что такое религия 4 класс орксэ
Урок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» по теме «Культура и религия» (4 класс)
Урок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры», 4 класс
«Культура и религия»
Цели урока: формирование первоначальных представлений о культуре и религии, о православной религии как истоке русской культуры; освоение основных терминов и понятий урока.
— познакомить детей с понятиями «культура», «религия», «православие»;
— рассмотреть взаимосвязь понятий «культура» и «религия»;
— создать условия для нравственного развития личности.
— учащиеся узнают, как человек создаёт культуру, о чём говорит религия; что истоки русской культуры — в православной религии;
— учащиеся задумаются над необходимостью соблюдения нравственных норм жизни (важно заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать).
Основные термины и понятия: культура, светская культура, религия, православие.
2. Актуализация необходимых знаний
— Какое имя носит наша страна?
— Как ещё уважительно мы называем Россию?
— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке? (о культурных традициях)
— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
3. Организация познавательной деятельности
1) Постановка целей урока
— Прочитайте тему урока.
— Как вам кажется, о чём пойдёт речь на уроке?
— Какие слова в названии темы урока вам знакомы, а какие не знакомы?
— Попробуйте сформулировать задачу урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить? ( Что такое культура? Что такое религия?)
2) Знакомство с понятием «культура»
— Как вы думаете, что такое культура?
— Подберите слово на каждую букву слова «культура»
Л- личность, любовь, любознательность
Т- талант, традиции, трудолюбие
— Что же такое «культура»? Прочитайте в учебнике (первый абзац).
— Из какого языка пришло слово «культура»?
— Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?
— В словаре С.И.Ожегова написано:
Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Культура – это разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного.
Культура – это разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях.
Культура – высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.
— Какое из этих значений подходит к теме урока?
— Как вы поняли слова в учебнике: «Сегодня слово «культура» понимается более широко — это вообще всё, что создал человек. То, что человек меняет в мире своим трудом, и есть культура. Трудясь, человек меняет не только мир, но и себя (например, становится более заботливым и менее ленивым)»?
— Как соотносятся понятия «труд» и «культура»?
— Вспомните сказочных героев, которых можно назвать ленивыми. Почему? А трудолюбивыми? Почему?
— Можно ли вашу учёбу считать трудом и вкладом в развитие культуры? Почему?
— Можно ли сказать: «Культура умственного труда»? Относится ли это к вашей учёбе? Почему?
— Какие культурные ценности вы могли бы назвать?
— Прочитайте 3, 4, 5 абзацы. Что вас удивило?
— Культура передается через опыт одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым влияет на образ жизни, мыслей, чувств, способ общения друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. Есть области культуры общие для всех людей, а есть различия в народных культурах.
— Как вы поняли, почему в мире культуры можно найти ответы на вопросы, которые важны для каждого человека?
— Помогает ли вам в жизни опыт других людей (например, опыт героев художественной литературы, художественных и документальных фильмов; опыт ваших родителей; опыт ваших друзей и т. д.)?
— Чему вы учитесь у них? Приведите примеры.
— Почему автор учебника пишет: «Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт»? Как вы это понимаете?
— Согласны ли вы с этим утверждением или нет? Почему?
— Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию?
— Что ему показалось странным в русской культуре?
— Что для вас оказалось новым в этом описании?
3) Знакомство с понятием «религия»
— Арабский путешественник так сказал о русском народе: «Несомненно, все эти люди святые!» Как вы думаете, почему?
— Напишите, какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «религия».
— Какие слова подобрали? (Церковь, священник, крест, праздники, Пасха, Рождество и т.д.)
— Слово «религия» произошло, как и слово «культура» от латинского слова.
— Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника с тр. 7 предпоследний абзац.
— Как вы поняли, что такое религия?
4) Что означает понятие «культурный человек»?
— Какие черты присущи культурному человеку?
— Каким словом в русском языке выражается благодарность?
— Послушайте небольшой рассказ об этом слове.
Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:
— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?
— Говорят «спасибо», что же ещё?
— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.
Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.
— Что нового узнали об этом слове?
— Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва.
— Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?
— Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?
3. Подведение итогов
— Вспомним тему урока.
— На какие вопросы искали ответ?
— Что такое культура? Что такое религия?
Верны ли утверждения? Обведите правильный ответ.
2. Любой предмет, созданный человеком, является частью культуры.
3. Культура влияет на мысли и чувства людей, на способы их самовыражения, общения и труда.
4. Культура у всех людей одинаковая.
5. Есть области культуры, общие для всех людей, для всей страны и даже для всего мира.
6. Всякая культура имеет духовную основу и связана с религией.
5. Домашнее задание: ответить на вопросы учебника
Конспект урока по ОРКСЭ (ОПК) «Культура и религия» 4 класс
школа №19 с. Ольгинка МО Туапсинский район
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе
Тема урока: «Культура и религия»
учитель начальных классов
Кудас Алена Васильевна
Конспект урока по ОРКСЭ, модуль ОПК в 4 классе
Тема урока: «Культура и религия»
Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние,
Высоких жертв и чистых дел!
Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни
Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации на бумажном и электронном носителях, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа с учебником, работа в командах.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие
Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных, буддийских и мусульманские храмы в презентации «Храмы», персональный компьютер и проектор, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, выставка книг.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
— Какое имя носит наша замечательная огромная страна?
— Как ещё уважительно мы называем Россию?
(Отчизна, Отечество, родина)
-Почему нашу страну мы называем Отечеством?
— Как называется многообразный мир, который нас окружает?
— А какой мир существует еще, другой мир?
— Что такое духовный мир?
— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?
(о культурных традициях)
— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи, религиозных традициях?
Знакомство с темой урока.
— Сегодня мы часто произносим слово культура, а по какой причине?
(2014 год Президентом нашей страны объявлен годом культуры,1 сентября мы провели классный час, посвященный этому событию)
-Так что же такое «культура» и «религия», как вы думаете? Какие ассоциации у вас возникают при произношении слова Культура и Религия.
-Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Культура и религия)
— Какие новые слова и понятия мы сегодня с вами начали разбирать?
(культура и религия)
— Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить в конце урока?
( Что такое культура? Что такое религия?)
— А я добавлю ещё один вопрос, на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?
Актуализация знаний учащихся.
-А теперь обратимся к толковому словарю и электронному источнику, чтобы точнее дать определение этому понятию (учитель предлагает детям войти в сеть интернет с телефонов и планшетов, на сайт «Википедия», а другим детям найти определение в толковом словаре Ожигова. Дети находят информацию и зачитывают определение из источников вслух)
Сопровождение урока показом слайдов презентации «Культура и религии»
Работа по учебнику.
Обратимся к учебнику, он нам тоже поможет разобраться в этих вопросах.
Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.
— Как вы поняли, что такое культура?
— Что новое вы узнали о культуре, дополните уже сказанное о культуре?
Продолжим работать по учебнику.
— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:
— Что вас удивило при чтении этих абзацев?
Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?
-Пришло время более подробно поговорить о религии. Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.
— Как вы поняли, что такое религия?
— Сегодня религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).
— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.
— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов из учебника литературы?(Велес-бог скота, Ярило-бог солнца, Перун- бог грозовых туч, грома и молнии и.т.д.)
Постепенно возникло много религий. В мире существует три самых распространенных мировых религии: ислам, буддизм и христианство.
-Мы с вами представители какой религии?
— Ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры. Конечно же коснемся и историй других религий для общего кругозора, т.к. теперь среди нас есть представитель мусульманской веры.
— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)
— Что они могут означать? (правильно славим)
-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают. Мы с вами будем изучать основы православной религии.
Можем теперь ответить на вопрос: Что такое религия?
Выяснение связи культуры и религии.
Работа в командах с анаграммами.
— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос. Как связаны между собой культура и религия?
На примере следующей работы мы свами постараемся это выяснить.
-Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и решить анаграмму. Ваша задача найти среди множества букв слова, этим займутся 4 команды, а пятая команда найдет соотношение найденных вами слов с их происхождением на карточках.
Вывод: Как в этом случае связаны понятия культура и религия? Вы можете себе представить культурного человека без знаний и употребления этих слов?
Просмотр презентации «Храмы»
Ребята, мы с вами выяснили, что культура это то, что создано руками человека. Что создал человек большое, красивое? Скажите, куда идет верующий человек, что бы уединиться, когда ему плохо, тяжело или наоборот он счастлив?
Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)
— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)
— В настоящее время эти замечательные сооружения –храмы – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой в разные страны. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения, предлагаю вам насладиться красотой храмов разных религий.
— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?
— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.
— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?
Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?
— Прочитайте 1 абзац, стр. 7
(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?
Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?
Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями «культура» и «религия», поговорили о их взаимосвязи. Скажите, что для себя полезного, интересного вы вынесли из этого урока? Что вам понравилось больше всего? Обратите внимание на новые появившиеся книги на нашей выставке. Полистайте их, рассмотрите на переменах иллюстрации.
Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание. Узнать у родителей, найти информацию в сельской библиотеке какое название носит наш сельский храм, и почему так был назван.
Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003
Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001
Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012
Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.
Презентация по ОРКСЭ на теиу : » Культура и религия». ( 4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Культура И религия
Что такое культура?
Что такое религия? Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
На территории России основными считаются 4 религии: Православие Иудаизм Ислам буддизм Какие основные религии вы знаете?
Христианство Самая крупная по числу последователей мировая религия.
Символы иудаизма Звезда Давида Менора
Ритуал — религиозный обряд. Ритуал — традиционный порядок проведения какой-либо церемонии. Ритуалы в религиях мира
Христианство Молитва Богослужение Венчание Причищение Крещение погребение
буддизм Молитва Ритуал очищения Погребение Ритуал притягивания богатства Ритуалы красоты
ислам Молитва Милостыня Поломничество пост
иудаизм Молитва омовение Жертвоприношение Иудаизм проникнут ритуалом до мелочей, полон писаных и неписаных правил, которые регламентируют деятельность человека: что можно и чего нельзя есть, пить, на ком жениться, когда работать, с кем дружить и кого ненавидеть.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-646675
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта
Время чтения: 0 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по теме «Культура и религия» по курсу ОРКСЭ(4 класс)
Тема «Культура и религия ».
Задачи урока : воспитание нравственности, толерантности, уважительного отношения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Предметный результат: научатся правильно формировать понятие «религия», сформируют представление о мировых и национальных религиях.
Метапредметные результат : научатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, используя известные понятия и изученный материал; смогут сформировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
Личностный результат: сумеют воспитать чувство нравственности, толерантности, через игровые моменты, групповые формы работы развить мыслительную деятельность, умение выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; формировать культуру речи; воспитать уважение к истории и культуре всех народов.
Основные понятия : религия, ритуал, первобытные верования, древние религии, традиционные религии, национальные религии, мировые религии.
Оборудование урока: проектор, презентация, рабочие листы
Сценарий учебного занятия.
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я!
Сели ровно, всё достали,
Вспомним всё, что раньше знали.
Оставляем все заботы
И включаемся в работу!
Настраиваются на работу на уроке.
Давайте вспомним, какую тему мы проходили на прошлом уроке?
-Как вы понимаете слово «родина», «малая родина».
Какие культурные традиции вы знаете?
Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи? Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают о традициях своей семьи, о вечных ценностях : милосердии, чести, нравственности.
Приводят примеры традиционных семейных праздников, среди которых есть и религиозные.
— формирование умения вступать в диалог
— оценивание своей работы и
Просмотр сюжета из мультфильма о религии
Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
А как вы думаете каковы цели нашего урока?
Обучающиеся отвечают, что речь пойдет о религии.
— постановка учащимися цели
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.
А теперь посмотрите на доску и запишите тему сегодняшнего урока.
Тема: Культура и религия.
Мы говорили на прошлом уроке,что наша страна многонациональная и все, кто проживает на ее территории, бережно хранят традиции всех народов и национальностей. Мы уважительно относимся к каждой традиции.
Перед вами лежат рабочие листы. Возьмите лист №1.Надо написать все слова, которые относятся к слову религия.
Церковь, крест, священник, Рождество, Пасха, икона и др.
Как вы думаете, что такое религия?
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
опираясь на имеющиеся знания;
— выслушивать и принимать чужую позицию.
-классифицировать объекты по определенному признаку
Открытие новых знаний
Включение в систему знаний.
Рассказ учителя: Слово «религия» произошло от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Стр.7.
— Как вы поняли, что такое религия?
Сегодня религией называют такое явление в жизнилюдей, которое включает в себя:
– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…
– поведение людей в повседневной жизни;
– участие людей в религиозных действиях – ритуалах, обрядах (о них разговор на других уроках).
Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов. В древние времена основной частью обряда было принесение жертв богам. Позднее главным обрядом стала молитва.
Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать курс основы мировых религиозных культур и познакомимся подробно с разными религиями.
Возвращаемся к понятию «религия».
Ребята, давайте обсудим вопрос –почему одни религии называются мировыми, а другие национальными?
Религии существовали с древности. Верования самых древних людей называют первобытными верованиями. Постепенно, по мере того как развивался мир, возникло много различных религий. Свои религии возникли и в Египте, и в Сирии, и в Греции, и в Риме, и во многих других странах. Такие религии называют древними религиями.
Некоторые религии сохранились и до наших дней. Такие религии стали называть традиционными верованиями.
Со временем появились религии, которые называют мировыми. Верующие этих религий живут в разных странах и принадлежат к разным народам. Сегодня мировыми религиями являются христианство, ислам и буддизм. Приверженцы этих религий живут во всех уголках мира.
Так же в нашей стране есть верующие, которые придерживаются других направлений в христианстве – католичества и протестантизма. У некоторых жителей России сохранились и традиционные верования. Немалое число жителей не исповедуют никакой религии.
Христианство, ислам, иудаизм, буддизм, традиционные верования народов Поволжья, Сибири, Дальнего Востока – важная часть культуры нашей страны. Ведь значительное число россиян являются верующими людьми, ведут религиозный образ жизни: верят в Бога, выполняют религиозные обряды, как того требует их вера.
Прочитайте текст на стр.8-9. Пометьте себе, какие же религии бывают.
Выпишите в тетради основные понятия.
религия – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.
После выполнения задания несколько человек отвечают на вопрос учителя.