что такое ренессанс в философии
РЕНЕССАНС
Полезное
Смотреть что такое «РЕНЕССАНС» в других словарях:
ренессанс — а, м. renaissance возрождение. 1. Период бурного расцвета науки и искусства в ряде стран Европы, наступивший после средневековья и обусловленный развитием капиталистических отношений; то же, что Возрождение. БАС 1. Частные письма ни для кого не… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Ренессанс — (Renaissance, Rinascimento) Возрождение слово, в своем специальном смысле впервые пущенное в оборот Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях художников» (1550). И у него же оно (rinascita) фигурирует уже в двух пониманиях. В одном случае Вазари говорит о … Литературная энциклопедия
Ренессанс — (фр. renaissance қайта өрлеу, қайта өркендеу) – XIV ғ. алдымен Италияда басталып, кейін Батыс Еуропа елдерінде өріс алған білім, ғылым, өнер, әдебиет, сәулет салаларындағы мәдени төңкеріс дәуірі, кезеңі. Ол антикалық идеалдар мен құндылықтарды… … Философиялық терминдердің сөздігі
Ренессанс — (Зеленоградск,Россия) Категория отеля: Адрес: Улица Гагарина 17 Б, Зеленоградск, Россия … Каталог отелей
РЕНЕССАНС — возрождение; эпоха Возрождения XV и XVI вв. характеризуется возрождением классического искусства и литературы, освобождением мысли и личности, подъемом научного творчества и возникновением нескольких новых вероисповеданий, последователи которых… … Словарь иностранных слов русского языка
ренессанс — эпоха (ренессанса, возрождения), возрождение Словарь русских синонимов. Ренессанс см. Возрождение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
РЕНЕССАНС — (Ренессанс), (Р прописное), ренессанса, мн. нет, муж. (франц. renaissance). То же, что возрождение2. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РЕНЕССАНС — РЕНЕССАНС, смотри Возрождение … Современная энциклопедия
РЕНЕССАНС — (франц. Renaissance) см. Возрождение … Большой Энциклопедический словарь
РЕНЕССАНС — РЕНЕССАНС, а, муж. То же, что Возрождение (во 2 знач.). Искусство Ренессанса. | прил. ренессансный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Ренессанс
Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь
Философия Ренессанса
Философия эпохи Возрождения – феномен, характерный для Западной Европы XIV–XVII вв. Термин «Возрождение» (употребляется также итальянский вариант – Ренессанс) связан с обращением мыслителей к идеалам античности, своеобразным возрождением древнегреческой и римской философии. Но понимание того, что такое античность, у людей XIV–XV вв. было несколько искаженным. Это неудивительно: целое тысячелетие отделяло их от момента падения Рима, и почти два – от времени расцвета древнегреческой демократии. Все же сущность философии эпохи Возрождения – антропоцентризм – была почерпнута из античных источников и отчетливо противопоставлялась средневековому аскетизму и отвлеченной от всего мирского схоластике.
Предпосылки возникновения
К XIV в. изжила себя сама система феодальных отношений. Росло и быстро развивалось городское самоуправление. Особенно это заметно было в Италии, где со времен античности не угасли традиции экономической автономии крупных городов вроде Рима, Флоренции, Венеции, Неаполя. На Италию равнялись другие европейские страны. К этому времени господство католической Церкви во всех сферах жизни начало тяготить людей: монархи стремились сбросить влияние Папы и прийти к абсолютной власти, а городское население и крестьяне изнывали под непосильным гнетом налогов на нужды духовенства. Чуть позже это приведет к движению за реформацию Церкви и расколу западноевропейского христианства на католичество и протестантизм. XIV–XV вв. – эпоха великих географических открытий, когда мир начал становиться все более понятным и реальным, и все хуже укладывался в прокрустово ложе христианской схоластики.
