что такое реквием в литературе ахматовой
«Реквием» Анны Ахматовой: смысл названия, особенности жанра
Вы будете перенаправлены на Автор24
Аллюзия – это прием, который заключается в намеке на исторические события, общеизвестные факты, литературные произведения и т. д.
Смысл названия поэмы «Реквием»
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием» поражает степенью трагизма. Произведение было написано в период с 1935 по 1940 гг. Вплоть до 1950-х годов Ахматова хранила текст поэмы в памяти и не решалась его записать на бумагу из-за опасения подвергнуться репрессиям. Лишь после смерти И. В. Сталина произведение было записано на бумаге, но изложенная в нем правда все еще оставалась опасной. Публикация поэмы была невозможна. Опубликовано произведение было только в 1988 году, спустя 22 года после смерти Ахматовой.
Поэтесса пошла через страшное время «всеобщей немоты», когда страдания переполняют, становятся невыносимыми, а выразить их вслух нельзя. Судьба поэтессы трагична. Муж Ахматовой, русский поэт Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году по обвинению в антибольшевистской деятельности. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын Ахматовой и Гумилева, Лев.
Реквием – это заупокойная месса.
Название поэмы точно соответствует чувствам Ахматовой, которая вспоминала:
«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде».
В своей поэме поэтесса говорит от лица миллионов людей, не понимавших, в чем обвиняют их близких и родных, и пытавшихся добиться от властей сведений об их судьбе.
В поэме Ахматова выражает безмерное народное горе, абсолютную беззащитность людей, потерю ими нравственных ориентиров.
Поэтесса в емких, коротких строчках стихов сумела выразить душевное состояние человека, находящегося в ситуации обреченности, безвыходности, отчаяния и абсурда происходящего. Автор сомневается в собственном душевном здоровье, ощущает себя как в бреду.
В поэме «Реквием» автор не использует гиперболы. Горе, которое приходится испытывать народу, невозможно преувеличить. Героиня, боясь сойти с ума, словно внутренне отстраняется от событий и смотрит на себя со стороны.
Готовые работы на аналогичную тему
Используемые в поэме эпитеты усиливают страх перед террором, который ведут власти против собственного народа. Они вызывают чувство ужаса, описывая запустение, царящее в стране («безвинная Русь», «смертельная тоска», «окаменелое» страдание, «тяжелые» шаги солдат). Ахматова создает образ стены власти – «красной ослепшей», у которой стоит народ, надеясь на справедливость.
В поэме «Реквием» поэтесса использует религиозную символику – образ Богородицы, матери Христа, тоже страдавшей за сына.
Анна Ахматова, пережив такое горе, не может молчать. Поэтесса не говорит, а свидетельствует. В произведении автор создает эффект многоголосья, кажется, что говорят разные люди. Реплики словно повисают в воздухе.
Также в поэме использовано множество метафор, поражающих силой чувств и мастерством («звезды смерти стояли над нами», «перед этим горем гнутся горы»). В поэме использованы и другие художественные средства:
Все эти художественные средства создают трагический реквием по оклеветанным, невинно убиенным, навсегда пропавшим в «черных каторжных норах».
Завершается поэма «Реквием» торжественным стихотворением. В нем автор выражает радость победы над оцепенением и ужасом долгих лет, сохранение здравого смысла и памяти.
Особенности жанра, направление, композиция произведения
Поэму А. Ахматовой «Реквием» можно отнести к лиро-эпическому жанру. В произведении сочетаются лирические и эпические элементы. Реквием, как известно, это траурное песнопение в католической церкви, сопровождающее погребение. Поэма Ахматовой передает переживания и чувства автора и в точности воссоздает хронологические события тех лет. В лирический сюжет произведения широко включены повествовательные элементы. Особенность жанра поэмы А. Ахматовой состоит в том, что несмотря на сильные переживания и страдания, являющиеся в тексте лирическими, автор дает точные эпические данные о том времени, ясно понимая характер репрессий и указывая на главные причины происходящего. Поэма «Реквием» состоит из следующих частей:
По сути, «Посвящение» продолжает заявленную тему, а описываемые события достигают колоссального размаха. Автор здесь характеризует время и пространство: это время «ежовщины» и тюремные очереди.
