что такое рельеф в древнем египте
СКУЛЬПТУРА И РЕЛЬЕФ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Рельеф
Рельефы и росписи, покрывавшие стены зданий, стел, обелисков, пилонов, занимают большое место среди памятников Древнего Египта (илл. 80).
Слово «рельеф» (франц. relief) обозначает выпуклое изображение на плоскости.
В Египте было два основных вида рельефа: барельеф (bas-relief, дословно «низкий рельеф») – скульптурное изображение или орнамент, выступающие на плоскости менее чем наполовину объема изображаемого предмета (илл. 81, 82),[14] и врезанный рельеф – при нем поверхность камня, служившая фоном, оставалась целой, а углублялись контуры изображений (илл. 83, 84).
Особенность этого типа рельефа заключается в том, что, он существует не перед стеной, а в стене, и именно фон бросает тень на фигуру рельефа (илл. 55а).
«…В течение всей своей тысячелетней истории египетский рельеф сохраняет примитивную форму, связанную с традициями контурного рисунка. Другая особенность египетского рельефа заключается в том, что он не имеет рамы, у него нет точных границ, определенного места на стене. В Ассирии рельеф чаще всего помещался в нижней части стены, в Греции – обычно наверху… Египетский же рельеф может находиться всюду, украшать стену рядами (один над другим), двигаться в сторону и вниз, со стены переходить на колонну и опоясывать ее снизу доверху».[16]
Одна из наиболее важных и характерных особенностей древнеегипетского рельефа, как и живописи, – их плоскостной характер. Ибо плоскостной характер имеет любой чертеж, и этот характер естественная неизбежность, возникающая при передаче геометрического пространства путем обращения к черчению. Иллюзия пространственности чужда любому чертежу, назначение которого – передача точных, объективных данных об изображаемом. Чертежная плоскостность оказалась в Древнем Египте весьма уместной при синтезе архитектуры и живописи.
Поскольку врезанный рельеф менее подвержен разрушению, внешние стороны стен (и надписи) чаще всего покрывали именно им. Выпуклым рельефом предпочитали покрывать внутренние части храмов. Выбор техники исполнения рельефов также диктовался их местоположением. Так, в местах, доступных солнечному лучу, обычно располагались композиции, выполненные в технике врезанного рельефа. Наличие барельефа в погребальных камерах обусловлено тем, что расчет на искусственное освещение реально предполагал только церемонию погребения, так как после совершения обряда усыпальницу замуровывали.
Виды рельефа могли использоваться и вместе, и порознь.
Исполнение рельефа (возьмем, для примера, скальную поверхность усыпальницы) включало в себя несколько этапов: породу покрывали сначала слоем мела, смешанного с водой, затем слоем глины с толченым известняком; поверхность стены графилась на квадраты веревкой, окрашенной красной краской, с помощью отвеса; затем красной краской прорисовывались контуры, черной краской вносились окончательные изменения; наконец, производилась выборка рельефа и окончательная раскраска.
Рельеф раскрашивался в подавляющем большинстве случаев. Преобладали сочетания коричневых и желтых с зелеными и голубыми тонами. Во время росписи мастера использовали деревянные палитры, щетки и кисти.
Чаще всего высота выпуклого рельефа не превышает двух миллиметров.
Тематика рельефов в пирамидных комплексах фараонов определялась их назначением – прославление правителя как сына богов, непобедимого владыки и воспроизведение всего, что понадобится ему в загробном существовании. Размер фигур определялся их значимостью или степенью ценности и являлся универсальной категорией, делая ненужными дополнительные атрибуты величия.
Рельефы и тексты на внешних восточных стенах молелен по своему содержанию копировали рельефы и тексты внутри молелен, только в сокращенном варианте.
Тематика рельефов в скальных гробницах обитателей поселка мастеров и рабочих при Долине царей, помимо традиционных мифологических сцен… собственные похороны, с изображением приношения поминальных даров, плакальщиц, арфиста, продолжающих жить близких родственников, покойных родителей и т.д.
Декор наружных стен храмов посвящался прославлению фараона, изображал охотничьи, военные и праздничные сцены, внутренних стен – мифологическим и культовым сюжетам, элементам ритуала. В «святилищах слушающих зов» изображались уши бога.
Рельефы, покрывавшие стены, колонны, архитравы, дверные косяки храмов тянулись на сотни метров. Стволы колонн в Большом зале храмового комплекса в Карнаке были покрыты рельефами общей площадью более 24 квадратных километров (!) и отделаны листами золота.
В амарнский период появляется прием, по которому можно было определить правую или левую руку (по положению большого пальца). Лента, развивающаяся на ветру.
Египетские надписи сообщают нам имена скульпторов, до нас дошли их портреты и биографии. Скульпторы, как и зодчие, могли иметь высокие титулы и занимать видные придворные и жреческие должности. В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятых с живых и мертвых людей. Там же в мастерской «начальника скульпторов» Тутмоса был обнаружен незаконченный и ставший знаменитым портретный этюд Нефертити.
[1] Чаще всего статуя по-египетски называлась «тут». Это слово могло означать любую статую бога, фараона, просто человека независимо от ее размера и материала. «Тут» объединяло понятия «статуя», «образ», «подобие», «воплощение».
[2] Подобные статуэтки иногда крепились на стенах храмовых помещений, для чего на многих фигурках имеются кольца для подвешивания.
[3] Кстати, некоторые фигурки пленных являлись подставками, частями посохов или мебели.
[4] См.: Жак К. Нефертити и Эхнатон / Пер. с франц. М.: Мол. гвардия, 1999. С. 133-134.
[5] История искусства. Первые цивилизации: Пер. с исп. М.: ЗАО «Бета-Сервис», 1998. С 9.
[6] Скляров А.Ю. Указ. соч. С. 289.
[7] Хэнкок Г., Бьювел Р. Загадка сфинкса, или Хранитель бытия. М.: Вече, 1999. С. 10-11.
[8] Эти сфинксы были найдены в 1820-е гг. в Египте во время раскопок и датируются 13 в. до н.э. Скульптуры должны были занять свое место в аллее сфинксов у храма Аменхотепа III в Фивах (втор. пол. 15 в. до н.э.). Российское правительство купило два сфинкса, которые были доставлены в столицу в 1832 году и поставлены в качестве украшения на гранитных монолитах перед зданием Академии художеств на пристани, построенной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-34 гг. Четыре сфинкса обрамляют Египетский мост, построенный в 1954-56 гг. (илл. 77). Старый Египетский мост через Фонтанку, построенный в 1825-26 гг., с чугунными моделями сфинксов, созданных по модели скульптора П.П.Соколова, рухнул в 1905 году.
[9] В изображениях бог Атум часто имеет облик сфинкса в характерном для этого бога головном уборе – высокой короне с плюмажем и лотосом. Отсюда делается вывод, что Сфинкс может считаться воплощением именно Атума.
[10] Хэнкок Г., Бьювел Р. Указ. соч. С. 18.
[12] См.: Скляров. Указ. соч. С. 56.
[13] Цит. по: там же. С. 25.
[14] Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоской поверхностью фона более чем наполовину своего объема.
[15] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 142.
Египет был наполнен скульптурой. Ею были полны святилища, дворы храмов, дворцы. Они стояли в портиках, у фасадов и колонн храмовых залов, на границах владений.
Египтяне мыслили статую как «тело» духов и людей. Чаще всего статуя по-египетски называлась «тут». Это слово могла означать любую статую бога, фараона, просто человека независимо от ее размера и материала. «тут» объединяло понятия «статуя», «образ», «подобие», «воплощение».
В египетском искусстве статуя было всегда и в первую очередь памятником фараона. Поэтому и окружение царей, вельможи, главы номов тоже стремились быть изображенными в такой же торжественной и строгой манере.
Назначение скульптур, типы статуй (стоящие или сидящие фигуры, статуарные группы, статуи чиновников, пленных и т.д.), правила их раскраски, пропорции, общий характер стиля сложился уже первой половине III тыс. до н.э.
Главной характерной особенностью египетского искусства всегда оставалось единство формы и содержания, оно практически неуклонно следовало условным формулам, выведенным из религиозных представлений, выражая неизменность и торжественность через механически повторяющуюся форму и плоскостное изображение (исключения были редки).[1] В скульптуре, например, был распространен тип статуи, изображающий сидящих лиц царской фамилии; в этом случае фигура представлялась во фронтальной позиции таким образом, что практически не допускалось пустот, а руки прижимались к бедрам. Принцип фронтальности отвечал социальному табу той эпохи, которое не допускало «урезания» фигуры, прежде всего фараона.[2]
Египетские надписи сообщают нам имена скульпторов, до нас дошли их портреты и биографии. Скульпторы, как и зодчие, могли иметь высокие титулы и занимать видные придворные и жреческие должности. В Тель-Амарне были открыты мастерские скульпторов, создававших портреты по гипсовым маскам, снятых с живых и мертвых людей. В мастерской «начальника скульпторов» Тутмоса был обнаружен незаконченный портретный этюд Нефертити.
Скульпторы позднего Египта известняку и песчанику стали предпочитать гранит и базальт. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных. Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах. Большинство же подобных статуэток сделано в распространенной в Египте технике «утраченного воска»: скульптор делал из глины болванку будущего изображения, покрывал ее слоем воска, прорабатывал задуманную форму, обмазывал глиной и ставил в печь. Воск вытекал через специально оставленное отверстие, и в образовавшуюся пустоту вливали жидкий металл. Когда бронза остывала, глиняную форму разбивали и вынимали изделие, которое тщательно обрабатывалось и затем полировалось его поверхность. Для каждого изделия создавалась своя форма и произведение оказывалось единственным.
Искусство Позднего царства большое внимание уделяло внешней отделке. Бронзовые изделия обычно украшались гравировкой и инкрустациями. Для последних употреблялись тонкие золотые и серебряные проволочки. Золотыми полосками обведены глаза ибиса, ожерелья из золотых нитей надеты на шеи бронзовых кошек.
У древних племен особую роль наряду с черепами умерших родителей и ближайших родственников играли фигурки, изображавшие предков. Они воспринимались и как вместилище для духов предков и одновременно как их воплощение. У ряда племен черепа предков через несколько недель после погребения вынимали из захоронений и очищали, а затем хранили в бочках, наверху у которых укрепляли деревянные фигурки покойных. Эти статуэтки представляли собой то голову, те верхнюю половину фигуры человека, то человеческую фигуру целиком.
В ранний период способы сохранения трупов были еще несовершенны, и уже в первой половине 3 тыс. до н.э. в гробницы стали помещать статуи умерших как замену тела в случае его порчи. Статуя из твердых пород камня и дерева стали служить местом обитания ка.
Как и с мумией, со статуей умершего совершали обряд «отверзания уст и очей», помещали в небольшую камеру и замуровывали. Но на уроне глаз статуи оставалась щель – через нее покойный «видел», кто посещает его место упокоения, какие приношения приносят и как бы лично участвовал в поминальных трапезах. В ранний период статую в полный рост помещали также перед «ложной» дверью. Во времена 4 и 5 династий в гробницу было принято класть каменные, в натуральную величину головы-портреты (так называемые «запасные головы»).
С молитвами и обращениями к умершим о даровании потомства связан обычай приносить в гробницы предков женские статуэтки, часто с ребенком на руках или рядом.
Особенность места, где расположен сфинкс: над общим уровнем залегающего известняка возвышается твердый бугор высотой около 10 метров. Из этого бугра высекли голову и шею Сфинкса. В качестве заготовки для тела использовали огромный параллепипед, образовавшийся после того, как строители отделили его от пласта, пробив по периметру ров шириной 5,5 и глубиной 2,5 метра.
В основании точки зрения, что Сфинкс создан при Хафре, является единственный слог, высеченной на гранитной стеле, стоящей между передними лапами статуи (раскопана в 1817 г.). В 13-й строке имеется слог «Хаф», но… нет присутствия знака картуша. Стела посвящена расчистке Сфинкса от песка при Тутмосе IV (начало 14 в. до н.э.).
В 1992 г. геолог Д.Э.Уэст и профессор геологии Бостонского университета и специалист по эрозии горных пород Р.Шоч, выступая с докладами на ежегодном съезде Американского геологического общества (АГО), заявили, что метеорологические исследования Сфинкса показали: эрозия статуи и окружающей его траншеи, вырубленной в скале, является результатом сильных дождей, которые воздействовали на породу на протяжении тысяч лет. Поверхность Сфинкса и стенок траншеи характеризуется сочетанием глубоких вертикальных борозд и волнистых горизонтальных канавок – классический пример, что происходит со структурой известняка, если дождь поливает его в течение нескольких тысяч лет. Ветропесчаная эрозия дает другой профиль поверхности – горизонтальные, похожие на щели каналы с острыми кромками.
Эти выводы были подтверждены сейсмопрофилированием пород подземного основания Сфинкса и анализом темпов эрозии поверхности монумента. Методика и результаты выполненных учеными расчетов темпов эрозии, выводы проведенного анализа были одобрены 275 участниками съезда АГО. Историки промолчали или проигнорировали эти выводы.
Таким образом, следы водной эрозии могли образоваться только при условии, что Сфинкс был сооружен задолго до Хафра, при котором климат Египта был уже достаточно сухим, а обильные дожди в районе Гизы лились за тысячи лет до этого – 10-15 тыс. до н.э.[3] Расположенные рядом мастабы 4-й династии, построенные из подобных материалов, не имеют похожих следов водной эрозии, как и стенки древней каменоломни.
…Ныне тело Сфинкса уже процентов на 80 застроено кирпичами из известняка.
Пропорции Сфинкса очень далеки от естественных – голова выглядит совершенно непропорционально маленькой по размерами в сравнении с длиной туловища. Может, быть, у Сфинкса изначально была совершенно другая голова. Ибо все другие египетские сфинксы пропорционально выдержаны достаточно точно.
В Санкт-Петербурге у здания Академии художеств находится пристань со сфинксами, высеченными из сиенита. Они были найдены в 1820-е гг. в Египте во время раскопок и датируются 13 в. до н.э. Сфинксы должны были занять свое место в аллее сфинксов у храма Аменхотепа III в Фивах (втор. пол. 15 в. до н.э.). Полагают, что головы сфинксов являются портретным изображением этого фараона. Российское правительство купило эти сфинксы, которые были доставлены в столицу в 1832 году и поставлены в качестве украшения на гранитных монолитах перед зданием Академии художеств на пристани, построенной по проекту архитектора К.А.Тона в 1832-34 гг. (илл. 37-а).
Небольшие фигурки божеств, обычно воспроизводившие облик главной культовой статуи храма, дарились верующими с молитвами о благополучии и здоровье. Подобные статуэтки иногда крепились на стенах храмовых помещений, для чего на многих фигурках имеются кольца для подвешивания.
В храмах обнаружены статуи связанных пленных, причем скульптуры часто оказывались разбитыми на куски. Очевидно, эти статуи заменяли настоящих пленных, так как по ходу действия некоторых ритуалов происходило убийство врагов.
Большую группу скульптур, обнаруженных в храмах, составляют царские статуи, посвященные в храм фараонами для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества.
Статуи частных лиц.
Египтяне всегда подражали официальной скульптуре – изображением царей и богов. Распространению статуй частных лиц способствовало то, что вельможи стали устраивать собственные гробницы. Со Среднего царства статуи появляются в храмах (сначала это делалось с позволения фараона как знак его благоволения).
Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсем небольших фигурок в несколько сантиметров.
У всех статуй одинаково прямо поставлена голова, в руках почти одни и те же атрибуты.
Но надо сказать, что древнеегипетское искусство в целом не было полностью сковано канонами. Оно очень медленно, но развивалось. Знакомство с жизнью жителей завоеванных стран приводило к переменам в одежде и декоративно-прикладном искусстве. Номархи, подражая царскому обиходу, помещали в местные храмы свои статуи, строили пышные гробницы; но, окружая себя скульпторами, музыкантами, архитекторами, знать способствовала появлению и развитию (в Среднем царстве) местных художественных школ, что отражалось в тематике живописи (илл. 41-б).
Желание обеспечить «вечное» совершение заупокойного культа привело к тому, что в гробницах стали появляться статуи жрецов. Наличие статуэток детей закономерно, ибо их непреложной обязанностью была забота о заупокойном культе родителей.
Рельеф древнеегипетский
В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю ее строгую и гладкую поверхность.
В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени.
Время расцвета древнеегипетского рельефа — эпоха Нового Царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщицы» из гробницы в Мемфисе. Утонченный рельеф отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанхамона), академизма (изображения Сети I). Возвращения к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве рельефа достижения времен Амарны превзойдены не были.
Что такое рельеф в древнем египте
Как возник рельеф? Наиболее распространенная теория выводит его из рисунка, из контурной линии, врезанной в поверхность стены. Такой вывод напрашивается при изучении памятников Древнего Египта. Действительно, древнейшие изображения иероглифов технически подобны контурному рисунку, гравированному на поверхности стены.
Следующая ступень развития — когда внутренняя сторона контура начинает закругляться и появляется первый зародыш моделировки. Именно так возникает своеобразный вид рельефа, известный только в Древнем Египте, — так называемый углубленный рельеф (en creux). Его особенность заключается в том, что, хотя он может быть выпуклым, он все-таки остается контурным, существует не перед стеной, а на стене или даже, еще правильней, в стене (следует отметить, что в углубленном рельефе не фигура бросает тень на фон, а фон — на фигуру рельефа).
Однако параллельно в египетском рельефе происходит и другой процесс развития — наряду с углубленным рельефом вырабатывается и техника выпуклого рельефа (причем опять-таки одновременно и в изобразительном искусстве, и в письменности): слой камня вокруг контура фигуры снимается, и фигура начинает выделяться на фоне стены в виде плоского силуэта. В дальнейшем развитии снимаемый слой становится все глубже, а фигура все более выпуклой; тогда перед скульптором возникает новая проблема — снятие нескольких слоев или нескольких планов, иначе говоря, проблема третьего измерения.
Вместе с тем в течение всей своей тысячелетней истории египетский рельеф сохраняет примитивную форму, связанную с традициями контурного рисунка. Даже перейдя на выпуклый рельеф, египетские скульпторы придерживаются очень плоской моделировки (чаще всего высота египетского рельефа не превышает двух миллиметров).
Другая особенность египетского рельефа заключается в том, что он не имеет рамы, у него нет точных границ, определенного места на стене. В Ассирии рельеф чаще всего помещается в нижней части стены, в Греции — обычно наверху (метопы, фриз). Египетский же рельеф может находиться всюду, украшать стену рядами (один над другим), двигаться в сторону и вниз, со стены переходить на колонну и опоясывать ее снизу доверху.
Что такое рельеф в древнем египте
Эхнатон и его семья. Стела. Каирский музей. Египет
ревнеегипетский рельеф — характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династического периода и до конца эпохи эллинизма в Египте. Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, погребальных стелах, но особенно часто — на стенах храмов и гробниц. При различиях в сюжетах изобразительный принцип остается единым и основывается на требованиях древнеегипетского канона.
Рельеф, украшавший поверхность, не должен был разрушать ее фактуру, в связи чем высота древнеегипетского рельефа очень невелика, иногда меньше одного миллиметра. перспектива и пространственные планы отсутствуют, ракурсы в изображении фигур не используются. Групповые сцены всегда развертываются в одну линию по типу фриза: таких поясов-фризов обычно бывает несколько. Плоский силуэт рисунка подчеркнут обобщенным контуром, близким к геометризованному. Роспись по рельефу покрывает ровным слоем его участки, при этом традиция использования чистых контрастных цветов на долгие века остается незыблемой. Основной замысел рельефных композиций той или иной гробницы принадлежал начальнику работ; остальные мастера выполняли отдельные рельефы или переносили на стены уже готовые эпизоды, основываясь на эскизах меньшего масштаба. На подготовленную стену наносились прорисовки будущей композиции, после чего мастера вырезали контуры и расписывали рельеф кистями, сделанными из травы.
Техника рельефа включала в себя три этапа: рисунок краской на подготовленной плоскости, выборка рельефа и окончательная раскраска. В росписях использовались минеральные краски: охра красная, охра желтая, зеленая — тертый малахит, синяя — лазурит, и черная — сажа. Содержание росписей и рельефов в захоронениях Древнего царства строго говоря можно разделить на два типа: во- первых — прославляющие фараона, описывающие его великие деяния, совершенные им в земной жизни, его подданных, а также более редкие росписи, посвященные таинственной будущей жизни, «жизни вечной и вечному блаженству».
Барельеф из гробницы Ти в Саккаре
В искусстве Древнего Египта применялись два типа рельефа — барельеф, на котором фон вокруг фигур удалялся, и рельеф en creux, с углубленным контуром, но сохраненным фоном. Внутри контура рисунка мастер мог моделировать изображение. Однако на всех этапах работы он был связан целой системой правил. Каждая фигура сочетает фрагменты изображений, данных в различном ракурсе, с разных точек зрения: торс изображается в фас или в три четверти, голова и ноги — в профиль. Этот подход к изображению, обусловленный каноническими правилами, придает особый характер пластике фигур и передаче движения в древнеегипетском рельефе. Очень незначительна мера варьирования поз и движения различных фигур на многофигурных композициях-фризах. Это придает рельефу настроение неторопливой, спокойной последовательности. Кроме того, такая композиция особенно естественно связывалась с плоскостью стены, подчеркиваю ее строгую и гладкую поверхность.
В художественной истории Египта нередко повествовательное изображение то приближалось к декоративному узору, то обретало черты композиционной свободы и динамики. Рельеф значительно менялся в зависимости от эволюции архитектуры и скульптуры. Ранние образцы его отличает большая жесткость и угловатость контуров, неравномерность проработки всей плоскости рисунка. Искусство Среднего Царства стремится к большей легкости и естественности пропорций, именно в эту эпоху рельеф становится несколько менее статичным, чем в культуре Древнего Царства.
В древнейших рельефах (известны рельефы, восходящие к IV династии) фигура слегка выступает из фона; начиная с XII династии прием выпуклых фигур встречается реже, а с XVIII династии этот вид рельефа почти исчезает, и, как на луксорском обелиске, рельефы делаются уже обычно углубленными. Начиная с XX династии пользуются одинаково обоими видами рельефа. Низкий рельеф менее подвержен разрушению и лучше противостоит действию времени.
В настоящее время известен ряд значительно более ранних рельефов, предшествующих искусству периода IV династии. Так, например, шиферная таблетка с рельефным изображением зверей (Оксфордского музея) датируется примерно началом I династии. К той же династии относится известный рельеф Нармера Каирского музея, там же рельеф Хеси-Ра — III династии и др. Рельефы техники en creux встречаются уже в искусстве периода Древнего царства.
Египетские художники никогда не забывали о необходимости целостности, органичности всего ансамбля, и всегда одно искусство как бы вырастало из другого. Рельеф обычно раскрашивался и надписывался иероглифами. Это был трех синтез искусств — архитектоника организующая пространство не только стены, но и перед стеной, скульптурная моделировка объема, и живопись в расцвечении цветами реального мира.
Рельеф типа ‘en creux’. Парикмахер Инену с локоном. Около 2040 г. до н. э. Известняк. Бруклин, Музей
Время расцвета древнеегипетского рельефа — эпоха Нового Царства. В этот период меняется эстетический идеал в искусстве Египта: на смену тяжеловесной бесстрастной статичности приходят лирические жанры во всех видах искусства, на первый план выдвигаются критерии изысканности, изящества и большей свободы выразительности. Обычными становятся изображения фигур в различных поворотах, передача пространственных планов. Шедевром свободы и эмоциональности в рельефных изображениях эпохи является знаменитая композиция «Плакальщицы» из гробницы в Мемфисе. Утонченный рельеф отличает рельефы амарнского периода. В дальнейшем рельеф испытывает воздействие усиливающихся тенденций декоративности (рельефы эпохи Тутанхамона), академизма (изображения Сети I). Возвращения к строгим требованиям канона после краткого времени стилистического обновления в амарнский период потребовало от мастеров величайшего чувства меры и сбалансированности между древними и новыми приемами. Поздний период отмечен множеством выдающихся произведений. Но тем не менее в искусстве рельефа достижения времен Амарны превзойдены не были.