что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости

Ресурсная смета

что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Смотреть фото что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Смотреть картинку что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Картинка про что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Фото что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости

Ресурсный метод значительно более трудоемкий по сравнению с базисно-индексным методом. Однако большинство сметчиков и экспертов считают что он в свою очередь значительно точнее других методов.

Ресурсный метод составления смет

Ресурсный метод является одним из методов составления таких сметных форм, как локальный ресурсный сметный расчет, смета по форме №4 и т.п. Ресурсная смета отражает наиболее актуальные цены на момент составления сметной документации на любой объект, поэтому очевидно, что ресурсный метод — это необходимый и незаменимый инструмент в данном случае.

Ресурсный метод расчета смет имеет схожие принципы составления с остальными методами. К слову, помимо ресурсного метода определения стоимости существуют также базисно-индексный и ресурсно-индексный методы. О каждом из методов, в том числе и о ресурсном методе расчета, можно более подробно узнать из методического документа в строительстве МДС81-35.2004, а также из специализированной профессиональной литературы для сметчиков.

Смета ресурсным методом

Как отмечалось выше, ресурсный метод составления смет — это довольно частотный способ предоставления сметных форм. На рисунке 1 приведен пример сметы ресурсным методом. Как видно, приведенная смета составлена в формате Excel, однако, существует возможность предоставления такого типа документов и в других форматах, например, в Word.

что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Смотреть фото что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Смотреть картинку что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Картинка про что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Фото что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости

Рисунок 1. Пример сметы ресурсным методом

Кроме того, пример ресурсной сметы может быть предоставлен и в формате того программного комплекса, в котором была составлена форма. Это может быть как пример ресурсной сметы в «Гранд-смете», так и сметная документация, составленная в других программах.

Если снова обратиться к примеру ресурсной сметы, образец которой приведен на рисунке 1, то можно заметить, что все расценки в ней применены с использованием нормативной базы ГЭСН. Дело в том, что, как правило, ресурсные сметы составляются на основе государственных элементных сметных норм. Таким образом, если в обосновании расценок стоит указание какого-либо сборника ГЭСН, то это — ресурсная смета. Это является одним из основных отличий между методами составления сметной документации. В чем разница между ресурсным и базисным методами составления смет помимо сметных нормативных баз, можно уточнить в различных нормативных актах и документах данной тематики, и, безусловно, на практике. Однако следует отметить, что каждому из упомянутых методов свойственны как минусы, так и плюсы при определении сметной стоимости строительства. Поэтому определение метода должно быть обосновано несколькими факторами в целях выбора наиболее оптимального из них.

Иногда можно также встретить такое определение, как ресурсно-базисный метод. Однако такое объединение терминологии не совсем корректно, так как в основе и ресурсного, и базисного методов лежат различные базы и принципы определения сметной стоимости. Такое смешение понятий возможно в других областях, не касающихся составления смет. Например, ресурсно-технологическая модель предполагает расчет базисного расхода ресурсов. Однако даже в данном явлении приведенные термины являются смежными, но не идентичными.

О том, как составить смету ресурсным методом, существует также множество информационных источников, впрочем, как и примеров того, как считать ресурсную смету. В данной статье будут рассмотрены лишь основные принципы составления ресурсного сметного расчета в целях объяснения того, что такое ресурсный метод.

Основные особенности ресурсного метода определения сметной стоимости

В примере ресурсной сметы на рисунке 1 также можно увидеть, что каждая норма, приведенная в сметной форме, характеризуется подробным перечислением всех ресурсов, входящих в ее состав. В этом и заключается одна из особенностей ресурсных смет.

То есть ресурсный метод расчета смет — это, помимо всего прочего, еще и отражение всех необходимых ресурсов для строительства того или иного объекта. Кроме того, следует иметь в виду, что к ресурсам в данном случае относятся не только материалы, но и затраты на эксплуатацию машин, инструмента, различного вида механизмов. Помимо этого, в ресурсной смете обязательно и указание на такой элемент, как затраты труда рабочих и машинистов.

Таким образом, можно обратить внимание, что первая позиция в приведенной смете учитывает армирование покрытий сетками. Ресурсно-сметные нормы в данной позиции, прежде всего, приводят затраты труда рабочих. Помимо этого, в данной графе всегда указывается разряд рабочих, который необходим для производства данного вида строительных работ. В данном случае это — разряд 3,7.

Далее идет указание на затраты труда машинистов в ресурсной смете. Как правило, стоимость данного ресурса во многих примерах ресурсных смет на строительство объекта любого типа входит в состав стоимости работы машин. Однако вычленить стоимость данного ресурса отдельно также не составляет особого труда.

После этого в образце сметы ресурсным методом идет перечисление всех машин и инструментов, которые потребуются для производства работ по данной норме. Примечательно, что такие ресурсы, как трудозатраты рабочих и машин измеряются в человеко-часах и в машино-часах соответственно.

После затрат на зарплату и на эксплуатацию приводятся данные и о расходных материалах. При этом важно отметить, что основные материальные ресурсы, то есть те, которые необходимо установить или смонтировать, зачастую не входят в состав нормы из базы ГЭСН, и их стоимость должна быть учтена отдельной позицией в составе ресурсного сметного расчета.

Подобная структура свойственна и всем остальным нормам в приведенном примере ресурсной сметы. Помимо этого, по аналогичному алгоритму составляются сметы на различные виды работ: это может быть и пример ресурсной сметы на строительный контроль, и смета на монтажные работы, и смета на забивку свай и т.д.

Кроме того, нормы ГЭСН, как упоминалось выше, обозначают расход именно ресурсов для каждого из видов работ в сметной форме. В связи с этим стоимость всех ресурсов должна быть указана из специальных ценников.

Ценники сметных стоимостей для ресурсно-сметных норм выпускаются Минстроем на каждый квартал календарного года. Это позволяет наиболее полно отразить все экономические изменения в области строительства и строительных материалов, а также учесть такие показатели, как уровень инфляции, новые технологии в производстве и т.д.

Помимо этого, следует отметить, что ценники выпускаются для каждого субъекта Российской Федерации региональными органами власти, что позволяет актуализировать цены в еще большей степени. Это дает основание говорить, что ресурсная смета — это документ, отражающий наиболее точный уровень цен на момент составления документации данного типа.

ГЭСН для ресурсного метода определения стоимости

Так как на основании сборников из базы ГЭСН составляется большинство смет ресурсным методом, то следует более подробно остановиться и на данной теме. О государственных элементных сметных нормах можно более подробно узнать из текста методических указаний МДС81-35.2004, о которых уже было упоминание в данной статье. Если сократить информацию из указанного МДС, то можно сказать, что помимо того, что сборники ГЭСН учитывают нормы расхода того или иного ресурса в каждой расценке, они также и наряду с ФЕР составляют базу ценообразования в России.

Таким образом, существует несколько видов сборников ГЭСН, которые можно поделить на несколько частей. Если обратиться к рисунку 2, то можно увидеть, что первая из них — строительные сборники, на основании которых составляются ресурсные сметы на земляные, бетонные, свайные работы, а также работы по отделке и устройству кирпичных и металлических конструкций.

что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Смотреть фото что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Смотреть картинку что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Картинка про что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости. Фото что такое ресурсно индексный метод определения сметной стоимости

Рисунок 2. Состав базы ГЭСН

Ресурсные сметы составляются на основе норм из монтажных сборников, если возникает необходимость вычисления стоимости монтажа различного оборудования. А в случаях производства ремонтных работ на объекте следует обращаться к ремонтно-строительной части ГЭСН. Пусконаладочные работы и работы по капитальному ремонту оборудования также должны быть включены на основании соответствующих сборников и частей.

Кроме того, на рисунке 2 видно, что каждая из частей имеет свою литеру, благодаря которой можно с легкостью определить на какой вид работ составлена каждая ресурсная смета. Так, сборники на строительные работы не имеют никаких обозначений в шифре, кроме непосредственно указания на ГЭСН. Монтажным работам в составе ресурсного сметного расчета свойственна литера «м», а пусконаладочным — «п». Так же можно определить, что ГЭСНр — это ремонтные работы в смете ресурсным методом, а ГЭСНмр — капремонт.

Помимо этого, следует также отметить, что как сборники, так и нормы внутри них подлежат постоянному изменению и редактированию. Связано это с тем, что ежедневно на строительном рынке появляются новые материалы и оборудование, стоимость которых должна быть учтена также и в составе ресурсной сметы.

А также не следует забывать и о том, что многие материалы выходят из применения в связи с устареванием и неактуальностью, а также в связи с введением в производство новых ресурсов. То же происходит и в области различного оборудования. Поэтому в базах ГЭСН и в ресурсном методе составления смет происходит постоянное включение или исключение ресурсов в материальной части.

Кроме того, следует также учитывать, что новые материалы, скорее всего, предполагают и новые технологии их монтажа и установки. В связи с этим также создаются новые нормы в составе сборников ГЭСН, на основании которых появляется возможность составления ресурсных смет на новейшие и инновационные виды работ. Вдобавок к этому из баз исключаются нормы, не соответствующие времени.

Новая технология производства по установке новых материалов предполагает также изменения и в части трудозатрат, поэтому ресурсы на зарплату также довольно часто являются объектом изменения. Одними из наиболее серьезных изменений в данной области были корректировки ресурсной части монтажных сборников в 2014 году.

Следующим большим изменением, которое произошло не только с базами ГЭСН, но и с нормами ФЕР, является корректировка 2017 года.

Кроме того, как отмечалось выше, сборники ГЭСН постоянно претерпевают корректировку. Так, например, ресурсный метод составления смет с 2019 года включает в себя актуализацию многих норм из сборников. Последние новости о ресурсном методе расчета смет с 2019 года также заключаются в изменениях в области норм ценообразования.

Так, с 17 апреля 2020 отменены базы ГЭСН 2017 года, в чем можно убедиться, исходя из приказа Минстроя РФ №195/пр от 08.04.2020. Эта отмена произошла в связи с тем, что с конца марта 2020 года были разработаны и введены в нормативы по составлению ресурсных смет новые базы.

Помимо этого сборники ГЭСН-2020 также с тех пор претерпели несколько изменений, последнее из которых было введено в действие с 1 июля 2020 года. Данные изменения содержаться в приложениях к приказу Минстроя России №294/пр от 01.06.2020 г. и содержат в себе сведения о корректировке расценок в строительной части, а также изменения цен на материалы и эксплуатацию строительных машин.

Кроме этого, в состав баз ГЭСН были включены и новые расценки на монолитные конструкции, на изоляционные работы на различных объектах, на прокладку трубопроводов. Также на основании измененного состава сборников нормативной базы можно составить смету ресурсным методом на облицовочные работы, погружение свай, установку муфт на пластиковые трубы и т.д.

Таким образом, требуется постоянный мониторинг последних новостей по ценообразованию и строительству, а также обновление сметных программ. Особенным удобством в данной области отличается ресурсный метод составления смет в «Гранд-смете», который оперативно корректируется в соответствии с действующими нормативами.

По прочтении данной статьи можно придти к выводу о том, что ресурсный метод составления смет является довольно удобным инструментом по определению сметной стоимости строительства любого объекта. Удобство это связано не только с постоянной актуализацией норм и сборников, но также и с соответствием расценок производимым работам на объекте строительства.

Однако сложность заключается в частом изменении баз, в связи с чем составление смет ресурсным методом может иметь несколько некорректный характер, что может сказаться на общей стоимости строительства.

Источник

«Письмо» Минстроя России от 14.01.2021 N 598-ИТ/09 «О Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации»

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 14 января 2021 г. N 598-ИТ/09

Поскольку Приказ не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения их в действие, его положения на проектную документацию, разработанную по договорам, заключенным до вступления в силу Приказа, и представленную застройщику до вступления в силу Приказа, не распространяются. При этом по инициативе застройщика такая проектная документация (сметная документация) может быть пересмотрена в соответствии с Методикой.

Следует отметить, что Методика определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Принимая во внимание положения пункта 48 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных приказом Минюста России от 23 апреля 2020 г. N 105, применение рекомендованных образцов форм, являющихся приложением к Методике, возможно по мере готовности застройщика использовать рекомендованные образцы форм, а также готовности органов экспертизы принимать документы по таким формам.

По мнению Департамента, возможность применения других форм представления сметных расчетов положениями Методики не ограничена.

При этом информация, которая будет отражена в сметных расчетах, выполненных по рекомендуемому образцу, приведенному в Приложении N 2 к Методике для базисно-индексного метода с применением единого индекса пересчета стоимости строительно-монтажных работ, соответствует информации, включаемой в формы локального сметного расчета, используемые до вступления в силу Методики, отличие заключается лишь в форме отображения такой информации.

В соответствии с пунктом 56 Методики коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой. При одновременном применении коэффициенты перемножаются, результат округляется до семи знаков после запятой.

В соответствии с пунктом 10 примечаний к Приложению N 2 к Методике округление по каждой строке производится до двух знаков после запятой (до копеек) по итогу произведенных вычислений.

Согласно пункту 28 Методики выполнение расчетов и оформление сметной документации производится с учетом требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минстроя России от 12 мая 2017 г. N 783/пр.

Указанные правила округления приняты при разработке формата представления локальных сметных расчетов (смет), в электронном виде (на основе XML-формата).

В связи с этим порядок округления при перемножении коэффициентов устанавливает единые правила проведения расчетов преимущественно для разработчиков сметных программных комплексов, которые до настоящего времени отсутствовали, что приводило к различиям сметной стоимости одного объекта, рассчитанной с использованием различных сметных программных комплексов.

Такое округление будет осуществляться в автоматизированном режиме, следовательно, не повлияет на трудоемкость работы при составлении сметной документации.

Указанный приказ разработан в целях реализации части 16.1 статьи 34, части 59 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и применяется только в отношении объектов капитального строительства, включенных в Перечни объектов.

Порядок формирования НМЦК предусматривает особенности определения НМЦК в отсутствие проектно-сметной документации с использованием следующих инструментов:

— стоимостных показателей объектов-аналогов в целом (указанные показатели применяются в случае отсутствия НЦС);

— стоимостных показателей конструктивных решений-аналогов (указанные показатели применяются в случае отсутствия НЦС и стоимостных показателей объектов-аналогов).

НМЦК рассчитывается в уровне цен периода исполнения контракта с использованием индексов потребительских цен Росстата и прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России.

В случае, если в контракте предусмотрено обязательство по поставке оборудования, затраты на его поставку рассчитываются в уровне цен периода исполнения контракта, по номенклатуре оборудования, учтенного в сметной документации, объекта-аналога.

Стоимость оборудования по принятой номенклатуре определяется заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основании информации о рыночных ценах идентичного оборудования, планируемого к поставке, или при их отсутствии, на основании данных о стоимости аналогичного оборудования.

Приказом N 175/пр установлено, что изменение цены контракта осуществляется заказчиком в случаях, если при исполнении контракта:

а) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации превышает цену контракта;

б) цена контракта превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Изменение цены контракта осуществляется путем пересчета сметной стоимости, определенной по результатам государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, в уровень цен периода исполнения контракта с использованием прогнозных индексов-дефляторов Минэкономразвития России и коэффициента тендерного снижения начальной (максимальной) цены контракта. Изменение цены контракта оформляется дополнительным соглашением к контракту.

Составление сметы контракта и внесение в нее изменений осуществляется в соответствии с методикой составления сметы контракта, утвержденной Приказом 175/пр, без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.

Методикой предусмотрены правила применения любых видов Индексов, которые могут быть размещены в ФРСН, при определении сметной стоимости базисно-индексным или ресурсно-индексным методом. Положения по видам и применению Индексов приведены с учетом расширения системы Индексов.

Поэтапный переход к расчету и публикации Индексов к элементам прямых затрат (оплате труда, стоимости эксплуатации машин и механизмов, а также к сметной стоимости материалов, изделий и конструкций), предусмотренный начиная с 2020 года, приведет к повышению точности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

Публикация Индексов к элементам прямых затрат возможна только для тех субъектов Российской Федерации, которые предоставили полный комплект документов в соответствии с Методикой N 326/пр для пересчета Индексов расчетным методом по всей номенклатуре ценообразующих материалов и по полной номенклатуре видов объектов капитального строительства.

Кроме того, применение Индексов к элементам прямых затрат целесообразно только в рамках переходного периода на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства, который позволит значительно повысить точность сметных расчетов. При этом необходимость в публикации Индексов по видам объектов капитального строительства и к элементам сметных прямых затрат отпадет, так как при ресурсно-индексной модели Индексы будут рассчитываться к группам однородных ресурсов и использоваться только для тех позиций, для которых в ФГИС ЦС будет отсутствовать информация о сметных ценах.

Результаты конъюнктурного анализа оформляются в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методике, и подписываются застройщиком или техническим заказчиком. При этом наиболее экономичный вариант определяется как минимальная сметная цена (с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов) из трех (при наличии) ценовых предложений поставщиков по результатам конъюнктурного анализа.

Однако Методикой не установлено требование по выбору трех минимальных цен-предложений от всех поставщиков, осуществляющих поставку и реализацию конкретного строительного ресурса. Мониторинг цен строительных ресурсов согласно подпункту «а» пункта 3 Постановления N 1452 осуществляется государственным учреждением, подведомственным Минстрою России и уполномоченным на создание и эксплуатацию информационной системы и предусматривает предоставление производителями/поставщиками государственному учреждению отпускной цены (цены реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории Российской Федерации, предусмотренной договорами купли-продажи (поставки) таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории Российской Федерации, средневзвешенной по объему и цене их реализации за отчетный период.

При этом для определения сметной стоимости объектов не могут использоваться средневзвешенные отпускные цены строительных ресурсов, так как для их определения необходимы данные по суммарному объему реализации строительной продукции (по фактически совершенным сделкам) с учетом объема производства за определенный период времени, которые не могут быть получены по результатам конъюнктурного анализа рынка строительной продукции на основании коммерческих предложений поставщиков/производителей.

В рамках реализации Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллиным 10 декабря 2020 г. за N 11789п-п16, планируется обеспечить поэтапный переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства с учетом имеющегося информационного наполнения ФГИС ЦС с одновременным использованием информации о текущих ценах строительных ресурсов, размещенных в ФГИС ЦС, и Индексов к отдельным строительным ресурсам и Индексов к группам строительных ресурсов, информация о стоимости которых отсутствует в ФГИС ЦС (ресурсно-индексный метод), начиная уже с 2022 года.

В свою очередь, ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства предусматривает формирование сметных цен строительных ресурсов для размещения в ФГИС ЦС на основании данных об отпускных ценах (ценах реализации) строительных ресурсов, средневзвешенных по объемам и цене их реализации, представляемых производителями и импортерами строительной продукции, а также данных о ценах строительных ресурсов, определяемых на основании информации, представляемой в ФГИС ЦС оптовыми поставщиками строительной продукции.

Учитывая изложенное, использование средних значений стоимостей ценообразующих строительных ресурсов для определения сметной стоимости строительства представляется возможным при осуществлении перехода на использование ресурсно-индексной модели определения сметной стоимости строительства.

Конъюнктурный анализ заполняется согласно Приложению N 1 к Методике необходимой информацией (при ее наличии), исключение граф не рекомендуется, при отсутствии информации по какой-либо из граф в ней ставится прочерк с учетом примечаний к Приложению N 1 к Методике.

Согласно пункту 13 Методики при отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании конъюнктурного анализа. Проведение конъюнктурного анализа возможно на отдельные материалы, изделия, конструкции и оборудование, а также на отдельные виды прочих работ и затрат.

При этом в случае отсутствия в ФРСН необходимых сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, или если технология работ и потребность в ресурсах существенно отличаются от предусмотренных действующими государственными элементными сметными нормами, разработка и утверждение новых (актуализация действующих) сметных нормативов осуществляется в соответствии с Порядком утверждения сметных нормативов, утвержденным приказом Минстроя России от 13 января 2020 г. N 2/пр, в инициативном порядке.

По мнению Департамента, описание усложняющих факторов и условий производства работ не должно ограничиваться разделом проектной документации «Проект организации строительства».

В соответствии с пунктом 52 Методики при разработке локальных сметных расчетов (смет) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, указанных в проектной и (или) иной технической документации, используются коэффициенты к сметным нормам (единичным расценкам), в том числе их отдельным составляющим, приведенные в Приложении N 10 к Методике.

Согласно пункту 56 Методики коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы и условия производства работ, применяются одновременно с другими коэффициентами в порядке, установленном Методикой.

При этом сравнение размера коэффициентов для ГЭСН (ФЕР, ТЕР) и ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр) для различных условий производства работ некорректно (например, указанные в обращении коэффициенты при производстве работ на территории действующего предприятия и производстве ремонтно-строительных работ в помещениях эксплуатируемого объекта капитального строительства).

ГЭСН (ФЕР, ТЕР) предусматривают условия работ при осуществлении нового строительства, а ГЭСНр (ФЕРр, ТЕРр) учитывают условия производства работ в эксплуатируемых объектах капитального строительства, поэтому одни и те же усложняющие условия, но коэффициенты разные.

Одновременно сообщаем, что положения методических документов носят рекомендательный характер и применяются в части не противоречащей действующим нормативным правовым актам.

Кроме того, положения Методики содержат коэффициенты, учитывающие условия производства работ в горной местности с наличием вредных условий труда, определенными в составе научно-исследовательской работы.

В приложении N 9 к Методике приведен рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, учитываемых в главах 1 и 9 ССР, а также порядок определения и обоснования стоимости таких работ и затрат.

В соответствии с пунктом 2.22 приложения N 9 к Методике затраты заказчика по вводу объектов в эксплуатацию (затраты на кадастровые работы, выполнение контрольно-исполнительных геодезических съемок подземных инженерных коммуникаций в границах участка, на выполнение исполнительной топографической съемки при сдаче объекта в эксплуатацию, на подготовку технических планов зданий и сооружений, оформление технических паспортов объектов, обследования, испытания, диагностика зданий и сооружений), а также другие затраты определяются локальными сметными расчетами (сметами) и (или) расчетами, разработанными в порядке, установленном Методикой, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в ФРСН.

При отсутствии сметных нормативов определяются расчетом согласно нормативам, ценам, тарифам, утверждаемым органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 63 Методики при соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и Индексами.

Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.

При этом согласно пункту 92 Методики при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров, учтенных ФССЦ (по части территории субъекта Российской Федерации, в которой расположен объект строительства), заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.

В соответствии с пунктом 64 Методики в локальных сметных расчетах (сметах) дополнительно учитывается сметная стоимость перебазировки машин с базы механизации на строительную площадку и обратно со строительной площадки на базу механизации, для машин, по которым данные затраты не включены в сметную цену эксплуатации машин и механизмов, но обоснованы проектной и (или) иной технической документацией.

Указанные затраты определяются на основании расчета, выполненного в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

Федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств, утвержденные приказом Минстроя России от 26 декабря 2019 г. N 876/пр (ФСЭМ 81-01-2001), разработаны в соответствии с требованиями методических указаний по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 81-3.99), утвержденных постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 81, и учитывают затраты на перебазировку машин с одной строительной площадки (базы механизации) на другую строительную площадку (базу механизации), установленные на основе среднегодовых статистических данных о работе машин при определении нормативного показателя годового режима их работы.

Перечень машин, затраты на перебазирование которых не учтены в стоимости 1 машино-часа эксплуатации машин и учитываются в сметной документации отдельной строкой, приведен в приложении 6 МДС 81-3.99.

Расчет затрат на перебазировку осуществляется в соответствии с пунктом 4.8 МДС 81-3.99.

Дополнительно сообщается, что согласно пункту 2.15 Приложения N 9 Методики, затраты, связанные с перебазированием подрядных организаций и их подразделений на объект строительства и обратно, когда подрядная организация определена в качестве единственного поставщика (исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются расчетом на основании данных проектной документации, выполненным в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в ФРСН.

В Методике предусматривается возможность корректировки стоимости ресурсов, например, для учета надбавок к бетону по морозостойкости или водонепроницаемости.

При этом необходимо отметить, что Методика определяет единые методы формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства.

Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности в Российской Федерации не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, разъяснения Минстроя России, его структурных подразделений и подведомственных ему организаций не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц, но вместе с тем имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности и не препятствуют руководствоваться нормами градостроительного законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.

Директор
Департамента ценообразования
и градостроительного зонирования
И.В.ТЮТЬМИНА

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *