что такое реальная власть
Понятие власти
Понятие «власть» означает способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать более эффективно работать, предотвращать возникающие конфликты.
Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это является положительным моментом. Так, чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений. Существует несколько основ власти на предприятии.
1. Это власть, основанная на принуждении или его потенциальной возможности. Подчинение возникает в результате страха, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой неблагоприятные последствия. Для рядовых исполнителей эти санкции носят в основном материальный характер (штраф, лишение премии и пр.). Для руководителей большее значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет.
2. Другой основой власти является собственность на ресурсы в самом широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое – нет, но в них нуждается. Прежде всего речь идет о материальных, в том числе и денежных, ресурсах, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей, и, для того чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет обладателю властвовать над собой.
Формальная и реальная власть
Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена официальным местом данной должности в структуре управления организацией, объемом принадлежащих ей прав (полномочий) и не связана с личными качествами занимающего ее руководителя.
Масштабы формальной власти измеряются либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться требованиям обладателя должности, либо объемом материальных ресурсов, которыми он может без согласования с другими распоряжаться.
В большинстве случаев должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций.
Реальная власть зависит как от должности, так и от авторитета, лидерских качеств конкретного руководителя, занимающего эту должность. Она измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью его независимости от окружающих.
Соотношение между формальной и реальной властью схематично представлено на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Формальная и реальная власть
Считается, что объем реальной власти – величина постоянная. И ее невозможно увеличить для одних, не уменьшая для других. Поэтому в организациях идет борьба за перераспределение власти, которая предопределяется личными интересами, нехваткой материальных и финансовых ресурсов, сложившейся на данный момент времени конъюнктурой и т. п.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Что такое реальная власть
§ 2. Власть и влияние. Формальная и реальная власть
Главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей при любых условиях, что достигается с помощью власти. Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями вносить определенные изменения в поведение, отношения и ощущения подчиненных, т.е. влиять на них. Понятия «власть» и «влияние» взаимосвязаны. Но это не одно и то же. Руководитель может иметь власть, но не иметь влияния. И, напротив, сотрудник может не обладать властью, но иметь большое влияние. Инструменты влияния варьируются в большом диапазоне. Для руководителя необходимы такие, с помощью которых можно не просто привить новые идеи в коллективе, но и добиться практических результатов в достижении целей организации.
По мере того как способности исполнителя подошли вплотную к способностям руководителя, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции, харизме или компетенции. Стала возрастать необходимость искать новые основы влияния, способные побудить исполнителя к активному сотрудничеству. Современные управляющие с успехом используют убеждение и участие.
Убеждение. Это эффективный способ передачи своей точки зрения, основанный на власти примера и власти эксперта, но исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. В этом заключается определенная степень самостоятельности исполнителя, и, следовательно, возникает зависимость руководителя от подчиненных. Отдавая часть власти, руководитель увеличивает свое влияние.
Влияние путем убеждения особенно эффективно для организаций, когда у человека нет формальной власти над другими или когда он не может предложить никакого вознаграждения.
Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов. Прежде всего руководитель должен заслуживать доверия. Кроме того, его аргументация должна быть понятна исполнителю, т.е. следует учитывать уровень его интеллектуального развития. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его сотрудника. Наконец, следует максимально точно определить потребности исполнителя и апеллировать к ним.
Самое большое преимущество в использовании убеждения в организации заключается в том, что работник, как правило, старается выполнить задание в срок и качественно, так как считает, что эти действия помогут ему удовлетворить его личные потребности.
Участие. Влияние через участие еще в большей степени использует стремление исполнителей к самостоятельности и инициативе. Руководитель не делает никаких усилий, чтобы убедить исполнителя действовать в соответствии с разработанным планом. Происходит участие исполнителя в принятии решений, что совершенно явно соотносится с потребностями более высокого уровня: компетентность, власть, успех и самореализация. Следовательно, данный подход надо использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активно выраженными.
Власть бывает формальной и реальной.
В этом случае власть и руководство, представленные в виде служебной иерархии, пронизывают всю систему управления любой организации. Но, кроме формальной структуры, существует и неформальное распределение власти и влияния в коллективе, что иногда приводит к несовпадению границ формальной и реальной власти.
Из-за несовпадения границ формальной и реальной власти часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это является положительным моментом, так как чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений. Понимание власти и влияния тесно связано с лидерством.
Лидерство. В основе лидерства лежат отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и наиболее эффективным.
Власть бывает формальной и реальной.
Источники власти— это собственно властное первоначало. Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. Без раскрытия первоисточников власти нельзя ответить на сакраментальный вопрос: почему одни управляют, властвуют, а другие вынуждены им подчиняться? Следовательно, источники власти – это то, что позволяет субъекту претендовать на власть. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, престиж, право, богатство, харизма, тайна, интерес, социальный и политический статус и т. д. В числе названных источников власти важное место занимает авторитет субъекта власти. В основании авторитета лежат качества, которые признаны в обществе в качестве необходимых и желательных для эффективного течения властных отношений. При этом очень важно, когда возникают властные отношения, основанные на идентификации подчиненного (объекта власти) с руководителем (субъектом власти). Авторитет может быть статусный, научный, деловой, моральный, религиозный и др. Основанные на идентификации (отождествлении), властные отношения отличаются особой устойчивостью. Здесь руководитель воспринимается как проводник интересов и представитель объекта власти в различных сферах общественной жизни, прежде всего политической. Другое дело, когда источником власти является сила или угроза ее применения. Сила может быть экономической, социально-политической, военной и т. д. Это принуждающая власть. Она лишена гибкости, функционально ограничена и является властью низшего качества. Применение силовых методов приводит к снижению легитимности власти, росту влияния оппозиции. Наиболее эффективной в демократическом обществе в условиях НТР является власть, источником которой служат знания, компетентность, информация. Она позволяет достичь целей, минимально расходуя свои ресурсы; убедить граждан в их личной заинтересованности в этих целях, превратить противников в союзников. Ресурсы такой власти неисчерпаемы и общедоступны.
Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.
Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.
В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.
Для изменения и корректировки поведения объекта власти в необходимом для субъекта направлении субъект должен иметь в своем распоряжении определенные ресурсы — средства, с помощью которых он может оказывать воздействие на объект. Ресурсы наряду с субъектом и объектом выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Дж. Лассуэлл (1948) выделил 8 основных ресурсов власти, назвав их «основные ценности»: власть, которая может выступать основой для другой, еще большей власти; уважение; моральный долг; любовь; благосостояние; богатство; умение; просвещенность. Даль предложил еще более подробный перечень ресурсов политической власти, включающий свободное время субъекта, деньги и богатство, контроль над рабочими местами, контроль над информацией, социальное положение, обладание харизмой, популярностью и легитимностью, должностные права, способность получить поддержку других людей и групп и др. Предложенный им широкий спектр средств имеет одну общую черту: они позволяют субъекту заставить объект действовать в соответствии со своими намерениями.
Можно ли относить к ресурсам власти любую вещь или любую способность, которая может оказать влияние на поведение и деятельность объекта? Для решения этого вопроса следует разграничить весь список источников власти на «возможности» и «ресурсы». Первые относятся к «внутренней природе» субъектов, вторые — к внешним структурным свойствам. Применительно к индивидуальным субъектам власти «возможности» включают знания, умения, компетентность, силу и т. д., а в отношении коллективных субъектов — качества внутренней организации, мораль, доступность знания, умений и другие компоненты индивидуальных субъектов, способы коммуникации, качества лидерства и т. д. С другой стороны, ресурсы субъектов (как индивидуальные, так и коллективные) включают те ресурсы власти, которые связаны не с внутренними качествами субъекта, а с его отношениями с другими людьми, коллективами и материальными предметами (легитимный авторитет, доступ к средствам массовой коммуникации, контроль над инструментами принуждения, обладание землей, зданиями, средствами производства и т. д.).
Для решения вопроса систематизации и уменьшения объема понятия «ресурсы власти» необходимо ввести некоторые ограничения. Во-первых, понимание ресурсов власти как «средства, которые субъект может использовать для воздействия на объект», необходимо заменить на «средства, которые обеспечивают подчинение объекта субъекту». Во-вторых, к источникам власти необходимо относить только те средства воздействия, которые субъект контролирует и может использовать в нужное время. В-третьих, практически все, что имеет субъект власти в своем распоряжении, может выступать в качестве источника власти, но они не обязательно могут быть использованы в отношении любого объекта власти. Например, деньги не могут влиять на тех, кто в них не нуждается, принуждение и должностные полномочия не будут играть практически никакой роли при попытках воздействия на фанатиков или людей, одержимых собственной «сверхидеей». Ресурсы власти обеспечивают подчинение объектов и управление их поведением не в любых ситуациях, а только при наличии определенных условий. Поэтому, говоря о ресурсах власти, необходимо различать «общие ресурсы власти» и «конкретные ресурсы власти». Общие ресурсы власти — это средства, которые субъект контролирует и может использовать для достижения подчинения объекта. Они включают в себя не все имеющиеся средства воздействия на людей, а только те, которые он может использовать в отношении данного объекта для достижения подчинения и управления поведением. Конкретные ресурсы власти представляют собой те общие ресурсы, которые обеспечивают властное отношение в данных условиях и в данное время. Такое разделение позволяет, кроме прочего, проводить анализ потенциальной власти, связанной с наличием у субъекта общих ресурсов власти, и анализировать существующие властные отношения, которые основываются на конкретных ресурсах власти.
Таким образом, необходимо провести различие между:
1) всеми доступными субъекту власти средствами воздействия на объект;
2) средствами, с помощью которых он может добиться подчинения данного конкретного объекта (общие ресурсы власти) и
3) ресурсами, которые субъект может использовать для подчинения объекта в данных обстоятельствах (конкретные ресурсы власти).
Само по себе обладание ресурсами не обязательно ведет к власти, так как они становятся основой властных отношений лишь в том случае, если субъект обладает соответствующими знанием и умением их использовать. Если субъект не может использовать имеющиеся у него ресурсы власти, то он обладает лишь потенциальной властью (потенциалом для власти) и фактически в данное время не способен добиться подчинения объекта.
Для обладания и осуществления власти субъект должен обладать необходимыми ресурсами и быть способным использовать их для достижения своих целей. Также в качестве условий реализации политической власти должна стать возможность мобилизации ресурсов и готовность применить их в нужный момент.
Следует отметить еще один аспект рассмотрения источников власти. Ресурсы власти становятся эффективными тогда, когда они насущные и редкие (недостаточные). Эти свойства определяют значимость ресурсов. В политологической литературе рассматриваются возможные стратегии, с помощью которых субъект может повысить значимость своих ресурсов. Первая стратегия — «блокировка результатов» — заключается в воспрепятствовании доступу объекта к желаемым для него ценностям. Вторая — «формирование потребностей» — направлена на выработку отношения у объекта к тем или иным ценностям субъекта. Третья стратегия — «расширение властной структуры» — представляет собой создание альтернативных источников реализации потребностей субъекта, снимающих его зависимость от других субъектов. «Отказ» — четвертая стратегия, которая выражается в решении субъекта пересмотреть «цену», которую он платит в процессе обмена с другим субъектам.
Ресурсы власти очень многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов. Согласно одной из них ресурсы делят на утилитарные, принудительные и нормативные. К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; к принудительным — меры уголовного и административного воздействия; к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные.
Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления (деньги, продукты питания, полезные ископаемые и др.).
Социальные ресурсы — способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.).
Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.
Специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Люди — это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы.
Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация (управление) и контроль.
В настоящее время существует классификация источников власти, предложенная X. Хекхаузеном: выделяются шесть ресурсов власти и даются их характеристики:
1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное подкрепление с целью добиться желаемого поведения. В контексте мотивационной теории ожидания объект представляет, что имеется вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит активную потребность, и что объект способен сделать то, чего ждет от него субъект. Вознаграждение должно восприниматься субъектом как достаточно ценное и значимое для него, а задачей субъекта является создание мнения о том, что он обладает именно этим ресурсом. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого ресурса власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.
К недостаткам использования власти вознаграждения необходимо отнести сложность выявления ведущего мотива объекта власти со стороны субъекта. К достоинствам необходимо отнести то, что при правильном определении ведущего мотива затрачиваемые субъектом ресурсы могут быть минимальными. При использовании власти вознаграждения объект стремится находиться в поле действия субъекта вплоть до полной идентификации себя с ним. Широко известное выражение «Ничто не стоит нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» относится как раз к власти вознаграждения.
2. Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, его фрустрацией (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям) и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается, создается угроза фундаментальным потребностям — выживанию или защищенности, потере любви и уважения. Страх является причиной того, почему люди — сознательно или бессознательно — позволяют на себя влиять.
Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение: «Не пора ли власть употребить?» подразумевает в первую очередь применение силы или угрозу ее применения по отношению к оппонентам.
К достоинствам власти принуждения можно отнести, во-первых, возможность получения субъектом быстрого результата и, во-вторых, использование власти принуждения соответствует представлениям о власти, является ее естественным проявлением. Недостатков использования власти принуждения значительно больше. Во-первых, оно предрасполагает к ответным действиям со стороны объекта. При этом необходимо правильно рассчитать ресурсы на случай того, если объект не будет вести себя должным для субъекта образом. Если ресурсы окажутся недостаточными, то больше потеряет (авторитета, влияния) именно субъект, притом что независимость и самоуважение объекта могут существенно вырасти. Объект принуждения постоянно будет стремиться выйти из поля действия субъекта. Использование власти принуждения требует от субъекта больших ресурсов, так как необходимо контролировать все сферы жизни объекта — деятельность и поведение, чувства и эмоции, отношение и т. д.
3. Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательным подчинением установленным правилам и нормам объекта власти. Также используется термин «влияние через традиции». Субъект власти пользуется традицией для удовлетворения потребности объекта в защищенности и принадлежности к определенной социальной группе. Нормативная власть имеет специфическое преимущество в отличие от других ресурсов власти — безличность. Объект власти реагирует не на конкретного человека, а на должность, и это обстоятельство повышает стабильность системы, так как она не зависит от жизни и способностей конкретного субъекта власти. Другой особенностью являются быстрота и предсказуемость влияния с помощью норм, законов, единых и принятых для всех членов общества алгоритмов поведения.
К недостаткам этого вида власти можно отнести то, что следование некогда установленным традициям без учета происходящих изменений может привести к застою. Кроме того, эффективное функционирование нормативной власти присуще главным образом обществам с установившимися традициями и демократической историей, то есть, для правовых государств. Для стран постсоветского пространства нормативная власть не стала эффективной, в чем вина в первую очередь субъектов власти. Законы не работают, не соответствуют ожиданиям людей и зачастую направлены не на улучшение условий жизни.
4. Власть эталона. Она основана на идентификации объекта с субъектом, желании объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными — личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т. д.). Власть эталона соответствует понятию харизматической власти. Харизма — власть, построенная не на логике, не на нормах и традициях, а на силе личностных качеств или способностей лидера. Харизматическая власть определяется отождествлением объектов власти с лидером, влечением к нему, а также потребностью объекта в принадлежности к определенной социальной группе (в данном варианте – к окружению субъекта) и уважении.
Харизматическая власть в отличие от нормативной в своей основе имеет психологические особенности и качества субъекта. Приведем некоторые характеристики харизматической личности:
1) обмен энергией: харизматическая личность излучает энергию и заряжает ей окружающих;
2) внешность: харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает обаянием, прекрасно держится;
3) независимость характера: в своих стремлениях они не полагаются на других, уверены в себе, в своей миссии, не оглядываются на традиции и устоявшееся общественное мнение;
4) хорошие риторические способности: умеют хорошо говорить, обладают высокой способностью к межличностному общению, чрезвычайно убедительны, способны заразить своими идеями, увлечь за собой;
5) восприятие восхищения своей личностью: чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им свое восхищение, они буквально питаются восхищением окружающих, что является для них огромным стимулом; и
6) достойная и уверенная манера держаться: всегда выглядят собранными, владеющими ситуацией, не теряются при различных изменениях и наступлении неожиданных событий.
5. Власть компетентности (знатока). Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь. При реализации власти знатока решающую роль имеют эмоциональные отношения, сложившиеся между субъектом и объектом власти. Если они имеют положительную или нейтральную окраску, то в этом случае становится возможным использование этого источника власти для влияния на объект. При отрицательном отношении, несмотря даже на то, что субъект власти будет по объективным данным обладать особыми знаниями, умениями и навыками, из-за негативного отношения к субъекту власть знатока реализована не будет. К достоинствам власти знатока необходимо отнести то, что возможно быстрое достижение необходимого для субъекта результата без затрат ресурсов.
6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете. В повседневной жизни примером информационной власти выступают шантаж, компромат, пропаганда и т. д.
Специфической разновидностью власти является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:
*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;
*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;
*легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;