что такое репродуктивное поведение

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин ‘Р. п.’ заимствован из биологии. Иногда содержание Р. п. обозначается терминами ‘генеративное поведение’ и ‘прокреативное поведение’. Нек-рые авторы помимо деторождения включают в ‘генеративное поведение’ уход за детьми, их воспитание и обучение, а также приобретение взрослыми индивидами новых социальных и психол. свойств.

Оценка ситуаций удовлетворения потребности в детях зависит от своеобразия всей системы социальных установок и ценностных ориентаций личности, от роли, к-рая отводится в ней семье и детям. Установки и ориентации личности отражают жизненный опыт человека. Однако при вступлении в брак и в течение семейной жизни разл. оценки супругов могут изменяться и сближаться, причём на основе установок лидера семьи. Поэтому результаты репродуктивного поведения семьи в целом могут отличаться от индивидуальных ориентации на число детей, что особенно заметно в межнациональных браках.

Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации Р. п. личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с рождением определ. числа детей и принятые в разл. социальных и социально-психол. группах. Нормы многодетности, среднедетности и малодетности способны превращаться в обычаи и традиции в связи с устойчивостью их в ряде поколений, с длительным сохранением даже после изменения вызвавших их обстоятельств и условий жизни. На протяжении большей части развития человеческого общества высокая общая и детская смертность, антисанитарные условия сформировали нормы многодетности, составной частью к-рых были негативные санкции за вмешательство в автоматич. ход репродуктивных событий. Из-за высокой потребности в детях известные издревле методы контрацепции оставались неиспользованными. Запрет на применение контрацепции и искусственного аборта сопровождался социальной регламентацией добрачных отношений и доступа к браку. В доклассовых обществах дуально-родовая организация, присущая экзогамным и эндогамным племенам, исключала возможность постоянных сексуальных отношений. Большая часть календарного времени года была связана с половым воздержанием. В докапиталистич. обществах факты сезонного рождения детей свидетельствуют о том, что для многодетного Р. п. было также характерно абстинентное поведение и применение контрацепции, связанное с лактацией. Нормы Р. п. увязывались с годовым хоз. циклом и соблюдением поста.

Борисов В. Л., Демография и социальная психология, М. 1970, его же, Перспективы рождаемости, М. 1976, Горелик В. П., Некоторые соображения об исследовании генеративного поведения семьи, в сб. Демографические тетради, в 4-5, К., 1972, Белова В. А., Число детей в семье, М. 1975, Демографическое развитие семьи, М. 1979, Антонов А. И., Социология рождаемости, М. 1980, Семья и дети [Сб. ст.], М. 1982

Источник

Поведение репродуктивное

Смотреть что такое «Поведение репродуктивное» в других словарях:

ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ — англ. behavior, reproductive; нем. Verhalten, reproduktives. Поведение, включающее систему действий и отношений, опосредствующих рождение или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака. см. ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

ПОВЕДЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ — вся система действий и отношений личности в связи с рождением или отказом от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака. П.р. лишь один из видов поведения человека, и оно характеризуется теми же составными элементами, что и любое др … Российская социологическая энциклопедия

ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ — ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ, система взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографии, состояния субъекта. Субъектами П. д., как правило, выступают отд. индивид, семья, малая группа, намного реже нация,… … Демографический энциклопедический словарь

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин Р. п. заимствован из биологии. Иногда содержание … Демографический энциклопедический словарь

Поведение — Поведение способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов[1], характерная черта животного типа организации[2]. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных … Википедия

ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ — Традиционно поведение животных изучалось психологами, которые использовали для этого лабораторных животных, например крыс, в условиях, позволявших полностью контролировать получаемую подопытными животными информацию и возможности их научения.… … Энциклопедия Кольера

Репродуктивное поведение животных — Половое поведение животных термин, использующийся для обозначения некоторых поведенческих комплексов, обычно (но не всегда) связанных с осуществлением репродуктивной или копулятивной функции. Половое поведение у животных принимает многообразные… … Википедия

ПОВЕДЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ — понятие, предполагающее действие индивида, а также супругов, семьи, отдельных групп населения и т. д. в вопросах, связанных с демографии, процессами (рождаемости, смертности, сохранения здоровья, брачности и разводимости). П.д. включает в себя:… … Российская социологическая энциклопедия

Репродуктивное поведение — система действий и отношений, определящих возможность рождения и ухода за ребенком или отказ от рождения ребенка в браке или вне брака … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — система действий и отношений, опосредствующих демографические поступки, явления. Это такая сторона деятельности индивида, семей и других малых групп, которая непосредственно ведет к сохранению или изменению их демографического статуса. Иногда… … Социология: Энциклопедия

Источник

Репродуктивное поведение

что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение

что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение

что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение

Структурно в рамках репродуктивного поведения выделяют: (1) совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение; (2) контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; (3) абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение. Все 3 варианта поведения регулируются относительно самостоятельными установками и мотивами.

Собственно репродуктивное поведение направлено на реализацию полного репродуктивного цикла – от момента принятия решения о зачатии ребенка до его рождения. Внешне контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования каждого конкретного репродуктивного цикла (предотвращение зачатия, прерывание беременности при помощи искусственного аборта). Однако в действительности их роль значительно шире. В зависимости от установок контрацептивного и абортивного поведения личности (супругов) происходит формирование всего репродуктивного цикла семьи. Под ним понимается, во-первых, определение оптимального срока рождения первого ребенка. Период времени между вступлением в брак (началом сожительства) и рождением первого ребенка носит название протогенетического интервала. Во-вторых, контрацептивные и абортивные установки определяют продолжительность интергенетических интервалов. Интергенетический интервал – это период времени между рождениями первого и второго, а также всех последующих детей, соответственно. В-третьих, от соотношения собственно репродуктивных и абортивно-контрацептивных установок зависит срок завершения формирования семьи и стратегии поведения супругов после достижения желаемого числа детей (использование контрацепции, абортов, стерилизация).

Репродуктивное поведение предполагает наличие обязательного условия – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию. В случае бесплодия одного или обоих супругов и при наличии неудовлетворенной потребности в детях формирование данной семьи либо прекращается (например, посредством развода), либо осуществляется путем усыновления (удочерения) желаемого числа детей.

Соотношение полных и неполных репродуктивных циклов в семьях одинакового социально-экономического статуса, обладающих одинаковыми этно-демографическими характеристиками и не имеющих нарушений плодовитости определяется репродуктивными установками супругов, то есть психической предрасположенностью (положительным или отрицательным отношением) к рождению определенного числа детей (нередко – определенного числа сыновей и дочерей). Репродуктивные установки делятся на 2 основные группы: установки, связанные с деторождением, и установки, определяющие масштабы и способы регулирования процесса деторождения(абортивно-контрацептивные установки). В рамках взаимодействия этих установок осуществляется процесс удовлетворения потребности в детях.

Выделяют 3 типа репродуктивного поведения:

что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение

Потребность в детях является наиболее инерционной компонентой репродуктивного поведения, она формируется под воздействием условий социализации, прошлого жизненного опыта, ценностей и установок поведения, существовавших в родительской семье, норм репродуктивного поведения предыдущих поколений. В связи с этим в индивидуальной потребности в детях отражается уровень детности, который принят в данном обществе в целом, а также – в тех больших и малых социальных группах, с которыми личность себя ассоциирует.

Механизм взаимодействия социальных норм детности и индивидуальных установок в процессе реализации потребности в детях может быть описан следующим образом. Если число детей в семье соответствует этим нормам, семья заслуживает одобрение со стороны общества, референтной группы; если же репродуктивное поведение семьи, конкретной личности заметно отклоняется от поведения большинства, общество способно применить санкции различной степени жесткости. Например, в условиях доминирования норм высокой рождаемости наибольшим санкциям подвергались бездетные семьи, факты безбрачия, нежелания иметь семью и детей. По мере развития общества жесткость публично санкций за отклоняющееся репродуктивное поведение снижается, но это не означает, что социальный контроль за числом детей в семье становится мягче или исчезает полностью; меняются лишь формы его проявления. В настоящее время в урбанизированной социальной среде семья с тремя детьми уже воспринимается как многодетная, а реально многодетная семья (с 5-тью и более детьми) рассматривается как серьезное отклонение от социальной нормы.

