что такое рейсинг для авто
Стритрейсеры – кто это такие, особенности, как стать стритрейсером
Особенности стритрейсинга: кто такие стритрейсеры, история возникновения, автомобили, правила, легализация, виды. Видео о стритрейсерах.
Считается, что стритрейсеры – любители скоростной езды по темным улицам, несут прямую угрозу не только самим уличным гонщикам, но также обычным людям – водителям и пешеходам. На самом деле стритрейсеры (другое название дрэг-рейсеры) – это не сумасшедшие уличные гонщики, не признающие никаких правил, в большинстве случаев это закрытые общества, живущие по своим законам.
В среде молодежных движений Street Racing имеется собственная философия, установлены определенные правила, которые обязан соблюдать каждый гонщик. Одно из главных требований – обеспечение безопасности на дороге, сведение рисков к минимуму.
История возникновения стритрейсинга
Это движение зародилось в Америке в штате Калифорния в 30-е годы прошлого столетия. Для первого заезда на скорость был выбран прямой участок дороги, проложенной по высохшему дну соляного озера. В этом состязании могли участвовать все желающие, среди которых были не только профессиональные автогонщики, но и просто любители больших скоростей. К выбору транспортного средства особые требования не предъявлялись, т. к. в те времена не существовало большого разнообразия моделей.
Во время Второй мировой войны традиция была нарушена. На этом привычном месте обосновалась военная база воздушных сил страны. В поисках новых трасс гонщики облюбовали улицы Лос-Анджелеса и стали гонять по ним в ночное время. Так появился новый вид спорта под названием Street Racing.
В странах Европы Street Racing обрел популярность, начиная с 60-х годов. В России первые стритрейсеры начали ездить по улицам городов под покровом ночи с середины 90-х, когда у простых граждан появилась возможность обзаводиться личными автомобилями.
Коммерческие интересы
Предприимчивые граждане по обе стороны океана поняли, что на гонках можно заработать большие деньги:
В отличие от коммерсантов, настоящие уличные автогонщики погружаются в атмосферу азарта и не считают ночные гонки специальным шоу. Их всецело поглощает только скорость и адреналин.
Правила Street Racing
В большинстве своем уличные автогонки в ночные часы являются нелегальными гонками. Но, несмотря на кажущийся анархизм, в среде любителей повышенных скоростей существуют определенные правила, касающиеся отбора транспортных средств по мощности и дистанции заезда.
Сообщества стритрейсеров не признают себя нарушителями порядка, в их среде строго соблюдаются свои справедливые законы и правила:
Легализация стритрейсинга
Романтики, влюбленные в стремительное движение, всерьез увлеченные новым веяньем, достигали высокого мастерства и уважения среди своих единомышленников. Однако появление водителей-экстремалов вызывало в народе серьезный негативный резонанс. Лихие гонщики, носящиеся на бешеной скорости по улицам и площадям ночных городов, пугали горожан.
Организации Street Racing долгое время были вне закона, и только в 2000 году в России впервые были проведены автогонки на легальных основаниях. Начиная с этого момента, у участников гонок появилось больше возможностей объединяться в большие группы, обучать молодых парней, создавать клубы автогонщиков, в которых строго соблюдается закон дорог.
В автогонках имеют право участвовать только те стритрейсеры, у кого с автомобилем все в порядке. Перед заездами машины проходят полную диагностику, благодаря чему значительно снизилось количество аварий и травматизма. Особое внимание уделяется состоянию двигателя, коробки передач, ходовой части, колесам, тормозной системе.
Виды Street Racing
Стритрейсинг бывает нескольких видов:
Автомобили для стритрейсинга
Для участия в профессиональных заездах недостаточно иметь собственный автомобиль и большое желание. Здесь используются специальные облегченные авто, оснащенные мощным мотором. У профессиональных стритрейсеров машины весят не более 1 тонны. Мощность двигателя – не ниже 6000 л.с., до первых 100 км/ч они разгоняются за 0,8 сек., максимальная скорость – не менее 500–530 км/ч. В большинстве случаев гонки проводятся на прямых дорогах, поэтому к управлению предъявляются не очень высокие требования.
Существует 6 классов авто для стритрейсинга:
Считается, что тюнинговые автомобили Subaru новых поколений лучше всего подходят для уличных гонок. Современные модели этой марки оснащены компактными и в то же время мощными двигателями. Цилиндры под капотом размещены горизонтально, благодаря чему удалось повысить емкость мотора. Даже при самой быстрой езде водители этих машин не ощущают вибраций.
Опытные автогонщики, участвующие в официальных ралли, не позволяют себе носиться по городу на бешеной скорости. Им незачем этого делать, потому что они сполна получают свой адреналин на гоночной трассе. Многие из них в обычных условиях даже не превышают отметку в 50 км/час.
Видео о стритрейсерах:
Особенности стритрейсинга: кто такие стритрейсеры, история возникновения, автомобили, правила, легализация, виды. Видео о стритрейсерах.
Виды гонок на спортивных машинах. Какие бывают гонки?
Гонки на машинах являются зрелищным и азартным мероприятием. Они появились практически сразу после изобретения автомобилей и стали альтернативой скачкам. Спортивные организованные мероприятия собирают толпы зрителей, а облик и имя победивших автогонщиков становятся известны всему миру. В зависимости от гоночной техники, трассы и других особенностей, гонки автомашин носят разные названия. Некоторые из них пользуются популярностью во всём мире.
Какие бывают виды гонок на машинах?
Состязания автомашин на скорость прохождения трассы могут выглядеть в виде неофициальных уличных гонок или спортивных соревнований. Большая часть чемпионатов по автогонкам проходит под эгидой Международной автомобильной федерации и относится к спорту. А вот уличные гонки (стрит-рейсинг) часто являются незаконными, могут проводиться самопроизвольно или организовано.
Их подразделяют на разные виды, в зависимости от правил проведения:
Важно! Правоохранительные органы негативно реагируют на уличные гонки и запрещают их. Они опасны не только для самих гонщиков, но и для пешеходов и других автомобилей.
Есть и другие названия и правила, зависящие от фантазии участников. Наибольшую популярность приобрёл драг-рейсинг — спринтерский заезд на расстояние 402 м. На таком промежутке в Америке располагаются светофоры. Сейчас он стал официальным видом автоспорта. Спортивные гонки могут носить разные названия: кольцевые, ралли, на выносливость или на выживание, трофи, автокросс, картинг, дрифт и другие.
Виды и классы гонок
Автогонки разделяют на виды в зависимости от гоночного автотранспорта, специфики спортивного регламента и других особенностей. В автоспорте наиболее полно представлены следующие:
Классы автотранспорта, участвующие в гонках, могут быть разные: автомобили, квадроциклы, мотоциклы, багги, грузовики. В России даже существуют соревнования тракторов «Бизон-Трек-Шоу». В самих классах имеются подразделения на группы и подгруппы. Среди авто могут быть модифицированные серийные автомобили с кузовом, безкузовные простейшие модели (карты), модели с разным объёмом двигателя.
В автоспорте допускаются разные модификации и переделки гоночных машин. Самая дорогая по классности техника участвует в гонках «Формулы-1». Это быстрые кольцевые гоночные авто с великолепной аэродинамикой и эффективными тормозами, содержание которых с экипажем достигает миллионов долларов.
Знаете ли вы? В РФ первую трассу для дрэг-рейсинга построили в 2005 году возле посёлка Балахта (200 км от Красноярска).
Где проходят автогонки
В зависимости от трассы автогонки бывают:
Ярким представителем первого варианта является «Формула-1», которая может проводиться на гоночных трассах различных стран мира. В период 1950–2019 гг. в этих престижных гонках поучаствовала 71 трасса, расположенная в разных странах: Австралии, Великобритании, Австрии, Франции, Португалии, США, Германии, Азербайджане, Бахрейне. Такие соревнования собирают большое количество зрителей и приносят неплохую прибыль своим организаторам.
Знаете ли вы?
Российская команда грузовика «КАМАЗ-мастер» является лидером различных автогонок по пересечённой местности. Она добилась 15 побед на международном ралли «Дакар».
По пересечённой местности проходят ралли и автокроссы. Такие заезды проводят при любых условиях и дорогах. Например, известное авторалли Монте-Карло проходит по Лазурному берегу княжества Монако через различные виды трасс (сухой и мокрый асфальт, снег и лёд). А вот ралли «Даккар» проводилось в Латинской Америке, Евразии и Африке, но преимущественно организовывалось по маршруту Париж-Дакар, проходящему по пустыне. Участникам даётся схема движения, и они в ходе гонок отмечаются в пунктах контроля. Погодные условия и состояние дороги в этих гонках могут быть разные.
Какие есть знаменитые автомобильные гонки
Первыми по популярности считаются шоссейно-кольцевые гонки для автомобилей с открытыми колёсами. Это зрелищные мероприятия, обычно происходящие на специальных автодромах и собирающие множество зрителей.
Рекомендуем для прочтения:
Вот перечень самых популярных из них:
Второе место по известности занимают гонки на выносливость. Из них наиболее интересны 24 часа Ле-мана, проводимые во Франции под одноимённым городом. Эти старейшие автогонки на сутки впервые были организованы здесь в 1929 году. За ними по популярности следуют 24 часа Дайтоны, проводимые в США на автодроме «Дайтона Интернешнл Спидвей» в январе-феврале, 24 часа Нюрбургринга (Германия) и 24 часа Спа (Бельгия).
Третье место занимают ралли. Их популярность не так сильна, потому что зрители не видят на них борьбы за первенство, но с появлением телевидения она стала расти. Сейчас за ними можно наблюдать онлайн с помощью интернета.
Знаете ли вы? На время гонок в Монте-Карло завариваются канализационные люки на трассе, поскольку они могут вылететь из-за давления проносящихся машин.
Наиболее известны следующие:
Автомобильные гонки могут быть разными. Наиболее зрелищными считаются кольцевые автогонки, которые зрители могут рассмотреть в подробностях. Самыми престижными и известными являются гонки «Формула-1», соревнования на крупных автодромах США, Европы и Азии, а также наиболее старые ралли.
402 метра истории: как дрэг-рейсинг стал профессиональным спортом
В России именно заезды по прямой считаются основным видом уличных гонок. В этой статье мы расскажем, почему этот спорт называется «дрэг», а дистанция ограничена странным числом 402 и как в США сумели превратить нелегальную забаву в доходный бизнес.
Соревновательный дух был присущ человеку во все времена и всегда являлся одним из основных двигателей развития практически всех сфер жизни общества. Поэтому после изобретения автомобиля, проведение первой автомобильной гонки было лишь вопросом времени. Недолгого времени.
Спортивные дисциплины в разных частях света отличаются примерно так же, как и сами автомобили. И если старушка Европа всегда тяготела к кольцевым дисциплинам и ралли, то Новый Свет со своими многолитровыми «монстрами» пошел своим путем, упростив суть соревнований до предела: прямой участок дороги без светофоров, пара водителей, пара автомобилей… Кто первым пересек финишную черту, тот и уезжает с деньгами, женщинами и непошатнувшейся самооценкой.
Что значит drag racing?
Английское слово drag дословно переводится как «тащить/тянуть», что очень слабо ассоциируется с гонками как таковыми. На данный момент не представляется возможным выяснить точную этимологию этого термина и хотя бы примерную дату его появления.
По одной версии, в основу легла фраза «Drag your car out of the garage and race me!» («Вытаскивай свою тачку из гаража, давай погоняемся»). Другая версия гласит, что на заре дрэг-рейсинга пригодных для проведения соревнований дорог было очень мало, и гонщик был вынужден «тащить» на трейлере свой автомобиль к месту старта.
Кроме того, в обиходе гонщиков середины прошлого столетия глагол to drag употреблялся в контексте более поздних переключений вверх для оптимальной реализации крутящего момента.
Как все начиналось
Дрэг-рейсинг зародился в Америке в 30-х годах на соляных озерах Калифорнии. Моторы становились мощнее, водители смелее, а максимальная скорость в 100 миль в час уже не была чем-то запредельным. Гонки по прямой, благодаря своей простоте и доступности, стремительно набирали популярность по всему континенту.
Окончание Второй мировой войны ознаменовало новый, небывалый по масштабам бум дрэг-рейсинга. Автомобильная промышленность Америки в послевоенное время переживала небывалый подъем, рынок наводнили новые модели, в то время как автомобили 30-х годов стремительно падали в цене, становясь доступными для жадной до скорости молодежи. Именно довоенная техника и мощные форсированные моторы, увидевшие свет в конце 40-х — начале 50-х стали той самой технической базой, которая легла в основу профессионального дрэг-рейсинга.
В конце 40-х годов дрэг-рейсинг развивался очень стремительно, по-прежнему оставаясь незаконной забавой молодых фанатов скорости. Заезды проводились в городах, на автострадах и заброшенных после войны аэродромах. В 1949 году на бывшей военной базе в калифорнийском городе Голета прошли первые официальные соревнования, которые большинство автоисториков и определяют как точку отсчета в истории гонок на четверть мили.
Профессиональный дрэг
1950 год стал переломным для дрэг-рейсинга по двум причинам: в массовую печать поступает роман Hot Rod (дословно «горячий жезл») авторства Henry Gregor Felson. Благодаря этой книге мир хот-роддинга приобретает некий романтический флер, а само движение становится полноценным молодежным бунтом со своей философией.
Тогда же, в 1950 году, на высохшем озере Мурок в пустыне Мохаве, Калифорния, человек по имени Си Джей Харт (C.J.Hart) строит первый в мире дрэг-стрип, предназначенный специально для заездов на 402 метра.
Изначально трэк Santa Ana не обладал должной инфраструктурой, техника для измерения результатов была несовершенна, безопасность была на примитивнейшем уровне: отсутствовали барьеры, разделяющие непосредственно стрип и зрителей, трибуны для которых еще не были построены.
Однако складывающейся ситуацией были довольны все. Фанаты скорости получили уникальную возможность для достижения новых результатов, болельщики — достойнейшее зрелище (к слову, и те и другие за вход на мероприятие платили по полдоллара), а муниципальные власти выдохнули с облегчением. Именно здесь зародился драг-рейсинг в его привычной для нас форме легальных соревнований с оборудованными треками, ремонтными боксами и толпами зрителей.
Первой целью Харта как организатора гонок было определиться с единой для всех заездов дистанцией. И он остановился на четверти мили, ссылаясь на существующие с прошлого века лошадиные бега на аналогичную дистанцию, а также на собственные представления о безопасности (на более длинной дистанции значительно выше скорости, а значит, и риск травм при ДТП).
Следующей его целью было сделать заезды максимально объективными, разделив все участвующие дрэгстеры на классы в зависимости от их технических характеристик (конструкции двигателя, года выпуска, типа кузова и т.д.). И за 9 лет (вплоть до 1959 года) существования Santa Ana Drags дрэг-рейсинг изменился коренным образом, снискав популярность по всей стране.
Если Си Джей Харт совершил в начале 50-х революцию в заездах по прямой, то Уолли Паркс (Wally Parks) определил вектор развития дрэг-рейсинга на многие десятилетия вперед. Семья Уолли переехала в Калифорнию в 20-х годах, а в середине 30-х Паркс уже участвовал в соревнованиях на соляных озерах, став в 1937-м одним из основателей RoadRunners Club.
Дрэг-рейсинг: ликбез для болельщиков
Предлагаем поклонникам скорости небольшой словарик терминов, используемый в соревнованиях на ускорение, а также ответы на самые распространённые вопросы об этих соревнованиях.
Сколько этапов чемпионата России по дрэг-рейсингу запланировано в нынешнем сезоне?
Пять этапов, первый из них состоится 27-28 июня в Красноярске.
Какое деление на классы принято в соревнованиях ЧР?
С недавнего времени – предельно простое, по типу привода. Как известно, он бывает передний (FWD), задний (RWD) и полный (AWD).
Какие автомобили соревнуются в чемпионате страны?
Как и в большинстве других гонок, самой массовой маркой остается ВАЗ. Также на трассах можно часто встретить Chevrolet и «японцев»: Honda, Nissan, Mitsubishi и Toyota.
Как строится гоночный уик-энд?
В субботу начинаются квалификационные заезды. В воскресенье проходит оставшаяся часть квалификаций и основные, финальные заезды.
Почему дистанция составляет 402 метра?
Классическая протяженность прямой для дрэг-рейсинга – четверть мили, или «квотер» (от англ. quarter – четверть). В метрической системе это, если говорить совсем точно, 402,33 метра. По легенде, именно таким было расстояние между светофорами в большинстве американских городков.
Примечательно, что в самих США для особо мощных машин по соображениям безопасности протяженность прямой для дрэг-рейсинга иногда сокращают вдвое.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как фиксируют результаты заездов?
Есть несколько вариантов систем хронометража, главное требование к ним – точность, так как порой на финише все решают несколько тысячных. В чемпионате России используется система Race America, причем организаторы самостоятельно вносят улучшения и постоянно ее модернизируют.
Что такое «грязное» и «чистое» время?
«Чистое» время – это время, которое понадобилось автомобилю на преодоление дистанции от стартовой до финишной линии. Еще оно именуется ET. «Грязное» время – это сумма «чистого» и времени реакции пилота на старте.Иными словами, «грязное» – это время от включения стартового светофора до пересечения машиной линии финиша.
В тренировочных и квалификационных заездах отечественного дрэг-рейсинга зачет ведется по «чистому» времени – тут всем интересно, у кого быстрее машина. А вот в финалах уже учитывается «грязное» время, так что крепость нервов и скорость реакции пилота может стать решающей.
Зачем нужно проклеивать трассу?
Для повышения сцепления шин автомобиля с гоночным полотном по особой технологии проклеивается вся трасса или её часть: поочередно наносятся слои специального клея и резины, для чего обычно используются отработавшие шины.
Фото: Пресс-служба RDRC
Можно ли дорабатывать автомобили?
Нужно! Технический регламент обязует участников устанавливать каркасы, омологированные сиденья и ремни безопасности – это необходимо, чтобы соответствовать требованиям по безопасности.
Дальше все в руках команд: разрешены конструктивные изменения шасси и отдельных узлов, доработка двигателя, коробки передач и прочих элементов автомобиля. Главное условие – перед началом работ получить одобрение проекта у технической комиссии Российской автомобильной федерации.
Что такое «вилли»?
«Вилли» – старт на задних колесах. Это название – калька английского Wheelie.
Что такое «бёрн-аут»?
«Бёрн-аут» – прогрев шин на старте. Опять-таки от английского Burn out.
Фото: Пресс-служба RDRC
Как формируются финальные заезды?
По итогам квалификации в финал выходит по 8 пилотов в каждом классе. Финальные заезды – простая олимпийская система на выбывание. Причем в 1/4 финала сходятся первый и восьмой по скорости участники, второй и седьмой – и так далее. Дальше проходит тот, кто раньше окажется на финише.
Что получают победители?
Помимо кубков, почета и аплодисментов, тройка призеров в каждом классе получает от организаторов призовые деньги, которые помогут в дальнейшей доработке гоночных автомобилей.
Каков текущий рекорд России на 402 метрах?
7,896 секунды. Такое «чистое» время показал за рулем Nissan GT-R 32 Дмитрий Капустин в 2014 году.
Ну что, симрейсинг вместо гонок? Часть 1. Платформы, команды, спортсмены.
Команды, спортсмены и зрители, еще месяц назад замиравшие в предвкушении начала гоночного сезона, вдруг в одночасье обнаружили себя буквально запертыми в четырех стенах без всякой надежды получить доступ к той радости, которую приносили каждому из них автогонки. Более того, и вся жизнь их оказалась по большому счету ограничена квартирой или домом, а единственным выходом в мир стал интернет.
Неудивительно, что организаторы гоночных серий быстро сообразили воспользоваться имеющимися возможностями и перенести гоночные сражения из реальности в виртуальность: на безрыбье, как известно…
Впрочем, большинство гоночных серий и так имели свое виртуальное воплощение: кибер-чемпионат по Formula 1, NASCAR, Indycar, IMSA, Formula 3, Formula 4, Porsche Cup, Supercars V8 и многое другое. Но в таких гонках участвовали преимущественно симрейсеры, и их привлекательность для обычных зрителей была, скажем честно, нулевой. Поэтому вслед за ними возник интересный гибрид реальных и кибергонок: серьезные, профессиональные чемпионаты на базе существующих серий, созданные непосредственно для участия реальных пилотов и гоночных команд, куда в качестве поддержки приглашаются киберспортсмены. Но есть и другие варианты — симуляция реальных гонок, больше напоминающая шоу-заезды для развлечения зрителей.
Сразу после поспешной отмены ГП Австралии и объявления об отмене ГП Бахрейна и Вьетнама организаторы чемпионата Формулы 1 решили провести виртуальный Гран-при на трассе в Сахире. В те же выходные прошел первый виртуальный этап немецкого кузовного чемпионата VLN, гонка NASCAR, Formula 3, а еще через неделю — Indycar и GT Challenge (бывшие гонки серии Blancpain, лишившиеся в этом году своего постоянного спонсора и из-за этого изменившие название). В ближайшие выходные ожидается первый этап Porsche Cup. И это все на фоне того, что обычные кибер-чемпионаты проходят своим чередом.
Все перечисленные выше соревнования прошли с тем или иным успехом, но примечательно, что все организаторы делали ставки на разное, поэтому первое впечатление от проведенных сим-заездов сложилось очень неровное: буквально — кто в лес, кто по дрова.
