что такое регуляторная гильотина определение
Сергей Катырин: С 1 ноября заработала «регуляторная гильотина»
Благодаря этой реформе, которая получила неофициальное название «регуляторная гильотина», многие правовые акты, которые касаются контроля и надзора бизнеса, будут отменены. А потом каждые шесть лет правовые акты станут заново переоценивать. Если они устареют или станут недейственными, то их отменят.
О том, как все это будет работать, корреспондент «Российской газеты» обсудил с президентом Торгово-промышленной платы РФ Сергеем Катыриным.
Сергей Николаевич, закон ведь с 1 ноября не полностью вступает в силу. Какие нормы пока отложили?
Новые требования будут появляться в реестре на специальном сайте сразу после вступления их в силу. А вот особый порядок исключения требований из реестра будет урегулирован после выхода соответствующего постановления правительства.
У бизнеса есть свои пожелания к этому реестру?
Сергей Катырин: ТПП предлагает, чтобы в реестр включили обязательные требования, которые содержатся не только в подзаконных актах, но и в законах. А также положения актов, которые непосредственно не содержат обязательные требования, но при этом регламентируют процедуру их исполнения (положения, порядки, регламенты и так далее).
Это позволит наиболее полно охватить весь массив правил для бизнеса, сделать эту сферу максимально прозрачной.
Бизнес давно ждал всех этих перемен. Но сначала реформа планировалась не такой глубокой, как сейчас. Что пришлось корректировать?
Сергей Катырин: Действительно, изначально регуляторная гильотина задумывалась с целью отсечь избыточные и устаревшие обязательные требования, многие из которых были попросту невыполнимы на практике.
К примеру, известны случаи, когда проверяющие требовали у предприятия инструкции по пользованию лестницей-стремянкой или просили предоставить акты выполнения работ в открытом космосе.
В сентябре 2019 года вышло поручение правительства об отмене более 20 тысяч актов СССР и РСФСР. В этот документ вошли более 50 документов, предложенных ТПП. Преимущественно в сфере труда и горной промышленности.
А в развитие реформы была начата с участием нашей палаты как раз разработка закона об обязательных требованиях. Ко второму чтению в тексте были прописаны основные принципы для требований. И по нашей инициативе включено положение, что в случае противоречия друг другу нескольких требований предприниматель может соблюдать любое из них.
При этом крайне важно, чтобы при отмене старых требований не образовывался правовой пробел. Когда ни контролер, ни предприниматель не будут иметь представления, какими требованиями они должны руководствоваться.
А что нам, простым потребителям, даст этот закон?
Сергей Катырин: Подзаконные акты в принципе должны стать более понятными, в том числе и для потребителей. Они тоже смогут пользоваться едином реестром и получать из него актуальную информацию.
Отмена многих обязательных требований (в сфере торговли, общепита и так далее) позволит существенно снизить административную нагрузку на предпринимателей. Они смогут более эффективно развивать свое дело, повысить качество производимой ими продукции и оказываемых услуг.
Справка «РГ»
Когда вступают в силу остальные положения закона об обязательных требованиях:
Она регламентирует, что новые обязательные требования должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября. И, за некоторым исключением, не ранее, чем через 90 дней после дня официальной публикации нормативного правового акта.
Что такое «Регуляторная гильотина»?
Цели реформы
«Регуляторная гильотина» нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Она проводится с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.
Результаты
Участники «Регуляторной гильотины»
Ключевые законы
В июле 2020 года Государственной Думой принят федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он предусматривает: закрепление применения риск-ориентированного подхода; возможности применения альтернативных инструментов регулирования; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иных мер по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора.
Кроме этого данным законом расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В этот же период Государственной Думой принят и федеральный закон об обязательных требованиях. Законом определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в НПА требований, которые связаны с осуществлением экономической деятельности.
Также законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 года обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих своё действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.
Оба федеральных закона приняты Государственной Думой 22 июля 2020 года и одобрены Советом Федерации 24 июля 2020 года, 31 июля 2020 года подписаны Президентом Российской Федерации В.Путиным.
Гильотина от правительства: как власти хотят снизить требования к бизнесу
Что такое «регуляторная гильотина»
«Иначе жарить нельзя. Просто пометьте себе, если кто-нибудь планирует заняться этим видом деятельности», — пошутил премьер.
«Это своевременно. Очень много об этом говорили, и стало очевидно, что терапия не дает эффекта, надо уже конкретно отсекать устаревшие нормы, а по сути — создать новую законодательную нормативную базу, для того чтобы не было ненужных препон, — заявил РБК сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. — Мне показалось, что правительство созрело для того, чтобы радикальными мерами улучшать ситуацию в этом направлении».
Готовить «дорожную карту» по «гильотине» поручено аппарату правительства.
Как и когда порежут лишние нормы
«В соответствии с таким механизмом к 1 февраля следующего года можно было бы пересмотреть все эти требования с точки зрения современных реалий», — заявил он. Такой методический подход в целом соответствует зарубежному опыту ретроспективной оценки действующих нормативно-правовых актов, отмечает директор Центра оценки регулирующего воздействия НИУ ВШЭ Даниил Цыганков: и при применении «регуляторной гильотины», и еще раньше приговор для конкретной нормы или акта предполагал три исхода: оставить как есть, изменить или отменить.
Пресс-служба Минэкономразвития пояснила, что непересмотренные требования признают утратившими силу, а затем отменят. Пересмотр будет плановым — для этого регулирующие органы в установленный срок «составят исчерпывающий перечень своих нормативных актов с учетом этапности их пересмотра».
Чиновники введут новый подход к классификации актов. «Если раньше шли от требований ведомств (пожарной инспекции, СанПиН и пр.), то теперь требования будут классифицированы по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д. Если предприниматель хочет открыть новый бизнес в какой-либо сфере, то он должен видеть все требования, с которыми ему предстоит столкнуться, а также понимать, какие из них носят обязательный характер, а какие — рекомендательный», — заявил министр экономического развития Максим Орешкин.
Речь идет о гайдлайне — перечне требований, которые могут быть предъявлены к работе конкретного предприятия, пояснил бизнес-омбудсмен Борис Титов. «В одной отрасли упор делается на одни виды контроля, в другой — на другие. Но бизнес должен четко понимать, чего от него хотят», — резюмировал он.
Какие акты попадут под «гильотину»
В первую очередь гильотина затронет наиболее зарегулированные отрасли, следует из слов премьер-министра, а именно:
Дерегулирование должно коснуться всех сфер — от санитарных до противопожарных требований, подчеркивает Андрей Назаров. «При этом понятно, что безопасность никто не отменяет», — добавляет он.
Минэкономразвития уже разработало параллельные меры по снижению нагрузки на бизнес. План «Трансформация делового климата», который предусматривает периодический анализ и пересмотр законов, мешающих бизнесу, действует с 2018 года, писал РБК. Еще одна форма дерегулирования, которую применяет министерство, — план по сокращению обязательств регионов, но пока он встретил сопротивление других ведомств.
Что нужно для эффективной работы «гильотины»
Выявлять избыточные требования к бизнесу должны не чиновники правительства или Минэкономразвития — комиссия по дерегулированию должна стать новой структурой, подотчетной председателю правительства, считает Цыганков, выступавший одним из основных авторов доклада ЦСР о регуляторной политике в России. Обеспечить выявление и монетизацию избыточных норм можно, например, посредством госзадания, которое получат «фабрики мысли» и профильные вузы, полагает он.
Эффективной «регуляторная гильотина» будет лишь при правильной методологии, добавляет Цыганков: это предполагает, что комиссия выносит на отмену пакет избыточных требований, а профильному ведомству, которое настаивает на их сохранении, предстоит доказать с конкретными цифрами в течение 30–45 дней необходимость этих норм.
До сих пор попытки отмены избыточных требований происходили в обратной логике: эксперты и бизнес, которые предлагали отменить барьеры, обосновывали необходимость такого шага, и, как правило, госорган твердил, что «все нормы нужны», отмечает эксперт.
«Ползучий» опыт Украины
В 2014 году власти Украины пытались внедрить механизм «регуляторной гильотины», однако уже в 2015 году отказались от этой идеи. Глава Министерства экономического развития и торговли Айварас Абромавичус после консультаций с европейскими чиновниками заявил, что «гильотина» «может привести к регуляторному вакууму в определенных секторах, что негативно скажется на качестве регулирования.
«Всем хочется жить радикально лучше здесь и сейчас, в связи с чем идея «регуляторной гильотины» так отлично прижилась в наших умах. Но де-факто с самого начала концепция, предложенная американской компанией Jacobs, Cordova & Associates, только называлась «гильотиной», а на самом деле была планом ползучей дерегуляции на три-пять лет (средний показатель по другим странам). Одним словом, «гильотина» — скорее маркетинговое название, которое не отражает истинной сути вещей», — отмечала заместитель министра Юлия Клименко. В результате Украина перешла на «концепцию лучшей регуляции», предусматривающую фильтр на новые нормативные акты.
Механизм «регуляторной гильотины» наводит порядок в требованиях: обзор значимых результатов
С 1 января в ходе реализации «регуляторной гильотины», призванной пересмотреть или отменить устаревшие нормативные правовые акты (НПА), негативно влияющие на бизнес и регуляторную среду, в стране появилась новая система контрольно-надзорной деятельности. По оценке Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Владислава Корочкина, в рамках первого этапа реформы КНД удалось отменить примерно 30% устаревших обязательных требований к бизнесу.
«Регуляторная гильотина»: первый этап
К настоящему моменту в рамках «регуляторной гильотины» проведена инвентаризация всех действующих и обязательных требований для бизнеса на предмет их соответствия современному времени, приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и «Об обязательных требованиях». Кроме того, в конце прошлого года Правительством РФ был утвержден перечень из 132 видов госконтроля, попадающих под «регуляторную гильотину».
По словам Первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ» Владислава Корочкина, в ходе первого этапа реформы удалось отменить не все требования, обременяющие бизнес, а только 30% из них.
Многие из таких требований, отметил представитель бизнес-объединения, прописаны в федеральных законах, которые не стали объектом рассмотрения комиссии по административной реформе, занимающейся на первом этапе только актами правительства и ведомственными нормативными актами.
«Регуляторная гильотина» в 2021 году
С 1 января в рамках механизма «регуляторной гильотины» отменяются все НПА Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, распорядительных органов власти РСФСР и СССР, содержащие обязательные требования.
Кроме того, акты, которые не отменены и вступили в силу до 2020 года, можно будет не соблюдать (за это не будут привлекать к ответственности).
Однако, как отмечает Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин в своем телеграм-канале, Правительство РФ опубликовало перечень НПА, которые продолжат свое действие после 1 января 2021 года. Для некоторых требований, добавляет Глава «ОПОРЫ РОССИИ», установлены сроки действия — а это означает, что работа над их пересмотром или заменой еще будет проводиться в рамках «регуляторной гильотины».
Так, в перечень Правительства РФ вошли требования в сферах:
В «ОПОРЕ РОССИИ» положительно оценили первые результаты проведения реформы КНД, отметив, что сформированный сегодня механизм оценки и пересмотра устаревших требований для бизнеса является наиболее актуальным и эффективным.
Регуляторная гильотина – что это такое простыми словами?
По поручению Медведева Правительство РФ разрабатывает два законопроекта, которые станут основной новой реформы по упорядочению действующей нормативной базы. Реформа уже получила название регуляторная гильотина Медведева – это наименование также используется в официальных законодательных документах.
Далее в статье разберемся, что из себя представляет регуляторная гильотина – что это такое простыми словами, какие планируется принять нормативные акты и какие возможны последствия таких нововведений. Последние новости законодательства — далее в статье.
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!
Суть термина
Официально регуляторная гильотина — реформа контрольно-надзорной деятельности, однако такое определение мало что говорит обычному гражданину Российской Федерации. Простыми словами это сокращение числа нормативных актов, по причине того, что они морально устарели. Прежде всего речь идет об актах, которые содержат обязательные требования и мешают, вследствие своей косности, развитию бизнеса.
Идея как раз в том, как утверждает нынешний глава Правительства РФ, чтобы пересмотреть действующее законодательство, отменить отжившие свой век нормы и заменить их новыми, отражающими современные реалии бизнеса и производства.
Термин был предложен консалтинговой компанией, разработавшей концепцию гильотин, и уже вошел в употребление в разных странах.
Опыт других стран
Механизм регуляторной гильотины уже опробован в разных странах:
Специалисты компании, предложившей данную реформу, подсчитали, что в Хорватии подобное нововведение позволило за год бизнесу сэкономить более 65 миллионов долларов. Украина также пыталась применить регуляторную гильотину еще в 2014 году, но там реформу ждал провал. Глава министерства экономики страны даже назвал ее причиной регуляторного вакуума, наступившего после отмены нормативных актов, вместо которых новые обязательные требования введены не были.
История вопроса в России
А в начале 2019 глава председатель Кабмина презентовал регуляторную гильотину и дал поручение министрам подготовить проект такого документа, как постановление Правительства об отмене с 1 февраля 2020 года правовых актов СССР и РСФСР. Список актов включает более 22 000 наименований. Срок подготовки проекта также был озвучен — до середины ноября.
А инициатива пересмотра действующего законодательства принадлежит Президенту РФ. Именно он после очередного послания Федеральному Собранию поручил Правительству разработать законодательные акты об отмене устаревших норм и требований и приятии новых.
План гильотины
В дорожной карте отмечено, что необходимо для реализации реформы и утвержден перечень документов регуляторной гильотины:
Проекты первых двух законов уже разрабатываются Правительством и их планируется внести на рассмотрение Госдумы РФ в ноябре.
Таким образом, единый закон о регуляторной гильотине принят не будет, планируется принятие целого комплекса нормативных актов по реализации реформы, что вполне логично, учитывая объем требований, которые нужно ввести заново.
Список отменяемых документов
Большая часть мероприятий по отмене действующих нормативов и требований, отсечению старых актов, запланирована на осень 2019-го и начало 2020 года. Правительство должно к 1 февраля утвердить окончательный перечень отменяемых документов. Примерный список уже есть, однако он может быть уточнен, и Министерства могут «отстоять» некоторые акты.
Последствия
Уже известно, что планируется отменить все еще действующие первые декреты СССР, в том числе знаменитый декрет о введении 8-часового рабочего дня. Члены Правительства утверждают, что это не приведет к увеличению продолжительности рабочего дня, однако в иных нормативных актах 8-часовой рабочий день нигде не введен, в том числе и в Трудовом кодексе. В ст. 91 ТК РФ указана только нормальная продолжительность рабочего времени в неделю – 40 часов, о продолжительности рабочего дня в ней нет ни слова. Также следует помнить в этом контексте об инициативе Правительства о введении сокращенной рабочей недели.
Предполагается, что новые нормы и обязательные требования будут распределены не по ведомствам, как это сделано сейчас, например, противопожарные или санитарные, а сгруппированы будут по видам бизнеса: ресторанный, отельный и т.д. Насколько удастся реализовать данный проект, пока не ясно. Подобная классификация норм действительно может упростить осуществление предпринимательской деятельности. Однако вполне возможен и правового вакуума, ведь отменить старые требования гораздо проще, чем разработать и сгруппировать новые.
Уважаемые читатели! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!