что такое религиозная община кратко
Значение словосочетания «религиозная община»
В более широком смысле может описывать членов одной религии, которые живут рядом или смешались с представителями других религий, часто смешиваясь в повседневной жизни, но поклоняясь в отдельности. Можно говорить, например, о «греко-католической общине Львова» или «еврейской общине Франции».
Религиозное общество может быть определено неофициально: люди, которые практикуют, например, католицизм, считают себя членами католической общины своего региона. В иудаизме, как и ряде других религий, разделение на общины проходит как по признаку принадлежности к определенному религиозному течению (например, литовское направление, хасидизм и прочие), или же по территориальному признаку, например, евреи Одессы, Москвы, Израиля. В других случаях различие носит более формальный характер. Например, для того чтобы быть частью общины баптистской церкви, надо быть принятым в её члены. В некоторых странах только люди с одной официально признанной религиозной общины могут вступать в брак друг с другом.
В более узком смысле религиозная община это группа людей, живущих вместе непосредственно для религиозных целей, например при монастыре.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прохрипеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Религиозные общины и церковь
Религиозные общины и церкви, представляющие сегодня крупнейшие мировые религии – христианство, ислам, буддизм, а подчас и менее распространенные – иудаизм, синтоизм и др., – оказывают значительное влияние на политические процессы, на формирование политической и правовой культуры, функционирование государства, положение человека в обществе и государстве. Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, которая, в свою очередь, определяется уровнем ее социально-экономического развития.
Большинство стран мира поликонфессиональны, то есть их население исповедует различные верования. В многонациональных, поликонфессиональных странах религиозные проблемы нередко переплетаются с национальными, расовыми, этническими, однако чисто национальных конфессий осталось сейчас немного (армяно-григорианство среди подавляющего числа верующих армян, синтоизм – у основной части японцев, и другие). В большинстве стран церковь отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако в некоторых демократических конституциях отмечена особая роль одной религии и церкви (восточного православия в Греции и Болгарии), а в других, наоборот, имеется антицерковная направленность (мексиканская Конституция не дала церкви статуса юридического лица, запретила ей владеть недвижимым имуществом, запретила религиозные обряды в публичных местах). В Великобритании монарх является главой англиканской церкви.
В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, а школа – от церкви, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Церковь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных, исторических традиций народа. В странах с традиционно сильным влиянием церкви заметную роль играют христианско-демократические партии, сочетающие в своих политических платформах принципы демократии с основными постулатами христианства (Германия, Италия, Бельгия, Польша, Венгрия).
В Италии, где исторически сильно влияние католицизма, отношения между государством и католической церковью строятся на конституционной и договорной основе. Согласно ст. 7 Конституции, оба субъекта независимы и суверенны каждый в своей сфере, а отношения их регулируются Латеранскими соглашениями, заключенными в 1929 году и новеллизованными в 1984 году (новеллизация Латеранских соглашений не требует изменения Конституции).
В ряде стран статус религиозных общин и церквей подробно урегулирован текущим законодательством. Например, во Франции, согласно Закону об отделении церкви от государства 1905 года, Республика не признает и не субсидирует никакую церковь и не оплачивает ее служителей.
В условиях авторитарных и тоталитарных режимов активно проявляются три основные тенденции в отношениях религиозных общин и церквей с властью: а) религия и церковь преследуются властями либо полностью подчиняются им; б) религия и церковь приобретают государственный характер; в) религия и церковь выступают в активной оппозиции к власти.
В более чем 30 мусульманских странах ислам признается государственной религией. Так, преамбула Конституции Королевства Марокко 1972 года гласит: «Королевство Марокко – суверенное мусульманское государство». Согласно ст. 19 король следит за соблюдением ислама и Конституции. Положения Конституции, касающиеся монархической формы правления и мусульманской религии, не могут быть пересмотрены (ст. 101). В некоторых мусульманских странах (Алжир, Ирак) объявление ислама государственной религией означает лишь, что государство уважает исповедуемую большинством населения исламскую религию и в общей форме заявляет о своей приверженности определенным исламским традициям, входящим в состав культурного наследия народа. В других таких странах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан) мусульманское право – шариат – обладает более высокой юридической силой, чем закон и даже конституция.