В канву сюжета поэмы вплетены музыкальные лейтмотивы. «Реквием» имеет свой звуковой мир. Здесь присутствуют и отдаленные удары, и громыхание черных «марусь», и плач детей. Это свидетельствует о совершенно особом музыкальном строении композиции произведения.
«Эпилог» переносит читателя в настоящее время. Автор снова возвращает к тюремной очереди. А вторая часть эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождающийся ударами погребального колокола. Читатель благодаря этому понимает, как важна и дорога жизнь каждого человека.
Реквием (Ахматова)
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом
Содержание
История создания
Поэма написана в 1935—1940 гг. Ахматова боялась записывать стихи и потому рассказывала новые строчки своим друзьям (в частности, Лидии Чуковской), которые затем хранили «Реквием» в памяти. Так поэма пережила долгие годы, когда ее печать была невозможна. Начиная с 1960-х гг. «Реквием» Ахматовой распространялся в самиздате. Отдельные главы были напечатаны во время «оттепели». Впервые полностью в СССР опубликован в 1987 г.
«Реквием» — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам Большого террора 1930-х гг.
Из автоэпиграфа к поэме
В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): — А это вы можете описать? И я сказала: — Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. 1 апреля 1957, Ленинград
Композиция
Поэма обладает кольцевой структурой, что позволяет соотнести ее с «Двенадцатью» Блока. Первые две главы образуют пролог, а две последние — эпилог. Они несколько отличаются от всей остальной части поэмы. «Реквием» полон лирических переживаний, а эти четыре стиха более тяготеют к обобщению, к эпосу. После пролога следуют четыре первых главки. Это своеобразные голоса матерей из прошлого — времен стрелецкого бунта, ее собственный голос, глава будто из шекспировской трагедии и, наконец, собственный ахматовский голос из 10-х годов. V и VI главы — кульминация поэмы, апофеоз страдания героини. Следующие четыре стиха посвящены теме памяти.
Ссылки
Поэма обладает кольцевой структурой, что позволяет соотнести ее с «Двенадцатью» Блока. Первые две главы образуют пролог, а две последние — эпилог. Они несколько отличаются от всей остальной части поэмы. «Реквием» полон лирических переживаний, а эти четыре стиха более тяготеют к обобщению, к эпосу. После пролога следуют четыре первых главки. Это своеобразные голоса матерей из прошлого — времен стрелецкого бунта, ее собственный голос, глава будто из шекспировской трагедии и, наконец, собственный Ахматовский голос из 10-х годов. V и VI главы — кульминация поэмы, апофеоз страдания героини. Следующие четыре стиха посвящены теме памяти.
Полезное
Смотреть что такое «Реквием (Ахматова)» в других словарях:
Ахматова — Ахматова, Анна Андреевна В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ахматова (значения). Анна Ахматова Имя при рождении: Анна Андреевна Горенко … Википедия
Ахматова — Анна (1888–) Анна Андреевна Горенко, по первому мужу Гумилева, поэтесса. Первую книгу стихов «Вечер» выпустила в 1912 (изд. «Цех поэтов»). Затем книги стихов: «Четки», (неск. изд.), «Белая стая» (неск. изд.), «Подорожник» (изд. «Петрополис», П.,… … Литературная энциклопедия
Реквием (цикл стихов) — «Реквием» поэма Анны Ахматовой. Реквием (эпилог) А если когда нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана… … Википедия
Ахматова, Анна Андреевна — (Горенко). Род. 1889, ум. 1966. Русский поэт. Удостоена итальянской литературной премии Этна Таормина (1964), почетный доктор Оксфордского университета (1965). Писала стихи с 11 лет, печаталась с 18 лет. Первый сборник, «Вечер», вышел в … Большая биографическая энциклопедия
Ахматова Анна Андреевна — (настоящая фамилия Горенко) (1889 1966), поэт. С раннего детства (1890) до 1916 жила в основном в Царском Селе (ныне г. Пушкин). Училась в Царскосельской Мариинской гимназии (ныне г. Пушкин, улица Труда, 17; мемориальная доска), на Киевских … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Ахматова, Анна Андреевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ахматова. Анна Ахматова Фотография Ахматовой 1950 года … Википедия
Ахматова Анна Андреевна — настоящая фамилия Горенко (1889 1966), русская поэтесса. Примыкала к акмеизму. Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства (с постоянными мотивами разлуки и памяти), сопричастность общенародным трагическим потрясениям XX в.… … Энциклопедический словарь
АХМАТОВА Анна Андреевна — Анна Андреевна (11.06.1889, слобода Б. Фонтан близ Одессы 5.03.1966, Домодедово Московской обл.), поэт. Род. в правосл. семье отставного инженер механика флота А. А. Горенко, детство и юность провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве.… … Православная энциклопедия
Реквием (поэма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реквием (значения). «Реквием» поэма Анны Ахматовой. Реквием (эпилог) А если когда нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с… … Википедия
Анализ поэмы «Реквием»
В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы «Реквием» в 1963 году за рубежом: «Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”. Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах. Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?»
Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за нее.
Но «Реквием» – это не только личная трагедия, но трагедия народная.
Композиция поэмы имеет сложную структуру: она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей).
Почти весь «Реквием» был написан в 1935–1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950-е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.
Поначалу «Реквием» был задуман как лирический цикл и лишь позднее переименован в поэму.
Эпиграф и Вместо Предисловия – смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (автоцитата из стихотворения Ахматовой 1961 года «Так не зря мы вместе бедовали. «) вводит в эпическое повествование о народной трагедии лирическую тему:
Вместо Предисловия (1957) – часть, продолжающая тему «моего народа», переносит нас в «тогда» – тюремную очередь Ленинграда 1930-х годов. Ахматовский «Реквием», так же как и моцартовский, написан «по заказу», но в роли «заказчика» в поэме выступает «стомильонный народ». Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своем горе (аресте сына – Л. Гумилева и мужа – Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов «безымянных» «мы»: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): – А это вы можете описать? И я сказала: – Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».
В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий, достигая грандиозного размаха:
Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится героиня и ее случайные подруги по тюремным очередям. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным («не течет великая река»). Жестко звучащие рифмы «горы» и «норы» усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего. Пейзаж перекликается с картинами Дантова «Ада», с его кругами, уступами, злыми каменными щелями. И тюремный Ленинград воспринимается как один из кругов знаменитого «Ада» Данте. Далее, во Вступлении, мы встречаем образ большой поэтической силы и точности:
Многочисленное варьирование сходных мотивов в поэме напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлении намечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в произведении дальше.
Для поэмы характерен особый звуковой мир. В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку ее произведения: «. траурный реквием, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола». Но тишина поэмы наполнена тревожными, дисгармоничными звуками: ключей постылых скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь, хлюпанье дверей и вой старухи. Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую тишину, которая взрывается лишь однажды – в главе Распятие:
Распятие – смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал «великий час»:
Замыкающий поэму Эпилог «переключает время» на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди «под красною ослепшею стеною». Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:
«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым. Всех их она оплакала, личную, лирическую тему поэмы завершила эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены. Это памятник не столько поэту, сколько народному горю:
► Читайте также другие статьи о творчестве Анны Ахматовой:
Поэма Ахматовой «Реквием». История создания, проблематика, композиция
Вы будете перенаправлены на Автор24
История создания поэмы «Реквием»
Для А. Ахматовой 1930-е годы оказались периодом самых тяжких испытаний. Поэтесса оказалась свидетелем не только Второй мировой войны, развязанной фашизмом и вскоре пришедшей на землю ее Родины, но и не менее страшной войны власти с собственным народом. Репрессии 1930-х годов обрушились практически на всех друзей и единомышленников А. Ахматовой, разрушили ее семейный очаг. Сама поэтесса все эти годы жила в ожидании ареста. По словам Ахматовой, она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях, чтобы узнать о судьбе сны и сдать ему передачу.
В глазах властей Ахматова была крайне неблагонадежным человеком – жена, хоть и разведенная, Н. Гумилева, контрреволюционера, расстрелянного в 1921 году, мать арестованного заговорщика Л. Гумилева, жена заключенного Н. Пунина.
Ахматова понимала, что ее жизнь висит на волоске, и как миллионы других людей, оглушенных террором, с тревогой прислушивалась к любому стуку в дверь.
В таких условиях Ахматова не записывала свои стихи на бумаге, так как они могли стать уликой при обысках и допросах. Но лишенная возможности писать и печататься, А. Ахматова, как ни парадоксально, именно в те годы пережила величайший творческий взлет. Поэтесса в своей скорби, мужестве и творческом горении не была одинока. Та же судьба выпала на долю и ближайших друзей Ахматовой – Булгакова, Пильняка, Мандельштама.
Первые наброски поэмы «Реквием» появились в 1934-1935 гг., но Ахматова на некоторое время забросила работу над нею. В 1935 году был впервые арестован ее сын, Лев Гумилев. Ахматова написала письмо И. Сталину и Льва, обвиняемого в создании террористической организации, выпустили на свободу. В 1938 году сына Ахматовой арестовали снова и на этот раз приговорили к десяти годам лишения свободы и ссылке в Сибирь. В этом же году Ахматова начала воплощать замысел своей поэмы, но немного изменила его, так как изменились ее взгляды на эпоху. Строки «Реквиема» были рождены в очередях под тюрьмой.
Готовые работы на аналогичную тему
Работа над произведением продолжалась больше двадцати лет. Ахматова под каждой частью поэмы обозначила дату ее написания.
До 1962 года рукописного варианта поэмы не было. Хранить стихи дома в тот период было крайне опасно. Поэтесса писала части произведения на клочках бумаги, затем заучивала строки и сжигала черновики. Произведение тогда слышали лишь несколько самых близких друзей поэтессы.
Лишь когда улеглась волна репрессий, Ахматова решилась перенести поэму на бумагу и опубликовать. В 1960-е годы поэма активно распространялась в самиздате. Первый печатный вариант произведения появился в мае 1962 года. Перед этим Ахматова прочитала поэму Лидии Чуковской. Для Ахматовой это стало настоящим событием.
«Реквием» впервые был опубликован в 1963 году в Мюнхене в «Товариществе Зарубежных писателей». Издание поэмы было осуществлено без ведома и согласия автора, об этом было заявлено в брошюре, в которой разместили произведение.
Полный вариант поэмы «Реквием» был опубликован в 1987 году в журналах «Нева» и «Октябрь».
Особенности композиции поэмы обусловлены историей ее создания. Поэма была спаяна из нескольких отдельных частей, созданных в разное время. Каждый элемент поэмы – это отдельное лирическое произведение, имеющее свой идейно-тематический комплекс. И каждая часть поэмы имеет свой стихотворный размер.
Тематика, проблематика поэмы
Тематика поэмы Ахматовой многогранна и особенна. Автор поднимает в этом произведение такие темы:
Судьба лирической героини произведения – пример настоящей материнской любви, бескорыстной женственности, искренней заботы. Мать не способна оставить в беде своего ребенка. Она находит в себе силы справиться с любыми испытаниями, пока есть еще шанс защитить тех, кого любит. Одной из главных тем поэмы является тема любви.
Одними из основных мотивов поэмы «Реквием» становятся любовь и сострадание к Родине. Несмотря на всю жестокость власти, произвол политической системы, лирическая героиня не винит Россию за все, что случилось, не клевещет на нее. Напротив, она сочувствует Родине, считая ее такой же несправедливо осужденной, как и сына.
Героиня поэмы не просто переживает испытания, выпадающие на ее долю. Несмотря на тяжесть своего положения и душевные муки она находит в себе силы сострадать другим. Она не может отделить память о горе личном от памяти о скорби и несчастии тысяч других людей. Ахматова посвящает свой памятник каждому, кто оказался в тюремных очередях, в заключении или в ссылке.
Основной темой поэмы «Реквием» является тема народного страдания. Автор через скорбь и тоску матери передает плач всей России по сгубленным душам.
Поэтесса через свои страдания точно передает характер той исторической эпохи. Бесконечные тюремные очереди, массовые аресты, передачи, жизнь в ожидании худшего, народное горе – приметы советской реакции.
Среди ключевых проблем, которые автор затрагивает в своей поэме, особенно выделяется проблема исторической памяти жертв репрессий и проблема несправедливости, человеческой беспомощности.
Ахматова стремилась защитить историческую память от последующих искажений и спекуляций. Она уверена, что ее страна заслуживает правды, какой бы страшной и горькой она ни была. Поэтесса отказалась от эмиграции несмотря на то, что предчувствовала гонения на родине. Она верила в будущее своей страны, надеялась на ее процветание. В своей поэме она ведет летопись народных страданий лишь с одной целью – предотвратить их повторение.