Необходимость систематизации естественнонаучных знаний становилась очевидной и неизбежной. Ученые все громче заявляют о рациональном строении мира, влиянии на происходящие процессы законов физики и химии, а не божественного чуда.
Основные идеи и базовые принципы
Главные черты философии эпохи Возрождения – стремление познать мир через естественные науки, которые зародились в Древней Греции и были непочтительно забыты в темные средние века, внимание к человеку, к таким категориям, как свобода, равенство, к неповторимой ценности – человеческой жизни.
Однако специфика эпохи не могла не сказаться на ходе развития философской мысли, и в непримиримых спорах с адептами схоластической традиции родился совершенно новый взгляд на мир. Философия эпохи Возрождения кратко усвоила основы античного наследия, но значительно модифицировала и дополнила их.
Новое время ставило перед человеком несколько иные вопросы, чем за 2000 лет до того, хотя многие из них актуальны во все эпохи.
Идеи философии эпохи Возрождения базировались на таких принципах, как:
Периодизация
Поскольку Ренессанс охватывает довольно большой временной отрезок, для более детальной характеристики его условно подразделяют на три периода.
Выделяют еще такие направления философии эпохи Возрождения, как:
Общая характеристика периодов
Сегодня термин «гуманизм» приобрел несколько иное значение, чем в эпоху Ренессанса. Под ним понимают защиту прав человека, толерантность, благотворительность. Но для философов Возрождения это понятие, прежде всего, означало, что в центре философского поиска оказывается не Бог или божественная природа, а человек и его земная жизнь.
Первые идеологи
Первыми проводниками гуманистических идей стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, Джованни Бокаччо. Их произведения по-разному, но вполне отчетливо утверждали антропоцентризм философии эпохи Возрождения, то есть центральное место человека в картине мироздания.
Гуманизм распространялся поначалу не с университетской кафедры, а в частных беседах в кругу вельмож и аристократов. Схоластика была уделом масс, вернее тех, кто управлял массами, официальной доктриной, а гуманизм – философией для избранного узкого круга интеллектуальной элиты.
Данте Алигьери – яркий представитель периода гуманизма
Это творение Церковь оценила очень отрицательно, даже враждебно.
Предназначение человека в миропонимании Данте состоит в самосовершенствовании, стремлении к высшему идеалу, но уже совершенно не в отречении от мира, как это представлялось философам Средних веков. Для того «Божественная комедия» и рисует в красках все перспективы жизни души после смерти человека, чтобы подтолкнуть его к решительным действиям в быстротечной жизни земной. Автор указывает на божественное происхождение человека с единой целью – пробудить его ответственность и жажду к непрестанному обогащению знаниями. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения кратко у Данте нашел свое выражение в «гимне достоинству человека», звучащему в «Божественной комедии». Так, уверовав в высшее предназначение человека на земле, его способность к великим поступкам, мыслитель заложил фундамент для нового, гуманистического учения о человеке.
Развитие идеи в творчестве Франческо Петрарки
Основы гуманистического мировоззрения, очерченные Данте, нашли свое развитие в творчестве Франческо Петрарки. Хотя жанровая направленность его произведений (сонетов, канцонов и мадригалов) разительно отличается от величественного и степенного слога Данте, идеи гуманизма проступают в них с не меньшей отчетливостью. Перу этого поэта принадлежит и ряд философских трактатов: «Об уединенной жизни», «Инвектива против врага», «О своем и чужом невежестве», «О монашеском досуге», диалог «Моя тайна».
На примере Петрарки очень хорошо заметно, что антропоцентризм не оставался только новой выдумкой философов, но приобретал черты мировоззрения, системы культурных ценностей. Он открыто выступал против схоластической доктрины, считая уделом истинного философа изложение собственных мыслей, а не комментирование чужих. А среди философских вопросов Петрарка считал приоритетными те, которые концентрируются вокруг человека, его жизни, внутренних стремлений и поступков.
Основное достижение философов-гуманистов XIV–XV вв. в том, что они отстаивали право человека на развитие, самореализацию и счастье в реальной земной жизни, а не в обещанной Церковью загробной. Бог мыслился благим и добрым, он олицетворял творческое начало мира. И человек, созданный по образу божьему, единственный среди живых существ, наделенный разумом и деятельным духом, должен стремиться изменить мир и людей вокруг себя к лучшему.
Творческий поиск коснулся не только содержания, но и формы: гуманисты прибегают к чисто светскому жанру стиха, философским трактатам на пример античности придают форму диалога, развивают художественную литературу и возрождают эпистолярный жанр.
Социальное равенство
Социальная философия эпохи Возрождения подрывала устои средневековой общественной иерархии совершенно простой и естественной апелляцией к Святому Писанию: все люди равны в своих правах, ибо равно созданы по образу божьему. Идея равенства всех людей найдет более деятельное участие у философов в эпоху Просвещения, а пока она только декларировалась, но и этого уже было немало после феодального средневековья. Гуманисты не вели спор с Церковью, но считали, что схоласты и демагоги исказили ее учение, а гуманистическая философия, напротив, поможет вернуться к истинной христианской вере. Страдание и боль противоестественны природе, а значит, не угодны Богу. На втором этапе своего развития, начиная с середины XV в., философия эпохи Возрождения кратко интерпретирует на новый лад учения Платона, Аристотеля и школы неоплатоников в соответствии с реалиями Нового времени.
Главные представители идеи социального равенства
Среди мыслителей этого периода особое место занимает Николай Кузанский. Он придерживался мнения, что движение к истине – это бесконечный процесс, то есть постичь истину практически невозможно. Это означает, что человек не в силах созерцать окружающий мир в той мере, в которой это позволяет ему сделать Бог. И понять божественную природу тоже выше человеческих сил. Главные особенности философии эпохи Возрождения кратко изложены в его произведениях «Простец» и «Об ученом незнании», где впервые отчетливо проступает принцип пантеизма, так как единство мира, по Кузанскому, заключено в Боге.
Непосредственно к философии Платона и неоплатоников отсылает читателя трактат «Платоновское богословие о бессмертии души» Марсилио Фичино. Он, как и Николай Кузанский, был адептом пантеизма, отождествлял Бога и мир в одной иерархической системе. Идеи философии эпохи Возрождения, которые провозглашали, что человек прекрасен и подобен Богу, также не чужды Фичино.
Пантеистическое мировоззрение достигло своего апогея в творчестве Пико делла Мирандолы. Философ представлял, что Бог – это высшее совершенство, заключенное в несовершенном мире. Подобные взгляды уже в начале XV в. явила миру философия эпохи Возрождения. Краткое содержание учения Мирандолы в том, что постижение мира равнозначно постижению Бога, и процесс этот хотя и трудный, но конечный. Также достижимо и совершенство человека, ибо он создан по образу Бога.
Пантеизм. Пьетро Помпонацци
Новая философия эпохи Возрождения, кратко описанная в данной статье, заимствовала аристотелевские принципы, что сказалось в трудах Пьетро Помпонацци. Он видел суть мира в постоянном поступательном движении по кругу, в развитии и повторении. Главные черты философии эпохи Возрождения нашли отклик в его «Трактате о бессмертии души». Здесь автор приводит аргументированные доказательства смертной природы души, тем самым утверждая, что счастливое и справедливое существование возможно в земной жизни и к нему следует стремиться. Так выглядит у Помпонацци кратко философия эпохи Возрождения. Основные идеи, которые он исповедовал, – это ответственность человека за свою жизнь и пантеизм. Но последний в новом прочтении: Бог не только одно целое с природой, он даже несвободен от нее, а потому не несет ответственности за зло, которое происходит в мире, так как Бог не может нарушить предначертанного порядка вещей.
Гимн Эразма Роттердамского
В описании такого феномена, как философия эпохи Возрождения, кратко необходимо коснуться творчества Эразма Роттердамского. Оно глубоко христианское по своему духу, но тем более преподносит человека, и тем больших усилий требует от него. Это дает огромную ответственность в отношении постоянного саморазвития и самосовершенствования личности. Эразм безжалостно обличал ограниченность схоластической философии и феодального уклада в целом, изложив свои идеи на этот счет в трактате «Похвала глупости». В той же глупости философ видел причины всех конфликтов, войн и распрей, которые порицала в самой сущности философия эпохи Возрождения. Гуманизм также нашел отклик в трудах Эразма Роттердамского. Это был своего рода гимн свободе воли человека и собственной ответственности за все дурные и добрые дела.
Утопические идеи всеобщего равенства
Социальные направления философии эпохи Возрождения наиболее ярко воплотились в учении Томаса Мора, точнее в его знаменитом труде «Утопия», название которого стало впоследствии нарицательным. Мор проповедовал отказ от частной собственности и всеобщее равенство.
Другой представитель социально-политического течения, Никколо Макиавелли, в трактате «Государь» излагал свое виденье природы государственной власти, правила ведения политики и поведения правителя. Для достижения высших целей, по Макиавелли, пригодны любые средства. Кто-то осудил его за такую неразборчивость, но он лишь подметил существующую закономерность.
Таким образом, для второго этапа наиболее значимыми вопросами становятся: сущность Бога и его отношение к земному миру, свобода человека и идеалы государственного устройства.
Яркий след Джордано Бруно
На третьем этапе (со второй половины XVI в.) своего развития философия эпохи Возрождения обратилась к окружающему человека миру, по-новому трактуя правила общественной морали и закономерности природных явлений.
Моральным наставлениям посвящены «Опыты» Мишеля Монтеня, в которых на примерах разбираются те или иные нравственные ситуации и содержатся советы по правильному поведению. Удивительно, что Монтень, не отвергая опыт прошлых поколений в области подобной литературы, сумел создать поучение, актуальное и по сей день.
Знаковой фигурой натурфилософии XVI в. стал Джордано Бруно. Автор философских трактатов и научных работ, он, не отрицая божественной природы, пытался постичь суть космогонии и устройства Вселенной. В труде «О причине, начале и едином» философ доказывал, что Вселенная едина (это вообще было центральным понятием его учения), неподвижна и бесконечна. Общая характеристика философии эпохи Возрождения у Джордано Бруно выглядит как сумма идей пантеизма, натурфилософии и антропоцентризма научного поиска. Он утверждал, что природа наделена душой, это явствует из того, что она постоянно развивается. А Бог – это то же, что и Вселенная – они бесконечны и равны друг другу. Цель человеческого поиска – самосовершенствование и в конечном итоге приближение к созерцанию Бога.
Общие выводы
Такой вид приобрела на завершающем этапе философия эпохи Возрождения. Кратко представители ее описали в своих трудах как пробуждение человеческого разума, как освобождение его от мрака непросвещенности и гнета сильных мира сего. Признавалась ценность каждой человеческой жизни. Так может быть описана философия эпохи Возрождения кратко. Представители ее были не только философами, но трудились в области естественных наук, как упомянутый выше Джордано Бруно, а также Галилео Галилей и Николай Коперник. Их взоры устремлялись в небо и пантеизм, характерный для предыдущих поколений. Они отождествляли Бога уже не просто с природой, но с бесконечной Вселенной. Краткое описание философии эпохи Возрождения в XVI–XVII вв. включает не только идеи пантеизма и натурфилософские поиски, но и дальнейшее развитие гуманистических взглядов. Период требует от человека постоянного самосовершенствования, ответственности и смелости в поисках смысла земного бытия и божественной природы во всем сущем.
Картины В.М. Васнецова
Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.
История Владимира и Рогнеды
Философия Ренессанса
В XIV веке в Европе начинаются большие социальные изменения, которые связаны с разложением феодального общества и появлением новых политических, экономических и культурных тенденций. Стремительное развитие ремесел, торговли, появление первых мануфактур, рост городов способствовали экономическому подъему европейских государств. Этот процесс сопровождался укреплением светской власти – королевских монархий. Под влиянием общих социальных изменений в философии усиливались антисхоластические настроения. Все это объективно стимулировало секуляризацию – освобождение от господства религии и церковной идеологии. Церковь и феодальные отношения в этот период превращаются в препятствия на пути исторического развития общества. Поэтому вся идеология Возрождения приобретает явно антифеодальный характер.
Средневековая культура и образ жизни вытесняются возрожденной моделью античного типа культуры. Отсюда получила свое название и эта эпоха – Возрождение (Ренессанс). Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в своем первозданном виде. Влияние предыдущего исторического этапа – Средневековья – оказалось слишком значительным.
В философии на первый план в этом время выходит учение Платона и неоплатоников. Переосмысливаются идеи Аристотеля, эпикурейцев и стоиков. Центр философской мысли в эпоху Ренессанса смещается от бога к человеку. Важнейшей особенностью философии Возрождения становится антропоцентризм. В отличие от средних веков, когда философия развивалась в содружестве с религией, в период Возрождения она сотрудничает с гуманитарным знанием и искусством.
Ранний период Возрождения (XIV век) характеризуется возникновением тенденций развития нового типа культуры и новых философских взглядов. В период расцвета (XV-XVI века) итальянское Возрождение достигает своего апогея и становится общеевропейским явлением. Закат философии Возрождения (начало XVII века) связан с развитием философии Нового времени.
Утверждение антропоцентризма в европейской культуре эпохи Возрождения связано с деятельностью гуманистов.
Основоположником движения гуманистов считается Данте, который в своих произведениях интересуется человеком больше чем Богом. Человек, утверждает он, есть «величайшее чудо». Таким образом, гуманисты вносят в понимание человека новое антропоцентрическое начало.
Во-первых, реабилитируется природное начало человека. Все телесное и чувственное, считавшееся в средние века греховным, теперь воспринимается в качестве естественного и неотъемлемого аспекта человеческой сущности. Эпикурейское отношение к жизни, точнее ее гедонистический аспект, стремление к чувственным удовольствиям, оказывается весьма созвучным мировосприятию Возрождения. Закономерно, что теперь земная жизнь со всеми ее благами начинается цениться если не больше, то уж ни как не меньше небесной.
Во-вторых, переосмысливается место человека в мире и предопределенность его судьбы. Не бог, не звезды, утверждает Пико, а сам человек, благодаря дарованной свободной воле, решает свою судьбу. Философ подчеркивает, что философ является господином как внешней, так и внутренней, т.е. своей собственной, природы. Если он возвышается над ней, значит он возвышается и над небесами. В формировании подобных умонастроений талантливого графа Пико не последнюю роль сыграли изотерические каббалистические трактаты, к которым он относился с большим почтением.
В-третьих, не смотря на реабилитацию природного начала, гуманисты не отрывают человека от Бога, а, наоборот, сближают их. Происходит обожествление человека как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром.
При этом существенно изменяется отношение к деятельности. Для средневекового мышления труд есть проклятие, кара за грехи, а искупление грехов трудовым способом, воспринималось как благо. Но при этом в нем все таки оставалось что-то подневольное. Кроме того, не труд (производительный, творческий, интеллектуальный) считался высшей формой человеческой деятельности, а религиозное деяние (молитва, отправление обрядов, изучение Библии).
Возрождение меняет систему ценностей. Труд постепенно перестает восприниматься в качестве проклятия. Особое значение приобретает творческая деятельность, в которой человек, подобно Богу, создает нечто новое, эстетически прекрасное. Человек – творец, художник в самом широком смысле этого слова, становится объектом внимания и даже поклонения.
Культ человека-творца дополняет культ красоты. Но уже не в небесном, абстрактном ее понимании, как высшее невообразимое совершенство Бога, а в земном, чисто человеческом ее понимании. Символом искусства Возрождения становится Мадонна, в которой земное, телесное начало порой затмевает начало духовное.
Обожествление человека объективно способствовало возвышению достоинства личности. Сословные различия и родовые титулы значительно теряют свое решающее значение. Личные способности и достижения приобретают все более существенный вес.
Таким образом, Возрождение привнесло в философию: реабилитацию природного начала в человеке, переосмысление его места в мире и его обожествление.
Но только в мистическом пантеизме Бёме убеждение в реальности такого преображения звучит недвусмысленно: «Если ты живешь свято, то ты сам Бог».
Как было отмечено выше, философия Возрождения приобретает антисхоластический характер. Но это вовсе не означает, что она полностью отказывается от самой идеи Бога. Атеизм в европейской философии появится несколько позже – в период Нового времени. Пока же происходит переосмысление господствовавшего теистического понимания Бога. Оно заключается в распространении пантеизма («всебожия») – представление о Боге, в котором Бог и Природа рассматриваются как единое целое. Бог понимается как особая духовная сила (энергия), пронизывающая Мир в каждой его частице. При этом Бог рассматривается не как надприродная Абсолютная Личность, а в качестве особого духовного начала, которое пронизывает и одухотворяет природу. Таким образом, Природа не противопоставляется Богу как низшая сфера бытия, а обожествляется.
Пантеизм возник задолго до Ренессанса. В некоторых своих разновидностях он проявлялся в учениях восточных и античных философов, а позже – в раннем гностическом христианстве. Адепты Сокровенной Мудрости утверждали, что посвященные в тайные учения никогда, со времен седой древности, не очеловечивали Бога, а понимали его исключительно абстрактно – как некую активную духовную силу, всеобщий закон, являющийся источником и основанием всякого бытия. В Средние века церковное богословие не разделяло это понимание божественного начала, однако, в период Ренессанса, благодаря влиянию изотерических учений, оно проявилось вновь, но уже достаточно открыто и широко.
Ренессансный пантеизм существовал в двух разновидностях – мистической и натуралистической. В мистической версии (Парацельс, Бёме) природа растворяется в Боге. Причем, Бёме подчеркивает, что Бог не только в природе, но и выше природы, т.к. в нем прибывает все. В натуралистической версии (Бруно) Бог растворяется в природе и мыслится как движущая сила в самих природных вещах.
Если первый этап эпохи Возрождения был связан с расцветом гуманизма, представители которого природой интересовались мало, то второй ее этап отличается бурным развитием натурфилософии (философии природы) и естествознания.
Осмысление абстрактного принципа совпадения противоположностей имело далеко идущие последствия как непосредственно в философии, так и в науке в целом. Прежде всего, он указывал на относительность фундаментальной аксиомы здравого смысла и традиционной логики – запрета на объединение противоположностей (или «да», или «нет»; и «да», и «нет» – невозможно). Но оказалось возможно. Позже, в XIX веке наука это обоснует.
Изучая философские взгляды Кузанского, анализируя астрономические наблюдения, Коперник приходит к пониманию ошибочности церковного геоцентрического (птолемеевского) представления о мироздании. Он разрабатывает новую картину мира, основываясь на принципе относительности Кузанского, дополняя ее новыми постулатами: «Мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности», «Сфера неподвижных звезд находится в покое, а все остальные небесные тела имеют круговое вращение». По утверждению Коперника Земля тоже вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. При этом он допускал, что могут быть и другие центры вращения. Причину вращения небесных тел, он видел в их собственной природе и считал, что внешние источники для их движения не нужны.
Радикальное изменение мировоззрения в эпоху Возрождения не могло не сказаться на социально-философских и политических учениях. В этой сфере, как и в других областях знания, теологические доктрины вытесняются новыми теориями на основе реальных земных интересов человека и насущных потребностей общества.
На рубеже XV-XVI века Италия представляла собой пёстрое образование из разобщённых городов-республик. Раздробленность, сопутствовавшие ей вражда и борьба за власть, препятствовали культурному экономическому развитию нации. Общество нуждалось в политической централизации. Эта объективная потребность стимулировала появление политических учений, обосновывавших идею сильной центральной власти.
Макиавелли в своей социально-философской теории выдвигает идею «нового государя», который призван объединить Италию и освободить ее от влияния церкви. Макиавелли представлял себе «нового государя» сильного как лев, хитрого как лисица, стремящегося к добру, но при необходимости и не избегающего жестокости, руководствующегося не религиозной моралью, а практическими жизненными интересами. Позже политику такого рода определят формулой: «Цель оправдывает средства» и она войдет в историю под названием «макиавеллизм».
Исключая Бога из общественной жизни и политики, Макиавелли отождествляет его с фортуной (роком, судьбой) и естественной необходимостью. Именно она властвует над человеком, но это не значит, что свободная воля людей теряет свое значение. Идею государственного абсолютизма – но уже по отношению к Франции – вслед за Макиавелли продолжал развивать Боден. Светская политическая власть ставится им выше религиозной, по его мнению, она должна принадлежать монарху, который обеспечивает право, свободу совести и суверенитет государства.
В отличие от Макиавелли и Бодена, социально-философская мысль Мора и Кампанеллы была направлена на решение не столько текущих социально-политических проблем, сколько на разработку модели идеального общества. Поэтому их называют основателями теории социального утопизма.
В своей книге «Утопия» Томас Мор выступает с резкой критикой современного английского общества и описывает жизнь на вымышленном им острове Утопия. Там царят справедливость, мудрое управление, равные права в труде и распределение его продуктов, а также общественная собственность на средства производства. В своей работе он выступает против частной собственности, в которой видит одну из важнейших причин социального неравенства и бедствий народа.
Подобные идеи развиваются и Кампанеллой, который в своей книге «Город Солнца» показывает реализованное идеальное общественное устройство, в каком-то смысле Царство Божие на Земле. Основано оно на общественной собственности, христианских нравственных принципах, духовной власти мудрого жрецаправителя, именуемого Метафизиком или Солнцем, общинной жизни и правильно организованной трудовой деятельности. Город Солнца Кампанеллы во многом напоминает идеальное государства Платона.
Иной взгляд на социальное устройство общества высказал Гроций в своей идеи «естественного права». Будучи сторонником двойственной истины, он, не отвергая полностью божественное право, выдвигает вместе с тем и право человеческое, в рамках которого все вопросы решаются с помощью разума. Позитивное значение такого подхода сказалось в преодолении правовой монополии церкви. Человеческое право, согласно Гроцию, охватывает естественное и гражданское право.
Преодолевая вначале представление о дуализме человеческой природы на первом этапе Возрождения, более поздние ренессансные мыслители приходят к ее полному оправданию. При этом основополагающими критериями оценки человека они считали добро и зло. Поэтому такое большое значение придавалось «моральной философии» – этике, политике, экономике, а также истории, педагогике, риторике и поэзии, т.е. тем наукам, которые по убеждению гуманистов, формирую душу человека, а также способствуют совершенствованию общества в целом, укрепляют связи между людьми.
Введение в философию: Учебник для ВУЗов /под ред. Н.Т. Фролова. М., 1999.
История философии: Запад – Россия – Восток, в 4 кн. /под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.
История философии в кратком изложении. М., 2001.
История философии и вопросы культуры. М., 1995.
Антология мировой философии /Под ред. В.В. Соколова. М., 2000.