что такое репродуктивное поведение
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин ‘Р. п.’ заимствован из биологии. Иногда содержание Р. п. обозначается терминами ‘генеративное поведение’ и ‘прокреативное поведение’. Нек-рые авторы помимо деторождения включают в ‘генеративное поведение’ уход за детьми, их воспитание и обучение, а также приобретение взрослыми индивидами новых социальных и психол. свойств.
Оценка ситуаций удовлетворения потребности в детях зависит от своеобразия всей системы социальных установок и ценностных ориентаций личности, от роли, к-рая отводится в ней семье и детям. Установки и ориентации личности отражают жизненный опыт человека. Однако при вступлении в брак и в течение семейной жизни разл. оценки супругов могут изменяться и сближаться, причём на основе установок лидера семьи. Поэтому результаты репродуктивного поведения семьи в целом могут отличаться от индивидуальных ориентации на число детей, что особенно заметно в межнациональных браках.
Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации Р. п. личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определ. числа детей и принятые в разл. социальных и социально-психол. группах. Нормы многодетности, среднедетности и малодетности способны превращаться в обычаи и традиции в связи с устойчивостью их в ряде поколений, с длительным сохранением даже после изменения вызвавших их обстоятельств и условий жизни. На протяжении большей части развития человеческого общества высокая общая и детская смертность, антисанитарные условия сформировали нормы многодетности, составной частью к-рых были негативные санкции за вмешательство в автоматич. ход репродуктивных событий. Из-за высокой потребности в детях известные издревле методы контрацепции оставались неиспользованными. Запрет на применение контрацепции и искусственного аборта сопровождался социальной регламентацией добрачных отношений и доступа к браку. В доклассовых обществах дуально-родовая организация, присущая экзогамным и эндогамным племенам, исключала возможность постоянных сексуальных отношений. Большая часть календарного времени года была связана с половым воздержанием. В докапиталистич. обществах факты сезонного рождения детей свидетельствуют о том, что для многодетного Р. п. было также характерно абстинентное поведение и применение контрацепции, связанное с лактацией. Нормы Р. п. увязывались с годовым хоз. циклом и соблюдением поста.
Борисов В. Л., Демография и социальная психология, М. 1970, его же, Перспективы рождаемости, М. 1976, Горелик В. П., Некоторые соображения об исследовании генеративного поведения семьи, в сб. Демографические тетради, в 4-5, К., 1972, Белова В. А., Число детей в семье, М. 1975, Демографическое развитие семьи, М. 1979, Антонов А. И., Социология рождаемости, М. 1980, Семья и дети [Сб. ст.], М. 1982
Поведение репродуктивное
Смотреть что такое «Поведение репродуктивное» в других словарях:
ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ — англ. behavior, reproductive; нем. Verhalten, reproduktives. Поведение, включающее систему действий и отношений, опосредствующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. см. ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ — вся система действий и отношений личности в связи с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака. П.р. лишь один из видов поведения человека, и оно характеризуется теми же составными элементами, что и любое др … Российская социологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ — ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ, система взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографии, состояния субъекта. Субъектами П. д., как правило, выступают отд. индивид, семья, малая группа, намного реже нация,… … Демографический энциклопедический словарь
РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин Р. п. заимствован из биологии. Иногда содержание … Демографический энциклопедический словарь
Поведение — Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных … Википедия
ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ — Традиционно поведение животных изучалось психологами, которые использовали для этого лабораторных животных, например крыс, в условиях, позволявших полностью контролировать получаемую подопытными животными информацию и возможности их научения.… … Энциклопедия Кольера
Репродуктивное поведение животных — Половое поведение животных термин, использующийся для обозначения некоторых поведенческих комплексов, обычно (но не всегда) связанных с осуществлением репродуктивной или копулятивной функции. Половое поведение у животных принимает многообразные… … Википедия
ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ — понятие, предполагающее действие индивида, а также супругов, семьи, отдельных групп населения и т. д. в вопросах, связанных с демографии, процессами (рождаемости, смертности, сохранения здоровья, брачности и разводимости). П.д. включает в себя:… … Российская социологическая энциклопедия
Репродуктивное поведение — система действий и отношений, определящих возможность рождения и ухода за ребенком или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — система действий и отношений, опосредствующих демографические поступки, явления. Это такая сторона деятельности индивида, семей и других малых групп, которая непосредственно ведет к сохранению или изменению их демографического статуса. Иногда… … Социология: Энциклопедия
Репродуктивное поведение
Структурно в рамках репродуктивного поведения выделяют: (1) совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение; (2) контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; (3) абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение. Все 3 варианта поведения регулируются относительно самостоятельными установками и мотивами.
Собственно репродуктивное поведение направлено на реализацию полного репродуктивного цикла – от момента принятия решения о зачатии ребенка до его рождения. Внешне контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования каждого конкретного репродуктивного цикла (предотвращение зачатия, прерывание беременности при помощи искусственного аборта). Однако в действительности их роль значительно шире. В зависимости от установок контрацептивного и абортивного поведения личности (супругов) происходит формирование всего репродуктивного цикла семьи. Под ним понимается, во-первых, определение оптимального срока рождения первого ребенка. Период времени между вступлением в брак (началом сожительства) и рождением первого ребенка носит название протогенетического интервала. Во-вторых, контрацептивные и абортивные установки определяют продолжительность интергенетических интервалов. Интергенетический интервал – это период времени между рождениями первого и второго, а также всех последующих детей, соответственно. В-третьих, от соотношения собственно репродуктивных и абортивно-контрацептивных установок зависит срок завершения формирования семьи и стратегии поведения супругов после достижения желаемого числа детей (использование контрацепции, абортов, стерилизация).
Репродуктивное поведение предполагает наличие обязательного условия – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию. В случае бесплодия одного или обоих супругов и при наличии неудовлетворенной потребности в детях формирование данной семьи либо прекращается (например, посредством развода), либо осуществляется путем усыновления (удочерения) желаемого числа детей.
Соотношение полных и неполных репродуктивных циклов в семьях одинакового социально-экономического статуса, обладающих одинаковыми этно-демографическими характеристиками и не имеющих нарушений плодовитости определяется репродуктивными установками супругов, то есть психической предрасположенностью (положительным или отрицательным отношением) к рождению определенного числа детей (нередко – определенного числа сыновей и дочерей). Репродуктивные установки делятся на 2 основные группы: установки, связанные с деторождением, и установки, определяющие масштабы и способы регулирования процесса деторождения(абортивно-контрацептивные установки). В рамках взаимодействия этих установок осуществляется процесс удовлетворения потребности в детях.
Выделяют 3 типа репродуктивного поведения:
Потребность в детях является наиболее инерционной компонентой репродуктивного поведения, она формируется под воздействием условий социализации, прошлого жизненного опыта, ценностей и установок поведения, существовавших в родительской семье, норм репродуктивного поведения предыдущих поколений. В связи с этим в индивидуальной потребности в детях отражается уровень детности, который принят в данном обществе в целом, а также – в тех больших и малых социальных группах, с которыми личность себя ассоциирует.
Механизм взаимодействия социальных норм детности и индивидуальных установок в процессе реализации потребности в детях может быть описан следующим образом. Если число детей в семье соответствует этим нормам, семья заслуживает одобрение со стороны общества, референтной группы; если же репродуктивное поведение семьи, конкретной личности заметно отклоняется от поведения большинства, общество способно применить санкции различной степени жесткости. Например, в условиях доминирования норм высокой рождаемости наибольшим санкциям подвергались бездетные семьи, факты безбрачия, нежелания иметь семью и детей. По мере развития общества жесткость публично санкций за отклоняющееся репродуктивное поведение снижается, но это не означает, что социальный контроль за числом детей в семье становится мягче или исчезает полностью; меняются лишь формы его проявления. В настоящее время в урбанизированной социальной среде семья с тремя детьми уже воспринимается как многодетная, а реально многодетная семья (с 5-тью и более детьми) рассматривается как серьезное отклонение от социальной нормы.
. Если репродуктивные установки выступают внутренними регуляторами поведения личности, то нормы репродуктивного поведенияпредставляют собой внешние по отношению к личности стереотипы, социально санкционированные образцы поведения, регламентирующие рождение определенного числа детей. Эти нормы носят как универсальный, так и дифференцированный по отдельным социальным группам характер. Они возникают, закрепляются в сознании и подвергаются пересмотру под воздействием социально-экономических условий, однако всегда остаются рациональными с точки зрения уровня развития общества.
Нормы многодетности, существовавшие на протяжении большей части истории человечества, были следствием крайне низкого уровня санитарно-гигиенических условий жизни и порождаемой ими смертности на грани естественного отбора. Только рождаемость на грани пределов человеческой плодовитости могла обеспечить выживание человека как биологического вида. Для массового распространения средств регулирования рождаемости и формирования малодетных норм поведения потребовался колоссальный скачок в развитии человеческой цивилизации, принципиальное сокращение потерь от сверхсмертности.
Для условий докапиталистического общества с высокой смертностью, низкой производительностью труда и постоянно неудовлетворенным спросом на рабочую силу единственно рациональными были нормы многодетности. Они обеспечивали поддержание высокой потребности в детях и соответствующего уровня рождаемости. В этой ситуации в основе мотивации деторождения лежали экономические факторы. Преобладание внутрисемейного характера занятости всех членов семьи делало цену социализации детей низкой, но повышало экономическую эффективность их труда. Наряду с этим большая сложная семья превращалась в мощный клан, его глава получал шансы для достижения не только экономического процветания, но и большего социального веса и авторитета.
Развитие индустриального общества, урбанизация, эмансипация и изменение роли женщины привели к радикальному пересмотру системы не только общественных, но и индивидуальных ценностей. Семья утратила для личности роль единственного центра притяжения, изменились и ее функции, прежде всего – экономической поддержки и социальной зажиты. Усиление внесемейных ориентаций всех членов семьи (в основном – женщин) стало главным фактором уменьшения потребности в детях и снижения их ценности.
Согласно концепции Г. Беккера, сам ход общественного развития создает предпосылки для утверждения новых норм репродуктивного поведения. Формируется ситуация, при которой и на уровне общества в целом, и на уровне отдельной семьи (личности) происходит альтернативный выбор между количеством и качеством «человеческого капитала». В этих условиях главной компонентой репродуктивной мотивации и формирования потребности в детях становится психологическая компонента, и для полного удовлетворения потребности в детях оказывается достаточно 1-2 детей. Малодетность становится нормой репродуктивного поведения современного общества.
Нормы репродуктивного поведения и потребности в детях проходят длительный период эволюции, а репродуктивные установки находятся под сильным влиянием текущих условий жизнедеятельности личности, семьи, которые создают условия для различной степени удовлетворения потребности в детях. Сила воздействия текущих условий жизни на отдельных людей, на семьи, принадлежащие к разным социальным группам, не одинакова, т.к. критерии оценок этих условий различны и субъективны. Одни и те же социально-экономические параметры жизнедеятельности одними семьями будут восприниматься как благоприятные и достаточные для полного удовлетворения потребности в детях, другими – как существенные препятствия для достижения желаемого числа детей.
Степень удовлетворения потребности в детях у различных типов семей (по уровню детности, доходов, социальному статусу и т.п.). Если число детей в семье соответствует имеющейся у супругов потребности в детях, даже радикальное улучшение условий жизни не способно изменить этого числа в массовом порядке. Когда число детей меньше потребности в них, улучшение условий жизни может привести к повышению степени реализации потребности в детях и к увеличению числа рождений.
Репродуктивные установки подвергаются коррекции и в процессе брачного сожительства. Находясь в постоянном взаимодействии и проходя через общие жизненные ситуации, брачные партнеры воспринимают ценности, установки и мотивацию поведения друг друга и частично или полностью пересматривают собственные. Преимущество в этой ситуации имеет супруг-лидер. В итоге результаты репродуктивного поведения семьи могут оказаться отличными от тех, которые предполагались супругами до начала совместной жизни. Особенно ярко процесс корректировки моделей репродуктивного поведения проявляется в межнациональных браках.
Изменение репродуктивных установок происходит и в фактических брачных союзах. Как правило, в сторону их понижения, поэтому снижение популярности легитимной брачности выступает и фактором, и индикатором изменения модели репродуктивного поведения. Модели репродуктивного поведения развиваются в целом эволюционно, от поколения к поколению и даже медленнее. Однако экстремальные изменения условий жизни приводят к скачкообразным (революционным) сдвигам в механизме взаимодействия основных регуляторов данного вида поведения и, в конечном итоге, потребности в детях. Примерами таких экстремальных ситуаций могут служить социальные революции, войны, социально-экономические и политические кризисы. Они способствуют радикальному пересмотру всей социальной нормативной среды и, как следствие, к изменению норм детности, репродуктивных установок, ухудшению условий реализации потребности в детях и, в критическом варианте, к ее понижению.
Тема 7. Репродуктивное поведение
Понятие и структура репродуктивного поведения
Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения. Основными характеристиками которого является применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание.
Структура репродуктивного поведения:
1. Репродуктивные потребности (потребность в детях);
2. Репродуктивные установки;
3. Репродуктивные мотивы;
Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное, среднедетное и многодетное репродуктивное поведение.
Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:
Ø Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;
Ø Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.
Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:
Среднее идеальное число детей – характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;
Среднее желаемое число детей – это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;
Среднее ожидаемое (планируемое) число детей – характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.
Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей.
Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.
Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.
Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:
Ø Экономические мотивы рождения детей – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;
Ø Социальные мотивы – это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей;
В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.
Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 172 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Сущность понятия репродуктивного поведения
Потребность в детях как самая консервативная часть репродуктивного поведения людей. Суть надежных показателей уровня рождаемости. Контрацепция как способ защиты от нежелательной беременности. Определение возрастного периода женщины для рождения ребенка.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.10.2016 |
Размер файла | 26,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет дополнительного профессионального образования
Кафедра государственного, муниципального управления и политики
по дисциплине: «Демография»
на тему: «Репродуктивное поведение»
1. Понятие репродуктивного поведения
3. Планирование семьи
4. Факторы и перспективы
Список использованных источников
В настоящее время глубоко важна роль семьи в охране и укреплении здоровья населения, в рождении и воспитании подрастающего поколения. Подготовка к супружеству начинается с восприятия примера поведения родителей в семейной жизни. Далее в этот процесс включаются работники детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений. В решении задачи повышения роли семьи в охране здоровья и воспроизводства здорового потомства важное место должны занимать медико-социальные меры, осуществляемые среди молодоженов до брака и на этапе создания семьи. Переход от традиционной формы семьи, с единством брачного, сексуального и репродуктивного поведения, к современной, сопровождался обособлением данных видов поведения: сексуального от репродуктивного и их обоих от брачного. В свою очередь это нашло отражение в снижении возраста начала половой жизни, росте добрачных зачатий и внебрачных рождений, широком распространении искусственных абортов, в том числе при первой беременности. Ранее начало половой жизни стало типичным явлением среди молодежи: от 40 до 60% несовершеннолетних юношей и девушек имеют опыт сексуального общения. Согласно данным социологического опроса со вступлением в брак связывают начало половой жизни только 43,3 % девочек-подростков. Большинство из них считали, что вступать в интимные отношения можно с 17-18 лет, а каждая третья была убеждена, что это можно делать и в более раннем возрасте. Ослабление родительского контроля и увеличение числа контактов, особенно в крупных городах, способствуют формированию у многих юношей и девушек представления об абсолютной свободе в интимных отношениях, что нередко приводит к серьезным нравственным издержкам и личным трагедиям, наносит ущерб здоровью будущих родителей и их потомства.
Вступление неподготовленных в области гигиены половой жизни подростков в интимные отношения часто влечет за собой многие негативные медико-социальные последствия, как для них самих, так и для их семей, а также для общества в целом. Прежде всего, имеются в виду увеличение числа венерических заболеваний среди молодежи, наступление нежелательных беременностей, проблемы юных матерей-одиночек. Беспорядочные половые связи, случайные беременности и ранние роды в значительной степени являются результатом низкой сексуальной культуры молодежи. Ситуация осложняется плохой информированностью молодежи по вопросам контрацепции. Часто подобная информация носит искаженный характер, что связано с особенностями её основных источников. Структура используемых средств контрацепции, женщинами и мужчинами активного репродуктивного возраста свидетельствует о необходимости расширения федеральных и региональных информационных программ средств массовой информации по сексуальной культуре и планированию семьи.
При этом необходимо создать надежную, доступную для населения информационную базу обо всех современных методах контрацепции. Повышение роли медицинских и социальных работников, специалистов негосударственных структур в области планирования семьи, совершенствование системы их подготовки будет способствовать снижению числа абортов и летальности от них.
В задачи входит изучение и анализ понятий: репродуктивное поведение, рождаемость, планирование семьи, а также рассматриваются факторы и перспективы репродуктивного поведения.
1. Понятие репродуктивного поведения
1. Многодетное (потребность в 5 и более детях);
2. Среднедетное (потребность в 3-4 детях);
3. Малодетное (потребность в 1-2 детях).
Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует. По статистике среди 5-6% семей, остающимися бездетными, являются таковыми в результате объективных обстоятельств жизни, а не из-за намеренного решения не иметь детей. Принципиальная «бездетность» в 1960-70-х годах рассматривалась, как форма протеста против норм общества, и тогда это явления получило некоторое распространение, но сегодня оно явно утратило свою популярность. В 1968 г. Тегеранской декларацией ООН было провозглашено, право родителей самим определять необходимое количество детей и интервалы между их рождением.
С этого времени во многих странах были сформированы службы планирования семьи, которые зарекомендовали себя как наиболее экономичная структура профилактической медицины. Уже много десятилетий специалисты признают связь между планированием семьи и здоровьем женщин и детей. При этом основным методом регуляции рождаемости в нашей стране является аборт. Показатель числа абортов на 1000 женщин детородного возраста в России один из самых высоких в мире (99,8 %). Аборты являются одной из основных причин женского бесплодия, невынашивания беременности, высоких показателей материнской и младенческой смертности и заболеваемости. Экономический ущерб от абортов и связанной с ним гинекологической заболеваемости составляет около 1,5 млрд. рублей в год.
Однако он имеет самостоятельное значение, так является одним из главных компонентов изменения численности населения и определения коэффициента естественного прироста населения. На основе абсолютного числа рождений вычисляется общий коэффициент рождаемости как отношение числа рождений к численности населения отнесенный к 1000 человек. Оба эти показателя сильно зависят от структуры населения. Более надежные показатели уровня рождаемости, это:
1. Коэффициент возрастной рождаемости, который исчисляемые для женщин каждого возраста и отражает интенсивность рождений в год;
4. Коэффициенты итоговой или суммарной рождаемости определяется для женщин всех возрастов и должен быть равен сумме коэффициентов возрастной рождаемости. Для обеспечения простого воспроизводства населения коэффициент суммарной рождаемости должен составлять 2,1%.
Все эти показатели могут рассчитываться как для условных, так и для реальных поколений или когорт женщин, при условии, что есть соответствующие статистические ряды. Коэффициент суммарной рождаемости условных поколений является идеальным показателем, когда не происходит сдвигов в «календаре» рождений у реальных поколений, т.е. для стабильного населения с установившимся режимом воспроизводства. Если же такие сдвиги происходят и женщины, в силу различных причин, например, демографической политики, начинают рожать детей в более молодом возрасте, чем их сверстницы, он уже не может служить надежным инструментом анализа изменений ее уровня.
В этом случае верное понимание тенденций в рождаемости дает анализ реальных поколений. На основе показателей рождаемости вычисляются показатели нетто и брутто воспроизводства населения, т.е. количественная мера замещения материнского поколения дочерним. В случае нетто коэффициента (т.е. более тонкой оценки), он представляет собой среднее число девочек, рожденных за всю жизнь одной женщиной, дожившей до конца репродуктивного возраста при данных уровнях рождаемости и смертности. репродуктивный поведение рождаемость возрастной
Брутто коэффициент (т.е. более грубая оценка) не учитывает повозрастной смертности. Зафиксированный в России в 2004 г. нетто-коэффициент воспроизводства составляет 0,603%, это означает, что с учетом смертности, текущий уровень рождаемости обеспечивает замещение поколений матерей лишь на 60,3%. В России широко распространено представление о том, что в последние годы рождаемость в стране переживает какую-то необыкновенную катастрофу, обусловленную общим социально-экономическим кризисом. Сравнение России с процветающими странами заставляет усомниться в правильности такого взгляда.
3. Планирование семьи
Планирование семьи используется в двух основных смысловых контекстах:
1. На уровне государства понимается деятельность, направленная на создание условий для реализации ответственного родительства и для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике, она бывает направлена либо на стимулирование рождаемости, либо на ограничение деторождения.
2. На уровне семьи понимается принятие семейной парой решение о величине семьи, числе детей и т.д. В этом случае, планирование семьи осуществляется через внутрисемейное регулирование деторождения, о котором мы уже говорили.
1. Избежать нежеланных детей;
2. Иметь только желанных детей;
3. Регулировать интервалы между беременностями;
4. Установить количество детей;
5. Контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей.
1. Традиционные методы (барьерные, химические, биологические, прерванное половое сношение);
2. Современные методы (гормональная контрацепция, внутриматочная контрацепция);
4. Факторы и перспективы
Список использованных источников