Проблема бесправия и несправедливости стала основной проблемой молодого советского государства. Многие пострадали безвинно. Целые сферы деятельности, где не было крестьян и пролетариев, осиротели. Тотальный страх, который захлестнул страну, мешал людям посмотреть в глаза правде, понять всю абсурдность гонений.
Анна ахматова история создания поэмы. История создания Поэмы «Реквием
История создания
Впервые работа над «Реквиемом» началась в 1934 году. Ахматова планировала создать цикл стихотворений, связанных единой темой, но позже все работы объединились в единое целое — поэму «Реквием». Больше всего работы было проделано в 1938-1840-х гг., но закончена поэма была только в 1960-е гг.
История написания поэмы «Реквием» стала личной историй Анны Ахматовой. Впервые поэма была полностью издана только в 1987 году. Причиной такого долгого пути произведения к читателям стала ее несовпадение с идеологией власти. Импульсом для написания «Реквиема» стала личная драма. Бывший муж поэтессы — выдающийся поэт Николай Гумилев — был расстрелян, а единственный сын Лев Гумилев, знаменитый писатель и этнолог, осужден. Попал под арест и Николай Пунин, за которого Ахматова вышла замуж в 1922 году. В 1946 году сама Ахматова вместе с популярным писателем Зощенко попадёт в опалу по делу о журналах «Звезда» и «Ленинград».
О создании поэмы известны интересные факты:
Замысел поэмы
В предисловии к поэме Ахматова писала, что замысел подобного произведения у нее возник в годы «ежовщины», которые она провела в тюремных очередях, добиваясь встречи с сыном. Однажды ее узнали, и одна из женщин спросила, сможет ли Ахматова описать то, что творилось вокруг. Поэтесса ответила: «Могу». С этого момента и зародилась идея поэмы, как утверждает сама Ахматова.
«Реквием», история создания которого связана с очень тяжелыми годами для русского народа, был выстрадан писательницей. В 1935 году был арестован за антисоветскую деятельность сын Ахматовой и Николая Гумилева — Лев Гумилев. Тогда Анне Андреевне удалось быстро освободить сына, написав письмо лично Сталину. Но в 1938 году последовал второй арест, тогда Гумилева-младшего приговорили к 10 годам. А в 1949 году был произведен последний арест, после которого его приговорили к расстрелу, замененному позднее ссылкой. Через несколько лет был полностью реабилитирован, а обвинения признаны необоснованными.
Поэма Ахматовой «Реквием» воплотила в себе все те горести, что вынесла за эти страшные годы поэтесса. Но не только семейная трагедия отразилась в произведении. В нем выразилось горе всего народа, пострадавшего в то страшное время.
Жанр, размер, направление
Поэма принадлежит к литературному направлению модернизма. Для модернизма характерен поиск новых литературных форм, задача которых как можно точнее выразить индивидуальность автора, показать его особенный способ восприятия мира. Существует немало литературных течений модернизма. Одни из самых популярных – это символизм, футуризм и акмеизм. Ахматова принадлежала к группе акмеистов. В манифесте акмеизма отчетливо звучит призыв отказаться от наследия символизма и обратиться к миру реальному, вещественному. Художественная выразительность стихотворений должна была соответствовать принципам конкретной образности. Особое значение придавалось миру человеческих эмоций, природному началу в жизни человека.
«Реквием» может быть отнесен к жару эпической поэмы, так как представляет собой достаточно крупное стихотворное произведение, состоящее из пролога, основной части и эпилога, и отсылающее читателей к событиям нескольких исторических эпох.
Поэма написана в нескольких стихотворных размерах. Отдельные части произведения разнятся между собой по настроению и тону повествования, что определяет и динамичность стихотворной ритмики.
Смысл названия
Реквием – это богослужение по умершим (в католической церкви). Вспоминая «заповеди» акмеизма, можно сказать, что название поэмы Ахматова выбирала не как символ, но как непосредственное, подлинное, почти исповедальное отражение своих душевных переживаний, горьких потерь, и это заставляет по-новому взглянуть на все содержание ахматовского «Реквиема». Смысл заглавия обозначает ее траур по жертвам репрессий и их родственникам.
Традиционно название «Реквием» означает и некоторое разочарование, несет в себе негативный подтекст. Всем известен «Реквием» Моцарта и «Реквием по мечте» Хьюберта Селби. Вот и у Ахатовой это слово приобретает мрачный оттенок, в котором есть место не только тоске, но и обиде, злости и опустошению.
Композиция и конфликт
Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.
Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.
Полный анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием»
В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы “Реквием” в 1963 году за рубежом: “Я‑то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”…
Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах… Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?”
Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И. В. Сталину.
Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Льва арестовывают в 1949 году, приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, и впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова аресты 1935 и 1938 годов рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 года, по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за нее.
Но “Реквием” – это не только личная трагедия, но трагедия народная, раскрытая в кратком содержании поэмы “Реквием” Ахматовой, композиция которой имеет сложную структуру. Она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей).
Почти весь “Реквием” был написан в 1935–1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950‑е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэта.
Поначалу “Реквием” был задуман как лирический цикл, в котором будут собраны лучшие стихи о любви Ахматовой, и лишь позднее переименован в поэму.
Эпиграф и Вместо Предисловия – смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (автоцитата из стихотворения Ахматовой 1961 года “Так не зря мы вместе бедовали…”) вводит в эпическое повествование о народной трагедии лирическую тему:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Вместо Предисловия (1957) – часть, продолжающая тему “моего народа”, переносит нас в “тогда” – тюремную очередь Ленинграда 1930‑х годов. Ахматовский “Реквием”, так же как и моцартовский, написан “по заказу”, но в роли “заказчика” в поэме выступает “стомильонный народ”.
Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своем горе (аресте сына – Л. Гумилева и мужа – Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов “безымянных” “мы”: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.
Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): – А это вы можете описать? И я сказала: – Могу. Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом”.
В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий, достигая грандиозного размаха:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними каторжные норы…
Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится героиня и ее случайные подруги по тюремным очередям. Времени больше нет, оно остановилось, онемело, стало безмолвным (“не течет великая река”). Жестко звучащие рифмы “горы” и “норы” усиливают впечатление суровости, трагичности происходящего. Пейзаж перекликается с картинами Дантова “Ада”, с его кругами, уступами, злыми каменными щелями… И тюремный Ленинград воспринимается как один из кругов знаменитого “Ада” Данте. Далее, во Вступлении, мы встречаем образ большой поэтической силы и точности:
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Многочисленное варьирование сходных мотивов в поэме напоминает музыкальные лейтмотивы. В Посвящении и Вступлениинамечены те основные мотивы и образы, которые будут развиваться в произведении дальше.
Для поэмы характерен особый звуковой мир. В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку ее произведения: “…траурный реквием, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола”. Но тишина поэмы наполнена тревожными, дисгармоничными звуками: ключей постылых скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь, хлюпанье дверей и вой старухи. Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую тишину, которая взрывается лишь однажды – в главе Распятие:
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне…
Распятие – смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал “великий час”:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Замыкающий поэму Эпилог “переключает время” на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди “под красною ослепшею стеною”. Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас.
“Реквием” стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым. Всех их она оплакала, личную, лирическую тему поэмы завершила эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены. Это памятник не столько поэту, сколько народному горю:
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь.
Забыть, как постылая хлюпала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
Суть: о чем произведение?
Хотя произведение и автобиографично, невозможно отделить личную драму Анны Ахматовой от несчастных судеб множества других людей. Поэма «Реквием» — это многоголосая исповедь миллионов людей, вложенная в уста несчастной матери осужденного сына.
Мать в отчаянии предрекает сыну гибель, но «светлый день» приносит новость о ссылке. И хотя неизбежность приговора не могла быть неизвестна лирической героине, «каменным словом» он падает на «еще живую грудь» безутешной матери.
Героиня спрашивает у смерти: «Ты все равно придешь – зачем же не теперь?». Последний раз она видит «страшные глаза сына», отпуская его в неизвестность.
Через боль утраты родного сына рождается в поэме образ горюющей Богородицы, матери распятого Иисуса Христа. Ее священный образ – образ эпохи.
Лирическая героиня соединяет свою судьбу с судьбами миллионов людей, заклиная поставить ей памятник на том месте, где «триста часов» простояла героиня и тысячи таких, как она.
«Эпилог»
Анализ произведения Ахматовой «Реквием» завершает определение идейного содержания заключительной его части.
Автор поднимает в «Эпилоге» проблему человеческой памяти — только так можно избежать ошибок прошлого. А еще это обращение к богу, но просит героиня не за себя, а за всех, кто был с ней рядом у красной стены долгих 17 месяцев.
Вторая часть «Эпилога» перекликается с известным стихотворением А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Тема в русской поэзии не новая — это определение поэтом своего назначения на Земле и некое подведение творческих итогов. Желание Анны Андреевны — чтобы памятник, воздвигнутый в ее честь, стоял не на берегу моря, где она родилась, и не в саду Царского Села, а у стен Крестов. Именно здесь она провела самые страшные дни своей жизни. Так же, как тысячи других людей целого поколения.
Главные герои и их характеристика
Система образов в поэме «Реквием» якро обозначает основной конфликт: перед нами лишь жертвы той силы, против которой направлен материнский укор.
«Посвящение» и «Вступление»
Начало поэмы вводит читателя в а, когда великое горе, перед которым «гнутся горы, не течет великая река» (гиперболы подчеркивают его масштабы) вошло чуть ли не в каждый дом. Появляется акцентирующее внимание на всеобщей боли местоимение «мы» — «невольные подруги», стоявшие у «Крестов» в ожидании приговора.
Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой привлекает внимание к необычному подходу в изображении любимого города. Во «Вступлении» кровавый и черный Петербург представляется измученной женщине лишь «ненужным привеском» к тюрьмам, разбросанным по всей стране. Обыденным делом, как ни страшно, стали «звезды смерти» и предвестники беды «черные маруси», разъезжающие по улицам.
Тематика поэмы «Реквием» многогранна и совершенно особенна:
Краткий анализ
– История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы, чей муж был расстрелян в период реакции, а сын арестован. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в период репрессий только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.
– В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти, скорби, материнского страдания, любви и родины.
– Первые две главы поэмы образуют пролог, а последние две — эпилог. Следующие за прологом 4 стиха являются обобщением материнского горя, 5 и 6 главы — кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.
Проблемы
Среди основных проблем, затронутых в «Реквиеме», можно особенно выделить проблему исторической памяти всех жертв репрессий, одной из которых оказалась Анна Ахматова, а также проблему несправедливости (с которой в лице героини столкнулась вся страна) и человеческой беспомощности – чувства, так истерзавшего героиню, не сумевшую помочь своему сыну отстоять свободу и невиновность.
«Реквием» как память о горе
Поэма «Реквием» стала своеобразным литературным плачем как народа в целом, так и матери — хранительницы семейного очага, которая столкнулась с горем. Лирическая героиня должна была вынести на своих хрупких женских плечах невообразимо тяжелую ношу — аресты мужа и сына, длинные очереди в тюрьме, преследования властью. Она страдает из-за горя, которое выпало на ее женскую судьбу, вместе с тем оплакивая судьбы всех людей, которые были подданы репрессиям. В отдельных стихах Ахматова смогла донести до нас события того страшного времени, когда любого человека могли арестовать просто так, без видимых на то причин — ночью «черные Маруси» отвозили людей в пугающую безызвестность, и узнать хоть что-нибудь об их судьбе было невозможно.
Читая о плаче матери, когда от нее забирают сына, действительно можно душой прочувствовать всю степень ее безысходности. Ахматова поднимает образ простой советской женщины, матери до уровня библейской героини. Матери арестованных с разрывающимися от боли сердцами, смотрели на казни своих детей, подобно библейской Марии. Но при этом, никак не могли повлиять на их горькую участь. Лирическая героиня вопреки этому не сдается, а находит в себе силы продолжать неравную борьбу. Она, кажется, обращается к будущим поколениям, которые придут на землю после нее, с просьбой помнит о тех страшных страницах истории, о том, горе, которое довелось пережить предкам, чтоб в будущем не допустить таких страшных и роковых ошибок и самим не стать палачами системы.
Основная идея
«Реквием» стал тем самым памятником, о котором писала Анна Ахматова в своей поэме. Поэтесса подарила людям напоминание о страшных годах репрессий для того, чтобы дни «смертельной тоски» больше не повторились никогда. Писательница, раскрыв читателям собственную страдающую душу, написала о трагедии тысяч людей, чья духовная борьба с несправедливостью не останется забытой. Это и есть смысл «Реквиема» — оставить страшный исторический след боли и страданий для тех, кто не имеет права предавать его забвению. Для нас с Вами.