что такое регистр в пении

Регистры

Трактовка классическая.

Регистр – это ряд звуков голоса, извлекаемых одним и тем же способом и однородных по тембру. В зависимости от преимущественного использования грудного или головного резонаторов различают грудной, головной и смешанный регистры. Регистровое строение голоса разное у мужчин и женщин и зависит от особенностей строения мужской и женской гортани. В мужском непоставленном голосе обычно различают два натуральных регистра – грудной и головной (фальцет).

В грудном регистре мужского голоса, занимающем около 1,5 октав его диапазона, плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра). Однако работа в таком режиме возможна только до переходной ноты (переходного порога). При желании спеть более высокие звуки голос вследствие резкой перемены механизма голосообразования переходит в фальцет. При этом голосовые складки расслабляются и растягиваются, вибрируют только краями. Фальцет беден по тембру, не достигает большой силы, ощущается только в голове. Фальцетным голосом певец может спеть еще целый ряд высоких звуков.

В редких случаях устройство гортани у мужчин таково, что грудной механизм легко переходит в микстовый, и весь голос получает единорегистровое звучание.

В женском голосе присутствует три регистра – грудной, средний (центр, медиум) и головной. У женщин голосовые складки более короткие, что создает предпосылки их смешанной работы в пределах медиума. Переход к нижним звукам, когда голос надо насытить грудным звучанием, требует более плотного смыкания складок. Как правило, при переходе к верхней части диапазона у женщин чистый фальцет не образуется, и работа складок остается смешанной.

Естественные регистровые возможности по-разному используются в различных манерах профессионального пения. Народная манера пения характеризуется распространением работы грудного механизма (грудного резонирования) на центральный участок диапазона. Академическая манера пения требует ровности двухоктавного диапазона с сохранением в голосе как грудного, так и головного резонирования.

В разных типах голосов грудное и головное резонирование представлено неодинаково. Низкие, драматические голоса более полно используют грудное резонирование, а легкие и высокие – головное. Естественные границы регистров и местонахождение переходной ноты (переходного порога) играют роль в определении типа голоса.

Стереотипные заблуждения.

Часто считают, что тот или иной регистр голоса существует, благодаря его (голоса) производству теми или иными резонаторами. Грудной регистр якобы производится грудным резонатором, головной – головным, а смешанный микстовый – путем совместной работы грудного и головных резонаторов (отсюда выражение «смешивать резонаторы»).

В классической трактовке понятия «регистры» содержится фраза: «. работа складок остается смешанной». Исследования, проводившиеся в США, Италии, Японии, Австралии и ряде других стран мира однозначно подтвердили, что голосовые складки всегда работают в каком-либо одном «режиме», и такие режимы (состояния смыкания) не могут смешиваться между собой.

Трактовка наша.

Уже в классической трактовке наблюдается определенное объединение понятий механизма голосообразования с регистром. Классическое определение признает, что, несмотря на применение термина «резонатор», «резонирование», под одним и тем же способом звукоизвлечения понимается характер работы голосовых складок. Названия же регистров (грудной, головной, смешанный) даны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по характеру виброощущений певца во время производства звуков в том или ином регистре голоса.

Так при пении в «грудном» регистре отчетливо ощущаются вибрации в районе груди, однако этот факт совершенно не означает, что низкие насыщенные звуки, которые называют «грудным голосом», создаются каким-либо грудным резонатором. Они создаются особым механизмом звукоизвлечения, о котором в классической трактовке можно прочитать: «…плотное смыкание напряженных голосовых складок позволяет использовать сильное подскладочное давление, что дает возможность извлекать мощные и богатые по тембру звуки, вызывающие отчетливое ощущение вибрации груди (отсюда название этого регистра)».

В современной вокальной науке вместо понятия «грудной механизм» используется упрощенная нумерация. Так соответствующий «грудному механизму» тип смыкания голосовых складок называют М1 (или «толстыми связками» по терминологии EVT). Существует также механизм М0, которому соответствует состояние смыкания, дающее непериодические колебания. Голос, звук, который при этом возникает, называют штробасом или «жареным» голосом (fry).

Очевидно, что в классическом вокале ни мужчины, ни женщины не применяют механизм М0.

Звуки «головного» регистра – аналогично, создаются совсем не «головным резонатором», это тоже определенный механизм смыкания голосовых складок и их состояние во время этого смыкания. Классическая трактовка называет такой вид работы голосовых складок фальцетным механизмом, однако современные исследования показали, что звуки в высоком регистре голоса не всегда имеют фальцетный характер. Это зависит от того, какое воздушное давление использует поющий, и как он может управлять объемом воздуха, используемым в вокале.

Растянутые голосовые складки, смыкающиеся своими краями, в современном вокале называют «механизмом М2» (или по терминологии EVT – «тонкими» связками). Однако в зависимости от количества воздуха «тонкое» состояние смыкания может измениться на «жесткое», точно соответствующее понятию фальцет.

Аналогично, если петь звуки низкого регистра тихо, «осторожно», «вкрадчиво», то и в данном случае состояние смыкания связок будет не «грудным» (толстым), а «тонким» или «жестким» (если звук с большой долей воздушных шумов).

Звуки низкого регистра, исполненные с «придыханием», большой долей воздуха, сипловатостью, называют субтоном. Хотя западная вокальная терминология оперирует в данном случае, вне зависимости от высоты звука, определением фальцет. Субтон, как и фальцет, традиционно не используется в классическом вокале.

То есть на участке, который принято называть грудным регистром, могут существовать несколько типов звукоизвлечения – расслабленные связки, толстые и жесткие. На участке же «головного» регистра – два, тонкие либо жесткие. Таким образом, «одинаковых способов звукообразования» много больше, чем об этом говорит классическая вокальная трактовка.

В «смешанном регистре» или миксте, непосредственный механизм голосообразования – М2, и состояние смыкания при этом голосовых складок – тонкое (но не жесткое!). Это также выяснено исследованиями с применением различной техники. Причем исследования проведены не только среди певцов, поющих классические произведения, владеющих исключительно классической вокальной техникой. В исследованиях участвовали вокалисты разнообразных вокальных стилей и манер, коими так богат сегодня современный вокал.

Так, например, выяснено, что «отчетливое проявление грудного резонирования» (см. классическую трактовку) связано вовсе не с существованием какого-то особенного, еще одного механизма создания звука. Этот эффект проявляется в случае удачной реализации певцом модификации резонансных полостей.

Прием прикрытия, о котором говорит классический вокал, является способом такой модификации, но не применяется в современном вокале, это прием исключительно для оперного, классического пения.

В современном вокале модификация резонансных полостей выполняется иным образом. Окончательным «продуктом» такой модификации является высокая форманта, получившая в англоязычной среде название twang. Когда вокалист умеет создавать в своем голосе вокальность twang, средние и даже высокие ноты голоса начинают звучать с «отчетливым проявлением грудного резонирования», хотя никакой «грудной резонатор» не участвует в создании такого звука.

Именно данная модификация резонансных полостей и приводит вокалиста (хоть классического, хоть современного) к получению «полновесного звучания», несмотря на присутствующий в основе генерации звука механизм М2, то есть тонкие связки, которые лежат и в основе звуков, считающихся «головными».

Поэтому говорить о наличии в «смешанном регистре» отдельного механизма звукообразования нельзя, физическая реальность выглядит иначе.

Существует также и механизм М3, к которому современная вокальная наука относит способ и состояние смыкания голосовых складок, при котором получаются высокие и сверхвысокие по частоте, но бедные по тембру звуки. Подобный механизм звукообразования (и регистр, соответственно) в классическом вокале получил название флейтового. Известно и другое название – свистковый регистр.

Механизм М3 характеризуется нахождением голосовых складок в растянутом состоянии, краевом смыкании, но, при этом, часть поверхности, которой соприкасаются между собой голосовые складки, не вибрирует. Таким образом, голосовая щель еще более уменьшена по сравнению с механизмом М2, поэтому становится возможным производство очень высоких звуков.

Итак, говоря о регистрах применительно к современному вокалу и разнообразию его стилей, а также звуков, используемых сегодня вокалистами, имеет смысл оценивать регистры певца с музыкальной точки зрения и говорить о нижнем, среднем или верхнем регистре голоса.

Если же имеется ввиду способ голосообразования, используемый для производства того или иного звука, понятие «регистр» становится неподходящим. Гораздо точнее можно передать информацию, если пользоваться градацией механизмов голосообразования (М0, М1, М2, М3), градацией состояния смыкания связок (расслабленные, толстые, тонкие, жесткие) или понятием вокальностей.

Например, уместнее вместо выражения «Когда я пою в грудном регистре…» использовать выражение «Когда я пою в нижнем регистре на толстых связках (или механизмом М1)…». Слышимый результат в обоих случаях одинаковый – относительно низкие звуки с насыщенным тембром.

Но ведь может быть и другое выражение: «Когда я пою в нижнем регистре на жестких связках…», и слышимым результатом будет субтон (фальцет в западной терминологии).

Аналогично выражение «Когда я пою микстом…» стоит поменять на выражение «Когда я пою в среднем регистре…» Поскольку звучание «микста» в современном вокале очень разнообразно и зависит от достигнутой степени модификации резонансных полостей.

Источник

В середине XIX века педагог по вокалу Мануэль Гарсиа-младший выдвинул трехрегистровую теорию. В ней отводилось место среднему регистру у женщин, и фальцету – у мужчин. Сегодня, в западной методике преподавания вокала фальцетом считаются все высоко пропетые ноты. В то время как в России, фальцет больше относится к певческим приемам, чем к отдельным регистрам.

Основные виды вокальных регистров

Голосовые регистры зависят от натяжения и частоты вибрации голосовых связок (складок). Низкочастотные колебания расслабленных связок рождают глубокие низкие тяжелые звуки. При предельно натянутых складках, вибрирующих с высокой частотой, звук становится звонче, выше, тоньше. Певческий диапазон включает три основных вида регистров голоса:

что такое регистр в пении. Смотреть фото что такое регистр в пении. Смотреть картинку что такое регистр в пении. Картинка про что такое регистр в пении. Фото что такое регистр в пении

Некоторым певцам микстовое звукообразование дано природой, другим приходится этому учиться. С медицинской точки зрения использование среднего регистра голоса считается самым безопасным для голосовых связок.

что такое регистр в пении. Смотреть фото что такое регистр в пении. Смотреть картинку что такое регистр в пении. Картинка про что такое регистр в пении. Фото что такое регистр в пении

Аксессуарные виды регистров

Для более детального деления приняты еще два вида регистров:

У начинающих вокалистов, в момент регистрового перестроения, звук как бы спотыкается. Опытные певцы знают, как соединить нижний и верхний регистр голоса воедино. Тогда звучание станет однородным на протяжении всего диапазона.

Обучить этому искусству может педагог по вокалу. А дополнить занятия рекомендуется приемом «Гомеовокс». Препарат, созданный на основе растительных компонентов, смягчит голосовые связки, и сбережет здоровье гортани во время занятий пением.

Источник

Регистры голоса, классификация

Голос человека – это дар, который дан свыше. Каждый из голосов неповторим, как и человек, но для того, чтобы различать голоса, существует понятие регистров. Итак, что же это такое?

Регистр голоса – это целый ряд звуков, который тот или иной человек можно воспроизвести одним и тем же способом, с одинаковым тембром.

Специалисты различают два основных и два дополнительных регистра. Попробуем разобраться в их классификации.

1. Нижний тональный или, как его часто называют, грудной регистр.

Пение в грудном регистре бархатное, с ощутимым вибрированием в груди. Нужно сказать, что он – самый привычный для человеческого голоса. Немногие знают, но все мы разговариваем именно так. Нельзя не отметить, что большинство непрофессиональных вокалистов используют его, как единственно возможный для себя.

2. Верхний регистр, именуемый тональным, фальцетным или головным.

Здесь все немного по-другому: вибрации при исполнении песен ощущаются в голове (нос, лицо). Как правило, широкий круг людей знает этот регистр благодаря певцам, исполняющим свои песни фальцетом. Кстати, «фальцет» в переводе на русский дословно переводится как «ложный голос», и это многое объясняет. Звуки заметно отличаются тем, что они высокие и зачастую лишены призвуков, что делает их менее объемными, чем звуки в нижнем регистре. Интересно также, что занимающиеся оперным вокалом в большинстве своем умеют сглаживать разницу между звуками нижнего и верхнего регистров, но это, конечно же, требует долгих лет практики.

3. Нетональный или, как еще говорят, шумный регистр.

Чаще всего об этом регистре говорят штро-бас, и в дословном переводе с немецкого языка слово звучит смешно: «соломенный бас». Суть регистра в том, что звук образуется в процессе смыкания голосовых связок. На самом деле, он многим знаком: так, среди известных певцов его активно использовал Владимир Высоцкий, а сегодня им пользуются Григорий Лепс и Александр Маршал.

4. Свистковый регистр, который еще называют флейтовым.

Используется в пении крайне редко, а вот маленькие дети частенько испытывают им своих родителей, определяя, где же их порог терпения. Однако в сложных вокальных композициях он используется в полном объеме.

Источник

Урок-5. Диапазон голоса (регистры)

что такое регистр в пении. Смотреть фото что такое регистр в пении. Смотреть картинку что такое регистр в пении. Картинка про что такое регистр в пении. Фото что такое регистр в пении

Диапазон голоса. Регистры голоса.

Диапазон голоса певца в среднем бывает от двух с половиной до трех октав.
Диапазон в 3 октавы от ноты Ре до следующей Ре (пример):

1. Основной регистр — самый удобный для пения,т.к его октава находится в привычном, речевом диапазоне.

Самая верхняя октава, всего диапазона голоса, считается фальцетным регистром.

2. Переход в ф альцетный регистр (головной)
Отступив вниз примерно на октаву от верхнего предела диапазона голоса – возникает так называемая переходная нота, соединяющая головной регистр с основным. Практика показывает, что поднимаясь до этой ноты, у вокалиста появляется заметное напряжение в голосе (ведь эта самая высокая нота при грудном звукоизвлечении) и в такой момент чаще поют только самим горлом (фальцетом), без работы диафрагмы, поэтому голос звучит не естественно и расходуется очень много дыхания и соответственно сил. Так уж устроены наши голосовые связки.

Задача заключается в том, чтобы незаметно для чужих ушей пройти этот переход между двумя регистрами (основным и головным).
И чтобы этому научиться мы сейчас сделаем упражнение в котором нужно плавно и ровно проскользить голосом целую октаву (например, от ноты Ля до следующей Ля), тем самым стараться спрятать переходную ноту сделав регистры похожими друг на друга.

Две ноты Ля с интервалом в октаву (3 струна 2 лад и 1 струна 5 лад):

Когда вы станете уверенно петь данное упражнение, переходите на следующие ноту по диапазону вверх, т.е от Ля-диез до Ля- диез через октаву (один лад на грифе гитары от каждой ноты, а значит 3 струна 4 лад и 1 струна 6 лад ).

3. Переход в басовый регистр:
Отступив вниз на две октавы от верхнего предела диапазона голоса мы попадаем в басовый регистр и также наш голос ощутит следующую переходную ноту соединяющую два регистра (основной и басовый). Эта нота тоже будет звучать не уверенно и не устойчиво.
Делаем упражнение похожее на первое, только с заметно низкими нотами в голосе:

Пример:
От ноты Ми до Ми через октаву:

Переходим голосом от одной ноты Ми к другой Ми и возвращаемся обратно:

Не забываем во время тренировок следить за работой диафрагмы и присутствия звука впереди.

Источник

Вокальные регистры и их использование в вокале

Вокальные тренера выделяют три регистра у вокалистов: грудной, средний и головной. Средний регистр, который смешивает грудной и головной регистры, называется микст. При неумелой работе в миксте голос ломается, явно слышен переход, голос теряет свою сочную тембральную окраску, становится слабым и тусклым.

Средний вокальный регистр зачастую самый слабо развитый у начинающих певцов. В вокальном обучении нужно особое внимание уделить микстовому звучанию голоса, чтоб точно попадать в ноты в этом участке диапазона и делать их насыщенными и обертоновыми. Нужно понять сам принцип смешивания и далее тренировать свои переходные ноты на уроках вокала с вокальным тренером или же самостоятельно по курсам вокальных упражнений. Когда вокалист поёт в смешанном регистре, его голосовые связки смыкаются таким образом, что высокие ноты берутся свободно, без связочного напряжения. Всем известное упражнение «моторная лодка» уравновешивает баланс между грудным и головным регистром, связывая их смешанным голосом.

Великолепным примером ювелирной работы микста является Mariah Carey, которая свободно владеет своим голосом от низа до верха без усилий. От природы её нижние ноты тёплые, а свистковые – яркие. При этом во всем её диапазоне превалирует сходное качество звучания её индивидуального тона, объединяя в общий звук голоса.

Существует три варианта работы с регистрами.
1. Использование в пении только одного регистра. При выходе на верхние ноты грудного регистра происходит напряжение. Либо используется для пения только головной регистр, в этом случае нижние ноты едва уловимы. В любом случае диапазон будет достаточно ограничен. Использование только головного регистра не только в пении, но и даже в разговоре я иногда встречала у нескольких женщин, в том числе академических певиц.

Как можно развить грудной регистр?

Как развить головной регистр?

2. Использование в пении двух регистров: грудного и головного. Между регистрами образуется переходный участок, где голос ломается, явно меняется тембристость, сочность, окраска голоса. В этом случае возникнут проблемы тусклого звучания переходных нот, и, как следствие, многие песни будут недоступны для исполнения.
3. Использование в пении трёх регистров. Вы работаете в грудном и головном регистрах, а также используете их смешивание на переходном участке. Голос звучит плавно и связно на всех участках диапазона. В этом случае диапазон и качество звучащих нот позволят петь большое количество песен высокой сложности и с широким диапазоном.

Чтоб почувствовать внутри себя работу по смешиванию регистров, рекомендуются следующие моменты:
1. Слушайте и смотрите live – выступления тех вокалистов, которые в совершенстве овладели техникой смешения регистров. Пробуйте скопировать звучание их голоса в разговоре, в пении.

2. Глиссандо – пробуйте скользить звуком от низа до верха, касаясь свистковых нот, особое внимание обращайте на переходные ноты, старайтесь с помощью медленного пропевания почувствовать связку регистров, добиваясь плавного и неслышного перехода. На неловких участках остановитесь, пробуйте ещё раз в медленном темпе проработать каждый микротон голоса. Со временем тембральные провалы исчезнут.

И ловите отличное видео о том, как спеть высокие ноты, если голос низкий.

У большинства людей как правило развит один регистр. Если усилить его звучание и не заниматься проработкой второго регистра, будет возникать ощущение узости диапазона. И это будет шаг торможения в развитии голосового аппарата. Будет возникать эффект силы грудного регистра и слабости головного. Поэтому очень важно осваивать практику познания всех трёх регистров, искать ощущения в собственном теле и голосовом аппарате особенностей их работы и применения. При ясном понимании и качественной работе всех трёх регистров как результат будет широкий диапазон с сочно звучащим голосом на всех его участках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *