что такое регресс сна у малышей
Сон младенца в первые четыре месяца жизни
Условно формирование сна младенца в первые 4 месяца можно разделить на три периода (речь идет о возрасте, рассчитанном от предположительной даты родов, т. е. мамы недоношенных детей должны прибавить к этим цифрам то количество недель, на которое малыш не доношен).
Первый период: первые 8 недель жизни
Ребенок спит почти так же, как недавно спал в животе у мамы. Его биоритмы не сформированы, малыш живет по своему четырехчасовому ритму, инверсия сна (путаница дня и ночи) в этом возрасте — норма.
Сон не организован, привычки сна отсутствуют, сон может длиться от 30 минут до 4 часов, общее количество сна в сутки — 15–18 часов.
Второй период: с 8-й по 12-ю неделю
Появляется «социальная улыбка». К этому возрасту уже происходит формирование ночного сна, заканчивается путаница дня и ночи.
Ребенок может беспрерывно ночью спать 4–6 часов, ночной сон составляет 8–9 часов.
Дневной сон все еще не организован, дневные сны — от 30 минут до 4 часов.
Третий период: с 12-й по 16-ю неделю
Формируются циркадные ритмы.
Ночной сон увеличивается до 12 часов, ребенок может непрерывно спать 6–8 часов.
Формируется от 3 до 5 дневных сна (минимальной продолжительностью 30–40 минут).
Время бодрствования может достигать двух часов (в среднем полтора).
Теперь мы знаем, чего ждать от сна ребенка в первые 16 недель, но возникает вопрос: а что мы можем сделать, чтобы сон ребенка в реальной жизни развивался так же ладно и просто, как об этом написано в умных книжках?
Ответ простой: не мешать. Природа удивительным образом сама обо всем позаботилась. Современные мамы все меньше полагаются на свою интуицию, все хуже распознают потребности и сигналы ребенка, в то время как в их головах сталкивается масса противоречивых рекомендаций — начиная от советов советских бабушек «не приучай к рукам», «пусть полежит проорется», заканчивая современными «по каждому писку давай грудь, иначе вырастет, и будет у него депрессия».
Вдобавок такие блага цивилизации, как электричество (всего 100 лет назад мы жили без света и даже не мечтали о бодрствовании в 23.00, например, зимой, когда в 17.00 уже темно), свет от монитора компьютеров, планшетов, телефонов нарушают выработку гормона сна (мелатонина), что сбивает и формирование естественных биоритмов. Благодаря появлению стеклопакетов и батарей поменялся микроклимат в помещении, где спит ребенок. Воздух стал пересушенным, что неизбежно вызывает пересыхание нежной слизистой новорожденного, дети могут просыпаться от жажды или дискомфорта. Поэтому все советы по организации здорового сна ребенка будут сводиться к тому, чтобы вовремя выявлять потребности ребенка и создавать ему комфортные, естественные условия сна.
Новорожденность и второй месяц жизни
Первые 2 месяца жизни не боимся сформировать вредные привычки — ребенок еще не умеет анализировать и оценивать окружающую обстановку, причинно-следственные связи не формируются, а это значит, что приучить к рукам, качанию, засыпанию на груди невозможно. Удовлетворяем базовые потребности ребенка, переживаем с ним период фиолетового плача, обеспечиваем безопасный сон, комфортные условия сна, регулируем активное бодрствование и время для сна с помощью освещения и вида активности.
Третий месяц жизни ребенка
Появилась «социальная улыбка», а значит, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи, анализировать изменения окружающей среды. Именно в этом возрасте оптимально создавать условия, которые способствуют формированию основ здорового сна, поэтому определяемся с местом сна. Укладываем ребенка спать в кроватку. Кроватка не манеж, в кроватке только спим!
Создаем комфортные условия сна:
1) темно (днем удобно пользоваться шторами блэкаут);
2) тихо (при невозможности обеспечить сон в тишине очень помогает белый шум, который поглощает посторонние звуки, а также успокаивает ребенка);
3) температура в помещении, где спит ребенок: летом 24–27 градусов, зимой 18–24, влажность 50–55%.
Наблюдаем за признаками усталости (отстранение, сосание, зевота, ребенок трет глазки, теребит волосики, чешет ушки, мотает головой из стороны в сторону). Ориентируемся на время бодрствования (45–60 минут). Укладываем ребенка спать, не давая ему переутомиться. Признаки переутомления: просится на ручки, капризничает, излишне веселый, активный.
Вводим ритуалы не только для сна, но и для всей активности в течение дня. Расслабляющий ритуал отхода ко сну (не более 10–15 минут), цель — расслабить и успокоить малыша. Важно четкое начало и конец, определенная последовательность (создаем благоприятные условия — надеваем подгузник — пижаму — колыбелька — покачивание).
Тренируем навык самостоятельного расслабления — наблюдаем за малышом и в тот момент, когда видим, что малыш готов уснуть, исключаем возбуждающие стимулы и даем возможность уснуть самому.
Вне контроля: время начала, продолжительность и количество дневного сна.
Четвертый месяц жизни
Продолжаем наблюдать за признаками усталости. Для того чтобы понять, правильное ли время бодрствования мы даем ребенку, следим за временем засыпания (в норме — около 15 минут) и качеством сна. В этом возрасте максимальное время бодрствования составляет около двух часов, причем после короткого сна оно сокращается на треть — до 1 часа 20 минут.
Смещаем время начала ночи на более ранний период (раннее укладывание — с 17 до 20 часов).
Важно помнить, что психологическое состояние мамы легко считывается ребенком. Если мама находится в стрессе, нервная, неуверенная, то ребенок не будет чувствовать себя в безопасности на руках у такой мамы, а значит расслабиться и заснуть ему будет очень трудно. В этом случае лучше поручить укладывать ребенка папе, а маму отправить отдыхать.
опубликовано 27/07/2018 14:03
обновлено 30/07/2018
— Рост и развитие, Сон
Что такое регресс сна у малышей
врач-педиатр, кардиоревматолог детский
врач-педиатр высшей категории, гастроэнтеролог детский
практический психолог, нейропсихолог
сестра медицинская по массажу высшей категории
врач-педиатр высшей категории, к.м.н.
врач-педиатр, пульмонолог детский
врач ультразвуковой диагностики высшей категории
врач ультразвуковой диагностики
врач-офтальмолог детский высшей категории, к.м.н.
врач-гастроэнтеролог детский высшей категории, к.м.н., Заслуженный врач Украины
врач-педиатр, заведующая отделением
педиатр, врач высшей категории
врач-педиатр высшей категории
врач-педиатр высшей категории, аллерголог, к.м.н.
врач-хирург детский, врач-ортопед детский
врач ультразвуковой диагностики
врач-оториноларинголог детский, заведующая отделением
врач-педиатр высшей категории, медицинский директор KinderKlinik
Врач ультразвуковой диагностики
врач-дерматолог, косметолог детский
педиатр, заведующая отделением KinderKlinik
ортопед-травматолог детский, к.м.н.
врач-ортопед детский, к.м.н.
врач-ортопед-травматолог детский, к.м.н.
врач-иммунолог детский, профессор, д.м.н.
специалист по массажу
врач ортопед-травматолог детский
врач-ортопед-травматолог детский, врач-хирург
дежурный врач, детский анестезиолог-реаниматолог
дежурный врач, анестезиолог-реаниматолог детский
врач-гинеколог детский и подростковый, врач ультразвуковой диагностики
врач-педиатр, врач-гастроэнтеролог детский
дежурный врач, анестезиолог-реаниматолог детский
врач-хирург детский, эксперт направления
педиатр, аллерголог-иммунолог детский
врач-невролог детский высшей категории, к.м.н.
врач-эндокринолог детский, к.м.н.
врач-невролог детский, к.м.н., доцент
Педиатр, ведущий врач
врач ультразвуковой диагностики
врач-педиатр второй категории
врач-педиатр, гастроэнтеролог детский
Попова Наталия Сергеевна
Даяно, дякуємо за Ваш відгук! Нам дуже приємно читати такі слова про наших лікарів! Будьте здорові!
Попова Наталия Сергеевна
Крещенко (Єгорова) Ірина Олексіївна
Вікторіє, нам дуже приємно читати такий теплий відгук від Вас! Дякуємо, що розділили наше захоплення спеціалісткою! Будьте здорові!
Попова Наталия Сергеевна
Проноза Антон Васильевич
Юліє, дякуємо за відгук! Для нас важлива думка наших пацієнтів! Дуже раді, що наш лікар зміг допомогти Вам! Будьте здорові!
Крещенко (Егорова) Ирина Алексеевна
Оксано, ми щиро вдячні Вам за відгук і рекомендацію нашої психологині! Дуже раді, що змогли бути корисними для Вас! Будьте здорові!
Попова Наталия Сергеевна
Попова Наталия Сергеевна
Анастасіє, дякуємо за Ваш відгук! Вдячні, що довірили цю процедуру нашим спеціалістам!
Попова Наталия Сергеевна
Були на на прийомі в лікаря Попова Наталія Сергіївна, консультацією задоволена,призначене лікування допомогло.Дякую вам!
Крещенко (Єгорова) Ірина Олексіївна
На первом году жизни у малыша может быть несколько регрессов сна с 1 до 12 месяцев.
Специалисты KinderKlinik могут провести плановый осмотр ребенка, проконсультировать по грудному вскармливанию, а также введению прикорма. Кроме того, врач сможет вакцинировать вашего малыша дома.
KinderKlinik — детский медицинский центр Киев
В KinderKlinik работает уже четыре отделения – на Позняках, Печерске, Демеевке и Виноградаре (и останавливаться мы не намерены).
Преимущества детского медицинского центра KinderKlinik:
— врачи детских специальностей. К Вашим услугам детские врачи — ортопед, невролог, гастроэнтеролог, хирург, офтальмолог, дерматолог, аллерголог и др.
Когда ЗПР переходит в умственную отсталость
Невооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).
Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.
Дети с ЗПР
Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.
Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.
Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.
Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:
Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития».
В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.
1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.
Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.
2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.
Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.
3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.
При данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.
Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.
4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.
Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.
ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.
Умственная отсталость
Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.
Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:
УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.
Различают три степени олигофрении:
Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.
Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.
Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.
Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.
Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.
Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница
Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.
Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:
Плохой сон у ребёнка
Многие родители сталкивались с проблемами сна у своего ребёнка. Частота просыпаний увеличилась, сложность в укладывании на сон возросла, сон стал беспокойным. Одной из причин такого явления может скрываться в регрессе сна и в этом вопросе поможет разобраться невролог DocDeti-Ольга Шемятовская.
За свой первый год жизни ребёнок может столкнуться с регрессом сна много раз и это считается нормой. Обычно в первый год жизни малыша регресс сна происходит в 3,6,9 и 12 месяцев.
Еще одной распространённой причиной регресса может стать какое-то событие, которое наложило отпечаток на эмоциональное состояние малыша (переизбыток эмоций, путешествие, переезд, поменялся человек, который находится с ребёнком большую часть времени).
Регресс в 3 месяца: строение сна у ребёнка и взрослого разное. В этот период начинаются изменения, которые приближают сон ребёнка к взрослой модели сна. Появляется сонный цикл, более выразительной становится фаза медленного сна.
Еще одно яркое отличие детского сна от взрослого заключается в том, что взрослый не обращает внимания на микропробуждения, которые происходят между сменой цикла, а маленький ребёнок не способен оставлять это без внимания. Тем более если засыпание произошло, например в коляске, а пробуждение дома, в кроватке.
Ошибочно считать, что если в течении дня у ребёнка была нехватка сна или перед сном он возбудился играя в активные игры, то ночной сон будет крепче, потому как ребёнок вымотался. Наоборот эти факторы могут послужить причиной истерик, частого просыпания и трудностей в укладывании.
У ребёнка начинается переход на сон, который разбит на циклы и он в процессе обучения соединяет эти циклы между собой. Сначала родители оказывают ему помощь в этом деле, укачивая, гладя по животику, убаюкивая, а потом уже ребёнок начинает делать это самостоятельно.
В возрасте 6,9 и 12 месяцев регресс связан с тем, что у ребёнка появляются новые достижения и умения, в это время он начинает сидеть, ползать, ходить и эти его достижения вызывают в нем бурю эмоций, а оттачивание новых умений происходит даже во сне.
Обычный срок продолжительности регресса составляет 2-4 недели. Далее сон малыша нормализуется.
Какие действия можно предпринять в этот промежуток времени?
1. Для начала нужно осознать, что это является нормой и так устроена физиология.
2. Защитить малыша от ситуаций в которых он может испытать переживания или стресс.
3. Не допускать переутомления и дефицита сна.
4. Нужно понять, что малышу в эти периоды очень сложно. Окружите его любовью в двойном размере.
5. Сами побольше отдыхайте, ведь для родителей это тоже сложное время. Привлеките помощников.
6. Никогда не будет лишним проверить условия, в которых малыш будет засыпать.
7. Будьте гибкими в отношении режима дня.
Есть и другие причины плохого сна у ребёнка и бывают ситуации, когда родителям стоит прибегнуть к специализированной помощи.
Нами введены специальные консультации, предназначенные для родителей. Невролог и сертифицированный консультант по сну DocDeti — Ольга Шемятовская поможет выявить точные причины плохого сна вашего малыша, а также даст чёткую инструкцию по устранению этих причин.