что такое рефлексия в педагогике дошкольного образования
Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста
Ольга Зяблицкая
Использование системы тренинговых занятий по развитию рефлексии детей старшего дошкольного возраста
Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Рефлексия играет большую роль в формировании и развитии целостной личности, т. к. наличие у человека позволяет анализировать и переосмысливать свои собственные действия, поступки и взаимоотношения, вести самонаблюдение за своим состоянием, чувствами, мыслями, оценивать свои возможности и способности, а также способствует накоплению знаний человека о самом себе.
Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредотачиваться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего лишнего, телесного.
Дж. Локк разделил ощущения и рефлексию, трактуя последнюю, как особый источник знаний (внутренний опыт в отличие от внешнего мира, основанного на свидетельствах органов чувств).
Изучение рефлексии осуществлялось в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, В. И. Слободчикова, Р. С. Немова, Е. Д. Смирнова, Т. А. Урунтаевой, В. В, Столина, В. С. Мухиной и многих других уче-ных. Именно они выделили особенности развития рефлексии, факторы, влияющие на процесс развития и познания ребенком своего внутреннего мира, способностей и особенностей.
Несмотря на ряд экспериментальных теоретических работ, в которых исследовались возможности развития рефлексии детей старшего дошкольного возраста в целом проблема развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной для педагогики.
В дошкольном возрасте необходимо развивать рефлексию для того, чтобы ребенок смог понять свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать внутренний мир, общение. Поэтому в нашем исследовании мы предположили, что на развитие рефлексии дошкольника повлияет использование системы тренинговых занятий, т. к. игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте; использование системы тренинговых занятий будет осуществляться с опорой на принцип систематичности и возможности неоднократных повторений. При этом система тренинговых занятий будет доступна и соответствовать возрастным особенностям детей, будет способствовать развитию субъект-субъектных отношений со сверстниками.
Рефлексия включает в себя это не только самопонимание, самопознание, но и такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества.
Важнейшей особенностью рефлексии является способность человека управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности.
Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.
Рефлексия обусловлена деятельностью, ее задачами. Акты рефлексии органически включаются в конструкцию деятельности, и в этом смысле рефлексия является механизмом развития и функционирования любой деятельности.
На основании анализа работ Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и других мы пришли к выводу, что развитие рефлексии в дошкольном возрасте взаимосвязано со следующими особенностями психического развития ребенка:
— возникновение критического отношения к оценке взрослого и сверстника;
— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифферен-цированная самооценка, самокритичность;
— развивается способность мотивировать самооценку;
— появляется осознание себя во времени, личное сознание.
На основании этих особенностей рефлексии в дошкольном возрасте выделили критерии и уровни развития их в старшем дошкольном возрасте:
1) Наличие у детей плана внутренних действий;
2) Поэтапное планирование собственной деятельности;
3) Адекватность понимания и оценки собственной позиции во взаимоотношении, как со взрослыми, так и со сверстниками;
4) Сформированность умения контролировать, анализировать и оценивать результат своей деятельности и своего поведения;
5) Сформированность рефлексивной позиции, т. е. самостоятельность мышления во взаимодействии со взрослыми людьми.
Беседа «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста на тему «Моя Родина» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию беседу «Об Отечестве» из цикла занятий для детей старшего дошкольного возраста.
Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №5.
Лэпбук «Космос» для занятий с детьми старшего дошкольного возраста Лэпбук предназначен для расширения и систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, формирует понятие о себе как.
Методы рефлексии в ДОУ
Татьяна
Методы рефлексии в ДОУ
Методы рефлексии, используемые воспитателями МБДОУ «Детский сад «Улыбка. «
Дети должны научиться делать это сами»
Одним из условий воспитывающей деятельности нашего детского сада является рефлексия.
Соответствие рефлексии ФГОС. В нашей дошкольной образовательной организации проводятся работы по оценке, адаптационных методов и приёмов рефлексии к особенностям развития детей.
2- 3 слайд: Что же такое «рефлексия»?
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).
Рефлексия – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
4-5 слайд: Что такое метод?
Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Метод — это совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
6 слайд: Этап развития рефлексии
На сегодняшний день нами, воспитателями накоплен богатый опыт по развитию рефлексивных навыков у детей.
Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.
7 слайд: в теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии:
• физическую (успел – не успел)
• сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно)
• интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
• духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Второй вид классификации, на наш взгляд,наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:
• рефлексия настроения и эмоционального состояния
• рефлексия деятельности
• рефлексия содержания учебного материала.
7слайд: Этап становления рефлексии
Эгоцентризм – оценка окружающих, формирование образа и стремление ему соответствовать.
Развивать навыков рефлексивной деятельности, мы начинаем уже со II младшей группы с детьми четвёртого года жизни.
С детьми младшего дошкольного возраста используем только рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения): смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов.
Оценка своего настроение после совместной деятельности, выбрав из двух маркеров (если настроение хорошее и всё понравилось – возьми улыбающийся смайлик, если настроение не очень хорошее и было неинтересно – возьми смайлик, который не улыбается, обязательно необходимо обосновать свой выбор, особенно если ребёнок выбирает отрицательный маркер.
На практике получалось, что в начале все дети выбирают положительные маркеры, но при систематическом использовании нами рефлексивных приёмов, они начинают осознанно подходить к выбору маркеров и объяснять свой выбор («У меня получился красивый рисунок», «Я постарался», «Отвечал много» или «Мой снеговик развалился, потому что плохо скрепил…», «У меня плохое настроение и рисунок некрасивый»).
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется.К старшему дошкольному возрасту таких маркеров может быть уже четыре или пять:
7 слайд: Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:
• 1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);
• 2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
• 3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
• 4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Метод «Огонёк общения».
Дети по кругу передают символическое сердечко и говорят:
• сегодня меня порадовало…
• сегодня меня огорчило…
Или, когда ребёнок дарит медальки (цветочки) разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, зелёный самому умному, продуктивному; розовый – самому вежливому, воспитанному, приятному в общении. Затем смотрим, у кого получился самый большой букетик?Спрашиваем детей: «Как вы думаете, почему?».
9 слайд: Рефлексию деятельности мы начинать применять со среднего дошкольного возраста.
Метод «Незаконченное предложение» или «Я начну, а ты продолжи…»
• Сегодня на занятии было самое интересное….
• Мне особенно понравилась…
• Мне еще хотелось бы заняться …
Метод. «Светофор».
Дети сигналят карточками:
• Зелёной – побольше таких дел, поучительно;
• Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно;
• Красной – дело не понравилось, скучно.
Метод «Лесенка успеха».
Детям предлагается разместить свой маркер (фотографию) на лестнице успеха, в зависимости от того,как он оценивает свои знания:
• Уверен в своих знаниях…
• Нужно ещё повторить…
Метод «Карта маршрута». (в время игры «Путешествия», когда проводиться самооценка, дети отмечают место на карте где им было
В своей работе также используем:
Стоит отметить, что мы используем личностно-ориентированного подхода (например, именного маркера, фотографии ребёнка) повышает ответственность ребёнка за собственный выбор во время рефлексивной деятельности.
Рефлексия осуществляется нами не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция нашего развивающего обучения предполагает научить детей работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Процесс рефлексии у нас многогранный. Рефлексия на занятии – это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяет совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка в группе.
13 слайд: Для того чтобы развить у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки воспитателю необходимо:
1)использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
15 слайд: Дети очень любят рисовать смайлики («Занимательное дело рефлексия», отмечать свои достижения «ладошками», «Семицветиком» и т. д.
16 слайд: «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед.»
В своей работе мы используем так же методы и формы рефлексии для себя.
Графическая рефлексия деятельности.
Лист обратной связи.
Вербальная и не вербальная рефлексия (и т. д.)
В работе с родителями на собраниях, и т. д.
17 слайд: Методы рефлексии воспитательных процессов.
Решение проблемных задач семейного воспитания.
Обсуждение различных точек зрения на вопросы воспитания.
Анализ родительского поведения.
Рефлексируя, мы анализируем свои поступки, мысли, чувства, мотивы и пытаясь понять других людей, познаёт себя, раскрывают свои сильные и слабые стороны, мы учиться контролировать актуальную ситуацию, видят объективные причины и проблемы ситуаций, которые прошли и ясно видят будущее, что позволяет нам оперативно и безошибочно повлиять на стечение обстоятельств.
Прикреплённые файлы:
Формирование основ рефлексии у детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности На этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексии, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего.
Методы и формы краеведческой работы в ДОУ Методы и формы краеведческой работы в ДОУ Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая.
Методы и средства обучения и воспитания План: 1. Методы обучения • Понятие метода и приема • Классификация методов обучения • Характеристика традиционных методов обучения МЕТОДЫ.
Методы нетрадиционного рисования Метод «Рисование нитками» или «ниткография» Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков. 1-й способ.
Нетрадиционные методы в логопедии. Биоэнергопластика Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. В. А.
Принципы и методы закаливания Что такое закаливание Закаливание — это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических.
Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями Автор: учитель-логопед, высшая категория Кудина Маргарита Васильевна Рефлексия. Приемы рефлексии при работе учителя-логопеда с родителями.
Современная педагогическая технология социализации ребенка «круг рефлексии» Правила поведения РК для взрослых: Рефлексивный круг проводится каждый день в удобное время (лучше с утра и вечером) Круг начинается с.
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста
Татьяна Семенова
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду:
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил: “Всё в твоих руках”.
Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте.
Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.
Рефлексия
(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Цель рефлексии.
вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
Классификация рефлексии
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)
Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Для этого можно использовать уголок настроения.
В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.
Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки,которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей
А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите,красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?
А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.
А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?
Также рефлексивныеспособности ребенка можно развивать с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе» целью данных игр является формирование у детей умение увидеть в другом человеке его достоинство, развитие умение сотрудничать.
Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
(Слайд 12)— «Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)
(Слайд 13)— А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению
(Слайд 14)-Ваза с цветами
(Слайд 15)-Дерево с листочками
РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)
«Светофор»— дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД
У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.
На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.
Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД
Солнышко- мне все удалось
Солнышко с тучкой-Мне не все удалось
Тучка- мне ничего не удалось
Раскраска- дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом
РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
У меня не получилось…
Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…»
Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Евгения Поздеева
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю).
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать… я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам… Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими. Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном). Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Во время рефлексиичеловек отвечает сначала на простые вопросы: Что он делал или что происходило? Что он чувствовал при этом? Как он участвовал в том, что происходило? Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии. (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки и активно продолжается в начальной школе. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.
Существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии,отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1. физическую (успел – не успел);
2. сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.
Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие конструктивного творчества у детей дошкольного возраста Об условиях развития творческой личности неоднократно говорили многие исследователи в области педагогики. Каждый из них рассматривал творчество.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.