. Если репродуктивные установки выступают внутренними регуляторами поведения личности, то нормы репродуктивного поведенияпредставляют собой внешние по отношению к личности стереотипы, социально санкционированные образцы поведения, регламентирующие рождение определенного числа детей. Эти нормы носят как универсальный, так и дифференцированный по отдельным социальным группам характер. Они возникают, закрепляются в сознании и подвергаются пересмотру под воздействием социально-экономических условий, однако всегда остаются рациональными с точки зрения уровня развития общества.

Нормы многодетности, существовавшие на протяжении большей части истории человечества, были следствием крайне низкого уровня санитарно-гигиенических условий жизни и порождаемой ими смертности на грани естественного отбора. Только рождаемость на грани пределов человеческой плодовитости могла обеспечить выживание человека как биологического вида. Для массового распространения средств регулирования рождаемости и формирования малодетных норм поведения потребовался колоссальный скачок в развитии человеческой цивилизации, принципиальное сокращение потерь от сверхсмертности.

Для условий докапиталистического общества с высокой смертностью, низкой производительностью труда и постоянно неудовлетворенным спросом на рабочую силу единственно рациональными были нормы многодетности. Они обеспечивали поддержание высокой потребности в детях и соответствующего уровня рождаемости. В этой ситуации в основе мотивации деторождения лежали экономические факторы. Преобладание внутрисемейного характера занятости всех членов семьи делало цену социализации детей низкой, но повышало экономическую эффективность их труда. Наряду с этим большая сложная семья превращалась в мощный клан, его глава получал шансы для достижения не только экономического процветания, но и большего социального веса и авторитета.

Развитие индустриального общества, урбанизация, эмансипация и изменение роли женщины привели к радикальному пересмотру системы не только общественных, но и индивидуальных ценностей. Семья утратила для личности роль единственного центра притяжения, изменились и ее функции, прежде всего – экономической поддержки и социальной зажиты. Усиление внесемейных ориентаций всех членов семьи (в основном – женщин) стало главным фактором уменьшения потребности в детях и снижения их ценности.

Согласно концепции Г. Беккера, сам ход общественного развития создает предпосылки для утверждения новых норм репродуктивного поведения. Формируется ситуация, при которой и на уровне общества в целом, и на уровне отдельной семьи (личности) происходит альтернативный выбор между количеством и качеством «человеческого капитала». В этих условиях главной компонентой репродуктивной мотивации и формирования потребности в детях становится психологическая компонента, и для полного удовлетворения потребности в детях оказывается достаточно 1-2 детей. Малодетность становится нормой репродуктивного поведения современного общества.

Нормы репродуктивного поведения и потребности в детях проходят длительный период эволюции, а репродуктивные установки находятся под сильным влиянием текущих условий жизнедеятельности личности, семьи, которые создают условия для различной степени удовлетворения потребности в детях. Сила воздействия текущих условий жизни на отдельных людей, на семьи, принадлежащие к разным социальным группам, не одинакова, т.к. критерии оценок этих условий различны и субъективны. Одни и те же социально-экономические параметры жизнедеятельности одними семьями будут восприниматься как благоприятные и достаточные для полного удовлетворения потребности в детях, другими – как существенные препятствия для достижения желаемого числа детей.

Степень удовлетворения потребности в детях у различных типов семей (по уровню детности, доходов, социальному статусу и т.п.). Если число детей в семье соответствует имеющейся у супругов потребности в детях, даже радикальное улучшение условий жизни не способно изменить этого числа в массовом порядке. Когда число детей меньше потребности в них, улучшение условий жизни может привести к повышению степени реализации потребности в детях и к увеличению числа рождений.

Репродуктивные установки подвергаются коррекции и в процессе брачного сожительства. Находясь в постоянном взаимодействии и проходя через общие жизненные ситуации, брачные партнеры воспринимают ценности, установки и мотивацию поведения друг друга и частично или полностью пересматривают собственные. Преимущество в этой ситуации имеет супруг-лидер. В итоге результаты репродуктивного поведения семьи могут оказаться отличными от тех, которые предполагались супругами до начала совместной жизни. Особенно ярко процесс корректировки моделей репродуктивного поведения проявляется в межнациональных браках.

Изменение репродуктивных установок происходит и в фактических брачных союзах. Как правило, в сторону их понижения, поэтому снижение популярности легитимной брачности выступает и фактором, и индикатором изменения модели репродуктивного поведения. Модели репродуктивного поведения развиваются в целом эволюционно, от поколения к поколению и даже медленнее. Однако экстремальные изменения условий жизни приводят к скачкообразным (революционным) сдвигам в механизме взаимодействия основных регуляторов данного вида поведения и, в конечном итоге, потребности в детях. Примерами таких экстремальных ситуаций могут служить социальные революции, войны, социально-экономические и политические кризисы. Они способствуют радикальному пересмотру всей социальной нормативной среды и, как следствие, к изменению норм детности, репродуктивных установок, ухудшению условий реализации потребности в детях и, в критическом варианте, к ее понижению.

Источник

Тема 7. Репродуктивное поведение

Понятие и структура репродуктивного поведения

Отказ от рождений, действия его реализующие, раскрываются через понятие контрацептивного поведения. Основными характеристиками которого является применение контрацепции, искусственный аборт и воздержание.

Структура репродуктивного поведения:

1. Репродуктивные потребности (потребность в детях);

2. Репродуктивные установки;

3. Репродуктивные мотивы;

Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека. В связи с этим различают малодетное, среднедетное и многодетное репродуктивное поведение.

Репродуктивные установки – это психические состояния личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Они делятся на два класса:

Ø Установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей;

Ø Установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности.

Основными внешними индикаторами репродуктивных установок служат три основных показателя предпочитаемых чисел детей:

Среднее идеальное число детей – характеризует представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, не обязательно в своей. Этот показатель отражает представление людей о социальных нормах детности, о наилучшем числе детей при определенных жизненных условиях;

Среднее желаемое число детей – это показатель, характеризующий индивидуальную потребность в детях, выявляет личностные предпочтения индивида в отношении числа детей, которое хотел бы иметь в своей семье, если бы ему ничего не мешало осуществить свое желание;

Среднее ожидаемое (планируемое) число детей – характеризует реальные намерения, репродуктивные планы людей и семей с учетом конкретных обстоятельств их жизни, с учетом конкуренции репродуктивных планов с другими жизненными планами.

Репродуктивные установки формируются в раннем возрасте и затем мало изменяются в течении всей жизни человека. Уменьшение среднего желаемого числа детей с переходом от старшего поколения к младшему указывает на снижение потребности людей в большем, по сравнению с предыдущим поколением, числе детей.

Среднее желаемое число детей указывает тот предел, до которого можно поднять уровень рождаемости с помощью средств социальной политики.

Репродуктивные мотивы – это психические состояния личности, побуждающие индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Выделяют следующие репродуктивные мотивы:

Ø Экономические мотивы рождения детей – это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достигаются) определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить (сохранить) свой экономический статус;

Ø Социальные мотивы – это мотивы, побуждающие к рождению определенного числа детей в пределах бытующих социокультурных норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Выражаются в желании человека жить «как все» и иметь столько же «как и все» детей;

В качестве результатов репродуктивных действий может быть рождение определенного числа детей или отказ от рождения, т.е. контрацептивное поведение.

Дата добавления: 2019-03-09 ; просмотров: 172 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Сущность понятия репродуктивного поведения

Потребность в детях как самая консервативная часть репродуктивного поведения людей. Суть надежных показателей уровня рождаемости. Контрацепция как способ защиты от нежелательной беременности. Определение возрастного периода женщины для рождения ребенка.

РубрикаСоциология и обществознание
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления22.10.2016
Размер файла26,5 K

что такое репродуктивное поведение. Смотреть фото что такое репродуктивное поведение. Смотреть картинку что такое репродуктивное поведение. Картинка про что такое репродуктивное поведение. Фото что такое репродуктивное поведение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра государственного, муниципального управления и политики

по дисциплине: «Демография»

на тему: «Репродуктивное поведение»

1. Понятие репродуктивного поведения

3. Планирование семьи

4. Факторы и перспективы

Список использованных источников

В настоящее время глубоко важна роль семьи в охране и укреплении здоровья населения, в рождении и воспитании подрастающего поколения. Подготовка к супружеству начинается с восприятия примера поведения родителей в семейной жизни. Далее в этот процесс включаются работники детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений. В решении задачи повышения роли семьи в охране здоровья и воспроизводства здорового потомства важное место должны занимать медико-социальные меры, осуществляемые среди молодоженов до брака и на этапе создания семьи. Переход от традиционной формы семьи, с единством брачного, сексуального и репродуктивного поведения, к современной, сопровождался обособлением данных видов поведения: сексуального от репродуктивного и их обоих от брачного. В свою очередь это нашло отражение в снижении возраста начала половой жизни, росте добрачных зачатий и внебрачных рождений, широком распространении искусственных абортов, в том числе при первой беременности. Ранее начало половой жизни стало типичным явлением среди молодежи: от 40 до 60% несовершеннолетних юношей и девушек имеют опыт сексуального общения. Согласно данным социологического опроса со вступлением в брак связывают начало половой жизни только 43,3 % девочек-подростков. Большинство из них считали, что вступать в интимные отношения можно с 17-18 лет, а каждая третья была убеждена, что это можно делать и в более раннем возрасте. Ослабление родительского контроля и увеличение числа контактов, особенно в крупных городах, способствуют формированию у многих юношей и девушек представления об абсолютной свободе в интимных отношениях, что нередко приводит к серьезным нравственным издержкам и личным трагедиям, наносит ущерб здоровью будущих родителей и их потомства.

Вступление неподготовленных в области гигиены половой жизни подростков в интимные отношения часто влечет за собой многие негативные медико-социальные последствия, как для них самих, так и для их семей, а также для общества в целом. Прежде всего, имеются в виду увеличение числа венерических заболеваний среди молодежи, наступление нежелательных беременностей, проблемы юных матерей-одиночек. Беспорядочные половые связи, случайные беременности и ранние роды в значительной степени являются результатом низкой сексуальной культуры молодежи. Ситуация осложняется плохой информированностью молодежи по вопросам контрацепции. Часто подобная информация носит искаженный характер, что связано с особенностями её основных источников. Структура используемых средств контрацепции, женщинами и мужчинами активного репродуктивного возраста свидетельствует о необходимости расширения федеральных и региональных информационных программ средств массовой информации по сексуальной культуре и планированию семьи.

При этом необходимо создать надежную, доступную для населения информационную базу обо всех современных методах контрацепции. Повышение роли медицинских и социальных работников, специалистов негосударственных структур в области планирования семьи, совершенствование системы их подготовки будет способствовать снижению числа абортов и летальности от них.

В задачи входит изучение и анализ понятий: репродуктивное поведение, рождаемость, планирование семьи, а также рассматриваются факторы и перспективы репродуктивного поведения.

1. Понятие репродуктивного поведения

1. Многодетное (потребность в 5 и более детях);

2. Среднедетное (потребность в 3-4 детях);

3. Малодетное (потребность в 1-2 детях).

Одновременно, это способствует росту понимания ценности детей. Потребность в бездетности, практически, отсутствует. По статистике среди 5-6% семей, остающимися бездетными, являются таковыми в результате объективных обстоятельств жизни, а не из-за намеренного решения не иметь детей. Принципиальная «бездетность» в 1960-70-х годах рассматривалась, как форма протеста против норм общества, и тогда это явления получило некоторое распространение, но сегодня оно явно утратило свою популярность. В 1968 г. Тегеранской декларацией ООН было провозглашено, право родителей самим определять необходимое количество детей и интервалы между их рождением.

С этого времени во многих странах были сформированы службы планирования семьи, которые зарекомендовали себя как наиболее экономичная структура профилактической медицины. Уже много десятилетий специалисты признают связь между планированием семьи и здоровьем женщин и детей. При этом основным методом регуляции рождаемости в нашей стране является аборт. Показатель числа абортов на 1000 женщин детородного возраста в России один из самых высоких в мире (99,8 %). Аборты являются одной из основных причин женского бесплодия, невынашивания беременности, высоких показателей материнской и младенческой смертности и заболеваемости. Экономический ущерб от абортов и связанной с ним гинекологической заболеваемости составляет около 1,5 млрд. рублей в год.

Однако он имеет самостоятельное значение, так является одним из главных компонентов изменения численности населения и определения коэффициента естественного прироста населения. На основе абсолютного числа рождений вычисляется общий коэффициент рождаемости как отношение числа рождений к численности населения отнесенный к 1000 человек. Оба эти показателя сильно зависят от структуры населения. Более надежные показатели уровня рождаемости, это:

1. Коэффициент возрастной рождаемости, который исчисляемые для женщин каждого возраста и отражает интенсивность рождений в год;

4. Коэффициенты итоговой или суммарной рождаемости определяется для женщин всех возрастов и должен быть равен сумме коэффициентов возрастной рождаемости. Для обеспечения простого воспроизводства населения коэффициент суммарной рождаемости должен составлять 2,1%.

Все эти показатели могут рассчитываться как для условных, так и для реальных поколений или когорт женщин, при условии, что есть соответствующие статистические ряды. Коэффициент суммарной рождаемости условных поколений является идеальным показателем, когда не происходит сдвигов в «календаре» рождений у реальных поколений, т.е. для стабильного населения с установившимся режимом воспроизводства. Если же такие сдвиги происходят и женщины, в силу различных причин, например, демографической политики, начинают рожать детей в более молодом возрасте, чем их сверстницы, он уже не может служить надежным инструментом анализа изменений ее уровня.

В этом случае верное понимание тенденций в рождаемости дает анализ реальных поколений. На основе показателей рождаемости вычисляются показатели нетто и брутто воспроизводства населения, т.е. количественная мера замещения материнского поколения дочерним. В случае нетто коэффициента (т.е. более тонкой оценки), он представляет собой среднее число девочек, рожденных за всю жизнь одной женщиной, дожившей до конца репродуктивного возраста при данных уровнях рождаемости и смертности. репродуктивный поведение рождаемость возрастной

Брутто коэффициент (т.е. более грубая оценка) не учитывает повозрастной смертности. Зафиксированный в России в 2004 г. нетто-коэффициент воспроизводства составляет 0,603%, это означает, что с учетом смертности, текущий уровень рождаемости обеспечивает замещение поколений матерей лишь на 60,3%. В России широко распространено представление о том, что в последние годы рождаемость в стране переживает какую-то необыкновенную катастрофу, обусловленную общим социально-экономическим кризисом. Сравнение России с процветающими странами заставляет усомниться в правильности такого взгляда.

3. Планирование семьи

Планирование семьи используется в двух основных смысловых контекстах:

1. На уровне государства понимается деятельность, направленная на создание условий для реализации ответственного родительства и для достижения каждой семьей желаемого числа детей. На практике, она бывает направлена либо на стимулирование рождаемости, либо на ограничение деторождения.

2. На уровне семьи понимается принятие семейной парой решение о величине семьи, числе детей и т.д. В этом случае, планирование семьи осуществляется через внутрисемейное регулирование деторождения, о котором мы уже говорили.

1. Избежать нежеланных детей;

2. Иметь только желанных детей;

3. Регулировать интервалы между беременностями;

4. Установить количество детей;

5. Контролировать выбор времени рождения ребенка в зависимости от возраста родителей.

1. Традиционные методы (барьерные, химические, биологические, прерванное половое сношение);

2. Современные методы (гормональная контрацепция, внутриматочная контрацепция);

4. Факторы и перспективы

Список использованных источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *