что такое реформы солона

СОЛОНА РЕФОРМЫ

Полезное

Смотреть что такое «СОЛОНА РЕФОРМЫ» в других словарях:

СОЛОНА РЕФОРМЫ — РЕФОРМЫ СОЛОНА … Юридическая энциклопедия

Солона реформы — экономич., соц. и политич. преобразования, провед. Солоном в Афинах в 594/593 до н.э. в обстан. острой соц. борьбы между демосом и родовой знатью. Первая реформа сисахфия (букв. стряхив. бремени, т.е. снятие долговых камней с зем.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

РЕФОРМЫ СОЛОНА — серия законодательных мер, проведенных в Афинах Солоном (640 559 гг. до н.э.), включавших отмену поземельной задолженности, освобождение должников из рабства, запрет на долговое рабство, установление земельного максимума, унификацию мер и весов,… … Юридическая энциклопедия

СОЛОНА ЗАКОНЫ — – были изданы в Афинах в начале 6 в. до н. э. Появление их было вызвано развитием ремесла и торговли, повлекшим окончательное разрушение первобытно общинного строя. Развивающиеся товарно денежные отношения и связанное с ними ростовщичество… … Советский юридический словарь

Реформы Солона — избранный в 594 г. до н.э. первым архонтом Афинского государства, Солон осуществил отмену долговой кабалы (см. Сисахфия), учредил Совет четырехсот и гелиэю, провел унификацию мер и весов, замену монетной системы, запретил вывоз из Афин хлеба,… … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Сейсахфия — Солон Солон (др. греч. Σόλων, Sólōn) (между 640 и 635 около 559 до н. э.), афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Содержание … Википедия

СОЛОН — (Solon) (между 640 и 635 ок. 559 до н. э.) политич. деятель и социальный реформатор Афин (Др. Греция). Происходил из обедневшего, но знатного рода Кодридов; занимался морской торговлей, путешествовал по Греции, Ионии (до 594), был в Египте, на… … Советская историческая энциклопедия

СИСАХФИЯ — (греч. seisaxteia) первая реформа Солона (см. Солона реформы) … Советская историческая энциклопедия

ТИМОКРАТИЯ — (греч. timokratia, от timn) цепа, стоимость, честь и kratos; сила, власть) гос. строй, при к ром граждане наделяются политич. правами в зависимости от имуществ. положения или доходов и власть в государстве находится в руках богатых, обладающих… … Советская историческая энциклопедия

Ок. 594 до н.э. — Реформы Солона в Афинах … Хронология всемирной истории: словарь

Источник

Реформы Солона

Смотреть что такое «Реформы Солона» в других словарях:

РЕФОРМЫ СОЛОНА — серия законодательных мер, проведенных в Афинах Солоном (640 559 гг. до н.э.), включавших отмену поземельной задолженности, освобождение должников из рабства, запрет на долговое рабство, установление земельного максимума, унификацию мер и весов,… … Юридическая энциклопедия

СОЛОНА РЕФОРМЫ — РЕФОРМЫ СОЛОНА … Юридическая энциклопедия

СОЛОНА ЗАКОНЫ — – были изданы в Афинах в начале 6 в. до н. э. Появление их было вызвано развитием ремесла и торговли, повлекшим окончательное разрушение первобытно общинного строя. Развивающиеся товарно денежные отношения и связанное с ними ростовщичество… … Советский юридический словарь

СОЛОНА РЕФОРМЫ — экономич., социальные и политич. преобразования, проведенные Солоном в Афинах в 594/593 до н. э. в обстановке острой социальной борьбы между демосом и родовой знатью. Первая реформа сисахфия (seisaxteia, букв. стряхивание бремени, т. е. снятие… … Советская историческая энциклопедия

Солона реформы — экономич., соц. и политич. преобразования, провед. Солоном в Афинах в 594/593 до н.э. в обстан. острой соц. борьбы между демосом и родовой знатью. Первая реформа сисахфия (букв. стряхив. бремени, т.е. снятие долговых камней с зем.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Ок. 594 до н.э. — Реформы Солона в Афинах … Хронология всемирной истории: словарь

Солон — греч. Σόλων … Википедия

Аттика в VIII—VI вв. до н. э. Образование Афинского государства — Аттика древнейшего времени По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

Сейсахфия — Солон Солон (др. греч. Σόλων, Sólōn) (между 640 и 635 около 559 до н. э.), афинский политический деятель и социальный реформатор, поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. Содержание … Википедия

ГРЕЦИЯ Древняя — Эллада (Ellas), группа рабовладельч. гос в, занимавших Ю. Балканского п ова, о ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу М. Азии и распространивших свои владения в период греч. колонизации (8 6 вв. до п. э.) на Юж. Италию и Вост.… … Советская историческая энциклопедия

Источник

500 знаменитых исторических событий

что такое реформы солона. Смотреть фото что такое реформы солона. Смотреть картинку что такое реформы солона. Картинка про что такое реформы солона. Фото что такое реформы солона

Чтобы понять настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое. А потому предлагаем вашему вниманию книгу о 500 ключевых событиях – поворотных моментах в истории человечества, – произошедших с древних времен и до наших дней. Одни из них «втискиваются» в рамки одних суток (как, например, Варфоломеевская ночь, «Бостонское чаепитие»), другие продолжались более длительное время – войны, революции, церковные соборы. Не меньшую роль, чем иные баталии или судебные процессы, сыграли в жизни людей выдающиеся достижения науки и техники. А еще эта книга о людях, которые жили в разные эпохи и в разных странах, о творцах и жертвах истории.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 500 знаменитых исторических событий предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

что такое реформы солона. Смотреть фото что такое реформы солона. Смотреть картинку что такое реформы солона. Картинка про что такое реформы солона. Фото что такое реформы солона

Один из «семи греческих мудрецов» — Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие города.

Социально-экономическая и политическая ситуация в Аттике продолжала ухудшаться практически весь VII в. до н. э. Социальная дифференциация населения привела к тому, что уже значительная часть всех афинян влачила жалкое существование. Бедные крестьяне жили в долг, выплачивали огромные проценты, закладывали землю, отдавали своим богатым согражданам до 5/6 урожая. Они продавали своих детей в рабство, закладывали самих себя, рабы активно вывозились и за пределы полиса. Напряжение в обществе грозило социальными потрясениями. Старый родовой уклад тормозил дальнейшее развитие, решить на его основе возникавшие конфликты было невозможно. Недовольство выражали не только лишенные, по сути, политических прав и закабаленные малоимущие слои населения, но и разбогатевшие, но недостаточно знатные граждане.

Масла в огонь подлила неудача в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII в. В Афинах даже было запрещено упоминать название этого острова. Запрет нарушил поэт Солон. Он происходил из древнего, но обедневшего знатного рода, занимался морской торговлей и был, таким образом, связан одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого уважали Солона за честность. Притворившись сумасшедшим, он публично в стихах призывал афинян к реваншу. Его стихи вызвали большой общественный резонанс, что спасло поэта от наказания. Ему было поручено собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины победили Мегары, а Солон стал наиболее популярным человеком в городе. В 594 г. до н. э. его избрали первым архонтом (эпонимом) и поручили также выполнять функции айсимнета, т. е. он должен был стать посредником при улаживании социальных вопросов.

Солон решительно взялся за реформы. Для начала он провел так называемую сисахфию (дословно «стряхивание бремени»), по которой были отменены все долги. С заложенных земельных участков были сняты закладные долговые камни, на будущее было запрещено брать в долг под заклад людей. Многие крестьяне получили обратно свои участки. За государственный счет выкупались проданные на чужбину афиняне. Эти мероприятия сами по себе оздоровили социальную обстановку, хотя малоимущие и были недовольны тем, что Солон не провел обещанного передела земли. Зато архонт установил предельную максимальную норму землевладения и ввел свободу завещания — отныне, если не было прямых наследников, можно было передать имущество по завещанию любому гражданину, позволив отдавать землю не членам рода. Этим было подорвано могущество родовой знати, а также дан мощный импульс развитию мелкого и среднего землевладения.

Солон провел денежную реформу, сделав легче (уменьшив вес) афинскую монету и тем самым увеличив денежное обращение в стране. Он разрешил вывозить за границу оливковое масло и вино запретил вывозить зерно, поспособствовав, таким образом, развитию наиболее выгодного для внешней торговли сектора афинского сельского хозяйства и сохранив для сограждан дефицитный хлеб. Любопытный закон был принят для развития еще одной прогрессивной отрасли народного хозяйства. По закону Солона, сыновья могли не обеспечивать родителей в старости, если те в свое время не обучили детей какому-нибудь ремеслу.

Важнейшие изменения произошли в политическом и социальном устройстве Афинского государства. Вместо прежних сословий Солон ввел новые, основанные на проведенном им имущественном цензе (переписи и учете доходов). Отныне афиняне, чей годовой доход составлял не менее 500 медимнов (около 52 литров) сыпучих или жидких продуктов, назывались пентакосиамедимнами и принадлежали к первому разряду, не менее 300 медимнов — всадниками (второй разряд), не менее 200 медимнов — зевгитами (третий разряд), менее 200 медимнов — фетами (четвертый разряд).

Высшими государственными органами отныне были ареопаг, буле и Народное собрание. Буле было новым органом. Это был Совет четырехсот, куда каждая из четырех афинских фил [7] избирала 100 человек. В буле должны были предварительно обсуждаться все вопросы и законы перед тем, как они подлежали рассмотрению в Народном собрании. Само Народное собрание (экклесия) при Солоне стало собираться гораздо чаще и приобрело большее значение. Архонт постановил, что в период междоусобиц каждый гражданин должен занимать активную политическую позицию под угрозой лишения гражданских прав.

Конечно, подобная государственная система все равно сохраняла главные рычаги управления в руках аристократии, но, безусловно, свидетельствовала о значительной демократизации Афин.

Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на деревянных досках, вставленных в четырехугольные рамки, которые вращались на оси, чтобы удобнее было их рассматривать. Своими реформами Солон, однако, не угодил ни той, ни другой стороне. Бедные возмущались тем, что не добились передела земли, не избавились от нужды и тяжелого труда. Богатые же негодовали на Солона за отмену долгов. В результате законодатель покинул родной город, предварительно взяв клятву с сограждан, что те не будут ничего менять в его законах в течение десяти лет.

Источник

Реформы Солона: причины и дата введения, значение, краткое описание

Содержание:

Пока люди торговали друг с другом, одни зарабатывали, а другие влезали в долги. И появился целый класс людей, который не мог выплатить то, что должны они сами или их семьи. Это было так же верно в древних Афинах, как и сегодня.

Примерно до 6 века до н. э. в Аттике, среди населения, состоящего в основном из крестьян и мелких фермеров, заимствования происходили среди членов местных общин в форме предоставления сельскохозяйственных орудий, небольших сумм и предметов домашнего обихода.

Но когда взаимоотношения выходили за рамки соседской торговли, долги таких фермеров и ремесленников становились больше и их труднее было погасить. Кроме того, наследование всеми сыновьями, а не только старшим, привело к разделению земли на все меньшие и меньшие участки, которые не могли прокормить семью.

Интересно, что афиняне той эпохи считали, по крайней мере номинально, что любая торговля должна происходить одновременно, без учета договоренности «купи сейчас, заплати позже». Гипотетически, тогда не существовало такого понятия, как продавец, соглашающийся на отсрочку платежа или предоставляющий кредит, обеспеченный товаром.

Однако, как и следовало ожидать, это правило одновременного обмена привело к трудностям в повседневной торговле, поэтому афиняне изобрели множество способов обойти его.

Выборы Солона

Сейсахтейя привела к аннулированию всех непогашенных долгов и освобождению всех порабощенных должников, как рабов, оставшихся в Аттике, так и тех, кто был продан за ее пределами.

Законы также вернули конфискованное имущество бывшим рабам. После этого личная свобода не могла использоваться в качестве залога, и был установлен максимальный предел количества земли, которой можно было владеть, чтобы предотвратить чрезмерное накопление земли богатыми.

Кроме того, законы Солона удалили граничные знаки с земель фермеров. В Аттике продажа имущества в кредит или долги отмечались такими каменными маркерами с надписями, установленными на заложенных домах или на земле.

Изменения в классах

Следует также отметить, что частные долги физических лиц были не единственным видом обязательств. Древнегреческие города-государства иногда брали на себя государственный долг. Например, примерно через сто лет после реформ Солона, во время Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.), город Афины занял из священной сокровищницы Афины около 7 000 талантов серебра и в конечном итоге объявил дефолт. После войны временное правительство Афин одолжило у Спарты 100 талантов серебра.

Эта сделка была одним из самых ранних зарегистрированных случаев суверенного (то есть государственного) долга и была полностью оплачена с процентами правительством-преемником Афин.

Источник

Реформы Солона и Клисфена

Родоплеменная организация древних Афин. Синойкизм

Полисный этап греческой (в т.ч. афинской) истории, с точки зрения основных показателей социальноэкономического, политического и культурного развития, принято делить на три основных периода:

Нас, прежде всего, интересует характеристика социальной организации греческих племен гомеровского (догосударственного) периода.

Греки жили родами, которые объединялись в фратрии (братства). Несколько фратрий составляли филу (племя).

В науке выделяют следующие особенности отношений, имевших место среди членов рода:

Никто из членов рода не имел права вступать в брак внутри рода.

Имущество умерших переходило к остальным членам рода, оно должно было оставаться внутри рода.

Члены рода обязаны были оказывать друг другу помощь и защиту, и особенно содействие при мщении за ущерб, нанесенный чужими. В деле защиты своей безопасности каждый член рода полагался на покровительство рода и мог рассчитывать на это; тот, кто причинял зло ему, причинял зло всему роду. Отсюда из кровных уз родства возникала обязанность кровной мести.

Род имел определенные имена или группы имен, пользоваться которыми во всем племени мог только он один, так что имя каждого отдельного человека точно указывало, к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно были связаны и родовые права.

Род мог усыновлять посторонних и таким путем принимать их в члены своего племени.

Каждый род соблюдал свои религиозные церемонии и празднества.

Каждый род имел свое место погребения.

В VIII веке до н.э. при легендарном базилевсе Тезее произошло объединение (по-гречески «синойкизм») четырех племен (ахейцев, дорийцев, ионийцев, этолийцев), населявших Аттику, в единый народ.

Вместо Совета старейшин отдельных племен был создан объединенный Совет в Афинах.

Все население города и прилегающих территорий делилось на три группы:

Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался из числа эвпатридов пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н.э. стали выбирать девять архонтов на 1 год.

Для контроля за базилевсами эвпатриды создали ареопаг, заменивший Совет старейшин. Этот орган являлся главным законодателем и судьей. Он выбирал архонтов и руководил народным собранием.

Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага.

В VII веке до н.э. страна была разделена на 48 небольших территориальных округов (навкрарий), жители каждого из которых должны были поставить один корабль для флота, снарядить его экипажем, а также выставить двух вооруженных всадников. Деление населения по навкрариям производилось без всякого учета племенной принадлежности.

Таким образом, реформы мифического Тезея дали первый толчок к формированию полисного государства.

Экономические, политические и государственные реформы Солона

К началу VI века до н.э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали, что недовольный народ может не только уничтожить их политическое господство, но и уничтожить физически.

Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н.э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон. Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и создать фактически афинскую государственность.

Вовторых, Солон легализовал свободу завещаний, в том числе и на землю.

В-третьих, легендарный реформатор запретил ростовщичество и продажу афинян в рабство за долги. Кроме того, при нем государство взяло на себя обязанность выкупить ранее проданных в рабство сограждан.

В-четвертых, население Афин Солон разделил на четыре разряда:

Наряду с этим Солон установил, что членами ареопага и архонтами могли быть не эвпатриды, а пентаксиомедины.

В Афинах был учрежден Совет 400, который избирался из числа граждан первых трех разрядов в рамках старых четырех племен, по 100 человек от каждого.

В функции Совета входило предварительное рассмотрение вопросов, выносимых на Народное собрание, управление финансовыми делами, контроль за деятельностью высших должностных лиц и представительство полиса в сношениях с другими державами.

Фактически Солон окончательно сломил родовую организацию греческих племен в Аттике.

Реформы Клисфена

Вся территория Афин была поделена на 30 частей, с приблизительно равным количеством населения, названных тритиями.

Совет 400 Клисфен заменил Советом 500. В его состав входили по 50 выборных членов от каждой из 10 фил.

Высшее военное управление сосредоточилось в руках Коллегии 10 стратегов, представлявших также одну из десяти территориальных фил.

Кроме того, каждая из 10 фил должна была сформировать батальон пехоты и подразделение конницы, а также снарядить за свой счет 5 боевых кораблей с командиром (навархом) и укомплектовать экипаж.

Афинская рабовладельческая демократия в IV веке до н.э.

Расцвет афинской демократии связан с деятельностью выдающегося политического деятеля античности Перикла (около 430 г. до н.э.), которому удалось завершить процесс передачи власти большей части демоса. Так, независимо от имущественного положения все граждане Афин получили доступ к государственным должностям. При Перикле за службу стали платить жалование. В целях воспитания добрых нравов в обществе афиняне получали денежную сумму (теорекон) на посещение театра. Выборы большинства должностных лиц стали осуществляться с помощью жеребьевки.

После жеребьевки кандидаты подвергались в Совете 500 проверке (докимации), касавшейся их поведения, образа мыслей, нравственной зрелости и прав на избрание. Заработная плата членов Совета 500 равнялась 5-6 оболам.

Совет 500 предварительно рассматривал вопросы, выносимые на Народное собрание.

Для придания работе Совета 500 большей оперативности весь его состав делился на 10 частей. Делегация одной филы численностью 50 человек работала от имени всего Совета в течение одной десятой года (что составляло от 35 до 39 дней); после этого остальные делегации поочередно сменяли друг друга в порядке, установленном в начале года путем жеребьевки.

Заработная плата судей (гелиастов) при Перикле составляла 1-2 обола. После смерти Перикла она выросла до 3 оболов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *