что такое ретрит в буддизме
Что такое ретрит в буддизме и какие они бывают?
Снова приветствуем вас, любознательные читатели.
Сегодня вы узнаете, что такое ретрит в буддизме. Это слово имеет множество переводов с английского, из которых в данном контексте нам интересны будут «отшельничество, затворничество, уединение, удаление от общества».
Для чего это нужно
С какой целью буддисты прибегают к этому методу? Повседневная жизнь настолько переполнена суетой, что мы порой не успеваем осознать, что на самом деле она очень скоротечна. В таких условиях совершенно невозможно уделить себе время, остановиться и задуматься над тем, кто мы и для чего пришли в этот мир? Мы не можем осознать природу нашего ума, встретиться с самим собой.
Поэтому адепты буддизма, да и не только этой религии, стремятся уйти в уединённое место на какое-то время, чтобы посвятить себя духовной практике. Такие оазисы тишины бывают в горах, у рек, за городом. Можно этим заниматься и дома.
В наше время существуют специальные ретритные центры, к ним относятся и монастыри. Например, «Сад Дао», расположенный в Тайланде, окружён великолепными садами площадью в сорок гектаров, где можно предаться выбранной практике – йоге, медитации, выполнению системы дыхательных упражнений. Его шестнадцать домов и два кондоминиума могут укрыть от шумного мира около двухсот гостей.
Пребывая в саду, можно заняться и цигун – специальной системой медитативных упражнений, которую составили почти пять тысяч лет назад даосские монахи. Она помогает управлять энергией внутри тела и эффективно его укрепляет, как и дух человека.
Випассана, древняя индийская практика, способствующая тому, чтобы увидеть вещи в истинном свете, поможет очистить сознание в процессе наблюдения за самим собой.
Длительность медитации может исчисляться днями, неделями, месяцами и даже годами. Существует мнение, что для того, чтобы стать ламой, нужно медитировать три года непрерывно. Ну а основал ретритную традицию, как известно, Будда — Гаутама Шакьямуни.
Большинство исследователей буддизма считают, что его основатель — реально существовавший человек, который родился в богатой семье главы племени шакьев в северо-восточной Индии.
Наслаждаясь беззаботной жизнью, купаясь в роскоши и не зная ни в чём нужды, этот молодой человек, по имени Сиддхартха Гаутама, однажды ощутил острую необходимость пообщаться с мудрецами, чтобы узнать, как избавиться от страданий и череды перевоплощений в жизни.
Он оставил родной дом и странствовал семь лет, чтобы найти ответ на волнующий его вопрос. В один день, когда молодой человек медитировал под деревом, на него снизошло озарение.
Просветлённый, Будда осмысливал полученный ответ несколько дней, а затем вернулся к людям и проповедовал около сорока лет.
Таким образом, мы можем считать, что это и было первым ретритом, проведённым Буддой интуитивно. В то время его последователи проводили жизнь, скитаясь и странствуя. Гаутамой был закреплён обычай Вассы (с санскрита «дождь»), трёхмесячного ретрита, который предполагал, что монахи в течение периода дождей длиной в три месяца, с июля до октября, каждый год будут вести оседлый образ жизни, занимаясь медитационной практикой.
Такой шаг был предпринят в соответствии с буддийским принципом непричинения вреда ближнему, в данном случае – жителям окрестных общин, так как монахи, обходя затопленные дороги по полям, вытаптывали бы им пшеницу.
Это и послужило толчком для образования монастырей. Интересно, что срок, проведённый здесь монахами с того момента, как они получили посвящение, исчислялся в вассах.
Какими бывают ретриты
Рассмотрим виды уединения, а также как себя вести во время осознания своего предназначения. Различают довольно много аспектов ухода от мирской суеты:
* внешний, внутренний и тайный;
* индивидуальный и групповой;
* открытый и закрытый;
* в полном молчании и в живом общении;
* в постоянной медитации и в праздничной атмосфере;
* в уединённых уголках природы и в полном мраке помещения (тёмный ретрит).
Тулку (форма проявления Будды в обычном мире) Ургьен Ринпоче пояснял, что слово «цам», соответствующее «затворничеству», в переводе с тибетского значит «граница». Соответственно, послушнику предписывалось отсекать себя определёнными границами от внешнего мира.
Внешние границы не позволяют посторонним присутствовать при осуществлении ретрита, а практикующему — покидать место проведения; внутренние предписывают полностью ограничить активность тела, речи и ума, то есть нужно ничего не делать, ни о чём не разговаривать и изгнать из головы все посторонние мысли; а тайные – не отвлекаться от внутреннего самопознания.
Главное во время этого действа – глубоко осознать непостоянство сансары, то есть бесконечной череды страданий и перерождений, своё временное пребывание в этой жизни в этом воплощении, и возможность в любую минуту умереть. И, в связи с этим, непроизвольно решиться навсегда отречься от привязанности к сансарным хлопотам, как к бессмысленным и бесполезным.
Индивидуальные удаления от общества позволяют максимально сосредоточиться на поставленной цели, но опытные учителя предостерегают слишком интровертированных людей от рассмотрения такого способа как возможности спрятаться от вызовов, которые им бросает жизнь.
Это ещё больше ослабит таких практикующих. Все нерешённые проблемы вернутся к ним «по возвращении», так как от кармы нелегко избавиться.
Коллективные затворничества, напротив, позволяют почувствовать общую связь и важность усилий каждого для достижения общей цели. Если делиться радостью познания и вдохновением с другими, то можно совместно создать положительную карму.
Уединения бывают открытыми, когда какие-то контакты с окружающими всё же осуществляются, но при этом очень нежелательно отвлекаться; и закрытыми, когда связь с миром полностью исключается.
Молчанию во время исполнения ретритов придаётся первостепенное значение, так как, перестав разговаривать, послушник отсекает главный источник отвлечения.
Но иногда общение необходимо, особенно во время групповых уединений, что помогает адептам поделиться впечатлениями от практик, ясно увидеть свои проблемы, проговаривая их, а затем и найти пути их решения.
Ретриты могут проходить в суровой строгости непрерывной медитации, но можно создать и торжественную, радостную атмосферу в процессе изготовления различными способами мандал, во время проведения разнообразных буддийских мастер-классов.
И, наконец, одним подходит слияние с первозданной природой во время отшельничества, а другие предпочтут практику в полностью затемнённом помещении, так называемый тёмный ретрит, чтоб ничто не могло их отвлечь от главного занятия.
Великие учителя буддизма считают, что достичь просветления за одну жизнь, не практикуя ретрит – невозможно.
Основы правильного проведения
Какую бы форму ухода от действительности не выбрал для себя послушник, некоторые общие правила всё же существуют:
1. Соблюдение намеченного расписания.
2. Правильное питание, преимущественно вегетарианское.
3. Помощь опытного наставника.
Известно, что восемь – это сакральное число в буддийской теоретической мысли. И не случайно, что регулярная практика ретрита избавит медитирующего от восьми мирских привязанностей: желания получить похвалу, прославиться, испытать сомнительные удовольствия, стремления к потребительству, опасения быть несчастным, поруганным, не добившимся славы, боязни испытать чувство потери.
Что такое ретрит?
Как можно понять истину вне слов,
Если болтать и рассуждать
не имея собственного опыта?
В этой статье мы поговорим на тему ретрита (затворничества).
Рассмотрим следующие темы:
Состояние счастья, радости, уравновешенности и полноценности не может проявиться, пока умом владеет привязанность или стремление достичь каких-то материальных благ. Сколько бы вы не следовали за желаниями, цепляющимися за эту жизнь, за мыслями о материальном или об удовольствиях – конца этому не будет. Желания будут возникать снова и снова. Работа на желания бесконечна. Приходится переживать постоянное беспокойство, депрессию и множество других проблем.
Материальные наслаждения мира людей и богов (другое название «сансарные» наслаждения) по своей природе являются страданиями. Человеческий ум заблуждается, считая их наслаждениями и настоящим счастьем.
Видео о ретрите, который проводит наш клуб йоги:
Записаться на ретрит можно на этой странице.
Более того, не осознавая всех разновидностей собственного страдания, мы не сможем понять страдания других живых существ и соответственно развить истинное сострадание. Для того, чтобы понять страдания других, прежде необходимо разобраться со своими собственными.
В нашем мире страдания разделяются на 3 вида: страдания боли (иногда его называют страдание страдания), страдания перемен и всепроникающее страдание.
Например, если сегодня мы испытываем меньше боли, чем вчера, мы говорим, что чувствуем себя хорошо, однако это вовсе не означает, что боль прошла полностью, просто её интенсивность уменьшилась.
Если сидеть слишком долго, мы почувствуем боль и усталость. Встав, после долгого сидения, мы ощущаем улучшение состояния (которое можем назвать удовольствие, особенно, если сидели несколько часов), но через некоторое время чувствуем усталость от нахождения в положении стоя. И тут важно попытаться понять очень важную деталь, которая дает понимание этого типа страдания: мы говорим, что чувствуем себя лучше, когда наша боль уменьшается, в действительности мы именуем «удовольствием» то, что на самом деле является страданием.
Как только мы встали, стояние начинает аккумулировать в нас неудобство от стояния. Хотя дискомфорт стояния появляется, как только мы встаём, поначалу он настолько слаб, что мы его попросту не замечаем. Однако, по мере того как мы продолжаем стоять, он становится всё сильнее и очевиднее. По прошествии некоторого времени, когда неудобство от стояния становится достаточно интенсивным, мы замечаем его. В этот момент оно становится страданием боли.
Люди часто радуются переменам, воспринимая такие жизненные ситуации как интересные и динамичные. Но с того момента, как человек пытается удержать приятные впечатления, его страдание запрограммировано. Ничто не может длиться вечно. Поэтому, учение Будды обращает внимание на то, каким болезненным может быть ожидание длительного счастья от изменчивых, преходящих вещей.
Всепроникающее страдание – это наша сансара — соединение наших тела и ума, находящееся под контролем кармы и тревожащих мыслей, и осквернённый или отравленный семенами этих омрачённых состояний ум. Поскольку семена тревожащих мыслей продолжают отравлять поток нашего сознания, как только мы встречаемся с привлекательным, отвратительным или нейтральным объектом, тревожащие мысли-омрачения рождаются в нашем уме и закладывают основу для появления следующего обусловленного тела. Если мы удалим семена омрачений из потока нашего сознания, в нашем уме перестанут возникать тревожащие мысли, а при их отсутствии ничто не подвигнет нас на совершение негативных действий. Прекратив неблагие деяния тела, речи и ума, мы прекратим закладывать в собственное сознание отпечатки, создающие нашу будущую сансару.
Размышления о страданиях, а тем более о четырех благородных истинах (одном из основных учений Будды Шакьямуни) зарождает уверенность, что со всем этим возможно справиться и помогает утвердиться на выбранном вами пути.
Повседневная жизнь полна отвлечений, предрассудков и иллюзий. Ретрит является уходом от пагубных мыслей путем оставления привязанностей.
Почему человек решает отправиться в затворничество, уходит от других людей, решает побыть в одиночестве – совершить ретрит? Может причина в том, что все это связано с желанием немного успокоиться или отдохнуть от бытовой жизни, окружения, семейных тяжб?
В первую очередь, это желание или даже потребность в развитии базовых человеческих качеств: любви и сострадания. Далее возможность на практике развить те учения, которые человек получает от наставника. Не менее важна возможность изоляции от суеты повседневной жизни. Именно в ретрите у нас появляется возможность находиться без отвлечений, и только тогда мы вынуждены столкнуться с самим собой, заглянуть внутрь себя.
Ретрит помогает увести наше сознание от иллюзии к реальности. Обнаружить наше естественное внутреннее состояние, нашу природу. Только осознав иллюзии, которыми захвачен наш ум, и научившись отличать истинное от ложного, возможно изменить нашу жизнь к лучшему.
Ретрит важен потому, что он уводит нас от неведения, неудовлетворенного ума, полного привязанностей и от себялюбивых мыслей, а это и есть самые главные силы, от власти которых мы должны освободиться.
Ретрит – это уход от недобродетельного, от причины страданий. С английского «ретрит» переводится как «уход, отступление, отказ, уединение, удаление».
В Тибете для обозначения понятия ретрита и затворничества используют слово «цам», оно переводится как «проведение границы».
Принимая решение пройти ретрит или уйти в ретрит, мы проводим определенную границу на внешнем и внутреннем уровне. Внешний аспект означает, что никому не разрешается пересекать территориальную границу и вторгаться в место ретрита. Особенно это касается социальных людей или тех, кто далек от практик самопознания и не испытывает к ним интереса. Тот, кто находится в затворничестве, также не может покидать территории ретрита. В зависимости от строгости ретрита допустимы встречи с Учителем или единомышленниками, для прояснения каких-либо вопросов или неясностей в области практики.
Граница на внутреннем уровне означает полное прекращение всех мирских активностей тела, речи и ума, то есть обыденных дел, бытовых разговоров и мирских мыслей. Будда Шакьямуни провел шесть лет в ретрите в районе Бодхгаи (в пещере, которую сейчас местные жители и паломники называют пещера Махакала).
Наша практика, как медитативная, так и повседневная, страдает от различных отвлечений. Даже если у вас есть определенные достижения в практике, вам необходимо провести много времени в ретрите для того, чтобы достичь стабильности в этих осознаниях.
Смысл затворничества состоит в устранении отвлечений и получении возможности целиком и полностью посвятить свои тело, речь и ум достижению определенной реализации или цели, которую практик ставит перед собой в начале ретрита.
Разговоры – это основная форма обмена информацией в этом мире. Прекратив разговаривать, вы устраняете главный источник отвлечения. Вот почему практика молчания используется в различных видах ретритах, как индивидуальных, так и коллективных.
В сансаре нет вечного счастья. Вы окажетесь вне страданий только тогда, когда достигните стабильности в осознании и обретете опыт понимания того, что цепляющиеся мысли производят сансару. Если вы, в самом деле, обретете это переживание, вам будет ясно видна бессмысленность всей сансары.
Люди проводят всю жизнь, чередуя пристрастия к приятным вещам с отвержением неприятных, присваивая что-то и избегая чего-то, пребывая в надеждах и опасениях. Понаблюдайте за собой, прислушайтесь к разговорам знакомых: какие темы в большей части обсуждаются? Что заботит и тревожит людей? Зачастую это одни и те же вопросы о неопределенности, неудовлетворенности, непредсказуемости, несправедливости каких-то внешних или внутренних обстоятельств. Люди, постоянно находятся в ожидании чего-то, что изменит их жизнь к лучшему. И вот тогда, они смогут быть спокойны и счастливы.
Есть интересная йогическая поговорка:
«Реалистично взгляни на настоящее, узрев его, ты полностью освободишься».
Важно прикладывать усилия к тому, чтобы сделать свой ум чистым, отпуская желания. Если во время ретрита вы не уделяете должное внимание этому, возникает нарушение равновесия внутреннего элемента ветра в человеке (в Тибете это называют «лунг»). В груди возникает напряжение, стеснение, боль. Начинается борьба: вы не получаете того, чего желает ваша привязанность, ваше тело находится в ретрите, в изоляции, будто в тюрьме. Вам становится очень трудно заниматься, вы не можете начитывать нужное количество мантр и теряете способность медитировать. У вас возникает гнев по отношению к тем, кто вас окружает, например, к тем, кто мешает вам сосредоточиться своими разговорами или шумом. Важно вовремя осознать, что корень проблемы в том, что вы не очистили ум от пагубных мыслей.
Если ваш ретрит предполагает чтение литературы – хорошо читать биографии йогинов и реализованных мастеров. Чтение таких текстов развивает преданность и способствует глубине практики.
Важно быть честным с самим собой, проверять свою мотивацию, намерения и действия. Если вы только рассуждаете о Дхарме и учении, думая о каких-то выгодах в этой или будущих жизнях, это будет малоэффективно. Дхарму в первую очередь нужно практиковать вам самим.
Во время интенсивных практик и особенно ретритов силой глубоких наставлений активизируется накопленная негативная карма. Поэтому могут возникать препятствия в практике. Например:
Нужно быть готовым воспринимать эти препятствия как определенный тест. Это тот самый рубеж, на котором вы либо выиграете, либо проиграете. Если вы справитесь с этими препятствиями, то они превратятся в ваши достижения. Если же вы попадете под их влияние, то они станут непреодолимой преградой для прогресса в вашей практике.
Есть мнение, что гораздо легче проходить испытания неблагоприятными обстоятельствами. Гораздо сложнее пройти тест приятными условиями. Тут есть опасность, что человек может вообразить себя великим высокореализованным практиком и увлечься различными пристрастиями. Важно понимать, что этот рубеж разделяет движение вверх и вниз. И развивать скромность и преданность, следить за своим умом.
Чтобы справиться с возникающими трудностями как во время ретрита, так и в регулярной практике в обычной жизни, важно научиться не бороться с ними, а использовать как путь и как благоприятные условия для практики добродетели. По вечерам, перед отходом ко сну, желательно выполнять небольшие сессии аналитических медитаций, в которых вы совершаете обзор всего дня и исследуете свою мотивацию в течение дня. Выполнять практику покаяния в отношении тех действий, которые не соответствовали Дхарме, нужно искренне признавать свои ошибки и порождать глубокое сожаление. Если вы совершили за день много благих деяний, важно зародить решимость делать то же и завтра. Обязательно следует посвящать заслуги в конце дня и всех практик.
Самый главный враг – это привязанность к своему Я. Если не избавиться от него, он создаст гораздо больше страданий и неприятностей, чем все остальные неприятели. Под воздействием этого эгоистического заблуждения и одержимости своими эмоциями человек постоянно совершает недобродетельные поступки.
У вас постоянно появляются мысли о еде, удовольствиях, славе и духовных свершениях даже во время практики, не так ли? Важно осознать, что эти и подобные мысли держат нас в сансаре. Не допустимо идти у них на поводу.
Как только вы осознаете насколько непереносима сансара, хаотичные мысли, вызванные привязанностью, станут меньше отвлекать вас. Беспокойство в уме уменьшится. Чем больше вы будете отказываться от омрачений и исполненной страданиями природы сансары, тем более удовлетворенным и спокойным будет становиться ум.
Преодолевайте омрачения каждый день. Каждый раз, когда вы побеждаете свои омрачения, пусть это происходит даже не так часто как хотелось бы – вы становитесь величайшим победителем.
Как гласит буддийская мудрость:
«Победи себя
И ты выиграешь тысячу битв».
В том, чтобы быть только ученым в Дхарме, нет никакой пользы.
Самое важное это полное разочарование в сансаре, развитие альтруистичного ума, устремленного к Пробуждению и совершенное воззрение. Вам следует обрести понимание путем слушания наставника. Затем размышлять над сутью того, что вы услышали и медитировать. Медитация – это средство преобразовать ваш ум в соответствии с тем, что вы услышали.
Как говорят буддийские Учителя: недостаточно знать Дхарму – вы должны подтвердить теорию практикой.
С глубокой преданностью Гуру, Буддам и Бодхисаттвам! На благо всех живых существ!
Р — ретрит: как уйти от суеты и перезагрузить сознание
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое ретрит и зачем он нужен
Ретрит (англ. retreat — «уединение», «удаление от общества») — это время, которое человек посвящает духовным практикам, чаще всего за городом или даже в другой стране.
Уединение и уход от общества практиковали на протяжении тысячелетий: так, ретриты — это неотъемлемая часть буддизма еще со времен Гаутамы Будды. У монахов этот период называется Васса и продолжается три месяца — с июля по октябрь. В христианских церквях, чаще протестантских и католических, ретриты символизируют сорокадневный пост Христа в пустыне.
В последние пять-десять лет ретриты набирают популярность у жителей мегаполисов, которые столкнулись с эмоциональным выгоранием от больших потоков информационного шума. Чтобы перезагрузить мозг, отдохнуть от городской суеты и посвятить время самопознанию и духовным практикам, многие уезжают вдаль от цивилизации — например, на Бали или в Индию. В России можно отправиться на ретрит в Крым, Карелию или просто в Подмосковье на природу. При этом сейчас религиозная составляющая ретрита практически исчезает.
Важно, что ретрит — это не отдых на пляже, а тяжелая работа над собой, которая требует подготовки. Чаще всего на время уединения люди отказываются от мяса, кофе и вредных привычек. Они не должны пользоваться гаджетами, поэтому все рабочие и бытовые задачи нужно решить заранее.
Ретрит может быть групповым и индивидуальным, проходить в полной тишине и даже в темноте — правда, к такому допускают только опытных практиков под руководством наставника. Самый популярный вид ретрита для начинающих — это йога-тур. Его участники выезжают на побережье, занимаются медитацией, учатся осознанности и полностью выходят из зоны комфорта. Такие практики помогают освободить сознание от привычных установок, справиться с выгоранием и поправить ментальное здоровье. Если вы новичок, лучше не обрывать связь с внешним миром больше, чем на десять дней — это оптимальный срок, за который сознание сможет перестроиться и при этом не успеет запустить защитные механизмы.