Во многих странах на религиозные объединения распространяется общее конституционно-правовое регулирование статуса общественных объединений.
Значение слова «община»
1. Форма объединения людей, свойственная главным образом первобытнообщинному строю и характеризующаяся коллективным владением средствами производства (всеми или только некоторыми) и полным или частичным самоуправлением. Родовая община. Семейная община. Территориальная община. Крестьянская община.
2. Устар. Общество, организация. Из четырех сестер милосердия, приглашенных в госпиталь из местной общины Красного Креста, оставлена в госпитале только одна. Вересаев, На японской войне.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Община (традиционная) — традиционная форма социальной организации.
Родовая община (Род) — исторически первая форма общественной организации людей.
Сельская община в Российской империи (сельское общество) — низшая единица хозяйственного самоуправления крестьян в Российской империи после крестьянской реформы.
Община (административно-территориальная единица) — в ряде стран название местной административно-территориальной единицы, обычно 2, 3 или 4 уровней (синонимы — коммуна, муниципалитет, муниципальное образование), см. также Общины по странам.
Политическая община (административно-территориальная единица) (нем. Politische Gemeinde) — в Австрии название местной административно-территориальной единицы 3 уровня (синонимы — коммуна, муниципалитет, муниципальное образование).
Идейная община — целенаправленно созданное местное сообщество людей, задуманное для более тесного сотрудничества, чем другие сообщества.
Религиозная община — сообщество людей определённой местности какого либо вероисповедания, религиозного толка, объединённых с целью совершения богослужений, молитв и обрядов.
Национальная община — сообщество представителей отдельной национальности или по принципу этнической общности, созданное для сохранения языка, традиций и развития национальной культуры.
О’БЩИНА и (реже) ОБЩИ’НА, ы, ж. (книжн.). 1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-н. территориальной единицы (селения, города; право). Средневековые городские общины (коммуны). Клан — о., связанная кровным родством и собственностью. 2. Административно-сословная, осуществлявшая фактически фискальные интересы государства, земельная крестьянская организация в России, члены к-рой несли круговую поруку и владели землей сообща без права собственности на обрабатываемые участки (истор.). . Отмена круговой поруки. уничтожение сословных делений, свобода передвижения и свобода распоряжения землей для каждого отдельного крестьянина поведут к неизбежному и быстрому уничтожению той фискально-крепостнической обузы, каковой является, на три четверти, современная поземельная община. Лнн (1902г., «Аграрная программа русской социал-демократии»). 3. Общество, организация (устар.). Религиозная о. Толстовская о. О. сестер милосердия.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
о́бщина и общи́на
1. истор. форма организации первобытнообщинного общества с полным либо частичным самоуправлением и коллективным ведением хозяйства
2. истор. либо юр. самоуправляющаяся организация жителей определённой территориальной единицы (селения, горда и т. п.)
3. организация людей, имеющих общие социальные, национальные или конфессиональные особенности ◆ Украинская община в Канаде. ◆ Русская православная община в Тунисе. ◆ Земляческая община. ◆ Выйти из общины.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: поразмышлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что такое религиозная община кратко
Статья 8. Религиозная организация
1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Религиозные организации вправе входить в структуру централизованной религиозной организации, выходить из нее или могут быть исключены из структуры централизованной религиозной организации, если такое право религиозных организаций, а также основания и порядок их вхождения в структуру централизованной религиозной организации, выхода и (или) исключения из нее определены уставом централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят, и соответствуют ее внутренним установлениям.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
Устав централизованной религиозной организации в соответствии с ее внутренними установлениями может предусматривать запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
5. Официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия», а также слова, производные от этого наименования, используются без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в наименованиях централизованных религиозных организаций, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, и (или) религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения такой религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, на основании письменного согласия указанной централизованной организации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Религиозной организацией признается также организация, созданная централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющая цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или организация, а также духовная образовательная организация.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.
Юрлица, в наименованиях которых содержатся сведения о вероисповедании, должны привести свои наименования в соответствие с требованиями п. 8 ст. 8 до 01.01.2022.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 8 ст. 8 см. Постановление КС РФ от 03.11.2020 N 45-П.
8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Сведения о вероисповедании могут также содержаться в наименованиях юридических лиц, учредителями (участниками) которых являются религиозные организации. Иные юридические лица, за исключением юридических лиц, зарегистрированных в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, не вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании. Юридические лица, зарегистрированные в организационно-правовой форме общественной организации или общественного движения, вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании на основании письменного согласия централизованной религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности.
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
8.1. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 261-ФЗ, от 05.04.2021 N 68-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
(п. 10 введен Федеральным законом от 06.04.2015 N 80-ФЗ)
Определение понятия
Религия представляет собой один из самых древних социальных институтов. Она появилась значительно раньше государства, института семьи. Первые религиозные верования возникли из-за потребности людей в объяснении различных природных явлений. Затем начала активно развиваться наука и объяснительная функция непонятного перешла к ней. Религия при этом сохранила лишь социальный функционал.
В результате можно дать определение понятию религия — это особый тип мировоззрения человека, основанный на вере в сверхъестественное, а также различные организации, благодаря которым религиозные символы и идеи существуют, например, церковь.
Структура религии
Изучением религии занимаются различные науки: философия, религиоведение, история. Так как этот соц. институт является системой ритуалов и верований, исследователи определили его структуру. В ней стоит выделить несколько основных элементов:
Структура религии состоит из системы ценностей и поведенческих образцов. Первый уровень является совокупностью верований, ценностей и символов, содержащихся в священных книгах. Именно эти тексты длительное время были для людей основным источником познавательной информации об окружающем мире. Любая религиозная идея производит на эмоции верующих мощное воздействие.
В результате у людей формируется особое восприятие окружающей реальности. Знания и верования в религии являются целостными системами. Они основаны в первую очередь на вере, а не на разуме. При этом в их состав входят и общепринятые человеческие ценности. Благодаря этому религия чаще всего стимулирует процессы стабилизации и интеграции общества.
Поведенческий уровень этого института существенно отличается от поведения человека в иных сферах жизнедеятельности. В первую очередь это связано с наличием в религиозном поведении сильных эмоций. Именно поэтому такое действие считается иррациональным и нелогичным.
Главную роль в религии играет отправление культа в соответствии с особыми нормами и ценностями. К культовым действиям можно причислить:
Верующие рассматривают культовые действия в качестве акта непосредственного общения со сверхъестественными силами.
Признаки и функции
Также необходимо четко представлять, что характеризует религия как общественный институт. Исследователи выделяют 3 ключевых признака, отделяющих ее от других. Первый определяет особый регламент отношений. Благодаря этому механизмы регуляции поведения являются обязательными. Именно регламентация позволяет обеспечить регулярность, четкость, а также предсказуемость деятельности религии в качестве социального института.
Вторым признаком является определенность прав, особых функций и обязанностей всех участников религиозного взаимодействия. Вся деятельность в рамках системы регламентирована особыми документами.
Кроме этого, обязанности и права участников обладают двумя характерными чертами:
Говоря проще, существующие нормы являются общеобязательными и распространяют свое действие на каждого члена религиозного сообщества, вне зависимости от особенностей их личности, например, уровня образования и т. д.
Последней отличительной чертой является разделение функций и обязанностей между участниками религиозного взаимодействия в зависимости от их роли и статуса. Для осуществления религиозной деятельности в специальных учебных заведениях проводится подготовка новых кадров.
Чтобы качественно подготовиться к докладу, следует составить план «Религия как социальный институт» и обязательно включить в него пункт с перечислением основных признаков. Кроме этого, необходимо помнить и об основных функциях, выполняемых религией:
Все эти функции являются явными, а не латентными. Благодаря их реализации институт религии синтезирует определенную картину, позволяющую стабилизировать общество. Кроме этого, она способна поддержать людей в тяжелых условиях, например, после смерти родственника. Этот факт говорит о наличии еще одной функции — психотерапевтической.
Этапы институциализации
Формирование института происходило постепенно. Этот процесс оказался довольно продолжительным и вероучению, как и специализированным организациям, пришлось пройти несколько этапов становления. Среди них стоит отметить несколько наиболее важных:
Доклад «Религия — социальный институт» позволит учащимся лучше подготовиться к сдаче экзамена. Школьники должны в рамках презентации кратко привести аргументы в пользу своей точки зрения, перечислить основные функции и характеристики.