что такое религиозные отправления
Что такое религиозные отправления
Статья 16. Религиозные обряды и церемонии
1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются:
в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
в местах паломничества;
на кладбищах и в крематориях;
в жилых помещениях.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. В учреждениях, исполняющих наказания, проведение религиозных обрядов, церемоний и личных встреч осуществляется с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Проведение религиозных обрядов и церемоний в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Религиозные обряды и церемонии могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.04.2015 N 103-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.
5. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 316-ФЗ)
Словари
1. соотн. с сущ. религия, связанный с ним
2. Свойственный религии [религия 1.], характерный для неё.
3. Основанный на религии [религия 1.].
4. Верующий (о человеке).
Морфология: религио́зен, религио́зна, религио́зно, религио́зны; религио́знее
1. Религиозным называют то, что связано с внешним проявлением чьей-либо веры.
Религиозные обычаи, обряды, культы. | Религиозный праздник. | Религиозное собрание. | Религиозные войны. | Бежать от религиозных преследований.
2. Религиозной называют система мышления, которая основывается на вере в Бога.
Религиозные различия, предписания, убеждения. | Религиозные мотивы в творчестве Иванова. | Религиозные искания.
3. Религиозными называют организации, группы людей, которые свою деятельность основывают на вере в Бога.
Религиозная конфессия, община, секта. | Религиозная школа.
4. Религиозным называют человека, который верует в Бога, способствует пробуждению такой веры в ком-либо.
Религиозная старушка. | Религиозное население. | Религиозный философ, психолог. | Религиозный фанатик, изувер. | К старости стала религиозной.
5. Религиозным называется чувство, которое возникает у кого-либо вследствие веры в Бога.
Религиозное чувство. | Религиозный восторг, экстаз. | Религиозное настроение, переживание.
религио́зность сущ., ж.
Религиозность учащихся семинарии. | Отличаться религиозностью. | Впасть в религиозность.
РЕЛИГИО́ЗНЫЙ, религиозная, религиозное; религиозен, религиозна, религиозно.
1. только полн. прил. к религия. Религиозный дурман.
|| прил., по знач. связанное с исполнением предписаний религии. «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.» Конституция СССР. «Религиозное чувство с самых ранних лет в ней было слабо.» А.Тургенев. Религиозный обряд. Религиозный предрассудок. Религиозные войны. Религиозные преступления.
2. Проникнутый религией. Религиозный человек.
2. То же, что верующий. Р. человек.
1. только полн. к Рели́гия. Р-ые обряды. Р. праздник. Р-ые мотивы в творчестве Иванова.
2. Приверженный религии, верующий в Бога. Р-ая старушка. Р-ое население. К старости стала религиозной. // Свойственный такому человеку. Р-ое чувство. Р. восторг. Р-ое настроение.
2. Приверженный религии, верующий в бога.
Отец был человек глубоко религиозный, но совершенно несуеверный. Короленко, История моего современника.
Свойственный такому человеку.
[Сипягина] искренне молилась за него, хотя религиозное чувство с самых ранних лет в ней было слабо. Тургенев, Новь.
Ср. Великосветская религиозность заключается преимущественно в погоне за «оправданием верою». Она искала оправдания делами.
Лесков. Владычный суд. 7.
Ср. Religion ist das (die) Erkenntniss aller unsrer Pflichten als göttlicher Gebote.
религио́зный, религио́зная, религио́зное, религио́зные, религио́зного, религио́зной, религио́зных, религио́зному, религио́зным, религио́зную, религио́зною, религио́зными, религио́зном, религио́зен, религио́зна, религио́зно, религио́зны, религио́знее, порелигио́знее, религио́зней, порелигио́зней
прил., кол-во синонимов: 9
верующий, набожный, богомольный, богобоязненный, благочестивый; боголюбивый, богобоязливый (устар.)
РЕЛИГИОЗНЫЙ, благочестивый, богобоязненный, боголюбивый, богомольный, верующий, молитвенный, набожный, праведный, устар. богобоязливый
Syn: культовый (кн.), церковный; набожный, верующий, богомольный, благочестивый, богобоязненный, боголюбивый
РЕЛИГИОЗНЫЙ ая, ое. religieux,-euse adj.
1. Отн. к религии, связанный с исполнением предписаний религии. Релизиозные обряды. Религиозный праздник. БАС-1. В одном месте (г. возражатель) обвиняет меня за слово «религиозный». Я был бы ему очень благодарен, если бы он. оставив нежную свою иронию, заменил чужестранное мое слово «религиозный» Русским, равносильным. М. Бестужев. // Соревнователь 1821 5 217.
РЕЛИГИОЗНЫЙ (лат., от religio). 1) относящийся к вере, к религии. 2) набожный, богобоязливый, благочестивый, благоговейный.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями и дополнениями)
Статья 16. Религиозные обряды и церемонии
1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 316-Ф3 пункт 2 статьи 16 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются:
в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения;
в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
в помещениях, зданиях, сооружениях и на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или предоставленных на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
в местах паломничества;
на кладбищах и в крематориях;
в жилых помещениях.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ пункт 3 статьи 16 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
3. Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. В учреждениях, исполняющих наказания, проведение религиозных обрядов, церемоний и личных встреч осуществляется с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Проведение религиозных обрядов и церемоний в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Религиозные обряды и церемонии могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
4. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях.
ГАРАНТ:
См. также Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
Религиозное обращение
Религиозное обращение — отождествление себя с какой-либо религией, либо с рождения в силу существующих обычаев, либо в результате перехода из иной веры, либо в результате сознательного решения. Подразумевает безоговорочное принятие системы ценностей и постулатов данной религии, а также вхождение в общину данной религии. Возможно обращение не только из одной религии в другую, но и из одной конфессии (секты, течения) в другую конфессию той же религии. В случае с такими конфессиями, как мормоны или друзы, ситуация является спорной, так как они себя рассматривают как течения уже существующих религий (христианства и ислама соответственно), однако большинство конфессий данных религий их за своих не считает, поэтому мормон для перехода в какую-либо христианскую конфессию, обязан в большинстве случаев пройти крещение, а не только миропомазание.
Ряд религий (религиозных течений) — таких, как друзы, езиды, мандеи, не допускают обращения в свою веру. Индуизм формально допускает обращение, однако на практике такие случаи редки, поскольку возникает проблема отнесения себя к какой-либо из существующих каст, а принадлежность к касте является наследуемой.
Буддизм допускает ограниченное совмещение с религиозной практикой ряда иных религий. В традиционных религиях Китая и ряде других религий отсутствуют формальные критерии принадлежности, а следовательно, и обращения: сам факт знания и исполнения человеком обрядов религии делает его членом религиозной общины.
Прозелитизм — акт убеждения принять ту или иную веру.
Отступничество — слово с негативной окраской, используется для обозначения людей, отказавшихся от своей традиционной религии с целью перехода в новую религию или отказа от религии.
Содержание
Обращение в христианство
В истории неоднократно были засвидетельствованы прецеденты, когда новообращённые в христианство долгое время испытывали ограничения в присоединении к местным христианским общинам: характерными примерами были мориски (крещёные мусульмане в Испании и их потомки), марраны (крещёные евреи в Испании и их потомки), выкресты в России. В нацистской Германии крещение еврея не признавалось; еврейство определялось не по религии, а по происхождению.
Различные христианские конфессии, как правило, взаимно признают обращение человека в христианство, даже если оно было совершено в иной конфессии; для перехода в иную конфессию крещение не требуется, необходимо или миропомазание или исповедь. Однако ни одна из основных конфессий христианства не признаёт христианами мормонов и свидетелей Иеговы, поэтому последние для перехода в любую конфессию христианства обязаны пройти крещение.
Обращение в ислам
Существуют Пять столпов ислама, однако самым основным из этих пяти принципов считается вера в то, что существует лишь один Бог и Творец, именуемый Аллах, и что Пророк Мухаммед является Его последним посланником. Человек считается обратившимся в ислам с момента, когда он в знак признания этого принципа искренне произнесёт символ веры, именуемый шахада (свидетельство). Среди мусульман распространено убеждение, что всякий является мусульманином по рождению, как произошедший от Адама, однако иногда человек нуждается в дополнительных шагах для «возвращения» в истинную веру. В одном из хадисов говорится: «Каждый ребенок рождается в своём естестве (т.е. в исламе), а родители делают его христианином, иудеем или многобожником».
Как пишет Шейх Ахмад Кутти, старший преподаватель в Исламском институте Торонто (Канада), сейчас в исламе считается крайне желательным задокументировать своё обращение в ислам сертификатом, выданным «заслуживающим доверия» исламским центром, организацией или мечетью. Такие сертификаты необходимы для заключения брака, паломничества в Мекку и Медину (хаджа), и др.
Обрезание «настоятельно рекомендуется» в суннитской практике. Согласно учению школы шафи (Shafi`i’), обрезание является обязательным для всех мусульман-мужчин. [1] По обычаю, мужчина, принимающий ислам, должен совершить обрезание и побрить голову непосредственно перед произнесением шахады или сразу же после её произнесения. Тем не менее, по поводу обязательности обрезания и бритья головы существуют споры, как и по поводу необходимости отпускания бороды (ряд исламских организаций рассматривает бороду как знак принадлежности к вере, хотя формально Коран не предъявляет такого требования). Исламская традиция поощряет удаление волос на лобке, подмышками, стрижку усов, ношение бороды, подстригание ногтей. [2]
Новый мусульманин обязан ознакомиться с исламской практикой и регулярно совершать молитвы. Друзы признают принадлежность к своей общине только по рождению и не принимают новообращённых. В то же время, многие мусульманские религиозные авторитеты не признают друзов мусульманами.
Обращение в иудаизм
Обращение человека в иудаизм, а также связанный с этим обряд носит название гию́р (ивр. גִּיּוּר).
Кандидат, желающий стать иудеем обязан принять на себя все 613 заповедей Торы перед судом из трёх судей-иудеев. Если кандидат — мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления — окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве. В древнее время кандидат также приносил жертву в Иерусалимский храм, сейчас же это не практикуется ввиду его отсутствия. Если кандидат уже обрезан — производят заменяющий ритуал — извлечение капли крови путём укалывания. Человека, принявшего гиюр, называют гер.
Обращение в буддизм
Буддизм — религия активного прозелитизма. Несмотря на это, действующий далай-лама Тенцзин Гьяцо не одобряет обращения без предварительной подготовки. [3] [4] Новые буддисты традиционно «принимают прибежище» (выражают веру в Три Драгоценности — Будду, Дхарму и Сангху перед монахом или лицом аналогичного ранга).
Обращение в индуизм
Ритуал, именуемый «дикша» (dīkshā, «инициация») сопровождает переход в индуизм из иной религии. Другой ритуал, «шуддхи» (shuddhi, «очищение») сопровождает переход человека в лоно индуизма из иной религии.
На современные представления об обращении в индуизм повлиял кризис кастовой системы, а также сохранение архаичных представлений о санатхана-дхарме. В наши дни индусы продолжают находиться под влиянием исторических представлений о приемлемости обращения. Таким образом, многие индусы продолжают считать, что индуизм — это качество, которым можно обладать лишь с рождения, в то время как многие другие считают, что всякий, кто следует практике индуизма — индус. Тем не менее, в последние 50 лет в Индии и Индонезии активизировался «возврат в индуизм» выходцев из индуистских по происхождению семей, ранее перешедших в другие религии, и индуистские организации всячески поощряют такой возврат в лоно «родной религии». [7] Многие индусы одобряют такой возврат, но при этом категорически выступают против смены религиозной принадлежности, считая её врождённой. [8]
Индуизм поощряет обращение брачного партнёра в индуизм, если один из супругов является индусом. От новообращённого супруга (супруги) ожидается, что он (она) будет принимать активное участие в индуистских ритуалах и праздниках.
Обращение в сикхизм
Сикхизм не поощряет прозелитизм, однако открыт для новообращённых.
Обращение в джайнизм
Существует противоречие между религиозной доктриной джайнизма, не допускающего обращения в данную религию, и современным индийским законодательством, разрешающим гражданам Индии свободно выбирать вероисповедание.
Обращение в зороастризм
«Я — маздаясниец. Исповедую себя, как маздаясниец, заратуштриец, приношу клятву и делаю выбор. Присягаю Благой мысли мыслью, присягаю Благому слову словом, присягаю Благому делу делом. Исповедую Веру маздаяснийскую, прекращающую распри, самоотверженную, праведную, которая из сущих и будущих вер величайшая, наилучшая и прекраснейшая, исповедую веру Ахуровскую, Заратуштрийскую. К Ахура Мазде все благое причисляю. Это есть исповедание Веры Маздаяснийской». [10] [11]
Обращение в бахаизм
Хотя бахаизм активно ищет сторонников, миссионерство в этой религии запрещено. Тем не менее, базовые идеи бахаизма предполагают его открытость для притока новых сторонников во всём мире, поскольку бахаизм рассматривает себя как религию без границ, не знаюцую различий между народами, признающую достижения науки.
Обращение в веру бахаи подразумевает явную веру в общие основания всех религий, веру в единство человечества и активную службу обществу. Священников в бахаизме нет, поэтому от новообращённого требуется проявлять активность во всех сферах жизни общины. Даже новообращённого могут избрать для службы в Местном духовном собрании — ведущем институте веры бахаи на общинном уровне. [12] [13]
Новые религиозные движения
Церковь Саентологии вербует новообращённых, предлагая на улицах заполнить «бесплатные тесты». В противоположность другим религиям, которые требуют совершения обряда обращения или подписания обычного заявления, cаентологическая церковь не требует подписания контракта до начала посещения церкви и не использует обряды для посвящения.
Надрелигиозные движения
В истории существовали движения, которые позиционировали себя как надрелигиозные, то есть для них был важен сам критерий, верит ли человек в Бога, и второстепенным был вопрос, по какому именно обряду. Практически все древние надрелигиозные движения со временем превратились в религии (примером такого современного движения может быть бахаизм).
В современном мире надрелигиозным движением является масонство. Масоном может стать любой человек, исповедующий веру в Бога, принадлежащий к любой религии. Вплоть до начала ХХ в. масонские общества были, как правило, законспирированы и не афишировали своей деятельности. Начиная с конца ХХ в. контактные данные масонских лож найти относительно нетрудно любому желающему, однако прозелитизм среди масонов не приветствуется — считается, что человек должен сам дозреть до того, чтобы стать масоном.
Запрет на обращение
Существуют также религии, которые в принципе не принимают к себе новообращённых — в частности, езиды, друзы и мандеи.
Пережитки прежнего вероисповедания
В истории нередки случаи, когда новообращённые сохраняли некоторые пережитки своего прежнего вероисповедания и пытались адаптировать его к новой религиозной практике. Особый интерес представляет это явление в случае массового обращения в новую веру, поскольку такие пережитки укореняются в новой религии и в перспективе ведут к расколу с теми её сторонниками, которым данная традиция незнакома. Так, раскол в исламе на суннитов и шиитов связан с тем, что последние возникли на территориях с преобладанием персидской традиции. Среди мусульман и христиан Индии, Пакистана, Бангладеш существуют касты, подобные индуистским. Римско-католическая церковь заимствовала многие традиции религиозных церемоний Древнего Рима (вплоть до органа — широко распространённого в храмах и дворцах Рима инструмента), и граница распространения католицизма в Европе в эпоху Реформации примерно совпадала с северной границей Римской империи.
Перемена религии в международном праве
Всеобщая декларация прав человека определяет религиозное обращение как право человека: «Всякий имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или вероисповедание….» (Article 18). Разногласия по поводу толкования данного принципа в современном мире касаются следующих вопросов:
отправление религиозного культа
Смотреть что такое «отправление религиозного культа» в других словарях:
Церковь Святой Троицы (Рига) — Православный храм Свято Троицкая церковь (Рига) Страна Латвия Город Рига … Википедия
Церковь — [от греч. kyriake (oikía) божий дом], 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей того или иного религиозного направления на основе общности вероучения и культа; главные отличительные признаки Ц.: наличие более или… … Большая советская энциклопедия
Духовенство — в современных религиях служители культа, обычно (но не во всех религиях) организованные в иерархической корпорации. Верующими представители Д. почитаются как люди, наделённые сверхъестественной силой, способные быть посредниками между… … Большая советская энциклопедия
католицизм — в Латинской Америке, наиболее распространённое в Латинской Америке вероисповедание. Католики составляют подавляющее большинство населения. В 1978 в латиноамериканских странах числилось около 290 млн. католиков. Католическое духовенство состояло… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
Артха-шастра — Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия
Артхашастра — Артхашастра древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321 297 года до н. э.). Содержание 1 Источниковедческие… … Википедия
Езиды — название части курдов, исповедующих особую религию. Живут главным образом в Ираке, Турции, а также (в небольшом количестве) в Иране, Сирии и Советском Закавказье. Общая численность свыше 150 тыс. чел. (1969). Основатель религии Е. шейх… … Большая советская энциклопедия
НЕОПЛАТОНИЗМ — последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Н. замыкает средний платонизм, вбирает в себя неопифагореизм и использует аристотелизм в качестве введения гл.обр. логического в… … Философская энциклопедия
1795 год — Годы 1791 · 1792 · 1793 · 1794 1795 1796 · 1797 · 1798 · 1799 Десятилетия 1770 е · 1780 е 1790 е 1800 е · … Википедия
Албанская католическая церковь — Католическая церковь в городе Влёра Албанская католическая церковь одна из восточнокатолических церквей, придерживающихся … Википедия
Албанская католическая церковь — одна из Восточно католических церквей, придерживающихся византийского обряда, то есть принадлежащая к числу греко католических церквей. Все приходы церкви расположены на территории Албании. Не следует путать её с Итало албанской католической… … Католическая энциклопедия