— Этот мир и так стремительно развивался, но оставался в тени настоящего автоспорта, но сейчас у всего мира симрейсинга появляется реальный шанс — сцена перед ним в силу отсутствия главного артиста, — полагает комментатор гонок Formula 1, Formula E, NASCAR и других на российском телевидении Владимир Башмаков. — Я не считаю симрейсинг заменой настоящим гонкам, это все же кое-что иное, настоящей атмосферы они создать не могут. Но современный уровень симуляторов поднялся очень высоко, это позволяет провести гонки красиво. Понятно, что в 2005 году такого бы не получилось, но большинство современных доступных симуляторов (я не говорю о симуляторах на базе Ferrari или Mercedes) все равно позволяют сделать так, чтобы на это было приятно смотреть.
Чтобы разобраться, мы поговорили с несколькими собеседниками, разбирающимися в киберспорте, и попросили рассказать нам о том, что происходит в мировом симрейсинге.
Какие есть платформы для симрейсинга?
Об этом нам рассказал Денис Дигилевич, руководитель и сооснователь киберспортивной площадки ONBOARD ESPORTS, где проходят виртуальные чемпионаты по автосимуляторам:
— Если подразумевать под платформами различные игровые симуляторы, то их достаточно много, и каждый человек выбирает себе по вкусу. Главное отличие в симуляторах — физика. Более сложные симуляторы максимально воссоздают поведение машины на трассе. Для них требуется дорогостоящее оборудование, чтобы быть конкурентоспособным в гонке. К таким относятся игры по типу iRacing, rFactor. Также есть симуляторы попроще, такие как Assetto Corsa, RaceRoom. Есть симуляторы, нацеленные на массовую аудиторию: они просты в управлении и имеют низкий порог вхождения в игру. К ним можно отнести одну из самых популярных игр Gran Turismo Sport и формульную серию от Codemasters F1 2019. Как правило, физика в таких симуляторах проста и понятна, а для игры на любительском уровне достаточно иметь джойстик (геймпад). Но именно за счет таких, более простых в понимании и управлении симуляторов, виртуальные гонки приобретают более широкую аудиторию и популярность.
Немного другой позиции придерживается Станислав Аксенов — победитель GT Academy Russia 2013 года, получивший билет в реальный мир автоспорта, выигравший «24 часа Дубая» и сейчас работающий инструктором в Porsche Driving Center:
— Сейчас самой популярной и, пожалуй, самой удачной платформой является iRacing — симулятор с одной из лучших физических моделей на данный момент. Это сложный симулятор, требующий серьезного подхода как к настройке машин, так и к собственной физике: если ценишь реализм, тебе сюда. На платформе Assetto Corsa тоже проводится много чемпионатов и, на мой взгляд, это лучший по физике симулятор после iRacing на сегодняшний день, именно на нем я обычно тренируюсь сами и тренирую других. iRacing — несколько сложнее Assetto Corsa, про него говорят, что даже реальный автомобиль не настолько сложен в управлении, но обе платформы заслуживают внимания, сделаны на очень высоком уровне, включая кинематику подвески, шин, пропись трасс.
Недавно вышла Assetto Corsa Competizione, в большей степени самостоятельная игра по мотивам чемпионата GT Challenge. Мне понравилось, что там изменили физику с упором на кузова. Но помимо этого там идеально прописано поведение автомобиля по мокрой трассе.
Еще хочу отметить rFactor2, игрушку с очень неплохой физикой, которая сейчас уже уходит в прошлое. Для тех, кто любит ралли, по-прежнему единственным симулятором с хорошей физикой остается Richard Burns, но там приходится мириться с тем, что игра была выпущена в середине 2000 годов: графика устарела. Но именно здесь профессиональные раллийные пилоты вместе со своими штурманами пишут стенограммы и тренируются ездить в паре.
В играх вроде Гран Туризмо и Формулы 1 тоже присутствует физика, но многое упрощено: автомобилем легче управлять, не нужно углубляться в настройки, зато налицо достойная графика, делающая заезды визуально приятными.
Есть ли виртуальные гоночные команды наподобие тех, что существуют в реальности?
Денис Грабовский, специалист по тестированию в My Games и пилот сим-команды Pure Racing Team с опытом в киберспорте свыше десяти лет и свыше шести лет — в симрейсинге:
— Конечно, такие команды есть: есть крупные, есть помельче, все, как и в реальном автоспорте. Наша команда — Pure Racing Team — недавно объединилась с командой Team Redline, пожалуй, одной из крупнейших в мире виртуальных гонок. Team Redline — команда с очень большим опытом в виртуальном автоспорте, им порядка 20 лет, они принимают участие во всех крупнейших чемпионатах. В ее составе много талантливых пилотов — виртуальных и реальных. Там и Макс Ферстаппен, и Ландо Норрис, который также выступает в IMSA за команду Redline; Айханчан Гувен — заводской пилот Порше, атлет Red Bull, участвующий в чемпионате Porsche Cup.
Из симрейсеров это Руди ван Бюрен, Максимилиан Бенеке, Боно Хуис, который выиграл виртуальный чемпионат формулы Е (Formula E Visa Vegas eRace) и соревнующийся в iRacing GTE World Championship and F1 Esports, и много других.
Еще в качестве примеров известных крупных команд я бы назвал Red Bull Racing Esports Team, Williams Esports, VRS Coanda Simsport, Triple A esports, Burst esports. Как понятно из названий, первые две представляют направление симрейсинга известных гоночных коллективов.
Кто из реальных гонщиков прославился в симрейсинге?
На самом деле таких пилотов намного больше, чем мы думаем, и связано это не только с чьим-то хобби, но в большей степени с необходимостью тренировок за рулем симуляторов.
Несмотря на то, что симрейсинг в общем понимании больше связан в молодым поколением, есть и некоторые уже заслуженные пилоты, так или иначе принимающие участие в кибергонках.
Для многих стало сюрпризом участие в виртуальном Гран-при Бахрейна Формулы 1 Джонни Херберта — тем не менее он уже много лет связан с симрейсингом, Nissan GT Academy и различными виртуальными турнирами.
А недавно прогремела еще одна довольно неожиданная новость: Хуан Пабло Монтойя выиграл киберспортивный турнир Miami’s Fastest Gamer. Интересно, что там сражались как реальные гонщики, например, молодые Пьетро и Энцо Фиттипальди, сын Рубенса Баррикелло Эдуардо, так и весьма именитые симрейсеры вроде Руди ван Бюрена из команды Team Redline. Но 44-летний Хуан-Пабло за рулем Lamborghini Huracan GT3 на трассе Red Bull Ring обыграл всех.
Вообще в США симрейсинг довольно распространен, кибер-чемпионаты популярны, а пилоты NASCAR, например, часто выходят и на виртуальные трассы. Джефф Гордон, Брэд Кеселовски, Джоуи Логано, Кайл Буш, Денни Хэмлин — завсегдатаи гонок NASCAR на платформе iRacing. В виртуальном «Индикаре» выступают Джозеф Ньюгарден, Симон Пажено, Уилл Пауэр, Себастьян Бурде, Тони Канаан.
В Европе, особенно в Формуле 1, с этим чуть сложнее, по крайней мере некоторые пилоты вроде Ромэна Грожана признались, что никогда не участвовали в виртуальных гонках. Нико Хюлькенберг и Дженсон Баттон садятся за кибер-руль, но пока еще не «набили» достаточно опыта. А вот Макс Ферстаппен и Ландо Норрис в симрейсинге известны ничуть не меньше, чем в реальных соревнованиях.
Денис Грабовский рассказал, что он хорошо знаком с Максом Ферстаппеном, т. к. выступает вместе с ним в одной команде — Team Red Line.
— Мы постоянно общаемся в командном чате, переписываемся, вместе работаем над настройками машин, — сказал Денис. — В реале мы с ним пока не встречались, хотя были запланированы совместные события. Мы вместе готовились к различным соревнованиям, в том числе и к Porsche E Sports Supercup, но у меня не получилось попасть в этот Кубок, а он смог. Он очень талантлив и быстро адаптируется ко всему.
С Ландо Норрисом мы сталкивались гораздо меньше, но и с ним была возможность пообщаться и составить какое-то мнение, хотя и не настолько четкое, как относительно Макса. Он совсем не так много проводит времени в командном чате, как Макс. Но тоже могу сказать, что очень талантливый человек. Они оба очень юморные, любят повеселиться.
В младших формульных сериях и кузовных чемпионатах пилотов, увлекающихся симрейсингом, намного больше. Ник Катсбург, Гуань Ю Чжоу, Мигель Молина, Феликс Розенквист, Крис Энгельхард, Алекс Банкомб и многие другие чувствуют себя на симуляторе не хуже, чем за рулем реального автомобиля.
Что нужно для победы в сетевой игре, помимо навыков?
— Здесь все как в настоящем автоспорте. Надежное и безотказное оборудование — уже залог успеха. Далее идут высокоточные решения от производителей игровых девайсов и мониторов. Ведь только с помощью руля и картинки перед глазами ты сможешь ощутить всю физику игры и поведения автомобиля. Это касается любого симулятора. Интернет также должен быть стабильный и высокоскоростной. Я бы сказал, стабильность больше в приоритете. Даже самый маленький лаг во время гонки способен ее закончить, это можно сравнить с отключением монитора на одну секунду в повороте. Кроме того, ты можешь навредить другим участникам заезда. Но даже все вышеперечисленное не даст 100% гарантии победы, поскольку все-таки именно навыки, стабильность и частые тренировки пилота в первую очередь приводят на призовые места. Хорошее оборудование только помогает в достижении этих результатов. Так что лучше запастись спокойствием, временем на подготовку, изучить трассу и грамотно бороться с соперниками.
— Платформа iRacing для участия в их гонках требует от пилота наличия специальной лицензии. Сделано это для того, чтобы каждый зашедший игрок развивался планомерно, был безопасен на трассе и понимал логику происходящего. В конце концов, iRacing это в большей степени чемпионаты для профессиональных пилотов, поэтому некий отбор не помешает. Ну а нужный уровень лицензии при желании можно получить в среднем за неделю — без вложений и бюрократии.
— В итоге все зависит от оборудования. Обычно люди начинают с руля и педалей, которые подключают к компьютеру. Затем задумываются о гоночном кресле и других атрибутах. Есть подвижные и неподвижные системы, причем некоторые подвижные дома поставить почти невозможно: столько места они занимают. А разброс цен может быть от 1000 долларов до 150 000.
Руль — главный инструмент. От обратной связи, которую ты с него получаешь, во многом зависит результат в игре. Так что оборудование — это то, от чего зависит результат, и здесь может быть иногда «зарыто» свыше секунды. Еще важны тренировки. Профессиональные симрейсеры проводят за рулем по шесть-семь часов в день, участвуют в различных чемпионатах, готовятся заранее, настраивая оборудование под требования конкретной трассы.
Если играешь на результат, то важно, чтобы соединение происходило не через вайфай, а через шнур, так как в целом задержка сигнала через вайфай может составлять 0,2–0,3 секунды.
Я бы посоветовал скачать систему телеметрии Motec, которая используется в реальных автомобилях. Она сможет забирать из игры все те данные, которые получаешь в гонке, потому что физическая модель там подразумевает правильную работу деталей — подвески, коробки, резины, мотора, переключений и пр. А с их помощью можно будет правильно настраивать машину.
Какие настройки возможно установить в игре?
— Весь пресет настроек создает организатор. Например, все настройки для автомобилей могут быть одинаковы. Мы имеем возможность выбора шин, а скорость автомобилей не отличается, как, например, в реальной Ф1 Williams отличается от Mercedes. Отличаются только ливреи. Это уравнивает шансы и делает гонку более справедливой. А можно для каждого автомобиля открыть более детальные настройки по прижимной силе, сход-развалу, передаточным числам коробки и пр. Все зависит от задач того или иного чемпионата.
— Судейство также может осуществляться разными способами. Можно выставить автоматические штрафы, например: срезал трассу — автоматический штраф ограничивает твою скорость на несколько секунд; допустил столкновение, выехал четырьмя колесами за пределы трека — тоже ограничение скорости, либо плюс пять секунд на финише. Но можно установить ручной режим управления, и тогда приглашенные судьи будут рассматривать инциденты и выносить штрафы.
Что популярно в России?
— В России симрейсинг менее развит, чем в Европе, но и у нас проводится сейчас много чемпионатов в различных дисциплинах, например, Forza Motorsport — красивая игрушка без всякой физики, need for speed нашего времени. Есть еще такой ресурс, как OSRW, где свои официальные соревнования проводят в том числе и Porsche. Наши пилоты тоже начинают гонять в кибергонках, с каждым годом аудитория растет.
В России чаще всего используют RaceRoom и Assetto Corsa. У RacerRoom мне не нравится платформа, т. к. на одних автомобилях там все сделано очень неплохо и похоже на правду, а на других физика настолько кардинально отличается от реальности, что даже удивительно. На мой взгляд, там многое нелогично и неправильно работает. Так что я вообще не рассматриваю их как профессиональный симулятор, хотя и там есть удачные варианты физических моделей конкретных автомобилей.