что такое религиозный синкретизм
Синкретизм
Синкрети́зм — 1) сочетание разнонаправленных, противоречивых воззрений; 2) объединение положений, принадлежащих различным религиозным верованиям, в единую религиозную систему; 3) (в переносном значении) равнодушное отношение к искажениям веры за счёт инославных заимствований, духовная беспринципность.
Что общего между экуменизмом и синкретизмом?
Экуменизм зародился на почве движения, связанного с евангелизационными кампаниями XVIII–XIX вв., проводившимися в Европе и Северной Америке. Приоритетной стратегической целью экуменического движения было способствование преодолению разобщенности «христианских» общин.
Впоследствии на почве этого движения и как его детище сформировался специальный координационный орган: Всемирный Совет Церквей.
По мере развития межцерковного диалога, осуществлявшегося в рамках его деятельности, особую остроту приобрёл вопрос о границах Подлинной Церкви Христовой.
Естественно, что ни одна из десятков и сотен «христианских» «Церквей» не желала видеть себя вне этих границ, ведь в противном случае им пришлось бы признать себя псведохристианскими, ложными.
Со временем, усилиями ряда идеологов экуменического движения, решение этого вопроса сконцентрировалось вокруг так называемой теории ветвей. Согласно этой теории, ни одно из существующих «христианских» Собраний, рассматриваемых в отдельности от остальных, не является Единою и Истинною Церковью в полном значении этого слова, в том, какое в него вкладывал Христос ( Мф.16:18 ). Все они, так или иначе, произошли от апостольской общины и поэтому все имеют право именоваться Церквями (см. подробнее: Нужен ли православному экуменизм?).
Истинная Церковь должна рассматриваться в единстве множества существующих на сегодняшний день «христианских» деноминаций. Поскольку в настоящее время между ними нет того богоподобного единства, о котором Спаситель молился Отцу ( Ин.17:22 ), постольку это единство следует мыслить потенциальным и разуметь как заветную цель.
Подлинная Церковь Христова названа столпом и утверждением Истины ( 1Тим.3:15 ), но истина не может противоречить сама себе. Это значит, что единение христианских общин должно сопровождаться (помимо прочего) унификацией их вероучений.
Унификация, по соображению ряда участников экуменического движения, возможна через синкретический подход. При этом декларируется, что разность в вероучениях, наблюдаемую между деноминациями, не следует рассматривать как разность по существу — гораздо уместнее объяснять её разностью в интерпретациях одних и тех же догматических истин.
Мол, один смотрит на Божественные догматы так, другой — иначе, третий — по-своему, четвёртый — под особым углом. Что в этом плохого? Разные мнения лишь обогащают общую картину религиозного знания. Частицы истины содержатся в каждом вероучении, и лишь их совокупность являет её полноту. Взаимное признание правдоподобности вероучений пока ещё разрозненных общин — вот один из залогов будущего общецерковного единства.
В действительности же эта экуменическая аргументация не выдерживает даже и неглубокой критики.
Богоугодное единение христиан возможно лишь в рамках единой и истинной веры, той самой, что основана на истинном восприятии Благовестия. Хранительницей и проповедницей этой веры является только Вселенская Православная Церковь. Стало быть, единение представителей инославных деноминаций вокруг Христа подразумевает необходимость отказа от религиозных заблуждений, раскаяние, приобщение к Православию.
Религиозный синкретизм
Понятие «Религиозный синкретизм» используется применительно к разным формам религиозной жизни, в контексте которых оно имеет различные смысловые оттенки. Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх для характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности. По отношению к архаической религии религиозный синкретизм означает слабую дифференциацию религиозного сознания и культовых практик, слитность их с другими сторонами духовно-практической жизни человека – трудом, социальным устройством и т. д. На раннем этапе истории религиозное мировоззрение представляло собой слаборасчлененную целостность магических, анимистических, теистических и пр. представлений, включавшую также зачатки этических, эстетических, правовых, научных понятий и практических знаний. Архаическая религиозная практика объединяла магические манипуляции и рудименты изобразительного, танцевального, музыкального искусства, словесного творчества. По мере развития компоненты этой мировоззренческой и культовой синкретической целостности получают качественную определенность и выделяются для дальнейшего существования либо в составе четко структурированной религиозной системы (напр., в виде теологии, демонологии, антропологии) либо как самостоятельные культурные феномены (напр., в виде этики, права, театрального искусства и т. д.). За пределами религиозной архаики под религиозным синкретизмом подразумевается соединение религиозно чужеродных элементов в одну целостность. Такое соединение – синкретизация – типичный процесс развития практически всех религий, которые в ходе эволюции интегрировали в свое первоначальное содержание идеи и элементы обрядности, заимствованные из сосуществующих верований и культов. В древнем мире религиозный синкретизм был особенно присущ, например, ре лигии римлян, в рамках которой синкретизация (включение в римский пантеон иноэтнических богов и т. п. практика) была частью официальной религиозной политики. Хотя монотеистические религии стремились соблюдать в беспримесном состоянии догматику и культ, однако ни иудаизм, ни христианство, ни ислам уже на этапе формирования не избежали инкорпорирования в свой состав религиозно чужеродных явлений. Вся последующая история этих религий была сопряжена с борьбой двух противоположных тенденций – заимствованием инорелигиозных элементов и попытками от них освободиться. В России религиозный синкретизм был прежде всего следствием взаимодействия православия и древней религии славян. Само православие русское как своеобразный этнорелигиозный тип – во многом есть результат религиозного синкретизма. На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных (языческих) верований, культов и традиций. Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с которым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св. Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных богов покровителей. Некоторые народные празднества в России переименовывались на христианский манер, сохраняя прежнее значение: «медовый спас» (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На «яблочный спас» при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христианский образ «Преображение Богочеловека». Праздник «Покрова Богородицы» вытеснил отмечавшийся в этот день (1 окт. ст. ст.) в России «Покров бога Крышеня» (девушки пели: «Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле. Славянское празднование зимнего солнцеворота Масленица сохранилось также без христианской интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).
В советский и постсоветский периоды новые формы религиозного синкретизма связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к современным социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций. Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то, что оно приходится на Рождественский пост. В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохристианской практики «радования» вместе с предками на могилах родственников, что категорически запрещалось Православной церковью (в качестве «компромисса» церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием «Радоница» на 9-й день после Пасхи).
На позднем этапе истории, в 19-20 вв., появились религиозные системы, для которых религиозный синскретизм является основополагающим началом. К числу таковых принадлежит, например, бахаизм, каодаизм в составе которых религиозный синкретизм выступает средством преодоления межконфессиональных разногласий и движения к универсальной религии.
Источники:
Синкретизм религиозный
Смотреть что такое «Синкретизм религиозный» в других словарях:
СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — англ. syncretism, religious; нем. Synkretismus, religioser. Смешение, неорганичное соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий (напр., синтоизм) в их историческом развитии. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — англ. syncretism, religious; нем. Synkretismus, religioser. Смешение, неорганичное соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий (напр., синтоизм) в их историческом развитии … Толковый словарь по социологии
СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ — (греч. synkretismos соединение) смешение, неорганич. соединение разнородных вероучит. и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историч. развитии. Ярким примером С. в религии является яп. синтоизм … Атеистический словарь
Синкретизм религиозный — заимствование одной религией элементов др. религий либо совокупность компонентов разных религий в новой религ. системе. Заимствования из др. культов и вероучительных систем характерны для всех религий на протяжении истории человечества. Мн.… … Религии народов современной России
СИНКРЕТИЗМ — (от греческого synkretismos соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг… … Современная энциклопедия
СИНКРЕТИЗМ — (от греч. synkretismos соединение) 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга; … Большой Энциклопедический словарь
Синкретизм — (греч. synkretismos – соединение) качество, свойственное первобытной культуре, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего либо, в частности деятельности и сознания. 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого… … Энциклопедия культурологии
Синкретизм — (от греческого synkretismos – соединение), 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого–либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Синкретизм (соединение) — Синкретизм (от греч. synkrëtismós соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое состояние какого либо явления (например, искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены … Большая советская энциклопедия
Религиозный синкретизм — У этого термина существуют и другие значения, см. Синкретизм. Традиционные религии Ключевые поня … Википедия
Религиозный синкретизм демонстрирует смешение двух или более религиозных систем верований в новую систему или включение верований из несвязанных традиций в религиозную традицию. Ему противопоставляется идея множественной религиозной принадлежности и политеизма соответственно.
Это может происходить по многим причинам, и последний сценарий довольно часто случается в областях, где несколько религиозных традиций существуют в непосредственной близости друг от друга и активно действуют в культуре, или это может произойти, когда культура завоевана, и завоеватели приносят свои религиозные убеждения. с ними, но им не удается полностью искоренить старые верования или, особенно, старые практики.
СОДЕРЖАНИЕ
Древняя история
Классические Афины были исключительны в вопросах религии. Некоторые источники утверждают, что Указ Диопейта объявил введение чужеземных богов и веру в них уголовным преступлением и разрешил только грекам поклоняться в афинских храмах и на праздниках, поскольку иностранцы считались нечистыми. Другие источники оспаривают существование указа.
Римлянам была знакома концепция синкретизма, потому что с самых ранних времен они испытывали ее, в том числе, с греками. Римляне включили в свою религию греческих Аполлона и Геракла. Они не рассматривали религиозные аспекты, которые они переняли из других культур, как отличные или менее значимые от религиозных аспектов, которые были римскими по происхождению. Раннее римское принятие религий других культур в свои собственные облегчило для них интеграцию недавно встреченных религий, которые они обнаружили в результате своей экспансии.
Раннее христианство
Ранний иудаизм
Постклассическая история
Ислам и религии Западной Азии
Во время присутствия суфиев в Бенгалии мусульманско-индуистский синкретизм был общей тенденцией, и Набибангша Сайеда Султана является примером этого. Книга рассказывает о происхождении пророков ислама. Помимо Адама, Ноя, Авраама, Моисея и Иисуса Христа, поэт также описывает индийских божеств, таких как Брахма, Вишну, Рама и Кришна.
Религии Южной и Восточной Азии
Современная история
христианство
Историк Юваль Ной Харари в своей книге «Sapiens: Краткая история человечества» (2014) утверждает, что синкретизм широко распространен в христианстве, говоря, что «на самом деле монотеизм в том виде, в каком он проявлялся в истории, представляет собой калейдоскоп монотеистов, дуалистов, политеистов и анимистов. наследства, смешанные под одним божественным зонтиком. Средний христианин верит в монотеистического Бога, но также и в дуалистического Дьявола, в политеистических святых и в анимистических призраков ». (стр. 223)
Протестантская реформация
Новый мир
Восточная Азия
Католицизм в Южной Корее был синкретизирован с традиционными буддийскими и конфуцианскими обычаями Махаяны, которые составляют неотъемлемую часть традиционной корейской культуры. В результате южнокорейские католики продолжают практиковать измененную форму обрядов предков и соблюдать многие буддийские и конфуцианские обычаи и философии. В Азии революционные движения Тайпин (Китай XIX века) и Армия Бога ( Карен в 1990-е годы) смешали христианство с традиционными верованиями.
Южная Италия
Вера бахаи
Карибские и афроамериканские
Процесс синкретизма в Карибском регионе часто является частью культурной креолизации. (Технический термин « креол » может применяться к любому, кто родился и вырос в этом регионе, независимо от этнической принадлежности.) Общая история Карибских островов включает длительные периоды европейского империализма (в основном Испании, Франции и Великобритании) и импорт африканских рабов (прежде всего из Центральной и Западной Африки). Влияния каждого из вышеперечисленных взаимодействовали в той или иной степени на островах, создавая ткань общества, которая существует сегодня в Карибском бассейне.
Другой
Унитарный универсализм также является примером современной синкретической религии. Он уходит своими корнями в универсалистские и унитарианские христианские общины. Однако современный унитарный универсализм свободно включает элементы из других религиозных и нерелигиозных традиций, так что он больше не идентифицируется как «христианский».
Нигерийский религия хрислам сочетает в себе христианские и исламские доктрины.
Русские слоги
Смысловые значения букв, слогов и слов русского языка
Содержание
Заключение
Заключение
Возможная причина наличия русскоговорящих имён в пантеоне античных божеств может заключаться в известной историкам синкретичности древних религий. Даю небольшую справку.
Большой российский энциклопедический словарь
СИНКРЕТИЗМ СИНКРЕТ`ИЗМ (от греч. synkretismos — соединение),
Синкретизм в русском семантическом поле.
Восстановим нашим методом исходное значение слова синкретизм.
Синкретизм
Буквальное значение: поглощение (си) положений (н) соединение для (к) неразрывной (ре) связи (ти) заграничных, отделённых (з) внутренностей (м).
Синкретизм – поглощение, соединение для, с целью неразрывной связи отдельных, заграничных внутренних положений.
Уточню пару встретившихся при нашей дешифровке словосочетаний.
«Внутренние положения» – внутренние законы, внутренние положения и правила поведение и внутренние положения отдельных религий.
«Отдельные, заграничные» – находящиеся вне основной воспринимающей в себя догмы.
Синкретизм – поглощение, соединение с целью неразрывной связи отдельных, находящихся вне основной воспринимающей в себя догмы, внутренних положений отдельных или заграничных религий.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ РЕЛИГИОЗНОГО СИНКРЕТИЗМА (Цитируется с сокращениями).
Е.В. БЕЛЯЕВА
УДК 17 (075.8)
…Термин «религиозный синкретизм» применяется при анализе трёх различных по происхождению феноменов. Во-первых, синкретизм – это характеристика специфической нерасчленённости первобытного сознания. Во-вторых, синкретизм – это результат взаимодействия религий различного уровня с образованием новой системы верований и культа, распространившейся в некой естественно-исторической общности людей. Религии древних цивилизаций были результатом синкретизма верований различных племён. … В третьих, синкретизм представляет собой культурный эффект эпохи глобализации и постмодернизации – произвольное хаотичное смешение фрагментов множества религиозных форм, субъектом которого выступает индивид. …
Синкретизм в религиозной сфере существует закономерно как следствие исторической преемственности и многокомпонентности религиозных феноменов, «всякое религиозное новообразование – это синкрет новых и старых элементов» [7, с. 15]. Исследование конкретных форм религиозного синкретизма широко представлено в научной литературе. Такая работа имеет не только научно-познавательную, но и социальную ценность, ибо религиозные верования составляют важный, подчас конституирующий, элемент культуры народов, их динамика тесно связана с исторической судьбой этносов. …
Синкретизм мировых религий с языческими представлениями
«Вторичный синкретизм» – это не просто новый этап эволюции исходного феномена, но принципиально другое явление… Формирование племён стало историко-культурной предпосылкой появления собственно религии с оформленным институтом жрецов, богослужений, жертвоприношений. Древнеегипетская, древнегреческая, древнеримская, древнеиндийская и древнекитайская религии являли собой синкретические образования, включавшие в себя элементы религиозных воззрений и культа всех этнических групп региона.
Одним из проявлений синкретизма третьего типа стало неоязычество [9, 14], которое не столько возрождает сохранившиеся элементы архаической культуры, сколько представляет собой вновь сконструированные доктрины. …
Три исторических типа религиозного синкретизма имеют различную природу и не могут рассматриваться как исторические этапы в эволюции единого феномена, происхождение и сущность их различна. Налицо, во-первых, синкретизм как характеристика нерасчленённой первобытной культуры; во-вторых, собственно религиозный синкретизм как результат взаимодействия религий различного уровня с образованием новой системы верований и культа, распространившейся в некой естественно-исторической общности людей. В третьих, синкретизм представляет собой культурный эффект эпохи глобализации и постмодернизации – произвольное хаотичное смешение фрагментов множества религиозных форм, субъектами которого выступают индивид и открытое сообщество индивидов.
Цитируется с сокращениями.
Религиозный синкретизм – состояние религиозного явления, характеризующееся заимствованием одной религией элементов других религий, либо совокупность компонентов разных религий в новой религиозной системе. Термин синкретизм восходит к греческому συγκρητισμός и обозначает соединение, объединение.
Понятие «Религиозный синкретизм» используется применительно к разным формам религиозной жизни, в контексте которых оно имеет различные смысловые оттенки. Термин «синкретизм» впервые применил древнегреческий историк Плутарх для характеристики поведения критян, примиряющих разногласия в период усиления внешней опасности.
За пределами религиозной архаики под религиозным синкретизмом подразумевается соединение религиозно чужеродных элементов в одну целостность. Такое соединение – синкретизация – типичный процесс развития практически всех религий, которые в ходе эволюции интегрировали в свое первоначальное содержание идеи и элементы обрядности, заимствованные из сосуществующих верований и культов. В древнем мире религиозный синкретизм был особенно присущ, например, религии римлян, в рамках которой синкретизация (включение в римский пантеон иноэтнических богов и т. п. практика) была частью официальной религиозной политики. Хотя монотеистические религии стремились соблюдать в беспримесном состоянии догматику и культ, однако ни иудаизм, ни христианство, ни ислам уже на этапе формирования не избежали инкорпорирования в свой состав религиозно чужеродных явлений. Вся последующая история этих религий была сопряжена с борьбой двух противоположных тенденций заимствованием инорелигиозных элементов и попытками от них освободиться. В России религиозный синкретизм был прежде всего следствием взаимодействия православия и древней религии славян. Само православие русское как своеобразный этнорелигиозный тип – во многом есть результат религиозного синкретизма. На Руси христианизация шла на протяжении веков под знаком сохранения элементов народных (языческих) верований, культов и традиций. Так, способности Перуна были перенесены народным сознанием на пророка Илию, с которым впоследствии слился и образ Ильи Муромца; женское божество Макошь стало именоваться св. Параскевой при сохранении своего предназначения; чудотворные иконы заменили местных богов покровителей. Некоторые народные празднества в России переименовывались на христианский манер, сохраняя прежнее значение: «медовый спас» (освящение меда и злаков) сохранился в изначальном значении. На «яблочный спас» при сохранении ритуала освящения яблок, символизирующего преображение природы, наложился и христианский образ «Преображение Богочеловека». Праздник «Покрова Богородицы» вытеснил отмечавшийся в этот день (1 окт. ст. ст.) в России «Покров бога Крышеня» (девушки пели: «Крышень, Крышень, покрой землю снежком, а меня женишком!»). Значимость этого праздника связана с представлением о покровительстве Небес всей Русской земле. Славянское празднование зимнего солнцеворота Масленица сохранилось также без христианской интерпретации (с гулянием ряженых и с символами бога солнца).
В советский и постсоветский периоды новые формы религиозного синкретизма связаны либо со стремлением традиционных религий приспособиться к современным социокультурным реалиям, либо со стремлением новых религий сохранить свое влияние за счет исконных традиций. Так, Русская Православная церковь была вынуждена согласиться с празднованием Нового года, несмотря на то, что оно приходится на Рождественский пост. В условиях запрета на широкое празднование Пасхи произошло возрождение народной дохристианской практики «радования» вместе с предками на могилах родственников, что категорически запрещалось Православной церковью (в качестве «компромисса» церковь стала отмечать специальный праздник с языческим названием «Радоница» на 9-й день после Пасхи).
По материалам сайта. Цитируется с сокращениями.
…Греческой и римской религиям были свойственны политеизм и религиозный синкретизм, антропоморфизм богов, обожествление стихий природы, видов производительной деятельности, сил и закономерностей космического и социального порядка. Эти религии не создали священных текстов (!), но получили отражение в богатой античной литературе. …
Древнегреческая религия имеет истоки в верованиях Крито-Микенской цивилизации, существовавшей в III–II тыс. до н.э. на островах Эгейского моря и юге Балкан. … Воплощением культа производящих сил природы выступал священный бык.
В микенских текстах упоминаются боги, характерные для будущего греческого пантеона – Зевс, Посейдон, Артемида, Гера и др.
Возникновение собственно греческой религии относят к рубежу II–I тыс. до н.э
К высшим олимпийским богам греками обычно причислялись: Зевс – верховный властитель мира, царь богов и людей; Гера – верховная богиня и покровительница брака, сестра и супруга Зевса; Посейдон – властитель моря, брат Зевса; Деметра – богиня земледелия и плодородия, сестра Зевса и жена Посейдона; Гермес – сын Зевса, гонец и исполнитель его воли, покровитель путников, торговли и обмана; Афина – богиня мудрости, справедливой войны, наук и искусств, дочь Зевса; Гефест – основатель кузнечного дела и покровитель ремесленников; Гестия – богиня огня и домашнего очага, сестра Зевса; Арес – бог разрушительных и многострадальных войн, сын Зевса ; Афродита – богиня красоты, любви и брака, дочь Зевса; Аполлон – бог оракулов и покровитель искусств, сын Зевса; Артемида – богиня охоты и живой природы, растительности и плодородия, жена Аполлона.
Среди множества других богов выделялись: Аид – бог загробного мира, брат Зевса; Персефона – богиня душ умерших, жена Аида; Эрос– бог любви; Дионис – бог виноградарства и виноделия; Гелиос – бог солнца; Селена – богиня луны; Мойры – богини судьбы, ведающие нитью человеческой жизни; Немесида – богиня справедливой мести; Фемида – богиня права и справедливости; Мнемозина – богиня памяти; Асклепий – бог врачевания; Музы – богини искусств; Пан – божество стад, лесов и полей, покровитель пастухов. Существовали также божества – персонификации ночи (Никс), смерти (Танатос), сна (Гипнос), дня (Гемера), мрака (Эреб), победы (Ника) и др.
Религия древних римлян, возникновение которой относят к VIII в. до н.э., сформировалась на основе верований италийских племен при значительном влиянии этрусков и древних греков.
На основе заимствований у греков и этрусков в конце III в. до н.э. в Риме был утвержден официальный пантеон из двенадцати «согласных между собой богов». В него вошли Юпитер (греч. Зевс, этр. Тин) – громовержец и царь богов; Юнона (греч. Гея, этр. Уни) – покровительница брака и матерей; Аполлон (этр. Аплу) – бог света и жизни, вдохновения и прорицаний; Диана (греч. Артемида) – богиня растительности и плодородия, охоты, деторождения; Нептун (греч. Посейдон, этр. Нефунс) – бог морей; Минерва (греч. Афина, этр. Менрва) – покровительница искусств и ремесел; Марс (греч. Арес, этр. Марис) – бог войны; Венера (греч. Афродита) – богиня красоты, прародительница римлян; Вулкан (греч. Гефест, этр. Сефланс) – бог огня и кузнечного ремесла;Веста(греч. Гестия) – богиня священного очага римской общины и дома; Меркурий (греч. Гермес, этр. Турмс) – вестник богов, покровитель торговли, купцов и прибыли; Цецера (греч. Деметра) – богиня земледелия, покровительница сельской общины.
Википедия и масса других источников рунета сообщают хором одно и то же.
«Согласно Диодору Сицилийскому, гипербореи в гимнах непрестанно воспевают Аполлона, когда он является к ним через каждые 19 лет. Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гипербореев. Эти герои рассматриваются как ипостась Аполлона, так как они владели древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучали и наделяли людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).
Древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал о гипербореях следующее:
В страну гипербореев время от времени отправляется сам Аполлон на колеснице, запряжённой лебедями, чтобы в урочное время летней жары возвратиться в Дельфы, об этом упоминает Алкей в гимне Аполлону. Так же, как их покровитель Аполлон, гипербореи художественно одарены. Вечное веселье и благоговейные молитвы характерны для этого народа — жрецов и слуг Аполлона. Геракл принес оливу от гипербореев у истоков Истра в Олимпию.
Известно множество трудов, в которых сообщается о таинственном народе гипербореев современнике древних греков. Был составлен целый культ бога Аполлона, связавший греков с гипербореями. Древние были убеждены, что греческий бог Солнца Аполлон и его сестра богиня охоты Артемида родом из далекой Гипербореи. Здесь до переселения в Грецию жила их мать Лето. Какое-то время Аполлон жил среди гиперборейцев и там обрел пророческий дар, хотя, согласно мифам, от рождения этим даром не владел. Геродот, Диодор, Демокрит, Плиний прямо утверждали, что их греческая цивилизация была «выращена» гиперборейской, более древней и высокоразвитой.»