что делает процесс обучения более эффективным.

Для учащихся рейтинг может быть и средством «приобретения» некоторых благ: освобождение от сдачи зачетов, гарантия защищенности при регулярной работе, поощрение за лидерство, знание своего места среди сверстников.

Таблицы для использования рейтинговой системы с элементами автоматизации расчетов с помощью программы Excel можно найти в Приложении 1, Приложении 2. По этическим соображениям приведенные в таблицах данные изменены и отличаются от реальных.

Анализ применяемой нами рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у учащихся.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого ученика. Учителя подтверждают, что детям наиболее интересна рейтинговая система. Она пробуждает в них дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.

Дети должны гордиться своими достижениями.

Я всегда стараюсь поощрять детей, которые гордятся своими достижениями, даже самыми незначительными с точки зрения нас, взрослых.

Разумеется, эта система увеличивает нагрузку на учителя, требует от него большей творческой выдумки в работе. Но мне кажется, что сегодня нетворческому человеку в школе вообще делать нечего, учителю необходимо постоянно что-то придумывать. Меня вдохновляют изменения и инициативы, которые происходят в современном образовании, в сегодняшней ШКОЛЕ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *