что такое ревизские сказки и зачем их составляли в россии
Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.
Что такое ревизская сказка
Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.
Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.
В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».
В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.
Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»
«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».
Что такое ревизская сказка?
Некоторые понятия имеют разные толкования. Чаще всего это связано с историей. Она влияет и на смысл выражений, и на их дальнейшее понимание. Речь пойдет о ревизских сказках, об их историческом прошлом, какое отношение к ним имеет Николай Васильевич Гоголь, и что с ними сделал Театр на Таганке?
Контроль
Ревизская сказка – это документ, в котором отражались результаты проведенной проверки податного населения. Проводилась она несколько лет. В общей сложности было проведено 10 ревизий с 1718 по 1856-й. Цель такого контроля была в том, чтобы осуществлять подушное налогообложение населения.
Ревизская сказка имела вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносили поименно жителей Российской Империи. В нем указывалось имя, отчество и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье.
Уточнения
Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки».
Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа уже умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевного налога, а также происходили те самые злоупотребления, о которых и говорил Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».
Исторические события
Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка продлилась до 1724 года. Её проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая «перепись» учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины не учитывались при проверке.
Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. Кроме того, попытались даже установить правило, которое требовало проводить ревизии раз в 15 лет. Уже в 1761 году прошла третья проверка, которая разнилась тем, что провели её без участия офицеров. Списки подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.
Четвертая ревизская сказка была записана в 1781 году, результаты стали принимать городничие, суды и казенные палаты. 5-ю ревизию провели в 1794 году, и она ничем не отличалась от предыдущей. А вот 6-ю пришлось прервать из-за угрозы военного конфликта с Францией. Поэтому в 1815 году была проведена уже 7-я ревизия.
Восьмая и девятая ревизии проводились по специальному утвержденному государством Манифесту, который был установлен в 1833 году. В список входили мужчины, на обратной стороне указывались женщины. Проводить сборы стали помещики и комиссии. Проверять их работы стали чиновники, которым нужно было контролировать метрические книги и находить все «утаенные и прописанные» души.
Последняя ревизская сказка была проведена с 1857 по 1859 года. По её результатам было найдено более 11 миллионов душ мужского пола. Часть крепостных людей составила почти 35% от всего населения Империи.
Хранение
Мало кто знает, но именно благодаря этим документам можно проводить генеалогическое исследование. Результаты проверок находятся в Российском государственном архиве древних актов, а также в других архивах субъектов федерации. Здесь можно найти ревизские сказки уезда Тверской провинции или Волынской губернии. Фрагменты этих проверок есть даже в электронной форме. Таким образом, можно проследить изменение формы актов.
В интернете также можно найти ревизские сказки губернии, в которой, по вашему мнению, могли проживать потомки. К примеру, есть целый архив Пермского края, в котором указаны года проведения ревизий, уезды, села и даже заводы.
Если в интернете сложно найти информацию, можно обратиться к архивам города, но как показывает практика, далеко не везде сохранились ревизские сказки. Многие были утрачены во время войны.
Писательские труды
Часто именно с литературой связывают понятие «ревизская сказка». Гоголь Николай Васильевич в свое время написал поэму «Мертвые души», и именно исторический документ о переписи населения вдохновил его на это произведение. «Мертвые души» как раз и относятся к ревизским сказкам. Как уже говорилось ранее, из-за уточнений, которые фиксировались лишь в последующий год, некоторые умершие могли считаться живыми. Поэтому манипуляции с отсутствующей «ревизской душой» встречались часто и были вполне законными. Именно на этом и основывается сюжет гоголевского произведения – афера Чичикова.
Другие варианты
Конечно, первый вариант связи «Мертвых душ» с ревизскими сказками более вероятен. Но исследователи предполагают также еще одну теорию. Часто утверждают о мистических наклонностях Гоголя, а поэтому не удивительно, что возможно «Мертвые души» пошли от поэмы Данте «Божественная комедия». Считается что персонажи поэмы – это души, которые сам писатель встретил в «аду» своей современности.
Театральный смысл
Исторические события привели к тому, что Гоголь написал свою поэму «Мертвые души». Но он был не единственный, кто в своем творчестве упомянул этот «журнал». В 70-х годах было поставлено представление, которое так и называлось – «Ревизская сказка». Шнитке Альфред создал музыкальное произведение к этому театральному действию – «Гоголь-сюита».
Представление было поставлено в Театре на Таганке. Возглавлял все это действо талантливый режиссер-постановщик Юрий Любимов. Цель спектакля имела задачу донести до посетителя внутренний мир Гоголя, показать его душу. Кроме того, режиссер хотел не просто рассказать и напомнить о писателе, но и указать на главный мотив судьбы Гоголя.
Музыкальное сопровождение
Как уже говорилось, автором главной темы спектакля стал Альфред Шнитке, который и написал музыку для постановки, которая называлась «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» переполнена музыкой и все потому, что Гоголь был очень близок к ней. Он любил её, знал нотную грамоту. Поэтому не случайно его произведения были прославлены благодаря опере.
Шнитке же сумел передать с помощью музыки то настроение и тему. «Гоголь-сюита» является неотъемлемой частью спектакля, она не просто сопровождает все действия, которые происходят на сцене, а также играет важную роль, создает особое пространство и время.
Музыкальное произведение, как и спектакль в общем, состоит из нескольких частей. Каждая имеет особое название, по которому можно догадаться, что сейчас будет происходить на сцене. Например, начинается постановка с «Увертюры», далее действо переходит в «Детство «Чичикова». После упоминаются повести «Портрет» и «Шинель». Следом пятая часть сюиты «Фердинанд VIII» и еще три части: «Чиновники», «Бал» и «Завещание».
Значение
Ревизские сказки были значимы для всего населения и истории в целом. Но, как и любое государственное явление, имели свои неточности и огрехи. Поэтому были позже описаны в литературе. Наиболее ярко о них рассказал Николай Васильевич Гоголь. Конечно, после него были и другие произведения, но «Мертвые души» можно считать наиболее ярким и точным отображением событий того времени.
Театр на Таганке поставил спектакль «Ревизская сказка», но по смыслу рассказывал о Гоголе. Именно поэтому главным действующим персонажем является писатель. Сейчас эта постановка выведена из репертуара.
Ревизские сказки
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Производилась фиксация наличия или отсутствия лица на момент текущего учёта, причём в случае отсутствия фиксировалась причина (умер, в бегах, отселён, в солдатах и т. п.). Все уточнения ревизских сказок относились к последующему году, поэтому каждая «ревизская душа» считалась наличной до следующей ревизии даже в случае смерти человека, что позволяло государству с одной стороны повышать собираемость подушевого налога, а с другой создавало условия для злоупотреблений (этот факт получил отражение в произведении Н. В. Гоголя «Мёртвые души»).
Сегодня материалы ревизских сказок являются одним из источников в генеалогических исследованиях.
Всего было произведено 10 ревизий. Из них 3 (это 1719, 1743, 1811) включали только мужчин.:
1-я ревизия проводилась в 1718—1719 гг. при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года. Для производства ревизии были назначены особые переписчики, находившиеся под непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Проводилась ревизия под руководством воинской и ревизион-коллегии. В ходе ревизии, законченной в основном к 1724 году, было учтено 5,4 млн «душ» мужского пола. Подушная перепись закрепила «гулящих людей» за помещиками, на землях которых она их застала, что увеличило количество крепостного населения.
2-я ревизия — в 1743—1747 гг. (подача дополнительных сказок продолжалась до 1756 г.). Инструкцией, дополнявшей правила, устанавливалось производство ревизий через каждые 15 лет.
3-я — в 1761—1767 гг. и отличалась от первых двух тем, что производилась без посылки офицеров, подача сказок было сосредоточена в губернских, провинциальных и воеводских канцеляриях.
4-я — в 1781—1787 гг. производилась под заведованием сената, прием сказок был возложен на городничих, нижние земские суды и казенные палаты.
5-я — в 1794—1808 гг. производилась на основании правил 4-й ревизии.
6-я назначена на май 1811 г., но прервана в связи с угрозой войны с Францией.
7-я — была проведена в 1815—1825 гг.
Во время производства 6-й и 7-й ревизий действовали так называемые ревизские комиссии из уездного предводителя дворянства и чиновников, проверявших сказки на сельских сходах.
8-я — была в 1833—1835 г. по Манифесту «О производстве по всей Империи новой народной переписи» от 16 июня 1833 г. Устав 1833 г. перечисляет более точно тех лиц, которые не подлежат переписи и в 11 главах систематически излагает правила её производства и проверки собранного материал. Система ревизских сказок удержана целиком как в этом уставе, так и в этом уставе о 10 ревизии. В ревизские сказки вносились сведения в порядке номеров семей, по данной и по предшествующей ревизии. На одной стороне листа бумаги вносился поименный список лиц мужского пола каждой семьи с отметкой о возрасте и с обозначением, сколько таких лиц было в семье во время предшествующей ревизии; сколько лиц выбыло, сколько состоит налицо. На другой стороне листа вписывались лица женского пола с отметкой о возрасте. Участниками сбора данных последних ревизий были помещики, особые ревизские комиссии и казенные палаты. Окончательная проверка сказок производилась специально посылавшимися в уезды чиновниками, в обязанности которых входил не только просмотр метрических книг, но и розыск всех «утаенных и прописных».
9-я была назначена на 1850 г.
10-я — последняя ревизия, проводилась в 1857—1859 гг. по «Уставу о производстве 10 народной переписи» от 3 июня 1857 г. Эта ревизия впервые учитывала население всей России, с Польшей и Финляндией. По данной ревизии было учтено 11244913 душ мужского пола, а всего крепостных людей 23069621 человек, что составило 34,39 % по отношению к общему числу жителей Российской Империи по состоянию на 1 января 1859 г.
Один экземпляр «ревизских сказок» был передан в уездное казначейство. Другой же экземпляр был передан непосредственно в казенную палату.
Первые три ревизии хранятся в РГАДА, остальные — в архивах субъектов федерации.
Форма внесения сведений со временем изменялась. Ниже представлены варианты форм ревизий, проведенных в 1763, 1795 и 1857 годах.
Как читать ревизскую сказку
Ревизскую сказку можно по праву считать одним из важнейших источников генеалогической информации за 17 – 19 века.
С 1719 года по 1858 год было проведено 10 ревизий, большинство из которых включали в себя жителей обоих полов, с указанием возраста и ФИО.
Как читать ревизскую сказку и найти нужные сведения о предках?
1. Почерк в ревизской сказке
Прежде всего не пугайтесь витиеватого почерка переписчика. Да, у некоторых буквы «в, н, к» могут быть написаны одинаково, а цифру 1 и вовсе писать, как букву «п». Но буквально 5 минут пристального чтения помогут глазу привыкнуть, а мозгу перестроиться на «новый язык».
В любом случае, вы всегда можете обратиться за помощью к единомышленникам: спросить у меня в комментариях к статье или написать на форуме ВГД. Вам обязательно ответят и помогут разобрать непонятные слова в ревизской сказке.
Проверьте себя попробуйте отыскать моего предка в тексте. Ревизская сказка 1722 года. В ней указан мой предок Плюснин Сергей в деревне Евдоима Потапова, Хляновского уезда, Вятской губернии. Источник РГАДА 350-2-3836
2. Определитесь с местом жительства предков на 1858 год
Достоверное исследование рода возможно только от сына (дочери) к отцу. Поэтому прежде всего нужно установить самого старого предка, родившегося не позднее 1856 — 1857 года. В этом случае он стопроцентно попадет в нужную (десятую) ревизию.
Помещичьи крестьяне могли не иметь собственных фамилий, несмотря на указ государя. Часто помещик сам давал фамилии. Определить к какому помещику относилась та или иная деревня можно по справочникам (например, в таких).
3. Почему нужно изучать последовательно ревизские сказки
Часто бывает, что первый успех в поисках предков окрыляет. И хочется из 1858 года шагнуть сразу в 1764 год. Особенно, если вы обнаружили самого старого предка, который родился примерно в это время.
Так можно сделать, но стоит проверить себя, чтобы не попасть впросак.
Пример из ревизской сказки
Климонт Кондратович Аксенов жил в городе Екатеринбурге, о чем есть запись в ревизской сказке 1858 года. В ревизской сказке 1811 года есть Кондрат Аксенов.
Кажется, что родословная готова.
Но в ревизской сказке 1834 года сказано, что «в 1817 году Аксенов Кондрат вместе со своим семейством переведен на Миасский завод». При этом сын Климонт у него так и не родился.
А в 1819 году из Ирбиткого волостного управления в Екатеринбург переведена семья Кондрата Аксенова, у которого есть сын Климонт. Это и оказалась семья предков.
В истории выше имена довольно редкие, семей с такой фамилией в ревизскую сказку было включено немного. А представьте какая может возникнуть путаница, если будет сразу несколько Иванов Ивановичей Петровых?
4. Возраст предков по данным из ревизской сказки
Возраст каждого человека в ревизской сказке указан довольно точно, порой даже до месяца. А у некоторых детей, родившихся между ревизия даже точная дата рождения.
Благодаря этому, найти по метрическим книгам точную дату рождения каждого из предков не представляет сложностей.
5. Номер двора в ревизской сказке
Часто для собственного удобства составители ревизских сказок указывали номер двора согласно прежней и нынешней ревизии. Это позволяло проверить все ли жители селения переписаны и помогало в промежуточных проверках.
Эти сведения помогут оперативно найти нужную семью в более ранней ревизской сказке.
6. Если предки – переселенцы
Знать место проживания очень важно, поскольку крестьяне часто переселялись/переводились (между помещичьими владениями, на заводы, по собственному желанию).
Если ваши предки меняли место жительства между ревизиями, то они будут записаны дважды. Первая запись внесена в ревизскую сказку по прежнему месту проживания. Там будет сделана отметка, что семья переведена, указан год и место, в которое переселились. Возраст будет указан по предыдущей переписи. Часто указывали только главу семьи и его возраст.
Вторая запись – непосредственно в книгах по новому адресу. Будет перечислена вся семья, год переселения, а также возраст на момент составления нынешней ревизской сказки.
7. Что можно узнать о женщинах из ревизских сказок
Женщины включались почти в каждую ревизскую сказку (за исключением 1719, 1744 и 1811 годов). В 1763, 1782 и 1795 годах для каждой женщины указывалась ее девичья фамилия и место рождения.
Часто можно встретить указание «старинная того села» или «крепостная господина моего». Данный факт указывает на принадлежность женщины к этому населенному пункту. Поэтому можно поискать там же ее родню: родителей, братьев или дядей.
Даже без указания девичьей фамилии часто можно построить предположение об отце, опираясь только на отчество. Проверить себя можно по метрической книге за нужный год (вычислить год рождения из ревизской сказки очень легко).
Другие предки по женской линии
Некоторым потомкам везет и у их прапрадеда указывается практически вся родня по женской линии: бабка и мать. А в некоторых ситуациях теща приходила в дом зятя со своими другими детьми. В любом случае, для каждого жителя одного двора указывается его родственное отношение к хозяину.
Сложность заключается в том, что в большинстве ревизий без метрической книги установить куда отданы в замужество дочери и откуда родом супруга нельзя. Часто у женщины указано только имя.
8. Соседи и родня по ревизской сказке
Изучать ревизскую сказку конкретного населенного пункта стоит комплексно. Часто соседи оказывались дальней или близкой родней.
А уж однофамильцев точно стоит сразу выписывать, поскольку высока вероятность, что они точно будут двоюродными или троюродными родственниками.
Продвигаясь в глубь веков по ревизским сказкам вы скорее всего найдете общих предков для каждой семьи однофамильцев.
Помните, что в соседних деревнях и починках тоже могут проживать родственники. Поэтому просматривать лучше всю ревизскую сказку по волости, а в идеале, по уезду. В этом случае ваше генеалогическое древо будет максимально полным и ветвистым.
9. Ошибки в ревизских сказках
Необходимо сравнивать ревизские сказки между собой. Имена могут быть написаны с ошибкой. Иногда возраст может быть указан ошибочно, но исправлен в другой ревизии.
Однако это частные случаи. В большинстве случаев ревизскую сказку можно считать достоверным документом для составления родословной. Проверить точность данных в ней помогут исповедные росписи и метрические книги.
10. Нюансы поисков предков по ревизским сказкам
В каждом деле есть тонкости и случайности. Например, одна и та же семья, принадлежавшая помещику N, числилась по ревизским сказкам разных лет в разных деревнях, хотя фактически проживала в одном месте. Об этом свидетельствуют исповедные росписи и метрические книги за нужные года.
Почему так случилось? Возможно, помещик передал соседу эту семью фиктивно, только по документам и только на одну ревизию. Может быть хотел меньше налогов заплатить, а может еще какие-то причины были.
История каждой семьи уникальна и полна нюансов. Рекомендации, приведенные выше являются общими. Они помогут начинающему генеалогу разобраться с тонкостями работы с документом «ревизская сказка».
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Ревизские сказки и дозорные книги Российской империи
Необходимость ведения качественного учета населения возникла очень давно и была обусловлена требованием правильно взимать оброк с податных слоев населения. Для этой цели проводилась перепись всего населения, а по итогу составлялись ревизские сказки.
В 16 — 17 веках в Российском государстве проводились, так называемые, «дозоры». По результатам подворного опроса составлялись переписные дозорные книги.
В этих дозорных книгах записывались только мужчины. Для мальчиков указывались имена и возраст, у мужчин – женат или нет.
Дозорные книги
Дозорные книги охватывают следующие периоды: 1615, 1623-1624, 1646 (о вновь поставленных дворах), 1671 (о выбывших), 1678, 1709-1710.
В некоторых районах перепись проводилась по «старым порядкам», поэтому дважды описаны одни и те же территории с небольшими отличиями.
В переписи населения 1710 года:
Перепись оцифрована и легко ищется в интернете.
Дозорная книга 1709 года отличается от дозорной книги 1710 года: подробностями о строениях, званиях старых полков солдат, женщины в ней не указаны.
Ревизии
С переходом с подворного на подушное налогообложение было принято решение о проведении регулярной переписи населения с целью уточнения сведений.
Всего в Российской империи было проведено 10 ревизий.
Такой большой разброс по годам объясняется тем, что в ряде территорий ревизии составляли долго, порой 3-4 года. Затем всё подсчитывали, сводили в итоговые ведомости, сдавали в губернские или уездные канцелярии.
В промежутках ревизские сказки уточняли. Поэтому часто можно встретить, запись о человеке «приписанного из утаенных в прошлую ревизию».
То же касается и умерших, и отданных в рекруты между ревизиями. Их считали наличными, требовалось платить налоги. После новой ревизии вносили изменения, и налог за отсутствующих не взимался. (Об этом как раз в и повествует Гоголь в своем произведении «Мертвые души»)
Сведения из ревизской сказки
О мужчинах
В ревизской сказке обязательно указывались:
Ревизские сказки интересны исследователю родословной тем, что на с их помощью легко просмотреть всю историю семьи за 150 лет.
О женщинах
Женщин записывали в ревизские сказки, за исключением 1, 2 и 6 ревизий. Девичья фамилия и место рождения указаны в ревизских сказках 1763 г. и 1795 г.
Про кого писали ревизские сказки
Были слои населения, освобожденные от уплаты налогов. Поэтому в ревизские сказки не попали:
В деревнях податным населением являлись крестьяне (черносошные, монастырские, удельные, архиерейские, ясачные, приписные заводов). (Читать подробнее о категориях крестьян)
В городах: однодворцы, ремесленники, мещане, рабочие, посадские, сельские обыватели, купцы и т. д.
Составляли сказки в деревне со слов старосты, в городах назначали кого-то из городского управления.
Помещичьих крестьян переписывали управляющие. В первую ревизию «гулящие люди» были приписаны к тем помещикам, на чьей территории их застала перепись. Это увеличило количество помещичьих крестьян.
Отдельные ревизские сказки
Солдат и солдатских детей (кантонистов), крестьян, содержащих ландмилицию, священнослужителей и их семьи писали отдельными ревизскими сказками.
Крестьяне разделялись на оброчных и тяглых.
Могли быть отдельные сказки по архиерейским, монастырским крестьянам, бобылям, прочим разночинцам и однодворцам.
Позднее появились сказки о мещанах и приписанных в мещане.
Заводские крестьяне, мастеровые и непременные работники заводов писались в отдельные ревизские сказки. Для них указывалась информация в каком году и откуда переведен на завод.
Где искать ревизские сказки
Архивы
Первые три ревизии и дозорные книги хранятся в РГАДА (Российский государственный архив древних актов).
Все последующие ревизские сказки находятся на хранении в региональных архивах, многие оцифрованы и доступны через интернет или в электронном виде в читальном зале архива.
Начинаются поиски с 10 ревизии, для этого необходимо знать место жительства ваших предков в 1858 году. (Определить приход помогут клировые ведомости)
После изучения 10 ревизии можно будет двигаться вглубь веков.
Библиотека
В библиотеках тоже есть оцифрованные источники генеалогической информации.
В Президентской библиотеке https://www.prlib.ru можно найти ревизские сказки, списки населения, купчие помещиков и многое другое. Ознакомится с делами можно без регистрации.
Музей
Поскольку документы учета населения велись в нескольких экземплярах, то некоторые из них попали в музей. Например, на сайте Кировского краеведческого музея находятся метрические книги.
В других региональных и городских музеях могут быть фрагменты или копии ревизских сказок отдельных уездов или населенных пунктов.
Ревизские сказки не сохранились
Так бывает, что ревизские сказки не сохранились за определенный год, а без них восполнить пробел не удается. В этом случае могут помочь другие важные для родословной генеалогические документы Исповедные росписи и Метрические книги (о них можно прочитать в моих статьях).
Вам будут интересны и другие мои статьи по генеалогии: